Сочинение по картине «Жатва» А.А. Пластова

Сочинение­описание картины А.Пластова «Жатва»  Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» ­ главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она – не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва»

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения) ­ В какое время года проходит жатва? Стог ­ куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной. ­ Сноп – связанный пук колосьев какого ­ нибудь злака. ­ Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Жатва Пластова Татьяна Эйхман « О, Боже, дай мне год ещё» Он сел, вздыхая, у копны. В тылу над золотым жнивьём Не слышно грохота войны. И стариковская рука Погладила вихры мальца. Глаза прикрыл, издалека Увидеть бы его отца, Сказать ему: «Терплю пока, А ты воюй, мой сын, дерись! С внучонком терпим. Нелегка И непроста в деревне жизнь… О, Боже, мне ещё бы год!» ­ Ковригу хлеба резать стал­ « А там внучонок подрастёт!» « Я, деда, и сейчас не мал, Могу серпом и молотком, Вперёд тебя косить бегу!» Из крынки тягостным глотком Старик отпил, но молоку Не рад, и протянул сосуд Мальчонке, ведь ему расти. « О, Боже! Отодвинь твой суд! И душу грешную прости» « Ну, что перекусили, друг, Пора вставать, работа ждёт…» За кругом – круг, за кругом – круг, За годом –год, за годом­ год… « О, Боже!» Дед, а рядом боль… Бушует на фронтах война. Далёк ещё победный бой… Дед знал, что победит страна.

История создания  Полотно написано в 1945­м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся – вот основные настроения того времени.

Характеристика полотна  На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик­ колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины.

Характеристика полотна  Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно­ коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах – старые разбитые ботинки.

ЗАСКОРУЗЛЫЙ, ­ая, ­ое. 1. Затвердевший; загрубелый. Заскорузлые руки. Раненый в заскорузлых бинтах. 2. Чёрствый, грубый. Заскорузлый мужик. Заскорузлая душа. 3. Отсталый, закоснелый. Заскорузлый консерватор, бюрократ. Заскорузлые привычки. <Заскорузло, нареч. Заскорузлость, ­и; ж.

Характеристика полотна  обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10­12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из­под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки – вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. ­

Характеристика полотна  За нею сидит её братишка – рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы – либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины – общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины  Картина «Жатва» Пластова – рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным – хлебом. Потому­то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих ­ большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из­за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Лексическая работа А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор. Картина – полотно, холст, произведение, репродукция Жатва – уборка урожая. При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения. Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные. Руки старика – натруженные, сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик. Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки. Дети. Девочка – белый ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки Мальчики: А) рыжеволосый, вихрастый, нестриженый; Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета. Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть Описание заднего фона. Цветовая гамма. На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко­желтый, солнечный, соломенный. Есть оттенки коричневого: светло­коричневый, палевый

Урок развития речи в 6 классе

Работа над сочинением по картине А.Пластова «Жатва»

    Сведения о художнике.

Пластов – певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она – не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва»

Пластова А. А.

2 . История создания Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся – вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие – 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина – «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

3. Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах – старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками . Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки – вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка – рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы – либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины – общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

4. Фон картины Картина «Жатва»

Пластова – рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным – хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

5. Работа со словарем.

6. Составление плана.

7. Устный пересказ.

8 Написание сочинения.

9.Домашнее задание. Сочинение по картине А.Пластова

«Фашист пролетел»

А.Пластова «Фашист пролетел»

После смерти известного художника Пластова осталось более тысяч работ, которые он оставил своим потомкам. Но, к сожалению, в 1931 году случилась трагедия, и в пожаре погибло много картин Аркадия Александровича, но это не остановило художника, и он продолжил работу, создавая новые гениальные живописные шедевры. И если до этого случая, который заставил по-другому взглянуть на мир художника, Пластов описывал крестьянскую Русь, но более поверхностно, то уже после пожара он начинает глубоко вникать в то, что он изображал. Именно поэтому все его картины - это жизнь крестьян, совершенно простых людей. Но эта жизнь уже ушла в прошлое, и теперь к ней уже нет возврата. И вот теперь эти интересные картины из прошлого стали оживать на пластовских полотнах.

На одной из картин Пластова показан отдых семьи, которая целый день работает в поле, чтобы собрать урожай. Полотно «Жатва» передает атмосферу того дня, когда все заняты работой. Так уже видно на пластовской картине, что вся пшеница в полях скошена, поэтому часть дела уже сделана, но все-таки борьба за урожай, за его сохранность продолжается. На полотне можно увидеть, что пшеницу уже успели даже наметать в снопы, а кое-где уже стоят даже стога. Теперь крестьянам предстоит увезти все это на ток, чтобы урожай не пропал. Вдалеке виднеются повозки, запряженные лошадьми, которые спешат на ток. Они уже успели загрузиться снопами. А та же часть урожая пшеницы, которую еще предстоит вывезти, на поле аккуратно сложена в копны и виднеются по всему полю.

Но такая работа требует много сил, поэтому нужно и пообедать. Художник изображает именно такое время, когда бедные люди, крестьяне, решают немного пообедать. Их обед не роскошный и очень простой. В одной чашке еда и для девочки, и для дедушки. Скорее всего, девочка принесла обед дедушке. Но тот, понимая, как скуден обед бедняка и что дети всегда хотят кушать, решил предложить поесть и своей внучки. И та не стала отказываться. Но из этой же миски ест не только девочка, но и мальчишки, которые, скорее всего, помогали старику на поле и тоже хорошенько проголодались. Чуть-чуть перекусив, один из мальчиков, изображенных на картине Пластова, решает попить молоко. В кувшине молоко долго будет прохладным, поэтому так живительно она будет казаться для людей, которые трудятся в поле в такую пору.

Невдалеке от обедающих крестьян сидит пес, который спокойно наблюдает за тем, как обедают люди. Он тоже голоден, но уже приучен к тому, что его обед будет после того, как поедят трудяги, поэтому он старается сохранять спокойствия и ждать, но это у него плохо получается. Видно, что пес совсем молодой, поэтому время от времени он лает, чтобы напомнить тем, кто ест, что он тоже здесь и ждет свою часть еды.

Чтобы лучше изобразить людей, к какому классу они относятся, художник детально прорисовал их одежду. Так, старик одет в простую и бесхитростную одежду. На ногах его обувь, так как ходить по полю опасно: можно и наколоть ноги. У него седая борода и такие же седые и густые волосы, которые растрепались в разные стороны. Он усердно работал, чтобы хоть что-то заработать для своей семьи, поэтому ему некогда думать о том, как он выглядит. Но привлекает больше всего на полотне Пластова руки крестьянина, большие и натруженные.

В тот момент, когда его запечатлел художник, он просто держит небольшой кусок черного хлеба, но относится к нему бережно, так как знает, как дорого он достается. В другой руке старика деревянная ложка, которую обычно на Руси всегда носили с собой в надежде где-нибудь поесть. Одет он в рубаху и штаны синего цвета. Напротив него села девочка, поэтому можно заметить, что волосы у нее длинные и заботливо заплетены в две небольшие косички. Голову, как было и положено в те времена, она покрыла платком. На ней надета ярко-красная юбка и носочки. Она тоже не пришла на поле босиком, а на ногах у нее ботиночки.

Мальчики на пластовской картине одеты проще. Оба они в простых холщовых рубахах белого и желтого цвета, штаны темного цвета, чтобы на них не была видна пыль. Куда не глянуть на картину, везде вокруг центральных образов поле с пшеницей. Все окрашено в желтый цвет, который сочетается с пшеницей, ее остатками. Поэтому люди сели отдохнуть и перекусить под один из таких снопов, чтобы хоть как-то укрыться от палящих лучей солнца. Рядом они бросили свои орудия труда. Серпами работали ребята: они сначала срезали, нагнувшись, колосья под самый корень, а затем, взяв грабли, все хорошенько подгребали, чтобы не пропустить ни одного колоска. Кстати, сейчас уже никто так в поле не работает. А тогда этот труд был очень тяжел. Но граблями и серпами работают ребята, а вот орудие труда у старика другое: он косит пшеницу. Она стоит, прислоненная к стогу.

Картина Пластова прекрасно показывает время, которое было совсем недавно, но которое ушло навсегда. Светлое и прекрасное чувство возникает в душе, когда смотришь на бескрайность русских полей и понимаешь, как же все-таки прекрасна русская земля.

Школьное сочинение по картине Жатва Пластова 6 класс

Художественное полотно «Жатва» было написано Пластовым в 1945 году, когда наша страна только что отпраздновала Великую Победу. Во время Великой Отечественной войны работать в тылу приходилось всем, кто не ушел на фронт. И это в основном были старики, женщины и дети. Если в городах они работали на заводах и различных предприятиях, то в сельской местности трудились в поле. Именно этой теме и посвящена работа художника.

На картине мы видим бескрайнее пшеничное поле, на котором идет сбор урожая. Главные герои картины - это седовласый пожилой мужчина и трое детей, старшему из которых едва ли исполнилось двенадцать лет. Они представлены на переднем плане картины в момент, когда обедают. С раннего утра им нужно сначала косить и жать серпами, а затем собирать и вязать в снопы созревшую пшеницу. Эта тяжелая работа легла на плечи старшего и младшего поколения, так как после войны многие не вернулись с фронта. Скорее всего, присутствующие — все из одной семьи, и дети приходятся внуками этому старику. Их отец, наверное, не вернулся с войны, а может еще находится в госпитале.

На обед у деда с ребятами обычная крестьянская еда: каша, которую они черпают деревянными ложками из небольшой кастрюльки. Позади детей на полотенце лежат огурцы и хлеб. Светловолосый парень в белой рубахе и серых штанах держит в руках глиняный кувшин, из которого пьет воду. У старика в одной руке находится ржаной хлеб, а в другой у него ложка, которой ест кашу. У него отросшая седая борода и взлохмаченные с проседью волосы. Загорелая кожа на лице и руках говорит о том, что ему пришлось этим летом много работать под палящим солнцем. Одет пожилой мужчина в выцветший рабочий костюм зеленого цвета и растоптанные ботинки. На плечи накинуто старое коричневое пальто. Видимо, чтобы не продуло разгоряченную спину, пока они отдыхают.

Девочка лет десяти одета в темную кофточку, красную юбку и белый платок. Русые волосы заплетены в две косы. А челка ее, как и волосы у мальчишек, выгорела на солнце. У рыжего паренька в желтой рубашке за лето сильно отросли волосы. Наверное, взрослым приходится работать с утра и до вечера, а на стрижку не хватает ни сил, ни времени.

За их трапезой молча наблюдает послушный небольшой пес. Он терпеливо ждет, когда его угостят остатками еды.

За спиной у ребят возвышается скирда из пшеницы. В нее воткнуты три серпа, а с другого края приставлены коса и грабли. Каждый из присутствующих выполняет определенную работу, которая ему по силам. Деду приходится косить, а ребята срезают колосья пшеницы с помощью серпов, а потом сгребают и связывают в снопы.

На заднем плане мы видим несколько стогов пшеницы. Люди их пытаются вывезти в деревню на телегах, запряженных лошадьми.

Картина производит хорошее впечатление. Золотистое пшеничное поле и собранный богатый урожай вселяют надежду, что все в этой семье, да и во всей стране, будет хорошо. Голодным никто не останется. А в скором времени, возможно, возвратится домой отец этих ребят.

Питер Брейгель Старший в 1565 году написал знаменитую картину «Жатва», которая входит в серию «Времена года» и в настоящий момент находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Именно с этой картины я хотел бы начать рассказывать вам про дошедшие до нас полотна этой серии. Сюжет посвящён летним месяцам: июлю или августу, в то время, когда начинается и идёт сбор урожая. На этот раз я не просто покажу самые скрытые детали картины великого мастера, но и постараюсь рассказать кое-какие интересные подробности, которых не найти в статьях в интернете, где больше уделяется внимания технике, цветовой гамме и композиции этого шедевра.

Дальний план

1. Небольшой домик в поле, дорога, по которой идут люди и катится повозка

2. Так любимые Брейгелем корабли - жизнь в Антверпене не прошла для него мимо. Видимо, именно поэтому на многих его картинах вы видим корабли, стоящие на якоре в бухте

3. Небольшой хутор, где хозяйка загоняет скотину домой

4. Замок, которые так же часто, как и корабли, встречаются на полотнах Брейгеля, символизируют знать и воинов. Около замка раскинулся сад, из которого сторож гонит воришек, в то время, как рабочий собирает плоды, стоя на лестнице у дерева

5. Купающиеся монахи. Они символизируют религию.

6. Повозка с соломой

7. Платный мост и игра с гусем - смысл игры в том, чтоб убить животное - кто это сделает, тот и забирает гуся.

Немного поодаль крестьянин испражняется прям напротив дома. Этот мотив тоже встречается на очень многих картинах Брейгеля - как мне кажется, приземляя живопись.

Средний план

8. Уборка хлеба, у ручья на краю поля стоит кувшин, скорее всего это тоже место отдыха, так как там ещё и расстелено что-то, видимо, одеяло

9. Женщины уносят снопы

10. Справа виднеются за деревьями дома деревни и церковь

11. Дети собирают яблоки

12. Которые падают на землю благодаря вот этому человеку - он специально залез на яблоню и что есть сил трясет её

13. Ну и третий класс, самый интересный Брейгелю - крестьяне. Ведь до Брейгеля на картинах изображались или знать, или христианские сюжеты, а тут явно показаны лишь крестьяне - знать и церковь располагаются Брейгелем где-то на заднем плане, причем знать никого не защищает, а монахи не замаливают грехи. Лишь крестьяне работают. Видимо, именно поэтому Брейгеля они больше всего и интересуют.

Передний план

14. Отдыхающие крестьяне. Они едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов. Кто-то спит

15. Водонос

16. Работающие крестьяне

17. Кстати, обратите внимание на то, как в 16 веке делали ширинки - а вы говорите, по картинам нельзя заниматься изучением истории и что картины - это не исторический источник!=)

18. Брейгель, как всегда, уделяет внимание мельчайшим деталям - вот как прорисованы васильки на поле

19. Дерево символизирует продуктивность природы. Посмотрите, как подробно все прорисовано, даже птицы!

Ну и для тех, кто владеет английским - очень хороший фильм про эту картину:

Предыдущие посты.