Сочинение Булгаков М.А. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М

МБОУ лицей № 10 Библейские главы в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Работу выполнила Грановская Людмила Ученица 11 «А» класса

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов. В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ – это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции. Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит: « Я Сын Божий», "Я и Отец – одно"

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии. Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.»Исцеление Понтия Пилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. Следовательно, булгаковский Иешуа – не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Воссоздание евангельских событий - одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. В чем же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства Вопрос Ответ

Возвращая все эти события и говоря о них как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Но библейские главы романа жизненно необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке - не узнавании Истины и Добра. Библейские главы можно отнести к жанру романа-притчи. Объективно и бесстрастно излагаются события. Совершенно отсутствуют прямые обращения автора к читателю Отсутствует выражение авторской оценки поведения героев Правда, отсутствует мораль, но она, по-видимому, и не нужна, потому что моральные акценты в этих главах расставлены очень четко.

В романе мастера три главных героя Иешуа Понтий Пилат Иуда. Иешуа является носителем нравственной истины, недоступной людям. У М. Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, - не ученик и не последователь Иешуа.

Понтий Пилат - центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит, что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают, и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест. Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации, у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного, наполняющих душу Пилата. С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь - чистое недоразумение, и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы муки Пилата.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение. И хотя о романе уже много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах. Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Конспект урока по литературе в 11 классе

«Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Цель: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Задачи:

  1. выявить основные философско-этические проблемы романа;
  2. сопоставить ершалаимские главы с библейским первоисточником;
  3. показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно - мотивационный этап

  1. Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

  1. Разминка:

1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».

1928 - 1940

2. В каком журнале впервые появился роман в урезанном виде?

«Москва»

3. Как вы определите композицию романа?

Роман в романе

4. В чём проявляется своеобразие композиции романа?

Параллельное развитие трёх сюжетных линий

5. Каков жанр романа?

Роман многожанров

6. Назовите основные темы романа.

Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены

7. Закончи предложение: «Я работал с библейскими главами и думал…».

III. Операционно-исполнительский этап:

  1. Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Современный поэт
  2. Смысловой центр урока (на доске)

Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин

  1. Сформулируем основной проблемный вопрос урока
  1. Сформулируем основную задачу исследования

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

  1. Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.

  1. Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его порт рет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат за дает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделен ного огромной властью, однако не лишенного челове ческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность го сударственной власти. Однако мучимый внутренни ми противоречиями, Пилат ощущает на себе воздей ствие нравственной проповеди Иешуа, готов пове рить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего фи лософа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозмо жен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецко го философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкрет ных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, дей ствующая на сознательную волю в форме безусловно го долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разго воре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек являет ся носителем «доброй воли», именно он способен не отступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как вхо дит в повествование тема бессмертия? Что за ставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным поро ком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть застав ляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стре мится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по пытки не позволяют Пилату искупить вину, очис тить совестью Трусость, крайнее проявление челове ческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы бор, заставляет отступить от открывшейсд ему исти ны. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Ге рой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как на града (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

  1. Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, подня тых в романе, таких, как проблема выбора, ответ ственности за содеянное, власти, веры и безверия, ис тины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому бу дет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль свя зана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрица ет и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целе сообразности, лишенных нравственной основы, отри цающих веру в существование метафизических на чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Итог урока

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи , а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.

  1. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы:

Какую силу воплощает в романе Воланд?

Какова функция этого героя в романе?

  1. Рефлексия (синквейн)

Список использованной литературы

1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. – М.: Дрофа, 2000

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75


«Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная . Особенно выделяются четыре главы историко-философского характера. Это « в романе» - сказ о Христе и Понтии Пилате. Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа Га-Ноцри (Иисусе Христе) пишет главный булгаковский герой - Мастер. Созданный по библейскому сюжету, этот роман стал судьбой его автора. Мастер по желанию Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и смертной казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. вышла такая земная, такая живая, будто бы сам Булгаков присутствовал на всем этом. Иешуа в изображении Мастера - не мифологический персонаж, а живой , способен ощущать и негодование, и досаду. Он боится боли, боится и смерти. Но при внешней обыкновенности Иешуа - необыкновенный человек. Сверхъестественная сила Иешуа вложена в его слова, в его убежденность в их истинности. Но главное качество, которое отличает Иешуа от всех других персонажей романа, - независимость ума и духа. Они лишены условностей и догм. Они свободные. Несостоятельность и внутреннюю стойкость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости ума и духа перед Иешуа приоткрываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для власти истины людям.

Чтобы создать такого , Мастер сам должен иметь хоть некоторые его качества. Мастер исповедует те самые истины, проповедует добро и справедливость, хоть сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере все таки та же зависимость, та же внутренняя духовная воля, что и у его героя, который идет на Голгофу.

С ужасом слушает прокуратор Иудеи соображения о власти. Иешуа говорит, что настанет время, когда власть не будет нужна. Такие слова было не только страшно, но и рискованно слушать. Предохраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «В мире не было, нет и не будет школы большей и прекрасней власти, чем власть императора Тиберия!» Эта фраза сказана Булгаковым, ясное дело, не из исторических источников. Она - из современных ему идей. заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверное заметили бы перекликание описанной библейской истории с умышленностью. Решение Синедриона и Понтия Пилата напоминают решение правоведов и других современных Булгакову официальных организаций. Похожесть - в неистовом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.

Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, осужден. Его мирные речи, что возражают насилию, опаснее для власти, чем прямой призыв. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И хотя он сумел подчинить прокуратора своим умом и странной силой слова, Пилат направляет насмерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но испытал поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.

Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателей политиков и государственных деятелей. Но есть существенное отличие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а у современных писателей политиков получается избежать даже укоров собственной совести. Так библейский сюжет столкнулся с реальной жизнью.

Библейские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастие объективного изображения и иронию, сарказм. Как в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Уже в самом начале произведения поставлены перед нами эти вопросы.

Завязка романа - спор двух литераторов, Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного, с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. На сентенцию героев о невозможности существования Бога Воланд возражает: если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и «всем вообще распорядком на земле»? Кажется, Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет ». Но дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис, подчеркивает относительность человеческого знания, зависимость человека от тысячи случайностей (вспомним, например, о нелепой смерти Берлиоза под колесами трамвая). А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах; своеобразном идейном центре произведения, которые представляют собой главы из романа Мастера. Роман Мастера - произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи.

Наблюдая за авторскими ремарками к репликам Понтия Пилата, мы обнаруживаем в нем и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, - не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Тема нравственного отступничества в романе сопряжена с темой искупления. Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за свое отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун. Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, на весь мировой ход истории. Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается во вневременной конфликт. В нем отражено вечное противостояние идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического.

Кто же такой булгаковский Иешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса? Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен - это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем - это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно - он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается от своих идей и идеалов. Прямых литературных прообразов, «старших братьев » у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до ХХ века существовал некий негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создает его образ. Но его Христос - безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира. Образы же людей христианского духа и святости встречались в литературе в ХIХ века: Пророк Лермонтова, герои Достоевского (князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов).

В густонаселенном мире булгаковского романа существует не только Иешуа - прообраз Христа, но и сатана - Воланд со своей свитой, чей образ характерен своей многомерностью: он и характер, и идея, он и реален (автор наделяет образ многими жизненными подробностями), и представляет собой, в то же время, существо иного - фантастического, потустороннего - мира. Он вездесущ: ему подвластно пространство и время, он мог присутствовать во время допроса Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого. При этом выясняется интересный факт: никто из действующих лиц романа, кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану, так как простой обыватель не допускает существования чего-то необъяснимого с точки зрения здравого смысла. Хотя имя Faland в немецком языке служило для обозначения черта, образ Булгакова нельзя свести только к этому средневековому понятию. Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гете. Их «духовное родство» закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова. Вместе с тем, такого дьявола, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало. Однозначно его оценить невозможно.

Мне, например, видится в Воланде прежде всего дух иронии, самомнения и отрицания. Всевидящему булгаковскому герою мир открыт без румян и грима. Иронический взгляд Воланда на жизнь близок автору. Он рассматривает человека и человечество с определенной дистанции - культурной, временной, - стремясь выявить несовершенное в них. Жизнь при таком взгляде предстает в борьбе противоположных и взаимоисключающих начал. В связи с этим любое суждение о мире оказывается односторонним, ибо односторонне добро, но, если преступлена грань, оно уже не является добром, а истина, возведенная в абсолют, превращается в свою противоположность. Воланд причастен к самому движению жизни, в которой условием ее продолжения является отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило свой высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что истинно, должно существовать вечно, а что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Именно поэтому в Москве горят дома разврата, а рукопись Мастера никакому пламени не подвластна.

Булгаков говорит нам: люди забыли о том, зачем пришли на эту землю. Люди забыли о долге, в повседневной суете растратили душевное тепло, перестали различать добро и зло, и Воланд настойчиво предлагает некоторым из них посмотреть в свою душу - остались ли там хоть капли доброты и милосердия.

Что вдохновило Булгакова на написание романа всей жизни "Мастер и Маргарита", остается загадкой. В той части, где говорится о суде и казни Иисуса Христа, автор не придерживается догм христианской церкви. В этом нет необходимости, ведь это художественное произведение, и обращение к библейских легенд и преданий лишь усиливает раскрытие основной темы романа.

Булгаковский Иешуа - не иудей, ему не 33, а 27 лет, он знает много языков, он - философ, психолог, мудрый путешественник-проповедник. И ученик в Иешуа всего лишь один - бывший сборщик налогов Левий Матвей, который по-своему толкует проповеди Иешуа. На вопрос Понтия Пилата, каким образом Иешуа говорил крамолу против великого кесаря, арестован честно ответил:

"Было это так. Иуда проявил заинтересованность моими мыслями, угостил меня, попросил меня изложить свой взгляд на государственную власть, сказал, что любая власть - это насилие над людьми и что придет время, когда не будет власти ни кесарево, ни какой-либо другой власти, человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не нужна никакая власть".

Эти слова Иешуа и стали решающими для Понтия Пилата и поставили точку в его колебаниях. Трусливый Понтий Пилат признавал только власть кесаря. Ему страшно было даже слушать подобные слова простого смертного. Именно из этой ситуации вытекает одна из основных идей романа: "самый страшный порок - это трусость".

Понтий Пилат не мог понять одну простую истину арестованного Иешуа: все люди добрые и надо все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою доброту, ибо только добро может изменить мир. Прокуратор даже переспросил Иешуа, или палач Щуролуп тоже добрый человек? На что он ответил утвердительно: "Если бы с ним поговорить, думаю, он переменился бы...". Понтий Пилат решил, что Иешуа сумасшедший, и судьба его была решена.

Трагической есть в романе картина казни Иешуа. Тем путем на Лысую Гору поднимался и единственный ученик обреченного на казнь. Он страдал от того, что ничем не мог помочь. Он сожалел, что из-за своей болезни не мог сопровождать Иешуа до города, где учителя схватили слуги прокуратора. Ученик был одержим мыслью убить Иешуа, чтобы избавить его от мук и страданий. Как хорошо было бы подскочить к телеге, думал он, и ударить ножом в спину обреченного на мученическую смерть: "Иешуа! Я освобождаю тебя и отхожу вместе с тобой! Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!"

Однако произошло то, что и должно было произойти. Иешуа был подвешенный на столбе и медленно умирал, теряя сознание. Палач подавал ему на копье влажную губку с каплями воды, а потом тем копьем тыкал в обвисле тело Иешуа. Когда начался ливень, и палачи разбежались, Левий перерезал путы и снял со столба сначала учителя, а затем и мертвые тела двух разбойников. Прошло несколько минут, и на вершине холма остались только два тела и три столба. Ливень продолжался, но на холме и следа не осталось от Левия и его учителя.

Последний раз Левий в хитоне и сандалиях появляется во время встречи с Воландом: "Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - сказал сборщик налогов Левий Матвей. - Он прислал меня. Он прочитал сочинение мастера и просит тебя, чтобы ты взял мастера с собой и вознаградил его спокойствием". На вопрос Воланда, почему они не взяли Мастера к себе, Левий ответил: "Он не заслужил света, он заслужил покой". Большая символика содержится в том, что автор рукописи о Иешуа и Понтия Пилата заслуживает именно покоя. Для Мастера спокойствие - вознаграждение и за страдания, и за поиски смысла жизни. Покой для мастера - это великая духовная гармония между человеком и миром, это мечта о рае на земле, о царстве истины и добра.