Судьба ванюшки в судьбе человека. Ванюшка из легендарного фильма «Судьба человека» много лет работал таксистом

Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения Предмет: литература. Класс: 5. Цель – обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним. Задачи: 1) развивать умение комплексно анализировать художественный образ в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик; 2) продолжить знакомство с художественным приёмом «рассказ в рассказе»; 3) воспитывать культуру умственного труда, коммуникативные качества (сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения). Оборудование и наглядность: портрет М. А. Шолохова; выставка произведений писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа. Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма. Урок разработали: Никитина Н.П. Ход урока I. Оргмомент. II. Основная часть урока. 1. Вызов. 1) Вступительное слово учителя. Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. 2) Составление кластера. – Ребята, назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово Детство (учитель записывает его на доске). Игрушки, игры Семья Детство Дом Веселье, смех, радость Беззаботная пора Мамины сказки – Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы поработаем с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с основными чертами героя, отражаются на доске. Школьники работают в тетрадях. – Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте? (Андрей Соколов – главный герой всего рассказа, а в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.) – Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя»; «мелкая птаха… как свиристель… как воробей под застрехой». – Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Во внешнем облике мальчика подчёркивается трепетность, уязвимость ребёнка.) – Перечитаем первый диалог мальчика и «дяди­шофёра» (с. 244). Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить мальчику к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил он во время войны? (Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчёркивается незащищённость, беззащитность мальчика.) – Что ещё можно узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонацию, синтаксический строй реплик. (Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю, не помню… где придётся» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенёс маленький мальчик.) – Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? Как в речи Вани передаётся его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторённое слово «найдёшь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребёнок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нём была надежда.) – Какие ещё слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? («…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно».) Продолжите запись. (Переживания героя, ранимость.) – Обратитесь к записи на доске. Подведём итог проделанной работе. Какие ведущие черты в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (Беззащитность, ранимость, незащищённость, уязвимость и т. п.) – Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову? Как Андрей Соколов реагирует его рассказ? – Как, по­вашему, было принято решение Андреем Соколовым? (Знакомство длилось 3 дня, на 4­й произошёл решающий разговор.) – Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти, – спросил я.» (с. 247). – Кем сказаны эти фразы? (1фраза сказана Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Он герой рассказа. 2 фраза – рассказчиком, который передаёт нам рассказ Андрея Соколова.) – А Шолохов? (Автор.) – Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе.) – Вспомните, в каком произведении, прочитанном в 9 классе, использовался этот же приём? (Повесть «Ася» И. С. Тургенева.) – Как вы думаете, в чём заключается роль Ванюшки в этом отрывке? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: уязвимого положения детей во время войны.) 3. Рефлексия. – Как вы думаете, почему в начале урока, готовясь к анализу фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову Детство? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом Детство могли бы возникнуть у Ванюшки. Чтение 2 – 3 ученических работ. III. Домашнее задание: *Сталкивались ли вы когда­либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы что­нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания?

Ванюшка в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» является прообразом чистоты и наивности. В годы войны 1941 – 1945 гг. трагически умирают родители мальчика, отец на фронте, а мать в поезде от разорвавшейся бомбы. У Ванюшки ничего и никого не осталось, ни родных, ни крыши над головой. И тут на своем жизненном пути, а именно осенью 1945 г. в Урюпинске он встречает Андрея Соколова. Все внимание в данном рассказе сосредоточено именно на этом человеке. Но описание его образа было бы не полным без мальчика Ванюшки, маленького, но сильного.

Когда Андрей Соколов встречает Ванюшку, на вид ребенку лет 5 – 6. Мальчуган был весь грязный, лохматый и голодный. Мужчина берет Ванюшку на воспитание и говорит ему, что он – его отец. Мальчишка радуется этой новости, возможно в глубине души понимая, что это ложь. Ванюшка соскучился по человеческой ласки и теплоте, поэтому и принимает Андрея Соколова как отца. Ребенок очень обрадовался такой встрече, целовал, обнимал Андрея, приговаривал, что ждал и верил в то, что он найдет его.

Мужчина любит Ванюшку как родного сына, ухаживает за ним. Сначала сводил в парикмахерскую, потом искупал, а когда Ванюшка уснул, побежал по магазинам. Купил ему рубашку, сандалии и картуз. Ванюшка скучал по Андрею Соколову, когда того не было дома. Эти двое – осиротевшие люди, нашедшие друг друга.

В рассказе «Судьба человека» автор не сразу дает портретную характеристику Ванюшки. Он делает это постепенно. Рассказ ведется от лица повествователя и главного героя. При встрече с Андреем Соколовым на пристани, рассказчик внимательно рассматривает Ванечку и в тоже время шутит с ним, называя «стариком». У мальчика кудрявые русые волосы, а ручки розовые и холодные. Больше всего запомнились Ванюшкины глаза – светлые и голубые.

Этот ребенок – маленькая, но сильная личность. Он уже столько всего пережил. Ванюшка сумел отогреть холодную душу Андрея Соколова, тоже много повидавшего на своем пути.

Рассказ «Судьба человека» - это произведение о победе над человеческой судьбой. Мальчик маленький, но сильный духом стал смыслом жизни для человека, у которого судьба отобрала все самое дорогое, ради чего стоит жить.

Вариант 2

У каждого человека своя судьба и своя дорога в жизни. Порой нам не под силу изменить жизненные ситуации, ведь то, что предначертано свыше, обязательно исполнится, хотим мы этого или нет. Жизнь это череда происходящих событий: хороших, приятных, а порой плохих и приносящих несчастье человеку. Но все события и люди, которые встречаются в жизни человека, это не случайно. Всё это имеет свой смысл, свою цель, нужно только уметь понимать.

В произведении Михаила Шолохова «Судьба человека» Ванюша появился в жизни Андрея Соколова тоже не случайно и главный герой это быстро понял. При первой встрече этот парнишка, которому было пять-шесть лет, произвёл сильной впечатление на Соколова. Этот маленький оборвыш, как его называет автор, так полюбился Андрею Соколову, что он скучал по нему, и каждый вечер спешил к чайной, чтобы увидеть Ванюшку. Этот парнишка был сирота, отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой в поезде, и Ванюша остался совершенно один. Ночевал он там, где придётся, кормился около чайной тем, что дадут прохожие.

Ребёнок был грязный, лицо покрыто пылью, волосы немытые и нечесаные. Но зато глазки его были такими яркими и выразительными, как звёздочки на ночном небе. Это были детские глаза, которые излучали веру и надежду, что всё будет хорошо. Ванюша действительно верил, что его отец скоро вернётся из фронта, и они будут вместе. Он каждый день гулял около чайной или просто сидел на крыльце, болтая ножками, и ждал. Настолько сильная была у ребёнка вера, потому что он понимал, что дети не могут жить одни, у них должны быть родители.

Все ожидания и надежды Ванюши сбылись, у него появился отец. Сколько было радости и восторга, когда он услышал от Андрея Соколова, что он его отец. Мальчишка кинулся на шею, прижался к щеке этого взрослого человека. Ребёнка переполняли чувства, он тоненько и звонко кричал, это был радостный крик души от огромного счастья. Ванюша всем своим детским сердцем верил, что это действительно и есть его отец, у него не возникало и капли сомнения. Ведь парнишка так сильно этого хотел.

Андрей Соколов забрал мальчика к себе, и стали жить вместе. Он с отцовской заботой ухаживал за ним, а с чем не мог справиться, то помогала хозяйка дома, у которой жил временно Андрей. Ребёнок со всей детской любовью принимал эту заботу, ведь ещё недавно он был лишён этого. Ванюшка всегда старался быть вместе с отцом, поменьше с ним расставаться, а Андрей этому не противился.

Они две осиротевшие души, как две песчинки нашли друг друга, взрослый и ребёнок, такие разные и такие похожие в своём горе. На душе у каждого из них стало легко и светло, жизнь вновь обрела для обоих смысл.

Сочинение про Ванюшу

Рассказ Шолохова “Судьба человека» пронизан трагизмом войны, ее бесчеловечностью по отношению к судьбам людей. Два одиночества совершенно случайно встречаются и находят друг друга. Андрей Соколов, храбро сражавшийся в горниле войны, потерял в этой войне свою семью и Ванюшка, у которого отца убили на фронте, а мать погибла при бомбежке поезда. У них общая беда – война их осиротила. Главный герой рассказа Андрей Соколов потерял интерес к жизни, но маленький Ванюшка спас его от горькой судьбы.

Ванюшку Андрей встретил возле чайной. Несколько дней он наблюдал за беспризорным ребенком, который питался объедками. На вид это был мальчик лет 5-6, с русыми кудрявыми волосами, запутанными и непричесанными, с грязным от пыли лицом и в такой же грязной одежде. Но одежда у него была добротная, что говорило о том, что о нем очень заботилась мама.

Никто из прохожих не обращал внимания на мальчишку, ибо таких много разбросала по свету война. А вот Андрей обратил внимание, ибо он был таким же одиноким, а может и потому, что глаза мальчишки излучали теплоту и доверчивость, они были по-детски наивны и светились на замурзанном личике, как звездочки после ночного дождя.

Мальчик был доверчивым, он сразу прильнул к Андрею, когда тот сказал, что он его папа. Ванюшка обрадовался тому, что теперь не один, что у него есть родная душа, что он кому-то нужен. Возможно, он и понимал, что Андрей не отец ему, но мальчик больше всего на свете хотел, чтобы это было правдой, и он поверил в то, что у него теперь есть отец.

Андрей взял Ванюшку на воспитание, и мальчик оказался очень разговорчивым, шустрым и озорным, он внес в его жизнь большие перемены, наполнил ее счастьем и радостью. Андрей очень полюбил его и обрел смысл жизни.

Ванюшка же обрел отцовскую любовь и быстро привязался к своему новому отцу, скучал, когда того долго не было дома, встречал с работы.

Этот мальчик спас Андрея Соколова от печальной участи судьбы, он скрасил его существование, заставил поверить в будущее, которое казалась ему бесполезным и одиноким. Этот маленький мальчик полностью изменил жизнь Андрея.

В образе Ванюшки автор показал суровую правду о детях послевоенной поры, которые остались сиротами. Они голодали, беспризорничали, но не теряли воли к жизни и мужественно сносили все невзгоды и лишения. Эти дети, как и Ванюшка, обладали волей и стойкостью, душевной чистотой и наивностью. Они верили в светлое будущее.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Раскольников и Свидригайлов сравнительная характеристика

    Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек

  • Образ и характеристика матери Базарова (Арина Власьевна) в романе Отцы и отцы Тургенева

    Арина Власьевна – мама Евгения Базарова одна из персонажей второго плана. Живут они с мужем, отцом Евгения, в далеком селе. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины

  • Сочинение Описание комнаты 6 класс

    Комната, в которой я провожу большую часть своего времени, имеет для меня большое значение. В ней каждая вещь имеет свое место и радует своим присутствием. Именно здесь я могу хозяйничать

  • Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

    Вклад любого выдающегося человека, который совершал над собой некоторые усилия и развивался вверенной ему области, как правило, является довольно существенным для этой области.

  • Сочинение по произведению Старуха Изергиль Горького

    Максим Горький является, пожалуй, самым известным российским классиком. Его произведения известны во всем мире. В своих творениях Горький поднимал безумно важные вопросы.

В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова. Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa?

Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.

Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти.
Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом.

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Тест по произведению

Ванюшка – мальчик-сирота лет пяти-шести из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Автор не сразу дает портретную характеристику этого персонажа. Он совершенно неожиданно появляется в жизни Андрея Соколова – человека, прошедшего всю войну и потерявшего всех родных. Его и не заметишь сразу: «он лежал на земле смирнехонько, прикорнув под угловатой рогожей». Затем постепенно раскрываются отдельные детали его внешности: «русая кудрявая головка», «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Ванюшка – это «ангельская душа». Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел многое испытать, научился вздыхать. Он – круглая сирота. Мать Ванюшки умерла во время эвакуации, была убита бомбой в поезде, а отец погиб на фронте.

Андрей Соколов сказал ему, что он и есть его отец, чему Ваня сразу же поверил и несказанно обрадовался. Он умел искренне радоваться даже мелочам. Красоту звездного неба он сравнивает с роем пчел. У этого обездоленного войной ребенка рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Его искренняя радость и восклицательные предложения свидетельствуют о том, что он истосковался по человеческому теплу. Несмотря на то, что он почти не участвует в разговоре «отца» и рассказчика, он внимательно ко всему прислушивается и приглядывается. Образ Ванюшки и его появление помогают лучше понять сущность главного героя – Андрея Соколова.

В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова. Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa?

Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.

Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти.
Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом.

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Тест по произведению