Система образов пьесы гроза. Из опыта работы

Мусульманское завоевание Испании. К концу VII в. арабы завершили покорение византийских владений в Северной Африке, и в 709 г. их первый отряд высадился на территории Вестготского королевства. Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки — берберы, незадолго до того приняв-шие ислам. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Вестгот-ское войско значительно превосходило врага численно, однако потерпело сокрушительное поражение в первой же крупной бит-ве; к 714г. сдались все крупные крепости королевства. Арабы и берберы (в христианском мире их обычно называли маврами) за-хватили вестготские владения и к северу от Пиренеев, однако их продвижение в глубь Франкского королевства было остановлено Карлом Мартеллом.

Слабость Вестготского королевства была обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. Крестьянство бьио отягощено повинностями и государственны-ми налогами; знать вела ожесточенную борьбу за престол, по-скольку принцип наследования королевской власти здесь так и не утвердился; огромное влияние католической церкви вызывало недовольство части светской знати, а также проживавших в стра-не ариан и иудеев. Поэтому основная масса населения довольно безразлично отнеслась к вторжению арабов, а некоторые представители господствующей верхушки (например, архиепископ Севильи) даже помогали им. Серьезное сопротивление мавры встретили лишь на гористом севере полуострова, где несколько позже сформировались испано-христианские государства.

Мусульманская Испания. До 755 г. мусульманская Испания (или ал-Андалус) входила в состав Дамасского халифата. Когда власть там захватили Аббасиды, представитель свергнутой династии Омейядов Абд ар-Рахман сумел утвердиться в ал-Андалусе и про-возгласил себя эмиром. Его столицей стал город Кордова. В 929 г. эмир Абд ар-Рахман III окончательно утвердил независимость арабской Испании от других исламских государств, присвоив себе титул халифа. X век был вершиной политического могущества ал-Андалуса, однако вызревавшие в это время тенденции феодаль-ной раздробленности вызвали в 1008—1031 гг. серию междоусо-биц и дворцовых переворотов, что привело к распаду халифата на несколько десятков независимых княжеств-тайф, крупнейшими из которых были Кордовская, Толедская, Севильская, Валенсийская, Сарагосская тайфы.

В экономическом отношении мусульманская Испания представ-ляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. На юге полуострова были созданы ирригационные системы, по-зволившие значительно поднять урожайность традиционных куль-тур (зерновых, винограда и др.) и начать культивирование новых (сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые овощи и фрукты). В центральных районах страны получило широкое распространение перегонное овцеводство. Значительная часть завоевателей осела и городах, которые быстро превратились в торгово-ремесленные центры. Ал-Андалус славился своими тканями, керамикой, изде-лиями из металла и кожи. Несмотря на сложные отношения с остальным исламским миром, арабская Испания активно торго-вала на Средиземном море, ее монета обращалась на огромной территории от Индии до Ирландии. Экономическое благополу-чие отличало ал-Андалус вплоть до его окончательного покоре-ния христианами в XV в., делало его города привлекательной це-лью для военных походов.

Социальный строй ал-Андалуса свидетельствует о специфичности местного варианта феодализма. В сельском хозяйстве господствовало мелкое крестьянское хозяйство при фактически полном от-сутствии домена. Не получили развития прикрепление крестьян к земле и связанные с ним тяжелые формы личной зависимости. Крестьяне, как правило, арендовали на тяжелых условиях (до 2/3 доходов с земли) участки у крупных землевладельцев (воинов, чиновников, придворных и т.п.), проживавших обычно в горо-дах, а также платили значительные налоги в казну. В отличие от других западноевропейских стран раннего средневековья плате-жи взимались главным образом деньгами.

Политическое развитие ал-Андалуса даже в период халифата с его централизованной и развитой администрацией отличалось относительной нестабильностью. Правители отдельных террито-рий, особенно окраинных, нередко добивались реальной автоно-мии от Кордовы. Постоянно вспыхивали мятежи, вызванные про-тиворечиями между племенными группировками арабов, между арабами и берберами. Непросто складывались и отношения завоевателей с местным населением. Значительная часть его приняла ислам, другая, сохранив свою религию, усвоила язык и культуру мавров (таких называли мосарабы, т.е. арабизированные). Тем не менее эти категории населения не были полноправными, часто поднимали восстания, особенно в периоды усиления му-сульманского религиозного фанатизма. Главным очагом таких восстаний был город Толедо.

Высокоразвитая городская цивилизация мусульманской Испа-нии стала базой для невиданного в раннесредневековой Западной Европе развития культуры. В светских и религиозных школах Кор-довы, Севильи, Толедо изучались право, философия, история, причем здесь учились и выходцы из христианской Европы. Биб-лиотека кордовских халифов насчитывала более 400 тыс. свитков, в том числе переводы античных и византийских авторов. Дея-тельность андалусских ученых и переводчиков сыграла большую роль в становлении европейской средневековой науки; сюжеты и художественные приемы испано-арабской литературы активно заимствовались писателями и поэтами других стран; арабская лек-сика обогатила все европейские языки, в особенности испанский и португальский.

Возникновение испано-христианских государств и начало Реконкисты. В ходе завоевательного похода 709—714 гг. арабам не уда-лось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Эти земли, заселенные кантабрами, астурами, басками , не смогли в свое время захватить ни римляне, ни готы, здесь почти не получили распространения процессы феодализации. Бежавшие в Астурию немногочисленные остатки вестготского войска получили поддержку местного населе-ния. В 718 г. близ местечка Ковадонга был разбит арабский отряд, посланный для ликвидации этого последнего очага сопротивле-ния. Командовал победителями Пелайо, родственник последнего готского короля; он был провозглашен первым королем Астурии.

К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами в ал-Андалусе, астурийские короли сумели захватить земли, в не-сколько раз превосходившие по площади первоначальную терри-торию государства. Часть этих земель (Галисия) была присоеди-нена, часть опустошена. На границах образовалась своеобразная заградительная полоса от арабских набегов, которая служила одно-временно земельным фондом, пригодным для колонизации и хо-зяйственного освоения (они зафиксированы в источниках уже в самом начале IX в.). Процесс возвращения и колонизации испа-но-христианскими государствами занятых мусульманами терри-торий получил названия Реконкиста (по-испански — отвоевание).

Стабильность этого процесса и его конечная победа в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских терри-торий по тем или иным причинам были заинтересованы в Рекон-кисте. Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, долж-ности в администрации покоренных областей, укрепляли свою самостоятельность по отношению к центральной власти. Церковь не только получала обширные земельные пожалования, но и учреждала в бывших мусульманских владениях новые приходы, монастыри, епископства, использовала лозунги борьбы христи-анства против ислама для усиления своего идейного и полити-ческого влияния в обществе. Победы над ал-Андалусом обогаща-ли королевскую казну, упрочивали позиции и престиж короны как внутри страны, так и на международной арене. Крестьянство стремилось найти на новых территориях облегчение от сеньори-альных и государственных повинностей, приобрести землю, еще не поглощенную феодальными вотчинами. Города, которые ос-новывались в ходе Реконкисты или заселялись христианами пос-ле отвоевания, пользовались значительными льготами. Общим для всех участников войн с маврами было стремление к захвату бога-той добычи.

Реконкиста длилась почти восемь веков и имела свои особен-ности на различных этапах истории Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселе-ние людей с юга на север, освоение внутренних районов королев-ства выходцами из разоренных войной территорий, а также эмигрантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крес-тьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты по-дошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиреней-ском полуострове сложился еще один центр Реконкисты — вла-дения франков. Хотя поход Карла Великого на Сарагосу в 778 г. не был удачным, вскоре после него франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX—X вв. здесь не образовались два небольших государства — королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

В X — начале XI в. на политической карте Испании происходят серьезные изменения. После распада империи Каролингов на тер-ритории Испанской марки образуется фактически самостоятель-ное графство — Барселонское. Астурийские короли, отвоевав у мавров несколько крупных городов к северу от реки Дуэро, пере-несли свою столицу из Овьедо в Леон. Во второй половине X в., в период наивысшего расцвета халифата, Реконкиста приостанови-лась. Мусульмане под командованием талантливого полководца аль-Мансура неоднократно опустошали как Астуро-Леонское ко-ролевство, так и Барселонское графство. Королевская власть в Леоне в это время ослабела, большое влияние в стране приобрели фафы Кастилии, сумевшие объединить прежде раздробленные 1емли на востоке страны. В 1035 г. Арагон и Кастилия стали ко-ролевствами. В 1037 г. кастильский король Фернандо I разбил леонского короля и объединил под своей властью запад хрис-тианской Испании. Таким образом, к концу 30-х годов XI в. на Пиренейском полуострове сложились: королевство Кастилия , Наварра и Арагон, графство Барселонское с вассальными терри-ториями и около тридцати мусульманских княжеств.

Социально-экономический и политический строй Астуро-Леонского королевства. Север Пиренейского полуострова, за исключением побережья Каталонии, был отсталой окраиной как римской, так и готской Испании. Арабское завоевание, постоянные набеги с юга также препятствовали экономическому развитию региона. До XI в. Астуро-Леонское королевство было малолюдной аграрной страной. Жители небольших, удаленных друг от друга деревень занимались возделыванием злаковых (пшеница, ячмень) и техни-ческих (лен, конопля) культур. Под влиянием Реконкисты не-обычайно широкое распространение получило скотоводство. Оно требовало меньшего количества рабочих рук, чем земледелие; в случае военной опасности стада были гораздо менее уязвимы, чем посевы; пограничные территории с их благоприятным ландшаф-том и редким населением могли успешно использоваться под паст-бища; широкое применение конницы в войнах также стимулиро-вало развитие этой отрасли хозяйства. Поскольку названные фак-торы действовали на протяжении всей Реконкисты, скотоводство долго оставалось важнейшим элементом экономики средневеко-вой Испании. Кроме того, в Астуро-Леонском королевстве полу-чили развитие промыслы (рыболовство, добыча соли), домашнее и вотчинное ремесло. Торговля была слабой.

Источниками формирования зависимого крестьянства были: дифференциация в среде свободных кантабро-баскских общин-ников; переселение на север (вместе с вотчинниками) части за-висимого населения в процессе арабского завоевания; захват сво-бодных земель внутри страны вестготской и местной знатью и подчинение живущих на них общинников; включение в феодаль-ные вотчины завоеванных территорий и их населения; испомещение на земле пленных мавров. К середине X в. в королевстве складывается система феодальных повинностей. Поземельно за-висимые крестьяне выплачивали поземельный налог, отра-батывали полевые барщины. Лично зависимые кроме того пла-тили подушную подать, поборы за право наследовать имущест-во, вступать в брак вне вотчины. Потребности Реконкисты обусловили весомую долю служб и платежей военно-адми-нистративного характера (военный налог, налоги и отработки по ремонту дорог, укреплений, мостов) в системе повинностей. Существенное значение имели поборы за пользование покосами и пастбищами.

Тем не менее, несмотря на разнообразие и обилие феодальных повинностей, в Астуро-Леонском королевстве не сложились пред-посылки для развития особенно тяжелых, жестких форм крестьян-ской зависимости. Необходимость колонизации новых земель за-ставляла вотчинников и королевскую власть предоставлять пере-селенцам льготные условия поселения, частыми были случаи бегства крестьян на свободные территории близ южной границы. В такой обстановке даже в глубинных районах страны феодалы были вынуждены смягчать эксплуатацию; серваж исчез уже к XI в. Кроме того, свободные крестьяне составляли важный источник пополнения войска, что побуждало государство заботиться о со-хранении данной категории населения. С X в. кастильские графы даже предоставляют свободным крестьянам, способным содержать боевого коня и снаряжение, некоторые привилегии, сближавшие таких крестьян (их называли кабальеро-вильяно) с низшими сло-ями господствующего класса. Свободное крестьянство пополня-лось и за счет привлечения на пустующие земли переселенцев-мосарабов из ал-Андалуса.

В состав господствующей верхушки Астуро-Леонского королев-ства входила высшая светская знать, средние и мелкие служилые феодалы (инфансоны), крупное духовенство. Феодальная вотчина здесь отличалась относительно неразвитым доменом; значительную роль в доходах феодалов помимо поземельных платежей играли поступления от военной добычи, отправления судебных и адми-нистративных должностей. Наибольшая концентрация крупного вотчинного землевладения наблюдалась в Галисии, наибольшее распространение мелкого крестьянского и вотчинного землевла-дения — в Кастилии.

Астуро-Леонское королевство было раннефеодальным государ-ством. В VIII в. король в значительной степени являлся еще воен-ным вождем, опиравшимся на вооруженную силу свободных об-щинников, лишь к X в. утвердился принцип наследования вер-ховной власти, сложилась достаточно примитивная система центральной и местной администрации (королевский совет, двор-цовые графы, судьи и графы на местах). Большую роль в военной организации наряду с феодальными дружинами продолжало играть крестьянское ополчение. Особенностью внутрифеодальных отно-шений было сравнительно слабое распространение иммунитетов, замедленное превращение бенефициев (в Испании они назывались престимониями) в феоды и постоянное укрепление королевского домена за счет включения в него отвоеванных у мавров земель. Это способствовало относительной стабильности центральной власти. Кроме того, очевидная внешняя опасность заставляла фе-одалов ограничивать сепаратистские устремления. Вследствие этого феодальная раздробленность не приводила в Испании к утрате государственного единства.

Каталония. В IX в. на территории Испанской Марки возникает несколько графств, управляемых наместниками франкских госу-дарей — графами. Наиболее сильным из них было графство Бар-селонское, где в последней четверти столетия укореняется динас-тия, основанная графом Вифридом Волосатым. После распада франкской державы Испанская Марка оказалась в составе Запад-но-Франкского королевства. Самостоятельность ее постепенно росла, и когда в 987 г. во Франции была низложена династия Каролингов, графы Испанской Марки отказались признать Гуго Капета королем. С этого времени их подчинение французской короне стало номинальным, хотя и сохранялось юридически до 1259 г. В XI в. в Испанской Марке происходит политическая кон-солидация вокруг Барселонского графства, постепенно подчинив-шего себе другие графства области. В дальнейшем за ней закреп-ляется название «Каталония», которое, как и топоним «Касти-лия», по-видимому, означает «страна замков».

Каталония также участвовала в Реконкисте, хотя и в меньшей мере, чем государства Западной Испании. Борьба шла с перемен-ным успехом. В середине X в. каталонские графства признавали вассальную зависимость от Кордовского халифата и поддержива-ли с ним интенсивные торговые связи. В 985 г. мавры неожидан-но напали на Барселону и разорили ее, но уже через два-три десятилетия инициатива перешла в руки христиан. К началу XII в. граница была отодвинута на юг, в сторону реки Эбро, а некото-рые мусульманские правители, включая эмира Сарагосы, платили графам Барселоны дань.

Колонизация новых земель способствовала постоянному попол-нению слоя крестьян-аллодистов, особенно в Южной, так назы-ваемой Новой Каталонии, где крестьяне были одновременно обязательно воинами. В Старой Каталонии также сохранялось крестьянское аллодиальное землевладение, сложившееся в ходе франкских завоеваний начала IX в. Однако здесь оно рано стало объектом притязаний со стороны светских и церковных сеньо-ров, с X в. опиравшихся на хорошо укрепленные замки, столь важные в приграничных условиях. Феодальная вотчина этого района была архаичной (вплоть до начала XI в. в ней использо-вался труд рабов) и влияние Реконкисты испытала на себе срав-нительно слабо.

В Старой Каталонии феодализация проходила быстрее, чем где бы то ни было в христианской Испании, а феодальная зависи-мость приняла наиболее тяжелые для крестьян формы. Свобода перехода крестьян из одной вотчины в другую или переселение их на новые земли существенно ограничивались, платежи взимались в большем размере, чем на западе Пиренейского полуостро-ва, и сопровождались достаточно обременительными службами, в том числе унизительного характера. В середине XI в. крестьян-ские повинности были зафиксированы в первом кодексе феодаль-ного права Каталонии (одном из древнейших в Европе) — «Бар-селонских обычаях». Центральное место в этом своде занимают статьи, регулирующие взаимоотношения в среде феодалов. Они свидетельствуют, что социально-политическое развитие в Ката-лонии совершалось примерно в том же направлении и такими же темпами, что и в Южной Франции.

Наварра и Арагон. Общественный строй Наварры и Арагона в раннее средневековье был более архаичен, чем в Астуро-Леонском королевстве и Каталонии. Этот район был очень слабо освоен рим-лянами, влияние вестготов и франков также было поверхностным. В рассматриваемый период здесь преобладало баскоязычное насе-ление, романизировавшееся очень медленно. Землевладение фео-дального типа развивалось главным образом в долинах больших рек, в горах же сохранялись свободные крестьянские общины. За-поздалым было и формирование феодальной иерархической струк-туры. Об утверждении в этих государствах феодального строя мож-но говорить не ранее, чем с середины XI в.

На рубеже Х-Х1 вв. при короле Санчо Великом Наварра со сто-лицей в Памплоне была сильным государством, подчинившем себе Арагон и Кастилию. После смерти Санчо (1035 г.) его держава распалась; Наварра, оттесненная от арабской границы своими более активными соседями, постепенно отошла от участия в Ре-конкисте. В дальнейшем ее судьба оказалась все теснее связанной с судьбой Франции. Арагон, напротив, ведет в XI в. последова-тельно наступательную политику, понемногу расширяя свои вла-дения за счет мусульманских эмиратов долины Эбро. Общность целей во внешней политике с графством Барселонским предоп-ределила слияние их в XII в. в единое государство.


Автохтонное, докельтское население Пиренейского полуострова

В литературе принято называть государства на западе христианской Испании Астуро-Леонским (VIII—XI вв.) и Леоно-Кастильским (XI—XIII вв.) королевствами.

Известно немало знаменитых средневековых битв, изменивших ход истории. Пуатье, Гастингс, Креси, Грюнвальд… Но мало столь обделенных вниманием широкой публики и с такой исключительной силой повлиявших на судьбу мира сражений, как битва при Гвадалете в 711 г . Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Появление ислама объединило и вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Теперь же из Аравии стремительно, на крыльях новой исламской религии покорявших провинции восточной части Римской империи, начались великие завоевания магометан. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года - Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Кочевники Аравии не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привёл их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом - это было подарком судьбы для Мусы ибн-Нусайр . Основой войска стали 7000 берберов, поход на Испанию вначале планировался как грабительский.

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами вестготы были лучшими , чем политиками - за два столетия вестготы не сблизились с местным населением , даже сумели ещё больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила вестготов, которую возглавлял король Родриго, позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местным населением вестготы не заключали.

Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом.

Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой своего окружения король Родриго не пользовался.

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье . Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса ибн-Нусайр дал подкрепление - не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем король вестготов Родриго собрал в Толедо армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьёзный успех.

Армия вестготов и а рабо-берберское войско сошлись в стажении 23 июля 711 года у реки Гвадалете . О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счёт грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему.

Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами» .

Лишенное лидера войско вестготов не оказало настоящего сопротивления арабам и было разбито.Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно - христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в , и начался захват полуострова. Местное население не вело масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады.

За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости - веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.

Арабские действия в Испании

За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли арабов из Испании почти 800 лет.
Войска арабов, идущих на север Пиренейского полуострова едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г. , их смог разгромить король Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании, а затем и от её завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить своё влияние в Средиземном море в значительно большем объёме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве мы знаем крайне мало , вследствие скудости источников в эту эпоху, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов и конфликтов, длящихся до сих пор, была заложена на Перенейском полуострове арабами ещё в 710-е годы.

Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами ещё много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным ещё почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку.

Арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своём фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана.

2017-10-27

Система образов «Хозяева жизни» Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» . «Жертвы» Кулигин: «Лучше уж стерпеть» . Варвара: «И я не обманщицей Кабаниха: «Давно вижу, что вам была, да выучилась» . «А поволи хочется» . «Вот куда волямоему, делай, что хочешь, товедет» . только бы шито да крыто было» . Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» . Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» . Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает» .

«Зеркальные образы» в литературе. В ходе конфликта герои (персонажи) могут воспринимать и оценивать одни и те же обстоятельства по-разному, так, что их восприятия и оценки часто приобретают зеркальный, т. е. диаметрально противоположный характер.

Особенности раскрытия характеров героев. Речевая характеристика. Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Город Калинов Жизнь в городе «Жестокие нравы» ; «грубость да бедность нагольная» ; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба» ; «старается бедного закабалить» ; «на труды даровые еще больше денег наживать» ; «не доплачу копейку» ; «торговлю подрывают из зависти» ; «враждуют» и т. п. Жизнь в семье «Бульвар делали, а не гуляют» ; «ворота заперты и собаки спущены» ; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят» ; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые» ; «за этими замками разврату темного да пьянства»

Город Калинов противоречив: Чудесное место, где располагается город: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Ужасная жизнь в этом городе Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Жизнь в городе Калинове Волжский пейзаж Монолог Феклуши Монолог Кулигина Тихон Борис Катерина Варвара Вывод: Основные приемы изображения событий и героев – контраст и сопоставление

«Хозяева» «темного царства» Дикой Кабаниха О нем: О ней: «ругатель» ; «как с цепи сорвался» «все под видом благочестия» ; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем» ; «бранится» ; «точит, как ржа железо» Он сам: «дармоед» ; «проклятый» ; «провались ты» ; «глупый человек» ; «поди ты прочь» ; «что я тебе - ровный что ли» ; «с рылом-то и лезет разговаривать» ; «разбойник» ; «аспид» ; «дурак» и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется» ; «тебя не станет бояться, меня и подавно» ; «хочешь своей волей жить» ; «дурак» ; «приказывай жене» ; «должен исполнять, что мать говорит» ; «кудаволя-то ведет» и др. Вывод: Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Вывод: Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. «Темное царство» «ломает» людей, заставляет их терпеть и молчать.

Домашнее задание: 1. Образ Катерины Вопросы для размышления: 1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой» , ни «хозяйкой» ? 2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? 3. Откуда появились в героине эти черты? 4. Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? 2. Конспект статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860)

Катерину нельзя назвать ни «жертвой» , ни «хозяйкой» . Ответ – в чертах ее характера проявляются в первых же репликах: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит Катерина не умеет в людях чувства приспосабливаться собственного достоинства, и покоряться. непокорности

Жизнь Катерины В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле» , «маменька души не чаяла» , «работать не принуждала» . Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем» , «да здесь все как будто из-под неволи» . Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядокто в доме будет? » Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Особенности конфликта. Суть «протеста» Катерины Конфликты: внешний и внутренний Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души. Любовь к Борису Обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой Свободный выбор, диктуемый сердцем Отказ от любви Подчинение миру Кабанихи Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения

Сцена с ключом – кульминация. В этом эпизоде, а также в сценах свидания и прощания с Борисом показана решительность героини. Она нигде не изменяет себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Самоубийство героини – требование ее свободной натуры.

Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию? . . Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Трактовка образа Катерины Н. А. Добролюбов Д. И. Писарев 1. Характер Катерины составляет шаг вперед… во всей нашей литературе 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление 2. Решительный, цельный русский характер 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве» … 3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? 4. У Катерины все делается по влечению натуры 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве 5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… 6. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. 7. Нам отрадно видеть избавление Катерины. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера» . Писарев подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления – сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины нет, то она – не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия» .

Трактовка образа Катерины А. Григорьевым А. Григорьев попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт» . Там, где Добролюбов искал обличения, поэт Григорьев старался найти восхищение. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, будто забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни» . Такие «теоретики» , считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны.

Жанровое своеобразие. «Гроза» - драма или трагедия? Споры вокруг «Грозы» определяются также природой жанра. Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель) «Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь»)

Вывод: Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

Темы сочинений (срок до 17 декабря) 1. Символический смысл названия пьесы «Гроза» 2. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» 3. Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза») 4. Слабые и сильные характеры в драме А. Н. Островского «Гроза» 5. Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»

2.Система образов

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Начнем с "отца семейства" Федора Карамазова, главного представителя "карамазовщины" (сладострастники, стяжатели, юродивые), отчасти передавшего ее особенности, в разной степени и по-разному, своим сыновьям...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В "Преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна. Ф.М...

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы "Вишневый сад")

Мотив одиночества, непонимания, растерянности - ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: "Кто я, зачем я, неизвестно"...

Оппозиция "Дон Жуан - Сганарель" в "Дон Жуане" Мольера

Противоречивость образов Дон Жуана и Сганареля видна уже буквально с первой страницы комедии. Они всегда будто борятся, спорят, противоречат друг другу. В некоторых ситуациях, как я говорила ранее...

Потусторонний мир в произведениях Н.В. Гоголя. Его роль в выражении авторской позиции

Произведение Существо/ явление Описание внешности/ характеристика Способности Взаимодействие с главным героем Итог Портрет Портрет ростовщика Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось...

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

«Берег» - произведение сложное по своему построению, главы о современной действительности чередуются в нем с обширными ретроспекциями, изображающими последние дни войны, но весь этот, казалось бы...

Расстановка образов в драме Жана Ануя "Антигона" по сравнению с одноимённой трагедией Софокла

Существует ряд оснований, по которым можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла "Антигона". Уже в идентичности названий невольно проводится. Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл...

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"

Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной. "Их было трое, тех, кто официально...

Система образов в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы...

Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева "Пастух и пастушка" и "Людочка"

Образ молодого лейтенанта романтичен, он выделяется своей исключительностью, деталями характера (начитанность, чувствительность), отношением к женщине. Его возлюбленная...

Творчество К.С. Льюиса

Аслан, Великий Лев, Сын Императора-За-Морем, Властитель Леса, Царь Царей - это создатель мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Главную задачу писателя Чехов видел в создании ярких образов. Лишь в том случае, когда автор выбирает героев, поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. Духовная...

Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"

мильтон жанр поэма эпический Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению, Гнездится в душах много низших сил...

I. Средства раскрытия характеров определяются лите­ратурным методом и жанром произведения.

II. Основные средства раскрытия характеров.

1. Портреты и характеристики персонажей:

Изобразительный портрет (детали);

Самохарактеристика;

2. Обстановка, интерьер.

3. Поступки.

4. Речь: индивидуальные признаки.

6. Пейзаж.

7. Сопоставление и противопоставление персона­жей:

Двойники и антагонисты.

8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).

9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.

10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.

Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".

Развернутый план сочинения

I. Система образов драмы "Гроза" построена на про­тивопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабани­хи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

II. Система образов драмы "Гроза".

1. Образы хозяев жизни:

Купцы Дикой и Кабаниха:

а) носители идей старого уклада (домострой);

б) жестокость, самодурство и ханжество по отно­шению к другим;

в) идея близкой гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров:

Тихон и Борис (образы-двойники):

а) безволие, слабость характера;

б) отказ от открытого протеста;

в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;

г) Борис образованнее Тихона;

д) после смерти Катерины Тихон решается на про­тест, Борис – нет.

3. Протестующие персонажи:

Варвара и Кудряш:

а) внешнее смирение, ложь и маскировка;

б) противостояние силе силой (Кудряш);

в) бегство как средство спасения от тирании.

Кулигин:

а) противопоставляет самодурству силу просвеще­ния;

б) понимает разумом суть "темного царства";

в) пытается влиять силой убеждения;

4. Катерина:

а) самый решительный протест против власти са­модуров ("протест, доведенный до конца");

б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").

5. Второстепенные образы:

Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:

а) дополняют картину "темного царства".

III. Образная система драмы "Гроза" задает новые па­раметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).

Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Развернутый план сочинения

I. В основе образной системы романа – антагонизм со­циальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).

Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

II. Образная система романа.

1. Евгений Базаров:

Главный герой романа, центр образной системы;

Новый социальный тип;

Сильный характер, природный ум, трудолюбие;

Основные идейные постулаты нигилизма Базарова:

б) примат практики над умозрительностью, экспе­римента над теорией;

в) отрицание искусства, эстетического значения природы;

г) критерий полезности каждого вида деятель­ности;

д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;

е) люди - биологические индивидуумы, одинако­вые, как и деревья в лесу.

2. Идейные противники Базарова:

1) Павел Петрович Кирсанов - главный антаго­нист:

Узость позиции;

Слабость аргументации;

Основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;

2) Николай Петрович Кирсанов:

Стремление понять молодое поколение;

Искреннее желание внести коррективы в органи­зацию жизни;

Возвышенная натура: любовь к искусству, при­роде,

Красоте чувств;

Опровергает теорию Базарова скорее интуитив­но.

3. Мнимые союзники Базарова:

1) Аркадий Кирсанов:

Представитель молодого поколения;

Случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;

Подчеркивает идею одиночества главного героя;

2) Ситников и Кукшина:

Образы-пародии на нигилистов;

Стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;

4. Женские образы:

1) Анна Сергеевна Одинцова:

Аристократка;

Необычный для Тургенева женский образ;

Красота и сила характера;

Стремление к покою;

Олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;

2) Катя, сестра Одинцовой:

Отражение характера сестры;

Избавляет Аркадия Кирсанова от идей База­рова;

3) Фенечка:

Образ трогательной женщины из народа;

Оттеняет отношения старших Кирсановых;

Служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.

5. Родители Базарова:

Отражение противоречий между старым и моло­дым поколением;

В отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

6. Второстепенные образы:

1) Дуняша и Петр:

Слуги в имении Кирсановых;

Подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;

Отражают разнообразные народные характеры;

2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:

Отражают демократизм героя;

Опровержение наивной веры героя в то, что он зна­ет народ.

III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Развернутый план сочинения

I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.

II. Собирательный образ народа в поэме.

1. Образы семи мужиков:

Все из деревень с "говорящими" названиями;

Выполняют композиционную роль (связывают ча­сти повествования);

Воплощают черты русского народа:

а) правдоискательство;

б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.

2. Образы народных защитников:

Ермил Гирин - человек, руководствующийся нрав­ственными законами;

Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского на­рода: "Клейменый, да не раб";

Яким Нагой - обличитель существующих поряд­ков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";

Староста Влас - мудрый человек, живущий по зако­нам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.

3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:

Старообрядка - воплощение невежества (предска­зывает конец света оттого, что женщины стали но­сить красные кофты);

Дворовый - хвастается господской болезнью - по­дагрой;

Крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притво­ряться крепостными, сами себя загоняя в неволю);

Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.

4. Собирательный образ русской женщины - крес­тьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:

а) трагичность участи русской женщины (надру­гательства родни мужа, участь солдатки, по­жары и неурожаи, гибель детей, несправедли­вые обвинения);

б) красота и сила характера;

в) способность перенести все невзгоды и сохра­нить себя.

5. Образы угнетателей:

Поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;

Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",

Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разо­рение дворянских гнезд.

6. Образы демократической интеллигенции:

Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пы­тается понять и запечатлеть народный образ;

Гриша Добросклонов:

а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба го­товила путь славный, имя доброе народного за­ступника, чахотку и Сибирь ";

б) является единственным по-настоящему счастли­вым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".

7. Символические образы:

Разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:

а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.

III. Именно система образов поэмы создает ее художе­ственное своеобразие, позволяет судить о настрое­нии русской интеллигенции и крестьянства в поре­форменный период.

Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Развернутый план сочинения

II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".

1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не при­нуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";

2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зароди­лась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опосты­нет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"",

3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, су­дарь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, по­тому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А за­чем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Каба­ниха о Диком);

4. Речевая характеристика:

Поэтический язык Катерины (монолог "Отчего лю­ди не летают, как птицы?")",

Сочетание елейности и бранных слов в речи Кабани­хи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"",

Городская речь Бориса: "Воспитывали нас родите­ли в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Ме­ня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;

Научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в руби­ще почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";

Повтор обращения "маменька" в речи Тихона.

5. Ремарки.

6. Метафоры, символы (образ грозы).

7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").

III. Несмотря на скудность образных средств, предлага­емых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

II. Средства создания образов.

1. Портрет:

Раскольников: "Кстати, он был замечательно хо­рош собою, с прекрасными темными глазами, тем­но-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привыч­ный человек посовестился бы днем выходить в та­ких лохмотьях на улицу ";

Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было на­звать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение ли­ца ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. ...Несмотря на свои во­семнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".

Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чо­порный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."

2. Обстановка в городе подчеркивает душевное со­стояние главного героя:

- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";

- " ...почему именно во всех больших городах чело­век... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";

- "Было душно, так что было даже нестерпимо си­деть, и все до того было пропитано винным запа­хом, что, кажется, от одного этого воздуха мож­но было в пять минут сделаться пьяным ".

3. Интерьер: квартира Раскольникова и других ге­роев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:

Квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желты­ми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";

Квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Марме­ладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".

4. Деталь приобретает символический смысл: жел­тый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Со­нечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).

5. Характеристика героя другими персонажами:

Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Велико­душен и добр... просто бесчувствен до бесчелове­чия.. . точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".

6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольнико­ва, обостренное чувство несправедливости; по­следний сон Раскольникова - фантастическое во­площение его теории - отражение борьбы человека и теории.

7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).

8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").

9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:

"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречаю­щиеся предметы... поминутно впадал в задумчи­вость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и да­же где проходил ".

10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова являет­ся великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).

11. Символика цифр: три дня после убийства Рас­кольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на де­вять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажут­ся семью днями (семь дней божественного творе­ния).

III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной досто­верности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стрем­ления к гармонии.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое содержание.

IV. Идейное содержимое.

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

План разбора лирического стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблема­тики) лирического произведения, ее воплощение в художествен­ной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, нали­чие лирического сюжета, в основе которого изображение чувст­ва, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, исполь­зуемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворе­нии; их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лириче­ском произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотво­рении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.

11. Место и роль данного лирического произведения в кон­тексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Анализ стихотворения