Снежная королева реальность и фантастика. Реальное и фантастическое в сказке “Снежная Королева”

Главная идея сказки Андерсена «Снежная королева» — это любовь.

Основная мысль в том, что настоящее чувство способно помочь преодолеть невозможное, даже чудо способно сотворить. Преданность, дружба и самоотверженность преодолевают все преграды и способны растопить даже самое холодное сердце.

Почему сказка «Снежная королева так называется?

Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.

Девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.

«Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке

Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

5 класс, литература

Дата проведения: 7.05.18.

Урок № 88

Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Характеристика героев сказки «Снежная королева».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о писателе-сказочнике; обучать делать анализ текста, уметь выделять главное в произведении, развивать внимание; - раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки; развивать образное, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки; развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг к другу; уметь работать сообща, отвечая за общий результат работы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь .

Ход урока:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

В сказках всегда есть фантастика, но у Андерсена сказочное неотделимо от жизни. Тут фактически нет фантастических перевоплощений при участии какого-либо волшебного предмета или по воли волшебства. В сказках Андерсена много юмора, и поэтому фантастичное становится простым и доступным.

В конце урока мы должны будем знать:

    Главные биографические факты Х.К.Андерсена.

    Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются.

    О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои.

    Реальное и фантастическое в этой сказке.

Запишем число и тему урока.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие на родину Ханса Кристиана Андерсена.

Родился будущий писатель в городе Оденсе.

Отец был сапожником, а мать - прачкой. Про своем скромном происхождении родители Ганса были незаурядными людьми. Отец научил сына мечтать и любить природу. Он страдал оттого, что не может дать мальчику образование.

Андерсен рос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них росли тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, песнями матросов.

Чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отец завербовался в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

Пока Христиан был мал, он не решался рассказывать взрослым те невероятные истории, которые приходили ему в голову. У него в доме был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Однако он обладал крупным недостатком: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик прощал ему это.

Андерсена манил к себе Копенгаген, столица Дании. Он покинул свой тихий городок и с 13 талерами в кармане ушел из родного дома. Ему было 14 лет. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.

С трудом ему удалось поступить в гимназию. «За книгами я забывал всю окружающую действительность и тратил на чтение книг деньги, которые следовало бы истратить на обед», - вспоминал он. Учение давалось нелегко, но Андерсен мужественно боролся с голодом, нищетой и холодом. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которым, казалось, не было конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет ее в «Снежной королеве».

В 23 года Андерсен поступил в университет. Окончив его, он целиком посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него был особенный - ребенок.

Х.К.Андерсен был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Датский сказочник подарил нам 170 прекрасных сказок, которые завоевали весь мир. Датчане в признательность своему великому земляку героев его сказок запечатлели в камне.

Сообщение учащихся о литературной премии X. К. Андерсена

Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия- медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года. Золотая медаль

им. X. К. Андерсена была вручена Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари и другим.

Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. В знак признательности люди увековечили память о великом датском Сказочнике.

Метод «Ассоциативный куст»

Давайте подведём итог: что мы узнали об Андерсене и какие ассоциации вызывает это имя. Построим ассоциативный куст.

Андерсен- сказочник – народный певец – певец бедняков – преданный патриот.

А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».

Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.

Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.

Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.

Словарная работа.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:

экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;

завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;

развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;

кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;

развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?

Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.

Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками , записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.

«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.

«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.

«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.

«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.

«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.

«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С

«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.

Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос.

Почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?

Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.

Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.

Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.

Анализ сюжета.

На доске Правильный ответ

Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция

Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка

Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия

Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия

Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия

Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия

Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?

Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.

- Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Снежная Королева , Ведьма-Метель, Ледяная Дева – классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды – это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь. Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Что мы узнали на уроке?

Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

Почему же Герда победила Снежную королеву?

Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»

«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»

«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"

Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

Продолжите ряды слов.

Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)

Герда- цветы ( лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовить в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану.

1-я группа - встреча Герды со старушкой;

2-я группа - встреча с вороном;

3-я группа- встреча с принцем и принцессой;

4-я группа - встреча с разбойниками.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом,

И в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Наверняка нет на свете людей, которые в детском возрасте (а многие – и став взрослыми) не любили бы читать сказки, не восхищались бы силой, ловкостью, находчивостью неустрашимых и непобедимых героев. Однако мы привыкли, что борется со злом, рискует собственной жизнью и в конце концов побеждает могучий богатырь, влюбленный принц или, на худой конец, сообразительный Иванушка-дурачок. Но вот перед нами сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. И что же мы видим? Главная героиня – маленькая, нежная, хрупкая девочка, которая оказалась способной

Не только противостоять чарам холодной и прекрасной Снежной королевы, но и разрушить ее дворец, вызволив из беды своего названого братца Кая.

Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. Я думаю, эта сказка учит нас, что даже маленькие и слабые всегда сумеют добиться своего, если будут верить в свои силы и верность выбранных целей.

Очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.

Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Зимними ночами, когда на небе ярко светит луна, а на улице воет и свищет ветер, внося неразбериху в белый рой кружащихся сверкающих снежинок, ко мне в окно часто заглядывает Снежная королева из сказки X. К. Андерсена. Ее лицо на миг приникает к оконному стеклу, покрытому удивительными узорами, и вот уже слышно, как удаляются, звеня хрустальными бубенчиками, королевские сани. А мне становится неуютно и как-то прохладно даже под теплым верблюжьим одеялом. Нет, я не боюсь, потому что мне известна тайна, которую так ревностно пытается сохранить ледяная красавица, но которую сумела раскрыть маленькая хрупкая девочка Герда, бесстрашно пустившаяся на поиски своего названого брата. Имя этой тайны – Любовь, и я рада, что от горячих слов Герды оттаяло оледеневшее сердце Кая, выпал из его глаза осколок дьявольского зеркала, а взрослые и дети всего мира узнали о самом главном оружии против коварства и бесчувственности.

Я очень люблю своих родителей, бабушку и дедушку, у меня много настоящих друзей, поэтому мне не страшны чары Снежной королевы, сколько бы она ни заглядывала в мое окошко по ночам.

Сочинения по темам:

  1. Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”....
  2. Я люблю сказки Андерсена, потому что они очень интересные и добрые, хотя немного печальные. В моей любимой сказке “Снежная королева”...
  3. Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики – большую часть...
  4. В начале сказки мы знакомимся с одиннадцатью королевичами и маленькой принцессой, которые являются детьми короля. Жена короля умерла, и он...

Х.К. АНДЕРСЕН. СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА.

Андерсен был посредствен­ным драматургом, средним по­ этом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства. (запись в тетрадь.)

Бо Грёнбек

Цель: познакомить учащихся с биографией, сказкой «Снежная королева» Андерсена. Вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, любви к ближнемуна примере поступков главной героини в сказке.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы начнем читать сказку знаменитого автора, который у нас, в России, с середины прошлого века и до сегодняшнего дня оста­ ется одним из известнейших и любимейших. Не случайно его называли королем сказок, а ежегодно проводящийся Междуна­ родный день детской книги всегда открывается в день его рож­ дения - 2 апреля". Не имея своих детей, Андерсен рассказал сказки детям всего мира. Какие сказки Андерсена вы знаете, по­ мните, любите? Назовите их героев.

2. Чтение учителем вслух первой истории сказки «Снежная королева». Словарная работа. (Тролль - «в скандинавских поверь­ ях - сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­ гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.)

3. Беседа по произведению:

Первая история - это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения - тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­ стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­ нием добра - самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают «видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­ дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­ мо в сердце. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»? Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»? В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

4. Выводы по уроку.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания - ответить на вопросы:

а) Как жили семьи, где росли Кай и Герда?

б) Какую легенду о Снежной королеве рассказала детям
бабушка?

в) Какую роль играли розы в жизни детей?

г) Каким стал Кай?

д) Сравните два портрета Снежной королевы во второй истории.