Составить план к содержанию рассказа уроки французского. Краткосрочный план по русскому языку и литературе "Рассказ В.Распутина "Уроки французского"

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия , доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 908.

План рассказа "Уроки французского" и получил лучший ответ

Ответ от Анастасия*********[новичек]
простой план
1. Одиночество мальчика.
2. Драка.
3. Снова избили.

5. Игра в "замеряшки".
6. Лидия Михайловна уехала.
Цитатный план
1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб».
4. «Я шел туда как на пытку».
5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
за цитатный точняк хорошую оценку поставят.

Ответ от Irinya [активный]
1. Одиночество мальчика.
2. Драка.
3. Снова избили.
4. Занятия французским языком.
5. Игра в "замеряшки".
6. Лидия Михайловна уехала.


Ответ от Prosto_sanek_ [активный]
ааа


Ответ от Ольга Макарова [новичек]
спасибо


Ответ от Евгений Швидкой [новичек]
ачнрвепол


Ответ от Данил чинкин [новичек]
щто


Ответ от Мадиня Нурмухамитова [новичек]
спс


Ответ от Vera Klimova [новичек]
План
|.Вступление. Автобиографичность рассказа.
Основная часть
||.Портрет
1.Внешность
а. Описание
б. Одежда
в. Здоровье
2.Характеристика
а. Гордый- пример из текста б. Умный- пример из текста
в. Внимательный -пример из текста
г. Стойкий духом -пример из текста
3.Чувства и Ощущения
а. Точка по дому
б. Одиночество
а. Благодарность Лидии Михайловне
|||.Заключение
Какой главный урок вынес герой рассказа.
Цитатный план
1."В пятый класс я пошел в сорок восьмом году".
2."Но едва я оставался один, сразу наваливалачь точка".
3."Начал играть в Чику".
4."Меня избили".
5."Разговор Лидии Михайловны со мной".
6."Дополнительные занятия с учителем французского у нее дома".
7."Показывала как играть в Пристенок".
8."Прощание с учительницей и посылка с яблоками".


Ответ от Егор Ерыгин [новичек]
азаззаазазаз


Ответ от Нина Потапова [новичек]
не то


Ответ от Ира Андреева [активный]
Офигеть О. о


Ответ от Cветлана Гончарова [новичек]
простой план
1. Одиночество мальчика.
2. Драка.
3. Снова избили.
4. Занятия французским языком.
5. Игра в "замеряшки".
6. Лидия Михайловна уехала.
Цитатный план
1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска» .
2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня» .
3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб» .
4. «Я шел туда как на пытку» .
5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите» .
6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» .
за цитатный точняк хорошую оценку поставят.


Ответ от Максим Кузнецов [новичек]
спасибо всем!


Ответ от Маргарита Рудова [новичек]
Незачто


Ответ от Медея Гергая [активный]
скучно, и без подробностей


Ответ от сергей журавлев [активный]
1. Одиночество мальчика.
2. Драка.
3. Снова избили.
4. Занятия французским языком.
5. Игра в "замеряшки".
6. Лидия Михайловна уехала.


Ответ от Николай [новичек]
1.Деревня
2.Город
3.Драка
4.Повторное избиение
5.Уроки французского
6.Игра в "Замеряшки"
7.Отъезд Лидии Михайловны


Ответ от Зухрахон Саримсакова [новичек]
простой план:
1.тяжёлое послевременное время после войны
2.решение матери дать сыну оброзование
3.первое время самостоятельной жизни
4.таинственная посылка
5. везение в игре чика
6.сора с друзьями
7.в гостях у Лидии Михайловны
8.забота Лидии Михайловны о мальчике
9.игра в замеряшки с Лидией Михайловной
10.внезапное появление деректора
11.отъезд Лидии Михайловны
12. очередная посылка от Лидии Михайловны

«Уроки французского» план рассказа Валентина Распутина Вы можете составить используя изложенные варианты.

«Уроки французского» план рассказа

1. Приезд 11-ти летнего мальчика в районную школу.
2. Успехи в учебе и постоянный голод.
3. Знакомство с ребятами и игрой в «чику»
4. Драка и разговор с учительницей французского
5. Индивидуальные уроки с Лидией Михайловной
6. Игра на деньги с учительницей
7. Застигнутые врасплох директором
8. Прощание

«Уроки французского» цитатный план

1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска» .
2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня» .
3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб» .
4. «Я шел туда как на пытку» .
5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите» .
6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» .

«Уроки французского» подробный план

1. Мальчик уезжает из родной деревни в райцентр продолжать свое образование.
2. Трудная жизнь героя в городе.
3. Федька, сын хозяйки, знакомит его с ребятами, которые играют на деньги.
4. Мальчик учится играть в «чику», начинает выигрывать и покупает на выигранные деньги молоко.
5. Героя бьют нечестно играющие ребята.
6. Тишкин рассказывает учительнице о том, что мальчик играет на деньги.
7. Лидия Михайловна начинает заниматься с ним французским языком индивидуально.
8. Мальчик получает посылку с макаронами.
9. Герой рассказа делает успехи во французском.
10. Лидия Михайловна учит его играть в «замеряшки».
11. Мальчик снова выигрывает деньги, на которые покупает молоко.
12. Директор школы узнает об игре.
13. Лидия Михайловна уезжает. Посылка с макаронами и яблоками.

Распутин «Уроки французского» план

1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.

2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на­чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.

3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни­тельно заниматься французским.

4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно­ва появляются средства на еду.

5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

«Уроки французского» план

1. Одиночество мальчика.
2. Драка.
3. Снова избили.
4. Занятия французским языком.
5. Игра в «замеряшки».
6. Лидия Михайловна уехала.

Вы можете написать план «Уроки французского» и оставить его в комментариях, чтобы помочь свои сверстникам.

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов-шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает-ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит-ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху-дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга-ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже-ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере-носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла-гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс-лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони-мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро-ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке. Материал с сайта

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево-люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре-одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак-терная особенность произведений Распутина.

План

  1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.
  2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на-чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.
  3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни-тельно заниматься французским.
  4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно-ва появляются средства на еду.
  5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

1. Организационный момент.

Игра-разминка «Подарок».

2 . Опрос домашнего задания.

Учащиеся должны были составить текст объявления о приеме на работу.

Работа в паре

Взаимооценивание.

Стратегия «Две звезды, одно пожелание».

3. Постановка темы и целей урока.

Работа с эпиграфом.

«Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». В.Распутин

Беседа

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в небольшой приангарской деревне. Окончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем были написаны повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых стала значительным явлением в литературе наших дней.

Выступление подготовленного ученика

Вот что пишет сам писатель: «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что работа иссушает учителей, что очень трудно учителю сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокофьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора.

Беседа

Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь», в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокофьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой»*.

- О чем говорит название рассказа? (О школе, об уроках, сверстниках.)

- От чьего лица ведется повествование? Почему?

В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия - Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают.

- Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?

- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?

- Какие испытания ожидали его? (Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит герою жестокие уроки. И ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться - или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.)

- Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые?

- Обратите внимание на описание природы в тот момент, когда мальчик впервые выиграл. (Природа как бы соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, словно предупреждает его, что что-то должно случиться (зачитать «Осень стояла теплая и сухая…»).

Дифференциация по способностям

Почему Валентин Григорьевич Распутин назвал свой рассказ «Уроки французского?»?

«Подмостки»

«Справочная» (распечатанный лист с ответом на столе).

Словарная работа

Урок - это:

1) учебный час, посвященный отдельному предмету;

2) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь С.И.Ожегова)

Каким признанием открывается произведение?

О чем мы догадываемся из этого признания?

Теоретическая минутка

РАССКА́З

Мужской род

1 .

Словесное изложение каких-нибудь. событий.

"Р. очевидца"

2 .Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

И

Словарная работа

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру. Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т. Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски. Пошвыркать — похлебать. Гольный кипяточек — чистый, без примесей. Вякать — болтать, говорить. Тюкать — несильно ударять. Хлюзда — плут, обманщик, шулер. Притайка — то, что спрятано.

Словарный диктант

Французский язык, райцентр, макароны, Кубань, приангарская деревня, Сибирь.

Самооценивание по образцу.

Работа в группе

Распределение на группы

Прослушивание фрагмента фильма «Уроки французского» (45.11-45.46)

Задание: составить по два вопроса высокого порядка.

Ответы-вопросы.

Комментирование.

Взаимооценивание.

Вопросы и задания по изучаемому произведению на основе таксономии Блума:

1 группа

Какие поступки героя (героев) Вам не понравились? Почему?

С какой проблемой сталкивается один из героев и как он ее решает?

П еречислите имена и опишите

героев рассказа В.Распутина «Уроки французского».

2 группа

П одумайте, как бы можно было изменить конец рассказа «Уроки французского». Объясните, почему?

Предположим, эта история из рассказа «Уроки французского» произошла давным-давно. Проведите сравнение того времени и сегодняшнего. Если бы эта история случилась в наше время, сравните его с прошлым. Каковы были бы различия?

Н айдите пять сходств главного героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» с собой.

Какой урок Вы извлекли из прочитанного произведения?

3 группа

Если бы Вы могли спасти из трудного положения одного героя из рассказа В.Распутина «Уроки французского», кто бы это был и почему?

П ридумайте свой короткий рассказ о героях рассказа «Уроки французского».

Н арисуйте плакат по рассказу В.Распутина «Уроки французского» (Какой отрывок рассказа Вам понравился больше всего? Почему?).

Критерии оценивания

Дескрипторы

учащийся достиг цели, если:

Балл

8.Ч3.

Отвечает на вопросы, приводя аргументы, связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

Дает ответы на вопросы;

Приводит аргументы;

Связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

1

1

1

Итого:

3

Выступление групп

Взаимооценивание