Создание мольером жанра высокой комедии. Становление жанра высокой комедии в творчестве Ж.Б

Шлякова Оксана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ № 1
Населённый пункт: пос. Орловский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 9 классе "Ж.Б. Мольер "Тартюф". Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии."
Дата публикации: 20.02.2016
Раздел: среднее образование

Конспект урока литературы (9 класс)

Тема урока
:
Ж.Б. Мольер «Тартюф». Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и

актуальность комедии.

Цель урока
: создание образно-эмоциональной педагогической ситуации на уроке литературы для реализации следующих целей: образовательной – познакомить с содержанием комедии Ж-Б. Мольера «Тартюф», определить, в чём заключается мастерство Мольера-комедиографа, каких традиций классицизма придерживается автор, а также в чём состоит его новаторство. воспитательной – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе в сотрудничества в группах, прививать желание приобщаться к мировой культуре, довести до сознания мысль о том, что культура не существует без традиций. развивающей – развивать умения анализировать литературное произведения, самостоятельно формулировать и аргументированно излагать свою точку зрения.
Тип урока
: урок изучения нового материала
Оборудование
: тексты комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф», мультимедийная установка для демонстрации слайдов по теме урока и ученических презентаций, иллюстрации к произведению.
Содержание урока
I.
Организационный, мотивационный этапы
:
1.Приветствие.

2.Создание образно-эмоциональной педагогической ситуации
(в течение всего урока). На доске демонстрируются слайды с изображением сцен из театральных постановок, сопровождаемые классической музыкой.
3.Слово учителя
Франция…Середина 17 века… На театральных подмостках с ошеломляющим успехом идут пьесы Жана Батиста Мольера. Его комедии настолько популярны, что сам король Франции, Людовик XIV, приглашает театр Мольера показать своё искусство при дворе и становится преданным поклонником творчества этого талантливого драматурга. Мольер – уникальный гений в истории мировой культуры. Он был человеком театра в полном смысле слова. Мольер был создателем и директором лучшей актёрской труппы своей эпохи, её ведущим актёром и одним из лучших комических актёров во всей истории театра, режиссером, новатором и реформатором театра. Однако сегодня он воспринимается прежде всего как талантливейший драматург.
4.Целеполагание
Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, в чём же заключается мастерство и новаторство Мольера-драматурга на примере его знаменитой комедии «Тартюф» и поразмышляем, можно ли считать его комедию актуальной и злободневной сегодня. Запишите в тетрадях тему урока «Ж.Б. Мольер «Тартюф». Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии.»
II.Работа над новым материалом.

1.Презентация индивидуального ученического проекта «Творчество Ж.Б.Мольера»
Я думаю вам будет интересно прежде всего узнать некоторые факты из биографии и творчества Жана Батиста Мольера. Об этом нам расскажет Таня Звонарёва, которая, получив индивидуальное задание, подготовила презентацию. Демонстрация слайдов, сопровождаемая рассказом ученицы. Обучающиеся фиксируют в тетрадях основные этапы творчества драматурга.
- Спасибо, Татьяна. Твоя работа заслуживает оценки «отлично».Я лишь хотела бы кое-что дополнить:
2. Слово учителя
. Мольер – сценический псевдоним Жана Батиста Поклена, сына богатого парижского буржуа, получившего превосходное классическое образование. Им рано овладела страсть к театру, свою первую труппу он организовал в 21 год. Это был 4-ый театр в Париже, однако вскоре разорившийся. Мольер на долгих 12 лет покидает Париж ради жизни бродячего актёра. Ради пополнения репертуара своей труппы Мольер и начинает писать пьесы. Мольер – прирождённый комедиограф, все, вышедшие из-под его пера пьесы, относятся к жанру комедии: комедии развлекательные, комедии положений, комедии нравов, комедии-балеты, «высокие» - классицистические комедии. Образцом «высокой» комедии может служить «Тартюф, или Обманщик», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и в то же время принесла ему наибольший прижизненный успех.
3.Работа над произведением

а)
- Давайте вспомним
содержание комедии
. Кратко передайте
сюжет…
- Конечно же, во время чтения комедии вы. Каждый по-своему, представляли себе её героев, сцены из пьесы.
б)
Попробуйте сейчас подобрать из текста
слова, подходящие к данным сценам.

Словарная работа
- Какие
пороки
высмеивает автор? (лицемерие и ханжество)
Лицемерие
– поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
Ханжество
– поведение, свойственное ханжам. Ханжа – лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью.
г) -
А вот как об этой комедии
отзывались великие люди
: А.С.Пушкин: «Бессмертный «Тартюф» - плод самого сильного напряжения комического гения… Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров – и что нередко, она близко подходит к трагедии». В.Г. Белинский: «…Творец «Тартюфа» не может быть забыт! Прибавьте к этому поэтическое богатство разговорного языка …, вспомните, что многие выражения и стихи из комедии обратились в пословицы, - и вы поймёте признательный энтузиазм французов к Мольеру!..» - Согласны ли вы с этими высказываниями? - Давайте постараемся доказать их справедливость, работая в группах. Сейчас мы обсудим, какие вопросы будет рассматривать каждая из групп, а вы потом выберете ту группу, работа в которой, на ваш взгляд, будет для вас интересной. Обратите внимание, А.С.Пушкин называет комедию «высокой» и даже сравнивает её с трагедией. Нет ли в этом высказывании противоречия?
д) Подготовительный этап: актуализация знаний, необходимых для ответов.
Давайте порассуждаем. Итак, комедия написана в середине 17 в. Какое литературное направление в это время господствует в Европе? (классицизм) Вспомните основные черты этого художественного метода…
Классицизм
– литературное направление, основное свойство которого – следование определённой системе правил, обязательной для каждого автора; обращение к античности, как к классическому и идеальному образцу. Основные черты классицизма 1.Культ разума; произведение призвано наставлять зрителя или читателя. 2.Строгая иерархия жанров. Высокие Низкие трагедия Изображается общественная жизнь, исторические события; действуют герои, полководцы, монархи комедия Изображается повседневная жизнь обычных людей ода басня эпопея сатира 3. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, подчёркивается лишь одна черта характера, положительные и отрицательные герои противопоставляются. 4.В произведении присутствует герой-резонёр, персонаж, который проговаривает моральный урок для зрителя, устами резонёра говорит сам автор.. 5.Классицистическое правило трёх единств: единство времени, места и действия. Пьеса обычно имеет 5 действий. - Итак,
задание первой группе: «Рассмотрите комедию «Тартюф» с точки зрения соответствия

или несоответствия этим правилам классицизма»
(вопросы высвечиваются на доске)
- А.С.Пушкин, употребляя слова
«высокая комедия», скорее всего, имел в виду новаторство

Мольера в жанре комедии.

-Что такое новаторство в литературе
? (продолжение традиции, выход за её рамки). - Задание, не из лёгких
, второй группе: «Почему А.С.Пушкин называет пьесу «Тартюф»

«высокой комедией»? В чём состояло новаторство Мольера-комедиографа?».
Ответ на этот вопрос вы можете искать в предисловии, которое написал Мольер к своей комедии. - И наконец,
задание третьей группе: «Найдите в тексте комедии «Тартюф» выражения,

которые можно считать афоризмами»
-Что такое «афоризм»? (краткое выразительное изречение)
е) Работа в группах. 3-я группа – у компьютера
. Ответы на вопросы-задания…
1 группа. «Рассмотрите комедию «Тартюф» с точки зрения соответствия или несоответствия

этим правилам классицизма»
Комедия «Тартюф»соответствует правилам классицизма, т.к.: Комедия- это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так, например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма. Тема комедии – жизнь простых людей, а не героев и царей. Герой «Тартюфа» - буржуа Оргон и его семья. Цель комедии высмеять недостатки, которые мешают человеку быть идеальным. В этой комедии осмеяны такие пороки, как ханжество и лицемерие. Характеры не сложны, в Тартюфе подчеркнута одна черта – лицемерие. Клеант называет Тартюфа «скользкой змеей», из любой ситуации он выходит «сухим из воды», принимая вид святоши и разглагольствуя о воле Божьей. Его лицемерие – источник наживы. Благодаря фальшивым проповедям он подчинил своей воле добродушного и доверчивого Оргона. В каком бы положении ни оказался Тартюф, он ведет себя только как лицемер. Признаваясь в любви Эльмире, он не прочь женится на Марианне; молится в церкви Богу, привлекая к себе всеобщее внимание: То излетали вдруг из уст его стенанья, То руки к небесам он воздымал в слезах, А то подолгу низ лежал, лобзая прах. И разве это истиное смиренье, если «небу приносил потом он покаянье, что раздавал ее без чувства состраданья». В герое подчеркнуто только одно качество – это тоже черта классицизма. Комедия Мольера «Тартюф» типичное классицистическое произведение.
2 группа. «Почему А.С.Пушкин называет пьесу «Тартюф» «высокой комедией»? В чём

состояло новаторство Мольера-комедиографа?»
А.С.Пушкин называет комедию Мольера «высокой», т.к.обличая обманщика Тартюфа, понятно, что автор обличает лицемерие и ханжество не одного человека, а социальные пороки, пороки, поразившие общество. Недаром в комедии Тартюф совсем не одинок: лицемерны и его слуга Лоран, и судебный пристав Лояль, и старуха – мать Оргона, госпожа Пернель. Все они прикрывают свои поступки благочестивыми речами и неусыпно следят за поведением других. И даже становится немного грустно, когда понимаешь, как много таких людей может быть вокруг. Дополнение учителя к ответу 2-ой группы: - Действительно, Мольер соблюдает законы классицизма, как доказала 1-я группа, но, как вы знаете, к великим произведениям схемы не применимы. Драматург, соблюдая традиции классицизма, выводит комедию(низкий жанр) на другой уровень. Ребята очень тонко подметили, что комедия вызывает не только смех, но и грустные чувства. В этом и заключается новаторство Мольера – в его творчестве комедия перестала быть жанром, призванным насмешить публику, он привнёс в комедию идейное содержание и социальную заострённость.
Сам Мольер, размышляя о своём новаторстве в жанре комедии, писал:(высветить на доске): «Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Когда вы изображаете обыкновенных людей, тут уж надо писать с натуры. Портреты должны быть похожими, и если в них не узнают людей вашего времени, то цели вы не достигли… Заставить порядочных людей смеяться – дело нелёгкое…» Мольер, таким образом поднимает комедию до уровня трагедии, говорит, что задача комедиографа труднее, чем задача автора трагедий.
3 группа «Найдите в тексте комедии «Тартюф» выражения, которые можно считать

афоризмами»

Ж) Эвристические вопросы
- Вы уже знаете, что Мольер был замечательным актёром, в каждой его пьесе была роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый неоднозначный в пьесе. В этом тоже новаторство Мольера.
- Как вы думаете, кого играл он в комедии «Тартюф»?
(В «Тартюфе» он играл Оргона)
-Почему?
(Именно этот образ не столько комичен, сколько трагичен. Ведь Тартюф смог полностью подчинить себе волю хозяина дома, Оргона, взрослого, преуспевающего в делах, человека, отца семейства, который готов порвать со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, даже изгоняет из дома своего сына.)
- Почему Оргон позволил себя так обмануть?
(Он уверовал в набожность и «святость» Тартюфа, видит в нём своего духовного наставника, потому что Тартюф – тонкий психолог, он предупреждает попытки родственников Оргона разоблачить его. Причина – в косности сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Оргон в плане духовном, несамодостаточность. Ему не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов.)
- Как вы думаете, можно ли считать комедию «Тартюф» актуальной и злободневной,

представляющей интерес сегодня? Почему?
- Действительно, многим из вас комедия понравилась и некоторые ребята изъявили желание попробовать свои силы в актёрском мастерстве. (Учащиеся показывают сценку).
III. Оценивание.Итог
(За презентацию «Тв-во Мольера», за афишу, за работу в группах – наиболее активные уч-ся, дающие аргументированные, полные ответы). Итог урока: - Что понравилось на уроке? -В чём состоит мастерство Мольера-комедиографа? Его новаторство?
Домашнее задание:
написать прошение королю с просьбой разрешить постановку комедии (от имени какого-либо вельможи 17 века)

  • 1.XVII век как самостоятельный этап в развитии европейских литератур. Основные литературные направления. Эстетика французского классицизма. “Поэтическое искусство” н. Буало
  • 2. Литература итальянского и испанского барокко. Лирика Марино и Гонгоры. Теоретики барокко.
  • 3. Жанровые особенности плутовского романа. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо.
  • 4.Кальдерон в истории испанской национальной драмы. Религиозно-философская пьеса «Жизнь есть сон»
  • 5.Немецкая литература XVII века. Мартин Опиц и Андреас Грифиус. Роман Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус».
  • 6.Английская литература XVII века. Джон Донн. Творчество Мильтона. “Потерянный рай” Мильтона как религиозно-философский эпос. Образ Сатаны.
  • 7.Театр французского классицизма. Два этапа в становлении классицистической трагедии. Пьер Корнель и Жан Расин.
  • 8.Классицистический тип конфликта и его разрешение в трагедии “Сид” Корнеля.
  • 9.Ситуация внутреннего разлада в трагедии Корнеля “Гораций”.
  • 10.Доводы рассудка и эгоизм страстей в трагедии Расина “Андромаха”.
  • 11. Религиозно-философская идея греховности человека в трагедии Расина “Федра”.
  • 12.Творчество Мольера.
  • 13.Комедия Мольера “Тартюф”. Принципы создания характера.
  • 14.Образ Дон Жуана в мировой литературе и в комедии Мольера.
  • 15.Мизантроп” Мольера как образец “высокой комедии” классицизма.
  • 16.Эпоха Просвещения в истории европейских литератур. Спор о человеке в английском просветительском романе.
  • 17.«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» д. Дефо как философская притча о человеке
  • 18.Жанр путешествия в литературе XVIII века. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна.
  • 19.Творчество с. Ричардсона и г. Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга как «комическая эпопея».
  • 20.Художественные открытия и литературное новаторство Лоренса Стерна. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена” л.Стерна как “антироман”.
  • 21.Роман в западноевропейских литературах XVII-XVIII веков. Традиции плутовского и психологического романа в “Истории кавалера де Грийо и Манон Леско” Прево.
  • 22.Монтескье и Вольтер в истории французской литературы.
  • 23.Эстетические взгляды и творчество Дени Дидро. «Мещанская драма». Повесть «Монахиня» как произведение просветительского реализма.
  • 24.Жанр философской повести во французской литературе XVIII века. «Кандид» и «Простодушный» Вольтера. «Племянник Рамо» Дени Дидро.
  • 26.«Эпоха чувствительности» в истории европейских литератур и новый герой в романах л. Стерна, ж.-ж. Руссо и Гете. Новые формы восприятия природы в литературе сентиментализма.
  • 27.Немецкая литература XVIII века. Эстетика и драматургия Лессинга. «Эмилия Галотти».
  • 28.Драматургия Шиллера.»Разбойники» и «Коварство и любовь».
  • 29.Литературное движение «Бури и натиска». Роман Гете «Страдания юного Вертера». Социальные и психологические истоки трагедии Вертера.
  • 30.Трагедия Гете “Фауст”. Философская проблематика.
  • 22. Монтескье и Вольтер во французской литературе.
  • 26. «Эпоха чувствительности» в истории европескийх литератур и новый герой в романах Стерна, Руссо,Гете. Новые приемы восприятия природы в сентиментализме.
  • Лоренс Стерн (1713 – 1768).
  • 20. Художественные открытия и литературное новаторство Лоренса Стерна. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена” л.Стерна как “антироман”.

15.Мизантроп” Мольера как образец “высокой комедии” классицизма.

\"Мизантроп\" - серьезная комедия Мольера, над которой он работал долго и тщательно (1664-1666).

Действие пьесы происходило в Париже Молодой юноша Альсест чрезвычайно уязвимо относился к любым проявлениям лицемерия, угодничества и фальши Он обвинил своего друга Филинта в фальшивых лести по отношению к другим людям Якобы Филинт при встрече с человеком проявлял ей свою любовь и привязанность, а как только она ушла, он вряд ли вспомнил ее имя что ли Альсестови не по душе такая неискренностьість.

Я хочу искренности, чтобы слово ни одно

не вылетали из уст, как из души оно.

Филинт привык жить по тем законам, которые господствовали в тогдашнем мире: отвечать на ласку других, несмотря на истинное отношение к человеку.

Для Альсеста это неестественно Он не мог спокойно выдерживать того, как люди привыкли к льстивых разговоров, комплиментов, за которыми на самом деле скрыто глубочайшее сразу По его мнению, нельзя было уважать и любить всех Это чистое подхалимаж и фарарс.

уважением на земле нет без преобладания

Кто уважает всех, не знает то уважения...

У вас прислужливисть - словно товар розничный

Мне же общий друг в друзья ненужный.

В ответ Филинт отмечал, что они занимали определенное место в высшем свете, а потому должны были подчиняться его законам и обычаям.

Альсест проповедовал жизнь без фальши, по правде, чувствовать сердцем и идти только по его зову, никогда не прятать своих чувств под маску.

Филинт - порядочный человек Он в чем-то соглашался с точкой зрения Альсеста Однако не всегда - как, например, даже в том случае, когда иногда лучше и правильнее было помолчать и сдержать свое мнениеку

Бывает - я прошу не принимать этого в гнев

Когда разумный, кто мнению пота.

Филинт заставил Альсеста задуматься над тем, что открытость и правдивость не всегда приносили пользу.

Однако последнего не убедить В его душе назрел конфликт - он уже бессилен терпеть вокруг себя ложь, коварство и предательствоу.

Альсест - настоящий человеконенавистник, он больше всего стал ненавидеть человеческое породу.

Филинт поражен: по мнению Альсеста среди его современников было ни одного человека, который отвечал бы всем требованиям его друга в плане нравственности и добродетельным.

Филинт советует Альсестови быть более умеренным...

И над натурой вы зглянтеся человеческой.

Хотя недостатки и грехи в ней мы найдем

Но как приходится нам жить среди людей

Так надо во всем соблюдать меры

И к нравственности не браться слишком искренне.

Истинный ум нам осмотрительность говорит мать

Ведь даже мудростью не следует надуживать.

Альсестив друг принимает людей такими, какие они есть.

Все эти грехи, мне и вам известны

Человеческому роду свойственны и удельные

И обижаться или сердиться мне

Что вкол столько зла, коварства, лжи

Это дивувать, чем никакая коршун мяса

Почему жестокий волк, а обезьяна хитрая и лакомая.

Филинт наконец понял, что приятеля не изменить Однако для него залишилоеться странным: каким образом такой правдолюбцев удалось найти девушку, любую сердцую.

На месте Альсеста он остановил свой взгляд отнюдь не на Селимену Ему больше нравится умеренные, порядочные и здравомыслящие Арсиноя и Элианта Селимену - типичная представительница своего времени, хвастливая эгоистична, самолюбивая, острая на язык и т.п. Неужели Альсест, который с таким жаром критиковал мир, не видел недостатков и пороков своей любимойої?

Альсест любил молодую вдову, знал ее недостатки не хуже других, однако соперничать с ними ему было невмоготу.

Он согласился с мнением Филинта о том, что ему следовало бы связать свою судьбу с Элианту, и любовь, к сожалению, никогда не керувалосся умом.

Разговор между двумя друзьями прервал приход Оронта Он обнаружил приверженность Альсеста, однако последний даже не обратил на него внимания Оронт просит его, несмотря на образованность и объективность, героев оя быть справедливым судьей его литературных опытов в жанре сонета Альсест отказывался (\"Большой имею грех: Слишком искренний я в приговорах своих\"), однако Оронт настаивал После прочтения Альсест, не зволик аючы и нисколько не стесняясь, высказал свое мнение о сонет Она полностью булшо отрицательная и столь обнаженная, которая могла обидеть даже человека, к едкой критики звыклзвикла.

Оронт не согласился с мнением цензора Он убежден, что его сонет, хотя был и не вполне совершенным произведением, однако не совсем представлял собой образец бездарности Не желая иметь Альсеста врагом себе, Ор Ронто на хорошей ноте розтався с ним Филинт предчувствовал, к чему могла привести эта чрезмерная откровенность Альсеста Оронт был не из тех людей, что так легко прощали образрази.

Альсест стремится изменить внутреннюю Селимену, иначе они никогда не могли быть вместе.

Он обвинил ее в том, что она привлекали к себе слишком много поклонников, а пора бы и определиться Была со всеми ласковая, а давать надежду всем не стоит Он признается ей в своих чувствах, п однако ее удивляло, что делал юноша это странным способомм:

Это правда: вы новый для себя выбрали способ.

И на земле, пожалуй, никого не нашлось

Кто бы свой доказывал пал в ссорах и грызни.

Итак, Альсест - \"молодой человек, влюбленный в Селимену\", как он охарактеризован в перечне действующих лиц Его имя - типичное для литературы XVII века искусственное образование, перекликалось с гречески им именем Алкеста (Алкестида, жена Адмета который отдал свою жизнь ради его спасения от гибели) греческом языке \"Алкей\" - мужество, храбрость, отвагу, могущество, борьба, \"алкеис\" - сильный, мощныеній.

Однако, действие произведения разворачивалась в Париже, в тексте упоминался суд для рассмотрения дел по образ знати и военных чинов (образован 1651), намек на интриги в связи с \"Тартюфом\" и другие дета но, которые отмечали, что Альсест - современник и соотечественник М..

время этот образ призван воплотить благотворительность, честность, принципиальность, однако доведенную до предела, такую, что превращалась в недостаток, которая мешала человеку налаживать связи с обществом и превращала своего владельца на человеконенавистник.

Высказывания героя отношении людей не были столь острыми, чем выпады Се-Лимен, Арсинои, других участников \"школы лихословья\".

Название комедии \"Мизантроп\" вводила в заблуждение: Альсест, способен на страстную любовь, был меньше мизантропом сравнению с Селимену, которая вообще никого не любит Ненависть к людям со стороны героя проявлялись ся всегда в конкретных ситуациях, т.е. имела обоснованные мотиви.

Показательно следующее: если имена Тартюфа или Гарпагона получили во французском языке признаков имен, то имя Альсеста, напротив: понятие \"мизантроп\" заменило его личностное имя, однако оно изменило с свое значение - стало символом не людиноненависти, а прямоты, честности, искренности.

Мольер, таким образом, разработал систему образов и сюжет комедии, чтобы не Альсест тянулся к обществу, а общество к нему Драматург призвал зрителя задуматься, что же заставило прекрасную и юную Сел Лимен, здравомыслящего Елианту, лицемерную Арсинои искать именно его любовь, а умного Филинта и прециозного Оронта - именно его дружбы? ков, его не знали при дворе, он не частый гость изысканных салонов, не занимается политикой, наукой или каким-то искусством Без сомнения, в нем привлекало внимание то, чего лишены другие Элианта характер теризувала эту черту: \"Такая искренность - особенное свойство; / В ней благородной какое-то геройство\" Искренность и составляла доминирующую часть характера Альсеста Общество хотел-ло обезличить его, сделать и таким, как другие, одновременно оно завидует чрезвычайной моральной устойчивости этой человекюдини.

Оценивая комедию как жанр, Мольер заявляет, что она не только равноправна с трагедией, но даже выше ее, ибо «заставляет смеяться честных людей» и тем самым «способствует искоренению пороков». Задача комедии - быть зеркалом общества, изображать недостатки людей своего времени. Критерием художественности комедии служит правда действительности. Комедии Мольера можно разделить на два типа, отличные по художественной структуре, характеру комизма, по интриге и содержанию в целом. К первой группе относятся комедии бытовые, с фарсовым сюжетом, одноактные или трехактные, написанные прозой. Их комизм - это комизм положений («Смешные жеманницы», 1659 рогоносец», 1660; «Брак «Лекарь поневоле»). Другая группа - это «высокие комедии». Комизм «высокой комедии» - это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Ученые женщины» и др.). Высокая комедия, отвечает классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия. Он первый удачно совместил традиции средневекового фарса и итальянских комедийных традиций. Появились персонажи умные, с ярким характером ("Школа жён", "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", "Учёные женщины"). "Учёные женщины" (или "Учёные Барыни") до сих пор считается образцом классицистического комедийного жанра. Для современников автора это было дикостью - открыто показывать ум, хитрость и коварство женщины.

«Дон Жуан».

«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа». Мольер обратился к необычайно популярной теме, впервые разработанной в Испании, - о развратнике, не знающем никаких преград в своем стремлении к удовольствиям. Впервые о Доне Жуане написал Тирсо де Молина, использовав народные источники, севильские хроники о доне Хуане Тенорио, распутнике, похитившем дочь командора Гонсало де Ульоа, убившем его и осквернившем его надгробное изображение. Мольер совершенно оригинально обработал эту известную тему, отказавшись от религиозно-нравственной трактовки образа главного героя. Его Дон Жуан - обычный светский человек, а события, с ним происходящие, обусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальными отношениями. Дон Жуан Мольера, которого с самого начала пьесы его слуга Сганарель определяет как «величайшего из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собаку, дьявола, турка, еретика» (I, 1), - это молодой смельчак, повеса, который не видит никаких преград для проявления своей порочной личности: он живет по принципу «все позволено». Создавая своего Дон Жуана, Мольер обличал не распутство вообще, а безнравственность, присущую французскому аристократу XVII в.; Мольер хорошо знал эту породу людей и потому обрисовал своего героя очень достоверно.


Как все светские щеголи его времени, Дон Жуан живет в долг, занимая деньги у презираемой им «черной кости» - у буржуа Диманша, которого ему удается обворожить своей любезностью, а потом выпроводить за дверь, так и не уплатив долга. Дон Жуан освободил себя от всякой нравственной ответственности. Он соблазняет женщин, губит чужие семьи, цинично норовит развратить всякого, с кем имеет дело: простодушных крестьянских девушек, на каждой из которых обещает жениться, нищего, которому предлагает золотой за богохульство, Сганареля, которому подает наглядный пример обращения с кредитором Диманшем.. Отец Дон Жуана дон Луис пытается образумить сына.

Изящество, остроумие, храбрость, красота - это тоже черты Дон Жуана, который умеет очаровывать не только женщин. Сганарель, фигура многозначная (он и простоват, и проницательно умен), осуждает своего господина, хотя часто и любуется им. Дон Жуан умен, он широко мыслит; он универсальный скептик, смеющийся над всем - и над любовью, и над медициной, и над религией. Дон Жуан - философ, вольнодумец.

Главное для Дон Жуана, убежденного женолюба, - стремление к наслаждению. Не желая задумываться о злоключениях, которые его ожидают, он признается: «Я не могу любить один раз, меня очаровывает всякий новый предмет... Одной из привлекательных черт Дон Жуана на протяжении большей части пьесы остается его искренность. Он не ханжа, не старается изобразить себя лучше, чем он есть, да и вообще мало дорожит чужим мнением. В сцене с нищим (III, 2), вволю поглумившись над ним, он все же дает ему золотой «не Христа ради, а из человеколюбия». Однако в пятом акте с ним происходит разительная перемена: Дон Жуан становится лицемером. Видавший виды Сганарель с ужасом восклицает: «Что за человек, ну и человек!» Притворство, маска благочестия, которую надевает Дон Жуан, - не более как выгодная тактика; она позволяет ему выпутаться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; помириться с отцом, от которого он материально зависит, благополучно избежать дуэли с братом покинутой им Эльвиры. Как и многие в его общественном кругу, он лишь принял вид порядочного человека. По его собственным словам, лицемерие стало «модным привилегированным пороком», прикрывающим любые грехи, а модные пороки расцениваются как добродетели. Продолжая тему, поднятую в «Тартюфе», Мольер показывает всеобщий характер лицемерия, распространенного в разных сословиях и официально поощряемого. Причастна к нему и французская аристократия.

Создавая «Дон Жуана», Мольер следовал не только старинному испанскому сюжету, но и приемам построения испанской комедии с ее чередованием трагических и комических сцен, отказом от единства времени и места, нарушением единства языкового стиля (речь персонажей здесь индивидуализирована более, чем в какой-либо другой пьесе Мольера). Более сложной оказывается и структура характера главного героя. И все же, несмотря на эти частичные отступления от строгих канонов поэтики классицизма, «Дон Жуан» остается в целом классицистской комедией, главное назначение которой - борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальных проблем, изображение обобщенных, типизированных характеров.

Жан Батист Поклен (Мольер)(1622–1673) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано де Бержерака, которого ученые часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии.

В творчестве Мольера комедия получила дальнейшее развитие как жанр. Сформировались такие ее формы, как «высокая» комедия

Главный принцип эстетики писателя – «поучать, развлекая». Ратуя за правдивое отражение действительности в искусстве, Мольер настаивал на осмысленном восприятии театрального действия, предметом которого он чаще всего избирал наиболее типичные ситуации, явления, характеры.

Наиболее ярко черты «высокой» комедии проявились в знаменитой пьесе «Тартюф»

Каждой из пьес, образующих трилогию (Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп) – в основе: тип, определяемый не столько психологическим складом, сколько складом миропонимания. Святоша («Тартюф»); безбожник («Дон Жуан») моралист («Мизантроп») – эти три героя воплощают три вечные пути самоопределения человека в мире.

16. Комедия Мольера “Тартюф”.

Наиболее ярко черты «высокой» комедии проявились в знаменитой пьесе «Тартюф». 1664 – начало высшего этапа: «Тартюф» Премьера – на придворном празднике, потрясающее действие: скандал. Королева-мать покинула театр, оскорбленная в религиозных чувствах. «Посягнул на религиозные устои общества». В это время – оживление среди иезуитов; при Мольере уже с полвека – «Общество святых даров», под покровительством королевы; его цель – искоренение инакомыслия, методы – шпионство и доносы. Мольер- «опасный враг» Деятели Общества надавили на короля, которому пьеса понравилась, требовали даже костра (было тогда: 1662 – сожгли молодого вольнодумца Клода ле Пти). Все дружно ополчились: иезуиты, янсенисты, архиепископ Парижский. Мольер 5 лет боролся за снятие запрета с пьесы. Пытался несколько завуалировать антицерковное звучание: героя из духовного лица сделал светским; но не помогло. И только некоторое общее смягчение религиозной политики в государстве позволило упросить короля разрешить постановку. Успех необычайный: и критика на иезуитов, и вообще разоблачение всякого лицемерия. Фабула : богатый буржуа Оргон; дочь Марианну прочит в жены «другу», доверяет ему на хранение опасные документы, пишет на него дарственную (все сое состояние). Композиционный прием интригующий: заглавный герой появляется только в 3 акте, а два акта – только заочно. Его характеристика полная, и он в нее сразу попадает, с первой реплики к слуге: Лоран, примите плеть, примите власяницу,// И сердцем вышнюю благословим десницу,// Коль будут спрашивать, то я пошел в тюрьму// Снесть лепту скудную поверженным во тьму

Дорина на это: «Что за кривляние и в речи, и во взгляде!» А он ей дает платок прикрыть шею и «декольте». Все видят суть Тартюфа, кроме Оргона; и даже на сообщение сына (Дамис), что Тартюф увивается за молодой мачехой Эльвирой – Оргон называет Дамиса клеветником. И только воочию увидев всё это, приходит в себя и прогоняет Тартюфа, но поздно: Оргон уже в руках негодяя. Уже разоблаченный им Тартюф пытается с помощью властей арестовать Оргона и завладеть состоянием. Но в последний момент король разобрался кто есть кто.

В комедии Тартюф предстает мощной силой, которой никто не может противостоять, потому что его ханжество опирается на религию как реальную мощную силу. Чудовищной лицемерие – противоречие между «гласными действиями» и «тайными страстями». «гласные действия» Тартюфа окрашены в тона глубокой религиозности, христианского смирения и аскетизма. Но суть не в лицемерии (Тартюф мог быть и искренним – результат был бы тот же). Фальшь и притворство сами по себе как раз в «Тартюфе» Мольера не слишком занимают. Суть же в том, чем именно привораживает Тюртюф своего легковерного благодетеля: Круг совести, когда становится он тесным,//Расширить можем мы; ведь для грехов любых// Есть оправдание в намереньях благих

Противопоставление морали «земной», поверяемой человеческим разумом, - морали «небесной», верооткровенной. Очень смелая сатира на всё религиозное мировоззрение. (н-р см. Оргон и Клеант – намек на Христа, которому надо пожертвовать всем. История Оргона – последовательное исполнение религиозного идеала). Клеант – резонер, с т.зр. разумной меры и нравственности (его ответ Оргону) .Это «высокая комедия» классицизма: соблюдены 3-единства Наглядно – принцип характерологии комедии: Тартюф последовательно изображается в одном и том же ракурсе – как лицемер.

Принципы классицизма в композиции (на уровне всей пьесы, - и отдельных сцен). Основной прием здесь – симметрия . Н-р, начальные и финальные сцены : полный сбор, и г-жа Пернель в начале яростно защищает Тартюфа, а конце прозревает. И отдельные эпизоды (Н-р, Марианна и Валер выясняют отношения, поочередно пытаясь убежать, а Дорина удерживает их ) Это – внешнее отражение веры в устойчивость мироустройства. О мере, равновесии говорит и Клеант – Оргону. Вера в справедливость законов бытия – финал; воплощение справедливости – король . Не столько комплимент, сколько урок и пример монарху.

Каждой из пьес, образующих трилогию (Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп) – в основе: тип, определяемый не столько психологическим складом, сколько складом миропонимания. Святоша («Тартюф»); безбожник («Дон Жуан») моралист («Мизантроп») – эти три героя воплощают три вечные пути самоопределения человека в мире.

За 5 лет борьбы написаны «Дон Жуан» и «Мизантроп» у которых тоже драматичная судьба.

Образ Тартюфа строится на противоречии между словами и поступками, между видимостью и сущностью . На словах он «все греховное бичует всенародно» и хочет лишь того, «что небесам угодно». Но на деле совершает всевозможные низости и подлости. Он постоянно лжет, побуждает Оргона к дурным поступкам. Так, Оргон изгоняет сына из дома за то, что Дамис высказывается против брака Тартюфа с Марианой. Тартюф придается чревоугодничеству, совершает предательство, обманным путем завладев дарственной на имущество своего благодетеля. Служанка Дорина так характеризует этого «святошу».

Если внимательно проанализировать поступки Тартюфа, то обнаружим в наличии все семь смертных грехов. Образ Тартюфа строится только на лицемерии. Лицемерие провозглашается через каждое слово, поступок, жест. Никаких других черт в характере Тартюфа нет. Сам Мольер писал, что в этом образе от начала и до конца Тартюф не произносит ни одного слова, которое не живописало бы зрителям дурного человека. Рисуя данный характер, драматург прибегает и к сатирической гиперболизации: Тартюф настолько богочестив, что когда во время молитвы раздавил блоху, то приносит Богу извинения за то, что убил живую тварь.

Чтобы высветить ханжеское начало в Тартюфе, Мольер выстраивает последовательно две сцены. В первой «святоша» Тартюф, смущаясь, просит служанку Дорину прикрыть декольте, но спустя некоторое время стремится обольстить жену Оргона Эльмиру. Сила Мольера в том, что он показал – христианская мораль, набожность не только не мешают грешить, но даже помогают эти грехи прикрывать.

Страстный монолог Тартюфа завершается признанием, которое окончательно лишает ореола святости его богочестивую натуру. Мольер устами Тартюфа развенчивает и нравы высшего света, и нравы церковников, мало отличающиеся друг от друга.

Проповеди Тартюфа так же опасны, как и его страсти. Они меняют человека, его мир до такой степени, что, подобно Оргону, он перестает быть самим собой.

Резонер комедии Клеант выступает не только наблюдателем происходящих событий в доме Оргона, но и пытается изменить ситуацию. Он открыто бросает обвинения в адрес Тартюфа и ему подобных святош. Его знаменитый монолог – приговор ханжеству и лицемерию. Таким, как Тартюф, Клеант противопоставляет людей с чистым сердцем, возвышенными идеалами.

Противостоит Тартюфу и служанка Дорина, отстаивая интересы своих хозяев. Дорина – самый остроумный персонаж в комедии. Она буквально осыпает Тартюфа насмешками. Ее ирония обрушивается и на хозяина, потому что Оргон – несамостоятельный человек, слишком доверчивый, поэтому его так легко обманывает Тартюф.

Дорина олицетворяет собой здоровое народное начало. То, что самым активным борцом против Тартюфа является носительница народного здравого смысла, глубоко символично. Не случайно союзником Дорины становится Клеант, олицетворяющий просвещенный разум. В этом сказался утопизм Мольера. Драматург полагал, что злу в обществе может противостоять союз народного здравого смысла и просвещенного разума.

Дорина помогает и Мариане в борьбе за счастье. Она открыто высказывает свое мнение хозяину насчет его планов выдать дочь замуж за Тартюфа, хотя среди слуг это и не было принято. Перебранка Оргона и Дорины заостряет внимание на проблеме семейного воспитания и роли отца в нем. Оргон считает себя вправе управлять детьми, их судьбами, поэтому он без тени сомнения принимает решение. Безграничную власть отца осуждают практически все персонажи пьесы, но только Дорина, в свойственной ей язвительной манере, остро бичует Оргона, поэтому ремарка точно фиксирует отношение господина к высказываниям служанки: «Оргон все время готов дать Дорине пощечину и при каждом слове, которое он говорит дочери, оборачивается, чтобы взглянуть на Дорину…»

Как выясняется, Тартюф обманом завладел ларцом с бумагами и представил их королю, добиваясь ареста Оргона. Поэтому он так бесцеремонно ведет себя, когда в дом Оргона приходят офицер и судебный исполнитель. По признанию Тартюфа, он был прислан в дом Оргона королем. Значит, все зло в государстве исходит от монарха! Такой финал не мог не вызвать скандала. Однако уже в переделанном варианте текст пьесы содержит элемент чуда. В тот момент, когда Тартюф, уверенный в своем успехе, требует дать ход монаршему приказу, офицер неожиданно просит Тартюфа пройти за ним в тюрьму. Мольер делает реверанс в сторону короля. Офицер, указывая на Тартюфа, замечает Оргону, сколь милостив и справедлив монарх, как мудро правит он своими подданными.

Так в соответствии с требованиями эстетики классицизма добро в итоге побеждает, а порок наказывается. Финал является наиболее слабым местом пьесы, но он не снизил общего социального звучания комедии, по сей день не утратившей своей актуальности.

Классическая драма - драма, получившая развитие в странах Европы в эпоху Барокко и основанная на в своеобразно интерпретируемой поэтике античной трагедии. Первые опыты классической французской трагедии появляются в половине XVI века. Школа молодых драматургов и теоретиков, известная под названием «Плеяды», насаждала на французской почве национальное искусство в формах античной трагедии и комедии. Трагедия определяется ими как произведение, в котором есть «хоры, сны, привидения, боги, моральные сентенции, пространные реплики, короткие ответы, редкое историческое или патетическое событие, несчастная развязка, высокий стиль, стихи, время, не превышающее одного дня».

Здесь мы видим такой атавизм, как хор, но в дальнейшем развитии он довольно быстро исчезает, зато к единству времени добавляются и два других единства. Ранние образцы классической французской трагедии дают Жодель, который своей «Плененной Клеопатрой», по меткому выражению Ронсара, «первый заставил греческую трагедию зазвучать по-французски», Гревен, выступивший против всякого примирения с мистериальным репертуаром, Гарнье, Гарди де Вио, Франш-Конте, Мерэ, Монкретьен и др.

Наиболее яркими представителями классической трагедии в тех формах ее, которые были охарактеризованы выше, являются драматурги Пьер Корнель (1606-1684) и Жан Расин (1639-1699). Ранний Корнель в своем «Сиде» (1636) ещё не соблюдает единств и строит трагедию по сценарию, напоминающему мистерии. Характерно, что и в содержании своем эта трагедия хранит ещё элементы феодальной (а не только абсолютистски-дворянской) идеологии.

Пьеса имела огромный успех, против которого вооружилась Французская академия, выступавшая по наущению всесильного кардинала Ришелье с протестом против неё. В нападках Академии на «Сида» были весьма четко формулированы требования, предъявляемые к классической трагедии. За «Сидом» последовали другие трагедии Корнеля: «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Родогюна», надолго упрочившие вместе с произведениями Расина славу французской трагедии.

Значение Мольера в истории мировой драматургии воистину огромно.

Сплотив воедино в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра с передовыми идеями гуманизма, Мольер создал новый вид драмы - "высокую комедию", жанр, который для своего времени был решительным шагом в сторону реализма.

После того как католическая реакция уничтожила великий театр итальянского и испанского Возрождения, а пуританская английская революция срыла с лица земли театры Лондона и предала анафеме Шекспира, Мольер вновь поднял знамя гуманизма и вернул европейскому театру народность и идейность.

Он смело начертал пути для всего последующего развития драматургии и не только сомкнул своим творчеством две великие культурные эпохи – эпоху Возрождения и эпоху Просвещения, но и предвосхитил многие из основополагающих принципов критического реализма. Сила Мольера - в его прямом обращении к своей современности, в беспощадном разоблачении ее социальных уродств, в глубоком раскрытии в драматических конфликтах основных противоречий времени, в создании ярких сатирических типов, воплощающих собой главнейшие пороки современного ему дворянско-буржуазного общества.