Система образов героев война и мир. Cочинение «Система образов романа «Война и мир» Л

Пока на оружии рук не разжали,

Повелевается воля иная.

Новые несем земле скрижали

С нашего серого Синая.

В. Маяковский

В. Маяковский - основоположник поэзии нового типа, соединившей социально-историческое, нравственное и философское направление с лирически откровенным рассказом человека "о времени и о себе". Его творчество оказывало и оказывает огромное влияние на развитие всей поэзии, являясь действенным оружием против безыдейности и формализма в литературе.

Многие произведения Маяковского глубоко патриотичны. Неумение и нежелание копить какие бы то ни было ценности, стремление к активной и результативной духовной жизни, жертвенность и самоотдача, лежащие в основе его человеческой и поэтической сущности, и вели Маяковского к мыслям о народе, о мире "без болей, бед и обид", к приятию революции, заставляя жить "удесятеренной жизнью". Для этого поэта не существовало укоренившейся в сознании многих (в том числе и очень талантливых) художников идеи о непреодолимом противоречии между искусством и жизнью, искусством и революцией.

Патриотизм был главной чертой, направлением творчества Маяковского, потому что основой духовного существования он считал личную ответственность за все, что происходит вокруг. Многочисленные революционные произведения поэта явились результатом именно такого мировидения.

Пробеги планет,Держав бытиеПодвластны нашим волям.Наша земля.Воздух - наш.Наши звезд алмазные копи.И мы никогда,Никогда!НикомуНикому не позволим!Землю нашу ядрами рвать,Воздух наш раздирать остриями отточенныхКопий.

"Левый марш" В. Маяковского - это призыв к оружию, к мужественной, активной борьбе против старого мира. Слово Маяковского - взрывной заряд, способный потрясти самое косное сознание, - призывает мысль тут же обратить в действие:

Глаз ли померкнет орлий?В старое ль станем пялиться?КрепиУ мира на горлеПролетариата пальцы!Грудью вперед бравой!Флагами небо оклеивай!

Никакие заветы прошлого не обременяли поэта, он шел к революции без каких-либо внутренних борений: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня... не было. Моя революция".

Маяковский - это прежде всего человек решительных поступков, позволивших ему стать первым поэтом революции. Стихи поэта были реакцией на происходящее в окружающем мире и внутри него самого.

Что угодно, только не созерцательность - вот ключ к философско-этической природе таланта Маяковского. Действенность всегда и во всем - отличительное качество поэта.

Ненавижу

Всякую мертвечину!Обожаю Всяческую жизнь!

Маяковский сознательно превратил искусство поэзии в трудное, рискованное восхождение на вершину, с которой, как ему казалось, открывались горизонты новой невиданной жизни. Он всегда писал только то, что интересовало людей, тревожило их или было непонятно, ведь поэт, по мысли Маяковского, - народный слуга.

Если я Народа водительИ одновременно - Народный слуга?

Наследие Маяковского огромно. Он обогатил русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произведениями, которые никогда не утратят ощущение новизны, уверенности и силы, поскольку сердце его навсегда было отдано народу.

В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества.

Основные темы лирики Маяковского - со­ветский патриотизм, героика социалисти­ческого строительства, превосходство со­циалистического строя над капиталисти­ческим, борьба за мир, укрепление обо­ронной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т. д.

Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирика поэзии Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте"/1929/.

Маяковский горд за свою могучую Родину:

Я волком бы
выграз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
По длинному фронту
купе
и кают
чиновник
учтивый движется.
Сдают паспорта,
и я
сдаю
мою
пурпурную книжицу.

Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза!

Поэт всегда отмечал свою ответственность перед советским обществом. В «Стихах о советском паспорте» (1929) автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую.

В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся», новое сатирическое произведение. Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа.

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!"

Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии , затронутая в таких произведениях, как «Поэт-рабочий» (1918), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), «Сергею Есенину» (1926), «Юбилейное» (1924). Маяковский дает оценку своему творчеству, пишет, что работа поэта трудна, что «поэзия - та же добыча радия», и труд поэта родствен любому другому труду.

В поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский оценивает свое творчество как чудо, неземное волшебство, нечто, приходящее свыше:

Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я,

Творись, просветленных страданием слов



нечеловечья магия.

В стихотворении «Поэт-рабочий» Маяковский говорит, что работа поэта такая же, как и работа токаря. Поэт – это «фабрика» деревообделочника, где «голов людских обделываем дубы». Поэт трудится то как рыбак, только ему нужно «людей живых ловить, а не рыб», то как кузнец – «мозги шлифуем рашпилем языка». Для Маяковского нет различия в труде рабочих и труде поэта – всякий равно необходим.

Сердца – такие ж моторы.

Душа – такой же хитрый двигатель.

Главной и самой яркой музой Владимира Маяковского была Лили Брик, в которую Маяковский влюбился год спустя. Отношения поэта и Лили были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта («Лиличка! Вместо письма», «Флейта-позвоночник»).

В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» - своё самое светлое произведение о любви. Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:

Не смоют любовь
ни ссоры,

ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.

Здесь поэт размышляет о сущности любви и её месте в жизни человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.

Но затем вновь в поэме «Про это» лирический герой предстаёт страдающим, мучимым любовью. Это был переломный момент в их отношениях с Брик.

Особенностью поэмы является то, что все описанное происходит не на самом деле, а в сознании лирического героя, и проходит как смена образных ассоциаций.

Вся вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что - про это?» - доказательство неотвратимой всеобщности любви, отраженной в жизни каждого человека. Начинается вступление спокойно, как будто оно фиксирует нечто привычное, обыденное:

В этой теме, и личной

и мелкой, перепетой не раз

и не пять, я кружил поэтической белкой и хочу кружиться опять.

Во вступительной главе, отвечая на вопрос: «про что - про это?» - он говорит о «теме», ни разу не произнося слово «любовь». А в самом конце, поставив прозрачную рифму «лбов», загадывает:



Эта тема день истемнила, в темень

колотись - велела - строчками лбов.

. . . . . . ! (любовь)

Невозможность встретиться становится для него тюрьмой. Он звонит любимой, и его звонок пулей летит по проводам, вызывая землетрясение на Мясницкой, у почтамта. Спокойная секундантша-кухарка поднимает трубку и не торопясь идёт звать любимую поэта. Весь мир куда-то отодвинут, лишь трубкой целит в него неизвестное. Между ним и любимой, разделёнными Мясницкой, лежит вселенная, через которую тонюсенькой ниточкой тянется кабель.

Он видит будущую мастерскую человечьих воскрешений и верит, что именно его, не дожившего и не долюбившего своё, захотят воскресить люди будущего. Может быть, его любимая тоже будет воскрешена, и они наверстают недолюбленное звёздностью бесчисленных ночей. Он просит о воскрешении хотя бы за то, что был поэтом и ждал любимую, откинув будничную чушь. Он хочет дожить своё в той жизни, где любовь - не служанка замужеств, похоти и хлебов, где любовь идёт всей вселенной. Он хочет жить в той жизни, где отцом его будет по крайней мере мир, а матерью - по крайней мере земля.

В 1927 году, накануне 10-летия Великой Октябрьской революции, поэт написал поэму «Хорошо!»

Поэма включает в себя 19 частей, каждая из которых посвящена определенным революционным событиям. Шаг за шагом Маяковский воссоздает картину прошлого, словно бы желая оставить потомкам объективные заметки о том периоде истории, который впоследствии будет неоднократно переписываться и искажаться . Маяковский в хронологическом порядке изложил, как именно свершилась революция, и даже подвел первые итоги тем изменениям, которые за 10 лет произошли в строящемся социалистическом обществе.

Начинается поэма с главы, которая посвящена Первой мировой войне. Россия разорена и обескровлена, поэтому из окопов несутся возгласы солдат: «Кончай войну! Довольно! Будет!». И на их фоне звучат первые призывы к свержению царя, который, по мнению рабочих и крестьян, повинен в этой никому не нужной бойне. Однако передача власти в руки временного правительства лишь усугубляет проблему. С присущей откровенностью и резкостью Маяковский отмечет: «Мать их за ноги! Власть к богатым рыло воротит – чего ж подчиняться ей?!» . Войне поэт противопоставляет безмятежность и сытость Петербурга, который в эти непростые дни живет своей привычной жизнью. Ходят трамваи, на улицах нередко можно встретить дорогие автомобили министров и миллионеров, а в кулуарах ведутся бесконечные споры о будущем России. И в это светское великолепие вторгается «Ленин, который смуту сеет». Его появление воспринимается как эпидемия, от которой срочно нужно лечить «матушку-Рассею» при помощи касторки. Однако рабочие и крестьяне уже готовы изменить историю, они «дошли, штыком домерцав, как будто руки сошлись на горле, холеном горле дворца».

Последующие события развивались стремительно, и Маяковскому удалось своим характерным рубленым слогом вместить в несколько емких фраз побег Керенского, залп «Авроры», штурм Зимнего дворца и провозглашение новой власти сперва в Петербурге, а после и по всей стране.

О том, какими были первые годы советской власти, поэт вспоминает со сдержанной иронией, отмечая «холод сильный», «свободный труд свободно собравшихся людей» и удивительную веру в то, что в эти непростые дни строится по настоящему счастливое, новое общество. Впоследствии поэт будет неоднократно подшучивать над советским строем, указывая на его многочисленные недостатки. Однако глубоко в душе Маяковский убежден, что в России действительно создан «большевистский рай», и «страна-подросток» является эталоном для подражания, а жизнь в ней – «прекрасна и удивительна».

С судьбой родной земли у В.В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического героя. Он голодает и мерзнет вме­сте со всем народом, но его патриотическое чувство лишь крепнет в испытаниях. Свою нищую, ослабленную войной ро­дину поэт не променяет на сытую, благополучную Америку.

В ноябре 1920 г. после раз­грома его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине блага: И над белым тленом, Как от пули падающий, на оба колена упал главнокомандующий. Трижды землю поцеловавши, трижды город перекрестил. В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынуж­денных покинуть Родину после революции и умерших в эмиг­рации, страдая до конца дней от ностальгии.

Я / земной шар /
чуть не весь / обошёл, -
и жизнь / хороша,
и жить - / хорошо!
А в нашей буче, / боевой и кипучей, -
И того лучше.
Вьётся / улица-змея.
Дома / вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.

Вновь открыты магазины, продаются продукты, «сыры не засижены», снижаются цены, «стала оперяться моя кооперация». Поэт осознает свою причастность ко всему происходящему вокруг, он полновластный хозяин страны, как и каждый ее гражданин.

Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интелли­генции, которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод, связанный с А.А. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его библиотеку, имел ре­альную биографическую основу: В.В. Маяковский однажды встретил А.А. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал ему об этом факте.

маяковский поэзия патриотический творчество

ВВЕДЕНИЕ

Патриотические мотивы в советской лирической поэзии и их художественное воплощение

Тема патриотизма и в творчестве В. Маяковского

1 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

2 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных зарубежным странам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Введение

Патриотизм как идейно-художественная доминанта - один из ключевых вопросов советского литературоведения. Патриотическая тема, являясь критерием идейной зрелости писателя и уровня его художественного мастерства, входит в основы всего советского словесного искусства. В ее звучании отчетливо вырисовываются контуры поэтической индивидуальности. В этом заключается сложность и одновременно повышенный исследовательский интерес к данной проблеме.

Использование основополагающих принципов марксистско-ленинской диалектики и важность реализации вопросов патриотизма в такой плоскости определяет методологическую основу советской литературы: конкретно-исторического подхода, партийности искусства, принципов соотношения общего, особенного и единичного, причины и следствия; содержания и формы, сущности и явления. Также традиционными в советском литературоведении становятся взгляды на проблемы творческой самобытности и комплексного исследования поэтического текста, пропагандирующими идеологию партии.

Так, Н.И. Губанов в своей работе «Отечество и патриотизм» рассматривает эту категорию с позиций марксистско-ленинского учения, определяя ее высшую ступень - социалистический патриотизм. Исследователь П.С. Выходцев в работе «С думой о Родине», затрагивая актуальные вопросы современной критики и литературоведения, утверждает прочность основ социалистического реализма, народности, партийности литературе, развитие в ней национальных традиций, национального и интернационального, патриотизма и гражданственности. Известный критик А.П. Ланщикова в работе «Славься, Отечество» дает краткий экскурс в русскую классически поэзию и прослеживает воплощение темы Родины в творчестве известных советских поэтов В. Маяковского, С. Есенина, А. Твардовского, К. Симонова, Е. Исаева, Н. Рубцова и многих других.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью патриотических мотивов в русской литературе, особенно в первые годы советской власти. Новизна работы связана с тем, что мы рассматриваем в данной работе особенности воплощения патриотических мотивов в творчестве Владимира Владимировича Маяковского.

Объект исследования - поэтическое творчество Владимира Маяковского, предмет - патриотические мотивы в нем.

Цель работы - выявить специфику патриотических мотивов в поэзии Владимира Маяковского.

Основные задачи , которые мы ставим для достижения цели исследования:

1)определить роль и значение патриотической лирики в русской поэзии;

2)исследовать патриотические мотивы в лирике В. Маяковского как художественное целое в их поэтическом мироощущении;

)выявить специфику патриотической лирики В. Маяковского.

Методы исследования: описательный (анализ мотивно-образной структуры), семантический, биографический.

Работа состоит из введения, двух глав («Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение», «Тема патриотизма в творчестве В. Маяковского»), заключения и списка литературы, который включает 26 источников.

1. Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение

Прежде чем говорить о патриотических мотивах в поэзии необходимо рассмотреть само понятие «лирика». Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Исследователь Л.И. Тимофеев отмечает, что «лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей» (Тимофеев Л.И, 2001. С. 48).

Предметом и содержанием лирики являются душевные переживания поэта как личности. В так называемой «чистой» лирике преобладает один тон, одно чувство, одно настроение, что сближает ее с музыкой. Музыкальность стиха создают такие элементы, как рифма, ритм, аллитерация, рефрен, анафора. Лирика осваивает не только стихотворные формы, но обращается и к ритмической прозе (стихотворение в прозе).

Мотив является одной из значимых составляющих в лирике, поэтому необходимо дать его определение. Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в работе А.Н. Веселовского. «Мотив (от лат. moveo - «двигаю») - простейшая составная часть сюжета. Исследователя интересовала по преимуществу повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов. Мотив выступал как основа «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого (Веселовский А.Н, 1994. С. 22).

Ученый В.Е. Ветловская отмечает, что «задача лирического произведения - сопоставление отдельных мотивов и словесных образов, производящее впечатление художественного построения мысли» (Ветловская В.Е., 1994. С. 38).

Исследователь Н. Некрасов отстаивал мысль: «Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь, в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и благородном против того, что замедляет путь к совершенствованию» (Некрасов Н., 2001. С. 313).

Этой же проблеме посвящена работа Ф. Овчаренко: «Тема Родины рассматривается в неразрывной связи с темой труда, творческого созидания, нравственного возвышения человека. Очерки по преимуществу публицистичны, цель автора - выявление гражданственности, народности и идейности в рассматриваемых произведениях» (Овчаренко Ф., 2005. С. 122).

«Разработка патриотических мотивов обусловила единство поэтических средств. Любовь к Родине проявляется в единстве ассоциативного и конкретно-предметного образного мышления: родина-мать, родина-родительский дом, родина-отчий дом, родина-кров, родина-крыша, родина-подруга, родина-любовь; в единстве философско-обобщенных и символических поэтических образов, в символическом образе реки, воплощающем и объединяющем мотив исторической и военной теме» (Гордович. К.Д, 1997. С.56).

По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Это определяется ее «народною природою». «На этом основании он делает вывод о том, что те остатки русской армии, которые подняли белое знамя, тоже приняли участие в созидании новой России - своею самоотверженной гибелью за ее великодержавие. Формирование и развитие патриотизма в лирических произведениях имеет длительную историю. Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью» (Карсавин Л.П, 1993. С. 326).

Известный критик В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» (Белинский В.Г,2004, С. 356).

С точки зрения А.И. Герцена, «сознательная и деятельная любовь к Родине, готовность пожертвовать личными интересами во имя интересов простого народа является содержанием патриотизма как высшего нравственного качества личности гражданина-патриота. Господствующая ось, около которой шла наша жизнь, - это наше отношение к русскому народу, вера в него, любовь к нему…и желание деятельно участвовать в его судьбах» (Герцен А.И, 1999. С.77).

Вопрос о патриотизме широко и остро обсуждается славянофилами и западниками. Н.А. Бердяев пишет: «Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России, о ее призвании в мире». (Бердяев Н.А, 2007. С. 251)

Для исследований советского периода характерно разграничение понятий «патриотизм», «социалистический патриотизм», «советский патриотизм», определение их с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, ориентацией на социалистический строй, а также изменение социальной сущности понятия «отечество».

Главной отличительной чертой советской патриотической лирики является любовь к родной земле, к своему народу и его культуре, безграничная преданность советских людей советскому общественному строю, своему социалистическому отечеству, делу коммунизма.

Много внимания теме патриотизма уделяет Г.П. Федотов. Трактовка патриотизма у Федотова связана с его пониманием культуры. Он выделяет в культуре две сферы: «рациональную, куда входят хозяйство, наука, техника, спорт, медицина и т.д., и иррациональную, духовную, в которую входят религия, искусство, литература» (Федотов Г.П, 2003. С. 188).

Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. Особую остроту приобретает проблема патриотизма в современном российском обществе. Она становится средоточием государственно-правовых, социально-экономических, культурно-исторических коллизий. Вместо прежнего единомыслия возникают разные подходы к ценностям, образующим основу патриотического сознания.

Патриотические мотивы тесно связаны с образами, которые помогают их реализовать. Например, у М.И. Цветаевой развитие темы патриотизма, любви к родной земле начинается с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома. Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой - это безграничные пространства, ощущение красоты, свободы, полета. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с образами церквей, колоколов, святой земли:

Облака - вокруг,

Купола - вокруг.

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук!

(Цветаева, 2001. С.45)

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси - бездомный.

Мы все к тебе придем.

(Цветаева, 2007. С.234)

Неоднозначным было отношение поэтессы к революции, а затем и Гражданской войне, что отразилось в ее стихотворении «Родина». Лирическая героиня стихотворения вспоминает красоту «тридевятой» земли. И одновременно тоскует по своей далекой и любимой Родине.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

(Цветаева, 2001.С.45)

Оксюморонное обращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмигрантов:

Но и с калужского холма

Мне открывалася она

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

(Цветаева, 2001.С.39)

Особое место в творческом наследии А.А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий. Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана - о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Молитва», поражающем силой самоотречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое - свою жизнь и жизнь своих близких:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

(Ахматова, 1999. С.66)

В 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, воодушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

(Ахматова, 2008. С.23)

В творчестве Ахматовой 1930-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые ею великие трагедии - и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну - развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза - окаменелое страданье»), и трагедия Родины - все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:

Нет! И не под чуждым небосводом -

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

(Ахматова, 2008.С.36)

Горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы.

Для другого советского писателя, С.А. Есенина, родной край, родина - это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». (Есенин С.А, 2010. С.78)

В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, к которым бережно и трепетно относится поэт, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь:

Вьется сажа над заслонкою,

В печки нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

(Есенин, 2010. С.99)

Стихотворение 1918 года «Я покинул родимый дом…» также посвящено любимой родине, пропитано глубоким патриотизмом. Здесь вновь появляется образ «голубой Руси». Причудливо переплетение эпитетов - природа проникает в человека и наоборот, образуя единое целое. Русская природа для Есенина ассоциируются с семьей - матерью и отцом, она ему настолько же родна:

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Словно яблонный цвет, седина

У отца заплелась в бороде.

(Есенин, 1999.С.144)

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(Есенин, 1999. С.149)

Россия для А.А. Блока - это надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Два мощных импульса поэтического творчества - лирический и гражданский - сливаются у Блока в теме России. Россия Блока - это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Основное направление философско-эстетического развития Блока - в стремлении охватить мир в целом. Романтическая мечта поэта обращена теперь к реальной исторической действительности. Изменяется облик лирического героя блоковской поэзии. Это не жрец, не теург, а человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается дух эпохи. С особой нежностью автор отзывается о своих воспоминаниях, о его Руси:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты

(Блок, 1998. С. 33).

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл «Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год.

Цикл «Родина» - вершина третьего тома лирики Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

(Блок,2003.С.290)

Подводя итоги главы, необходимо сказать, что в своей работе мы будем придерживаться определения мотива, данного А.Н. Веселовским: «мотив - простейшая составная часть сюжета».

Патриотические мотивы в русской поэзии реализуются различными способами, например, через осознание себя москвичкой, поэты уделяют внимание родной русской речи, любят богатую природу родного края, образы церквей, колоколов, ощущение красоты, свободы Чувство защищённости, дома, уюта. Одновременно поэты не приемлют войну и революцию, и с сочувствием относятся к своим соотечественникам, которые оказались в похожей ситуации («Страна», «Родина», «Москва! Какой огромный», «Облака - вокруг»). В творчестве советских писателей, патриотизм граничит с абсолютным самопожертвованием, во благо спокойствия и мира на родной земле. Личная трагедия поэтесс также проходит красной нитью через все их патриотическое творчество («Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва» «Реквием», «Нет! и не под чуждым небосводом»). Образ Родины непременно связан с родной деревней, поэты обращаются к образу природы, к описанию крестьянского быта, «голубой родины». Все творчество писателей проникнуто огромной любовью к родным местам, местам утешения, спокойствия. Поэты хотят видеть свою страну процветающей («Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся», «Свет луны таинственный и длинный цикле «Родина»).

Для советских писателей Родина неразрывно связана с самыми приятными воспоминаниями и дорогими им людьми. Поэты являлись патриотами своей страны, и не все соглашались на революцию - как единственно верный способ для достижения светлого будущего.

2. МОТИВЫ патриотизма в творчестве В. Маяковского

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важное событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Нами было выделено 2 способа реализации патриотических мотивов. Первый способ реализации - это прославление и восхваление Советского Союза, лидера пролетариата и русского народа, эти патриотические мотивы мы рассмотрим в параграфе 2.1. Второй способ реализации, который мы рассмотрим в параграфе 2.2., это противопоставление СССР, советской жизни и народа в целом капиталистическим странам.

.1 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

Первая разновидность патриотических мотивов у В. Маяковского связана с прославлением Советского Союза. Искусство для Маяковского неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства - направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» - пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

(Маяковский,2009,С.55).

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

Пьяные, смешанные с полицией, солдаты

стреляли в народ (Маяковский, 2001, С.34).

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат

(Маяковский, 2001, С.34).

И все же поэт не был до конца уверен в правильности революционных методов, Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные историко-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенности поэтическая хроника) может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

(Маяковский, 1999,С.178)

Многочисленные повторы, патриотический пафос призваны подчеркнуть важнейшую мысль о борьбе за землю, единстве, всеобщей вере в положительном исходе революционного движения. Для поэта крайне важно верить и призывать советских граждан совершать благое дело, ради благополучного будущего всего Советского Союза.

Эти же мотивы слышны также в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни.

(Маяковский,1997,С.45)

Сделав пропаганду коммунистических идей и идеалов патриотизма одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог не писать о руководителе большевиков. В.И Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений.

будем нести,

Ильичево, знамя

(Маяковский,2005,С.33)

Автор пытался прославить, пропагандировать, осветить не биографию вождя, а ленинское дело. «Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью» (Дядичев В.Н, 2006, С.128).

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи с началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется «струе крови». Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию «багровой крови лилась и лилась струя». Образный ряд стихотворения разделен на две части, к первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный подъем человеческого духа, «когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт». Ко второй части относятся образы и явления противоположного порядка, люди, отрицающие и не принимающие насилие: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», «падающий сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами.

Все они встанут

вернутся

и, улыбаясь, расскажут жене,

какой хозяин весельчак и чудак.

Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было крепости!

Просто именинник выдумал массу

каких-то великолепных нелепостей!

(Маяковский, 1996. С.277).

Патриотическая направленность поэзии Маяковского устремлена в будущее. В стихотворениях «Красная зависть» и «Секрет молодости» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

В первый раз

малышам-ка я

барабанящим

позавидую.

в грядущее рваться,

оббивать

его порог,

грядущее это

в двадцать

расшагаете

громом ног

(Маяковский, 1993. С.44).

Молодые -

кто бойцовым

рядам поределым

всех детей:

земную жизнь переделаем!»

(Маяковский, 2001. С.38).

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, так и литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы.

Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Но есть и стихотворения о малой родине:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я - грузин

Эльбрус, Казбек. И еще - как вас?!

На гору горы грузи!

(Маяковский, 2001. С.55).

пелось про это,

должно быть,

радостный край,

подразумевали поэты…

(Маяковский, 2001. С.79).

В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует грузинские фразы. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной страны, размаха строительства, развития промышленности, Маяковскому хотелось бы видеть, как процветает и преображается его Грузия.

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

Подводя итог параграфа, нужно отметить, что патриотические мотивы в стихотворениях В.В. Маяковского реализованы в образах отдельных граждан (Теодоре Нетте, В.И. Ленин), так и народа в целом: русских солдат, обычных советских граждан, земляков, молодежи («Владимир Ильич!», «Ленин с нами!» «Товарищу Нетте», поэма «Владимир Ильич Ленин» «Стихи о советском паспорте»). Поэт подчеркивает свою преданность народному вождю, благодарит и любит его, а также призывает весь советский народ идти за лидером навстречу светлому будущему.

Поэт ратует за всеобщее единение, борется за свою Родину, прославляет революцию, как способ изменить жизнь людей в лучшую сторону, («Революция», «Война объявлена», «Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости», «Наш марш»).

Патриотизм и любовь Маяковского также реализуется с помощью образа малой Родины, в таких произведениях, как «Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное». Автор заботится и переживает за будущее своего родного края, мечтает увидеть Грузию прогрессивной и процветающей страной с утверждением нового строя.

Владимир Маяковский беспокоится за молодое советское поколение («Красная зависть», «Секрет молодости»), призывает их беречь и заботиться о благе Советского Союза. Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает и неиссякаемый патриотизм - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского.

2.2 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных зарубежным странам

Владимир Маяковский увидел капиталистический «новый свет» глазами гражданина Советского Союза. Во время пребывания в буржуазных странах поэт чувствовал себя глашатаем нового мира. Его стихотворения «Парижанка», «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост» и очерк «Мое открытие Америки» характеризуются острой социальной направленностью и резкой критикой буржуазного мира. И почти в каждом стихотворении Маяковский не забывает сказать о России и революции. Поэт являлся в страны капитализма как горячий патриот своей Родины.

Я хотел бы

и умереть в Париже,

если б не было

такой земли -

(Маяковский,2001.С.86)

В лирических строках «Прощанье» выражена огромная любовь поэта к своей родной земле. Маяковский ехал за границу не как турист, а как поэтический представитель новой, советской жизни, советской культуры. Из многочисленных произведений поэта о капиталистической действительности особенно выделяются его стихи и очерки о Париже и Америке. Несмотря на их тематическое и художественное разнообразие, все они были объединены одним чувством поэта - ненавистью к буржуазному миру и горячей любовью к своей Родине.

повымел Вилли -

одних пылинок

целый лес,-

волос у Вилли

живот у Вилли

(Маяковский,1999. С.67)

Город будет,

саду цвесть,

такие люди

советской

(Маяковский, 2003. С.93).

Известно, что к теме разоблачения буржуазного мира Маяковский обращался и до революции в таких стихотворениях: «Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому» и других, оригинальные по форме и содержанию стихотворения.

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

(Маяковский, 2005. С.198).

И нет ни в одной долине ныне

гор, вулканом горящих.

Судья написал на каждой долине:

«Долина для некурящих»

(Маяковский, 1998. С.233).

В 1915 году Владимиром Маяковским была написана знаменитая поэма «Облако в штанах». Поэма о трагической любви перерастает в поэму о борьбе против буржуазной любви, против буржуазного искусства, религии, против всего буржуазного строя.

Любители

Святотатств

преступлений,

а самое страшное

абсолютно спокоен?

(Маяковский, 1998. С.226)

В своих стихах и очерках об Америке Маяковский снова возвращается к изображению уродств капиталистического общества в противовес развитии. Советского Союза. Буржуазная Америка не сумела обмануть поэта. Поэт убедился, что быт и нравы Америки напоминают времена царской России, возмущенный увиденным, он восклицает:

Я смотрю,

и злость меня берет

на укрывшихся

за каменный фасад.

Я стремился

за 7000 верст вперед,

а приехал

на 7 лет назад

(Маяковский, 2003. С.11).

В конец извели Христофора -

дисканточком

щелканье пробок

больную струну):

«Что вы лезете:

Европа да Европа!

и открою другую

(Маяковский, 2000. С.12).

Владимир Маяковский, будучи советским ребенком, с самого детства привык к равенству, к справедливости и к взаимопомощи. Оказавшись, в капиталистических странах автор сравнивает СССР с Европой и Америкой, приходит к выпадам в развитых и продвинутых странах происходит упадок общественной жизни, деградация человеческой души, а патриотизм прикрывается мнимой любовью. Автор отмечает экономическое и духовное развитие Советского Союза, невероятный подъем народного духа.

Развитая буржуазная техника привлекала внимание поэта. Любуясь «стальной милей» Бруклинского моста, он говорит:

Бруклинский мост -

это вещь!

(Маяковский, 2003. С.6).

Однако в стихотворении «Бруклинский мост» поэт замечает, что здесь жизнь была для одних - беззаботная, для других - голодный протяжный вой. Иначе говоря, он показывает в этом стихотворении, что техника являлась средством бесчеловечной эксплуатации угнетенных и обездоленных, а капиталисты в это время набивают свои кошельки. В то время в СССР технический подъём и развитие находится на пике своего развития, и все направлено на улучшении советской жизни. Поэт рисует не только Америку небоскребов, воротил, но и ту Америку, где в пяти минутах езды от сверкающего рекламными огнями Бродвея ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают объедки.

я б Америку закрыл,

слегка почистил,

опять открыл -

вторично

(Маяковский, 1999.С.45).

выгребают мусор -

на объедках

с детьми пронянчиться,

чтоб в авто,

обгоняя "бусы",

ко дворцам

неслись бриллиантщицы

(Маяковский, 1999. С. 50).

Маяковский разоблачает лживые заявления о том, что Америка является демократической страной. В своей пьесе «Мистерия-буфф», написанной еще в 1918 году, поэт с едкой иронией пишет о буржуазной демократии:

Одному - бублик, другому - дырку от бублика.

Это и есть демократическая республика.

Такой оказалась и «демократия» Америки

(Маяковский, 2002. С.123).

«Мое открытие Америки» - так назвал Маяковский свой очерк, в котором он разоблачил иллюзии по поводу свободы в буржуазном обществе и показал ханжество капиталистов. Поэт развенчивает лживый характер буржуазных «свобод», растленность, продажность буржуазной культуры и морали. На каждом шагу поэт сталкивается в американской жизни с поруганием достоинства человека. Истребление коренного населения Америки безжалостными носителями тогдашней «цивилизации», угнетение якобы равноправных негров - все это нашло свое отражение в стихах и очерке Маяковского. Поэт показывает, что негры - бесправные существа, которые выполняют самый тяжелый и грязный труд.

простецкий

«телефон»

«телефонос».

Чернь волос

в цветах горит.

Щеки в шаль орамив,

сотня с лишним

сеньорит

машет веерами

(Маяковский, 1999.С.45)

«Первый класс тошнит куда хочет,

а третий - сам на себя

(Маяковский, 2001. С.179)

мексиканских нищих племен,

с одним языком,

одной рукой выжимает в лимон,

одним запирает замком

(Маяковский, 2004. С. 121).

«Белую работу делает белый, черную работу - черный», пишет Маяковский в стихотворении «Блэк энд уайт». Это стихотворение заканчивается размышлениями поэта о судьбе тружеников буржуазных стран, которые еще не осознали своего тяжелого положения.

посопел подбитым носом,

поднял щётку,

держась за скулу.

Откуда знать ему,

что с таким вопросом

надо обращаться

в Коминтерн,

в Москву?

(Маяковский,1999. С.43).

Владимир Маяковский подчеркивает, что он был в ужасе от несоответствия между созданным образом демократической страны и бесправно разделенным на классы континентом. Богачи противостоят бедным, деньги - честному слову, капиталисты - простым трудягам. Невольно сравнивая с советской жизнью автор отмечает, что в СССР равноправие, везде царит закон, а сильные помогают слабым. Таким по мнению автора, выглядела его страна, и это,конечно же, лишний раз подчеркивает выигрышное положение «маяковской» Родины перед капиталистическими столицами.

С особым негодованием рассказывает поэт о тяжелом положении женщины в буржуазном обществе. Контраст с мечтой о «светлом будущем: когда женщина станет равноправным членом общества, товарищем мужчины в труде и семье, помог поэту создать проникновенный образ женщины в стихотворении «Парижанка».

в уборной ресторана -

маленького ресторана -

Гранд-Шомьер

(Маяковский, 2001, С.23).

В противовес тому приукрашенному представлению об элегантной парижанке, которое стало привычным в литературе тех лет, он рисует скромную женщину, изнуренную тяжелым трудом. «Очень трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит» - говорит поэт.

Ничто не изменилось с тех пор, когда поэт писал в стихотворении «Сифилис» о негритянке-матери, которая продает себя подгнившему мистеру Свифту. Разоблачая буржуазный мир, поэт показал, что здесь правят деньги. Печать, искусство, наука, религия - все это служит тому, кто их оплачивает. Обирая, хапая, выступает «капитал - его препохабие». Этому «препохабию» бросает поэт вызов прогрессивного, здравомыслящего человека:

Я полпред стиха - и я с моей страной

Вашим штанишкам бросаю вызов

(Маяковский, 2004, С.22).

Подводя итог параграфа, можно сделать следующий вывод. Основные образы в поэзии Маяковского, посвященной странам капиталистического строя, таковы: капиталистический буржуй (поэма «Облако в штанах»), угнетенные афроамериканцы, разбогатевшие семейные династии, униженные женщины, коренные жители американской земли. Поэт сочувствует бедным классам, коренному населению Америки (индейцам), и в итоги приходит к выводам, что «демократическое» государство поддерживает богатых («Сифилис», «Блэк энд уайт»). Автор обращает свое внимание на положение женщине в мужском обществе, на их обязанности и права. («Парижанка», «Сифилис»). В стихотворениях: «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост», «Мистерия-буфф» и в очерке «Мое открытие Америки» автор пытается предостеречь советский народ от наступающей капиталистической несправедливости. В таких произведениях как «Мексика», «Испания», «Нью-Йорк» - говорит об огромном расовом конфликте стран, об угнетении коренного населения. Тема псевдодемократии осмеивается в творчестве писателя («Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому»). Путешествуя, В. Маяковский не забывал о родной земле и во всех произведениях этого периода его патриотизм приобретал новые оттенки: любовной нежности, печали и тоски в произведениях («Прощанье», «По небу тучи бегают»). К наглядному противопоставлению капиталистических стран и СССР автор прибегает не случайно, являясь патриотом и гражданином своей страны, он идеализирует жизнь в Советском Союзе, гордится, любит, верит и видит только положительные моменты в развитии страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотизм для советских поэтов интуитивно связан с образами родных мест, русской природой, трудом, армией, советскими солдатами. Советские писатели говорят о единстве со своим народом и в горести и в радости, сочувствуют и сожалеют о тяжелых временах, выпавших на долю их страны.

Подводя итоги первой главы, мы пришли к выводу, что патриотические мотивы в творчестве советских писателей (М. Цветаевой, С Есенина, А. Ахматовой, А. Блока) реализуются через ведущие темы: любовь и забота о Родине («Облака - вокруг»); борьба за спокойствие на родной земле («Не с теми я, кто бросил землю «Москва!, Какой огромный»). Также в реализации нам помогают темы: переживания за будущее страны («Русь»); тема единения с природой возвращения к «корням» («Родина», «Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся»); тема человека своего времени, тема духовного подъёма советских граждан (книга «Стихи о России»). Помимо ведущих тем, в творчестве М. Цветаевой и А. Ахматовой, мы выделяем дополнительные темы: личной трагедии, потери близких людей, несправедливость и жестокость современного строя («Реквием», «Молитва»). Основные образы этой главы: советские солдаты, матери, жены, обычные граждане, эмигранты, образы реализуются в таких произведениях. Всех авторов объединяет одна основная мысль, для каждого гражданина Родина - это бесценный, священный, любимый край, где его всегда рады видеть, куда всегда хочется вернуться.

Сделав выводы по второй практической главе, мы отмечаем, что Владимир Маяковский был абсолютным патриотом своей страны, его идеологические устремления были целиком и полностью направлены на прославление Советского Союза. Для реализации патриотических мотивов в параграфе 2.1. нами были выделены основные темы: борьба за революцию («Революция», «Война объявлена»); прославление и пропаганда советских идеалов, возвеличивание вождя и идеологи В.И. Ленина хвала героям и защитникам Советского Союзы («Владимир Ильич!», «Товарищу Нетте»); агитация следования за лидером («Ленин с нами!»); вера в светлое будущее, любовь и заботы о своей малой Родине - Грузии, надежда на ее всестороннее развитие («Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное»); тема молодого поколения и веры в них («Красная зависть», «Секрет молодости»); тема непобедимой армии и страны, всеобщего единения («Наш марш»).

Основные образы, которые мы выделили: лидер пролетариата Владимир Ильич Ленин, герои и патриоты (Теодор Нетте), советские солдаты и защитники революции, земляки и соотечественники, идеологические противники и соратники («Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости»), образ дома и малой Родины, образ молодого поколения, рабочий и труженик.

Говоря о параграфе 2.2., мы пришли к выводу основные образы, помогающие нам, определить ведущие темы: образ псевдодемократической Америки и Европы, капиталистического буржуя, разбогатевших белых, униженных «черных», богатых семейных династий, образ нации (коренное население), образ советского гражданина в противопоставлении европейскому человеку, образ женщины, в мужском обществе.

Ведущие темы данного параграфа: богатых и бедных, «черных» и белых» наиболее ярко отразилась в произведениях: «Блэк энд уайт», очерк «Мое открытие Америки»; развития и упадка, деградации и эволюции («Гимн судье», «Гимн ученому», поэма «Облако в штанах»); равных и бесправных. А также нами выделены: тема эксплуатации человеческого труда, угнетенных и «хозяев жизни» («Сифилис», «Парижанка»); презрение и прославление («Вам!»); тема противопоставления капиталистических стран СССР, экономической и военной мощи («Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост»), тема тоски по Родине («Прощанье», «По небу тучи бегают»), тема псевдодемократии («Мистерия-буфф»).

В заключение, хотелось бы отметить, Владимир Маяковский был человеком своей эпохи, яростно и с полной самоотдачей он боролся за свои идеи. Будучи истинным патриотом, поэт не мог не реагировать на стремительно изменяющуюся действительность. Он всецело верил и поддерживал революцию, благодарил и призывал верить в вождя пролетариатов Владимира Ильича Ленина, что лишний раз подтверждает его безграничную любовь и заботу о своей Родине.

Список литературы

1.Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского / В.Н. Альфонсов. - Л.: Советский писатель,2004, С. 145

.Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3, - М.: Правда, 2004, С.37

.Белинский В.Г. Поли, собр. соч.: В 3 т. М.: Гос. изд-во худож, лит-ры, 2004,С.356

.Бердяев Н.А. Самопознание, АСТ Москва, Хранитель.,2007, С. 251

.Веселовский А.Н. «Поэтика сюжетов», М.: Советский писатель, 1994., С.22

.Ветловская В.Е, «Вопросы теории сюжета», СПб.: Наука, 1994., С. 38

.Выходцев П.С, Земля и люди: Очерки о русской поэзии 40-70-х годов. М.: Современник, 2001, С.45

.Герцен А.И.Собрание сочинений в тридцати томах. М., Издательство Академии Наук СССР, 1999. С.77

.Гончаров, Б.П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения / Б.П. Гончаров. - М.: Наука, 2003, С. 466

.Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: пособие для гуманитарных вузов / К.Д. Гордович. - Спб: Специальная литература, 1997. С.56

.Гинзбург Л.Я. О лирике, Л.: Сов. писатель, 2001, С. 234

.Глинкин П.Е. Поиск позиция - жанр (из опыта «тихой лирики») // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х гг Межвуз. сб. - Л.: Сов. писатель, 1999, С. 129-132

.Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х гг. М.: Худож лит-ра, 1994, С. 23

.Гусев В.И. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция. М.: Сов. писатель, 2003, С.56

.Губанов Н.И., Советский патриотизм великая сила в борьбе за коммунизм. - М.: Знание, 2002, С.12

.Губанов Н.И, «Отечество и патриотизм», М.: Худ.литер, 1960., С. 24

.Дядичев, В.Н. В.В. Маяковский в жизни и творчестве / В.Н. Дядичев. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006, С. 128

.Зайцев В,А, Современная русская советская поэзия (70-е- начало 80-х гг.). М,: МГУ, 2001, С.45

.Зайцев, В.А. Об изучении творчества В. Маяковского на современном этапе / Филологические науки, Спб.: Просвещение, - 2004, С. 3-11

.Карсавин Л.П, Сочинения, Раритет., М.: Наука, 1993, С. 326

.Ланщиков А.П., «Славься, Отечество», М.: Сов.писатель, 2000, С. 26

.Маяковский, В.В.Сочинения в 3 томах. Т. 1: Я сам, стихотворения / В.В. Маяковский. - М.: Художественная литература, 2000,С.34

.Некрасов Н., «Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд», М.: Сов.писатель, 2001, С. 313

.Овчаренко Ф., «С Родиной в сердце», «Литературно-критические очерки», Московский рабочий., М.: Просвещение, 2005, С. 122

.Тимофеев Л. И., «Основы теории литературы». - М.: Просвещение, 2001,С. 48

.Федотов Г.П., «Судьба России»., Спб.: Знание, 2003, С. 188

Похожие работы на - Поэтическое творчество Владимира Маяковского и патриотические мотивы в нем

Патриотизм в творчестве Маяковского

С началом первой империалистической войны Маяковский некоторое время переживает общий, поддерживаемый официальной пропагандой патриотический настрой, просится даже добровольцем в действующую армию (его не взяли из-за политической неблагонадежности), но уже в начале 1915 года его позиция по отношению к войне решительно меняется, трагедию войны он по-настоящему выразил в стихотворении «Я и Наполеон», а стихотворение «Вам!», впервые прочитанное в артистическом кабачке «Бродячая собака» 11 февраля 1915 года, вызвало настоящую бурю негодования у буржуазной публики:

Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!

Стихотворение «Вам!» и его премьера в «Бродячей собаке», вызвавшая лицемерные сетования газет, знаменует критический момент, внутренний поворот в понимании войны Маяковским. В это время он вернулся к позме «Облако в штанах», которую начал еще в первой половине 1914 года, после посещения во время турне Одессы.

В Одессе Маяковский влюбился. Влюбился с первого взгляда в юную Марию Александровну Денисову, девушку необыкновенного обаяния и, судя по ее дальнейшей судьбе, сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы...

Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни. вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей».

Тема любви не исчезла из поэмы, первоначальный импульс был настолько мощен, настолько внутренне испепеляющ, что своим нервным током пронизал всю поэму, каждую ее часть. Но это чувство уже не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, искажающее искусство. Он бросает вызов самому богу, он - «тринадцатый апостол» - могучий образ отрицания, бунта (так сперва называлась поэма).

Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлестывает его: «Выньте, гулящие, руки из брюк,- берите камень, нож или бомбу...»

Страдание и отчаяние толкают героя поэмы к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца!»; «Глаза наслезненные бочками выкачу. Дайте о ребра опереться».

Антибуржуазный бунт Маяковского в этой поэме был также и бунтом против салонного, обескровленного голым эстетством искусства. Косвенно, инстинктом здорового, социально запрограммированного человека Маяковский таким образом выступает и против футуризма с его в сущности эстетской концепцией искусства. Поэт исходит из потребности глубоко демократической: «... улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать». Искусство в его концепции, вытекающей из смысла поэмы, приобретает общественный, нравственный характер.