Самый офигительный народ в мире. Балкарцы (малкарцы) — горный народ, сохранивший свои традиции

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские , кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: , сванами, . Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и . В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов. Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки. Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

Вопрос этногенеза любого народа является одной из важнейших проблем его истории. И никто не подвергает сомнению, что проблема происхождения того или иного народа является комплексной. На этногенетиче-ский процесс действуют самые различные факторы, характеризуемые определенными признаками, специфичными для материальной и духовной культуры народа. Другими словами, этногенетические процессы.жюбого народа протекают на фоне развития его материальной и духовной культуры. Поэтому, чтобы более или менее объективно осветить вопросы этногенеза любого народа, необходимо опираться на данные ряда научных дисциплин (археология, фольклор, этнология, антропо логия, история, языкознание). Только при таком подходе комплексного использования всех этих источников можно объективно решить проблему происхождения балкарцев и карачаевцев, которые составляют две ветви одного и того же народа. В исторической литературе в различные годы существовали и продолжают существовать самые разные версии этногенеза балкаро-карачаевцев. Этим объясняется, что многие крупные ученые уделяли значительное внимание этой важной проблеме. Более того, в 1959 г. в Нальчике была проведена специальная научная сессия, посвященная ей; здесь обсуждены 12 докладов и научных сообщений. В работе этой сессии приняли участие ведущие специалисты-кавказоведы различных областей знаний (историки, этнографы, лингвисты, антропологи, археологи, фольклористы). Разброс их мнений по обсуждаемому вопросу был самый разнообразный. При изучении работы «Балкария» М.Абаева, можно сделать следующие выводы:

1. Этноним «малкар», по мнению М. Абаева, переделан для благозвучия на «балкар».

2. Родоначальником таубиев Малкарского (Балкарского) общества является Малкар, пришедший с плоскости, неизвестного происхождения.

3. Раньше всего образовалось Малкарское (Балкарское) общество, а потом остальные, т. е. ущелья осваивались поочередно.

4. Балкарские таубии образовались поэтапно: сперва таубии от Малкаровых, а затем от Басиата.

5. К моменту прихода в ущелья Малкаровых и Басиата со своим братом там проживали люди (таулу — горцы), о происхождении которых предание умалчивает.

6. Басиат — один из родоначальников балкарских таубиев — сперва поселился в ущелье реки Урух (там, где жили дигорцы), а затем перешел в ущелье реки Черек, т. е. он имеет отношение к предкам осетин.

7. К моменту прихода Басиата в горы их жители не были знакомы с огнестрельным оружием. Это говорит о том, что среди горцев огнестрельное оружие появилось сравнительно недавно. Другими словами, по этому преданию балкарцы сложились как этнос в результате смешения местных и пришлых племен. Процесс этногенеза балкарцев и карачаевцев прошел длительный и противоречивый путь. Если исходить из достижений науки последних лет, то необходимо отметить, что при образовании этих двух родственных народов определенную роль сыграли некоторые местные (чисто кавказские) племена; в результате они принадлежат к кавкасионскому антропологическому типу. Вероятнее всего, такими местными племенами (субстратом), которые сыграли свою роль при этногенезе балкарцев и карачаевцев были некоторые представители потомков Кобанской культуры. При создании антропологического типа балкарцев и карачаевцев большую роль сыграла горная зона Северного Кавказа. Эта среда наложила свой отпечаток на их физический облик. При этногенезе победил язык пришлых племен (в данном случае тюркский), которые принимали участие в формировании балкарцев и карачаевцев. Известную роль в этом процессе сыграли ираноязычные племена, этнически близкие к скифо-сарматам. у современных балкарцев и карачаевцев обнаруживается очень большое сходство с осетинами, кабардинцами и остальными горцами Северного Кавказа в физическом облике, а также материальной и духовной культуре. И наконец, карачаево-балкарский язык подвергся большому влиянию, прежде всего, со стороны осетинского языка. В формировании балкарцев и карачаевцев немаловажную роль сыграли аланы, которые в V-XIII вв.

имели значительное влияние на Северном Кавказе.Большую роль (если не главную) сыграли в формировании балкарцев и карачаевцев пришлые тюркоязыч-ные племена — «черные» булгары (болгары) и кипчаки (половцы). Археологические и иные данные свидетельствуют о том, что проникновение последних в горы Кавказа проходило в виде «двух волн», одну из которых, более раннюю (болгарскую), следует отнести к VII-XIII вв., вторую, более позднюю (кипчакскую),- к рубежу XIH-XIVBB. Они-то и явились тюркоязычными предками карачаевцев и балкарцев. Язык последних и кумыков находится в прямой зависимости с языком половцев, обитавших в степях Северного Кавказа и Украины до XIII в. Таким образом, можно предположить, что кипчаки и в формировании кумыков сыграли свою роль. Тюркоязычные «черные» булгары проникли в горы Кавказа в результате уничтожения их мощного государственного образования Великая Болгария, созданного еще в VI в. на территории между Доном и Кубанью. Были обнаружены следы их проживания в горах Кавказа. Это поселения с земляными валами, погребения в простых земляных ямах (так называемые грунтовые погребения), которые относятся к VII-IX вв. Другим важным тюркоязычным компонентом, который оказал значительное влияние на формирование балкарцев и карачаевцев, являются кипчаки (кыпчаки). В пользу того, что именно кипчаки сыграли главную роль в формировании балкарской и карачаевской народности, выступают и данные языкознания. Ученые пришли к выводу, что именно кипчакский язык более близок к языку балкарцев, карачаевцев и кумыков. Карачаево-балкарцы и кумыки являются ближайшими наследниками кипчаков. Об этом свидетельствует поразительная близость кумыкского и, в особенности, карачаево-балкарского языков к языку кипчаков. Наличие же в этих языках весьма слабых признаков языка булгаров, вероятно, объясняется тем, что «черные» булгары, жившие на Кавказе еще до появления кипчаков, были ассимилированы огузами и слились с местными племенами. В XII-XIV вв. кипчаки играли важную роль в истории Северного Кавказа. Татаро-монгольское нашествие на Северный Кавказ в 1222 г. изменило его политическую и этническую карту. Несмотря на отчаянное сопротивление аланов и кипчаков татаро-монголам, последние, расколов их, разгромили поодиночке. Многие из оставшихся кипчаков и аланов бежали в горы, спасаясь от преследователей. И те кипчаки, которые укрылись в болотах в районе нижнего течения Терека, дали начало кумыкскому этносу, а те, которые укрылись в горах, смешались с местными племенами, в среде которых были уже аланы; в этом процессе тюркские элементы материальной и духовной жизни одержали победу и сложилась тюркоязычная карачаево-балкарская народность. Именно татаро-монгольское нашествие на Северный Кавказ послужило причиной переселения большой группы кипчаков в его горную зону, где они, повторим еще раз, смешались с местными племенами. Этому свидетельство не только данные языкознания и этнографии, где в полном объеме присутствует множество тюркских элементов, но и все сферы материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев: жилище, традиционная пища, фольклор и т. д., а также данные различных направлений знаний, как археологии, антропологии, языкознания, истории, фольклора и т. д.Таким образом, в процессе образования карачаево-балкарской народности приняли участие ираноязычные аланы, тюркоязычные «черные» булгары (болгары) и кипчаки.Именно эти племена при взаимодействии с некоторыми местными племенами создали карачаево-балкарскую народность. Этот процесс завершился в основном после монгольского нашествия на Северный Кавказ.

Читайте также:

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

Аланы-предки балкарцев и карачаевчев

По данным римских авторов, аланы - это «прежние массагеты», а современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен. Следовательно, аланы являлись тюркским племенем. Этот факт подтверждается тем обстоятельством, что среди современных туркменов как отдельная родовая группа сохранились аланы. Интересно напомнить родовые имена этих аланов: Мирши-кар, Болук-аул, Эшек, Аяк-чар, Кара-мугул, Токуз, Кер, Бельке и др. Родоплеменные группы алан проживают и в Узбекистане, Таджикистане, на Алтае.

ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОР

Среди алтайцев существует родовая группа, именующаяся «Аландан келген», т. е. «пришедшие с равнин».

Кроме того, слово «алан» на многих тюркских языках означает понятие «равнина», «долина».

Ближайшие соседи карачаевцев-мегрелы и поныне называют карачаевцев аланами. Этот этноним на Кавказе не знает ни один народ, кроме балкарцев и карачаевцев. Термин «алан» у балкарцев и карачаевцев употребляется при обращении в смысле «сородич», «соплеменник». Кроме перечисленных фактов, о тождестве алан и балкаро-карачаевцев говорят и письменные источники, исходящие из Византии, которые Аланией называли территорию Карачая.

Традиция называть Аланией именно этот регион сохранилась и в географических картах Кавказа XVIII-XIX веков, даже в период строительства Военно-Грузинской дороги через Владикавказ.

Неоспоримыми аргументами в пользу мнения о тюркоязычности алан и их ведущей роли в формировании Карачаево-балкарского народа является так называемая «Зеленчукская надпись» XII в., найденная на карачаевском поселении «Эски-Джурт» (Верхний Архыз), и «Аланское приветствие», зафиксированное византийским поэтом XII века Иоанном Цецем. В Зеленчукской надписи очень легко читаются общетюркские слова и термины: «Ата журт» - родина, отчизна; «Белюнюб» - отделившись; «Зыл» - год; «Де» - повествуй; «Тейри» - верховное божество тюрков Тенгри; «Цахырыф» - призвав; «Алан юртлагъа» - на равнинные поселения; «Багатар» - богатырь и мн. др. Одним словом, надпись повествует о том, что некогда, призвав бога, собравшись вместе, некоторые группы племен решили переселиться на равнину. Надпись гласит о распаде племенного объединения

В аланском приветствии Иоанна Цеца также легко читаются балкаро-карачаевские выражения, ни у кого больше не встречающиеся (т. н. идиоматические выражения) типа «Ой юйюнге!», а также слова: «Кюн» - день; «хош» - добрый; «каитыф» - вернувшись; «катын» - госпожа и др. Все иные попытки прочесть эти документы, вписывая не существующие в них буквы, переставляя слова и буквы и прочими насилиями над текстами, не дают ничего утешительного, кроме бессмысленных нагромождений отдельных слов или личных имен. Имеющиеся в историко-этнографической и лингвистической науке материалы однозначно говорят о том, что аланы были тюркоязычным племенем и являлись одним из основных компонентов в происхождении балкарцев и карачаевцев

Кабардино-Балкарский конфликт

Кабарда вошла в Россию в 1774 году по Кючук — Кайнарджийскому договору с Турцией. В 1921 году в составе РСФСР бы-ла образована Кабардинская АО, с 1922 года объединенная Кабардино-Балкар-ская автономная область, в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1944 по 1957 гг. существовала Кабардинская АССР, а в 1957 году была восста-новлена Кабардино-Балкарская АССР. С 1992 года - Кабардино-Балкарская рес-публика в составе Российской Федерации.

  • Субъекты конфликта: этнические группы (два титульных народа) субъекта Рос-сийской Федерации.
  • Тип конфликта: статусный с перспективой перерастания в этно-территориальный.
  • Стадия конфликта: статусные притязания по изменению этнической иерархии.
  • Уровень этнического риска: средний.

8 марта 1944 года балкарцы были изгнаны из своих жилищ и насильно вывезе-ны в различные районы степного Казахстана, память об этой трагедии жива до сих пор, хотя непосредственных очевидцев события остается все меньше и меньше.

Пос-ле отмены Хрущевым репрессивных актов по отношению к балкарцам, у всех взрос-лых представителей этого народа была взята подписка о том, что по возвращении на Кавказ они не будут претендовать на свои прежние дома и имущества.

После выселения балкарцев передел «освободившийся» территории был осуще-ствлен не столько в пользу ближайших соседей-кабардинцев, сколько по инициативе Л. П. Берия - в пользу Грузинской ССР. Сами балкарцы именно в этом видят истинную подоплеку депортации, официально вызванной «пособничеством с гитле-ровскими оккупантами». Вплоть до начала перестройки стихийные требования со стороны пострадавших балкарцев пересмотреть сложившиеся после их высылки границы рассматривались исключительно как антисоветские выступления и подав-лялись еще на стадии формулировки. Потенциально конфликтную ситуацию смяг-чало еще и то, что в партийно-советской структуре власти этой автономии они были в определенной мере представлены, хотя и составляли менее 10% населения республики.

За тридцать лет после возвращения балкарцев на свою историческую родину в их расселении, в уровне образования и в хозяйственном укладе произошли сущест-венные изменения: часть горцев, чьим традиционным занятием было овцеводство и ткачество, спустилась в долины, получила образование, пополнила слой местной элиты.

Таким образом, создались определенные условия для этнической мобилизации.

В 1990 году состоялся съезд балкарского народа, избравший собственные органы этнонационального представительства, которые, что было достаточно предсказу-емо, вступили в конфликт с Конгрессом кабардинского народа, созданным в 1991 году, - общественно-политической организацией национального движения кабардинцев. Политическое противостояние между официальными органами вла-сти республики, с одной стороны, и национальными движениями, - с другой, не имеет широкой поддержки со стороны рядовых граждан автономии, как кабардин-цев, так и балкарцев. Тем не менее, уже в 1996 году балкарское национальное движе-ние выдвинуло требование по отделению «балкарских территорий» от существую-щей автономии и образованию отдельного субъекта РФ Балкарской республики.

Латентная конфликтогенность в этом регионе обусловлена различным этниче-ским происхождением обеих основных этнических групп «бинациональной» респуб-лики (кабардинцы вместе с адыгейцами и черкесами принадлежат к этнической общности «адыгэ», балкарцы же - алано-тюркского происхождения и родственны осетинам), и, кроме того, социально-психологическим комплексом «меньшинства» у части балкарского населения.

Осетино-Ингушский конфликт

Осетия вошла в состав России, так же как и Кабарда, в 1774 году после русско-турецкой войны. В 1924 году была образована Северо-Осетинская АО (в 1922 году - Юго — Осетинская АО в составе Грузии), в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1992 года - Республика Северная Осетия-Алания в составе Российской Федерации.

Пригородный район, составляющий около половины территории равнинной Ингушетии, перешел под юрисдикцию Северо-Осетинской АССР после депортации ингушей и упразднения Чечено-Ингушской АССР в 1944 году. После реабилитации ингушей и восстановления автономии оставлен в составе Северной Осетии. Числен-ность осетин, проживающих в Республике Северная Осетия-Алания - 335 тыс. чел., ингушей 32,8 тыс. чел. (по данным переписи 1989 года).

Ингушетия вошла в состав России в 1810 году. В 1924 году в составе РСФСР образована Ингушская АО с центром в г. Владикавказе, в 1934 году объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 году преобразованную в автономную республику. В декабре 1992 года Чечено-Ингушетия разделилась на две респуб-лики - Чеченскую и Ингушскую.

  • Субъекты конфликта: титульный народ республики, входящей в состав РФ (осе-тины) и национальное меньшинство (ингуши);
  • Тип конфликта: этнотерриториальный.
  • Стадия конфликта: силовые действия, ситуация «законсервирована» при не-удовлетворенности обеих сторон конфликта.
  • Уровень этнического риска: высокий.

После депортации в 1944 году чеченцев и ингушей в Казахстан и другие реги-оны Средней Азии, часть территории упраздненной республики (в том числе Приго-родный район, традиционно заселяемый ингушами) была передана Северо-Осетинской АССР.

Сохранение Пригородного района в составе этой автономии после реабилита-ции и возвращения ингушей на Кавказ в 1957 году стал источником этнонациональной напряженности, которая до середины восьмидесятых годов носила латент-ный, скрытый характер.

Переходу конфликта в открытую фазу противоборства сторон способствовали, во-первых, принятый в апреле 1991 года закон «О реабилитации репрессирован-ных народов», во-вторых, образование в июне 1992 года Ингушской республики, не подкрепленное решением относительно границ нового субъекта РФ. Таким обра-зом, совершенно очевидно, что инициировали конфликтную ситуацию непродуман-ные действия федеральных органов власти.

Между тем, Пригородный район использовался северо-осетинскими властями для размещения беженцев из Южной Осетии, возникшая в этом районе этно — контактная ситуация (осетины, изгнанные из Грузии, с одной стороны, и ингуши, вос-принимавшие данную территорию как свою «исконную землю», - с другой) не могла не привести, в конечном счете, к массовым действиям, направленным против ингушского населения. Ингуши вторично изгоняются из Оригородного района, на этот раз в не обустроенную Ингушетию без четких административных границ.

В целях стабилизации положения указом президента в октябре 1992 года на территории обеих конфликтующих республик вводится чрезвычайное положение, причем первый глава временной администрации Г. Хижа вместо того, чтобы най-ти компромиссное решение, почти недвусмысленно поддерживает позицию осе-тинской стороны в стремлении спровоцировать Дудаева на открытый конфликт с Москвой и, таким образом, покончить с «чеченской проблемой».

Однако Чечня не поддалась на провокацию и попыткой смягчить возникшую ситуацию (фактической депортации по этническому признаку) стал указ президента о возвращении четырех населенных пунктов ингушам и заселением их ингушскими беженцами.

О неопределенности российской позиции в этом конфликте (позже она прояви-лась и в ходе чеченской войны) говорит и постоянная смена глав временной админи-страции района чрезвычайного положения, один из которых был в августе 1993 года убит неизвестными террористами. Консервация конфликта к настоящему моменту еще не говорит о его разрешении, поэтому, несмотря на возвращение части депор-тированных ингушей в Пригородный район, отношения как между осетинами и ингушами, проживающими в Северной Осетии, так и между обеими республиками остаются весьма напряженными.

Чеченский конфликт

В 1922 году была образована Чеченская АО, в 1934 году объединенная с Ингуш-ской АО, а в 1936 году преобразованная в Чечено-Ингушскую АССР. В 1944 году автономия упразднена в связи с депортацией вайнахов и восстановлена после их реабилитации в 1957 году. В ноябре 1990 года сессия Верховного Совета республики приняла Декларацию о суверенитете и тем самым заявила о своих притязаниях на государственную независимость.

  • Субъекты конфликта: Чеченская республика Ичкерия и Российская Федерация.
  • Тип конфликта: сецесионный.
  • Стадия конфликта: война, приостановленная Хасавюртовскими соглашениями (сентябрь 1996 года).
  • Уровень этнического риска: очень высокий.

Существует немало интерпретаций чеченского конфликта, среди которых до-минирующими представляются две:

1) чеченский кризис есть результат многовековой борьбы чеченского народа против российского колониализма и неоколониализма;

2) этот конфликт есть лишь звено в цепи событий, направленных на развал Российской Федерации вслед за СССР.

В первом подходе в качестве высшей ценности выступает свобода, понимаемая в контексте национальной независимости, во втором - государство и его террито-риальная целостность.

Основное меню

Нельзя не заметить, что обе точки зрения вовсе не исключают друг друга: они просто отражают позиции конфликтующих сторон, и как раз их полная противоположность затрудняет поиски приемлемого компромисса.

Целесообразно выделить три этапа в развитии этого конфликта.

Первый этап. Начало чеченского конфликта следует отнести к концу 1990 года, когда демократическими силами России и национальными движениями в других республиках был выдвинут лозунг борьбы с «империей» и «имперским мышлением», поддержанный российским руководством. Именно тогда по инициативе ближайших соратников Президента России гене-рал-майор авиации Джохар Дудаев был приглашен возглавить Объединенный кон-гресс чеченского народа - основную силу, которой предназначалось сменить преж-нюю партийно-советскую элиту во главе с Доку Завгаевым. В своих стратегических планах (борьба за отделение от России), Дудаев опирался как на радикальное крыло Конфедерации горских народов Кавказа, так и на отдельных закавказских лидеров и весьма быстро обрел статус харизматиче-ского вождя значительной части населения горной Чечни.

Просчет российских демократов, своими руками заложивших «мину» будуще-го конфликта, заключался не только в незнании и непонимании вайнахской психо-логии в целом и менталитета генерала Дудаева, в частности, но и в иллюзиях относи-тельно демократического характера деятельности своего «выдвиженца». Ко всему прочему совершенно не принималась в расчет память о насильственной высылке 500 тысяч чеченцев в казахстанские степи, которая, образно говоря, «пеплом Клааса» стучит в сердце каждого вайнаха - и чеченца, и ингуша.

(Жажда отмщения стала вообще самостоятельным фактором в этом кризисе, особенно с начала ведения военных действий, когда историческая «боль» отступила перед желанием отомстить за товарища, разрушенный дом, искалеченную жизнь, именно это чувство, причем с обеих сторон, постоянно воспроизводило конфликт во все более широких масштабах).

Ситуация двоевластия сохранялась в Чечне вплоть до августа 1991 года, ког-да поддержка Д. Завгаевым ГКЧП сыграла на руку его противникам и привела к власти Объединенный Конгресс Чеченского Народа в лице Дудаева, который, став легитимным главой республики (в выборах приняло участие 72% избирателей, при-чем 90% из них проголосовали за генерала), немедленно делает заявление о предо-ставлении Чечне полной независимости от России. На этом завершается первый этап конфликта.

Второй этап.Непосредственно предшествующий началу военных действий, охватывает период с начала 1992г. до осени 1994г. В течение всего 1992 года под личным руководством Дудаева происходит формирование вооруженных сил Ич-керии, причем оружие частично передается чеченцам на основании заключенных с Москвой соглашений, частично захватывается боевиками. 10 солдат, убитых в феврале 1992 года в столкновениях вокруг складов с боеприпасами, стали первыми жертвами набирающего силу конфликта.

На протяжении всего этого периода ведутся переговоры с российской стороной, причем Чечня неизменно настаивает на формальном признании своей независимости, а Москва столь же неизменно отказывает ей в этом, стремясь вернуть «непокорную» территорию в свое лоно. Складывается, по сути, парадоксальная ситуация, которая впоследствии, после окончания военных действий, вновь, уже в более невыигрышных для России условиях, повторится: Чечня «делает вид», что стала суверенным государ-ством, Федерация «делает вид», что все в порядке и сохранение статуса — кво все еще достижимо.

Между тем с 1992 года в Чечне нарастает антироссийская истерия, культиви-руются традиции кавказской войны, кабинеты украшаются портретами Шамиля и его сподвижников, впервые выдвигается лозунг: «Чечня - субъект Аллаха!» Однако чеченское общество при внешней, несколько показной, консолидации остается пока еще расколотым: оппозиционные силы, опирающие-ся на неприкрытую поддержку Центра (в частности, Автурханов, Гантемиров, Хаджиев) в некоторых районах устанавливают параллельную власть, предпринима-ют попытки «выдавить» дудаевцев из Грозного.

Атмосфера накаляется до предела и в этой ситуации Президент России 30 ноября 1994 года издает Указ № 2137 «О мерах по обеспечению конституционной законно-сти и правопорядка на территории ЧР».

Третий этап. С этого момента начинается отсчет самого драматичного периода в ходе этого конфликта, ибо «восстановление конституционного порядка» оборачи-вается широкомасштабными военными действиями со значительными потерями с обеих сторон, которые, по мнению ряда экспертов, составили около 100000 чел. Материальный ущерб не поддается точному исчислению, однако, судя по косвен-ным данным, превысил 5500 млн. долларов.

Совершенно очевидно, что с декабря 1994 года возврат к исходной точке в разви-тии конфликта становится невозможным, причем для обеих сторон: идеология сепара-тизма, так же как и идеология целостности государства как бы материализуются в убитых, пропавших без вести, измученных и искалеченных людях, в разрушенных городах и селах. Кровавый облик войны превращает стороны конфликта из оппонен-тов в противников - это самый главный итог третьего периода чеченского кризиса.

После ликвидации генерала Дудаева, его обязанности переходят к значительно менее популярному Яндарбиеву. К середине 1995 года российские войска устанавливают контроль над важнейшими населенны-ми пунктами Чечни (Грозным, Бамутом, Ведено и Шатоем), война как будто дви-жется к благоприятному для России исходу.

Однако террористические акции в Буденновске, а спустя полгода в Кизляре, убедительно демонстрируют, что переход чеченцев к автономным «партизанским действиям» вынудит Россию постоянно держать в одном из своих регионов по сути «оккупационные» войска, которые должны будут постоянно сдерживать натиск боевиков, причем при полной поддержке населения.

Насколько был неизбежен сам конфликт? Безусловно, повышенный уровень этнического риска в Чечне всегда существовал, однако события могли пойти по значительно более «мягкому» сценарию при более продуманных, ответственных и непротиворечивых действиях российской стороны.

К факторам, опосредованно усугубивших конфликтную ситуацию относятся: «приглашение» генерала Дудаева в Чечню на основании ложного преставле-ния о его якобы демократических ориентациях; фактическая передача сепаратистам российских вооружений, находившихся на территории Чеченской республики, на первой стадии конфликта; пассивность в переговорном процессе 1992-1993 гг; уже в самом ходе военных действий использование ошибочной тактики соче-тания силового давления с переговорным процессом, которое дезориентировала российскую армию и никак не способствовала укреплению «воинского духа».

Однако основным фактором, который почти не принимался во внимание рос-сийской стороной, стала недо-оценка роли этнического фактора в обеспечении стабильности в Чечне и в целом на Северном Кавказе.

Непонимание специфики национального самосознания не только чеченцев, но и других горских народов российского Кавказа, приводит к преувеличению экономических возможностей разрешения конфликта, кроме того предложения че-ченской стороне исходят из представления об «внеэтничном» и «надэтничном» че-ловеке, который даже в Западной Европе и в США еще не до конца сформировался, и уж совершенно не типичен для народов, находящихся на стадии этнической моби-лизации и воспринимающих себя как жертву иноэтничной экспансии. В этих усло-виях «работают» абсолютно все функции этничности, которая становится «само-ценностью». В этом, пожалуй, и состоит главный урок чеченского конфликта, пока еще не востребованный российскими политиками.

Балкарцами называют народ, заселяющий Балкарию. Это историческая территория на северном склоне Кавказских гор. Она является частью Кабардино-Балкарской республики, которая входит в состав РФ. Балкарский народ представляет собой тюркоязычный этнос. Родственными ему считаются карачаевцы - народ Северного Кавказа.

Численность

Всего в мире насчитывается примерно 125 000 балкарцев. Подавляющее большинство из них проживает в Кабардино-Балкарии.

Где живут

Небольшое количество находится в таких странах, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Также примерно 4 000-5 000 человек живут в США, Турции.

Язык

Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке, который относят к тюркской группе.

Религия

Как и многие народы, в древности балкарцы были язычниками. У них был распространен культ камней, священных деревьев, анимизм. С 17 века среди них начал распространяться ислам. До 19 века наблюдалось смешение разных религиозных обычаев и верований. Сейчас большинство жителей является суннитами (одно из главных направлений в исламе). Однако языческие традиции до сих пор присутствуют в виде праздников, обрядов.

Название

Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горцы». Так же их именовали и соседние народы: осетинское «асами» и «сваны» означает горных жителей. Территория проживания называлась «Балкар» по-черкесски, откуда и произошло современное наименование республики. Грузины называли это место «Малкар».

История

Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения коренного населения (кобанских племен) с аланами, булгарами, кипчаками. Также у них были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В 13 веке татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения. 17 век стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.

В начале 19 века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства 19-20 веков. После революции 1917 года народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошел экономический подъем региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Во время Великой Отечественной войны многие жители региона подверглись террору со стороны НКВД. За год до ее окончания балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.


Нальчик - столица Кабардино-Балкарии

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.


Жилище

Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.

Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.


Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет - приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки - накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.


Еда

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу. Популярные национальные блюда балкарцев:

  1. Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
  2. Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
  3. Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
  4. Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
  5. Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.

Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис - нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко - старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость - уважаемый и почитаемый человек.

Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа - Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.

История

Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария - только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды - Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.

В 1944 «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В дороге погибло 562 человека. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием. История на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.

С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах - балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.

Республика

В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.

Рельеф повышается по мере продвижения на юг - северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.

Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление - перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа - горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.

Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

Религия

С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.

Обычаи

Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских - невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.

На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, - просто невозможно.

Чем знаменита республика

Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Разумеется, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых - снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться.

В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, приезжают сюда и любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.

Транспорт

До крупных городов добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси. Однако путешествовать по перевалам возможно только на очень проходимых автомобилях. Легковая машина сможет передвигаться только в Баксанском ущелье.

Поезда могут довезти до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей недоступна из-за особенностей рельефа.

Кухня

Множество видов сыров, разнообразные продукты из молока, активное употребление овощей - это все Кабардино-Балкария. Ислам - религия, исключающая употребление свинины, поэтому в пищу чаще всего употребляется баранина. Пить жители предпочитают айран - кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то что для большинства Кавказ ассоциируется именно с домашним вином.

Сувениры

Множество вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? Конечно, ислам) дает возможность употреблять в пищу баранину, но ведь животные эти славятся и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.

Очень популярны у туристов изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи - вот то, что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части (Кабардино-Балакарская и Карачаевско-Черкесская республики в составе РФ). Сами себя они называют таулула, т. е. попросту «горцы». И действительно, балкарцы - самый высокогорный народ Кавказа. На территории Балкарии расположены почти все известные «пятитысячники» - высочайшие вершины Кавказа, в том числе - Эльбрус (который балкарцы называют Минги-тау - «Вечная гора»).

Здесь же находятся крупнейшие ледники, а также знаменитая Безенгийская стена - 12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта.

Среди предков балкарцев и карачаевцев были как местные, северокавказские племена, так и тюркские народы - половцы и болгары. Отсюда этнографический парадокс: будучи европеоидами по внешности, балкарцы и карачаевцы говорят на тюркском языке, очень близком к половецкому.

Первые сведения о народах, живущих у подножия Эльбруса, встречаются в письменных источниках XIV века.

В середине XVII века установились непосредственные связи русских с Балкарией, через которую пролегал один из посольских путей в Западную Грузию. В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от их общин подала прошение о принятии в русское подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев, мусульманского вероисповедания и шариатского суда.


Крепостные сооружения карачаевцев и балкарцев

С тех пор балкарцы и карачаевцы исправно служили в русской армии, участвуя во всех крупных войнах Российской империи.
Вот, например, песня, сложенная карачаевцами - участниками русско-японской войны 1904-1905 гг.:

Тронулись мы из Карачая один за другим на Японскую войну,
На Японской войне начали нас обстреливать снарядами
Утопает страна наша в крови, не можем взять гор
Порт-Артура,

Остались мы в руках врагов в этой неверной Японии.
Солнце коснулось ледников японских гор,
Не рассказывайте о нас (сильно будут плакать) девушкам в
Карачае.

С первого дня сражений бродим мы как собаки,
День, когда не воюем, кажется сладким как молоко.
Разбрелись мы по китайским горам,
Осмотрели все вокруг, но не увидели подобных горам Карачая

Взобрались мы на них, тоскуя по горам Карачая,
Многие тогда погибли, сраженные японскими пулями.
Не можем мы в землях неверных воду их пить,
Стараемся мы друг-другу саваны кроить.

Не хотелось нам в юности умирать в этих дальних краях,
Далеко от Карачая мы оказались и не можем вернуться
назад.
Немного юных лет прожили мы в селениях Карачая,
Оказались мы теперь в Японии и попробовали собачатину.

В Карачае девушки причитают:
- Если эта река ведет к Японии, бросимся в реку,
Письма, пришедшие от солдат, прижимая к себе, будем
спать.

Сверкают на солнце камни японских гор,
Погибают Карачая юные сыны.
Когда в бой мы двинемся, скачем, не сдерживая коней.
В отличие от других частей, нас японцы одолеть не
могут.

Пуля попала Каракетову Мырзаю бедному в поясницу,
Не смог в тот день проявить он свой тигриный нрав.
Скачет Мырзай Каракетов впереди всего войска,
Саблей бьет молодой Мырзай яростно японских солдат.
Такого джигита не часто матери рождают,
Каракетов Мырзай - батыр от пуль не прячется.

(Подстрочный перевод Ш.М. Батчаева)



На русско-японской войне 1904-1905 гг.


Карачаевцы, в частности, входил в состав Дикой дивизии, ставшей гордостью русской армии. В ее истории нет случая даже единоличного дезертирства. Очевидец с восхищением писал о действиях воинов "Дикой дивизии" в годы Первой мировой войны: «Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым,как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атакахрассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов "дьяволами в мохнатых шапках". И действительно, одним своим видом, такимдалеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…» (Брешко-Брешковский). Большинство карачаевцев вошло в состав 3-й сотни. Всего в сотне было 136 человек. Из них карачаевцев - 87, русских - 13, ногайцев, черкесов и абазин - 36 человек.

Но при Советской власти, в годы Великой Отечественной войны карачаевцы и балкарцы подверглись беспрецедентному террору - в 1943-1944 гг. их поголовно сослали в Среднюю Азию и Казахстан. Особый цинизм этой акции состоял в том, что карачаевцы были высланы перед празднованием Октябрьской революции 2-3 ноября, балкарцы - в Международный женский день 8 марта (праздничный сюрприз ожидал и чеченцев с ингушами, депортация которых началась в День Советской армии и Военно-морского флота 23 февраля).

Всего было депортировано 69 000 карачаевцев и 37 000 балкарцев. По данным Научно-исследовательском институте Карачаево-Черкесии, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.

Официальным основанием к депортации служила якобы массовая "измена родине", "неспособность Балкарии защитить Эльбрус". По официальным данным прокуратуры Карачаевской АО, на всей территории области было возбуждено 673 судебных дела за измену и сотрудничество с фашистами. Из них были переданы в суд 449 дел. К уголовной ответственности были привлечены за измену Родине всего около 270 человек. 15 апреля 1943 года НКВД и Прокуратура СССР издали совместную директиву, на основании которой 9 августа 1943 года за пределы области было выслано 110 семей (472 человек) карачаевских «бандглаварей» и «активных бандитов» вместе с семьями.

Среди балкарцев имелись дезертиры - до 5500 на 25 305 человек, призванных в армию. На май 1943 г. на территории Кабардино-Балкарии действовали 44 бандгруппы (941 человек), в них оказались многие партийные и советские работники.

Между тем тысячи карачаевцев и балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115-й кабардино-балкарской кавалерийской дивизии и в партизанских отрядах. Почти все они были награждены орденами и медалями.

"Я был в составе войск, прорывавших Ленинградскую блокаду, - пишет в своих воспоминаниях ветеран войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени балкарец Магомед Узеирович Созаев, житель пос. Белая речка Кабардино-Балкарской республики. - Дважды получал ранения, лежал с контузией в военном госпитале. Оттуда написал несколько писем домой. Все они вернулись обратно с пометкой "адресат выбыл". Удивлению моему не было предела... в конце концов я оказался в Ошской области и там разыскал родных. Из близких мне людей в Средней Азии умерли: отец, дочь, сын, две сестры и их дети».

Только в 1956-1957 годах советское правительство признало репрессии против кавказских и других народов ошибочными и незаконными, после чего была восстановлена их государственность, а переселенцам разрешили вернуться на родину.


Сегодня в России насчитывается примерно 108 тысяч балкарцев. Карачаевцев почти вдвое больше - около 192 тыс. человек.

***
Балкарцы и карачаевцы удостоились очень лестных отзывов от российских и зарубежных ученых-этнографов.
Например, генерал-лейтенант русской армии Бларамберг в 1830-х годах писал: «В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей».

Русский этнограф Рукавишников отмечал, что «трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в карачаево-балкарском обществе, а лень – порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ».

В.Тепцов, наблюдавший горцев в конце XIX века, сообщает: «Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».

В XVI-XVII веках балкарцы и карачаевцы приняли ислам. Однако даже триста лет спустя их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни. В честь святого Георгия был назван один из месяцев, а также вторник: Геюрге кюн.

Несмотря на исламский обычай многоженства, балкарцы обычно брали лишь одну жену. Те же, которые имели двух или трех, обращались со своими супругами очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, была скорее подругой, а не служанкой у своего мужа.

По словам русского географа Новицкого, балкарцы - смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

Балкарцев и карачаевцев нельзя причислить к известным народам Земли. Но один их продукт знает весь мир. Это - кефир.