Русская изба: внутреннее убранство.

4-й Всероссийский конкурс ученических исследовательских работ «Классная работа»

« Красный угол избы»

Исследовательская работа

Работу выполнили: Кидырова Софья,

Максимов Никита,

ЧОУ «Свято-Покровская

православная классическая

гимназия г. Саратова»

Руководитель:

ЧОУ «Свято-Покровская

православная классическая

гимназия г. Саратова»

Российская Федерация

Саратов – 2017

1. Введение……………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………………4-

2.1. Что мы знаем о избе..…………………………………..4-5

2.2. Красный угол избы ……………………………………. 5-7

3. Заключение……………………………………………………..8

4. Список литературы и Интернет-источников …………..…….9

Введение

«Без труда хлеб не родится никогда!», «За обедом хлеб всему голова», «Не земля хлеб родит, а небо» - вот такие пословицы к иллюстрации встретились нам в Азбуке. Почему так говорят? При ответе на этот вопрос мы столкнулись с выражением «Хлеб да соль». По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя, что означает пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. В народном понимании хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Отсюда снова возник вопрос «Что такое красный угол?», на который мы не могли дать ответ. Нас это очень заинтересовало: что означает «красный угол»? где он располагался? Какого его символическое значение и роль в обрядовой культуре? Наша работа посвящена красному углу.

Цель исследования: поиск ответа на вопрос «Что такое красный угол избы?»

Задачи исследования:

Провести собственное исследование на тему «Знания обучающихся гимназии о красном угле» на базе 1-4 классов ЧОУ «Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова»;

На основе проведенных исследований и изученной литературы определить роль красного угла в жизни человека и в обрядовой культуре.

Методы исследования

Поиск, изучение и анализ литературы;

Анкетирование обучающихся 1-4 классов;

Обобщение полученных сведений.

Основная часть

1. Что мы знаем о избе

Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою» назывался отапливаемый жилой сруб из брёвен.

Русские избы строили на высоких, сухих местах берегов рек или озёр, так как близко находились к реке и лодке (средство передвижения), окна были обращены «на лето» - на солнечную сторону, которая всегда будет хорошо прогреваться и в доме будет тепло.

Лучшим местом для строительства избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.

Выбирая место для строительства дома, мужчины использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок. И оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.

На самом высоком месте строили обычно церковь и колокольню в центре села.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь – храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – иметь «человеческие» названия частей избы:

· Чело избы – это ее лицо.

· Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,

· Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

· Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора , так же называлось и украшение окна.

· Лоб – так называлась лобовая доска.

· Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Дом – это связь человека с миром природы и с Богом.

2. Красный угол избы

Важным в устройстве русской избы была диагональ «красный угол-печь». Красный угол всегда указывал на Божью сторону (красную сторону). Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, которые образовывали угол, имели окна. Этот угол всегда сравнивался с восходом солнца и югом. А печь указывала на заход солнца, на тьму. И сравнивалась с севером. Печь, священный очаг, ставилась в северной части дома для защиты от злых сил - чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки». В печи готовили пищу, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды.

Молились всегда на образа в красном углу, то есть на восток, где располагается и алтарь в храмах.

При поселении в новый дом, прежде всего, в красном углу размещали икону и хлеб-соль.

Иконы помещались в «красный» угол комнаты для того, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, который входил в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога » связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному , а уж потом - хозяину дома.

Традиционно считалось, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте в определённом порядке. Кио́т - особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Обычно в красном углу размещают «именные» иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, чудотворец), его икона находилась практически в каждом доме. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

Столу придавалось большое значение, стоял он на постоянном месте, в красном углу. Стол – это тоже, что в алтаре престол, поэтому сидеть за ним и вести себя нужно так, как в церкви. Очень важно, «Не бей стола, стол – это Божья ладонь!». Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом.

В красном углу находились не только образа, но лампадка и Библия, молитвенные книги, пасхальное яйцо. Красный угол старались держать в чистоте. В праздники его украшали вышитыми полотенцами, цветами, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки берёзы в Троицу.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая обещало благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почётный, божий) угол.

3. Исследования и практическая работа

Для проведения исследования была разработана анкета следующего содержания:

Как раньше назывался дом?

Из какого материала строились избы?

Какую роль выполняла печь?

Что такое красный угол избы?

Что в нём располагалось?

Интересно ли вам узнать, что располагалось в красном углу и почему?

В 1-4 классах ЧОУ «Свято-Покровской православной классической гимназии г. Саратова были опрошены 62 учащихся.

Основные результаты, полученные в исследовании:

94 % учащихся (58 человек) знают, как раньше назывался дом;

100% учащихся (62 человека) знают, из какого материала в прошлом строились избы;

82% учащихся (51 человек) знают все функции печи;

100% учащихся (62 человека) знают, что такое красный угол избы;

85% учащихся (53 человека) не знают, что еще располагалось в красном углу кроме икон;

100% учащихся (62 человека) заинтересовались, что и почему располагалось в красном углу избы.

По данным результатам мы пришли к выводу, что ребятам эта тема интересна. Свою работу мы представим на уроке литературного чтения по завершении изучения Азбуки, также для учащихся 1-4 классов. На практике эти знания нам пригодятся на уроках литературного чтения, русского языка , окружающего мир.

Заключение

Из всего выше сказанного следует, что красный угол избы в жизни людей играл особую роль, был важным элементом в быту, где совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Подводя итог нашей работы по теме «Красный угол избы», мы сделали вывод, что красный угол и сегодня является предметом быта и занимает важное место в нашей жизни. Он – частица нашей культуры, без прошлого нет настоящего, и не будет будущего.

Список литературы и Интернет-источников

1. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб, 1999;

2. Е. Богушева «Святыни в Доме», Благо Москва, 2006;

3. Н. Блохин «Диковинки красного угла», Москва, 2011,

4. Википедиа https://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB

угол, в избе под образами

Альтернативные описания

В корейской мифологии название обряда камлания; у якутов сверхестественная сила

Внутренний угол

Угол крестьянской избы

В корейских мифах - название обряда камлания

В якутской мифологии - сверхъестественная сила

Бабий угол в избе

Хальвдан (1873 - 1965) - норвежский историк, биограф, политический деятель

Тупик (стар.)

Тупик (устар.)

В корейской мифологии название обряда камлания

В якутской мифологии сверхестественная сила

М. южн. угол, зауголок, закоелок, тупик; вершина или конец глухого захода, залива, заводи, мыса и пр. Загнали волка в кут там ему и капут! Угол крестьянской избы; четыре угла избы отвечают четырем покоям: передней, гостиной, спальне и стряпной; кут, куть, кутник, называется придверный угол и прилавок, коник (твер. пск. ряз. тул. пенз. влад. яросл. костр. ниж. вят.); местами же бабий угол, середа, шелнуша, стряпная за перегородкою, за занавескою (вор. кур. калужск. вологодск. перм. арх. сиб. сар.) в новг. этот же угол, если полати там, а не при дверях; наконец кут красный угол (новг. пск. смол. кур.). Из кута по лавке, шелудяк наголо! бранное на свадебных гостей, дрянные гости. Тащи стол на кут! от печи в красный угол. Садись на кут, да и все тут. Не в том куту сидишь, не те песни поешь. Не мое место впереди сидеть, мое место при куту в углу. Кут, куток южн. угол, уголок; глазной лузг, уголок к носу. Кут новг. (см. кута) род долгих клещей, которыми рыбаки проводят жердь подо льдом, для тяги невода. Кут, кутец, матня бредня, конец или мешок неводной матни; сетчатый мешок вентера. Кутик, у портных треугольный лоскуток, по бокам в подоле мужской рубахи, клин. Трава кутки. Laucanthemum vulgaris, белек. Кутовой, кутной, кутный и кутний, кутцевый, кутиковый, к куту, в разных знач. относящ. Кутовой, вожатый при облаве, старший облавщик. Кутной угол, кут, куть, обычно разумеется угол наискось против коника, где спит хозяйка и иногда бывают нары. Кутное окно, против печи, в куту, оно обычно волоковое. Кутовой конец матни. Кутний зуб, коренной: правильные последний коренной, умный. Кутник м. род нар или примоста, прилавок в избе; где кутью зовут придверный угол, там это коник, прилавок у дверей, ларь для упряжи, зимою курятник; на нем спит хозяин, как страж дома; где куть наискось коника, там кутник нары, постель хозяина с хозяйкою; в казач. местами голубец зовут кутником. Полок в бане. Зап. бобыль, захребетник, батрак, работник, не хозяин. Кутник или куток пск. твер. ухиченный подвал, выход. Полон кутник белых курок? рот в зубы. Кутниковый, к кутпику относящ. Кутовица, подъемная веревка с лавдушком, у кута, слепого или глухого конца (хвоста, кутца) вентера. Куть ж. задний, бабий, второй (по старшинству) угол в избе, кут; место и угол против печного устья, место под полатями; где полати делаются над входом, там куть и коник одно и то же; где полати наискось против коника, или печь обращена челом туда, там куть общее хозяйское ложе, кутник, бабий, жернов угол, и иногда отделяется от печи переборкой или занавескою (пересовцем), вместе со стряпущею. Сидеть в кути, греться перед печью. Кутью зовут и дальний угол леса, поля, леска и пр. сев. Куть южн. зап. красный, почетный угол избы, покуть, почему там кутяне почетные гости: сидит, как поп на покути. Поди в куть (в кут), где мухи ткут. Рано, девка-то молода еще: не из кути, в кут глядит. Кутеник м. ряз. куть, коник, ларь, рундук, прилавок у дверей. Кутень м. кутний зуб. Парнишка на кутнях лежит, коренные зубы режутся


3 Полы
4 Окна
5 Кровля
6 Фундамент
7 Внутренняя отделка
8 Типы изб
9 Красный угол
10 Изба в национальной культуре

Введение

Изба́ - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).

1. История

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

2. Белая изба

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах - из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.Отверстия в доме-окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года.

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами - курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

6. Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

7. Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») - напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

8. Типы изб

Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные. Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.

9. Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим . К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым . Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка . В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом . Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол .

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус , так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

10. Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Литература

· Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8

· Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862-1869.

· Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999 ISBN 5210015890

· Л. В. Тудман «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы». Из-во Прогресс-Традиция. ISBN 5898260617

· Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002 ISBN 5882830303

· О. Н. Шелегина, Лидия Михайловна Русакова «Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII - первая половина XIX в». ВО «Наука», 1992

7 ОСОБЕННЫХ МЕСТ В РУССКОЙ ИЗБЕ
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу - «стол божья ладонь», в огонь
(печь) не плевать - эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом - микрокосм в макрокосме,
свое, противостоящее чужому. Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому
каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим
его миром.

1.ДВЕРИ


Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина
дверь - не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним
и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть
в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» - замок должен
был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система
символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки
косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не
войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога -
ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось
переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом
и пускать вперед себя.

2. ПЕЧЬ

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником
тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых
различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою
олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом
без печи - нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить,
истопить». Основная функция печи - приготовление пищи - осмысливалась не только как
хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось
в вареное, освоенное, чистое.

СКОЛЬКО УГЛОВ В ИЗБЕ


Печь, поставленная в одном из углов избы, образовывала запечье, а другой стороной была
обращена к кутам — углам избы.

Угол, около которого находилось устье печи, считался женским. Обычно его отгораживали
занавеской от остальной части избы. С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский,
кут, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты
и другое «мужское» хозяйство.

Примерно на рубеже XVIII-XIX веков избу начали разгораживать на несколько помещений. Прежде
всего появилась перегородка, отделившая печное устье и место приготовления пищи. Остальное пространство
избы называлось «чистой». Здесь вся семья сходилась во время приемов пищи. В будничные дни женщины
пряли, ткали, шили, вышивали. Здесь же находились дети, вешалась колыбель. В праздничные дни чистая изба
являлась главным местом обрядовых ритуалов, праздничных трапез, приема гостей.

Количество углов в избе, следовательно, определялось их функциональным назначением. Так особенности
уклада крестьянина определили строение его жилища.

3. КРАСНЫЙ УГОЛ

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть
иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков - те объекты, которым придавалась высшая
культурная ценность. Красный угол - священное место в доме, что подчеркивается его названием:
красный - красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший,
почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были
обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением,
свадьбой, похоронами.

4. СТОЛ


Неотъемлемая часть красного угла - стол. Уставленный яствами стол - символ изобилия,
процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь
человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю,
что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол,
так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска»). В различных обрядах особое значение
придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае
пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом
загоревшиеся строения.

5. ЛАВКИ


Вдоль стола, вдоль стен - обратите внимание! - лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для
женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной
угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь,
дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось
12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка
должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого
момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться
невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название
потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. МАТИЦА


Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка,
- матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы
- один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и
хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между
внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на
лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться
за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под
матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. ОКНО


Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома
(окно - око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда
угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было
нежелательным: если залетит в окно птица - быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных
детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было
желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит»,
«Барыня на дворе, а рукава - в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах
наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

О «красном угле» в традиционной русской семье слышали наверняка многие, однако о том, где должен располагаться этот угол, знает далеко не каждый. «Красный угол» в избе иначе называют «большим», «святым», «Божьим» и так далее. Оказывается, что его расположение зависит от места размещения печки - источника тепла в избе.

Расположение “красного угла”

Специальное место, которое предназначается для “красного угла”, в традиционной русской избе находилось по диагонали от дровяной печи. Оно могло находиться как у входной двери, так и в дальнем углу. Однако обязательно должно было располагаться в юго-восточной части избы. Так какая же существует связь между печкой и местом, которое называется в православии “красный угол”?

Устройство традиционной русской избы

В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад - с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада.
А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.

Значение печи и “красного угла” для древних русских

Печь - это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.

Почему “красный” угол?

В русском языке слово "красный" имеет несколько значений. Первое - определенный цвет, а второй - это синоним к слову "красивый", следовательно, "красный угол" можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится "красный угол" в доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.

Отношение к “красному углу”

После принятия христианства в русских семьях было принято хранить иконы. Некоторые люди и по сей день верят в чудодейственную силу икон. Отсюда становится понятным такое бережное отношение к этому месту в доме. “Красный угол” в доме всегда содержится в особой чистоте. Все иконы, расположенные в данной зоне, украшены резьбой и цветами. Здесь также имеется лампадка со свечой. На праздниках самого почетного гостя усаживают ближе к красному углу.

Религиозное значение “красного угла”

Для общения с человеку не обязательно ходить в церковь. В русской избе местом для молитвы и обращения к Господу является “красный угол”. Поэтому в данном месте расположены предметы, которые священны для каждого православного христианина. Это иконы, святые образы, священные книги: библия, молитвенники и другие.

“Красный угол” в квартире

Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище "красный угол", необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому "красный угол" в доме - это не всегда угол в прямом понимании.

Как устроить "красный угол" в квартире?

Святилище в квартире можно создать, приставив к стене высокой столик либо специальный шкафчик, покрыть его красивой скатертью или какой-либо другой нарядной материей. На нее выставить святые образы. Что же касается места “красного угла”, то оно должно быть расположено напротив входной двери. Выбирая место для него, можно также ориентироваться на восток. Для этого нужно определить, где восходит по утрам солнце, и в этой части разместить “красный уголок”. По старорусскому, вернее православному, обычаю, верующим положено молиться глядя на восток. Именно эта символизирует добро, возрождение, веру и надежду. Что же касается высоты такого угла, то он никоим образом не должно располагаться ниже линии глаз. На святые образы нельзя смотреть сверху вниз. А вот расположить его выше уровня глаз вполне уместно. В идеале столик или шкаф должен иметь верхнюю и нижнюю полку. На верхнюю размещают святые образы, подсвечники со свечами, кадильницу, а на нижнюю - святые книги: Библию, Евангелие, молитвенники, церковные календари и прочее.