Старое христианское кладбище (Одесса). Ашхабад - старое христианское кладбище Планы дальнейшего использования территории бывшего кладбища

Численность 200000 захоронений Национальный состав представители всех народов, населявших Одессу Конфессиональный состав православные , католики , караимы , иудеи , магометане Действующий статус уничтожено в -х годах
К:Некрополи, основанные в 1790 году

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (другие названия - Первое христианское кладбище, Преображенское кладбище) - комплекс кладбищ в городе Одесса , существовавший с момента основания города по начало 1930-х годов , когда он был уничтожен вместе со всеми памятниками и могилами. На территории кладбища был разбит парк культуры и отдыха - «Парк Ильича » (впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк . Захоронения на кладбище проводились до второй половины 1880-х годов , затем были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и ближайшие родственники уже захороненных хоронились вплоть до уничтожения кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тысяч человек, включая первостроителей и первых жителей Одессы .

История

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного - христианское , еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом ), караимское , мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц , погибших от чумы и воинские - появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы . Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы .

За годы существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых , строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня , основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци , было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта .

В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев - летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой - 1 рубль 70 копеек; для детей указанных сословий - 60 и 80 копеек соответственно; мещане и прочие звания - 50 и 75 копеек, а их дети - 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась.

До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций - городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви. С 1841 года всё кладбище (за исключением участка Евангелической церкви) было отдано в распоряжение городского приказа общественного презрения. Городская дума несколько раз выносила на свои заседания вопросы связанные с наведением порядка на кладбище - в 1840 году рассматривался вопрос «О замеченных беспорядках на Одесском городском кладбище», в 1862 году - «О воровстве и повреждениях на одесских городских кладбищах», случаи крупного воровства разбирались в 1862, 1866, 1868, 1869 годах - Одесский градоначальник принял меры «по устранению бесчинств, производимых на городских кладбищах».

В 1845 году по приказу одесского Градоначальника Д. Д. Ахлестышева кладбище разбито на правильные квадраты и был составлен план кладбища. Аллеи кладбища были вымощены щебнем и крупным песком, обсажены деревьями, 500 саженцев поступили безвозмездно из питомника Ж. Десмета , который возглавлял Одесский ботанический сад и выращивал на своём хуторе растительность для озеленения города. Могилы стали рыть поквартально по заранее составленному плану. В 1857 году городом был утверждён штат на управление городским кладбищем, а в 1865 году - утверждены правила посещения кладбища частными лицами.

В 1865 году произошли изменения в городском управлении. Приказ общественного презрения был упразднён и заменён Городским общественным управлением. Кладбище перешло в его ведение. В 1873 году городские кладбища перешли в ведение Хозяйственно-строительного ведомства городской управы.

Описание

О первых нескольких десятках лет существования кладбища известно очень мало. Близость Греции и Италии и преобладание в первые годы существования Одессы в населении города представителей этих народов, послужили к тому, что одесские кладбища стали украшаться мраморными памятниками. Кладбище представляло собой лес самых разнообразных памятников из белого, серого и чёрного мрамора, в числе которых было очень много дорогих и оригинальной работы. Можно было встретить даже целые часовни белого мрамора. Кроме мрамора широко использовался гранит .

Одним из выдающихся по красоте и богатству являлся фамильный склеп Анатра . Он располагался на главной аллее справа от входа и представлял собой большую часовню розового и чёрного шлифованного гранита, очень изящно отделанную. Рядом с ней находились часовни-склепы графини Потоцкой, Кешко (отца сербской королевы Натальи), Маврокордато, Драгутина, Завадского и других. С левой стороны за церковью располагалось могила Фонвизина, надгробие которой было выполнено в виде гигантского размера чугунного креста с бронзовым распятием. В XII квартале располагался большой каменный памятник, носящий название «София». Принадлежность памятника к концу XIX уже была позабыта, но памятник приобрёл зловещую известность - по его углам были расставлены пустые бутылки, которые в ветреную погоду издавали «целый оркестр» пугающих посетителей звуков .

На кладбище было похоронено много исторических личностей, среди них: генерал Фёдор Радецкий , чей надмогильный монумент мог бы послужить украшением любой их городских площадей; сподвижник Суворова бригадир Рибопьер ; капитан английского парохода «Тигр» .

Исследователь одесской истории А. В. Дорошенко так описывал круг лиц, захороненных на кладбище :

Здесь похоронена вся одесская знать, первостроители Города и Порта. Здесь…никому неведомо где, лежит брат Пушкина Лев Сергеевич . Лежат, лишённые надгробий и эпитафий, суворовские генералы и герои двенадцатого года , герои Шипки и Первой мировой войны …всех российских орденов кавалер от Св. Анны 4 ст. до Св. Андрея Первозванного (с бантами, бриллиантами, короной и без); рядовые, корнеты (фендрики) и штык-юнкера, унтер-лейтенанты, прапорщики и поручики, есаулы и сотники, ротмистры и капитаны, полковники и генерал-майоры, погибшие в бою, а также умершие в госпиталях от ран воины всех этих бесчисленных сражений России. И цивильные горожане… видные учёные России - профессора и академики, доктора богословия и физики, математики и психологии, права и зоологии, медицины и механики, филологии искусств, а также чистой математики; ректоры Новороссийского университета (семь) и директоры Ришельевского лицея; друзья и враги А. С. Пушкина…; негоцианты и купцы; бароны, графы и князья; тайные советники и патологоанатомы; археологи и нумизматы; консулы и владельцы корабельных контор; градоначальники (четверо) и городские головы; российские дипломаты; архитекторы, строившие Город; артисты и директора театров; литературы и художники; и композиторы… и многие среди них … потомственные и почётные граждане Города…

- Дорошенко А. В. Переправа через Стикс

Уничтожение

В 1920-х годах в связи с приходом советской власти кладбище стало приходить в запустение из-за отсутствия ухода, грабежей и целенаправленного разрушения. В соответствии с общей советской политикой ликвидации кладбищ некрополь уничтожался с 1929 по 1934 годы . По решению большевистских властей надгробья кладбища стали разбирать с целью утилизации и освобождения территории для иных нужд, доступные захоронения подверглись организованному ограблению. Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. В 1937 году на части территории кладбища был открыт «Парк культуры и отдыха им. Ильича», с танцплощадкой, тиром, комнатой смеха и прочими полагавшимися аттракционами, а затем оставшуюся его территорию занял зоопарк - парк «культуры» создавался и существовал просто на могилах, на которых были устроены аллеи, площади, аттракционы. В условиях жизни советского общества 1930-х годов одесситы не могли заниматься перенесением останков своих родственников на другие кладбища; достоверно известно лишь перенесение останков двух художников. Необходимо отметить, что параллельно с разрушением кладбища на нём производились новые захоронения .

По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД . На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли .

Планы дальнейшего использования территории бывшего кладбища

На территории бывшего Старого кладбища в начале XXI века располагались Одесский зоопарк, хоздвор Одесского трамвайного депо и «историко-мемориальный парк „Преображенский“» - бывший «парк культуры и отдыха имени Ильича» - переименованный так решением Одесского горисполкома в 1995 году , но оставшийся со всеми атрибутами «парка культуры и отдыха» - аттракционами , «детскими площадками», предприятиями общественного питания , комнатой смеха и прочими подобными заведениями. Общественность Одессы называла подобное использование территории бывшего кладбища «…актом вандализма, поругания памяти о предках». Отмечалось, что это противоречит уважению «…к истории вообще, к родному городу, к своему государству…» и противоречит законодательству Украины , прямо запрещающему какое-либо строительство на территории кладбищ, пусть и бывших, и приватизацию их территорий, а территория бывшего Старого кладбища ещё в 1998 году была включена в список исторических памятников Одессы, на этой территории нельзя ничего размещать, кроме мемориалов и парков .

Целями создания «историко-мемориального парка» были названы организация религиозной, культурно-просветительской и музейной деятельности «для недопущения в дальнейшем актов вандализма, почитания памяти похороненных на Старом кладбище основателей и первых жителей Одессы, героев Отечества и исторических событий, связанных с ними, популяризации знаний о выдающихся жителях нашего города и государства, истории Одессы». Предлагалось оформить территорию парка (планировка, благоустройство, озеленение), воссоздать некоторые разрушенные сооружения (ворота, аллеи, храм Всех Святых), создать мемориальные сооружения, проводить на территории парка краеведческие исследования и историко-мемориальные мероприятия, создать музей «Старая Одесса», в экспозицию которого бы вошли экспонаты, рассказывающие об истории города и о судьбах его жителей, захороненных на кладбище .

Список захороненных

См. также

Напишите отзыв о статье "Старое христианское кладбище (Одесса)"

Примечания

  1. Дорошенко А. В. ISBN 966-344-169-0 .
  2. Головань В. Статья
  3. Коханский В.
  4. из-за массового террора , голодомора и прочих обстоятельств
  5. Калугин Г.
  6. Шевчук А., Калугин Г.
  7. Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: Газета. - 8 июня 2006. - № 83 (8425) .
  8. Решение № 205 от 02.06.1995 г., подписанное Э. Гурвицем , гласило: «Учитывая, что в 30-е годы было по-варварски уничтожено Первое Христианское кладбище в г. Одессе, где покоился прах многих (более 250 человек) выдающихся общественно-политических деятелей, негоциантов, предпринимателей, архитекторов, художников, писателей, людей искусства и просто граждан г. Одессы, во искупление вины перед ними, реконструировать разбитый на этом месте парк им. Ильича с переоборудованием его в историко-мемориальный парк с выносом оттуда всех увеселительных объектов и сооружений» (Шевчук А., Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: Газета. - 14 августа 2010. - № 118-119 (9249-9250) . )
  9. Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: Газета. - 22 декабря 2011. - № 193 (9521) .
  10. Онькова В. (рус.) // Вечерняя Одесса: Газета. - 3 февраля 2011. - № 16 (9344) .
  11. Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: Газета. - 21 мая 2011. - № 73-74 (9401-9402) .

Литература

  • авторский коллектив. Первые кладбища Одессы / редактор и составитель М. Б. Пойзнер. - 1-е. - Одесса: ТЭС, 2012. - 640 с. - 1000 экз. - ISBN 978-966-2389-55-5 .
  • Дорошенко А. В. Переправа через Стикс. - 1-е. - Одесса: Optimum, 2007. - 484 с. - (Вся). - 1000 экз. - ISBN 966-344-169-0 .
  • Коханский В. Одесса и ея окрестности. Полный иллюстрированный путеводитель и справочная книга.. - 3-е. - Одесса: Л. Нитче, 1892. - С. 71. - 554 с.

Ссылки

  • Головань В. (рус.) . Статья . Сайт «Таймер» (27 февраля 2012). Проверено 4 мая 2012. .
  • Калугин Г. (рус.) . Сайт «Рупор Одессы» (8 октября 2011). Проверено 4 мая 2012. .
  • (рус.) . фоторепортаж . Сайт «Рупор Одессы». Проверено 4 мая 2012. .
Статьи в газете «Вечерняя Одесса»
  • Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: газета. - 8 июня 2006. - № 83 (8425) .
  • Шевчук А., Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: газета. - 14 августа 2010. - № 118-119 (9249-9250) .
  • Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: газета. - 21 мая 2011. - № 73-74 (9401-9402) .
  • Онькова В. (рус.) // Вечерняя Одесса: газета. - 24 сентября 2011. - № 142-143 (9470-9471) .
  • Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса: газета. - 22 декабря 2011. - № 193 (9521) .
  • Дукова Д. (рус.) // Вечерняя Одесса: газета. - 23 февраля 2012. - № 27-28 (9553-9554) .

Отрывок, характеризующий Старое христианское кладбище (Одесса)

Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье.
Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.
Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.]
В другом месте он нарисовал гробницу и написал:
«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.

Это был старейший в городе комплекс захоронений, отразивший как национальный состав, так и религиозную принадлежность жителей Одессы. Он включал в себя христианское, еврейское, мусульманское и караимское кладбища.

Выделением воинского и чумного («Чумка») кладбищ некрополь отражал особенности города как морских ворот и значительного сосредоточения войск. Специальный участок был выделен для самоубийц.

За время своего существования кладбище неоднократно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 га. Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенской церкви во имя Всех Святых, заложенной ещё в 1816 году. «Простой, но красивой архитектуры храм привлекал внимание молящихся», - отмечали современники. В 1898 году на средства графини Е.Г. Толстой у главного входа в церковь был сооружён каменный тамбур, предохранявших богомольцев от сквозного ветра и пыли.

В 1829 году недалеко от церкви на пожертвования одесситов была учреждена богадельня, основание которой было положено взносом в 6 тысяч рублей вдовой именитого купца, одного из первых городских голов, Еленой Кленовой. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. В память императора Александра II на средства Г. Г. Маразли по проекту архитектора А. Бернардацци было сооружено новое красивое здание богадельни (Мечникова, 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. Дмитренко построили здание детского приюта (Новощепной ряд, 23).

При описании кладбища современники всегда отмечали «целый лес великолепных памятников», чаще всего принадлежащих людям, имена которых воскрешают славное прошлое нашего города. Особым изяществом отличались склепы потомственного почётного гражданина Алексея Пашкова, бывшего в 1863 году городским головой;

португальского консула в Одессе графа Жака Порро;

семьи купца 1-й гильдии Осипа Бирюкова, где кроме него были похоронены его жена Александра и сын Николай, а также комплекс захоронений хорошо известной в Одессе семьи Лессаров.

Одним из выдающихся по красоте и богатству был склеп семьи Анатра. Находился он при входе на кладбище с правой стороны на второй аллее. Это была большая, изящно отделанная часовня в римском стиле из чёрного и розового шлифованного гранита. Выходцы из Италии в 1876 году в Одессе официально оформили торговый дом «Братья Анатра». Семья Анатра занимались перевозкой грузов, преимущественно зерна с Днестра, Буга и Днепра.

Неподалёку располагались часовни-склепы известных одесских предпринимателей Родоконаки. Все потомки Пантелеймона Родоконаки, умершего в 1871 году, были купцами 1-й и 2-й гильдии, потомственными почётными гражданами. Дети, внуки и правнук Пантелеймона Амвросиевича были похоронены в семейном склепе.

Резко отличался от других богатой отделкой семейный склеп графов Толстых, расположенный напротив церкви. Там похоронили главу семьи Михаила Дмитриевича Толстого. В 1847 году приехал в наш город отставной полковник гвардии, участник многих военных походов и сражений, действительный статский советник, богатый помещик, владелец винокуренных и сахарных заводов, вице-президент, а потом и президент общества сельского хозяйства Южной России, председатель и член многих комиссий и благотворительных организаций, уважаемый и почитаемый в Одессе человек.

В недавно отделанном доме на Сабанеевом мосту, где ныне Дом учёных, в мае 1898 года была отслужена панихида по скончавшемуся 63-летнему графу Михаилу Михайловичу (старшему). Он был попечителем Городского театра, вложил громадные средства на строительство нового театра. Супруги М.М. и Е.Г. Толстые в память о похороненном в склепе сыне Константине и его жене открыли летом 1891 года детскую столовую.

На кладбище нашли свой последний приют многие герои Отечественной войны 1812 года. Сразу за церковью была могила Ивана Васильевича Сабанеева с оригинальным мраморным памятником в виде гроба. «Умница и образованный Сабанеев», как говорили о нём в армии, успел не только окончить Московский университет, но и отличиться в последних сражениях Русско-турецкой войны 1787-1791 годов при штурме предместья Варшавы, Праги в войсках А.В. Суворова. Летом и осенью 1812 года боевой генерал прикрывал южные границы империи. Сражался при Березине, преграждая путь отступающей армии Наполеона. Воевал во Франции, не раз брал на себя руководство боем. После войны с 1816 года Иван Васильевич жил в Одессе, в 1825 году приобрёл дом на Надеждинской, был одним из крупнейших дарителей городской библиотеки. Умер генерал от инфантерии И.В. Сабанеев 29 августа 1829 года.

Генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов - один из 322 героев Отечественной войны 1812 года, чей портрет украшает стену Военной галереи Зимнего дворца, - умер 27 мая 1845 года и также похоронен в Одессе. Участвовал в турецком, польском и итальянском походах А.В. Суворова, был сподвижником М.И. Кутузова. Шпага генерала И.Н. Сабанеева хранится в нашем историко-краеведческом музее, его имя - гуманиста, просветителя, государственного деятеля, председателя Попечительного комитета об иностранных колонистах Южной России - непосредственно связано с именем А.С. Пушкина и бережно хранится в памяти одесситов. В декабре 1846 года болгары получили высочайшее разрешение «перенести прах покойного из Одессы на болгарское кладбище» в Болграде, где была сооружена специальная усыпальница.

В 1797 году приехал в Одессу брат легендарного адмирала Иосифа де-Рибаса отставной премьер-майор Феликс де-Рибас. Прожил он в нашем городе 48 лет, был первым плац-майором, генеральным консулом королевства обеих Сицилий для всех портов Черного и Азовского морей и умер в 1846 году в преклонном возрасте 86 лет. Его могила находилась вблизи стены депо «конки». И хотя он не играл такой роли, как брат, поработал в Одессе не без пользы: он был организатором торговли с подольскими и галицийскими помещиками. На среднем Фонтане имел усадьбу, носившую название «Дерибасовка», первым занялся шелкопрядством, растениеводством и развитием рыбного промысла. Долгое время его «могила вместе с надмогильным памятником, имеющем на мраморной доске соответствующую надпись, огорожена полуразрушившимся ныне каменным цоколем», находилась в неприглядном виде. К 100-летию Одессы по решению городской думы «в признательность за принесенный одесским жителям дар» могила была обнесена чугунной решёткой.

История Одессы тесно связана с декабристами, и это не могло не отразиться на кладбище.

В 1812 году здесь был похоронен Виктор Поджио - отец декабристов Александра и Иосифа Поджио. Выходец из Пьемонта, он с 1772 года был на русской службе. В чине секунд-майора участвовал в Русско-турецкой войне 1789-1791 годов, взятии Измаила. Выйдя в отставку, жил в Одессе, служил в экспедиции строительства под руководством инженера Е.Х. Ферстера, также похороненного на кладбище. Виктору Поджио принадлежит идея строительства госпиталя, он строил и первый городской театр.

В 1860 году скончался поручик Александр Иванович Вегелин, член основанного в 1822 году тайного общества военных друзей. Военным судом приговорён к смертной казни, замененной 10 годами каторжных работ. На склоне лет после сибирской ссылки жил в Одессе, заведовал минеральными водами, был дружен с Львом Пушкиным, братом великого поэта, также похороненным на Первом кладбище.

В 1865 году обрёл последнее пристанище на Первом кладбище генерал Павел Сергеевич Пущин. За участие в Отечественной войне 1812 года он награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». После войны служил под началом генерала И.В. Сабанеева. Состоял в революционных обществах с момента их зарождения, в том числе в «Союзе благоденствия», был другом А.С. Пушкина, который посвятил ему стихотворение «Генералу Пущину».

В Одессе была хорошо известна семья Фадеевых-Витте. В конце июня 1842 года на кладбище в квартале напротив главных ворот выросла новая могила, украшенная белой мраморной колонной. Эпитафии были взяты из последнего произведения покойной писательницы Елены Андреевны Ганн, урождённой Фадеевой, «Напрасный дар»: «Сила души убила жизнь… Она превращала в песни слёзы и вздохи свои…». Елена Андреевна была матерью Елены Блаватской - известной писательницы, основавшей теософское общество. На этом месте позднее был сооружён фамильный склеп семьи, в котором похоронены: брат Елены Андреевны, известный военный историк и публицист генерал Ростислав Андреевич Фадеев; её дочь писательница Вера Петровна Желиховская, рядом с матерью, дядей и любимым сыном Валерьяном, 22-летним студентом института инженеров путей сообщения, умершим в мае 1888 года; сестра Елены Андреевны Екатерина Андреевна Витте, мать почётного гражданина Одессы С.Ю. Витте и другие.

3 декабря 1855 года скончалась и похоронена светлейшая княгиня Елена Александровна Суворова-Рымникская, урождённая Нарышкина, внучка адмирала Д.Н. Сенявина. В первом браке за сыном А.В. Суворова Аркадием Александровичем, во втором - за князем В.С. Голицыным. Она была другом В.А. Жуковского, Дж. Россини написал в её честь кантату, а А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Давно о ней воспоминанье ношу в сердечной глубине».

С раннего утра 19 февраля 1919 года Соборная площадь и прилегающие улицы были полны народа, остановился городской транспорт - Одесса провожала в последний путь «королеву экрана» Веру Холодную. «Таких грандиозных похорон Одесса не видела», - писали на следующий день газеты. Короткий фильм об этой церемонии можно увидеть и сегодня. На кладбище состоялся траурный митинг, на котором артист Юлий Убейко высказал пророческие слова:

«Но верь, о Вера, тебя, королеву,

Экран не забудет за тысячу лет…»

Гроб поставили в склеп, где покоилась умершая ранее артистка русского театра М. Стосина. У изголовья могилы друга и соратника В. Холодной, похороненного в 1934 году на 2-м кладбище Петра Чардынина, в начале 70-х годов ХХ века был поставлен белый барельеф - профиль знаменитой артистки.

На кладбище в разные годы были похоронены многие видные учёные, цвет отечественной науки. Среди них:

Иван Павлович Бларамберг (1772-1831) археолог, один из первых исследователей древностей побережья Чёрного моря, основатель Одесского и Керченского музеев древностей. Ему принадлежит первенство в определении местонахождения ряда древних городов, крепостей и поселений, в том числе Тиры и Никонии;

Аполлон Александрович Скальковский (1808-1898) - директор главного статистического комитета Новороссийского края, один из основателей Одесского общества истории и древностей, автор широко известных исследований по истории Украины, украинского казачества, Одессы, в том числе «Хронологическое обозрение истории Новороссийского края», «Первое тридцатилетие Одессы», «Адмирал де-Рибас и завоевание Хаджибея»;

Александр Александрович Кочубинский (1845-1907) - учёный-славист, профессор Новороссийского университета.

Сколько людей погребено на кладбище, уничтоженном в 1930-х годах, - неизвестно, да и установить эту цифру практически невозможно. Можно только с полным основанием утверждать, что его огромная территория - это «пёстрое царство» тех, кто основал Одессу и поставил её в ряд крупнейших и красивейших городов мира, кто прославил её в веках. Здесь нашли последнее пристанище многие из лучших сынов и дочерей Отечества: герои войн, талантливые администраторы и дипломаты, промышленники и негоцианты, архитекторы и художники, учёные и литераторы, меценаты.

Задача нынешнего и последующих поколений - хранить это бесценное наследие. Сегодня некрополь нуждается в серьёзном изучении и постоянном внимании к нему как власть имущих, так и общественности.

Виктор Головань

Многие одесситы и гости города часто задаются вопросом почему в Одессе так много кладбищ и сколько же их всего на самом деле. Официально действующих — десять, но по факту гораздо больше. А сколько мест ранее были кладбищами? Мы расскажем Вам все самое интересное про историю одесских кладбищ.

Действующие кладбища в Одессе

Одно из самых старых кладбищ в Одессе расположено на Хаджибейской дороге и называется Сотниковская сечь — в честь захороненной здесь семьи казака Сотниченко. Появилось кладбище в 1775 году. Здесь похоронены наследники запорожских казаков, которые защищали страну от турок и штурмовали Хаджибей. После упразднения Запорожской сечи многие казаки не захотели переселяться на Кубань и остались на прежнем месте. Они добывали камень для строительства Одессы, а на кладбище похоронены их потомки.

Самое большое кладбище в Украине - это Западное или "Два столба". Такое странное название появилось из-за того, что на расположенной поблизости дорожной развилке когда-то стояли верстовые столбы, обозначавшие дорогу в город. Западное кладбище было открыто в 2000 году и занимало 204 га, сейчас его территорию увеличили за счет бывшего аэродрома до 218 га.

Из старых еврейских кладбищ в Одессе уцелело лишь одно. Третье кладбище, утратившее, правда, в военные годы большую часть старых захоронений, стало приютом для могил, перенесенных со знаменитого Второго, закрытого в 1977-м, и главной летописью истории одесских евреев за последние полвека. Там укрыт в углу памятник жертвам погрома 1905 года, там похоронены и Моше Дермбаремдигер, внук знаменитого цадика Леви-Ицхока из Бердичева, и советский писатель Ирма Друкер.

Второе Христианское кладбище (или Новое Христианское кладбище) открыто в 1885 году. Предположительно здесь похоронено более 500 тысяч человек.
Здесь покоятся жители Одессы всех вероисповеданий и наций. Много братских могил. Открыта стена для урн с прахом. Сюда же перенесли часть захоронений из ранее расположенного через дорогу 2-го Еврейского кладбища.

У главного входа — захоронения времен Российской империи, в центре — могилы известных артистов, врачей, спортсменов, военных и моряков, вдоль забора — много еврейских захоронений, в правом крыле, если стоять лицом к погосту, покоятся поляки и расположена "аллея жен", где похоронены трагически погибшие моряки.

Слободское кладбище открыли в 1835 году. Интересно тем, что на этом кладбище был похоронен Новороссийский генерал - губернатор Михаил Семенович Воронцов (1782 - 1856). Позже его прах перенесли в нижний храм Спасо-Преображенского собора.

На Дмитрия Донского есть Офицерское (Чубаевское) кладбище. Оно возникло в середине 19 века. Первым своим названием оно обязано селу Чубаевка, но после его стали называть Офицерским в связи с захоронениями здесь бывших военных из выстроенного поблизости Офицерского поселка. Ныне кладбище носит название Дмитриеводонское.

Также в городе есть следующие кладбища: Таировское, Латовское, Северное, Кровобалковское, Троицкое (Балаганское) в районе Самолетной, Кладбище на Библиотечной, и кладбище "Черноморка".

Второе кладбище в Одессе

Ликвидированные и забытые кладбища

Список экс-кладбищ: Старое кладбище, Чумное, 2-е Еврейское кладбище, Карантинное, на Стрельбищных полях Черемушек и Таирова, Кладбище на Пересыпи, на Бочарова, на Хуторской, Кладбище Солдатской слободы на Балтской дороге, на улице Академика Королева (там, где сейчас находится Южный рынок - Ред), в районе улиц Долгой и Холхозной, на Промышленной (Немецкое кладбище), на улице Лиманной, на Шкодовой горе, на 9-й станции Большефонтанской дороги, на Куяльнике, в районе улиц Ясиновского и Серов, Румынское военное кладбище на Академика Воробьева, кладбище на территории бывшего Детского приюта Женского благотворительного общества, на Сахарном поселке, античный некрополь на Театральной площади.

В общем, мест захоронений в Одессе предостаточно.

Но, пожалуй, самое интересное и малоизвестное - это 3-е Христианское кладбище или "Химическое кладбище" (рядом с ним находился Химический завод - Ред.). В 1937-38 тут хоронили бедняков. А в 20-е года тут нашли свой покой около 65 000 человек, в основном интеллигенция. Оно ликвидировано в пользу постройки Кислородмаша, промышленных, строительных и автопредприятий. До перестройки оставалась незастроенной небольшая часть кладбища - место погребения в 1944-1949 годах немецких, румынских и венгерских военнопленных и 12 советских граждан. Эту часть кладбища называют "Румынским" и "Немецким". На месте поставили небольшой обелиск.

Почему так много кладбищ?

Объяснение простое - сложная, кровавая история. Революции, войны, холокост и репрессии заставляли образовывать новые кладбища. Уже в советское время было принято "по-тихому" сносить кладбища с целью освобождения городской территории. И только в Независимой Украине одесситы по-немногу вспоминают историю города. И тут возникает вопрос, что с этой историей делать сегодня. Потому что если обнаружить все места массовых захоронений, то станет понятно, что мы живем на костях. И если учитывать это и считать все места погребений кладбищами, то получится город-мемориал, где все должны летать по воздуху, чтобы не нарушить покой усопших.

Ликвидировать действующие кладбища сегодня не решаются, так как народ не поймет. Однако рано или поздно городским властям все равно придется столкнуться с этой проблемой и все-таки ликвидировать хоть одно кладбище, хотя бы чтобы образовать другое. После развала СССР в Одессе решились только открыть кладбище (Западное - Ред.), причем одно из самых больших в Европе.

Кстати, закон Украины разрешает использование земель бывших кладбищ только для новых захоронений либо для устройства скверов и парков. Также запрещены "любые строительные работы" на местах бывших кладбищ, закрытых кладбищ и местах,"где есть следы давних захоронений.

Но все равно возникает вопрос какие места нужно считать кладбищами? Так, например, в районе площади Толбухина немецко-фашистские захватчики расстреляли, а потом сожгли десятки тысяч жителей города, преимущественно евреев, и пленных красноармейцев. Кладбищем место никогда не было, поэтому тут и возвели высотки и развлекательные центры.


Западное кладбище в Одессе

Секреты парков

Трудно поверить, но почти все наши парки — бывшие кладбища.

Самый известный из них, конечно, Преображенский, где раньше находилось, как считают многие одесситы, Первое Христианское кладбище. На самом деле это "микс" кладбищ, : 1-е Христианское, 1-е Еврейское, Мусульманское, Караимское, Чумное и участок для захоронения самоубийц.

К слову, большинство градоначальников Одессы нашли свой покой именно на Первом кладбище. Здесь же и прах брата Александра Пушкина - Льва Сергеевича, а также генерала Сабанеева, брата Иосифа де Рибаса Феликса, негоцианта и мецената Маразли, отца одесского пива Санценбахера, Александра Ланжерона, а также семейные склепы графов Толстых, Потоцких. Также тут покоится консультант Наполеона Бонапарта, выдающийся юрист Яков Иванович Шнейдер и даже знаменитая киноактриса Вера Холодная.

Периодически тут до сих пор находят фрагменты захоронений и человеческие останки, как и на территории зоопарка (он также занял часть территории Первого кладбища - Ред.). Интересно, что раньше на этом месте еще и стоял луна-парк с аттракционами, которые лет шесть назад только догадались снести. К счастью, сейчас тут проходит реконструкция и место собираются превратить в мемориал.

А в парке Шевченко ранее находилось Карантинное кладбище, заложенное в 1822 году после переоборудования Крепости под Карантин. Здесь похоронены воины-защитники Одессы, румыны и немцы, воины-защитники Севастополя, моряки английского фрегата "Тигр", народовольцы (в 1879 и 1882 годах), участники революции, а жертвы чумы. Также на этой территории ранее были могилы воинов-строителей Большой крепости в Хаджибее, построенной в 1793 году.

В советское время на месте кладбища размещались детские аттракционы, сейчас там находится танцевальная площадка "Огни маяка".

Из старых сооружений кладбища сохранилась цокольная часть Мертвецкой башни, использовавшаяся для освидетельствования умерших. Сейчас эта башня названа Сторожевой и переоборудована под выставочный зал, на крыше ее создана смотровая площадка.

Мало кто знает, но недалеко от Куликового поля ранее находилась тюрьма. Поэтому умерших и казненных хоронили на нем. После Октябрьской революции Куликово поле вновь стали использовать для захоронений - тут покоятся останки 117-ти революционеров, погибших во время Январского восстания. Также тут хоронили анархистов, репрессированных деникинцев, участников "процесса семнадцати". Были здесь захоронены и итальянские моряки, участники обороны и освобождения Одессы.

У входа в парк Горького со стороны улицы Варненская угол улицы Генерала Петрова установлен памятник жертвам фашизма. Дело в том, что их хоронили на территории парка в период оккупации. А в севере Старостина на Слободке во время войны хоронили румынских солдат. После ликвидации кладбища в 1944 году оставалась разрушенная часовенка, используемая, как домик садовника и каменный фундамент ворот. По рассказам старожилов на этом кладбище был похоронен и советский летчик, сбитый над оккупированной территорией. Здесь же были похоронены и итальянские летчики.

Отметим, что по слухам ранее захоронения были и на территории других парков - парк Победы и даже Савицкого парка. Но информацию на эту тему мы так и не нашли.

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (другие названия - Первое христианское кладбище, Преображенское кладбище) - комплекс кладбищ в городе Одесса, существовавший с момента основания города по начало 1930-х годов, когда он был уничтожен вместе со всеми памятниками и могилами. На территории кладбища был разбит парк культуры и отдыха - «Парк Ильича» (впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк. Захоронения на кладбище проводились до второй половины 1880-х годов, затем были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и ближайшие родственники уже захороненных хоронились вплоть до уничтожения кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тысяч человек, включая первостроителей и первых жителей Одессы.

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного - христианское, еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом), караимское, мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц, погибших от чумы и воинские - появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы. За годы существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых, строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня, основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци, было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта. В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев - летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой - 1 рубль 70 копеек; для детей указанных сословий - 60 и 80 копеек соответственно; мещане и прочие звания - 50 и 75 копеек, а их дети - 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась. До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций - городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви…

Молдаванка - район во многом легендарный, хотя на самом деле лишь одна из слободок, возникших вокруг границ портофранко - свободной экономической зоны. Тот самый специфичный характер застройки с "одесскими двориками" возник не от хорошей жизни: Молдаванка расположена неподалеку от Привоза, через дорогу от границы портофранко, и не удивительно, что здесь расцвел криминал в самых разнообразных его видах. Каждый двор - по сути, мини-крепость: все окна выходили внутрь двора и всего пару-тройку - на улицу. Вход - через арку в фасадном здании, если такого нет - строился забор метра 2 высотой, обязательно глухой и каменный. Подобные по планировке дворы-крепости можно встретить и в Старом городе Симферополя, и в горных селениях Карпат. Но мы - в Одессе, а значит не побывать на Молдаванке просто невозможно. Пройдем же мы туда через бывшее Первое христианское кладбище, где было похоронено более 200 000 первых одесситов.

Нет, мы не ошиблись - ныне кладбище представляет из себя парк культуры и отдыха. В 1930-х годах его сровняли с землей, ценности из могил выпотрошили НКВДисты, а на части территории разместили зоопарк. Который еще и расширять собираются! Значение же кладбища в Старой Одессе - приблизительно как Байковое в Киеве или Лычаковское во Львове.

Впрочем, в мэрии не все помнят и чтут своих предшественников. Так, вынашиваются планы расширения того самого зоопарка на костях - речь шла о 2,5 га парка-кладбища, слева от центральной аллеи. Также планировалось отобрать хоздвор трамвайного парка. А на Новошепном ряду планировалось построить паркинг. В результате же планы расширить зоопарк поставили под угрозу трамвайное депо.

Часовня возле раскопанных фундаментов кладбищенской церкви

Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД. На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли.

Храм в прямом смысле слова сровняли с землей, нижний ярус частично сохранился

Вынося на сессию горсовета вопрос о расширении территории зоопарка за счет парка «Преображенский», городские власти Одессы нарушили 12 законодательных и нормативных актов. Об этом в ходе заседания «круглого стола», организованного Общественным советом при главе Одесской облгосадминистрации, заявила член совета Ирина Голобородько.

«Я люблю животных. В нашем зоопарке они содержатся в ужасающем состоянии. Зоопарк нужно реконструировать, но не за счет же праха и памяти великих одесситов, строивших наш город», - считает общественный деятель. По словам И. Голобородько, греческая диаспора Одессы давно просит выделить ей участок для восстановления разрушенного храма Во имя Всех Святых, который находился в парке.

…Депутат горсовета Светлана Фабрикант заявила, что для нее, как для инициатора создания комиссии по вопросу парка Преображенский, появление данного проекта решения сессии явилось полной неожиданностью. По словам С. Фабрикант, когда она занимала пост и.о. вице-мэра, было два инвестора, готовых реализовать проект переноса зоопарка на место нынешнего парка им. Ленинского комсомола. Также по данным депутата, есть проект строительства бизнес- и торгового центра на месте парка Преображенский. Он прошел все согласования. В том числе и Управления охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации. Что же касается захоронений, то они находятся на поверхности. И чтобы их повредить, глубоко копать не надо, подчеркнула С. Фабрикант.

А вот и Молдаванка! Улица Адмирала Лазарева, угол Мечникова

Вики: В конце 1700-х годов Молдаванка представляла собой отдельное поселение, состоящее из двух десятков домов, но в 1820 году эта местность вошла в состав города. Это было рабочее предместье Одессы, где разместились промышленные предприятия и где проживали их работники. Границы Молдаванки: восток — ул. Старопортофранковская; север — ул. Градоначальницкая; запад — ул. Балковская; юг — ул. Заньковецкой и генерала Цветаева.

Водилы!

По Лазарева и пойдем. Одноэтажный дом с аркой

Заглянем внутрь.

На удивление, разваливающихся домов очень мало, заброшек нет

Вот так!

Углубимся дальше, в сторону промзоны, по Высокому переулку, и выйдем на улицу Генерала Цветаева. Там дворы поменьше, поплотнее

Приблизительно половина дворов закрыты, зачастую обычными кодовыми замками

Какой-то обветшалый декор, спутанная проводка, новенькая таблика на украинском языке

В арках зачастую висят разнокалиберные почтовые ящики

Типовая Молдаванка.

Здесь даже есть техэтаж и новый декор арки

Дворик с многочисленными достройками

И снова ящики

Этот двор оказался открыт настежь, что редкость

Увы, застройщики добрались и до Молдаванки - на другой стороне улицы Цветаева на месте промзоны строят такую хрень

Здесь посреди дворика воздвигнут грандиозный сарай - памятник архитектуры и градостроительства дворового масштаба

Немало же дворов превратились в место парковки

Террасы, веранды, балконы...

Улица. Ныне на Молдаванке довольно спокойно, к туристам привыкли, но сомнительного контингента в виде спившихся аборигенов здесь в разы больше, чем в других районах

Вот мы и вышли к Алексеевской площади

Осторожно, злая собака!

Магазин на углу (с)

Дома выходят на площадь

Здесь уже на первых этажах были магазины с подвалами - классическая еврейская застройка

Вид на улицу Болгарскую - видно, что ближе к бывшей границе портофранко высотность и опрятность домов увеличивается

Вот мы и вышли на Алексеевскую площадь. А Молдаванка еще будет!