Свой бизнес: как открыть галерею. Бизнес-план картинной галереи (с финансовой моделью) Что лучше для открытия галереи

Художественные галереи в определенной степени похожи на малые предприятия. В большинстве случаев цель галереи - продавать искусство и держать галерею в бизнесе.

Однако это одно дело, когда клиент не возражает против роста цен. Это хорошая новость для коллекционера, когда цены на произведение художника возрастают, так как это означает, что произведение искусства становится более ценным на арт-рынке.

Чтобы открыть художественную галерею, вам понадобятся несколько вещей в начале:

  • Вам понадобятся потенциальные коллекционеры, если это коммерческая галерея
  • Конюшня художников
  • Страсть как для искусства, так и для бизнеса
  • Последовательное видение вашего бренда
  • Как и любой начинающий малый бизнес, разработайте бизнес-план
  • Сайт галереи в отличном месте
  • Достаточный капитал для покрытия нескольких месяцев работы затраты
  • Упорство и терпение

Коллекционеры произведений искусства

Как и при запуске любого малого бизнеса, сначала вы должны знать свой рынок. Многие владельцы галерей начали сначала список потенциальных клиентов. Знание нескольких людей, которых вы можете продавать, поможет вам разобраться с вашим бизнесом.

По мере развития хороших отношений с вашими коллекционерами они познакомят вас с друзьями и коллегами, и это поможет вам создать свою художественную галерею. Поскольку слово из уст растет, так будет и ваше дело.

Если ваша галерея не является коммерческой, а скорее экспериментальной витриной, вам понадобятся альтернативные источники финансирования, такие как художественные гранты.

Артисты

Мир искусства не существовал бы, если бы не художники. Чтобы открыть успешную художественную галерею, вам нужно будет начать с сильного списка художников.

Поскольку искусство очень субъективно, значительная часть вашего отбора основана на личном вкусе и интуиции. Некоторые галереи выбрали своих художников по расположению, теме, стилю или тенденции, чтобы назвать несколько.

Например, в некоторых галереях будут показаны только пейзажные картины или выставляются художники, которые живут в одном городе.

Возможности бесконечны. Однако ключ к успеху - это знание того, что у вас есть конкретные коллекционеры (индивидуальные или корпоративные), на которые вы можете продавать произведения искусства.

Искусство и бизнес-ноу-хау

Кроме того, чтобы быть хорошо осведомленным в управлении малым бизнесом, необходимо также увлечься искусством. Тесный продавец вряд ли успешен в продажах.

Если вы только начинаете, посетите столько художественных галерей, сколько сможете, и поговорите с директорами галереи и продавцом. Еще лучше, сначала позанимайтесь в художественной галерее, чтобы получить из первых рук опыт работы галереи. По мере того, как вы приобретаете необходимые знания для запуска успешной галереи, у вас будет уверенность в создании вашей собственной галереи.

Местоположение

Как и в любом бизнесе, местоположение является ключевым. Если ваша галерея находится в популярной туристической зоне с интенсивной торговлей, у вас будут большие возможности продать работу местных художников. Если ваша галерея находится в арт-центре, то у вас больше шансов привлечь внимание искусства мира cognoscenti.

Некоторые владельцы галерей могут даже отказаться от фактического сайта и поддерживать виртуальную галерею в Интернете.

Капитал

Каждому бизнесу нужны стартовые деньги. Первоначальные затраты включают аренду помещений, необходимое оборудование для ведения бизнеса и экспонирование искусства, найм персонала и другие факторы, которые следует учитывать, включая ежемесячные эксплуатационные расходы.

Сеть

Слово, используемое в мире искусства, является «schmooze» и означает «сеть». Художники, критики, арт-дилеры все должны наладить связи и расширить свои художественные сети.

Посещение галереи и открытие музеев обязательно. Посещение арт-ярмарок и биеннале во время предварительного просмотра презервативов - это окончательное время для общения. У вас есть визитные карточки, каталоги художников и открытки, готовые к раздаче, когда вы ходите по шее. "

Когда один из ваших художников находится на выставке, обязательно рядом с художественными работами, чтобы предоставить дополнительную информацию и организовать посещение студии с этими потенциальными контактами.

Поддержание хороших отношений с искусствоведами, которые могут писать о ваших художниках, также является хорошим способом вызвать интерес к вашей галерее. Поэтому будьте уверены, что вы можете предоставить достаточный текст и изображения критику или журналиста.

Упорство и терпение

Запуск галереи в большинстве случаев требует определенного периода времени, поэтому терпеливость является ключом к построению устойчивого бизнеса.

Полных энтузиазма, влечет идея собственного бизнеса, тем более что идей предостаточно. Те, кто решился поменять направление своей жизни, думают, в первую очередь о «классической» смене направления: открытии своего магазина, получая стабильный доход. Преимущество, в любом случае есть, однако минус являет собой серьезную преграду на пути становления бизнеса: высочайшая конкуренция и насыщенность ниши.

Другим способом поднять свое предпринимательство на новый уровень, является способ инвестирования денежных средств в необычные, новые проекты , которые смогут стать основой бизнеса. Такой идеей является галерея. Данная сфера деятельности является новой отраслью, как для России, так и для стран СНГ. Но, несмотря на кажущуюся простоту, она требует к себе внимания, как и любая идея в сфере творчества .

Основа проекта

Идея может быть легко воплощена в жизнь в населенном пункте, численность которого превышает триста пятьдесят тысяч человек. Прекрасно, если в городе не будет второго специализированного помещения, как Ваше – тогда уникальные выставки и презентации сможете проводить только Вы.

Такое сотрудничество очень выгодно. С одной стороны – помощь художникам в реализации их творчества, а с другой – доход для той и другой стороны.

Человек в современном мире стал больше внимания уделять сфере искусства, стал проявлять интерес к новым произведениям живописи, инсталляциям, арт-композициям — это все захватывает человеческое внимание, пытаясь вырваться в нечто большее, чем просто метод самовыражения. Через арт-произведения человек пытается показать свою уникальность – а это значит, что посещение галереи для него не просто приятного времяпрепровождение, а поиск своего предмета, который будет отличаться практичностью и красотой.

То есть, предположение о том, что предприниматель должен обладать тонким чутьем на качественные концепты искусства, логично и верно. А если учитывать, что придется работать с творческими людьми, организовывать их выставки, — скучать не придется. К тому же, можно взять во внимание идею открытия частных выставок. Полезна информация о ведение бизнеса с нуля .

Но изначально, перед формированием своей деятельности, необходимо организовать направление культурной идеи.

Вопросы, которые касаются закона

На данный момент в законодательстве РФ не прописаны специализированные законы и службы, которые следили бы за деятельностью галерей.

Поэтому список документации, который необходимо собрать, небольшой:

— оформление своего бизнеса через одну из правовых форм: либо «ИП», либо «ООО», выбрав попутно один вариантов налогообложения;

— регистрация своей предпринимательской деятельности в службе налогов и пенсионном фонде.

Выбор здания

Найти специальный зал требуется сразу после того, как Вы оформили свой бизнес. Помещение для выставок – это пространство, которое будет служить характеристикой самой выставки, как бы, дополняя ее. Очень важным критерием при поиске помещения будет его расположение. Желательно, если это будет центральный район. Уделите особое внимание климату и освещению самого помещения.

Зал, площадью в двести квадратных метров, необходимо поделить на зоны:

— выставочная зона – 50 – 85 квадратных метров;

— зона для хранения экспозиций – 30 – 55 квадратных метров;

— зона, отведенная для инвентаря галереи – 45 – 55 квадратных метров;

— офисное помещение – 20 – 30 квадратных метров.

Так как аренда является дорогим удовольствием, начинающий бизнесмен должен продумать варианты экономии. Вашему вниманию на данном сайте представлены бизнес идеи без вложений . К таким вариантам могут относиться сотрудничество, при открытии галереи, с органами власти или, например, реализация галереи в готовом помещении.

Штат сотрудников

Для того чтобы функционирование Вашего предпринимательства происходило без сбоев, помимо персонала технического уровня, Вашей галерее понадобятся, как минимум, пять – семь специалистов определенной квалификации:

— администратор галереи – главный член предприятия. Именно он создает престиж и лицо галереи. Он принимает решение о стиле выставке, ее жанре и направлении. Также советует, с какими художниками сотрудничать, а от каких мероприятий лучше отказаться;

— специалист программной специфики – он будет отвечать за создание сайта галереи;

— помощники – они будут консультировать посетителей, предоставляя им информацию о существующих работах. От них будет зависеть покупка того или иного изделия;

— работник пресс-службы – будет создавать контакт между галерей и общественностью;

— куратор проекта – будет иметь возможность создавать формат выставок. Он анализирует популярные течения искусства и «строит мосты» связи с представителями искусства, которые имеют более подходящий концепт;

— организатор – он создает целостное видение выставки, решая, каким образом лучше разместить предметы искусства в одной зале.

Вложения

Список расходов включает:

— арендную плату – пятьдесят – семьдесят тысяч рублей ежемесячно;

— обновление зала с дизайнерскими решениями – около двух миллионов рублей (однако если есть готовое помещение, такие расходы почти полностью исключаются);

— оплата труда работникам – от десяти до пятнадцати тысяч рублей на каждого;

— маркетинг – сорок – восемьдесят тысяч рублей ежемесячно.

В итоге: 1 400 000 рублей.

Доход

Средняя стоимость за единичный экспонат искусства – от пяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. Но это не предел, который можно выручить с одного произведения – работы популярных мастеров стоят куда больше ста тысяч рублей. Каждый мастер получит прибыль до 40% процентов от вырученного дохода.

В среднем, доход от галереи и продажи картин составит от четырехсот до семисот тысяч рублей, с учетом организации одной выставки в месяц.

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

-> Развлекательный и гостиничный бизнес, туризм, общепит, красота, здоровье, медицина

Как открыть галерею или художественный салон

Открытие художественной галереи или художественного салона - это весьма удачная и достаточно прибыльная идея для собственного бизнеса.

Что следует знать и учитывать открывая собственную галерею или художественный салон? Существует несколько весьма простых и логичных правил создания подобного бизнеса.

1. Для организации необходимо иметь достаточно просторное помещение, которое должно соответствовать требованиями предъявляемым к подобного рода заведениям. Следует учитывать как технические, так и определенные художественно-эстетические требования. Обязательно следует сделать ремонт, тщательно продумать дополнительное освещение и другие подобные мелочи.

Безусловно, хорошо, если галерея будет находиться в центре города, где приток посетителей гарантирован, размещение же художественной галереи или салона в спальном районе - это всегда риск.

2. Общая площадь помещения для организации художественного салона или галереи обычно не менее 200 кв. метров. Из них примерно 20 кв. метров займет офис, выставочный зал – от 80 кв. метров, помещение для хранения работ (запасник) это еще около 50 кв. метров, а оставшиеся 50 кв. метров сьедят подсобки и прочие технические помещения. В принципе, бывают галереи и меньших размеров, обходящиеся без запасников и офиса, при планировании таких мини-салонов очень важно правильно распределить имеющиеся небольшое пространство.

3. Шаг следующий - подбор персонала и сотрудников. Здесь главное, чтобы они хорошо разбирались в искусстве, были общительными, коммуникабельными, активными.

Обычно в штате более-менее серьезного художественного салона или галереи работают галерист, куратор, руководитель, консультант, экспозиционер. Галерист создает внешний вид галереи, отвечает за ее имидж, выбирает направление работы, сотрудничает с художниками. Куратор занимается организацией и проведением выставок, он – инициатор всех этих процессов. Естественно, данный специалист должен иметь художественное образование.

Экспозиционер занимается подбором наиболее подходящего места для каждой работы, грамотно и правильно оформляет экспозицию . Задача консультана - общение с потенциальными клиентами.

Штат сотрудников может быть уменьшен или наооборот увеличен, в зависимости от условий и специфики деятельности конкретного салона или галереи.

4. Для того, чтобы открыть художественный салон или галерею какие-либо специальные разрешительные документы не требуются, понадобятся только общепринятые бумаги.

5. Как и в любом другом бизнесе, затевая открытие художественной галереи, следует подумать и о стартовом капитале. Если вы уже располагаете помещением под будущий художественный салон , то можно первое время обойтись суммой порядка 5 - 7 тыс. долларов. Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам в первый месяц работы, собственно оснащение и открытие галереи, печать буклетов о предстоящих выставках.

Если же помещения, как это обычно бывает, нет - потребуется арендовать подходящие площади. Но аренда в центре города – это очень недешевое удовольствие. Впрочем, если найти спонсора или открыть галерею совместно с местными властями, то это обойдется гораздо дешевле.

Можно подключить галерею к уже имеющемуся у вас бизнесу. К примеру, можно организовывать выставки в работающем магазине по выходным. Кстати, это будет очень хорошей рекламой.

6. Очень важный пункт - выбор художников и их работ. Следует определиться с направлением, технологиями (живопись, скульптура, графика, фотография, видео-, медиаарт, инсталляция) и предпочтительным кругом авторов.

Здесь следует опираться на несколько факторов: ваши собственные предпочтения, популярность в обществе, спрос. Помогает изучение бизнес-обзоров, мнения квалифицированных специалистов-экспертов, которые оценивают работы того или иного художника и дают им характеристику.

О художнике можно судить по мероприятиям, в которых он принимал участие, где выставлялся, в каком музее современного искусства уже имеются его работы. Очень важно выбирать хорошие работы для галереи , ведь ее оценивают по уровню не самого сильного, а самого слабого из авторов. Такова специфика этого бизнеса.

7. Открывая галерею следует позаботиться о страховке, а также об общей организации безопасности и охраны. Эти статьи расходов могут значительно удорожить начальную смету.

8. Прибыль можно получать не только от продажи картин и других выставленных в салоне или галерее предметов. Небольшая плата за вход в галерею вряд ли отпугнет ценителей искусства, зато отсечет лишний «нецелевой» контингент. Можно также брать символическую плату с художников, которые хотят сделать выставку своих работ.

Итак, подведем итоги.

Открытие художественного салона или галереи - это хорошая бизнес идея, которая позволяет получить прибыль, выставляя свои (если вы автор или коллекционер) и чужие работы на продажу.

Возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями. Они могут возникнуть, если бизнес не будет продуман до мелочей, если не будет стартового капитала и необходимого помещения. Впрочем, всего предугадать невозможно и некоторые огрехи, как это часто бывает, придется устранять уже в процессе работы. И все-таки, все организационные вопросы очень важно решить заранее с тем, чтобы открытие галереи прошло на ура.

Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.

Степанова - вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская - юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно - нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», - поясняет она.

Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство - как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», - объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.

В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи - продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе - те, что имеют перспективы стать со временем дороже.

Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», - поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий - от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.

Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.

Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.

«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», - признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры - он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», - поясняет Степанова.

Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, - поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.

Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них - более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», - рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.

Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL - еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», - рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.

После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.

Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.

В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника . От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему - его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».

Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи - московско-лондонская «Риджина» и московская XL.

Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное - усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, - поясняет Степанова. - Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.

Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро - задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.