Событийный ряд. Событийный ряд пьесы IV

О новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова - пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького - столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы , многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма

Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне». Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» - из жизни босяков, шулеров, проституток - и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «...все слиняло, один голый человек остался». Из-за «обилия лояльности», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога 1 .

Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клешем. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

1 Полилог - форма речевой организации в драме: в противовес диалогу и монологу полилог - совмещение реплик всех участников сцены.

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова , имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу...» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы

Обстановка изменяется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше - для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель , не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру - в мраморной лечебнице; Клещу - в честном труде; Насте - в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая но сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «...отсюда - шагом марш! - уходи! Прочь уходи...» Актер говорит Наташе: «Я - уезжаю, ухожу... <...> Ты - тоже уходи...» Пепел уговаривает Наташу: «...в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» - ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клеит с болью признается: «Нет пристанища <...> ...ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.

Круг существования будто замкнулся: от равнодушия - к недостижимой мечте, от нее - к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта

В IV акте - прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое - начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился...» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все - в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь.

Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» - кричит он и предлагает «петь... всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх... испортил песню ... дурак».

Философский подтекст пьесы

Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преоделении унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и трудно-достижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003.

Отослано читателями из интернет-сайтов

Литература онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по литературе, домашняя работа , вопросы и ответы, рефераты по литературе 11 класс , планы уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Выявление фактов и событий. Событийный ряд пьесы.

Событие – изменение действий всех персонажей в пьесе. После совершение события, действие начинает развиваться по новому направлению. Каждое событие причина последующего, и следствие предыдущего. Одно событие порождает другое.

Факт - меняет действие отдельного персонажа или нескольких персонажей, но не оказывает того существенного воздействия, что событие, на весь ход пьесы.

Выявление фактов и событий разделяется на 2 этапа.

Изучение предлагаемых обстоятельств - первый и самый важный этап в разборе пьесы; мы должны исследовать все факты и события, которые в последствие оказали влияния на ход и развитие пьесы. Сюда входит анализ всей предыстории пьесы:

Изучение эпохи

Эпоха в искусстве, которая господствовала в момент написание пьесы

Обстановка, окружающие герои, нрав, быт, уклад жизни

Тщательное изучение прошлого каждого из героев

Настоящее героев

Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства в жизни героев, которые непосредственно предшествовали начало пьесы, и которые послужили толчком к развитию действия.

Основные события и их взаимосвязь.

Событийный ряд – определение событий в самой пьесе.

Событие, по общему мнению, является выразителем конфликтного развития пьесы, поэтому основным признаком, отличающим событие, будет выявленный факт, который в свою очередь вызывает конфликтные отношения и побуждающий их к действию. Этот этап выявления событий, их последовательности и взаимодействия К.С. Станиславский называл началом «системного изучения пьесы». «Определяя события и действия, актер, невольно захватывает все более и более широкие пласты предлагаемых обстоятельств жизни пьесы».

Но одних предлагаемых обстоятельств мало и недостаточно для начала действия пьесы, т.к. это только среда, из которой рождается основное действие.

Исходное событие - некий толчок, импульс, который даст движение всем обстоятельствам, закручивая их в некий узел, в единое и стремительное действие, направляя их вперед, к желаемому разрешению.
Поиск единого, общего для всех лиц, открывающих действие пьесы, конфликтного факта - будет, по мнению А.М.Поламишева(1), определением «исходного события». Так как, по его мнению, сам термин «событие» настраивает на поиск чего-то крупного, масштабного, но зачастую действие пьесы начинается с мелочи, незначительного факта, отсюда и происходит его определение как «первый конфликтный факт». «Первый конфликтный факт» говорит нам о некоем действенном происшествии, создающем конфликтную ситуацию для всех действующих лиц пьесы на уровне действия (непосредственно психофизического). Но в исходный момент начала пьесы кроме действия крайне важно учитывать еще и другие пласты: идейно-тематический, философский, актантный и т.д. Все эти уровни не могут быть вовлечены полностью в понятие «первый конфликтный факт». «Первый конфликтный факт» входит в структуру «исходного события».

Следующим этапом в анализе действия пьесы будет поиск «основных конфликтных фактов». Ими, как пишет А.М. Поламишев(1), «следует считать те факты, которые являются причиной конфликтных фактов, следующих за ними». А.Д. Попов называет следующий конфликтный факт - «основным событием». «Основным» оно является потому, что здесь (именно здесь, а не в «исходном»), сталкиваются две равнозначные, противоборствующие стороны и с этого момента начинается непосредственно сам сюжет пьесы.

  1. А.М. Поламишев – книга «Мастерство режиссера»гл. действенный анализ пьесы.

Взаимоотношения между двумя этими событиями (исходным и основным) порождает определенную взаимосвязь действий, которую принято называть «событийным рядом». Можно сказать еще так: событийный ряд - это определенная, взаимообусловленная череда событий.

Все эти события имеют разную форму, объем, значение, но среди них можно выделить одно крупное событие - «центральное». А.М.Поламишев называет его «главный конфликтный факт». Центральное события является высшей точкой развития действия пьесы, пиком борьбы и естественно переломом в действии, после которого оно движется к финалу, развязке. В этом событии наиболее ярко выявляется идея автора, вся глубина конфликта лежащего в основе пьесы. Необязательно это событие лежит в середине пьесы, нередко оно ближе к концу, т.к. действие, постоянно нарастая, движется к своей развязке.

Итогом этого движения становиться «финальное событие» (или «последний конфликтный факт»), оно по существу является развязкой действия, финалом, где конфликт находит свое разрешение и где заканчивается непосредственно сюжет.

Но окончание сюжета не есть еще окончание самой пьесы. За «финальным» событием следует «главное», которое является основной смысловой единицей пьесы. В нем автор в полной мере выражает идею пьесы, свое отношение к происшедшим событиям, некое резюме.

Событийный ряд.

Все перечисленные выше события это «основные события пьесы», на которых строится и организуется действие, на них основывается фабула, но они не исчерпывают всех событий в пьесе. Событийный ряд состоит, обычно из нескольких десятков событий (именно они и составляют сюжет). Поэтому следующим этапом (после поиска и выделения основных событий) будет определение всех событий пьесы, т.е. событийного ряда.

Для определения события Аристотелем был придуман хороший метод - "метод исключения». Впоследствии его ввел в обиход режиссерской практики К.С. Станиславский. Его суть заключена в следующем: необходимо исключить какое-либо действие, происшествие из пьесы и посмотреть, не изменилось ли что-то в действие пьесы. Если да, то это событие; если - нет, то это факт. «Части событий должны быть так сложены, чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого».

Все события связаны между собой причинно - следственным механизмом: каждое событие причина последующего и следствие предыдущего; одно событие порождает другое и т.д. Это главная особенность событийного ряда. Основные события, о которых мы говорили выше, есть части событийного ряда, части наиболее значимые, факты же заполняют внутренне пространство пьесы, создавая ее оригинальную композицию, ее особенности и атмосферу.

Что можно заметить уже в афише? У хозяев ночлежки – фамилия, имя и отчество, а у ночлежников чаще всего – либо фамилия (Сатин, Бубнов), либо имя (Анна, Настя), либо клички – потеря имени (Квашня, Актёр, Пепел, Барон). «Бывшие» люди ещё довольно молоды: от 20 (Алёшка) до 45 лет (Бубнов).

В ремарках Горький продолжает традицию Чехова. В описании обстановки 1 акта заложен контраст: «Подвал, похожий на пещеру», все самые мрачные тона, герои «кашляют, возятся, рычат» в нечеловеческих условиях – а в конце: «Начало весны. Утро». Может быть, не всё потеряно? Здесь не животные, а люди, здесь кипят страсти и идёт настоящая жизнь. Интересно, что каждый герой занимается самым характерным для него: Клещ мастерит, Квашня хозяйничает, Настя читает и т.д. В дальнейшем в пьесе ремарки короткие и обычно лишь указывают на действие или состояние героя. В 1 акте всего две паузы: когда Костылёв выспрашивает о своей жене у Клеща и когда Пепел спрашивает у Клеща об Анне (моменты неловкости).

Экспозиция – до появления Луки в середине 1 акта. Здесь намечаются все ведущие темы: прошлое героев, талант, труд, честь и совесть, мечты и грёзы, любовь и смерть, болезни и страдания, попытки вырваться со «дна» (в низменной обстановке говорят и спорят о высоком и вечном). У каждого своя философия, она выражается не только через диалоги, но и через афоризмы. БУБНОВ: 1) Шум смерти не помеха, 2) На что совесть? Я не богатый…, 3) Кто пьян да умён – два угодья в нём. САТИН: 1) Дважды убить нельзя, 2) Надоели… все человеческие слова…, 3) Нет на свете людей лучше воров, 4) Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются, 5) Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

Каждый из героев постепенно раскрывается, говоря на излюбленную тему. Костылёв всё время говорит либо о жене, которую ревнует, либо о деньгах. Клещ – о своих планах переступить через умирающую жену и «вылезти». Пепел – о совести и снах. Наташа – об умирающей Анне. Сатин – о «новых словах», о труде (говорит больше всех, и в его циничной иронии чувствуется наибольшая безысходность, т.к. он кажется самым умным).

Завязка и начало развития действия – с появления Луки, который говорит прибаутками, присказками, поговорками. Тут же проясняется будущий конфликт между Пеплом и Василисой. Сочувствие Луки, его слова о любви к людям почти сразу разбередили даже таких скептиков, как Бубнов и Барон, успокаивают Настю и Анну. Не случайно 1 акт заканчивается репликой именно Луки: дальнейшее развитие действия во многом будет связано с ним.


Часто, анализируя пьесу, режиссер путает события с фактами, предлагаемыми обстоятельствами, поступками.

Событием мы называем то, что затрагивает всех действующих лиц и ломает дальнейший ход дальнейшей сюжетной линии пьесы. В связи с событием рождается определенный ход мыслей действующих лиц в результате которых появляются те, или иные хотения, желания, задачи, а в результате последних совершаются те, или иные поступки События должны выстраиваться в событийный ряд, по которому можно четко проследить развитие фабулы и ее композиционное построение. В событийный ряд должны быть включены:
исходные события,
события завязки,
узловые события, которые резко изменяют события в каждом акте,
кульминационное событийное действие,
финальное событие разрешающее конфликт.
Исходное событие завершается часто до открытия занавеса. Действие начинается, когда герои уже о чем-то говорят, что-то делают. Нужно осознать какое событие породило первоначальное действие. В основе событий лежат первые зерна, из которых рождается будущий спектакль. Экспозиция и событийная завязка представляют собой неразрывно слитые события единого начального этапа. Экспозиционное действие готовит завязку, завязка реализует конфликтные события, заложенные в развивающиеся в экспозиции. Если в экспозиции автор знакомит нас с расстановкой сил, то завязкой открывается драматическая борьба. Завязкой следует считать не просто линию действия, а событие, содержащее конфликт.

Узловые события
В каждой картине, в каждом акте есть ключевое событие, которое движет вперед драматическое действие. Из их множества необходимо выделить особо важные, которые будут называться узловыми событиями. Среди узловых необходимо определить кульминационное, которое приводит драматическое действие к наивысшему напряжению. Обычно кульминационное действие тяготеет к финалу, так как после него наступает спад развития драматического действия. Кульминация - это тот рубеж на котором изменяется характер борьбы и надвигается развязка. Точно найденная кульминация - залог верного идейного звучания спектакля. Кульминация - это выражение сущности социального смысла пьесы. После кульминационного действия наступает развязка. В развязке откровенно открывается идейно-нравственный смысл пьесы. Конфликт исчерпан. Противодействие одной из сторон сломлено, кто-то одерживает победу и устанавливается то равновесие, которое было нарушено в завязке. Развязка выводит нас на новую нравственную высоту, в которой мы заново обозреваем весь ход драматического сражения, переоцениваем идеи и принципы, двигавшие героями, и оцениваем их истинные ценности. Нравственный эффект финала подготавливается всем ходом драматического действия, ходом борьбы и разрешается ходом борьбы. В развязке ставится точка в развитии конфликта. Эту точку можно обнаружить и определить как финальное событие пьесы. Событием может быть происшествие, случай, сообщение, известие, или открытие, неожиданный поступок какого-либо героя, или его решение что-либо сделать. Событие - это качественные изменения обстоятельств, или ситуации, способствующей возникновению новой. В развитии действия событие, как правило, меняет линию действия героя, иногда несколько, или всех героев пьесы. Событие развивает драматическое действие, определяет повороты сюжета, создает активность и напряженность действия.

Прочитав пьесу М.Горького «На дне» и посмотрев телеспектакль в постановке Вл.И.Немирович- Данченко и К.С.Станиславского, я решила не спешить с определением основного (главного) события, а начать разбор поэтапно начиная с самого с исходного события.

Итак, люди, которые живут в ночлежке, попали на дно жизни как социальной, так и душевной. Можно даже сказать, что они находятся на дне души. Среди этих людей, есть кого это вполне устраивает и они чувствуют себя здесь королями, а есть те, кто все еще глубоко в душе надеются, что смогут вырваться со дна. Перед нами с самых первых сцен разворачиваются их взаимоотношения и отношения к жизни. Мы сразу можем понять, кто и как сюда попал. И чтобы определить, что же за событие стоит за кадром, давайте ответим на вопросы: С чем приходят герои? Без чего бы не началась история? Какое событие должно было произойти, чтобы она началась?

Исходным событием пьесы является то, что все герои теряют жилье и попадают в ночлежку, где и разворачиваются дальнейшие действия. И каждый приходит со своим «социальным падением» на дно.

Дальше, вот живут они тут, сорятся, мирятся, играют, пьют, едят, спят изо дня в день, так бы и продолжалось вечно. Но в ночлежку приходит праведник Лука, который своими сладкими речами сеет надежду в души павших на дно общества. Приход Луки – это начальное событие, которое дает старт: сквозному действию, а именно вселить надежду в души людей вырваться со дна. На это сквозное действие есть контрсквозное: не дать уейти людям из ночлежки. Лука является носителем сквозного действия, а Сатин контрсквозного. Это борьба начинается с появления Луки.

Переходя к центральному событию, нужно заметить, что Лука в нескольких людях пробуждает надежду на спасение. Позже он замечает, что все зависит от того в какую землю сеешь, есть плодородная почва, а есть нет. На мой взгляд, центральным событием является смерть Анны, которой Лука обещал спасение души после ее смерти. После этого события будто все поверили в слова Луки, так как Анна умерла без мук. И начинается активное действие к столкновению сторон и взглядов Луки и Сатина. Актер, например, все больше начинает верить в существование лечебницы. Сатин же все старательнее убеждает жителей ночлежки, что все это «сладкая ложь» и разбивает слова Луки о правду жизни.



Кульминационное событие. Драка в результате, которой убивают Костылева, заканчивается не только трагедией, но и уходом Луки. Здесь сталкиваются сквозное и контрсквозное действие, и хотя Лука уходит, можно подумать, что он проиграл. Но на самом деле его вера и надежда помогают ему не остаться на дне. Он идет вперед и дышит надеждой, он хочет передать ее людям, которые оказались на дне социальной жизни, на дне души, где еще есть капельки надежды. Сатин остается в своем логове и даже его длинный монолог, не говорит о том, что он действительно поверил в слова Луки.

Финальное событие – это самоубийство актера. Оно показывает, что он не стал мириться с жизнью на дне и нашел не самый лучший, но выход оттуда. Таким образом, получается, что вырваться со дна можно только сильной верой, которой живет Лука, или смертью, как это сделали Анна, Костылев и Актер.

Огромное значение в пьесе играет песня, которая показывает всю сущность дна. Значение ее в построении пьесы становится ясно после заключительной реплики Сатина, его реакции на самоубийство Актера: «Эх!.. испортил песню.. дур-рак!». Здесь слово «песня» приобретает двойной смысл – и буквальный и более широкий, как обозначение жизни, судьбы, назначение человека.

Разобрав цепочку всего событийного ряда, можно попытаться определить главное событие, раскрывающее сверхзадачу автора. Мне кажется, что Максим Горький хотел, показать борьбу веры и безверия людей. В жизни будет то, во что ты веришь и на что надеешься. Отсюда вытекает главное событие – это уход Луки.


Заключение.

Разбираясь в теме основного конфликта и событийного ряда, у меня была масса противоречий. Даже понимая в теории, что есть что. Очень сложно разбирая произведение попасть именно в точку. Я обратила внимание, что обдумав то или иное произведение или фильм, и выделив основные события, через некоторое время, возвращаясь и перечитывая это, я понимала, что это неверно определенные события или конфликт. Поэтому моя работа не утверждение, сколько попытка найти действительно верное исходное, главное и кульминационное события. Для меня самым сложным было понять разницу центрального и кульминационного события, т.к в литературе говориться только о главном. Но обсуждая с одногруппниками и перечитывая вновь и вновь выбранное произведение, находишь детали и нюансы, которые помогают более точно определить событие.

Также я поняла, что одна и та же пьеса может быть рассмотрена под разным углом, и какое событие вижу именно я главным, это мое режиссерское виденье пьесы. Но в своей работе, я стремилась не проявить свое «я», а приблизиться к пониманию автора и его интерпретации пьесы.

Список Литературы:

1. Г.А Товстоногов «Зеркало сцены»

3. М.О. Кнебель «Поэзия педагогики»

4. К.С. Станиславский 4 т,

5. Костелянец Б. «Драма и действие»

6. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С.97.


Словарь:

Основной конфликт - это острая крайне напряженная борьба противоположных взглядов, в которую вовлечены все участники пьесы.

Событийный ряд – это определенная, взаимообусловленная череда событий.

Исходное событие - Это то, с чем приходят герои в пьесу. Без чего бы, не началась история.

Начальное событие – это момент, с которого начинает явственно работать сквозное действие.

Центральное событие – то, которое является незаменимым. В него втянуты все участники пьесы. После свершения события действие начинает развиваться совершенно по новому направлению. Оно побуждает участников пьесы к действию.

Кульминационное событие - это высший пик борьбы по сквозному действию, в котором участвуют все герои. Происходит резкая смена движения к главному событию.

Финальное событие – это то последнее событие, в котором как бы ставится авторский диагноз, оценка происшедшей истории.

Главное событие – самое последнее событие пьесы, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним

Действенный факт – факт, выявляющий конфликтные отношения нескольких действующих лиц и побуждающий их к действию. Другими словами –это событие.

Исходное предлагаемое обстоятельство - та среда, в которой сосредоточена проблема пьесы, авторская боль; мы постигаем его в процессе развития пьесы. Исходное и ведущее предлагаемые обстоятельства пьесы часто конфликтны по отношению друг к другу, но отнюдь не всегда.

Ведущее предлагаемое обстоятельство - оно определяет борьбу по сквозному действию пьесы.


Кнебель М. О. «Поэзия педагогики». М., 1976, с. 310

Г.А. Товстоногов «Зеркало сцены»

К.С. Станиславский 4 т

М.О. Кнебель «О том, что мне кажется особенно важным»

М.О. Кнебель «О том, что мне кажется особенно важным»

Б. Костелянец «Драма и действие»

Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С.97.