Событие в рассказе дракон. Образовательный портал

Я — поэт. Этим и интересен.
Об этом и пишу.
Об остальном — только если
это отстоялось словом.
(В.В. Маяковский. Я сам).

«Я хочу быть понят моей страной» — эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нём поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы.

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своём месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей.

У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «милость к падшим призывал». Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого современника, уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение литературы в нравственном и политическом преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.

«Светить всегда, светить везде», — так определял задачу поэзии В. Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху созидания нового общества, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей.

Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи «Как делать стихи?» и «Два Чехова», которые имели программно-манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на новые черты в современной поэзии.

Поэтическое новаторство Маяковского было связано поначалу с его принадлежностью к русскому футуризму. В первом манифесте этого направления «Пощечина общественному вкусу», созданном Маяковским в 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Хлебниковым, молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они заявляли немыслимые для того времени вещи и бросали вызов классическому регламентированному искусству поэзии. Футуристы испытывали «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», призывали создавать «слова-новшества». Их идеология на первый взгляд выглядела как стремление к хаосу и разрушению. Они отрицали и порицали мораль, искусство, культуру. Футуристы считали обязательным условием для создания полноценного «искусства будущего» категорический отказ от классического наследия. Они мечтали создать новую культуру «индустрии и большого города».

Несложно догадаться, что отказ от «старой» культуры предполагает замену ее новой. Футуристам нужно было предложить что-то на смену отвергнутому. Так возникла тенденция к придумыванию новых слов, необычных сочетаний и даже шокирующих образов. Маяковский был новатором, первооткрывателем в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал в большом количестве. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер. Стихи его построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы, вводить в поэзию вульгарные и просторечные слова. Бросая вызов общественному мнению, он предлагал молодым поэтам поступать так:

Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку.

Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому искусству. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип стихосложения — основу основ. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово — «ступенька». У него каждое слово имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы, иногда — повторы, например: «Слава, Слава, Слава героям!!!». Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры и совсем новые слова, например, «грудь испешеходили» и многие другие.

Тема поэта и поэзии нашла отражение в стихотворениях «Юбилейное», «Тамара и Демон», «Сергею Есенину», «Послание пролетарским поэтам», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

Стихотворение «Юбилейное» посвящено Пушкину. Маяковский сводит великого поэта с пьедестала, чтобы поговорить с ним о поэзии. Пушкин для него живой, уважаемый собрат по перу, с которым можно вести дружескую беседу. В стихотворении идет речь о бессмертии, любви, лирике, Некрасове, современниках, Дантесе, Есенине, Асееве. Маяковский объявляет войну «всякой мертвечине» в языке и творчестве.

С «гусаром» Лермонтовым Маяковский встречается в стихотворении «Тамара и Демон». Теперь молодой поэт признает связь времен, заслуги предшественников, он говорит: «Мы общей лирики лента».

Трагизмом утраты наполнено стихотворение «Сергею Есенину». Маяковский в отчаянии от нелепой, невозможной смерти — самоубийства Есенина. Он разговаривает с ним как с живым, когда еще мог отругать его, высоко ценя талант этого человека:

Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел.

Маяковский хочет понять, почему, зачем ушел из жизни истинно народный поэт:

У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье.

Заключительные строки стихотворения стали крылатыми словами:

В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.

В «Послании пролетарским поэтам» Маяковский обращается к коллегам с деловым предложением. Он призывает не тратить силы на недовольство и распри, договориться, «что все по-своему правы», разрезать «общую курицу славы» и выдать каждому «по ровному куску». Автор искренне хочет, чтобы было «больше поэтов хороших и разных», призывает «работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества».

В стихотворении «Поэт-рабочий» Маяковский говорит, что работа поэта такая же, как и работа токаря. Поэт — это «фабрика» деревообделочника, где «голов людских обделываем дубы». Поэт трудится-то как рыбак, только ему нужно «людей живых ловить, а не рыб», то как кузнец — «мозги шлифуем рашпилем языка». Для Маяковского нет различия в труде рабочих и труде поэта — всякий равно необходим. Материал с сайта

Сердца — такие ж моторы. Душа — такой же хитрый двигатель.

Поэзия — главная, ведущая тема для молодого Маяковского. Творчество поглощает его целиком. Он признается:

Я хочу одной отравы — пить и пить стихи.

Поэзия и жизнь поэта неразрывно связаны:

Видите — гвоздями слов прибит к бумаге я.

В поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский оценивает свое творчество как чудо, неземное волшебство, нечто, приходящее свыше:

Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я, Творись, просветленных страданием слов нечеловечья магия.

Маяковский утверждал, что поэзия — это тяжелый труд, иногда очень вредный. Поэтический дар требует от поэта взамен жизнь. Всю, целиком, без остатка. Стихи очень нужны человеку, так как единственный язык, который понимает душа, — это язык поэзии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лестничный построй в произведениях маяковского
  • тема поэта поэзии в творчестве маяковского сочинение
  • человек и время в поэзии в.маяковского
  • тема поэта и поэзии в лирике маяковского
  • сочинение человек и время в поэзии маяковского

1. Маяковский — борец революции и нового мира.
2. Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского.
3. Поэма «Во весь голос» — суть поэтического творчества Маяковского.

Поэты желают быть или полезными, или приятными
Гораций

В. В. Маяковский был поэтом «полезным». Во всяком случае, он не пытался быть «приятным». Да, поэт воспевал революцию, но критиковал и недостатки общественного устройства. Маяковского по праву можно назвать поэтом революции, поэтом XX века. Ведь каждое столетие нуждается в собственном певце, который отразит все потрясения времени в своих стихах. В XIX веке такими поэтами стали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. В XX — В. В. Маяковский. В начале XX века человечество столкнулось с колоссальными общественными потрясениями, противоречиями эпохи. Мировая война, революция, смена власти — все это не могло не отразиться на творчестве поэта. А поскольку поэты — люди особенно тонко чувствующие, то и отражение потрясений получилось ярким.

С поэзией Маяковского связано множество новаторству порой шокирующих. Именно он первый сумел соединить политику и лирику. В искусстве Маяковского отразилась вся его любовь к человеку. Например, вот какие строки мы видим в поэме «Человек»:

И только боль моя острей,
стою огнем объят,
на несгораемом костре
немыслимой любви.

Как и все талантливые люди, яркие личности и поэты, Маяковский не обошел в своем творчестве важную тему «поэта и поэзии». Он верил, что стихи его будут нужны народу. В поэме «Во весь голос» поэт писал:

Мой стих громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима.

Волновал поэта и вопрос о значении искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) поэт пишет:

Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо, не тревожтесь, я постою.
У меня к вам дело деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.

Именно в этом аспекте, с позиций «рабочего строя», Маяковский оценивал себя. Он был «певцом революции», стремился принести пользу человечеству, новому, революционному миру. Боролся с мещанством и недостатками общества. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» лирический герой пытается растолковать фининспектору принцип своего искусства. Он говорит с фининспектором понятным для того языком цифр:

Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните — сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.

Маяковский доказывает значение поэтического слова:

Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.

И в этих строках отчетливо видится параллель с творчеством Пушкина, пишущего о слове-оружии. В этом же стихотворении поэт говорит о своем долге, призвании:

Долг наш —
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипеньи.

Маяковский, натура сложная и противоречивая, писал о труде поэта так:

Поэзия — та же добыча радия,
в грамм — добыча, в год — труды:
изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

Тема поэта и поэзии ярко звучит в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». В фантастической беседе поэта с солнцем Маяковский проводит параллель между солнечным светом и поэтическим трудом. Маяковский пишет:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Пожалуй, в этих строках отразился весь Маяковский. Он «светил» всегда и везде, высвечивая своим талантом пороки, недостатки общества, борясь с засильем мещан.

Маяковский хотел быть понятым. Он верил, что потомки поймут его и оценят. Художник слова высоко оценивал труд поэта, называл его тяжким. Тема поэта и поэзии красной нитью проходит через все его творчество. Вот как он писал об этом в своей предсмертной поэме «Во весь голос»:

Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так как песенно-есенинский провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств.

Поэму «Во весь голос» можно назвать сутью всего творчества В. В. Маяковского. В ней словно бы обобщился писательский опыт поэта, нашли свое выражение размышления о поэзии. В начале XX века происходила борьба различных литературных направлений. Поэты «чистого искусства» доказывали, что поэзии нет нужды показывать грубую действительность. Маяковский получил в их кругах прозвище «мелкобуржуазного попутчика». Поэма начинается такими строками: Уважаемые товарищи потомки!

Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем говне,
наших дней изучая потемки, вы,
возможно,
спросите и обо мне.

Лирический герой говорит, что только сам он может рассказать «о времени и о себе». И рассказывает:

Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств поэзии
бабы капризной.

Маяковский остался верен себе: в стихах своих он боролся с недостатками общества и отдельных личностей, воспевал революционную романтику. Он в своей поэме «Во весь голос» писал о том, что поэзия должна служить насущным проблемам общества. Он приравнивал свое перо, свою музу к орудию. Ведь в обществе — засилье всякой дряни, поэтому Маяковский «себя смирял, становясь на горло собственной песне».

В поэме показаны отзвуки эстетических и идейных столкновений современного ему общества. Маяковский — поэт, удивительно тонко чувствовавший время. Последние строки поэмы «Во весь голос» дают четкое представление о ее идейной направленности. Маяковский был поэтом революции, партийным поэтом, чего и не отрицал. Он боролся за то, во что верил:

Явившись в ЦКК
идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подниму, как большевисткий партбилет,
Все сто томов моих партийных книжек.

Поэт прежде всего ценил верность высокому долгу. И долг этот заключался для него в избавлении жизни от мерзостей мещанства, в духовном очищении людей. И Маяковский говорил об этом, используя доступные ему средства — поэтическое слово и музу.