Сценарий баян сольный концерт школе. Сценарий концертной программы творческих дарований «шире круг

Сценарий концерта, посвященного

Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники

Подготовила преподаватель Никульшина Юлия Викторовна

Программа концерта:

1.И.Цветков «Интермеццо» - исполняет оркестр баянистов и аккордеонистов

руководитель Михеев С.А.

2. Терем-квартет «Импровизация в стиле кантри», Е.Дербенко «Кубанская залихватская»

Исполняет ансамбль преподавателей

руководитель Никульшина Ю. В.

4. Д.Самойлов «Кадриль-шутка»- исполняет трио: Шинкарев Илья, Урманов Даниил,

Кузнеченко Ставр

преподаватель Довгопол Ж. Я.

5.Е.Дербенко «Киндер-сюрприз»-исполняет Малафаев Николай

преподаватель Мирошниченко О.М.

6.Е.Дербенко «Аты-баты, шли солдаты»-исполняет ансамбль «Классная компания»

руководитель Довгопол Ж.Я.

7. «Словацкая полька»-исполняют Звягольская Екатерина, Соболева Ирина

преподаватель Науменко Т.В.

8. Казачья песня «Снежочки»-исполняют: Глущенко Михаил, Глущенко Сергей,

Глущенко Александр Викторович

9.И.Альбенис «Астурия»-исполняет Золотых Даниил

преподаватель Винокурова Л.П.

10.В.Семенов «Сюита № 2» Фанфары. Марш. Серенада. Кукушечка. Гармоника

преподаватель Винокурова Л.П.

11.С.Власов «Босса-нова»-исполняет Щетинин Сергей

преподаватель Винокурова Л.П.

12.Е.Дербенко «Коллаж», П.Фроссини «Карусель»-исполняет шоу-дуэт «Виртуозы»

14.А.Островский «Солнечный круг»-исполняют: учащиеся ОНИ ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова, студенты КМК им. Г.В.Свиридова, шоу-дуэт «Виртуозы»

Ход концерта:

Супер закрыт

Приветственные фанфары

Супер открывается

1.И.Цветков «Интермеццо» исп. оркестр баянистов и аккордеонистов

ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова.

рук. Михеев С. А.

Ведущая.

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в этом уютном зале. Наш праздничный концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники открыл оркестр баянистов и аккордеонистов «Детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова» под управлением Михеева Сергея Александровича.

Этого праздника нет в официальном календаре. Его придумал в 2009 году известный российский баянист Фридрих Робертович Липс. Его инициатива - ежегодно, в третью субботу марта, проводить День баяна, аккордеона и гармоники вызвала к жизни уникальное фестивальное движение. Уже пятый год подряд в этот мартовский день во многих городах России звучат переливчатые голоса любимых народных инструментов.

Таким образом, третья суббота марта стала знаковой для всех, кто причастен к искусству игры на народных инструментах – исполнителей-профессионалов, педагогов и любителей. В 2010 году ярким событием стал «Первый красноярский фестиваль баяна, аккордеона и гармоники». В 2011 году эту дату решили отметить в Кемерово, где прошел первый фестиваль «Виват, баян!». В 2013 году в концертном зале Воронежской областной филармонии состоялся концерт с участием Лауреатов всероссийских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, студентов и выпускников учебных заведений города Воронежа. В 2014 году такие же концерты прошли в Белгороде, Нижнем Новгороде и Курске. С 2009 года, каждую третью субботу марта, в концертном зале РАМ им. Гнесиных, в рамках празднования Дня баяна, аккордеона и гармоники собираются и показывают свое мастерство лучшие исполнители на этих инструментах со всего мира.

Наша школа решила поддержать фестивальное движение и уже второй год подряд в Курске проводится концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники.

На сцене ансамбль преподавателей «Детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова»

2.Терем-квартет «Импровизация в стиле кантри»

3.Е.Дербенко «Кубанская залихватская»

рук. Никульшина Ю. В.

Ведущая.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая тульская гармоника. В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили вначале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармоники возрастал. Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Их можно встретить уже и в Нижегородской, Тверской, Ярославской губернии. Инструмент того времени мы можем увидеть на картине Венецианова «Девушка с гармоникой», написанной им в Тверской губернии. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

4. Д.Самойлов "Кадриль-шутка" исп. трио: Шинкарев Илья,

Урманов Даниил,

Кузнеченко Ставр

преп. Довгопол Ж. Я.

Ведущая.

Баян, аккордеон и гармоника всегда были любимы и популярны в России... Сегодня мы хотим рассказать о некоторых исполнителях на этих замечательных инструментах живущих в нашем городе.

Заслуженный артист Российской Федерации Юрий Ткачёв. Не одно поколение исполнителей знает этого замечательного человека. Талантливый музыкант, педагог, руководитель ансамбля «Русская мозаика».

С 1988 работает артистом Курской государственной филармонии, выступает в качестве солиста – инструменталиста и концертмейстера. Юрий Николаевич владеет несколькими разновидностями гармоники, что использует в концертных программах ансамбля. С 1988 преподает в Курском музыкальном колледже им. Г. В. Свиридова. С 1994 начал свою деятельность в качестве художественного руководителя ансамбля «Русская Мозаика». В 2005 Юрию Николаевичу Ткачёву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РФ».

5. Е.Дербенко "Киндер-сюрприз" исп. Малафаев Николай

преп. Мирошниченко О. М.

6. Е.Дербенко "Аты-баты, шли солдаты" исп. ансамбль "Классная компания"

преп. Довгопол Ж.Я.

Ведущая.

Для исполнителей на баяне, аккордеоне и гармони проводится множество конкурсов и фестивалей. В Курске стало доброй традицией проводить конкурс – фестиваль им. Виктора Федоровича Гридина. Нашего земляка, выдающегося виртуоза-исполнителя и композитора. Сочинения и обработки народных мелодий, сделанные Гридиным входят в репертуар многих прославленных музыкантов мира.

Постоянными участниками фестиваля являются наши курские баянисты–виртуозы Сергей Сидоров и Алексей Клевцов.

Солист Курской государственной филармонии, солист оркестра народных инструментов им. В.Ф.Гридина Сергей Сидоров хорошо известен ценителям народного искусства не только в Курске и Курской области, но и за её пределами. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, замечательный музыкант – исполнитель, концертмейстер, Сергей, неизменный участник праздничных мероприятий на концертных площадках города и области.

Концертмейстер Курского колледжа культуры, артист оркестра народных инструментов им. В.Ф.Гридина Курской государственной филармонии, Лауреат международных конкурсов Алексей Клевцов так же хорошо известен в кругу профессиональных музыкантов города и области. Талантливый аккомпаниатор и аранжировщик, Алексей, постоянный участник городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.

В декабре 2013 года музыканты создали дуэт «Концертина». Коллектив существует чуть более года, но он уже полюбился курской публике. Его выступления проходят с неизменным успехом. Репертуар ансамбля постоянно пополняется. В исполнении дуэта можно услышать классические произведения, обработки народной музыки, пьесы современных композиторов.

7. «Словацкая полька» исп. дуэт Звягольская Екатерина,

Соболева Ирина

преп. Науменко Т.В.

Ведущая.

В 2013 году в Курск приехал лауреат Международных конкурсов, выпускник Орловского института искусств гармонист Дмитрий Шилов. Он начинает работать преподавателем в Курском музыкальном колледже по классу гармони и становится солистом Курской государственной филармонии. Дмитрий сразу же полюбился курской публике. Его выступления отличаются необычайной виртуозностью, артистизмом, несут в себе большой эмоциональный заряд. Репертуар музыканта постоянно пополняется новыми произведениями современных композиторов и пьесами самого Дмитрия.

8. Казачья песня "Снежочки" исп. семья Глущенко: Михаил, Сергей и

Александр Викторович

Ведущая.

В нашем сегодняшнем концерте принимают участие студенты Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова. Все они обучаются у замечательного педагога – Винокуровой Любови Павловны.

За время своей педагогической работы Любовь Павловна воспитала не одно поколение талантливых музыкантов. Многие её выпускники стали преподавателями в школах искусств, артистами оркестров народных инструментов в разных городах нашей Родины, сольными исполнителями.

9.И.Альбенис «Астурия» исполняет Золотых Даниил

преп. Винокурова Л.П.

10.В.Семенов Сюита №2 Фанфары. Марш.

исп. студент I курса КМК им. Г.В.Свиридова Куренков Иван

преп. Винокурова Л.П.

11.С.Власов «Босса-нова» исп. студент IV курса КМК им. Г.В.Свиридова

Лауреат областных, всероссийских

и международных конкурсов

Щетинин Сергей

преп. Винокурова Л.П.

Фильм о шоу-дуэте «Виртуозы»

Ведущая.

На сцене гости нашего праздника – Лауреат всероссийских и международных конкурсов, шоу – дуэт «Виртуозы» в составе Владимира Киреева и Владислава Евдокимова. Встречаем…

13. Е.Дербенко «Коллаж»

14.Фроссини «Карусель»

Дети читают стихи:

Дядя Вова, дядя Влад Мы хотим как «Виртуозы»

Здорово играете Быстро пальцами играть

Но у нас один вопрос: Ну, пожалуйста, возьмите.

-«В группу принимаете?» Вместе будем выступать!

«Виртуозы»:

Ну конечно, приходите

Инструмент с собой берите

И сыграем, и споём

Вместе с вами зал зажжем!

14. А.Островский «Солнечный круг» исп.: учащиеся ОНИ ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова, студенты КМК

им. Г.В.Свиридова, шоу-дуэт «Виртуозы»

Ведущая.

Наш праздник – это один из шагов для привлечения внимания к баяну, аккордеону и гармони. Инструменты заслужили этот день исторически, ведь они сопровождали жизнь человека и в счастливых событиях, и в минуты отдыха, и во время ратных дел.

Только через возрождение интереса и внимания к музыкальному искусству, через расширение круга любителей баяна, аккордеона и гармони возможно восстановление былого уважения к этим инструментам в нашей жизни. Празднование Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони - большой шаг в этом деле. И то, что с каждым годом ширится круг участников и зрителей концерта, тому надежное подтверждение!

Наш концерт окончен. Спасибо за внимание.

Сценарий утверждён 15.03.2015г.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ ДОД ДШИ №1им. Г.В.Свиридова

г. Курска Курской области

Разделы: Музыка

Ведущая : Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Начинаем концерт класса, который мы назвали “Музыкальный калейдоскоп”. В нашем концерте будут звучать произведения разных композиторов, жанров, народные песни, полифонические произведения, танцы, ансамбли.

Открывает наш концерт “Прелюдия” . Это не случайно, ведь прелюдия – это вступительная часть, вступительный раздел, ее назначение – настроить слушателя на то, что главное, основное, что последует дальше.

Звучит “Прелюдия” Д. Самойлова в исполнении Ильи Жукова и Ивана Говорухина.

Тимофей Бессонов :

Прыгнул зайчик на окошко –
Яркий, шустрый, озорной.
Посидел он там немножко
И давай играть со мной.

Ведущая : Наверное слушатели уже догадались, что сейчас прозвучит пьеса “Солнечный зайчик”.

Звучит пьеса Романа Бажилина “Солнечный зайчик” в исполнении Т.Бессонова и педагога.

Ведущая : Народные песни, в них раскрывается духовное богатство народа, вся его жизнь: историческое прошлое, повседневный быт, мечта о лучшей доле.

Сейчас в исполнении Дианы Здобняковой вы услышите русскую народную песню “Не летай, соловей”.

Ведущая : Русскую народную песню “Во саду ли, в огороде” можно отнести к классическим примерам песенного жанра. Она выдержала испытанием времени. Ведь далеко не всем песням суждена долгая жизнь.

Ваня Говорухин исполнит “Во саду ли, в огороде” в обр. Г.Бойцовой.

Тимофей Бессонов: А в далекой Африке жил страшный разбойник Бармалей.

Исполняет “Марш Бармалея” А.Латышева.

Ведущая: А сейчас новый вид музицирования – игра под фонограмму. Никита Киселев исполнит “Юмореску” А.Новоселова , композитора и аранжировщика из Омска. Юмореска – это небольшая пьеса шутливого характера.

Ведущая: Джаз – музыкальный жанр, сформировавшийся в США в начале XIX в., основу которого составляет афроамериканский фольклор. В отличие от академического музыкального искусства основополагающее значение в джазе имеет импровизация. Типы и средства импровизационной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различных стилевых направлений. Одно из них – блюз. Блюз (англ. – меланхолия, грусть). Сольная лирическая песня американских негров, возникшая во второй половине XIX в. Вначале блюз исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже фортепиано или инструментального ансамбля. Наряду с вокальной формой блюза существует и инструментальная, также получившая чрезвычайное распространение в 20-е годы XX в. Именно она широко представлена в современном джазе, составляя основу репертуара большинства исполнителей.

Илья Жуков:

Я понял блюза алгоритм –
душа и ритм, душа и ритм…
Всё очень просто, в самом деле:
сначала медленно качели
меня несут то вверх, то вниз -
вот в верхней точке я завис
и плавно полетел-поплыл,
не шевелясь, не тратя сил.

Звучит Блюз А.Доренского .

Ведущая: Танцы. Они сопровождают человека на протяжение всей жизни. Все известны вальс, веселая полька, венгерский чардаш, торжественный полонез, русский хоровод. Некоторые танцы мы сейчас услышим.

Вальс. Вероятно, это была первая в истории мировой культуры “эпидемия” танца, охватившая мир на столь продолжительное время. Скромный австро-немецкий танец вальс за считанные годы превратился из крестьянского в городской и закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу.

Живой, легкий, полетный, искрящийся томный, поэтичный, гибкий, нежный, он был и остается вечным символом романтизма, упоенностью благородной красотой высокой любви.

Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И все же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но помогает увидеть ценность его творений.

Фортепианные вальсы Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, К. М. Вебера; симфонические Вальс-фантазия М. Глинки, вальсы Я. Сибелиуса, М. Равеля, балетные и симфонические вальсы П. Чайковского, наконец, танцы “короля вальса” Иоганна Штрауса – все это принадлежит сокровищнице музыкальной классики, счастливо примеряя своей красотой соперничающие жанры популярной и серьезной музыки.

В исполнении Дианы Здобняковой прозвучит Вальс И. Кола.

Ведущая: Танго. Один из самых популярных танцев XX века, причудливо сочетающий энергичность и томность, танго являет собой пример богатого и сложного взаимодействия культур разных народов.

Танго зародилось в середине XIX века в Севилье – центре испанкой провинции Андалусия. Это были песенка шутливого характера в двухдольном размере. Андалусийское танго по ритму было весьма похоже на кубинскую хабанеру, популярную и в Испании. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Еще десятилетием позже возникло так называемое креольское танго, по-своему переработавшее все те же испанские, кубинские и аргентинские элементы. И наконец, на рубеже XIX и XX веков появилось знаменитое аргентинское танго, парный танец, в котором партнеры танцуют, обняв друг друга за плечи.

Бабушкино танго

Был вечер отличный,
Певец симпатичный
На телеэкране
Ревел в микрофон,
А рядом на стуле
Дремала бабуля,
Она улыбалась
И видела сон.

Ах, бабушкина юность -
Совсем другие песни,
Совсем другие танцы -
Нам всё это смешно.
Ах, бабушкина юность,
А всё же интересно
Вчера была и кажется,
И кажется давно.

Глеб Белоруссов исполнят “Бабушкино танго” Е.Конновой .

И в заключении нашего концерта Илья Жуков сыграет веселую пьесу в стиле кантри. Кантри – стиль музицирования, основанный на песенных и танцевальных мелодиях, завезенных в Америку из Европу и принявших влияние негритянской музыкальной культуры. Это проявляется в ритмике и непринужденной манере исполнения и использования инструментов банджо и губной гармоники.

Звучит пьеса А.Доренского “Рыжий ковбой” в исполнении Ильи Жукова.

На этом наш концерт подошел к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Сценарий тематического концерта «В гостях у аккордеона»

Здравствуйте дорогие друзья.

Здравствуйте уважаемые родители, ребята.

Сегодня мы пригласили Вас на концерт, который называется «В гостях у аккордеона». Я думаю, что в зале собрались истинные любители и ценители народной и эстрадной музыки, исполняемой на аккордеоне.

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике.

Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник в сельском клубе, ни большой концерт, транслируемый по телевидению.

А ведь аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крым. татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

Концертные номера

Р.н.п «Камаринская» - исп. Пономаренко С.

Крымскотатарская народная мелодия «Кхалабалык»

Крымскотатарская народная шуточная песня «Кхалайлы казан» - исп. дуэт Эмурлаев Ахмет и его папа Энвер Серверович

Р.н.т. «Кардиль» - исп. Москаленко А.

Укр.н.п. «И шумит и гуде» - исп. Жданов Ж.

Р.н.п. «Во поле береза стояла» - исп. дуэт аккордеонистов Эмурлаев А. и Ускова К.

Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев.

Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках.

На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон.

Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон

Концертные номера

Эд. Калмановский «Алеша» - исп. Эмурлаев А.

В. Баснер «На безымянной высоте» - исп. Ускова К.

Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т.к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

«Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши,

и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил»

Концертные номера

Бетховен «Романс» - исп. Кузьмищев Р.

Афанасьев «Гляжу в озера синие» - исп. Ансамбль балалаек

Р.н.п. «Светит месяц» - исп. Гимаев Т.

Шуровский «Козак» - исп. Гимаев Т.

Сколько стихов, песен и шуточных и лирических посвящены аккордеону.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом. На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

Концертные номера

И.С. Бах «Ария» - исп. Москаленко А.

Циполи «Фугетта» - исп. Томилин Г.

В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения и включают в них элементы джазовой гармонии.

Концертные номера

Доренский «Марш силовых акробатов» - исп. Ускова К.

Доренский «Верхом на пони» - исп. Пивоваров М.

Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные.

А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов. И инструменты уже у них стоят более 20 тыс. евро.

Вот и наша школа названа в честь Г. Г. Шендерева, который и сам участвовал в конкурсах и много писал произведений для таких молодых талантливых исполнителей.

Концертные номера

Г. Шендерев «Русский танец» - исп. Томилин Г.

И еще немножко информации об аккордеоне.

На развитие образования большую позитивную роль аккордеонной школы оказала Прибалтика. Именно там были созданы не только первые школы игры, но и первые консерватории, где обучались аккордеонисты. Ведь консерваторское образование в России для аккордеонистов – исполнителей отсутствовало вплоть до 1970г. В 1975г. в Германии одним из победителей конкурса стал исполнитель на клавишном аккордеоне Ю. Дранга. Его сын П. Дранга продолжает покорять высокие олимпы на конкурсах аккордеонистов и в наше время.

В России (г. Москве) существует лучший в мире самый обширный Музей гармоники. Есть чуть меньше музей национальных гармошек в Германии, Италии, и музей аккордеона в Америке. Самые известные ведущие западные фирмы, которые производят аккордеоны это немецкие и итальянские.

Наши инструменты немного не дотягивают до западного уровня. Но кто знает, может и из наших ребят кто-то станет известным музыкантом, композитором, а может и создателем новых моделей аккордеона.

Концертные номера

Р.н.п. «Ах, улица широкая» обр. Суркова

Завальный «Лирический танец»

Н. Бажилин «Летний дождик»- исп. Ансамбль аккордеонистов

Эмурлаев А., Томилин Г., Пономаренко С., Москаленко А., Ускова К.

Из распахнутых навстречу окон

Все играет и поет аккордеон

Льются звуки удивительной красы

Подпевают в ход осипшие басы.

Торжествует и живет через века,

Разверну, как душу он свои меха

С черно-белых клавиш льется чистота

И звучит в его аккордах доброта

По басовым кнопкам пальчики снуют

То взлетают они вверх, вниз бегут

И скрипят устало старые ремни

Будто просят музыканта – отдохни.

Вот и наш концерт подошел к завершению. Будем рады снова увидеть Вас в нашем концертном зале на очередной встрече «В гостях у аккордеона»

Праздник "Весёлая гармонь", приуроченный ко Дню пожилого человека, проведен 29 сентября 2013 года в деревне Городище Череповецкого района Вологодской области .

1. Вступительное слово ведущих. Поздравление пожилых людей, рассказ о популярном в русских деревнях инструменте - гармони.
2. Игра для детей и взрослых «Угадай мелодию». В исполнении гармониста звучат популярные мелодии, которые угадывают дети и взрослые (подпевают).

"Барыня" (народная)
"Ветка сирени" (В. Залкин)
"В лесу родилась елочка"
"Напилася я пьяна" (народная)
"Смуглянка" (Я. Шведов, А. Новиков)
"Молодая" (Е. Амирамов)
"Ой, мороз, мороз" (народная)
"Ламбада" (Kaoma )
"Облака, белогривые лошадки" (С. Козлов, В. Шаинский)
"Ваше благородие, госпожа удача" (Б.Окуджава, И. Шварц)
"Синий платочек" (К. Галицкий, Е. Петерсбургский)
"Вот кто-то с горочки спустился" (народная)
"Пусть бегут неуклюже" (А.Тимофеев, В.Шаинский)

"Старый клен" (М.Матусовский, А. Пахмутова)
"Бесаме мучо" (Консуэло Веласкес )
"Стою на полустаночке…" (И. Китаев, М. Анчаров)

3. Игра «Любовь дроздов»
Все встают в круг, рассчитываются на "Дрозд первый" и "Дрозд второй", после чего «первые» приседают, «вторые» расправляют крылья. Под звуки гармони «вторые» выходят вперед, внутрь круга, а «первые» теснятся друг к другу. Первые встают лицом ко вторым, образуя внутренний круг. Когда играет гармонь (например, "Танец маленьких утят"), круги идут в разные стороны. Музыка остановилась - останавливаются и круги.

По команде все начинают произносить слова и показывать на ту часть тела, о которой идёт речь. Слова следующие: «Ты дрозд, и я дрозд, у тебя нос и у меня нос, у тебя щёчки алые и у меня щёчки алые, мы с тобой два друга (жмут руки), любим мы друг друга (обнимаются)».


4. Развлечение для детей и взрослых «Кабачковая игра»

Присутствующие образуют большой круг, два участника получают по кабачку. Под музыку кабачки начинают перекидывать по кругу, когда музыка останавливается те, у кого в руках оказались овощи, выходят внутрь круга. Выходят и те, кто уронил кабачок в процессе передачи. Тем, кто находится внутри круга, ведущий дает задания, которые те под музыку должны выполнить:

и зобразить котов на раскаленной крыше (песня "Чёрный кот")
танцующих слонов (песня "Эй, вы там, наверху!")
танцующего Дмитрия Медведева (под песню «Американ-бой»)
женщин, собирающихся в театр (песня "Виновата ли я")
кривоногих футболистов (футбольный марш)
отрывок из балета «Лебединое озеро»
бабусю, у которой пропали гуси (под песню «Жили у бабуси»)

пьяного гостя на свадьбе (песня «Ах, эта свадьба-свадьба»)

5. Творческая мастерская для детей.
Заранее на территории проведения праздника необходимо спрятать бумажных птиц, выполненных в технике оригами из обычной белой бумаги. Приглашаем детей найти слетевшихся на звук гармони птиц и раскрасить их за столом (краски, карандаши, фломастеры приготовлены заранее). Птицы с пожеланиями затем будут подарены присутствующим пожилым людям.

6. Шуточная викторина для взрослых «Я знаю о гармони всё!»
Из числа гостей вызываются три участника, которые себе выбирают «красные кнопки», в роли которых выступает кто-то из зрителей. Образуются пары игроков. Для того, чтобы дать ответ, участник нажимает на голову присевшей «красной кнопки», которая издает звук «биип», после чего звучит ответ. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов (выделены жирным шрифтом).

1. Слово «гармонь» произошло от слова
А) гармоничный
Б) гормон

В) гарем

2. Какое из слов не обозначает вид гармони?
А) меховушка
Б) черепанка
В) тальянка

3. Название «Частушка» обозначает
А) честная
Б) частая
В) тушка в час

4. Правая часть гармони, на которой расположены клавиши называется
А) гриф
Б) планка

В) мех

5. Как гармонь ласково называют в народе?
А) гармоника
Б) гармонюлечка
В) гармошка

7. На стихи какого поэта написана песня «Одинокая бродит гармонь» («Снова замерло все до рассвета»)?
А) Михаил Танич
Б) Афанасий Фет
В) Михаил Исаковский

8. В каком из городов Вологодской области была сконструирована гармонь очень маленьких габаритов, которая имела гриф, продолговатые клавиши и не имела аккордов. Эта мелодическая гармонь пользовалась особой популярностью у профессиональных исполнителей.
А) Череповец
Б) Устюжна
В) Вологда
https://pp.vk.me/c304612/v304612593/510c/K1hZwJ-vS_U.jpg

9. Семейная династия ведущих передачи «Играй, гармонь любимая» на 1 канале
А) Заболоцкие
Б) Заволокины
В) Заиграйкины

10. Как называется эта русская народная песня, традиционно исполнявшаяся под гармошку? (звучит музыка)
А) «Виновата ли я»
Б) «Златые горы»
В) «Коробейники»

Награждается пара победителей (участник + человек-«красная кнопка»), которым предлагается исполнить песню «Златые горы».

7. " Битва частушечников" - награждаются самые активные участники, победителем становится гость, спевший наибольшее количество частушек.
8. "Битва плясунов" - награждаются самые активные участники, победителем битвы объявляется самый зажигательный танцор.

9. "Битва певцов".
Гости делятся на две команды и по очереди исполняют свои любимые песни.
10. Поздравление пожилых людей.
Приглашаем детей показать раскрашенных птиц и рассказать о своих бабушках и дедушках. Под песню «Голубой вагон» дети строятся в паровозик и бегут за ведущим змейкой, выбирая, кому из пожилых подарить свою раскрашенную птичку.

11. Заключение. Благодарность активным зрителям и организаторам праздника.
12. Чаепитие. Чай из самовара, сладости.

Сценарий праздничного концерта "Играй, мой, баян!".

Звучит музыка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались с вами в этом светлом и уютном зале, чтобы поговорить о двух замечательных инструментах.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов. Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Как вы думаете, о каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.
Давайте с ним мы и познакомимся.

- Куклин «Поезд»,

- Сэндли «Маленький мальчик»

Родина гармони и баяна – город Тула. Здесь в 30-40 годах 19 века появилась гармонь. Позднее, усовершенствованная тульскими мастерами, она завоевала исключительную популярность.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Большинство любителей настолько неумело обращались с гармоникой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составило особого труда. Так возникла первая тульская гармоника.

В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили в начале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармонику возрастал. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась инструментом для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частности баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания.

От гармони он родился,

С пианино подружился.

Он и на баян похож,

Как его ты назовешь? (Аккордеон)

У нас сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. Вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон впервые родился в России.

Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас. Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей.

Голоса противников мало – помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян. В 1905 году Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Идея вдохновила мастера, и в 1907 году был построен инструмент. В честь легендарного древне - русского певца сказителя его назвали – Баяном. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным.

Лавры изобретателя баяна в равной степени принадлежат и музыканту и мастеру. Вдвоём они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор. В 2017 году баяну исполнится 110 лет!

Гармонь (баян) – неказистая штука,

Меха да ремень поясной,

Но мир удивительных звуков

Таится под планкой резной.

Разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Мы не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу можем назвать год рождения и имя мастера, создавшего замечательный инструмент аккордеон – это Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет... поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода идеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне и аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Баянист играет песни

Песни родины моей

Ах, на свете нет чудесней

Песни русской, веселей.

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена советских и российских исполнителей известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов.

12. Прибыл о

Несомненно, баян и аккордеон с любовью названы людьми - “душой русского народа”. Они пользуются большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знают “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, многообразие звучания – вот что так привлекает в баяне и аккордеоне исполнителей и слушателей.

Вот на этом самом месте

Выступлениям конец.

Как поэт сказал однажды

«А кто слушал – молодец!»

Мы желаем вам, ребята,

Вечно с музыкой дружить!

Всем спасибо за внимание.

Концерт окончен. До свидания!

Звучит музыка.

Программа концерта "Играй, мой, баян". .

1. На сцене - оркестр русских народных инструментов обучающихся

- Куклин «Поезд»,

- Сэндли «Маленький мальчик»

2. Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной», исп. Савенкова София

3. Обработка Ризоля «Карело-финская полька», исп. Ансамбль баянистов Кузьминов Юрий и Жигальцов Владислав

4. Палмер – Хагес. Полька «Эмилия», исп. Кондратьев Олег

5. В. Власов «Настроение», исп. Печерский Сергей

6. сл. Аверкина, муз. В. Назимова «Моет косу в реке ива», исп. Зададонова Марина, концертмейстер – Барановский Е. А.

7. Брукс «Однажды», исп. Барабашов Александр и Манаенко Никита.

8. Корчевой «Маленький виртуоз», исп. Жигальцов Влад .

9. «Либертанго», исп. Лиманский Жан

10. РНП «Как пойду на улицу», исп. Милен Лиза, концертмейстер – Барановский Е. А.

11. РНП «Не одна во поле дороженька», исп. Вокальный ансамбль «Задоринки», концертмейстер – Барановский Е. А.

12. Прибыл о в «Соната №4», исп. Чеглаков Даниил.

13. Оркестр русских народных инструментов преподавателей

- Молчанов «Вальс» из к/ф «А зори здесь тихие»

- Барыбин «Семеновна», солистка Марина Углова

- Деревягин «Парафраз» на тему РНП «Калинка»