Российская национальная театральная премия золотая маска. Фестиваль «Золотая маска» завершился необычной церемонией

    Маска - получить на Академике действующий промокод JOY by JOY или выгодно маска купить со скидкой на распродаже в JOY by JOY

    - «Золотая маска» Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл … Википедия

    ЗОЛОТАЯ МАСКА, российская национальная театральная премия. Учреждена Союзом театральных деятелей в 1994. Присуждается за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства: драме, опере, балете, оперетте (мюзикле), театре кукол. Премии… … Энциклопедический словарь

    Золотая Маска - Masque d or Pour l’article homonyme, voir Masque d Or. Le Masque d or (en russe Золотая Маска) est un festival russe de théâtre créé en 1994 et doté d un prix prestigieux. Le festival accueille des spectacles de théâtre, d opéra, de… … Wikipédia en Français

    Золотая маска - (приз) … Орфографический словарь русского языка

    Золотая маска Всероссийский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. «Золотая Маска» Национальная театральная Премия, которая учреждена в 1994 году Союзом театральных… … Википедия

    Национальная театральная премия "Золотая Маска" Энциклопедия ньюсмейкеров

    История фестиваля и премии "Золотая Маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Театральный фестиваль "Золотая маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за творческие достижения в области театрального искусства. Основные цели премии и фестиваля - … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Маска - Знаменитая золотая маска мумии Тутанхамона. МАСКА (французское masque), 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Ритуальные маски надевались… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

«Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко»

Неполный первый том «Войны и мира» в постановке Петра Фоменко - сенсация 2002 года

В 2002 году самый большой урожай «Золотых масок» собрала «Мастерская Петра Фоменко». Четырехчасовая постановка «Война и мир. Начало романа» по первому тому эпопеи Толстого была названа лучшим спектаклем малой формы, Петр Фоменко получил премию за режиссуру, а Галина Тюнина - за лучшую женскую роль. Ювелирная режиссура и полифония смыслов, деликатность и высокий стиль, фирменная легкость и точность актеров, способных играть энергично и чисто, будто сочиняя на ходу, - спектакль вобрал все, за что обожают «фоменок». В нынешнем виде постановка несколько отличается по составу исполнителей, однако общая атмосфера и энергия присутствия мастера чудесным образом сохраняется даже спустя несколько лет после его ухода из жизни. «Мастерская Петра Фоменко» получала «Золотые маски» неоднократно - не только за «Войну и мир», и многие из награжденных спектаклей идут вовсю в репертуаре при переполненных залах: «Одна абсолютно счастливая деревня» («Золотая маска» 2001 года), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016).

«Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе

Горькая притча о старом гробовщике


Все три спектакля Камы Гинкаса по рассказам Чехова получали «Золотые маски». «Черный монах» (2001), «Дама с собачкой» (2003), «Скрипка Ротшильда» (2006). И все идут в репертуаре по сей день. Последний наградили дважды: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин). В центре внимания - старый мрачный молчун-гробовщик (Валерий Баринов), только что похоронивший жену и теперь среди гробов всех сортов вспоминающий жизнь. Хрустальной чистоты лиризм, постепенно проклевывающийся где-то глубоко внутри героя, способен пробить железобетон.

«Мнимый больной» в Малом театре

Комедия Мольера в постановке Сергея Женовача


Последняя пьеса великого комедиографа Мольера в режиссерском решении мастера-реалиста Сергея Женовача стала не столько сатирой на врачей-шарлатанов, сколько трогательной историей причудливого сопротивления одиночеству. В 2007 году постановка с ведущим артистом труппы Василием Бочкаревым в главной роли получила «Золотую маску» как лучший спектакль большой формы. Это не единственный спектакль Малого театра, награжденный высшей театральной премией, - в 2004 году специальным призом жюри был отмечен «Правда - хорошо, а счастье лучше» по Островскому, тоже поставленный Женовачем.

«Захудалый род» в «Студии театрального искусства»

Консервативный театр в лучшем виде


Авторский театр Сергея Женовача - один из самых популярных в городе, притом что напрочь лишен внешних признаков настоящего времени. Здесь ставят классику, преимущественно русскую, преимущественно в костюмах изображаемой эпохи и строго в соответствии с сюжетом. Но причина популярности все же не только и не столько в осознанном выборе ниши старого доброго театра, сколько в редком уровне мастерства, не только влюбляющего в театр толпы зрителей, но неоднократно отмеченного экспертами и жюри «Золотой маски». Триумфаторами премии в разные годы становились «Битва жизни» по Диккенсу, «Река Потудань» по Платонову и самый первый спектакль «СТИ» - «Захудалый род» по Лескову. В последнем молодые артисты, тогда (в 2007 году) только получившие дипломы, за 4 незаметно пролетающих часа чертовски достоверно и бесконечно трогательно проживают всю историю отдельно взятого дворянского рода позапрошлого столетия.

«Рассказы Шукшина» в Театре наций

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в спектакле, примирившем новаторов и традиционалистов


Лучший российский спектакль в сезоне 2008/2009, по мнению жюри «Золотой маски», поставил латыш Алвис Херманис. «Рассказы Шукшина» в его постановке с именитыми русскими актерами - Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым - спектакль ужасно смешной и ладно скроенный, он состоит из сценок из жизни русской глубинке, которую артисты специально ездили изучать.

«Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова

Выдающийся спектакль Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в главной роли


После «Дяди Вани» (премьера 2009 года) ни у кого не осталось вопросов к назначению литовца Римаса Туминаса на место худрука Вахтанговского театра - это была не первая работа режиссера на знаменитой сцене, но именно с нее нужно отсчитывать эпоху вахтанговского ренессанса. Традиционный для чеховских спектаклей психологизм соединяется с трагическим гротеском, который так любит Туминас, и метафоричностью, свойственной литовской режиссуре вообще. В роли Войницкого - Сергей Маковецкий.

«КукКафе «У.Шекпира» театра «Тень»

Весь Шекспир в одном меню


Вы приходите в кафе, занимаете один из пяти столиков, в меню вместо еды выбираете одну из многочисленных пьес Шекспира (впрочем, и еду потом можно заказать тоже). Когда все сделали свой заказ, представление начнется: в маленьком вертепе для гостей исполнят пять выбранных этим вечером пьес английского барда в формате ультракраткого пересказа силами уморительных кукол. Над созданием работала бригада драматургов и авторская команда лучшего театра кукол Москвы - театра «Тень». Билеты на спектакли этого театра нельзя купить, но можно заказать и дождаться оповещения о предстоящих показах. «КукКафе «У.Шекспира»» получило «Золотую маску» в 2015 году как лучший спектакль театра кукол. Аналогичную награду взял их же спектакль «Эпос о Лиликане» пятью годами ранее, и он тоже сохранился в актуальном репертуаре.

«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»

Абсурдистский боевик по старомодной пьесе - с переодеваниями, электрошоком и кровищей


Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников из ГИТИСа - абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами - по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно у Крымова, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия разом. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона; в подтверждение - две «Золотых маски» 2016 года: за лучший спектакль и лучшую женскую роль (Мария Смольникова).

В том же году театру «Школа драматического искусства» «Золотую маску» принес еще один спектакль - удивительной красоты акустическое полотно старинных шумовых аппаратов «Звуковые ландшафты» композитора Петра Айду, признанное лучшим в конкурсе «Эксперимент». Кроме того, из всех спектаклей «Лаборатории Дмитрия Крымова» в сегодняшнем репертуаре ШДИ имеется еще один лауреат «Золотой маски», и тоже в номинации «Эксперимент» - это «Opus № 7», черно-белый хенд-мейд-иллюзион про Шостаковича.

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии “Золотая маска”, которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий - лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций - столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и “Красный факел” (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор “Золотой маски” Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил “Русский роман” Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль “Гроза” в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило “Магадан/Кабаре” театра “Около дома Станиславского” - как лучший драматический спектакль малой формы.

“Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить “Гамлет” в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать…

Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть”,

Сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле “Русский роман” Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке “Ворон”, а мужскую - Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле “Жили-были” Драматического театра Шарыпово.

Опера

“Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества - нести счастье людям”,

Сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу “Роделинда” в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали “Роделинду”.

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, сыгравшая Виолетту Валери в “Травиате” Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере - Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации “Лучший спектакль в оперетте/мюзикле” стал “Биндюжник и король” Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации “Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле” победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле “Преступление и наказание” Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

“Золотую маску” за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле “Белый. Петербург” Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле “Скрипичный концерт #2” Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете - Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в “Ромео и Джельетте” в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль “Ундина” Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль “Скрипичный концерт #2” Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка “Все пути ведут на север” Театра “Балет Москва”. При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за “Ромео и Джульетту”.

Спецпризы

Премией “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства” были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и “Табакерки” Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в “За поддержку театрального искусства России” был награжден благотворительный фонд “Искусство, наука и спорт”, основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.

Уже заметили, что главные «Золотые маски» в этом году получили Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум и Юрий Итин. Об арестованных по делу «Седьмой студии» говорили со сцены Большого театра почти все, начиная с генерального директора премии Марии Ревякиной и заканчивая Львом Додиным, получавшим финальную «Маску» за лучший драматический спектакль большой формы. И каждый раз зал встречал это единодушным одобрением.

Сюжетно церемония с текстами Валерия Печейкина и музыкой Алексея Наджарова, танцующими роботами и летающими дирижаблями, которую изобретательно поставила Нина Чусова, была посвящена будущему, в котором все люди занимаются искусством и никакие премии уже не важны. Но по сути 24-е вручение национальной театральной премии «Золотая маска» выстроилось в цельный сюжет – можно назвать его гражданским, политическим или сюжетом единения театрального сообщества.

Драма

Эмоциональную речь о том, что театр не должен обслуживать запрос на развлечение, произнесла Алла Демидова, награжденная за лучшую женскую роль в спектакле «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя», где значатся два постановщика – она сама и Кирилл Серебренников.

Михаил Патласов, получая награду за лучший спектакль малой формы – «Чук и Гек» Александринского театра, – предложил молчанием почтить всех жертв политических репрессий. Именно этой теме посвящен сам спектакль, в котором сказка Аркадия Гайдара монтируется с документальными свидетельствами о ГУЛАГе.

Фотогалерея

Специальный приз жюри вручило коллективу «Гоголь-центра» за «смелые поиски языка театральной современности» и пожелало фигурантам дела свободы. Хочется заметить, что в условиях той атмосферы единения и поддержки, которая чувствовалась в зрительном зале, свободу коллегам надо не желать – за нее надо продолжать бороться. Как обойдется с гражданскими заявлениями лауреатов телеканал «Культура», остается только гадать. Вырезать их – значит вырезать половину церемонии.

Но выбор лауреатов в двух самых громких драматических номинациях отправил церемонию не в будущее, а в прошлое. Из 14 спектаклей-номинантов в категории «Большая форма» жюри выбрало «Страх любовь отчаяние» Льва Додина в МДТ. Из более 20 претендентов на звание лучшего режиссера – Юрия Бутусова («Дядя Ваня» в Театре им. Ленсовета). Кажется, что молодых режиссеров и новый театр не рассматривали вовсе. Ни спектакль «Гоголь-центра» «Кузмин. Форель разбивает лед» в постановке Владислава Наставшева. Ни «Розенкранц и Гильденстерн» концептуалиста Дмитрия Волкострелова. Даже номинация «Эксперимент» прошла мимо проекта «В гостях. Европа» немецкого коллектива Rimini Protokoll – едва ли не главных ньюсмейкеров мирового театра нового века. Оба состава жюри – драматического и музыкального театра – назвали лучшим «Экспериментом» спектакль Упсала-цирка «Я – Басё» с участием особых детей и неблагополучных подростков. Это признание важности социального театра, но все же больше эмоциональный выбор – а в новаторских театральных работах хочется видеть победу мысли.

С другой стороны, новый театр прокладывает себе дорогу не обязательно через режиссуру. Одним из главных триумфаторов церемонии стала художник Ксения Перетрухина, поднимавшаяся на сцену несколько раз, в том числе как лучший художник в драматическом театре («Дыхание» в Театре наций).

Балет и танец

В балетных номинациях жюри, как всегда, разрывалось между знаменитыми спектаклями, впервые перенесенными на российскую сцену, и новой авторской хореографией. Результат споров – компромисс.

Лучшим спектаклем названа «Сюита в белом», поставленная в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), а сочиненная на музыку Эдуара Лало Сергеем Лифарем в 1943 г. для Парижской оперы. Этот фантастически красивый белоснежный балет, гимн классическому танцу, был манифестом чистого искусства – пусть по улицам ходят фашисты, мы выше этого и такой гадостью, как политика, не занимаемся. Лифарь после освобождения Франции получил по полной за эту свою позицию – но в истории остался этот балет немыслимой красоты, чуть-чуть перебарщивающий с пафосом (ну, когда отстаиваешь неправедную идею, слог невольно подрастает). В репертуаре МАМТа «Сюита в белом» возникла после прихода на пост худрука балета звезды Парижской оперы Лорана Илера – и дотошный француз добился образцового качества воспроизведения этого текста.

Лучшей работой хореографа признана работа главного балетмейстера Пермской оперы Алексея Мирошниченко. «Золушка» Прокофьева (за нее награжден и Теодор Курентзис как лучший дирижер в балете) – пример не разучивания старинного балета, а сочинения оригинального: Мирошниченко превратил сказку в историю юной балерины Большого театра, в 1957 г. в Москве встретившей своего французского принца. Мирошниченко внятно воспроизвел прокофьевскую лирику и прокофьевский сарказм (в сцене зарубежных гастролей, когда труппа Большого кидается за покупками, зал всегда стонет от хохота) – и оказался победителем в отчетливом противостоянии с Вячеславом Самодуровым, который руководит балетом Екатеринбурга. Ну, кажется, веселую и изобретательную «Снежную королеву» жюри оставило без наград только потому, что екатеринбургский балет уже несколько лет подряд получал награды и явно получит их через год – премьера «Пахиты» в этом сезоне стала сенсацией.

Последний спектакль

Награда за лучшую работу драматурга была вручена Дмитрию Данилову за пьесу «Человек из Подольска», которая была поставлена в Театре.doc. Этот спектакль стал последней режиссерской работой Михаила Угарова, умершего 2 апреля этого года. Зрительный зал почтил память драматурга, режиссера и художественного руководителя Театра.doc стоячей овацией – как и память ушедшего незадолго до него худрука МХТ Олега Табакова.

Премию за лучшую женскую роль получила балерина Большого Анастасия Сташкевич (за отличную роль Новенькой в кровожадном балете Джерома Роббинса «Клетка» – танцовщица, став насекомым, чуть не с урчанием ликвидировала особей противоположного пола).

За лучшую мужскую роль был награжден Нурбек Батулла – казанский артист был главным и единственным танцовщиком в спектакле «Зов начала», хореографическом гимне старинной татарской письменности.

Из множества спектаклей современного танца жюри выбрало «Имаго-ловушку» Татьяны Багановой (екатеринбургские «Провинциальные танцы»). Видимо, история про стрекозу и муравья показалась почтенному жюри самой понятной – не то что какие-то бессюжетные авангардистские эксперименты.

Опера и мюзикл

В том, что музыкальное жюри наградит необыкновенной глубины и человечности оперу Бенджамена Бриттена «Билли Бадд», не было сомнений. Вопрос был только в том, в каком количестве номинаций победит эта копродукция Большого театра и Английской национальной оперы. Жюри проявило чувство меры: «Билли Бадд» назван лучшим спектаклем в опере, а укрепило награду признание Пола Стейнберга как лучшего художника. Хоть остальные участники этого спектакля тоже уверенно оспаривали награды, жюри не забыло о других удачах в оперном жанре. Екатеринбургский спектакль «Пассажирка» был награжден в лице дирижера Оливера фон Дохнаньи и артистки Надежды Бабинцевой, «Фауст» из «Новой оперы» – в лице баса Евгения Ставинского, а «Чаадский» из «Геликон-оперы» – конечно, в лице режиссера Кирилла Серебренникова. Композиторский конкурс в этом году не имел безусловного фаворита. Выбрали пермский Cantos Алексея Сюмака, дублировав победу композитора спецпризом всей команде спектакля. Душой этой команды была сценограф Ксения Перетрухина, она же взяла «Золотую маску» и как лучший художник в драме. Получая обе «Маски», Перетрухина так проникновенно говорила об искусстве и снова о свободе, что церемония обрела подлинную героиню. Российский театр сделал знаки высокого признания одному из своих молодых лидеров.

В номинации «Оперетта/мюзикл» в этом году не состязались театральные компании, лидирующие в развлекательном бизнесе. Победителем стал спектакль Театра на Таганке «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Сам спектакль признан лучшим в жанре, персональные награды получили артист Петр Маркин и режиссер Алексей Франдетти.

Фотогалерея

24-е вручение национальной театральной премии «Золотая маска»