Село ивановское музей военной техники. Военно-технический музей в черноголовке

С помощью настоящих энтузиастов своего дела музей военной техники в Черноголовке появился в 2010 году. Здесь собрали довольно большую коллекцию гражданской и военной техники СССР, США, Германии, Японии, Франции и других стран.

Экспозиция охватывает почти столетний период истории машиностроения. Первые экспонаты датируются концом 19 века и до современности. Прямо у входа можно увидеть обломки погибших в боях танков и самолетов. Но есть тут и кое что более необычное. Сразу и не разберешь, что это - самолет или экраноплан. Одним словом летающая тарелка. К пришельцем это имеет непосредственное отношение по причине формы этого летающего объекта. Но это единственное, что подарили нам знаменитые НЛО.

Официальное название этого воздушного аппарата ЭКИП. Сокращение от слов экология и прогресс и это неслучайно. Дело в том, что ЭКИП работает на топливе на 70 процентов, состоящие из воды. Перед нами единственный сохранившийся на данный момент подобных летательных аппаратов. И такого размера. Его форма тщательно продумана в тесной связи с аэродинамикой. Это то, что дает возможность этому аппарату летать.

Его технические характеристики даже выигрывают перед самолетом. Посадочная скорость на много ниже, чем у самолетов в и соответствует 120 километров в час. Что безопаснее для пилотов. Летает он на высоте от 3 метров до 10 километров, и что самое удивительное именно нашему ЭКИПу для взлета и посадки потребуется всего полкилометра, то есть 500 метров.

В чем еще его фишка - ему совсем не нужна твердая поверхность летной полосы. Его это абсолютно не интересует. Он садиться и взлетает, как с твердой почвы, с болота, и даже с воды. К сожалению, попасть внутрь и тем более подняться в воздух не получится. Это беспилотные модели радиусом около 100 метров перестали разрабатывать в 2001 году. Финансирование проекта окончательно прекратилась.

Но здесь еще можно увидеть экспериментальные малые аппараты ЭКИП, которые по настоящему летали.

Всего в музее военной техники в Черноголовке 3 корпуса. В 1 корпусе у входа нас встречает конно-пулеметная повозка. Та самая тачанка времен Первой мировой войны, с пулеметом Максим направленным назад. Здесь же хранятся и маленькие рабочие модели ЭКИПов. Они реально летают, специалисты музея проверяли. Западные конструкторы до сих пор не смогли повторить модель Льва Николаевича Щукина. После ознакомления с техническими характеристиками этих летательных аппаратов становится обидно, что они так и не поступили на конвейер. Они находятся здесь на ответственном хранении. И как только конструкторы возобновят свои работы над аппаратом ЭКИП, музей вернет их в конструкторское бюро в Королева.

В принципе военно технический музей нечто общее между танковым музеем в Кубинке, Авиационным музеем в Монино и музеем ретро автомобилей в Москве. Здесь всего понемногу. Машины, военная техника, самолеты. В помещении в основном автомобили. Привлекает внимание машина хорошо знакомая нам по фильму "Операция Ы и другие приключения Шурика". Именно её герой Евгения Моргунова со словами, "я инвалид" разворачивал вручную. Такая машина действительно существовала. Снаряженная масса автомобиля всего лишь 425 килограммов. Эти мотоколяски были популярны в 60, 70 годах. Их называли моргуновками.

В Москве когда-то был музей такси. После того, как его закрыли часть экспонатов перекочевала сюда. Зис 110 - автомобиль представительского класса был разработан по приказу Сталина. Количество пассажирских мест 6. Из за повышенного тарифа такие такси в Москве были не особо популярны. Тогда их в начале 50 стали использовать в качестве междугородних маршруток. Известно, что они работали на трассе Москва-Симферополь. И возили пассажиров В Крым.

Несмотря на то, что эта машина похожа на Форд - это полностью советская разработка. Потому что здесь, впервые применили цельнометаллический кузов. До этого кузов представлял совершенно другой вид. И совершенно другую форму. Также было внесено очень много изменений именно нашими специалистами.

В музее 95% техники на ходу. Машины используется в различных парадах, киносъемках и в других местах. Знаменитая М-ка стала одним из символов своей эпохи. Она сыграла большую роль в годы войны, поскольку славилась своей практичности, прочностью и выносливостью.

Что касается западных коллег в музее, пожалуй, самая большая коллекция фордов, которую можно увидеть в России. Здесь более 30 ретро представителей этой марки. И ни один не повторяется. Из немцев внимание достоин Хорхе 830. Кстати, знаете, почему на ауди знаменитые 4 кольца. Практически все посетители думают, что это и за того, что у автомобиля 4 кольца, но это неправильно. Правильный ответ - что Ауди когда то начиналось с 4 фирм. Это Ауди, БВ, Хорхе и Вандерер.

В музее можно пройти курс молодого бойца. Пройти полосу препятствий можно в рамках интерактивной программы, которых здесь несколько. Одна из них называется курс молодого бойца. Интерактив доступен только для групп и по предварительной записи. Курс молодого бойца обойдется вам в 750 рублей с человека. Во время испытаний рекомендуется брать с собой сменную одежду, которую не жалко испачкать, а также удобную обувь. Одевайтесь по погоде, потому что бегать придется по улице.

А теперь готовьтесь сдать нормы ГТО. Если кто то забыл это аббревиатура расшифровывается как Готов к труду и обороне. Данная организация появилась в Советском Союзе, как замена мировым Олимпийским играм. Тогда недавно созданное государство не участвовала в международных спортивных соревнованиях, МОК ее просто не признавал.

Как раз в то время и появилось известное выражение "физическая культура". Тогда популярно было называть тех кто занимается спортом не спортсмен а здравник.

Препятствия доступны для прохождения уже с 7 лет, поэтому они похоже на тех, что можно увидеть в пионерских лагерях. Есть необычные испытания такие как, запрыгивание в окоп и проход через подземный лаз. После этого нужно бросить 3 гранаты и в отверстие в шине. По нормам нужно чтобы все 3 гранаты попали в цель.

После всех испытаний вас накормят солдатской кашей и хлебом. А также дадут стакан сладкого чая, как в школе. Стоимость пайка 150 рублей. Их нужно оплатить отдельно. Если каши и чая вам недостаточно на территории есть ресторан, где можно поесть основательно.

Кстати, в музей нельзя приходить в нетрезвом виде и приносить с собой спиртные напитки. Полевая кухня это еще не конец. После обеда вас ознакомят с внутренним устройством танка т 34. Для многих эта самая интересная часть программы.

Залезть в танк нужно через верхний люк. Здесь все работает, все двигается, все шевелится. И как раз танк, который изучают посетители находятся на ходу. Его нашли в Тверской области в болоте, 2006 году. И в ремонтных мастерских музея он был восстановлен. В 2011 году своим ходом поехал на парад.

В музее бывают праздники, когда техника ездит и на нее можно посмотреть в действие. Также здесь проводят и большие реконструкция.

В 3 павильоне кроме военной техники, которой здесь довольно много, есть небольшая коллекция пожарных машин. Первый пожарный автомобиль появился в 1859 году. Он был окрашен в черный цвет. А красными машины стали в 1901 году. Красный наиболее заметный цвет на дорогах. Однако не произошло и без курьезов. Например, один из первых пожарных автомобилей мог ехать по замыслу 70 километров в час. Но на практике не мог разогнаться больше 30 километров. А все потому, что пожарные сидящие на скамьях по бокам автомобиля, на большой скорости падали. И к месту бедствия доезжал только водитель.

В финале интерактивной программы, посетителей ждет, пожалуй, самый приятный момент. Катание на БТР. За эту услугу придется доплатить всего лишь 150 рублей. С натяжкой посещение военно технического музея в Черноголовке можно окрестить одним днем пребывания в армии. И физические упражнения вспомнили. Кстати, все советские космонавты были обладателями значков ГТО. Может быть и эти нормы физической культуры вернутся в страну, а может и летающие тарелки начнем строить

Как добраться до музея военной техники в Черноголовке

Мы едем Московскую область. Наша цель село Ивановское Ногинского района. Добраться туда проще всего по Щелковскому шоссе. Доезжаем до малого московского кольца. Поворачиваем налево. Через 3 километра, поворачиваем направо на село Макарова. Проезжая Макарово, затем Ивановская. И через 400 метров оказываемся у ворот военно-технического музея в Черноголовке. Дорога занимает около полутора часов.

У входа в военно-технический музей в Черноголовке есть большая бесплатная парковка. Путешествовать на машине удобно. Но сюда можно добраться и на общественном транспорте. От Щелковской каждый час едет автобус. Но нужно будет сделать 1 пересадку в Черноголовке.

Рабочие дни музея среда, пятница, суббота и воскресение.

Он открыт с 11 до 5 часов вечера.

Взрослый билет стоит 200 рублей, льготный 100 рублей.

За экскурсию к стоимости билетов, нужно будет доплатить 1000 рублей.

Право на фотосъемку нужно покупать отдельно эта услуга стоит 50 рублей.

Бесплатно музеи могут посетить дети до 7 лет. Многодетные семьи ветераны Великой отечественной войны и других войн, герои России.

А в конце видео, где можно увидеть экспонаты музея военной техники в Черноголовке


Лучшие игры по категории гонок я играл .

На территории наукограда Черноголовка, расположенного в 40 км от Москвы, открыт Военно-технический музей, посвященный истории гражданской и военной техники.

Музей является государственным учреждением культуры Московской области. Его экспозиция в течение нескольких лет создавалась усилиями энтузиастов и увлеченных людей и представляет собой совместный проект с Национально-патриотическим музеем «Боевого братства». Сегодня собрание музея объединяет образцы техники Советского Союза, Германии, Франции, США, Японии, других зарубежных стран и охватывает более чем 100-летний период: с конца ХIХ века до наших дней.

Открывает выставку коллекция гужевого транспорта: конные пролетки, кареты, коляски, в которых ездили еще наши прадеды, и, конечно, знаменитые тачанки - боевые колесницы новейшей мировой истории.

Экспозиция автомобильной техники знакомит со многими достижениями зарубежного автопрома, а главное, с продукцией основных отечественных автозаводов. В линейке Горьковского автомобильного завода можно увидеть первые ГАЗ-А, «Полуторки» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, легендарную «Эмку», «Победы», «Волги», «Чайки». Завод имени Лихачёва - это пожарные ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИЛ-157, лимузины ЗИС-101, ЗИС-110, правительственные ЗИЛы. Историю отечественных малолитражных автомобилей легко проследить по «Москвичам» Автозавода имени Ленинского комсомола и «Запорожцам» автозавода «Коммунар», когда-то составлявшим основу автомобильного парка страны. Есть интересные экспонаты, сошедшие с конвейеров Минского автомобильного завода (МАЗ), Рижской автомобильной фабрики (РАФ), Ярославского автомобильного завода (ныне Ярославский моторный завод - ЯМЗ) и других.

Здесь собрана коллекция автомобилей-такси, основная часть которой была передана музею исследователем истории московского такси Виталием Васильевичем Клюевым.

Значительное место отведено мототехнике: мотоциклам, мотороллерам и мотовелосипедам.

Только в Военно-техническом музее можно увидеть единственную в своем роде коллекцию пожарной техники и оборудования, а также поисково-спасательные машины для эвакуации космонавтов и другие вездеходы, созданные выдающимся советским конструктором Виталием Андреевичем Грачёвым на автозаводе ЗИЛ.

Но все же особое внимание в экспозиции уделено автомобилям и бронетехнике времен Великой Отечественной войны, воплотившим в себе все лучшее, что было наработано инженерами предвоенного периода. Наряду с отечественными автомобилями, здесь есть редкие экземпляры американских грузовых и легковых машин, в свое время поставленных СССР по договору о Ленд-лизе. Есть и военные трофеи марок «Мерседес-Бенц», «Хорьх», «Фольксваген», «Штёвер». Гордостью музея являются танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, минометы, пушки, гаубицы, макеты стрелкового вооружения.

Государственный Военно-технический музей в Черноголовке - это не только выставочный комплекс, но и реставрационный, просветительский центр. Наши специалисты реставрируют, а когда необходимо, воссоздают любой по сложности вид транспортного средства: от простой телеги до лимузина ЗИЛ.

При музее организованы поисковые отряды, ведущие работу по установлению и увековечению имен погибших воинов, поиск техники, снаряжения, исторических документов, предметов быта. В перспективе здесь также будут созданы детский военно-спортивный лагерь, мастерские научно-технического творчества, библиотека, архивы, кинотеатр.

Военно-технический музей в Черноголовке принимает активное участие в автомобильных и исторических выставках, фестивалях, автопробегах, реконструкциях боев, проводимых совместно с военно-историческими клубами России. Особое значение придается участию в тор-жественных парадах, посвященных Дню Победы, Дню Защитника Отечества, другим памятным событиям и датам.

Главной задачей музея является сохранение гражданской и военной техники, в том числе особо ценных и уникальных экспонатов, развитие интереса подрастающего поколения к истории страны, патриотическое вос-питание молодежи на примерах мужества и героизма нашего народа.

Это дань памяти нашим предкам, которые своим знаниями, трудом и талантом создавали величие и славу Родины.


На исходе майских праздников довелось посетить Военно-технический музей в селе Ивановское. Давно "точил зубы" на данный объект, расположенный недалеко от подмосковной Черноголовки, но поездку туда сдерживало то, что на чём-то, кроме автомобиля, доехать туда было может и можно, но не очень просто. И дело не столько в отдаленности музея от "цивилизации", сколько в дичайших пробках на Щелковском шоссе, в которых в том числе торчит и общественный транспорт. Теперь же, когда проблем с "колесами" нет, пробки можно объехать, на дворе весна и солнце... Ну, в общем, под катом то (но, естественно, далеко не всё), что мы увидели в этом замечательном и в чем-то не совсем обычном музее.

Коротко о музее. Один из самых молодых (основан в 2010 году) технических музеев в России располагается на территории бывшего пионерского лагеря и содержит довольно обширную коллекцию всевозможной техники, начиная от военной техники и автомобилей различных стран и эпох, и заканчивая образцами станков, бытовой техники и прочих технических мелочей. У музея есть сайт (ссылки на информацию с которого я так же буду приводить в подписях к фотографиям, чтобы не растекаться мыслью по древу по каждому экспонату). Экспонаты располагаются в корпусах бывшего пионерлагеря, а так же в специально построенных корпусах и под навесами на открытых площадках. К сожалению, далеко не всю технику можно осмотреть со всех сторон, не говоря уж о том, чтобы пощупать (хотя вот это, скорее, правильно). Тем не менее, в музее есть как традиционные для музеев подобного плана экспонаты - типа танка Т-34-85 - так и уникальные экземпляры отечественной и зарубежной техники. Один из них - "летающая тарелка":

1. Башня советского тяжёлого танка КВ-1 и ствол, лафет и защитная плита немецкой пушки Pak-38, найденные поисковыми отрядами в местах сражений Великой Отечественной войны.



2. Обломки самолета Ил-2. Что-то мне подсказывает, что лежащая на переднем плане штуковина к Ил-2 отношения не имеет, и больше напоминает лифтовой электродвигатель, чем деталь от самолета...

3. "Гвоздь" экспозиции музея - уникальный летательный аппарат ЭКИП .

4. Зенитная автомобильная прожекторная станция типа З-15-4Б. Выпускалась с 1939 по 1942 г. на московском заводе "Прожектор".

5. Фрагмент теплозащитного покрытия советского космического корабля многоразового использования "Буран". На заднем плане - противотанковая пушка ЗиС-2 .

15. Далее переходим к экспонатам музея московского такси. ЗИС-110 такси (на самом деле, бывшая персональная машина Павла Ротмистрова, маршала Советского Союза).

18. Классическое московское такси 70-80-х годов - "Волга" ГАЗ-24-01 .

19. Еще один уникальный экспонат - .

21. ...и его советский "аналог" - ГАЗ-67Б .

22. Модели летательного аппарата ЭКИП и опытная машина на воздушной подушке.

23. Различная бытовая техника советской эпохи.

27. Небольшая часть коллекции отечественных мотоциклов.

28. Мопеды и мотороллеры.

31. Винтажное оборудование для автозаправочных станций.

35. Кабина самолета Ан-2.

36. Автомобиль специализированной медицинской помощи "Чайка" ГАЗ-13С .

45. Самоходная пушка 2С5 "Гиацинт-С" . Да, слева внизу - майский сугроб.

46. Аэродромный пожарный автомобиль

12 июня в День России мы посетили очень интересное место, музей, который не оставит равнодушным любителя техники, военной и не только. Рекламный слоган "От тачанки до летающей тарелки" достаточно точно характеризует обширную и разноплановую коллекцию музея.

В нем представлены автомобили, военные и гражданские, бронетехника, артиллерийские орудия, пожарные и поисково-спасательные машины, есть даже корабль и самолёты. Самые старые экспонаты датируются концом XIX века.

Как добраться, время работы и стоимость.

Находится музей в живописном месте, на территории бывшего пионерского лагеря.

Адрес музея: Московская обл., го Черноголовка, с. Ивановское, стр.1.

Схема проезда:



Мы ехали на машине. Дорога хорошая, за исключением последних 500 м до музея, после поворота по указателю дорожное покрытие ужасное, яма на яме. Перед входом на территорию музея есть большая стоянка. Там же посетителей встречает танк.

Время работы музея:

СРЕДА, ПЯТНИЦА, ВОСКРЕСЕНЬЕ С 10:00 до 17:00

Стоимость:

Взрослый билет 200 руб.

Детский билет 100 руб.

Детям до 7 лет, многодетным семьям - бесплатно.

Фотосъёмка на территории платная - 50 руб.

Есть льготы для студентов и пенсионеров.

Около кассы есть стойка с буклетами, можно взять на память.

У музея есть прекрасный сайт [ссылка] , на котором дана не только контактная информация, но и есть подробное описание коллекции с фотографиями экспонатов.

Экспозиция.

Музей занимает достаточно большую территорию. Экспонаты находятся как в зданиях, так и под навесами на улице.

Первый экспонат, который предстал перед нами, был самолет или вернее его остатки. К сожалению, табличка не рассказывала историю конкретно этого самолета, где он был найден, в каком бою подбит, кто летал на нем.


Состояние самолета меня смутило, неужели и дальше мы будем смотреть на груды ржавого железа. Но дальше нас ждал экспонат совсем другого рода. Летательный аппарат ЭКИП - гордость музея. Настоящая летающая тарелка!

Самый первый экспонат в этом корпусе - тачанка.



Автомобили "ГАЗ-4" (выпускались 1933-1937гг) и "ГАЗ-6" (1933-1934гг)



Сыну очень приглянулся американский автомобиль военных лет с манекеном в солдатской форме.


А моё внимание привлек дореволюционный Ford T ярко жёлтого цвета.



Коллекция включает в себя не только транспортные средства. Например, в одной из комнат располагается столярный цех конца XIX века.


Так же мы видели собрание швейных и печатных машинок.

А в коридоре выставлены вот такие интересные экспонаты.

Состояние экспонатов различное, а вот состояние самого здания удручающее. Всюду ободранные стены и сбитая напольная плитка.

Во втором корпусе нас заинтересовали представительские автомобили советских лет - знаменитые Чайки. К сожалению, фото не передают всю красоту этих машин.


Посетив 2 корпус, мы перешли к экспонатам на улице.

Одна из сотрудниц музея дала нам ленточки цветов государственного флага. Мы повязали их себе и ребёнку, и у меня появилось некое ощущение праздника, ведь мы пришли в музей не в обычный день, а в День России.

Под навесами нас ждали танки, поисково-спасательные машины, различные пожарные машины и много-много другой интересной техники. А вот почему на всех табличках около военной техники написано "макет" для меня осталось загадкой.



Находясь рядом, можно ощутить всю мощь этих военных машин.




Поисково-спасательные машины, предназначенные для спасения экипажей космических кораблей, на дальнем плане аэросани.



Аэродромные пожарные машины поражают своим внушительным размером.

Осмотру экспозиции чуть не помешал внезапно начавшийся проливной дождь. Мы спрятались под навесом, который прикрывал не только экспонаты, но и дорожку для посетителей. Сама дорожка выложена деревянным настилом, лужи нам были не страшны.


Большинство экспонатов от посетителей отделяют цепочки и заборчики, но есть и такие, на которые можно залесть.


Сын вместе с папой с удовольствием залезли в БТР, а я, немного подумав, последовала их примеру. И хоть внутри нет ничего особенного, ребенок был в восторге, получив возможность покрутить руль бронемашины.


Другие дети тоже с радостью лазили и внутри, и по крыше БТР, фотографировались, высунувшись из люка на крыше. А так же огромным успехом у детей пользовалась зенитная установка, на которой можно было покрутиться, вращая колесо.

Для проголодавшихся посетителей открыты Полевая кухня, расположенная в двух палатках, и кафе "Штаб", находящееся в деревянном коттедже, более презентабельное и с более высоким ценником.

Слышали ли вы о Военно-техническ ом музее, не так давно открывшемся около наукограда Черноголовка? Создатели музея проделали невероятную работу, чтобы собрать и отреставрировать удивительные экспонаты, которые можно увидеть всего в нескольких десятках километров от Москвы. Летающая тарелка, бронированная машина Сталина, надежность которой он проверял на живых людях, машина киногероя режиссера Якина и многое другое. Мы рады, что познакомились с сотрудниками музея, которые умеют рассказывать о своем «детище» так, что возникает один вопрос: «Почему я раньше не побывала в этом музее?!». Предлагаем вашему вниманию небольшую увлекательную экскурсию по Военно-техническ ому музею, написанную его сотрудниками, после которой, я уверена, у вас не останется сомнений, куда выбраться из Москвы в ближайшие выходные.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в Военно-техническ ом музее! Один из самых молодых музеев Московской области интригует своей коллекцией - у нас представлена эволюция технической мысли от тачанки до летающей тарелки. И сейчас мы с вами попробуем пройти этот путь, который удивительной нитью хитросплетений истории прошли наши экспонаты. Более 400 единиц разных эпох, заводов, стран собраны в нашем музее. Даже простое перечисление тактико-техничес ких характеристик займет не менее четырех часов. Поэтому мы с вами остановимся на знаковых экспонатах, которые стали событием для определенного времени.


Военно-технический музей в Черноголовке

Итак, начнем сначала.

Тачанка

Все наши представления о ней связаны с историей Гражданской войны в России. А ведь прообраз боевой единицы появился намного раньше: 1200 колесниц поддерживали пехоту Древнего Египта. Но наша тачанка это совсем другая история, совсем другое тактическое применение и совсем другая конструкция. Именно такой она была на вооружении Красной Армии до 1956 года и называлась она в регламентирующих документах - боевая пулеметная повозка для кавалерийских частей. Тот остов, который поступил в наши реставрационные мастерские, представлял собой лишь очертания некогда знаменитой боевой единицы: полуистлевшие деревянные детали, многие из которых утрачены, ржавые и растрескавшиеся металлические комплектующие. Восстановить конструкцию можно было лишь по оригинальным чертежам, которые мы в результате долгих поисков нашли на Сердобском заводе в Пензенской области. Наши старания увенчались успехом лишь спустя год непростой работы наших мастеров. И вот все элементы готовы и прокрашены, конструкция собрана, пулеметная рама установлена. Кстати, в начале 20-го века устанавливались два типа пулеметов: пулемет системы Льюиса или пулемет системы Максима. Но выбор остался за «максимом»: он был устойчив при стрельбе со штатного станка, давал хорошую кучность и позволял очень точно управлять огнём. Итак, конструкция готова, теперь нам нужно было убедиться, что наша тачанка настоящая боевая единица. Для испытаний мы вначале запрягли пару лошадей. Но оказалось, что вес снаряженной и укомплектованной единицы, масса которой более тонны, они могут «тянуть» только по хорошей дороге, на поле тачанка с парой лошадей встала. Добавили еще пару - и наша тачанка полетела!

Откровенно сказать, таких тачанок не так уж много. Слух о нашей, тут же облетел всех коллекционеров и специалистов. Год непростых работ, ошибок и неожиданных технических находок увенчался вполне заслуженным событием - тачанка была приглашена для участия в ноябрьском Параде на Красной площади. И 7 ноября 2010 года наша тачанка получила заслуженные аплодисменты всех участников и зрителей парада. И вот уже шесть лет, восстановленная нами тачанка - постоянная участница праздничных исторических парадов, театрализованных реконструкций боевых действий Первой и Второй мировых войн и экспонат, с которого начинается наша экспозиция.

ЗиС 110Б

Следующий наш рассказ об удивительном автомобиле - ЗиС 110Б. Знаменитые ЗиСы. Не смотря на то, что эти автомобили выпускались совсем недолго - с 1949 по 1957 год - они стали символом послевоенной жизни страны Советов. Своим появлением они были обязаны Сталину. Это он, со свойственными ему амбициями, потребовал от конструкторов создания «советского Паккарда». Не будем вдаваться в подробности всего «зисовского» семейства - там много своих перипетий, остановимся на нашем ЗиС-110Б с кузовом фаэтон. Таких машин за 8 лет заводом имени Лихачева, в те годы имени Сталина, было выпущено чуть более 40 единиц. История нашей машины, пожалуй, одна из самых интересных. Нашли мы этот ЗиС на Свердловской киностудии в те непростые времена, когда вся индустрия кинопроизводства находилась на грани банкротства. Машина была практически полностью разукомплектован а. В ней отсутствовали стартер, радиатор, сигналы, радиоприемник, часы, ручки и переключатели, а о корпусе и говорить не приходится! В общем, этот остов вряд ли можно было назвать автомобилем. А ведь это, тот самый красавец-киногер ой, который снимался в фильме «Верные друзья» и именно в нем в знаменитом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» так гордо и вальяжно восседал режиссер Якин. В общем, недолгие переговоры и машина передана в музей. Сами сотрудники киностудии понимали, что они не смогут обеспечить автомобилю должный уход и восстановление. Взяв ответственность за автомобиль, нам пришлось не один раз зарываться в исходные чертежи и документы в поисках информации. И вот это копание в архивах открыло нам еще один интересный факт в биографии машины. Оказалось, что до своей «киношной» части жизни, она несла войсковую службу в Уральском военном округе. И это были как раз те годы, когда командующим округа, по приказу тогдашнего министра вооружённых сил Николая Булганина, был назначен Жуков Георгий Константинович. Этот ЗиС 110Б был парадным автомобилем маршала. Эту часть биографии автомобиля мы и решили восстановить, изменив черный «киношный» цвет на серо-бирюзовый. Как раз этот цвет, совпадающий с цветом маршальской шинели, был выбран для парадных фаэтонов.

И вот начались работы по реставрации. Мы полностью перебрали двигатель, восстановили кузов. Многие элементы фурнитуры салона, напольное ковровое покрытие, тент, фирменные знаки, молдинги и ручки - нам пришлось изготавливать заново, опираясь на чертежи и знания специалистов. Работа длилась четыре года. Но тем больше наша гордость, что наш музейный ЗиС 110Б фаэтон - одна из самых лучших машин этой серии, сохранившая кроме полной аутентичности свои превосходные ходовые качества. Сегодня эта машина - участница многих торжественных парадов, представляет не только эпоху, но и Военно-технический музей.

Летательный аппарат «ЭКиП Л2-3», 1993 г.в.


Летательный аппарат

Один из самых удивительных экспонатов нашего музея - это безаэродромный амфибийный летательный аппарат ЭКиП. С гордостью могу сказать, что только наш музей экспонирует этот уникальный проект конструкторского бюро Льва Николаевича Щукина. Можно много говорить о минусах так называемого периода застоя, но это абсолютно не касается технической мысли. Разработка подобного летательного аппарата в 80-е годы прошлого столетия оказалась настолько необычной и прогрессивной, что и сегодня остается вершиной инженерного гения. И даже само название говорит об этом: ЭКиП - экология и прогресс. Именно такой смысл вложил в свое детище Лев Щукин. Разработка, начавшаяся в прошлом веке, и сегодня будоражит умы конструкторов всего мира, ведь недаром расчетливые американцы, едва узнав о проекте, предлагали за него полтора миллиона долларов. Советские онструкторы сочли это предложение некорректным - это НАШ проект.

А история его появления в музее такова: в 2010 году было предложено передать летательный аппарат музею в связи с расформированием Саратовского авиационного завода. Саратовцы побоялись, что в этой суете единственный в мире многофункциональ ный летательный аппарат может быть просто-напросто распилен и сдан в металлолом. Но процесс передачи оказался очень непростым. Собрать все необходимые документы и подписи нужно было на всех предприятиях, задействованных в разработке и изготовлении. Это и Саратовский авиационный завод, научно-производс твенное предприятие «Триумф», ракетно-космичес кая корпорация «Энергия» имени Королёва, объединение «Сатурн», машиностроительн ое конструкторское бюро «Прогресс», центральный аэрогидродинамич еский институт имени профессора Жуковского, институт геодезии и собственно авиационный концерн «ЭКиП». Уверяю вас, что перечислил я далеко не все инстанции. А уж о географии их расположения и говорить не приходится! Так что километров мы намотали немало.

И вот, наконец, 21 марта 2011 года ЭКиП, разделенный для транспортировки на 3 составные части, прибыл в Военно-техническ ий музей в селе Ивановское. Заранее была определена площадка для экспонирования, поскольку собрать подобный масштаб и вес непросто, все монтажные работы производились непосредственно на том месте, где и сейчас стоит этот красавец.

На торжественном открытие экспозиции 2 апреля 2011 года присутствовали Глава Ногинского муниципального района, Президент научно-производс твенной фирмы «ЭКиП» Анатолий Иванович Савицкий и конструктор ЭКиПа Семен Михайлович Зельвинский. А в 2014 году нам удалось организовать встречу с академиком, профессором Пушкиным Ростиславом Михайловичем, который работал в команде, занимаясь именно разработкой уникального двигателя.

Этот летательный аппарат не просто экспонат с историей развития научно-техническ ой мысли, это тот редкий случай, когда музей говорит не о прошлом, а о будущем, настолько прогрессивна сама идея. Ведь ЭКиП - принципиально новый летательный аппарат, обладающий уникальными эксплуатационным и свойствами. Он разработан для транспортировки грузов и пассажиров и может без проблем использоваться в труднодоступных районах планеты, к примеру, на Крайнем Севере. Он незаменим для проведения разведки и патрулирования, использования в чрезвычайных ситуациях: спасении людей на воде, тушении лесных пожаров. Кроме того, в качестве топлива планировалось использовать новейшую разработку - аквазин, топливо на 70% состоящее из воды.

Чтобы этот проект не был забыт, мы разрабатываем свои проекты. В планах - строительство нового выставочного павильона, в котором будет представлен сам ЭКиП и история его создания в фотографиях, деталях и чертежах. Мы сделаем все, чтобы наш ЭКиП стал не просто музейным экспонатом, а магнитом, притягивающим современную техническую мысль молодежи.

ЗиЛ-4105, 1983 г.в.

ЗиЛ-4105 - знаменитый правительственны й бронированный автомобиль, который настолько удивителен по уровню защиты, что даже американцы смогли повторить заданный советскими конструкторами уровень только в начале этого века.


Вопрос охраны первых лиц государства и предотвращения возможных покушений не терял своей актуальности с конца 19-го века. Именно тогда появляются первые бронированные кареты. Затем новый виток - годы правления Сталина. Это как раз с этими временем связана история, когда Иосиф Виссарионович решил «проверить» надежность своей новой бронированной машины ЗиС 115. Он предложил конструкторам сесть в автомобиль. Перед машиной построили взвод автоматчиков, которые и открыли по ней шквальный огонь. К счастью для конструкторов, их расчеты оказались верными и ЗИС-115 «без жертв» был одобрен комиссией. В годы «оттепели» правления Никиты Сергеевича Хрущева таких машин не делали, он предпочитал ездить на кабриолетах.

А вот 1969 год предъявит серьезные требования к качеству безопасности. В январе этого года произойдет попытка покушения на Брежнева. Из официальных лиц серьезно никто не пострадает, но вот одна из 11 пуль, выпущенных из пистолетов террориста-одино чки по правительственно му автомобилю ЗИЛ-111Г, станет причиной гибели водителя.


Разработка по улучшению бронирования начнется на заводе имени Лихачева. Курировать работы будет поручено Председателю КГБ Ю.В. Андропову.И наши конструкторы выберут совершенно новую на тот момент технологию обеспечения безопасности: вместо традиционного бронирования крыши и дверей решено будет использовать цельный бронированный корпус. Так называемую «бронекапсулу» сварили на Курганском заводе, а потом на ее базе собрали автомобиль! Такая конструкция абсолютно невозможна при серийном производстве. Так что каждый автомобиль - это ручная сборка. Всего их было собрано 25, из них два - с номерами шасси 001 и 002 - предназначались для испытаний. Автомобиль с 001 прошел все ходовые испытания, а наша машина с номером шасси 002 была предназначена для огневых тестов. Она выстояла под пулями винтовки Драгунова, пулями с термоупрочненным сердечником автомата АКМ, бронебойно-зажиг ательными пулями, не смогли разрушить автомобиль и гранаты, взорванные на крыше и под бензобаком. А вот испытание временем оказалось непростым. После прохождения всех тестов машина почти на 20 лет оказалась забытой в закромах одного из «зиловских» цехов. В начале 2000-х, когда уже началось расформирование многих заводских участков, разукомплектован ный автомобиль попал в музей. Процесс реставрации любого автомобиля начинается с его изучения и тщательного штудирования всех инженерных документов. А уж восстановление бронированного автомобиля весом более 5 тонн - это совершенно иной опыт, совершенно иная технология. Кроме того, что необходимая предварительная разборка потребовала «участия» крана, многие утраченные комплектующие, сделанные когда-то по оригинальным чертежам, необходимо было не просто восстановить, а сделать заново. Оказалось, что у автомобиля все системы были дублирующими: два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи, две тормозные системы. В результате, мы провели полную реставрацию двигателя, изготовили недостающие декоративные элементы и восстановили геометрию кузова. Она была деформирована во время «ударных» испытаний: автомобиль на скорости 60 км/ч врезался в бетонную стену. Внутренняя деформация автомобиля не превысила полутора сантиметров! Нам необходимо было провести все восстановительны е работы без мельчайших изменений в конструкции. Иначе произошло бы изменение технических характеристик машины, которая настолько четко выверена в своих ходовых качествах, что этот бронированный монстр даже на спущенных шинах движется со скоростью 160км/ч! А легкость разворота пятитонной шестиметровой махины сравнима с разворотом малолитражки.


В марте этого года наш полностью восстановленный автомобиль с сохраненными следами пулевых испытаний принимал участие в выставке «Гараж особого назначения. 95 лет на службе Отечеству».

Мы повнимательнее рассмотрели с вами лишь несколько экспонатов нашего музея. А ведь коллекция на примерах машин раскрывает более чем вековой период развития мировой технической мысли. Красавцы Форды - вся линейка начала 20-го века с индексами от «а» до «Т». Посмотрите на них - сам Генри Форд даже не предполагал, что его что его модель, получившая прозвище «жестянка Лиззи», станет легендой. А мы еще гордимся тем, что наша коллекция это ведь не просто кузов на колесах, а действующие машины, которые радуют наших посетителей звуком работы двигателя во время театрализованных и тематических мероприятий.


В быту словосочетание «поисково-спасательная техника», практически, не используется. Разве что мы можем сказать «вездеход». А в нашем музее так называется целая коллекция машин конструкторского бюро завода имени Лихачева. Виталий Андреевич Грачев - автор этой линейки удивительных машин. Это ему посвящены строки Андрея Вознесенского Ах, Грачев - шоферюга, легенда, томич!. Это о нем снят фильм «Запредельный конструктор», и это за его черновиками так гонялись американцы, предлагая огромные деньги за исчерканный лист бумаги. Посмотрите, вот он - единственный в мире по масштабу шнекороторный снегоболотоход 1972 год. ЗИЛ-4904 виделся создателям как вершина модельного ряда, машины которого должны использоваться поисково-спасате льными службами, геологами, нефтяниками, исследователям Крайнего Севера - всеми, кто имеет дело с тотальным бездорожьем. Здесь же в этой линейке и «амфибии», и «силач»-ЗИЛ-135 ЛМ, и единственный снегоход ЗИЛ-Э167, грузоподъемность ю 5 тонн.

Вы не знаете, как рассказать детям о войне? А может быть, лучше показать и рассказать? Вот знаменитая «тридцатьчетверк а» - танк Победы, а вот ГАЗ - Полуторка, полторы тонны груза везет. Вот такие красавцы выпускались до войны. А вот, смотри, та же машина, только это уже идет война, заводы эвакуированы. Конструкцию упростили максимально, даже отказались от передних тормозов - «телега с мотором», говорили бойцы. Но зато ремонтировать легко и быстро. А вот французские легкие танкетки рено и лоррейн. Удивительная конструкция в помощь пехотным подразделениям. Тягач-транспорте р грузоподъемность ю почти 2 тонны и скоростью 70 км/час! А это японский легкий танк Ха-Го. Он в рабочем состоянии. В мастерских поставили его на ход, и теперь он со скоростью 45км/час храбро везет свою 37-мм пушку.


И вот таких рассказов по истории мирового автомобилестроен ия в нашем музее сотни. А если вы устали или просто больше тяготеете к лирикам, чем к физикам, то и для вас у нас есть много интересного. Лесистый берег нашего пруда создает по-настоящему лирическую атмосферу. Между прочим, здесь признаются в любви. А для детей мы проводим военно-спортивны е программы, обучающие мастер-классы. Именно для них организована интерактивная площадка, где можно поиграть на настоящей военной технике, представляя себя храбрым бойцом Красной Армии. Проголодались? Полевая кухня всегда готова поддержать боевой дух солдатским обедом в настоящей полевой палатке. Еще ни один боец не устоял перед гречневой кашей с тушенкой!

Приезжайте в Военно-технический музей, чтобы продолжить наше аудиознакомство!

Как добраться

Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское. Официальный сайт.

Общественный транспорт: автобус на Щелковском вокзале № 320 «Москва-Черноголовка», № 360 "Москва-Дуброво", маршрутное такси "Москва-Черноголовка" - до Черноголовки, остановка - автовокзал. Далее пересесть на автобус № 73 «Черноголовка-Ивановское» и ехать до с. Ивановское, остановка «Больница», далее 400 метров пешком.

На автомобиле: надо двигаться по Щелковскому шоссе до пересечения с Малым бетонным кольцом, затем надо повернуть налево в направлении Ярославского шоссе, по указателю "Макарово" повернуть направо и ехать до села Ивановское. Даьлше по указателю до музея.