1.Детали портрета Николая Кирсанова:
«...человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло черты красоты замечательной: особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик... сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов»; «красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом...»; «душистые усы»; «гибкий стан»; «прекрасные белые зубы».
2.Сфера интересов:
Воспоминания о княгине Р. И прошлой жизни, размышления о политике, общение с людьми своего круга.
3.История героя:
«...воспитывался сперва дома... потом в пажеском корпусе... с детства отличался замечательной красотой... он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться... вышел в офицеры... Его носили на руках... Женщины от него с ума сходили, мужчины... завидовали ему... Ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввёл было гимнастику в моду между светской молодёжью) и прочёл всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он был уже капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг всё изменилось». Встретил княгиню Р. «и влюбился в неё страстно». Она его любила, потом охладела к нему и уехала за границу. Он вышел в отставку и отправился за ней. Они снова сблизились, но ненадолго. Она избегала его. Он вернулся в Россию... «как отравленный, бродил он с места на место... он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал... Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро... Она скончалась в Париже... одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость ещё не настала... поселившись однажды в деревне, он уже не покидал её... Он стал читать, всё больше по-английски... всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями... лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».
4.Я – концепция героя:
«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... принятых... на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя». «Если бы я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генерал-адъютантом». «Личность... вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится... Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека», «...аристократизм- принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». «Нам дорога цивилизация».
5. Речевая характеристика Павла Кирсанова:
В отличие от Николая Петровича, Павел Петрович сразу же поражает своей конфликтностью. Он первым враждебно отреагировал на появление Базарова, подчёркивая его чужеродностъ презрительным тоном и определением «волосатый». Он умеет быть молчаливым, погружённым в себя и даже в этом состоянии выражать внутреннюю агрессивность. Его необычность и непохожесть выражается не только во внешности, но и в речи: он ироничен, любит употреблять слова в непривычном звучании («эфтим», «принсйп») и витиеватые выражения, присущие людям его круга, иностранные слова, может быть резок, самоуверен, умеет ненавидеть и отстаивать свою правоту. Часто думает и отзывается о людях неуважительно (о Базарове, о Матвее Колязине, о нынешней молодёжи, подозревает Фенечку). Тургенев характеризует его так: «щегольски-сухая и страстная, на французский лад, мизантропическая душа». Он умеет выражать своё презрение. Так, с Базаровым он «принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами».
Спорит он страстно, самозабвенно, темпераментно. Умеет быть холодным и высокопарным: «Засим, милостивый государь, мне остаётся только благодарить вас и возвратить вас вашим занятиям». И хотя он не романтик, книг не читает, стихов не цитирует, но вся его жизнь - сплошной роман: «погибшая жизнь», разрушенная любовью.
Истинный джентльмен, он безупречен во всём: вызывая Базарова на дуэль, он очень корректен. После дуэли, при отъезде Базарова, хочет быть великодушен - пожимает ему руку. Он сумел оценить мужество противника.
Финал его жизни завершает логику характера: живёт в Дрездене, общается с англичанами - с ними он сдержан; с русскими желчен, ироничен, но всё в пределах приличия. Шумит понемножку-таков итог жизни. А это приговор.
Его речь изобличает в нём человека нестандартного, волевого, сильного, неуступчивого.
6. Характеристика, данная другими героями:
Базаров: «Архаическое явление»... «Да, стану я баловать этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбивые, львиные привычки, фатство»; «старички Кирсановы»... «Я его назвал как следует, - идиотом»; «Барчуки проклятые». Николай Петрович. «Мой брат - человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый...»
Аркадий: «Он львом был в своё время... красавцем был, голову кружил женщинам... он, право, хороший человек». «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки», «...он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги... всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон...»; «сердце у него предоброе. И он далеко не глуп».
Соседи. «И те и другие считали его гордецом, и те и другие его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы...»
« Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова», «...потеряв своё прошедшее, он всё потерял». «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и странная, на французский лад, мизантропическая душа». «Да он и был мертвец». «Он всё делает добро, сколько может; он всё ещё шумит понемножку: недаром же он был некогда львом; но жить ему тяжело... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится почти незаметно креститься...»
8. Судьба героя:
Уехал за границу. Живёт в Дрездене. Знается больше с англичанами и с проезжими русскими... «Он придерживается славянофильских воззрений... ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».
Комплексный анализ, проведённый нами, помогает понять: задача автора - не противопоставление, но сопоставление героев. Мы видим, как глубоко Тургенев охватывает жизнь, знакомимся с разными людьми, так непохожими друг на друга. Различны истории их жизни и опыт, возраст и убеждения. Это разные отцы и разные дети. Но именно они, их прошлое и настоящее, объясняют происходящее в стране: общественный взрыв, ожидание реформ. Мы следим за стремительным развитием действия и наблюдаем за их жизнью. Для чего же Тургенев выбрал именно таких героев? Почему все они интересны ему? Видимо, их судьбы объясняют нам, читателям, что для человека важно в жизни, что делает его счастливым, как стать счастливым, почему люди страдают, что мешает им обрести любовь, понимание, поддержку. Во что они верят и во что не верят. Эти убеждения сделать человека счастливым или, наоборот, разрушить его жизнь.
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна: “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. ВместеС тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной
Мере этот вывод относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению
Деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены - страшный удар для
Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было
За границу, чтобы хоть немного рассеяться... но тут настал 48-й год”.
Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, “...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...” Фенечка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя.
Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Пронаблюдаем за отношениями
Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но
Когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он
Терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...” Безответная
Любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло...
Бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р.
Заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении, “...потеряв
Свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же,
Не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в
Споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания
Любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”, “студентиком” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома...” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой, бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины
Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.
Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью...” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых - молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней,
Свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а
Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова - это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность
Летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед
Священником или самым близким человеком... Смерть Базарова свидетельствует о его
Незаурядности. “Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий
Подвиг...” (Писарев).
Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна: “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере этот вывод относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены - страшный удар для Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного рассеяться... но тут настал 48-й год”.
Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, “...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя.
Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Пронаблюдаем за отношениями Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...” Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении, “...потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”, “студентиком” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома...” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой, бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.
Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью...” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых - молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова - это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед священником или самым близким человеком... Смерть Базарова свидетельствует о его незаурядности. “Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг...” (Писарев).
Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна: “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере этот вывод относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены - страшный удар для Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного рассеяться... но тут настал 48-й год”.
Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, “...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя.
Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Пронаблюдаем за отношениями Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...” Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении, “...потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”, “студентиком” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома...” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой, бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.
Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью...” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых - молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова - это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед священником или самым близким человеком... Смерть Базарова свидетельствует о его незаурядности. “Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг...” (Писарев).
Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”