Сложноподчиненные изъяснительные. Спп с придаточными изъяснительными

Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.

Виды сложных предложений

Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.

Сложноподчинённые предложения

Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.

Придаточное изъяснительное

СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.

Примеры придаточных изъяснительных:

1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."

2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."

Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным

Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:

1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".

2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").

В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.

Другие виды придаточных

Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.

Придаточные определительные

Основные виды придаточных предложений

Придаточная часть СПП. Основные виды придаточных предложений.

Указательные слова

Указательные слова – это определительные и указательные местоимения (тот, этот, такой, всякий ) и наречия (там, туда, тогда, так, потому, оттого ), которые являются членами в главной части СПП. Они служат для связи главной и придаточной частей ССП.

Примеры предложений:

Ствол сосны так блестел , будто весь был в смоле .

Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра .

Тот , кто любит родину, должен служить ей.

Яуверен в том , что наши детимир увидят в золотом расцвете.

О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть .

Придаточная часть СПП – это часть СПП, которая зависит от главной части и содержит в своём составе подчинительный союз или союзное слово. Придаточные предложения подчиняются главному.

Придаточная часть может пояснять :

СПП с придаточным определительным – это такое предложение, в котором придаточная часть относится к существительному или местоимению (тот, каждый, такой, весь, всякий ), стоящему в главной части. Придаточное определительное отвечает на вопросы определения, оно всегда расположено после главной части и присоединяется к ней с помощью союзных слов (который, чей, какой, куда, где, то, что, кто ). Примеры предложений:

В одном месте между утёсами был плоский берег , (который?) куда водой несло много ракушек . , (куда ).
Давно уже поспела полевая клубника , лакомиться (какой?) которой позволяли нам вдоволь. , (которой ).
Расскажи мне ту сказку , которуюлюбиламама . [ ту ], (которую ).
Встают на бумаге слова , (какие?) что полгода я в сердце берёг . , (что ).
Тот , (какой?) кто должен отвечать за других, быстро взрослеет . [ , (кто ) ].
Ядумал о людях , (о каких?) чья жизньбыла связана с этими берегами. , (чья ).

СПП с придаточным изъяснительным – это такое предложение, придаточная часть которого отвечает на вопросы косвенных падежей, и присоединяется к сказуемому, находящемуся в главной части. Придаточные изъяснительные могут стоять перед главной частью, после главной части и внутри главной части. Они присоединяются к главной части при помощи:



1) союзов (что, как будто, чтобы, когда, как ):

2) союзных слов (кто, откуда, то, где, когда, почему, что ):

2) частицы ЛИ в значении союза:

Внимание! Иногда в составе сказуемого глаголы есть, является могут отсутствовать, но они подразумеваются по смыслу. В таких случаях важно не перепутать типы придаточных предложений. Примеры:

Друг мне тот , кому могу всё говорить . Другом для меня является тот, (кто?) кому могу всё говорить . , (кому ). (придаточное изъяснительное)
Вы самый удивительный человек , (какой?) какого я когда-либо встречал . Выявляетесь самым удивительным человеком , (каким?) какого я когда-либо встречал. , (какого
Знание литературы и любовь к ней - это минимум , (какой?) который определяет культуру человека. Знание литературы и любовь к нейесть тот минимум , (какой?) который определяет культуру человека. , (который ). (придаточное определительное)

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не - ли, ли - или, то ли - то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.): Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В.

Маяковский) - средство связи - союз чтоб. Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы. Я спросил, идёт ли он со мной, или мне идти одному - средство связи - двойной союз ли - или. Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой, входящее в состав сказуемого. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда. Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришёл. Хорошо, что он пришёл. В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришёл. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад. Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.: Всё началосьс того, что вернулся отец. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным. Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью: Что он не придёт, мне было ясно сразу. Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему; в комплексе 2 ему соответствуют придаточные дополнительное и подлежащное.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

В изъяснительных предложениях придаточное изъясняет опорное слово главной части, которое обозначает речевую, мыслительную, познавательную, волевую, оценочную, эмоциональную деятельность (говорить, писать, радоваться).

Как правило это глагол или слова другой части речи, которые словообразовательно связаны с глаголом: существительное, причастие, деепричастие, наречие (удивляться, удивление, удивительно, верить, вера, верящий)

Средства связи: союзы (что, будто, как будто, чтобы, как бы не, когда, ли); союзные слова (какой, который, зачем, почему, отчего, сколько).

Наиболее употребителен союз ЧТО. Он присоединяет придаточное к слову, обозначающему различные формы наклонения.

По семантике и средства связи в изъяснительных предложениях делятся на 3 группы:

·Сфера повеств. (что, будто, как, словно, якобы, точно). Сообщает то, о чем известно говорящему, опорные слова имеют семантику, вызывающую семантику говорящего. Обычно это лексика с эмоциональным или интеллектуальным воздействием: внушать. Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл лошадь .

Союз КАК указывает на совпадение точки зрения субъекта и говорящего. Было видно, как по периоду бежали люди. Опорным словом может быть и категория состояния.

· Сфера волеизъявлений (чтобы, чтобы не, лишь бы, только бы, как бы, пусть). Слова со значением просьбы, приказа, совета, желания, стремления. Мама вас просит, чтобы не рубили сад.

· Сфера вопроса (отчего, ли – пост и интер позиции). Придаточные к словам имеющим значение размышления, познания. Он все высматривал, не смеются ли над ним.

С помощью союза ли оформляются косвенные вопросы. Он спросил, не пойду ли я в кино.

Союзные слова: кто, что, какой, сколько, когда, почему, отчего. Способ оформления зависит от самого вопроса. Он спросил, когда я вернусь.

18. Сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-соотносительным.
Классификация предложений в научной и школьной грамматике.

Главный признак – наличие соотносительных слов в главном и придаточном предложениях. Придаточная часть восполняет лексическую неполнозначность слова в главной части.

Эти соотносительные слова (корреляты) составляют структурную основу местоименно-соотносительных предложений.

Соотносительное слово в главной части из-за своей лексической неполнозначности выполняет еще и служебную функцию по отношению к придаточной части (соединяет придаточное содержание с главным).

Местоимения тот, та, то, местоименные наречия туда, оттуда и др.разновидности – количеств и др значения: там-где, туда-куда, там-куда, тот-кто, тот-что, так-как, такой-какой и др. Такой ветер, что страшно.

Корреляты делятся на группы:

С предметным (тот-кто, то-что ) и пространственным значением (туда-куда, там-где )

Качественно-количественное значение (таков-каков, настолько-насколько )

Устойчивые сочетания (до такой степени что, таким образом что и тд ), имеют определительное значение.

Местоименно-соотносительные придаточные делятся на:

- отождествительные

Связь осуществляется на базе коррелятов, имеющих пространственное значение (там-где, туда-куда ), определительное значение (какой-такой, то-что )

То, что мы приняли за дерево, оказалось скалой.

-фразеологизированные конструкции

Строятся по устойчивым схемам: до такой степени что, в такой мере что, настолько что

Имеют значение качественное и количественное.

Было до такой степени холодно, что деревья трещали.

-опустошенные конструкции

Контактное слово в главной части выполняет служебную роль, соединяя придаточное с главным. Нужно отличать от изъяснительных, когда при глаголе есть указательное слово.

Летние ночи хороши тем, что бывает светло.

Школьный учебник не дифференцирует предложения по расчлененности-нерасленности, но указывает на этот факт: «придаточное может служить для пояснения слова в главном предложении или всего гл.предл»

Определительные

Субстантивные

Обстоятельственные:

·причины

·уступки

·условия

·образа действия и степени

·сравнения

·времени

·следствия

Присоединительные придаточные

В школьном учебнике в ряде случаев выделение придаточных основывается на семантическом признаке, что затрудняет выработку внимания к структурным особенностям (придаточн.места). С другой стороны есть случаи, когда придаточн.определит тип на основе структуры, без семантики (сравнен.и опред.отношения). Опред.придаточн на основе структ.призн: местоим-определит: Кто ищет, тот всегда найдет (кто именно, какой).

Среди обстоят придаточн – меры, степени, сравнения внимание на семантику: Там, где был лес, сейчас стоит город. Придаточн. распр-т слово (там).

Мы так спешили, как будто кто-то за нами гнался (придаточн обстоят сравнения, нерасчленен структура, мест-соотносит так-как будто)

Было до такой степени холодно, что деревья трещали (мест-союзн, так –что)

Придаточн распр-т слово или слововсоч в гл части. Присоединяются с помощью союзных слов и синт союзов.

Присловная мест связь – придаточн относится к знаменательному слову опред.части речи или опред семантики. Местоименная – относится к местоимению.

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Цель урока: познакомить учащихся с придаточными изъяснительными предложениями, входящими в состав СПП

Задачи урока:

Обучающие : находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённых предложений; средства их связи с главным;правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными придаточными.

Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, память, внимание; развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

2.1.Вспомним:

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы делятся СПП?

Назовите средства связи в СПП.

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какое место занимает придаточная часть по отношению к главной?

2.2. Словарный диктант.

Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.

2.3.

Орфоэпическая разминка.

1) Поставить ударение в словах, записанных на доске, и правильно их произнести

таинство убранство

пахота красивее

мельком надолго

жемчуг прибывший

(В первом столбике во всех словах ударение падает на первый слог, во втором столбике - на второй слог)

2.4. Тест на повторение:

1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

2.Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

3.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. (ДА)

    Части СПП равноправны. (НЕТ)

    Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

    Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

    СП имеет 1 ГО (НЕТ)

    Средства связи в СПП – сочинительные союзы (НЕТ)

3.Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.

Постановка целей и задач урока.

    Вспомните второстепенные члены предложения?

    На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

3.1.Проанализируйте предложения по схеме:

А) Выделите грамматические основы.

Б)Объясните знаки препинания.

В)Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов.

Г)Сделайте вывод, заполнив таблицу.

1)Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним.

4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель.

5)Важно было то, что его никто не заметил.

6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.

Обратить внимание учеников на слова в главной части, нуждающиеся в разъяснении (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова слушали, не была уверена, сказал, казалось, важно было, известно . Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.

Разница между союзами и союзными словами. В шестом примере придаточная часть присоединяется союзным словом где, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства места. Во втором примере в роли союза выступает вопросительная частица ли

Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

3.2. Работа с учебником.

4. Тренировочные упражнения.

Записать предложения, указать СПП с придаточными изъяснительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски).

1..Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 2.Командир первой роты спросил, где кормить солдат..3.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише.

5.Закрепление изученного материала

5.1. Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)

Задание 1 Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое со

Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.

5.2. Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

= то , (что =).

2) Художник видит то, чего не видят остальные.

[…то…], (чего…).

3) За всё, что человек берёт , он платит собой.

[…, (что…),…].

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Что вы узнали о СПП с придаточным изъяснительным?

- Ответьте на вопросы:

Как я понял тему урока и как я работал на уроке, используя придаточные изъяснительные?

(-Я считаю, что я понял тему урока.

Я думаю, что я хорошо работал на уроке.

Я уверен, что эти знания мне пригодятся в дальнейшем.).

7 Домашнее задание.