Татьяна русская душою читать. Презентация на тему: "И снится чудный сон Татьяне…

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.





Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна... Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.


Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла и что ж? медведь за ней!


Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет И на порог ее кладет.



…За столом сидят чудовища кругом: Одни в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот… Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конской топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.




Мое! сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась...




Недвижим он лежал, и странен Был томный мир его чела. Под грудь он был навылет ранен; Дымясь из раны кровь текла. Тому назад одно мгновенье В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь, Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окны мелом Забелены. Хозяйки нет. А где, бог весть. Пропал и след.



В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. «Ну, что ж? убит», решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Зарецкий бережно кладет На сани труп оледенелый; Домой везет он страшный клад. Почуя мертвого, храпят И бьются кони, пеной белой Стальные мочат удила, И полетели как стрела.


Итак, слово-символ в контексте сна - многозначная семантическая структура, значения которой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора, во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрывать душевное состояние и будущее сновидца.


Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину, «мечтанье страшное», предвосхищение спасения. Избавления от влияния сил темных и непонятных ценой гибели души чистой, неискушенной, непорочной.

Примерный текст сочинения

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги - сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам

В уединенный уголок.

Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Лишь сказать, что созвучны даже имена «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили, что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня...

Стоит лишь сказать, что созвучны даже имена «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили, что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня...

я героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся: …я так люблю Татьяну милую мою! Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, ...

Властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. "Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал...

"Татьяна русская душою..."

Примерный текст сочинения

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги - сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам

В уединенный уголок.

Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Среди всех действующих лиц романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна занимает особое место. Автор называет её милым идеалом, признаётся, что выделяет её: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Пушкин объясняет это тем, что она выше многих других представительниц дворянского общества по своим духовным качествам, характеру, уму. Воспитанная на фоне деревенской природы, она гармонично развивала свой внутренний мир. Татьяна много читала, размышляла в уединении, общалась с добрыми людьми, слушала народные песни и сказки няни, научилась любить природу.

Главная героиня отличается не только добрым нравом, прекрасным воспитанием, но и доверчивостью, искренностью, прежде всего. И это не провинциальные черты, а качества русской души, которые трудно уберечь в шумном свете, где барышни хорошо усвоили уроки французского и вообще европейского этикета. В естественности и простоте, в умении держаться с достоинством, но без высокомерия мы видим главное отличие Татьяны от столичных кокеток, способных играть, лицемерить, интриговать или злословить. «Русская душою», она и в высшем свете останется верна милым её сердцу привычкам, тоскуя по дорогому ей миру провинциальной жизни, по возможности общаться с родной природой.

Татьяна, как было принято в те времена, читает и пишет не на русском, а на французском языке, но это не мешает ей оставаться русской в соблюдении традиций, в любви к народным песням, к русской культуре, к природе. Наверное, Пушкин хотел подчеркнуть, что сохранить самобытность, верность национальному характеру позволяет не только жизнь в деревне, но и близость к народу. Ведь Татьяна общается с няней, крестьянская мудрость и талантливость которой могли оказать влияние на воспитание лучших качеств в характере героини. Отсюда и уверенность Татьяны в необходимости честного разговора с человеком, которому она хотела бы «вверить» свою судьбу. Да, она знала жизнь в основном по книгам, не имела опыта, не представляла трудностей, какие ждут её в столичном обществе, но она хотела строить будущую семейную жизнь по любви, а не по расчёту. В письме она сообщает, что именно таким, похожим на Онегина, она видела своего суженого:

Ты в сновидениях мне являлся,
Незримый, ты мне был уже мил…

Её сердце жило ожиданием встречи с тем человеком, который поймёт, оценит, полюбит, станет другом на всю жизнь. И, встретив Онегина в деревенской глуши, почувствовав в нём необычного человека, Татьяна безоговорочно, безудержно отдаётся своей первой и, как выяснится позже, единственной любви. Её письмо к Онегину поражает силой чувства, смелостью юной провинциалки, способной признаться в любви, стать инициатором в любовных отношениях, что считалось в девятнадцатом веке неприемлемым для женщин. Автор же не осуждает свою героиню, а жалеет, сочувствует ей, объясняя её порыв неопытностью, чистосердечием, доверчивостью девушки, полюбившей человека, который не оценил в ней главных достоинств: отсутствие фальши и способность любить самоотверженно, глубоко, сильно и навсегда.

Образ Татьяны на протяжении всего романа подвержен эволюции, становится всё более привлекательным и значительным. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души остаётся прежней. Она готова променять «ветошь маскарада» на сельское уединение, на простоту человеческих отношений. Её утомляет несносный вздор, который занимает светских дам. Блеск, мишура и пустота праздной жизни угнетают Татьяну, ей хотелось бы вырваться из этого круга.

Человеку свойственно ошибаться, и Татьяна не исключение. Она дважды ошибалась в своих выводах об Онегине, но в главном остаётся верна себе: предать человека, сделать ему больно она не может. В ответ на признание Онегина любимая героиня Пушкина отвечает: «Я другому отдана и буду век ему верна».
В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил лучшие черты своих современниц: добропорядочность, честность, искренность, благородство, доброту, высокую духовность – всё то, что ценится в человеке во все времена. Отличительные особенности этого образа появились в результате художественного открытия автора. Уже само имя героини говорит о её близости к народу: Татьянами дворянок не называли, такое имя могли иметь простолюдинки. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не раз обнаруживал симпатию к главной героине, сохранившей национальные корни, не забывшей родного языка, традиций и обычаев своего народа. Автор отмечает, что «Татьяна (русская душою) любила русскую зиму» и зимние праздники. Она, как и многие девушки,

Верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Близость к народу способствовала формированию самобытного национального характера, черты которого с таким восхищением рисовал Пушкин. Создавая образ Татьяны, Пушкин высказал своё мнение, что лучшими среди дворян могут быть те, кто верен духовным ценностям русского народа, кто сохранил национальные черты, традиции, культуру и язык. Вот поэтому Татьяна, с её русскою душою, и является любимой, идеальной героиней А.С.Пушкина.

Рецензии

Зоя, добрый вечер.

Спасибо большое за прекрасную статью.

Когда я читал "Евгения Онегина", помню, что ловил себя на мысли, что Пушкин очень любил свою героиню Татьяну. Это отношение, эта любовь чувствовалось в строчках. (Схожее отношение автора, я улавливал у Льва Толстого по отношению к Наташе Ростовой в "Войне и мире").

Образ Татьяны прописан Пушкиным с любовью и очень отчетливо, мастерски.

Прочитав Вашу статью по Татьяны Лариной, я увидел детали объяснения такого отношения к героине: что выделял Пушкин, что было ему дорого, что хотел он показать.

И ведь это, действительная красота русской души, женской души, которая умеет любить, верить искренне в чувства, верна традициям своего народа, и при этом образована, добра, понимает и другие культуры (умеет общаться по-французски, понимает эту культуру). Она созидательна, не разрушительна. Да и просто - мила.

Этим проникаешься, и это чудесно. Вот она - великая и милая, не выпячивающаяся, но достойная, созидательная и добрая, русская женская душа. Какая красота в ней! И как она воспета!

Спасибо большое, Зоя. Просто прекрасно. В свое время очень много знал из "Онегина" наизусть, гораздо больше, чем задавали в школе. Это песнь песней!

Вам доброй субботы, отличного настроения и всех благ.

Игорь, добрый вечер!
Вы меня очень порадовали своим восприятием образа Татьяны. Особенно здорово, что наизусть учили много! Я тоже в школьные годы (да и позже) около половины романа знала наизусть, так как легко всё запоминалось и хотелось именно пушкинскими стихами говорить.
Спасибо за добрые слова.
Всего самого лучшего, Игорь!

Татьяна является любимой героиней Пушкина: он часто и подробно останавливается на ее характеристике, и эта характеристика проникнута чувством живой симпатии. «Я так люблю Татьяну милую мою!», - восклицает он.


Татьяна воспитана в патриархальной обстановке старого помещичьего дома. Ее отец, отставной бригадир, был, по выражению Пушкина, «добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; все дела по хозяйству он предоставил своей жене, «а сам в халате ел и пил».


Когда в гостеприимный дом Лариных съезжались соседи-помещики, то разговоры их вращались неизменно в области обыденных интересов: «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»; других, более высоких интересов они не знали. Понятно, что жизнь в такой среде не могла впол не удовлетворить Татьяну, натуру незаурядную, от природы одаренную тонкой впечатлительностью и неясным стремлением к другой, более разумной и содержательной жизни. Поэтому с детства она росла одиноко, держалась в стороне от своих сверстниц и «в семье своей родной казалась девочкой чужой».


Чуждая действительности, она все время жила в мире своей фантазии. Окружавшая ее жизнь и люди не привлекали ее; она жила в особом, идеальном мире, который создала в своем воображении на основании своих любимых романов. В этих романах находила обильную пищу ее природная мечтательность и чувствительность. Чтение было ее излюбленным занятием. Пушкин говорит:

Ей рано нравились романы;
Она влюблялася в обманы
Они ей заменяли все;
И Ричардсона, и Руссо...

Чтение романов открывало душу Татьяны преимущественно для иностранного влияния. Но были в окружающей среде и такие условия, которые способствовали развитию национальных черт характера и благодаря которым Татьяна, несмотря на свое иностранное воспитание, все-таки осталась, по выражению Пушкина, «русская душою», а не стала «чужих причуд истолкованьем», каким был Онегин. Это национальное, туземное влияние исходило преимущественно со стороны ее няни-старушки, в лице которой Пушкин изобразил свою собственную няню, знаменитую Арину Родионовну. От нее Татьяна наслышалась русских народных сказок, песен, поверий. Она не чужда была даже некоторых суеверий, «верила преданьям простонародной старины - и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Читая Руссо и Стерна, она, вместе с тем, нередко заглядывала в книгу толкования снов. В самом «сне» Татьяны отражается ее близкое знакомство с народными сказками; отдельные черты ее сновидений навеяны различны ми сказочными образами, наполнявшими, очевидно, ее воображение.


Таким образом, сентиментальные романы, которыми увлекалась Татьяна, еще более возбуждали ее чувствительность, нисколько не знакомя ее ни с действительной жизнью, ни с людьми, которых она не знала и о которых судила только по романам. Между тем окружавшая ее действительность и соседи-помещики слишком мало походили на ее идеальные представления о жизни и людях, какие она себе составила.


Поэтому она чувствовала себя одинокой, неудовлетворенной и волновалась смутными ожиданиями. Это настроение наиболее способствовало ее быстрому увлечению Онегиным. Неблагоприятные толки соседей о нем и восторженные отзывы Ленского о его новом друге возбудили в ней интерес к Онегину, как к человеку, непохожему на всех окружающих. Уже при первом знакомстве Онегин произвел на нее сильное впечатление. Его разочарованность, напускная холодность, оригинальность манер и резкость суждений - все это было ново для Татьяны, внушало ей высокое мнение об Онегине. Она увидала в нем героя того романтического мира, в котором жила ее фантазия. Неопытная в жизни и незнакомая с людьми, она, конечно, не могла верно разгадать Онегина, и увлеклась им; ей казалось, что «это он», «родная душа», которой не находила она среди окружающих и которая поймет ее собственные чувства и стремления.


Как натура прямая, не терпящая лжи и притворства, Татьяна решается сама открыться в своем чувстве Онегину и пишет ему свое знаменитое письмо. Многое в этом письме навеяно литературными образцами, от дельные мысли и выражения заимствованы, например, у Руссо, но все оно проникнуто такой искренностью, таким глубоким чувством, что даже равнодушный Онегин «посланьем Тани тронут был». Но это не помешало ему, во время объяснения с нею в саду, щегольнуть перед бедной девушкой своим модным разочарованием («Мечтам и годам нет возврата, - не об новлю души моей») и своим великодушием («учитесь властвовать собою, - не всякий вас, как я, поймет...»).

Однако и это объяснение с Онегиным не открыло Татьяне глаз на его истинный характер. Только впоследствии, уже после смерти Ленского и отъезда Онегина, посещая покинутый дом и читая в его кабинете оставленные им книги, Татьяна ближе и полнее по знакомилась с его личностью, с его взглядами и симпатиями. Уже самый выбор книг свидетельствовал о преобладающих интересах и вкусах Онегина. Среди любимых его писателей и произведений она нашла:

Певца Гяура и Жуана
С его безнравственной душой,
Да с ним еще два-три романа,
Себялюбивой и сухой,
В которых отразился век
Мечтанью преданной безмерно,
И современный человек
С его озлобленным умом,
Изображен довольно верно
Кипящим в действии пустом.

Сначала этот подбор книг показался ей «странен», потому что не соответствовал ее представлению о наклонностях и симпатиях Онеги на. Но затем, по отметкам на страницах, Татьяна могла себе составить более верное понятие о его взглядах и характерных чертах. Она увидела, как много в нем холодности, эгоизма, высокомерия, презрения к людям и того себялюбия.


Таким образом, это чтение открыло Татьяне глаза на настоящего Онегина, и она увидела, что он вовсе не похож на тот идеальный образ, который создался в ее воображении под влиянием романов. Это было тяжелым ударом для Татьяны, мучительным разочарованием, но, не смотря на то, что Онегин лишился в ее глазах прежнего ореола, оказавшись «москвичом в Гарольдовом плаще», он все-таки остался по-прежнему дорог ей, она не в силах была забыть и разлюбить его, как она сама признается в последнем объяснении с ним.


Но серьезное, вдумчивое чтение, которому Татьяна предавалась в кабинете Онегина, имело для нее еще другое, не менее важное значение: оно расширило ее кругозор, содействовало выработке ее взглядов на жизнь и на людей, и с этого времени «ей открылся мир иной», по выражению Пушкина, она стала более сознательно относиться к окружающему и характер ее окончательно установился. В этом и заключалась та перемена в ней, которая так поразила Онегина при новой встрече, в петербургском «свете». Но эта перемена касалась более внешности Татьяны, ее манер и приемов. Выйдя по желанию матери замуж (потому что «для бедной Тани все были жребии равны») и став знатной дамой, она по необходимости подчинилась условиям и обычаям светской жизни. Но в глубине своего существа она нимало не изменилась и осталась «прежней Таней», с душой правдивой, мечтательной и нежной. Окружающая ее пышность, блеск и почет нисколько не радуют ее, а, наоборот, часто становятся ей в тягость. Она откровенно признается Онегину:

Сейчас отдать я рада
За те места, где в первый раз,
Всю эту ветошь маскарада,
Онегин, видела я вас,
Весь этот блеск, и шум, и чад
Да за смиренное кладбище,
За полку книг, за дикий сад,
Где нынче крест и тень ветвей
За наше бедное жилище.
Над бедной нянею моей...

Таким образом, несмотря на свое богатство и высокое общественное положение, Татьяна не удовлетворена своей жизнью, внутренне страдает. «А счастье было так возможно, так близко!» - говорит она Онегину. Но хотя она по-прежнему любит его и чувствует себя несчастной, она не хочет нарушить своего долга, не хочет купить себе счастья ценою чужого страдания.


В сцене последнего объяснения с Онегиным ясно выступает вся глуби на и благородство ее характера и обнаруживается ее нравственное превосходство над Онегиным. Эти глубина и благородство натуры, внутренняя цельность, прямота и самостоятельность - характерные черты Татьяны, которые являются причиной особенной симпатии Пушкина к этому созданию своего творческого гения. В лице Татьяны Пушкин впервые нарисовал идеальный образ русской женщины, как он его понимал; притом образ этот взят им из элементов действительности, а не придуман и не сочинен: оттого этот образ и отличается полной жизненностью и конкретностью.