Становление личности в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой. Аргументы к сочинению

­Совесть

В рассказе “Конь с розовой гривой” мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство – это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему Бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.

До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться,

что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый “пряник конем”.

Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель “коня с розовой гривой” автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.

Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было. Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих...
  2. В произведении Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” рассказывается о некоторых моментах из жизни маленького мальчика. Однажды бабушка отправит его в лес собирать ягоду –...
  3. ­Добро возвращается добром В рассказе Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” открывается поэтичная картина русской деревни. Действие происходит в сибирской глубинке, где все знают друг...
  4. Пересказ. Автор начинает рассказ кратким повествованием о де­ревне своего детства и о растившей его бабушке. При этом он уделяет много внимания ее привычкам и особенностям...
  5. Анализ произведения В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус­ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они – члены одной большой...

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник «конем». Такой пряник очень ценный, потому что его можно брать с собой на улицу, хвастаться перед другими, и он очень вкусный, все мальчишки в деревне о нем мечтают.

Но мальчик не сберег собранные ягоды, и, поддавшись уговорам других ребят, наложил в туес травы и сверху положил ягод. И с этого момента начались его мучения. Сначала он боялся, что его сразу же раскроют, потом он попался на шантаж соседских ребят, которые обещали рассказать все его бабушке. Пришлось даже воровать калачи, чтоб этого не произошло. Вечером он не мог заснуть, пока не решился, наконец, утром во всем признаться. Но утром бабушка уплыла в город и нашего героя вновь посетили муки совести. «Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чём не думай. А теперь?» К вечеру бабушка вернулась, она конечно купила внуку пряник, хоть тот и обманул её. Но взбучку крепкую получил главный герой. Бабушка долго ругала мальчишку, а он в ответ плакал.

Вот после всех страданий и мучений мальчик с опущенной головой сидит за столом и не говорит ни слова, даже молока не попросит, чтоб запить краюху. Когда же он поднял голову, то не поверил своим глазам – перед ним лежал тот самый конь с розовой гривой.

В сердце ребенка этот момент был запечатлен навсегда - доброта, несмотря на проступок.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения 6 класс

    • 6 класс. Мой любимый уголок природы

      С самого детства мои родители водили меня в лес. Мне всегда нравилось гулять в лесу, придумывать сказочных героев или воображать уже существующих героев. Я читала в книге, что в лесу обитает леший и если человек ему не понравится, то он его запутает и не даст выйти из лесу. Но пока мне не удавалось с ним встретится, видать, я ему нравлюсь.Когда я уже выросла, то уже по-другому начала...

    • Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

      План1. История создания2. О чем данное произведение?3. Жанр произведения4. Главная идея произведения5. Способ стихосложения, рифмыИстория созданияНачиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать...

    • Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

      План 1. История создания2. Композиционное строение3. Образные средстваСтихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» строится на изучении истории создания этого произведения, его композиционных особенностей, а также образных средств, используемых в тексте.Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных дактилем...

    • Благородный разбойник Дубровский сочинение 6 класс

      Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» – Владимир Андреевич Дубровский. Сын отставного поручика гвардии, рано лишившийся матери, Дубровский на восьмом году жизни был отправлен в Петербург в кадетское училище, а позже он служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец не жалел ничего для его содержания, и молодой человек позволял себе вести разгульный образ жизни и мечтал о богатой...

    • Васильев. Болото в лесу. Осень сочинение

      «Болото в лесу. Осень» явилась прощальным приветом родине. Живя в Ялте, художник неистово творит. Он воссоздает дорогие образы северной природы.Поистине прав был Иван Николаевич Крамской, когда говорил о работах Васильева последних лет: «Какие рисунки, сепии, акварели, какие альбомы и что за мотивы! Решительно, мы лишились музыканта…»Русская осень. Глухой лес. Заросли мокрой травы, зеленой,...

    • Великий летописец Нестор

      Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по XVII столетие, создавалось русское летописание. Первую историю Древней Руси - летопись под названием «По­весть временных лет » составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В заглавии своего великого труда он написал:...

    • Верите ли вы в силу амулетов

      Много легенд сложено разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивы и иногда поучительны. И если очень верить в чудесное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь. Но не самовнушение ли это? Или стечение обстоятельств? Думаю, что на эти вопросы трудно ответить однозначно. У каждой эпохи были свои излюбленные благородные камни. С камнями...

    • Все профессии Важны сочинение 6 класс

      Говорят, что в мире существует более двух тысяч профессий. И это чудесно! Ведь каждый может выбрать себе будущую профессию, исходя из своих способностей и возможностей. Хотя принять такое решение довольно трудно.Каковы главные причины выбора будущей профессии? Во-первых, она должна быть интересной. Захватывающее занятие, которое действительно приносит удовольствие, - это одна из составляющих...

    • Герасимов "После дождя" сочинение 6 класс

      Полотно «После дождя» создано за три часа, после того, как автор вышел на улицу после ливня. Пораженный увиденным, он вмиг создал шедевр.Мы видим красивую деревянную террасу. На ней стоит красиво вырезанный стол из красного дерева. На нем стоит стеклянная ваза с красными и белыми розами. Рядышком лежит перевернутый стакан. Весь этот вид просто светится чистотой и свежестью, а деревянная терраса...

    • Герб города Рязани

      Я хочу описать герб своего родного города Рязани.Князь, стоящий в золотом поле, в червлёной, то есть красной, епанче, скреплённой на груди застёжкой, в шапке, платье, сапогах зелёного цвета и серебряных штанах. Он держит в правой руке меч, а в левой - серебряные ножны. Шапка и епанча оторочены чёрными соболями. Герб увенчан шапкой Мономаха.Щитодержатели - серебряный с золотыми гривой и хвостом,...

Сочинение 6 класс.

Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей. « для детей я всегда пишу со светлой радостью, – говорил В.П.Астафьев, – и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Это сирота, оставшийся на попечении своей бабушки. Ребенку одиноко. Единственные друзья – дети соседей Левонтьевых.

Но бабушка не одобряет эту дружбу. Ей не нравится их безолаберный образ жизни, постоянные скандалы, нерасчетливость в быту. «Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя по бедрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом». Дом Левонтьевых стоял «сам собою, на просторе, и ничего-то не мешало ему смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». У Левонтьевых всегда не хватало денег, жили они впроголодь, и Левонтьиха частенько прибегала к бабушке попросить в долг. Но когда Левонтий приносил свой нечастый заработок в семью, устраивался настоящий праздник.

Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Однажды «левонтьевская орда» отправляется за земляникой.

Наш герой идет вместе с ними: собранную землянику можно продать на базаре, а это неплохое подспорье для маленькой семьи, вынужденной экономить на всем. Сбор земляники очень трудное и нудное занятие, но бабушка обещает внуку купить на вырученные деньги пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Мальчик уже давно мечтал о таком прянике: когда-то ему довелось его попробовать. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, братьев Левонтьевых, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».

Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество – он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Бабушка ничего не замечает. Мальчик переживает, страдает от собственного обмана, он не может уснуть ночью, наконец, он решается утром признаться во всем бабушке, но не успевает. Рано утром она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки даже не хочет идти домой.

Но возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.

Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Сочинение

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой — обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость — набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник — коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна — ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше — на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки — слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал — и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему — она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок — ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

В рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева описана жизнь глухой сибирской деревни, расположенной на берегу Енисея. Это были годы, когда Гражданская война только закончилась. Люди все жили бедно, но одни трудились, стараясь наладить жизнь, а другие просто плыли по течению.

Автор рассказа описывает свое детство, повествуя о том, как, казалось бы, рядовое событие, способно повлиять на жизнь человека. Воспитывали его бабушка с дедушкой. Все свободное время он проводил в обществе ребят, живших по соседству. Друзья жили в семье, отличавшейся от остальных особой бедностью. Семья многодетная и отцовской зарплаты не хватало на всех, но причина эта не единственная. Из рассказа главного героя видно, что даже и теми небольшими заработанными деньгами распоряжались безалаберно. Все проедалось и пропивалось, как только деньги попадали в дом. Хозяин много пил, напившись, бил все, что попадало под руку, разгонял домашних, да даже и трезвым по хозяйству не делал ничего. Такими же росли и дети, не трудились сами и не ценили ничей труд. Им ничего не стоило залезть в чужой огород, украсть, испортить то, что кому-то давалось большим трудом.

Вот с этой семьей и связано неприятное событие, произошедшее с главным героем. Забыть об этом он не мог, даже став взрослым. Однажды вместе с соседями, Витя отправился собирать землянику. Бабушка сказала ему, что если он насобирает туесок ягод, она продаст их и привезет пряничного коня с гривой розового цвета. Он давно мечтал о таком гостинце и прилежно собирал ягоды. Старший из соседских ребятишек тоже занимался сбором земляники, а остальные просто съедали найденное. По этой причине началась потасовка, закончившаяся тем, что была съедена и земляника из посуды старшего брата.

Один из левонтьевских - Санька стал дразнить соседа – боится, мол, он своей бабушки, поэтому старается так и ягоды съесть, никогда не осмелится. Чтобы не показаться трусом, Витя высыпал ягоды, вся компания набросилась на них и скоро из собранного ничего не осталось. Беззаботные соседи отправились на речку, мальчик с ними. В играх быстро пролетел день, пришло время возвращаться. Витя очень переживал, что ничего не принесет домой, а Санька посоветовал положить в корзинку травы и прикрыть ее земляникой. Так и было сделано.

Обман раскрылся только тогда, когда бабушка попала в неловкое положение, продав туесок с ягодами на рынке. Женщина, купившая его, обнаружила мошенничество. Витя искренне раскаялся и попросил у бабушки прощения. Та отчитала его, но все же простила, а потом оказалось, что она даже заветного пряничного коня привезла из города. Этот бабушкин пряник и запомнился автору на всю жизнь.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - -