Средневековый крестьянин. Сочинение «Один день из жизни крестьянина

Термин «повседневность» имеет различные толкования в философии, лингвистике и истории. В частности, в словаре синонимов термин повседневность толкуется как будничный, обыденный, то, с чем сталкиваются постоянно Словарь синонимов. Справочное пособие. Л., 1977.. С.И. Ожегов трактует повседневность как быт, бытовую сторону жизни, повседневный - осуществляемый изо дня в день Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1993.. А.С. Ахиезер под повседневностью понимает человеческую жизнь, рассмотренную с точки зрения функций и ценностей, которые ее заполняют - труд, быт, отдых, передвижения Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). Теория и методология: Словарь. Новосибирск, 1998. Т. 2..

Осмысление вопросов повседневной жизни связано с французской школой «Анналов», возникшей в конце 1920-х гг. Главным замыслом её основателей М. Блока и Л. Февра, было преодоление барьеров между общественными науками, освоение историками методик смежных наук и отношение к истории как науке о людях в историческом измерении. Исследователи этого направления противопоставляли глобальной истории рассмотрение «повседневия» человеческого бытия Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе //Менталитет и аграрное развитие России (XIX - XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996; Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.. Они предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики и этнографических описаний к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов. Ф. Броделем был введен термин «структура повседневности». Содержанием повседневной жизни он считал способы организации и оформление пространства человеческой жизни - ландшафт, архитектуру, организацию интерьера; поведение и общение - обряды, обычаи, традиции, ритуалы, этикет Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. М., 1986. В 3-х т. Т. 1.. Школа «Анналов» стоит у истоков возникновения истории ментальностей. Ментальность - система обыденных представлений, определенная направленность мыслей, манера чувствовать, думать и действовать. Историки употребляют это понятие для описания явлений обыденного сознания людей различных эпох. Менталитет - устойчивый склад ума, имеющий системный характер, который коренится в материальной жизни и широко распространен в значительной части населения и который оказывает непосредственное влияние на экономические и политические отношения. Таким образом, он тесно связан с бытовой, будничной жизнью См.: Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе //Менталитет и аграрное развитие России (XIX - XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996..

Броделевский подход к истории повседневности предполагает сосредоточенность на большом хронологическом периоде. Иной он в германской и итальянской историографии. В 70-х гг. XX в. в Германии возникло течение «историко-критической социальной науки». Крупнейшие представители этого направления - Х.-У. Велер, Ю. Кокка, X. Медик, А. Людтке, в Италии - К. Гинзбург, Д. Леви и др., являясь приверженцами «анналистов», ориентировали ученых на изучение микроистории отдельных рядовых людей или их групп История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.,1996; Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии//Социальная история: Ежегодник, 1998/99; Медик X. Микроистория //Thesis. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4..

Общим для двух подходов в изучении истории повседневности является то, что новое понимание прошлого родилось как «история снизу» или «изнутри», дав возможность изучения «маленького человека», его поведения и жизненных ориентиров; междисциплинарность; и рассмотрение, хотя и на разных уровнях - макро- и микроисторическом, всех аспектов повседневной жизни Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «Истории повседневности» //Этнографическое обозрение. 2004. № 5.. Проблемы повседневной жизни русского крестьянства продолжают оставаться предметом исследований зарубежных ученых и в настоящее время.

В отечественной историографии интерес к повседневной жизни стал проявляться уже в XIX в., когда перед интеллигенцией встала проблема культуры народа, его духовных богатств, положения в обществе. Различные аспекты описания «жизненного мира» содержались в работах Н.М. Карамзина, СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др. Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842 - 1844 гг. в трех книгах с приложением. М., 1988; Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1987; Он же. История русского быта. М., 1995; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991;Он же. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVH столетиях. М., 1992; Соловьев СМ. Сочинения: В 18 кн. - М., 1988; и др. Основы российской методологии повседневной жизни были заложены В.О. Ключевским. Он считал, что предмет исторического изучения - социальная жизнь людей, или по его выражению «человеческое общежитие». По его мнению, основными элементами «общежития», являлись человеческая личность, людское общество и природа страны. По основным свойствам и потребностям человека он делил их «на физиологические - пол, возраст, кровное родство, экономические - труд, капитал, кредит, юридические и политические - власть, закон, право, обязанности, духовные - религия, наука, искусство, нравственное чувство» Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 34,41..

В советской историографии в рамках марксистской методологии и формационного подхода проблемы повседневности не исследовались как самостоятельные. На первом месте стояли вопросы классовой борьбы, войн, экономического развития и т.д.

Развитие методологии повседневности в современном понимании началось во второй половине 1980-х гг., когда происходил поиск новых научных ориентиров, методик. Повседневная жизнь стала предметом научного интереса философии, социологии, психологии, культурологии, этнографии, истории.

В настоящее время наблюдается процесс «социологизации» истории. В современной методологии постепенно утверждается направление, определяемое исследователями как «новая социальная история» 1 , трактующая исторический процесс как диалектическое взаимодействие системообразующих факторов, направленная на наполнение теоретических схем конкретно-историческим содержанием. Его теоретиками принято считать А.Я. Гуревича, А.С. Ахиезера, Н.И. Лапина Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1996. Т. І.; Гуревич А.Я. Историческая наука и научное мифотворчество (критические заметки) //Исторические записки. М., 1995; Он же. Категории средневековой культуры. М., 1984; Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации //Вопросы философии. 2000. № 6..

На современном этапе наметился резкий рост исследовательского интереса к проблемам повседневной жизни и конкретно, к периоду 1920-х гг. Центральными становятся вопросы культуры советской доколхозной деревни. Исследователей стали привлекать проблемы общественного сознания деревни, крестьянского менталитета Кузнецов И.С. Массовая психология сибирского крестьянства и политическая жизнь деревни в 20-е годы//Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990; Миронова Т.П. Политическое сознание советского доколхозного крестьянства в обществоведческой литературе 70 - 80-х гг. // Проблемы историографии и истории культуры народов СССР. М., 1988; Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. № 8; Революция и человек. Социально-психологический аспект. М., 1996; Соскин BJI. НЭП и культура //Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конференции (25 - 27 июня 1991 г.). Новосибирск, 1991 и др..

Таким образом, история повседневности - новая отрасль исторического знания, в центре внимания которой находится комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на жизненные события.

В нашей работе под «повседневностью» подразумевается особая сфера социокультурной реальности, основанной на системной повторяемости смыслов человеческого бытия, имеющей пространственные и временные рамки. Структура повседневности включает в себя всю жизненную среду человека, охватывающую материальные и духовные потребности: способ организации и оформления пространства человеческой жизни, быт, труд, отдых, мировоззрение, поведение, обычаи. Повседневность основывается на традициях - элементах социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, взгляды, обычаи, обряды. Перемены в повседневной жизни -- это видоизменение традиций, как результат внутренних потребностей социума или воздействий извне.

В нашей работе сконцентрировано внимание на материальной и духовной культуре крестьян.

Хозяйственные постройки и сельскохозяйственные орудия в повседневной жизни крестьян. В основе всех сторон повседневной жизни крестьян лежит земледельческий труд, который является не просто занятием или средством получения дохода, а образом жизни, признаком, характеризующим крестьянина как человеческий тип Лебедева Л.В. Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены: На материалах Пензенской губернии. дисс. канд ист. наук. - Пенза, 2006. - 256 с. . Крестьянское хозяйствование имеет свою специфику, связанную с хозяйствованием на земле, ведением производства силами семейного коллектива, потребительной направленностью производственной деятельности. Крестьянское хозяйство олицетворяет собой биосоциальное единство производства и потребления, самоценный семейный организм, действующий по воле хозяйствующего субъекта, соединяя в одном лице «хозяина организатора и работника исполнителя». Орудия, средства производства, приемы практического землепользования и хозяйственной деятельности по своей сути были практически неизменны в крестьянском хозяйстве в доиндустриальной аграрной экономике. Основной чертой этой производственной деятельности является высокая степень природообусловленности, предельной приспособленности к окружающей среде, преобладание естественного начала над социально привнесенным. Крестьянское хозяйствование было привязано к природному началу, подчинено его закономерностям и циклам, зависело от почвы, климата, погодных условий, рельефа местности и т.д. Срастание со средой обитания обуславливало выбор системы земледелия, видов орудий, состав культивируемых растений и пород животных и т.п. В отраслях хозяйства преобладали естественно возникшие средства труда - плодородие земли, физические возможности человека, тягловая сила животных. Созданные орудия лишь облегчали труд работника. Зависимость хозяйственной деятельности от природы ориентировала крестьян на опыт предыдущих поколений. Традиции были гарантом благополучия данного социума, условием его физического выживания. Привносимые новации принимались крестьянами только в рамках традиционных образцов.

Исходным началом изменений в деревне 1920-х гг. стали национализация земли и передача основной части сельскохозяйственных земель в пользование крестьян. В период военного коммунизма национализация земли сочеталась с уравнительным землепользованием единоличных крестьянских хозяйств. Уравнительному перераспределению подверглись не только бывшие помещичьи земли, но в большей или меньшей степени и земли крестьян. Следствием этого стало осереднячивание деревни.

Низовыми объединениями землепользователей были земельные общества. Закон признавал земельными обществами, помимо уже существовавших старых общин - крестьянских «миров», и коллективные хозяйства, и добровольные объединения отдельных дворов с обособленными наделами - хутора и отруба. В действительности, существование обществ было тесно связано с общинной системой поземельных отношений. Вся земля, предоставленная в пользование общины, делилась на угодья, подвергавшиеся в процессе производства той или иной обработке (пашня и сенокос) и усадьбы, находившиеся в частном пользовании членов общины. Размеры надела каждого общинника периодически изменялись в целях уравнительного распределения земли между членами общества в зависимости от количества разверсточных единиц, приходившихся на двор.

Жилище - жизненная среда крестьян: внутреннее пространство избы, убранство, мебель, утварь. Крестьянское жилище как архитектурный комплекс представляет собой одно из основных проявлений материальной культуры. Особенности планировки, постройки, внутреннего убранства жилых и хозяйственных помещений в наибольшей степени отражает способность крестьянского хозяйства приспосабливаться к условиям окружающей природной и социальной среды.

Жилой дом всегда был более чем кров над головой, защита от сил природы и врагов. Это связано с тем, что дом не только материальная оболочка жизни, но и ее духовная среда, овеществленное представление человека о самом себе и о своем времени. Иными словами, дом - это жизненный стандарт, отношение к действительности. С домом соотносились все важнейшие категории картины мира человека. Для крестьян было важно организовать жилое пространство, так, что бы оно было наполнено жизненными благами: сытостью, теплом, безопасностью, здоровьем.

Изба была той окружающей средой, в которой крестьянин находился ежедневно. В 1918-1921 гг. в Симбирской губернии сосуществовало несколько типов крестьянских жилищ: землянка; изба квадратной формы с двухраздельной планировкой - изба, сени; изба пятистенок; жилище, состоящее из нескольких соединенных между собой холодными сенями изб; двухэтажный дом. Наиболее архаичными и редкими к 1920-м гг. была землянка и изба квадратной формы с одним окном на улицу и двумя во двор. Жилище, состоящие из нескольких под одной крышей изб было связано с существованием больших патриархальных семей. С их распадом исчезали и такие постройки. Строительство пятистенных домов началось в конце XIX - начале XX вв. зажиточными крестьянами. Пятистенок представлял собой удлиненный сруб с внутренней, поперечной пятой стеной, делившей его на переднюю и заднюю жилые избы. Совсем редким явлением были двухэтажные дома.

Изба в планировке крестьянской усадьбы имела строго определенное место. Основным строительным материалом было дерево, т.к. в губернии имеется достаточное количество лесов. Саманные (саман - сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др.) и глинобитные постройки встречались редко, в основном в лесостепных районах. Жилище строилось без фундамента, под углы дома лишь ставились столбы или подкладывались большие камни. Сруб изб делался простой рубки «в обло», «в угол», когда делалась полукруглая выемка преимущественно с нижних сторон бревен, в среднем 14-16 венцов. Для сохранения тепла, с внешней стороны дома делали завалинку. Конек, наличники на окнах, воротная арка, верхний косяк у калитки часто украшали резным орнаментом. У татар, в декоративном оформлении домов нередко сочетались резьба с раскраской голубовато-зеленоватых тонов.

Период 1920-х годов привнес свои изменения в данную сферу материального быта. Сделан вывод о действии ряда факторов, проявивших свое влияние в области планировки, строительства, декорирования, а также внутреннего убранства жилых построек. В первую очередь, это факторы субъективного характера, в целом приобретшие стабилизирующий характер: приверженность населения религиозным нормам и традициям продолжало достаточно отчетливо проявляться в крестьянской среде, особенно среди представителей старшего поколения. Сохранение индивидуального крестьянского хозяйства создавало условия, в которых сфера частной жизни оставалась наименее подверженной внешнему контролю. Крестьянин продолжал жить в своем мире, где обряды и традиции, определявшие его образ жизни, оправдывали различные проявления консерватизма в области строительства жилища, планировки и декорирования его интерьера. Между тем в 1920-е годы заметно усилились социально-экономические факторы: более отчетливо стало прослеживаться культурное влияние города, усилилась миграционная подвижность и пр. Как следствие, в сельской местности упрощалась планировка новых поселений, отмечалось применение более качественных строительных материалов, несколько расширился ассортимент бытовой утвари. Свою роль сыграл и политический фактор: поддержка сельской бедноты и борьба с кулачеством, приобретшая особый размах к концу 1920-х годов, не могла не отразиться на упрощении внешнего вида жилых и хозяйственных построек, что отмечалось уже современниками. В частности, многие двухэтажные дома, принадлежавшие ранее зажиточной сельской верхушке, в 1920 - 1930-е годы были снесены. Как следствие, проявились тенденции к сокращению количества хозяйственных построек и упрощению планировки двора. В частности, вместо П-образной конструкции дома со строениями появилась более простая Г-образная. Наконец, социально-экономические преобразования 1920-х годов создавали условия для дальнейшей интернационализации строительных технологий, приобщения населения к культурному опыту своих соседей. Произошедшие изменения получили свое развитие в последующие годы. Таким образом, действие отмеченных факторов, получивших свое развитие в 1920-е годы, способствовало определенным изменениям в планировке крестьянской усадьбы, ее постройки, а также внешнего и внутреннего оформления.

Внешний облик крестьян. Одежда, обувь, украшения, бытовавшие в сельской местности в 1920-е годы. Последствия гражданской войны и массового голода дали импульс к развитию и в некоторых случаях к расширению объемов ткацкого, портняжного, сапожного ремесла, особенно в районах, удаленных от городов.

Изменения внешнего облика селян определялись действием различных по своему характеру факторов. Во-первых, развитие экономических и культурных контактов в определенной мере сглаживало различия во внешнем облике сельских и городских жителей разных национальностей. Особенно это касалось повседневной одежды, отдельные элементы которой все активнее приобретали интернациональный характер. Во-вторых, свою роль сыграла возросшая роль молодежи в социально-экономической жизни. Все активнее облачаясь в современный костюм, и реже обращая внимание на критику родителей, молодежь в наибольшей мере приобщалась к городской моде, чему во многом способствовала миграционная подвижность молодого поколения. В-третьих, постепенное вовлечение женщин в общественную и хозяйственную жизнь, усиление их миграционной подвижности не могло не отразиться на сокращении масштабов производства домотканых изделий. В таких условиях нарушались механизмы передачи опыта молодежи, среди которой все реже прослеживалось стремление сохранять традиции. В результате, технологии производства домотканой одежды, головных уборов и обуви, также как и искусство исполнения традиционной национальной вышивки в 1920-е годы стали постепенно утрачиваться. Наконец, дальнейшему отходу от традиций способствовал комплекс политических мероприятий, направленных на усиление репрессивных мер в отношении крестьянства, его приверженности религиозным нормам. Таким образом, представленные факторы способствовали постепенной трансформации внешнего облика сельских жителей.

Гигиена и состояние здоровья. Образ жизни крестьян оказывал непосредственное влияние на формирование их санитарно-гигиенических навыков. Эти навыки отвечали производственно-хозяйственным потребностям крестьянской семьи. Человек в первую очередь рассматривался как работник, состояние здоровья которого определяло уровень достатка в семье. Постоянная занятость физическим трудом превращали заботу о здоровье в необходимое условие сохранения баланса трудовых сил. Больной человек выпадал из трудового ритма, рассматривался как «лишний едок», что обуславливало его стремление к скорейшему выздоровлению. С другой стороны, появление тяжелых, неизлечимых болезней нередко считалось проявлением внешних сил, часто неподвластных влиянию человека. Это определяло достаточно спокойное отношение к проблеме повышенной смертности, характерной для сельской местности. Голод, эпидемии и разруха создала благоприятные условия для знахарства и обращения к средствам народной медицины. В 1920-е годы началось постепенное внедрение новых стандартов в развитие санитарии и гигиены в сельской местности. Для властей забота о здоровье сопровождалась борьбой с повседневным крестьянским бытом, культурой и традициями. В 1920-е годы обращаемость населения за квалифицированной помощью возросла. Однако сельские больницы и фельдшерские пункты не смогли стать центрами борьбы с заболеваниями. Поэтому в повседневном быту продолжили доминировать традиционные навыки поддержания гигиены и здоровья.

Этика семейной жизни. Выполняя свою главную, репродуктивную функцию, семья играла определяющую роль в процессе сохранения и передачи культурных традиций. Кроме того, семья оставалась основной производственной структурой. Значение семьи находило свое отражение в массовом крестьянском сознании, которое воспринимало ее как «хозяйственную и нравственную основу правильного образа жизни». Отношения, которые складывались между членами семьи, оказывали огромное влияние на процесс социализации молодого поколения, определяли его характер: с ранних лет приобщаясь к производственной культуре, дети усваивали социально-культурный опыт предыдущих поколений. Развитие семьи как социального института способствовало выработке тех моделей демографического поведения, которые обеспечивали «наибольшую устойчивость населений, живущих в той или иной природной и социальной среде со свойственными ей колебаниями». «Социальные процессы времён военного коммунизма внесли изменения в сферу семейных отношений. В период войн и революций, а также массового голода начала 1920-х годов возросло количество разводов. Антирелигиозная политика, развитие сети советских школ, ячеек комсомола, различных кружков, пропагандирующих новые образцы поведения - всё это способствовало укреплению позиций молодежи, её стремлению к дальнейшему освобождению от родительского влияния. Важную роль в этом сыграло упрощение порядка регистрации и расторжения браков. В результате, сельские жители получили возможность ощутить большую свободу в выборе способов решения личных проблем. Таким образом, крестьянская семья всё активнее испытывала воздействие объективных перемен, сделавших неизбежным процесс окончательного распада патриархальных отношений.

Особенности реализации культурной политики в деревне. Состояние и развитие культурных запросов крестьянства под влиянием социально-политической обстановки 1920-х годов.

Изменение культурных запросов должно было осуществиться в процессе проведения политики «культурной революции», определившей задачи ликвидации неграмотности, оздоровления быта, приобщения селян к достижениям современной науки и техники.

Трансформация религиозного сознания. Сложность оформления собственной жизненной позиции в условиях множества идей, усугубленное социально- культурной изоляцией деревни, усиленной в годы революций и войн, оказала большое влияние на идеологические и культурные ориентиры крестьянства. Мировоззрение части сельского населения, основанное на религиозно-нравственных ценностях, противостояло попыткам внедрения различных новшеств.

Гонения на официальные религиозные учения, усиление влияния различных сектантских направлений, возвращение части крестьянства к дохристианским культам переплетались в массовом сознании. Идеи революции, связанные с возможностями раскрепощения личности, её освобождения от церковного и общинного влияния.

Однако, разочаровавшись в возможностях государства изменить жизнь к лучшему, крестьянство обращалось к религиозным структурам, что способствовало росту религиозного сознания на селе.

В то же время, попытки «модернизации» традиционного крестьянского мировоззрения укрепляли основы традиционного религиозного миропонимания. Но с другой стороны, активировали обращение к религиозным «новациям». Этому способствовало и терпимое отношение властей к существованию на местах различных языческих и сектантских групп. Таким образом, общественно-политическая ситуация 1920-х годов предоставила уникальные возможности для развития плюрализма в религиозных взглядах и предпочтениях крестьянства.

Социально-политическая активность крестьянства. Взаимоотношения сельского социума с внешним миром. У крестьян сохранялись представления о традиционных нравственных ценностях, основанных на трудолюбии и опоре на собственные силы. Поэтому отношение к новой власти продолжало определяться традиционными понятиями справедливости. В то же время всё активнее получали поддержку идеи развития социальной мобильности, особенно в молодежной среде. Общее стремление правительства «модернизировать» деревню мобилизовало силы, заинтересованных в сохранении стабильности крестьянского сообщества. Чаще всего они олицетворяли собой зажиточных крестьян, имевших богатый опыт отстаивания своих интересов через использование общинных институтов, как традиционных структур самоуправления. В этой связи, создаваемые в 1920-е годы сельсоветы, испытывая сильное влияние общин, слабо отражали интересы государственных органов. Некоторое влияние на крестьян продолжали оказывать представители духовенства. Часто именно они пытались сохранить незыблемость традиционных порядков, ограничивая проявления социальной мобильности. Представители молодежи часто в знак протеста активнее приобщались к новым культурным стандартам, раскрывающим новые возможности. Так, в противоборстве различным силам, в ходе постепенного осознания происходящих изменений, рождались новые черты политической культуры крестьянства.

Кроме традиционной практики «пассивного сопротивления», крестьяне стали более широко использовать арсенал активных форм борьбы за свои интересы: участие в беспартийных конференциях, выдвижение собственных кандидатур на выборах, работа в низовых органах управления. При этом активность проявляло не только мужское, но и часть женского населения. Все это свидетельствовало о выработке крестьянством собственной модели поведения, способствующей адаптации к тем политическим и социально-экономическим реалиям, которые утвердились в условиях нэпа.

Трансформация традиционных моделей поведения. Разрушение основ традиционного крестьянского быта, наметившееся уже в конце XIX столетия, определилось процессом развития индустриального общества с его ценностями массового производства, возрастающей урбанизацией и изменением социальной структуры населения.

Бурные события первых десятилетий ХХ века внесли в данный процесс политический оттенок, связанный с дальнейшим укреплением ценностей городской культуры.

К числу внешних факторов повлиявших на дальнейшее наступление на традиционный крестьянский быт можно отнести разрушительное действие войн, смены социально-политической доктрины государства, а также антирелигиозной политики советской власти. Внутренние факторы обуславливались изменением социальных ролей членов крестьянской семьи. Главе хозяйства - мужчине-большаку, по разным причинам чаще покидавшему семью, всё сложнее становилось олицетворять собой хранителя патриархальных устоев. Возрастающая миграционная подвижность молодежи сопровождалось изменением её социального и материального статуса.

Основные тенденции развития обыденного мировоззрения крестьян Специфику культурных процессов, происходивших на селе, всегда составлял земледельческий труд, определявший основу крестьянского образа жизни. Наличие индивидуального хозяйства, связь с природой, независимость земледельческого труда от внешних условий обуславливали, с одной стороны, автономный характер развития крестьянской культуры, с другой - её практицизм и способность сохранять целостность, адаптируясь к изменениям внешнего мира. Вместе с тем повседневная крестьянская культура не являлась закостенелой и замкнутой. Как любая система, существующая в определенных условиях, она проявляла гибкость к новшествам, допуская появление новых элементов и отвергая устаревшие..

Данный процесс осуществлялся в рамках общей эволюции культуры в направлении постепенного восприятия ценностей индустриального общества. Как уже отмечалось, «бытовая культура - очень подвижная система», существующая «в определенных сочетаниях традиции и инновации» Определяющую роль в формировании новых культурных запросов крестьян сыграли факторы, сопутствующие переходу общества к индустриальному этапу развития, такие как формирование крупной промышленности, усиление миграционной подвижности, развитие культурно-экономических контактов с городом, совершенствование системы образования и здравоохранения и т.д.

Государство большевиков стремилась разрушить «закостенелый» крестьянский быт, кардинально изменив его основы. Власти проводили массовые, но недостаточно эффективные кампании, направленные, в основном, на борьбу с «религиозными пережитками». Со своей стороны, крестьяне настороженно и порой негативно относились к попыткам внесения внешних изменений. Повседневная культура во многом продолжала испытывать влияние религиозных традиций, проявляя устойчивость к проводимым новациям. Внешне это проявлялось в стремлении крестьянских общин сохранить систему религиозных учреждений и школ, особенно отчетливо это проявлялось в мусульманской среде. К тому же отсутствие материальных средств, учебников, медикаментов и прочего сводило на нет проводимые сверху усилия по модернизации крестьянского быта. Вместе с тем, внешние изменения приживались в сельской среде, когда подкреплялись экономической помощью и несли в себе очевидные выгоды в хозяйстве и быту. Это могли быть мероприятия по землеустройству, оказанию материальной помощи и т.п.

Однако возможности повышения культурного уровня крестьян оставались крайне ограниченными, особенно это касалось представителей проживавших в республике национальных меньшинств. В силу географической отдаленности и национально-культурной обособленности некоторые национальные группы в большей степени обращались к традиционным образцам общественно-культурного опыта. Довольно низкой оставалась грамотность, недоступными оказывались достижения современной медицины. В результате, определенная часть крестьянства продолжала оставаться в стороне от современных культурных достижений. В таких условиях население продолжало использовать в своем повседневном быту традиционный арсенал механизмов передачи культурного опыта. Наиболее отчетливо это прослеживалось в сохранении народной практики врачевания, родовспоможения и поддержания гигиенических навыков, основанных на опыте предыдущих поколений.

Важную роль в духовной жизни крестьян 1920-х годов продолжало играть неформальное общение. Обмениваясь новостями, имеющими разный уровень достоверности, население создавало собственное информационное пространство, которое по оперативности, масштабам воздействия и доступности оказывало более значительное влияние на жизнь крестьянского общества, чем официальные СМИ. В ходе неформального общения крестьяне формировали и корректировали свои взгляды на происходящие события, давая им собственную оценку. Распространяемые по каналам межличностного общения образцы культуры теснее сплачивали сельское общество, помогали крестьянам лучше осознавать собственные интересы, формировали стратегию и тактику своего поведения.

Расширение культурных потребностей во многом было связано с усилением миграционной подвижности, в большей степени присущей представителям молодого и среднего поколений. Перемещение по республике значительных масс населения, сопровождавшееся общением, обменом культурными достижениями, поднимало уровень культурных запросов, способствуя постепенному сглаживанию некоторых черт национальной самобытности разных народов. При этом отношение к попыткам изменения культурных стандартов извне прослеживалось далеко не однозначное. В наибольшей степени мероприятия правительства находили отклик в среде молодежи, стремящейся использовать потенциал новых культурных ценностей для повышения личного статуса и осуществления социальной мобильности.

В наименьшей степени изменения затрагивали культуру и быт пожилой части населения и женщин, живущих в более замкнутом мире, менее подверженном влиянию миграционных процессов и культурному воздействию. Именно в этих половозрастных группах прослеживался самый низкий уровень грамотности и участия в работе низовых советских учреждений. Здесь в наибольшей мере прослеживалось стремление к сохранению черт национально-культурной самобытности.

В условиях 1920-х годов особенности национально-религиозной жизни народов, ее влияние на повседневный быт проявлялись еще достаточно четко. Одно из доказательств тому - крайне незначительный удельный вес межнациональных браков в сельской местности. В то же время более заметно стали проявляться элементы интернационализации отдельных элементов культуры и быта, способствовавшие дальнейшему сближению народов республики. Особенно заметно это проявлялось в местах компактного проживания представителей нескольких национальностей. Важным внешним фактором, повлиявшим на дальнейшее сближение национальных культур, стали социально-политические трансформации первых десятилетий XX века.

Данные трансформации в то же время активизировали проявление своеобразных защитных механизмов, позволивших сохранить равновесие и устойчивость системы традиционных ценностей. Одним из таких механизмов стало усиление влияния языческих культов. Серьезным испытанием для крестьянства стал голод начала 1920-х годов. Стремлением сохранить хозяйство, избежать угрозы гибели в условиях голода и социальных катаклизмов можно объяснить активизацию проявления языческих элементов в культуре значительной части крестьянского населения, вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности. Этому способствовала и обстановка борьбы с религией, углубившая общий кризис, охвативший официальные религиозные структуры в 1920-е годы. В результате менялось отношение к духовенству, к религии в целом, что позволяло в прежние времена говорить об успешном развитии атеистических взглядов. В большей степени это свидетельствовало о постепенном формировании крестьянством новой модели мировоззрения и поведения, отразившей новые политические и социально - экономические реалии, утвердившиеся в условиях военного коммунизма Давыдов Д.В. Культура крестьянской повседневности 1920-х годов (по материалам ТАССР). Автореф. дисс. докт. ист. наук. - Казань, 2012..

Характерной чертой развития культурных процессов 1920-х годов стало повышение политической активности жителей села. Участие в беспартийных конференциях, борьба за определенные кандидатуры на выборах, работа в низовых органах управления становились обычным средством отстаивания собственных интересов. При этом активность проявляло не только мужское, но и часть женского населения, при этом факторы, способствующие проявлению подобной активности, носили различный характер. В то время как для мужчин участие в собраниях и конференциях традиционно было вызвано стремлением решать административно-хозяйственные вопросы жизни общины, участие женщин в подобных мероприятиях в большей мере обуславливалось вопросами сохранения традиционного быта и семейных ценностей.

Социально-экономическая ситуация 1920-х годов, связанная с попытками внедрения в деревне стандартов городской культуры, заметно повлияла на дальнейшую трансформацию мировоззрения крестьянина и связанных с ним моделей поведения. В обстановке, когда традиционные поведенческие нормы подвергались преследованиям, а новые еще не успели оформиться, крестьяне все чаще оставались предоставленными сами себе. Трудолюбие и стремление к богатству, традиционно воспринимавшиеся как положительные качества, стали трактоваться как социально чуждые, а их носители - успешно хозяйствующие крестьяне, - позиционировались в качестве врагов общества. Общее ужесточение внутриполитического режима в конце 1920-х годов негативно отразилось на состоянии тех элементов повседневной культуры, которые призваны были подчеркнуть материальный достаток. Внешне это проявлялось в упрощении внешнего вида жилых и хозяйственных построек, одежды, обуви и пр. Кроме того, нарушался традиционный порядок половозрастных взаимоотношений в семье, усиливался религиозный кризис, происходила смена ценностей и приоритетов, что существенно отразилось на образе жизни подрастающего поколения.

В целом период военного коммунизма знаменовал собой дальнейшее развитие наметившегося еще в начале XX века социокультурного конфликта внутри крестьянского общества. Ещё сохранялись представления о традиционных ценностях, основанных на трудолюбии и опоре на собственные силы. В то же время всё активнее получали поддержку ценности индустриального общества, связанные с возможностями осуществления социальной мобильности. Конфликт двух тенденций в культурной жизни крестьянства проявлялся всё отчетливее. С одной стороны, прослеживалось влияние «консервативной, стабилизирующей тенденции», которую олицетворяли защитники традиционных жизненных устоев на селе. Чаще всего эти силы олицетворяли собой зажиточную часть крестьянства, имеющую богатый опыт отстаивания своих интересов и отвергающую губительные новшества. С другой стороны действовала тенденция, основанная на «глубоко заложенном в человеке стремлении к новым и лучшим формам социальной жизни», с наибольшей силой проявлявшаяся в условиях кризисов и социальных переворотов Добровольский К. Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец - крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия / Сост. Шанин. - М.1992. - С. 197 . Общее стремление правительства «модернизировать» деревню (проведение классовой, антирелигиозной политики и пр.) активизировали указанный конфликт. Не имея возможности модернизировать «отсталый» крестьянский быт, властные структуры предпочли направить усилия не столько на изменение его сущности, сколько на борьбу с его внешними проявлениями. Важной составляющей этой борьбы стало проведение репрессивных мер в отношении крестьян как носителей традиционной культуры в период проведения коллективизации.

Образ жизни человека в средних веках во многом зависела от места его обитания, однако люди того времени вместе с тем были достаточно мобильны, находясь в постоянном движении. Первоначально это были отголоски переселения народов. Затем людей в дорогу толкали другие причины. Крестьяне двигались по дорогам Европы в числе групп или поодиночке, искали лучшей доли. Только с течением времени, когда крестьяне стали обзаводиться некоторым имуществом, а феодалы землями, начали расти города и появляться селения (примерно XIV век).

Дома крестьян

Дома крестьян строились из дерева, иногда предпочтение отдавалось камню. Стелили крыши из камыша или соломы. Мебели было мало, главным образом столы и сундуки для одежды. Спали на кроватях или скамьях. Постелью служил матрас набитый соломой или сеновал.

Дома отапливались каминами или очагами. Печи появились лишь в начале 14 века, их позаимствовали у славян и северных народов. Жилье освещали масляными лампами и сальными свечами. Дорогие восковые свечи были доступны лишь богатым людям.

Пища крестьян

Большинство европейцев питалось довольно скромно. Ели дважды: вечером и утром. Повседневной пищей были:

1. бобовые;

3. капуста;

5. ржаной хлеб;

6. зерновая уха с луком или чесноком.

Мяса потребляли мало, в особенности с учетом того, что в годе было 166 дней поста, запрещалось есть мясные блюда. В рационе было значительно больше рыбы. Из сладостей лишь мед. В Европу сахар попал в 13 веке с Востока, он был очень дорогим. В Европе много пили: на севере - пиво, на юге - вино. Вместо чая заваривались травы.

Посуда европейцев (кружки, миски и т. д.) были весьма простыми, изготовленными из олова или глины. Ели ложками, вилок не было. Ели руками, мясо отрезали ножом. Крестьяне ели пищу всей семьей из одной миски.

Одежда

Крестьянин обычно носил льняные штаны до колен либо даже до щиколоток, а также льняную рубашку. Верхней одеждой являлся плащ, стянутый застежкой (фибулой) на плечах. Зимой носили:

1. теплую накидку из меха плотной ткани;

2. грубо вычесанный овечий тулуп.

Беднота довольствовалась одеждой темного цвета из грубого полотна. Обувью были остроносые кожаные ботинки без твердой подошвы.

Феодалы и крестьяне

Феодалу была необходима власть над крестьянами, дабы заставить выполнять повинности. В средневековье крепостные крестьяне были несвободными людьми, они зависели от феодала, который мог обменять, купить, продать, крепостного. Если крестьянин пытался убегать, то его разыскивали и обратно возвращали в поместье, где его ждала расправа.

За отказ работать, за не сданный вовремя оброк, крестьянина вызывали на феодальный суд феодала. Неумолимый господин лично обвинял, судил, а потом приводил приговор в исполнение. Крестьянина могли избить плетьми или палками, бросить в тюрьму либо заковать в цепи.

Крепостные крестьяне постоянно подчинялись власти феодала. Феодал мог требовать выкуп при женитьбе, мог сам женить и выдавать замуж крепостных.

Инструкция

Жизнь и быт крепостных различались по мере того, как укреплялось в стране право. В период его становления (XI-XV вв.) зависимость крестьян от помещиков выражалась в уплате дани, выполнении работ по требованию помещика, но оставляла достаточно возможностей для вполне приемлемой жизни и его семьи. Начиная с XVI века, положение крепостных становилось все более тяжелым.

К XVIII веку они уже мало чем отличались от рабов. Работа на помещика занимала шесть дней в неделю, лишь ночью и в один оставшийся день мог обработать свой участок земли, чем и кормил свою семью. Поэтому крепостных ожидал весьма скудный набор продуктов, бывали и голодные времена.

По большим праздникам устраивались гуляния. Этим ограничивались развлечения и отдых крепостных. Дети крестьян в большинстве случаев образования получить не могли, и в будущем их ожидала судьба родителей. Одаренных детей забирали на обучение, они в дальнейшем составляли крепостные , становились музыкантами, художниками, но отношение к крепостным было одинаковым, какую бы работу для хозяина они не выполняли. Они обязаны были выполнять любое требование хозяина. Их имущество, и даже дети были в полном распоряжении помещиков.

Все свободы, которые на первых порах оставались у крепостных, были утрачены. Причем инициатива их отмены исходила от государства. В конце XVI века крепостных лишили возможности перехода к , которая предоставлялась раз в год на Юрьев день. В XVIII веке помещикам разрешили за проступки ссылать крестьян на каторгу без суда, установили запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.

С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Их наказывали за любую провинность. Помещик мог продать, разлучить с семьей, избить, да и убить своего крепостного. В некоторых господских усадьбах творились , с трудом поддающиеся осмыслению современного человека. Так, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала самыми изощренными способами сотни крепостных. Это был один из немногих случаев, когда под угрозой восстания власть вынуждена была привлечь помещицу к ответственности. Но такие показательные судебные процессы не изменили общего хода ситуации. Жизнь крепостного крестьянина оставалась бесправным существованием, наполненным изнурительным трудом и постоянным страхом за свою жизнь и жизнь своей семьи.

На Руси считалось обычным делом «срубить» избу . Именно срубить, так как это строение делалось по технике деревянных срубов. И это неудивительно, ведь дерево - легкодоступный, экологически чистый материал. Таким образом, можно построить баню, прясло, и т.д. Но самым распространенной постройкой считается русская изба. Русская изба может прослужить вам отличной дачей, которая прослужит много лет.

Инструкция

Построить строение очень легко. Для этого нужно подготовить бревна, предварительно очищенные от сучков и ветвей. Соединять бревна можно различными соединениями: «в лапу», « в обло», и т.д. Считается очень важной такая традиция, в которой упоминается о том, что дерево следует зимней ночью в . Если же срубить раньше, то бревно будет отсыревать и быстро гнить, а если позже - трескаться. Строительство такого дома требует подхода и соблюдения древних традиций. Срубленное бревно должно быть 25 - 35 см в диаметре.

Очень важным считается выбор места для постройки избы. Считается, что самое благоприятное место для избы возвышение, но ни в коем случае не овраг. Избу необходимо ставить так, чтобы ее обдувало свежим воздухом, но не в очень ветреном месте. Еще следует выбрать более солнечное место, так как без солнечного света древесина будет подвержена гниению. Строительство должно быть , только после того как полностью снег. В древности хозяин, который решил построить избу , приглашал к строительству всех друзей. Так же можно было попросить помощь у крестьянской общины. За работу не платили денег из личного бюджета, а кормили рабочих во время строительства избы. Еще хозяин должен был помогать тем, кто помогал строить избу ему. Дома были четырехугольной формы. Чаще всего их строили из еловых, сосновых или дубовых бревен.

Складывать бревна нужно весьма аккуратно, так, чтобы не было всевозможных щелей. Иначе сквозь них может проходить холодный воздух или снег. При всем этом избы делались избы без единого гвоздика. На нижней стороне необходимо сделать углубление, так чтобы бревно плотнее укладывалось на нижнее. Для того чтобы еще сильнее утеплить стены, между бревнами вбивали мох. Мох использовался и в утеплении окон и дверей. Использование мха в строительстве называлось «стройка избы во мху».

в такой технике дача будет иметь очень декоративный и привлекательный вид. Сейчас на строительство такого дома уйдет намного меньше сил и времени. Современная изба может быть снабжена , водопроводом, электричеством. А в качестве утеплителя не стоит использовать мох. Лучше использовать современные утеплители, которые намного надежней и практичней мха.

Источники:

  • строительство избы

Крестьянский дом выстраивался из бревен. Сначала он отапливался очагом, выложенным из камней. Впоследствии стали класть печи. Помещения для скота и птицы часто соединялись с жилым домом защищенными проходами. Это делалось для удобства в уходе за хозяйством в холодное время года.

Крестьянский дом отличался особым конструктивным решением построек и их расположением . В центре двора располагалась жилая изба, которая была соединена защищенными от дождя, ветра и коридорами в хозблоки для содержания птицы и скота, хранения инвентаря, мастерские.

Из чего и как строили крестьянский дом?

Крестьянские избы были выстроены из бревен, которые могли быть уложены как горизонтально, так и вертикально. Второй способ использовался преимущественно на западе и Европы. В России дома строили из горизонтально уложенного пиломатериала. Славяне практиковали этот метод возведения построек по той причине, что он дает возможность минимизировать щели и плотно их проконопатить. Способ соединения бревен путем врубок появился не сразу, поэтому первые крестьянские избы были квадратной формы и небольшого размера, не превышающие длину пиломатериала.

Особенности крестьянских домов

Позже стали появляться срубы более высокие и просторные. Они состояли из венцов - бревен, уложенных в горизонтальные ряды. Соединяли элементы конструкции несколькими способами: в обло, в лапу, в шип. Такие срубы в зависимости от их предназначения называли: клеть, изба, истопка. Если в клети была печь, она считалась горницею, избой, хороминой. Если находилась под другой клетью – называлась подклеть или поруб.

Первоначально крестьяне довольствовались домом, состоящим из двух клетей: истопкой и холодного помещения. Они соединялись сенями – проходом, обложенным бревнами. Его стены были невысокими, а потолок отсутствовал. Над сенями нависал обвес соломенной крыши, общей для всей постройки.

Жилую часть дома окружали другие срубы, которые в зависимости от количества клетей называли двойней или тройней. Эти постройки предназначались для хозяйственных нужд. Впоследствии сени стали представлять собой полноценные утепленные коридоры.

Очаг изначально устраивался из камней вблизи входа в дом, труба отсутствовала. Такая изба называлась курной. Позднее стали выкладывать печи, в чем русские мастера особенно преуспели. Выстраивался дымоход и крестьянский дом стал более комфортным. Вдоль задней стенки рядом с печью располагались полати – спальные места.

В Малороссии строительство велось несколько иным образом. Здесь дом назывался хатой и ставился не у самой , а за небольшим садиком. Хозяйственные постройки возводились хаотично, без определенного порядка, учитывалось лишь удобство для владельцев. Двор обносили невысоким забором – плетнем.

Одной или нескольких соседних деревень объединялись в общину. На общинном сходе решались все важнейшие вопросы, если они не затрагивали интересов сеньора. Община определяла, какое поле засеять яровыми, а какое - озимыми. Община распоряжалась угодьями: лесом, пастбищем, сенокосом, рыбными ловлями. Все это в отличие от пахотной земли не делилось между отдельными семьями, а было общим. Община помогала бедным, вдовам, сиротам, защищала тех, кого обидели какие-нибудь чужаки. Община порой распределяла между отдельными дворами повинности, которые назначал деревне ее сеньор. Община часто выбирала своего старосту, строила церковь , содержала священника, следила за состоянием дорог и вообще за порядком на своих землях. Деревенские праздники также устраивались по большей части на средства общины. Свадьба или похороны кого-либо из крестьян были делом, в котором участвовали все общинники. Самое страшное наказание для провинившегося - изгнание из общины. Такой человек - изгой лишался всех прав и не пользовался ничьей защитой. Судьба его почти всегда складывалась печально.

Новый севооборот

Приблизительно в эпоху Каролингов в сельском хозяйстве распространилось новшество, существенно поднявшее урожаи зерновых. Это было трехполье.

Вся пахотная земля делилась на три поля равных размеров. Одно засевалось яровыми, другое - озимыми, а третье оставалось отдыхать под паром. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе шло под озимые, третье - под яровые. Этот круг повторялся из года в год, и земля при такой системе меньше истощалась. К тому же больше стали использоваться удобрения. У каждого хозяина была своя полоса земли на каждом из трех полей. Чересполосно располагались также земли сеньора и церкви. Им тоже приходилось подчиняться решениям общинного схода: как, например, использовать в этом году то или иное поле, когда можно выпускать скот пастись на жнивье и т. п.

Деревня

Деревни были на первых порах совсем маленькими - редко когда в них можно было насчитать десяток дворов. Со временем, правда, они стали разрастаться - в Европе постепенно увеличивалось население. Но случались и тяжелые бедствия - войны, неурожаи и эпидемии, - когда пустели десятки деревень. Урожайность была не слишком высокая, и создать большие запасы, как правило, не получалось, поэтому два-три неурожайных года подряд могли вызвать страшный голод.

Средневековые хроники полны рассказов об этих суровых бедствиях. Стоит напомнить, что европейские крестьяне до открытия Америки еще не знали кукурузы, подсолнечника, помидоров и, что особенно важно, картофеля. Не было тогда известно и большинства современных сортов овощей и фруктов. Но зато ценились плоды бука и дуба: буковые орешки и желуди долгое время были главным кормом для свиней, которых выгоняли пастись в дубравы и буковые рощи.

В раннем средневековье повсеместно главной тягловой силой были быки. Они неприхотливы, выносливы, а в старости могут использоваться на мясо. Но затем было сделано одно техническое изобретение, значение которого трудно переоценить. Европейские крестьяне изобрели... хомут.

Лошадь в Европе в то время - сравнительно редкое и дорогое животное. Ее использовала знать для верховой езды. А когда лошадь запрягали, например, в плуг, она тянула его плохо. Дело было в упряжи: ремни обхватывали ее вокруг груди и мешали дышать, лошадь быстро выбивалась из сил и не могла тянуть за собой плуг или груженую повозку. Хомут же перенес всю тяжесть с груди на шею лошади. Благодаря этому ее применение как тягловой силы стало более эффективным. К тому же лошадь выносливее быка и быстрее вспахивает поле. Но были и недостатки: конину в Европе в пищу не употребляли. Сама же лошадь требовала больше корма, чем бык. Это привело к необходимости расширять посевы овса. С IX-X вв. лошадей стали почти повсеместно подковывать. Технические новшества: хомут и подкова - позволили более широко применять лошадь в хозяйстве.

Крестьяне не только обрабатывали землю. В деревне всегда были свои мастера. Это прежде всего кузнецы и мельники.

Односельчане с большим почтением относились к людям этих профессий и даже побаивались их. Многие подозревали, что кузнец, «укрощающий» огонь и железо, как и мельник, умеющий обращаться со сложными инструментами, знаются с нечистой силой. Недаром именно кузнецы и мельники - частые герои волшебных сказок, страшных легенд...

Мельницы были главным образом водяные, ветряные появились примерно к XIII в.

Конечно, в каждом селении были знатоки гончарного дела. Даже там, где о гончарном круге забыли в эпоху Великого переселения народов, его вновь стали использовать, начиная примерно с VII в. Повсюду женщины занимались ткачеством, используя более или менее совершенные ткацкие станки. В деревнях по мере надобности плавили железо, изготовляли из растений красители.

Натуральное хозяйство

Все, что нужно было в хозяйстве, здесь же и производилось. Торговля была развита слабо, ведь производилось не так много, чтобы можно было избыток отправлять на продажу. Да и кому? В соседнюю деревню, где делают то же самое? Соответственно, и деньги значили не так уж много в жизни средневекового крестьянина. Почти все необходимое он делал сам или выменивал. А дорогие ткани, привезенные купцами с Востока, драгоценности или благовония - пусть покупают сеньоры. Зачем они в крестьянском доме?

Такое состояние экономики, когда практически все необходимое производится тут же, на месте, а не покупается, называется натуральным хозяйством. Натуральное хозяйство господствовало в Европе в первые столетия средневековья.

Это не означает, однако, что простыми крестьянами уж совсем ничего не продавалось и не покупалось. Вот, например, соль. Выпаривали ее сравнительно в немногих местах, откуда потом развозили по всей Европе. Соль в средние века использовалась шире, чем теперь, поскольку шла на заготовку скоропортящихся продуктов. Кроме того, крестьяне питались главным образом мучнистыми кашами, которые без соли были совершенно безвкусными.

Помимо каш обычной пищей в деревне были сыры, яйца, естественно, фрукты и овощи (бобовые, репа и лук). На севере Европы те, кто побогаче, лакомились сливочным маслом, на юге - оливковым. В приморских деревнях, конечно же, главной едой была рыба. Сахар, по сути дела, был предметом роскоши. Зато дешевое вино было общедоступно. Правда, его не умели долго хранить, оно быстро скисало. Из разных видов зерна повсюду варили пиво, а из яблок делали сидр. Мясо позволяли себе крестьяне, как правило, лишь по праздничным дням. Стол можно было разнообразить за счет охоты и рыбной ловли.

Жилище

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, - чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырем или кожей. Стекло использовалось лишь в церквах, у сеньоров и городских богачей . Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студеную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей - 14-15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.

Вопросы

1. Чем отличалась жизнь в средневековой деревне от известной вам по классической литературе жизни в деревне XVIII-XIX вв., а что было похожим?

2. В каких вопросах сеньор подчинялся решению крестьянской общины и почему?

3. Какими источниками энергии пользовался средневековый крестьянин?

4. Виноградники в средние века распространились в Европе гораздо севернее, чем в наши дни. Как вы думаете, почему?

5. Попробуйте выяснить, из каких областей Европы крестьянину поступала соль.

Из «Пяти книг историй моего времени» монаха Рауля Глабера о голоде 1027-1030 гг.

Появился голод этот - в отмщение за грехи - впервые на Востоке. Обезлюдив Грецию, пошел на Италию, распространился оттуда по Галлиям, перекинулся ко всем народам Англии. И весь род человеческий изнывал из-за отсутствия пиши: люди богатые и достаточные чахли с голода не хуже бедняков... Если кто-либо находил что-нибудь съестное для продажи, то мог запрашивать какую угодно цену - и получил бы сколько угодно...

Когда переели весь скот и птицу и голод стал сильнее теснить людей, они стали пожирать мертвечину и другие неслыханные вещи. Чтоб избежать грозящей смерти, некоторые выкапывали лесные коренья и водоросли. Но все было тщетно, ибо нет убежища против гнева Божиего, кроме Него Самого. Страшно рассказывать, до какой степени доходило падение человеческого рода.

Увы! Горе мне! То, о чем раньше и слышать редко приходилось,- к тому побуждал бешеный голод: люди пожирали мясо людей. На путников нападали те, кто был посильнее, делили их на части и, изжарив на огне, пожирали. Многие, гонимые голодом, переходили с места на место. Их принимали на ночлег, ночью душили и хозяева употребляли их в пишу. Некоторые, показав детям яблоко или яйцо и отведя их в уединенное место, убивали и пожирали. Во многих местах тела, вырытые из земли, тоже шли на утоление голода... Есть мясо людей казалось до такой степени обычным, что некто вынес его вареным на рынок в Турнюс, как какую-нибудь говядину. Его схватили, он не отрицал своего преступления. Его связали и сожгли на костре. Мясо же, зарытое в землю, ночью другой вырыл и съел. Его также сожгли.

Тогда в этих местах стали пробовать то, о чем раньше никто никогда и не слыхивал. Многие вырывали белую землю вроде глины и из этой смеси пекли себе хлебы, чтобы хоть так спастись от голодной смерти. В этом была их последняя надежда на спасение, но и она оказалась тщетной. Ибо лица их бледнели и худели; у большинства кожа пухла и натягивалась. Самый голос у этих людей делался так слаб, что напоминал собою писк издыхающей птицы.

И тогда волки, привлеченные трупами, оставшимися из-за множества покойников непогребенными, стали делать своей добычей людей, чего уже давно не было. И так как невозможно было, как мы сказали, благодаря многочисленности, погребать каждого покойника в отдельности, в некоторых местах люди богобоязненные рыли ямы, а народ называл их «свалками». В этих ямах хоронили сразу 500 и даже еще более трупов, сколько войдет. И валили туда трупы без всякого порядка, полунагие, без саванов. Даже перекрестки дорог и поля, лишенные жнивья, шли под кладбища...

Свирепствовал этот ужасный голод по всей земле в меру грехов человеческих целых три года. На нужды бедных растрачены были все церковные сокровища, исчерпаны все вклады, изначально предназначенные, согласно грамотам, на это дело.

Люди, истощенные продолжительным голодом, если им удавалось наесться, распухали и тотчас же мерли. Другие же, прикасаясь руками к пище и пытаясь поднести ее ко рту, падали в изнеможении, будучи не в силах исполнить свое желание.

Из поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» Вернера Садовника (XIII в.)

В поэме рассказывается о том, как Гельмбрехт, сын мейера (т. е. крестьянина) вздумал стать рыцарем и что из этого вышло. Ниже следует отрывок из поэмы, в котором отец Гельмбрехта пытается урезонить своего сына.

Я отправляюсь ко двору.
Благодарю свою сестру,
Благодарю за помощь мать,
Добром их буду поминать.
Теперь купите для меня,
Любезный батюшка, коня.

С досадой молвил мейер строго:
Хотя ты просишь слишком много
У терпеливого отца,
Тебе куплю я жеребца.
Твой конь возьмет любой барьер,
Поскачет рысью и в карьер,
Не утомившись, донесет
Тебя до замковых ворот.
Куплю коня без отговорок,
Лишь только не был бы он дорог.
Но не бросай отцовский кров.
Обычай при дворе суров,
Он лишь для рыцарских детей
Привычен от младых ногтей.
Вот если б ты пошел за плутом,
И, мерясь силами друг с другом,
Мы запахали бы свой клин,
Счастливей был бы ты, мой сын.
И, даром не потратив силы,
Дожил бы честно до могилы.
Всегда я верность уважал,
Я никого не обижал,
Платил исправно десятину
И то же завещаю сыну.
Не ненавидя, не враждуя
Я жил и мирно смерти жду я.

Ах, замолчи, отец любезный,
С тобой нам спорить бесполезно.
Хочу не прятаться в норе,
А знать, чем пахнет при дворе.
Не стану надрывать кишки
И на спине носить мешки,
Лопатой нагружать навоз
И вывозить за возом воз,
Да накажи меня Господь,
Зерно не стану я молоть.
Ведь это непристало
Моим кудрям нимало,
Моим нарядам щегольским,
Голубкам шелковым моим
На шапке той, расшитой
Девицей родовитой.
Нет, я не буду помогать
Тебе ни сеять, ни пахать.

Останься, сын,- отец в ответ,-
Я знаю, Рупрехт, наш сосед,
Тебе в невесты прочит дочь.
Согласен он, и я не прочь,
Отдать за ней овец, коров,
Всего до девяти голов
Трехлеток и молодняка.
А при дворе наверняка,
Сынок, ты будешь голодать,
На жестком ложе засыпать.
Тот остается не у дел,
Кто восстает на свой удел,
А твой удел - крестьянский плуг,
Не выпускай его из рук.
Хватает знати без тебя!
Свое сословье не любя,
Ты только попусту грешишь,
Плохой от этого барыш.
Клянусь, что подлинная знать
Тебя лишь может осмеять.

А сын твердит с упорством бычьим:
Освоюсь с рыцарским обычьем
Не хуже знатного птенца,
Что вырос в горницах дворца.
Когда мою увидят шапку
И золотых кудрей охапку,
Поверят, что не знался с плугом,
Не гнал волов крестьянским лугом,
И клятвой присягнут везде,
Что не ступал по борозде.
Мне в каждом замке будут рады,
Когда надену те наряды,
Что подарили мне вчера
И мать, и добрая сестра.
В них походить на мужика
Не буду я наверняка.
Признают рыцаря во мне,
Хотя, случалось, на гумне
Я молотил свое зерно,
Да было то давным-давно.
Взглянув на эти две ноги,
Обутых важно в сапоги
Из кордуанской кожи,
Не вздумают вельможи,
Что частокол я городил
И что мужик меня родил.
А жеребца сумеем взять,
Тогда я Рупрехту не зять:
Мне дочь соседа не нужна.
Нужна мне слава, не жена.

Сынок, умолкни на мгновенье,
Прими благое наставленье.
Кто старшим внемлет, тот по праву
Сыскать сумеет честь и славу.
А кто презрит отца науки,
Себе готовит стыд и муки
И пожинает только вред,
Благой не слушая совет.
Ты мнишь в своем богатом платье
Сравняться с прирожденной знатью,
А это у тебя не выйдет.
Тебя лишь все возненавидят.
Случись беда, найдись изъян,
Никто, конечно, из крестьян
Тебе не выкажет участья,
А будет только рад несчастью.
Когда исконный господин
Залезет к мужику в овин,
Отнимет скот, ограбит дом,
Он выйдет правым пред судом.
А если ты возьмешь хоть кроху,
Сейчас поднимут суматоху,
Не унесешь оттуда ног
И сам останешься в залог.
Не станут верить ни словечку,
Оплатишь каждую овечку.
Сообрази, что если даже
Тебя убьют, поймав на краже,
То опечалятся немного,
Решат, что послужили Богу.
Оставь, мой сын, все эти враки,
Живи с женой в законном браке.

-Пусть будет все, что суждено,
Я еду. Это решено.
Мне должно знаться с высшим кругом.
Учи других возиться с плугом
И утирать соленый пот.
Я нападу на здешний скот
И погоню добычу с луга.
Пускай быки ревут с испуга,
Пустившись вскачь, как от огня.
Мне не хватает лишь коня -
С друзьями мчать напропалую,
Я только лишь о том тоскую,
Что мужиков до этих пор
Не гнал, хватая за вихор.
Я бедность не хочу сносить,
Три года стригунка растить,
Телушку пестовать три года,
Не много от того дохода.
Чем честно бедствовать с тобой,
Уж лучше я пушусь в разбой,
Одежду заведу из меха,
Нам зимний холод не помеха, -
Всегда найдем и стол, и кров,
И стадо тучное быков.
Спеши, отец, к купцу ты,
Не медля ни минуты,

Купи скорее мне коня,
Я не хочу терять ни дня.


Вопросы

1. Как вела себя церковь во время голода, описанного Раулем Глабером?

2. Почему Гельмбрехт рвется покинуть свое сословие, а отец его от этого удерживает?

3. Попробуйте приблизительно оценить размеры имущества отца Гельмбрехта и его соседа Рупрехта. Какими они были крестьянами - бедными, средними или зажиточными?

4. Попробуйте выяснить, из чего состояло хозяйство отца Гельмбрехта, какие

Небольшая часть из русских крестьян (около 13 %) называлась черносошны-ми крестьянами. Они имели личную свободу и платили повинности государству. Кроме того, выполняли дру-гие работы — следили за состоянием до-рог и мостов, перевозили грузы. Черно-сошные крестьяне в основном жили на Севере и в Сибири.

Эта группа крестьян отличалась ини-циативой, чувством хозяина, умением са-мостоятельно решать вопросы и рассчи-тывать только на свои силы.

Дворцовые и частновладельческие крестьяне были прикрепле-ны к земле своих хозяев, они являлись крепостными .

Дворцовые крестьяне

Дворцовые крестьяне жили на землях, которые находились в личном владении царской семьи. Они обрабатывали землю, собирали урожай, обслуживали царя и его семью. Эта группа крестьян составляла около 10 %.

Частновладельческие крестьяне

Более 2 / 3 всех крестьян в России были частновладельческими . Частновладельческие крестьяне, ко-торые жили на землях монастырей, назывались монастырскими крестьянами. Таких было около 15 %. Те крестьяне, которые жи-ли в вотчинных или поместных владениях, назывались вотчин-ными (их было около 10 %) и помещичьими (около 52 %) кре-стьянами.

Частновладельческие крестьяне несли повинности по отноше-нию к своему владельцу — это были барщина и натуральный оброк. К барщине относилась работа на господском поле: пахота, сенокос, жатва, молотьба, перевоз грузов, починка дорог. Натуральный об-рок — это часть урожая и продукты, которые крестьянин изготавли-вал для хозяев: крупы, масло, мясо, шерсть, сукно и т. д.

В XVII в. новым явлением стал перевод части крестьян на денеж-ный оброк. Землевладелец требовал оброк не продуктами, а деньга-ми. Это заставляло крепостных продавать продукты на рынке.

В то же время частновладельческие крестьяне через своего гос-подина платили тягло — подати государству. С 1679 г. государство брало подати не с земли, а с крестьянского двора. Чтобы меньше платить, семьи перестали разделяться. Под одной крышей, «од-ним двором», жили несколько поколений крестьянской семьи. Это имело свои плюсы и минусы. С одной стороны, было тесно, с другой — легче сохранялись и передавались традиции, воспиты-валось уважение к старости.