Технология создания творческого коллектива. Теоретические основы исследования проблемы формирования и развития творческого студенческого коллектива

1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Признаки коллектива:

1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.

2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.

3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:

Функционирует в сфере свободного времени.

Деятельность добровольная.

Деятельность общедоступная.

Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.

Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.

Коллектив самодеятельного творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.

1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.

2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.

Таким образом, руководителям самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).

При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:

ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;

объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;

составить расписание - дни и время репетиционных занятий.

права и обязанности участников коллектива;

уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.

Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.

На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.

Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.

Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.

Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Все участники коллектива самодеятельного творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.

На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива относится к более легким, но в то же время более трудным. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся жизни коллектива, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к "пульсу" коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.

Третьей стадией не завершается развитие коллектива. Он развивается непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности к себе.

Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов. Но темпы перехода от одной стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие - медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.

Следовательно, общие закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.

Что касается тактики руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста сознательности, дисциплины, ответственности и коллективизма.

Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика клубных коллективов заключается в том, что участники самодеятельности и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.

Д. В. Мочалов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ключевые слова: творчество, личность, развитие, педагогические инновационные технологии, самодеятельный

хореографический коллектив.

В ходе комплексного исследования творческой направленности личности участников самодеятельного хореографического коллектива, с использованием традиционных и инновационных технологий обучения в сотрудничестве, были выявлены психологические особенности личности - участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии творчества личности; раскрыт

формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-

педагогические условия формирования и развития творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Keywords: creativity, personality, development, pedagogical innovative technologies, amateur choreographic collective.

During complex research of a creative orientation of the identity ofparticipants of amateur choreographic collective, with use of traditional and innovative technologies of training in cooperation, psychological features of the personality - the participant of amateur choreographic collective were revealed; criteria of creativity of the personality are defined; the forming potential of a choreography is opened; organizational and pedagogical conditions of formation and development of the creative person in the conditions of amateur choreographic collective are experimentally checked.

В условиях инновационных процессов происходящих сегодня в обществе развитию творческой личности уделяется особое внимание, поскольку творчество лежит в основе формирования, подготовки и осуществления инновационных преобразований. Развитие творческой личности может протекать в различных сферах общественной жизни, в том числе и во время занятий в самодеятельных хореографических коллективах. Хореографическое искусство, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта творческого опыта личности с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным как в профессиональном искусстве, так и в народном творчестве .

Как свидетельствует практика, в современных условиях недостаточно внимания уделяется вопросам развития творческой личности в самодеятельных хореографических коллективах, которые в большей степени ориентированы на постановочные занятия и показательные

выступления.

По нашему мнению развитие творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива должно

рассматриваться с точки зрения системного подхода как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству. И если с одной стороны танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и

улучшая осанку, то с другой стороны танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую направленность.

Волна суицидов в подростковом возрасте, потрясших Россию в последние годы и выведших ее по этому показателю на одно из первых мест, настоятельно требует пристального внимания к личности, а к творческой личности вдвойне, что и актуализирует проблему исследования.

Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в современной социокультурной ситуации в нашей стране, так как только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

Большинство авторов считают, что для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью и для нее наиболее характерным является творческий стиль поведения . На наш взгляд отличительным показателем, отличающим творческую личность, ее признаком, является наличие творческих

способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности

человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешной реализации. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Часто рядом с термином «творческая

личность» находится термин «креативная личность». Креативную личность можно определить как

личность, которая имеет внутренние условия, обеспечивающие её творческую активность, то есть не стимулированную извне исследовательскую деятельность .

Но творческая активность не всегда является производительной. Производительную творческую активность назовем творческим процессом, вследствие которого возникает новое достижение. Таким образом, можно определить, что творческая личность это есть личность креативная, которая в результате влияния внешних факторов приобретает необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностных образований, способностей, что способствует достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Важно, чтобы каждый человек совершенствовал навыки творческого мышления. Для этого необходимо создавать условия для развития творчества, руководить ими, и полностью использовать возможности процесса творчества.

Творческая личность помимо творческой активности включает творческое мышление, творческие способности и творческие возможности.

Творческое мышление - это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого интеллекта. Творческие способности - это умения, а также возможности творчески выполнять какую-то работу, выполнять какие-то действия, направленные на конкретный результат для улучшения чего-нибудь или кого-нибудь. Творческие возможности - это качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы участников

хореографического коллектива, которые

развиваются и ведут к формированию творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого участника.

С философской точки зрения творчество трактуется как деятельность, которая порождает что-то качественно новое, чего никогда не было .

Психологи рассматривают творчество как высший уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которого имеются созданные материальные духовные ценности» .

Обобщая мнение большинства

исследователей, определим творчество личности как созидательную деятельность, характеризующую неповторимость по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Создание условий для развития творческой личности, формирование у участников

хореографического самодеятельного коллектива устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата возможно с использованием различных методов, как традиционных, так и инновационных, что особо актуально на занятиях в хореографическом коллективе.

Традиционные методы подготовки включают методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, общее эстетическое развитие

участников самодеятельного хореографического коллектива.

Инновационные методы включают современные педагогические технологии развития лидерских способностей, педагогические аспекты творческой деятельности, методы развития

межличностного общения в коллективе, интеграцию

в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива, методы создания художественной среды средствами хореографии.

Опыт работы в самодеятельных хореографических коллективах Республики Татарстан и Нидерландов позволяет предложить комплексный метод, включающий элементы

традиционного и инновационного подходов для развития творческой способности личности -участника художественного самодеятельного коллектива.

Комплексный метод включает:

Визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

Теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей участников);

Практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

Рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на мысленный повтор разученных комбинаций);

Творческий компонент (предполагает

самореализацию личности в постановке танцевальной комбинации, посредством

собственных предложений по эскизу танца).

В своей работе педагог-хореограф должен стремиться к тому, чтобы применяемые им формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям личности

Участника самодеятельного хореографического коллектива .

Например, ведущей технологией должна стать технология обучения в сотрудничестве, согласно которой на занятиях по хореографии проводится как индивидуально-групповая работа, так и командно-игровая работа. В первом случае, участники разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные

танцевальные элементы. Это чрезвычайно

эффективная работа для усвоения нового материала каждым участником самодеятельного коллектива. Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

Таким образом, можно отметить, что развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе должно идти не только на досуговых и творческих мероприятиях, но и на этапе подготовки к обязательным учебным занятиям (хореографический станок).

В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста участников, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее творческими участниками; такая форма также необходима для участников, не усвоивших пройденный материал).

Для работы с младшими участниками хореографического коллектива целесообразно педагогу-хореографу применять игровые технологии обучения. При этом учитывается психология участников данного возраста и берется во внимание то, что ведущей деятельностью при этом является игра, и многие занятия выстраиваются в форме танцевальных и музыкальных игр. В данном случае речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы раскрыть и далее развить творческую личность, средством намеченной педагогом цели .

Так, например, в своей работе с данной возрастной группой автор статьи использует методику проведения нетрадиционных занятий в форме сказок. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные хореографические па приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества у участников.

И в этой творческой работе у участников самодеятельного хореографического коллектива закрепляются с интересом и удовольствием и профессиональные качества, такие как выворотность, гибкость, растяжка, мышечные ощущения и др.

В Центре Аллы Юрьевны Романенко (г. Казань) занимаются хореографией более 210 детей в 9 возрастных группах, начиная от 3 лет и до 17 лет.

Воспитанникам подготовительной группы (3-6 лет) предлагается система упражнений начальной танцевальной и хореографической подготовки, способствующей развитию базовых двигательных навыков и умений. Они танцуют на сцене маленькие сказочные номера, такие как «Шаловливые кошки», «Матрешки» передавая зрителям идеи добра, дружбы, раскрывая свой творческий подход к передаче образа.

Младшая группа представлена детьми от 6 лет до 12 лет. Рисунок танца усложняется. Появляются номера, требующие большей гибкости,

пластичности, точности и выразительности движений, эмоциональности и выразительности исполнения, например, «Татарский танец»,

отличается усложнением танцевальных элементов национальной направленности. От участников требуется определенная сноровка, координации движений, слаженность и ответственность за себя и партнера по танцу.

Приемы работы с детьми при создании образа могут быть разными. Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли участников, попытаться приблизиться к их миру. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве участников коллектива и педагога. Например, педагог детям представляет для прослушивания музыкальный материал, несущий в себе образное содержание. При прослушивании дети должны на листе бумаги нарисовать то, что бы им хотелось увидеть в рамках данного музыкального материала. Таким образом, мир педагога-хореографа и мир участника хореографического коллектива могут найти общие образные решения при создании танцевального номера. Но не всегда и не все участники открывают мир своих фантазий, то есть проявляют творчество. Некоторым участникам нужно время, чтобы воплотить в танце придуманные образы. В этом случае педагог может задать изобразить в движениях конкретный образ. Здесь главное для хореографа это увидеть мир глазами участника. Как показывает опыт работы, большинство участников младшего возраста радуются каждой возможности поговорить, то есть высказать свое мнение, активно стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомит педагог-хореограф, проявляют большой интерес к окружающему миру. Давая такие задания, педагог помогает участникам в их творческом самоутверждении. Пусть это будет, например, «бабочка», но у каждого ребенка найдется свой подход к воплощению этого образа.

При создании хореографического номера по сюжетам сказок работа может строиться следующим образом: участники самостоятельно находят сказки, которые, по их мнению, можно приблизить к заданной теме и невольно выбирают интересующие их образы героев, взаимоотношения между ними и возникающие ситуации, знакомится с сюжетами

сказок. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно иной подход участника к занятиям хореографией. Возникает активность участника в поиске новых сюжетов, персонажей. А для хореографии это - создание номеров, интерес к которым не иссякнет долгое время. Если работа идет с подростками, которые только начали заниматься хореографией, для них лексически воплотить образ довольно сложно. Для этого можно включить для них музыку, чтобы они, интуитивно чувствуя ритм, попытались танцевать. Конечно, их движения неловки, неумелы, но для педагога это почва для фантазий. Основываясь на ритмических движениях участников, хореограф создает свободную пластику, которую можно исполнить. По такому принципу создаются интересные номера, где участники очень ярко и творчески проявляют себя.

Так, создание хореографических образов в работе с участниками самодеятельного хореографического коллектива процесс творческий и увлекательный. Тот хореограф испытывает затруднения в создании номеров, который не интересуется уровнем творческого мышления участников. Лишь коллективный подход, заинтересовывающий всех участников, поможет найти образное воплощение любимых сюжетов и персонажей, а самое главное вовлечь участников в творческую атмосферу развития творчества личности .

Особое место в развитии творчества личности участников самодеятельного хореографического коллектива занимает их психологическая

диагностика. Как показал анализ существующих подходов к диагностике участников самодеятельного коллектива, они определяются взглядами авторов на феноменологию этого психического явления и направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков одаренности. При этом не достаточно внимания отводится изучению целостной творческой личности.

На наш взгляд, обоснование принципов диагностики психологического изучения творчества личности участников самодеятельного

хореографического коллектива должно основываться на двух положениях:

а) рассмотрение творчества, как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня;

б) рассмотрение творчества, в соответствии с динамической теорией одаренности (ДТО), как развивающегося качества личности.

Опираясь на данные положения, в качестве основополагающих принципов, выделены следующие принципы психодиагностики творчества личности:

1) личностно-ориентированный подход. Обследование должно быть направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств творческой личности, с учетом возрастных

новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер и т.д., а не отдельных способностей или качеств психики;

2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления). В основе динамического подхода лежит динамическая теория одаренности (ДТО), которая обуславливает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития;

3) прогностический подход, при котором

результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности, но и прогноз творческого развития личности, ориентация на выявление творческих потенциальных

возможностей.

Эти принципы легли в основу проведенного нами комплексного экспериментального

исследования личностно-профессионального и творческого развития участников самодеятельного хореографического коллектива. Проблема личностно-профессионального развития особо высвечивается в настоящее время, в связи с необходимостью освоения нового социальноэкономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки традиционных форм профессионализации, которые претерпевают изменения в современных условиях.

В настоящее время можно выделить три главных направления, по которым происходят изменения мира профессий:

Во-первых, отмирание, исчезновение некоторых профессий;

Во-вторых, ряд профессии обновляется по составу входящих в них действий и операций;

В-третьих, появляются новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом. Все указанные изменения в мире профессий прогрессивны и необратимы. Соответственно будут меняться и требования к творческой личности, причем в сторону повышения по сравнению с ныне существующими требованиями к общему умственному развитию, уровню образования и личностным качествам. Следует также учитывать, что личностнопрофессиональное самоопределение является основным новообразованием человека в ранней стадии его развития.

В экспериментах по комплексному исследованию творческой направленности личности участников самодеятельного хореографического коллектива приняли участие самодеятельные хореографические коллективы Центра Аллы

Юрьевны Романенко, музыкальной школы № 30, общеобразовательных школ № 174 и 175. Всего в исследовании приняли участие 89 участников хореографических коллективов. Из них: 56

участников в возрасте от 8 до 11 лет (младший школьный возраст) и 33 участника подросткового возраста от 12 лет до 15 лет.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие участники характеризуются недифференцированностью и разбросанностью профессиональных интересов. Так, анализ показателей выраженности познавательных и профессиональных интересов показал, что в среднем для одного участника характерна представленность от 6 до 15 познавательных и профессиональных интересов из 29 возможных. Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и и познавательными интересами у участников исследуемых групп достигают не более 50% (табл.1).

Таблица 1 - Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и профессиональными и

познавательными интересами, (%)

Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и профессиональными и познавательными интересами у участников самодеятельного хореографического коллектива

показатели соответствия «чистых» типов личности, творческой направленности и интересом показатели «смешанных» типов личности, творческой направленности и интересов

младший школьный возраст от В до 11 лет подростко вый возраст от 12 до 15 лет младший школьный возраст от В до 11 лет подростко вый возраст от 12 до 15 лет

4В,4 51,б 42,4б 57, 54

В целом, эксперименты показали, что участники хореографического самодеятельного коллектива испытывают значительные трудности в профессиональном самоопределении, о чем свидетельствует наличие почти у половины учащихся двух и даже трех типов направленности, сфер профессиональных предпочтений и разнонаправленности интересов. Эти данные позволяют говорить о необходимости

систематического проведения занятий,

способствующих развитию творческой

направленности личности или раскрытию

творческой личности и профессиональному

становлению участников, то есть на основе развития творческой направленности личности, повысить эффективность профориентации личности.

Среди обследованных участников были выявлены интеллектуально одаренные, количество которых составило в среднем 29,8% от общей выборки. Количество выявленных творчески одаренных участников составило в среднем 6,1% по показателям образной креативности и 7,7% по показателям вербальной креативности от общей выборки. В ходе исследования было отмечено снижение показателей креативности с увеличением возраста участников. Выявлено также отсутствие среди участников с высоким интеллектуальным уровнем показателей высокой творческой креативности. В основном интеллектуально одаренные участники имеют средний и выше среднего уровень творческой креативности.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что интеллектуально одаренные участников самодеятельного хореографического коллектива в условиях традиционного образования постепенно теряют свой интеллектуальный и творческий потенциал. Отсутствие специальных условий приводит к тому, что не раскрываются и не развиваются творческие способности, что в ряде случаев приводит к дезинтеграции личности.

Накопленный на сегодняшний день совместными усилиями педагогов-хореографов инновационный опыт, будет не только изучен, обобщен, но и эффективно внедрен в образовательную практику, что станет импульсом для новых творческих и педагогических проектов.

Данные проведенных исследований содержат обоснованные критерии сформированности творчества личности, позволяющие оценивать эффективность организаторской и воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах относительно развития творчества личности - участника самодеятельного коллектива.

В итоге осуществленного исследования выявлены психологические особенности личности -участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии творчества личности; раскрыт формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-педагогические условия

формирования и развития творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Литература

1. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И.Б Бовина // Социологический журнал. 2010. - № 3. - С. 5.

2. Гарифуллина Р. С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб. пособ. / Р. С. Гарифуллина. - Казань: Изд-во Казанского. ун-та, 2007. - 288 с.

2010. - №12. - С.279-284.

4. Краткий философский словарь /под ред. А. Алексеев -М.: Проспект, ТК Велби, 2008. - 496 с. 1БВ№ 978-5-48201782-1

5. Психологический словарь / под. ред. П. С. Гуревич. -М.: Словари, 2007. - 800 с. 1БВ№ 978-5-373-00614-9; 978-5-94849-630-6.

6. Явгильдина З.М. Педагогические условия

формирования музыкальной культуры молодежи в культурно-досуговых учреждениях малого города

/З.М. Явгильдина, Г.Р. Муртазина // Вестник КТУ,

2011. - № 24.- С. 324-333.

7. Гончарук Н.П. Использование психодиагностики в

процессе интеллектуально-развивающего обучения /

Н.П. Гончарук, Г.С. Сагдеева // Вестник КТУ, 2010.-№ 12. - С.107-112.

8. Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте / Е.О. Кабурнеева // Вестник МГУКИ.- 2010.- №5.- С.185-189.

© Д. В. Мочалов - ст. препод. каф. современного и спортивно-бального танца Казанского госуд. университет культуры и искусств» [email protected]

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Музыкальный колледж

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

СД. 03. Методика работы с творческим коллективом

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)


Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива.

Коллектив художественной самодеятельности можно определить как организованную форму педагогической, художественно-технологической и исполнительской деятельности, реализующую совокупность норм и ценностей в соответствии с функциями и позициями совместной деятельности руководителя и участников, обеспечивающую успешное выполнение поставленных перед ними задач.

Педагогическая деятельность включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Если обучение ориентировано на то, чтобы участники овладели теоретическими знаниями и практическими умениями работы с художественными произведениями и их исполнением, то образование – на расширение кругозора в области культуры и искусства, общественной жизни в целом, а воспитание – на формирование нравственных, эстетических, художественных и физических качеств участников. В понятие художественные технологии входят цели задачи работы над художественными произведениями, художественные средства и действия по преобразованию этого материала в сценическое произведение. А также формы организации, руководства и управления этой деятельностью. Исполнительская деятельность многообразна. В нее входят спектакли, концерты, праздники. Фестивали, выступления на различных культурно-досуговых мероприятиях(вечерах отдыха, тематических вечерах, музыкальных гостиных, лекториях и т.д.)

Самодеятельные коллективы не возникают в результате волевых решений, административных приказов. Задача организаторов народного художественного творчества сознательно, квалифицированно формировать и развивать систему самодеятельных творческих формирований, с учетом объективных и субъективных факторов.

Принципы – это нормы реализации какого-либо процесса, основные исходные положения, в нашем случае, организации творческого коллектива.

Важнейший исходный пункт формирования коллектива – учет сегодняшних и перспективных общественных потребностей. Прежде чем организовать коллектив, организатор должен тщательно изучить реальные запросы людей всех социальных категорий и возрастов. Произвести их оценку и отбор с точки зрения целей и задач досугового учреждения.



Не менее важен учет материальных возможностей для создания нового творческого коллектива. Препятствовать могут слабая материальная база или отсутствие руководителя-профессионала.

Определяющим принципом является верное установление цели. Четкая, обоснованная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного коллектива. Важной задачей является увязка интересов, целей каждого участника с целями коллектива. Если эта задача решена, то в коллективе резко сужается возможность конфликтов.

При формировании творческого коллектива необходимо реализовать принцип активности: руководитель должен уметь активизировать творческий потенциал участников, сконцентрировать и развить его в нужном направлении. Важен и принцип индивидуального подхода. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с творческим коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого ученика.

Из всех способов организации людей именно коллектив обеспечивает наивысшую результативность, наилучшие возможности для развития личности. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие творческого формирования, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – высокоразвитые внутригрупповые отношения и многообразные связи коллектива с обществом. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим, интеллектуальным, эмоциональным единством.



Для ускоренного и плодотворного процесса превращения объединения любителей в полноценный коллектив необходимо соблюдение следующих моментов.

1. Формирование общей цели. На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям сотрудничества, согласовывать с кружковцами свои желания и стремления.

2. Развитие мотивов участия в творческом процессе. Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к общению с кружковцами, желание пропагандировать любимое занятие, повышать репутацию коллектива.

3. Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению структуры неформальных отношений.

4. Коллективное действие строится на взаимном уважении и интересе к членам коллектива, когда общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ГАЛАКТИКА»

«СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

методическая разработка

подготовила методист

Липецк

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Всем, кто вооружается методикой организации коллективной творческой деятельности, поможет небольшой словарь.

Словарь организатора коллективной творческой деятельности кружковцев

Предложения в план работы от микроколлективов и отдельных участников по возможности должны быть с доказательствами.

Может результативно использоваться при коллективном планировании для большого коллектива.

Анализ дела необходим в период подведения итогов сделанного. Его цель – научить кружковцев видеть причины успехов, и прежде всего неудач любого дела. Анализ включает в себя:

Выступление ответственных за организацию и проведение дела;

Обсуждение по принципу «свободного микрофона»;

Обсуждение по творческим группам;

Определение схемы анализа;

Оценку дела коллективу;

Обобщение, сделанное ведущими.

При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Что не удалось? Какие уроки мы извлечем на будущее? Что мы сделаем, чтобы очередное дело прошло лучше?»

Деловая игра – средство формирования целостной системы организаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно полезной организаторской деятельности кружковцев.


Обязательными условиями ее проведения являются: общая заинтересованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между участниками и организаторами, четкое определение темы.

Инициативная группа

Инициативная группа создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для проработки некоторых предложений, вариантов его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора – старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.

Календарь замечательных дат составляется кружковцами в период перспективного планирования работы коллектива. Календарь вывешивается на общее обозрение для всех членов коллектива.

Копилка интересных дел предшествует обсуждению наиболее важных вопросов жизни и деятельности коллектива в период планирования. Ее цель – узнать предложения каждого по данному вопросу. Копилка может сопровождаться опубликованием вопросов по данной теме.

«Мозговая атака»

«Мозговая атака» – форма организации работы коллектива или микроколлектива, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. На основе этих предложений возникает его окончательный вид.

Возможна такая организация мозговой атаки, при которой часть группы выдвигает предложения, другая часть «атакует» их «сомнениями», «недоверием». Задача первых – защитить свои предложения.

Несколько минут на шум

Несколько минут на шум дается при необходимости подготовить мнения и предложения от микроколлективов для общего обсуждения.Чаще всего это заканчивается минутами, когда микроколлективы, разойдясь по разным углам комнаты, срочно проведя «мозговую атаку», выдают свои предложения. Эти короткие минуты бывают более результативными, нежели несколько дней раздумий над поставленной проблемой.

Общий сбор коллектива

Общий сбор коллектива обсуждает и решает вопросы жизни коллектива, открывает простор для творчества, сплочения кружковцев. На таком сборе – старте происходит либо перспективное планирование, либо составление плана общих дел. Им начинается и заканчивается дело или целый период деятельности.

Разведка – необходимая часть коллективного планирования и трудовых дел. Проводится кружковцами со своими старшими друзьями. Имеет целью установить, что можно сделать как в короткий срок, так и в течение длительного времени. Разведка может проводиться микроколлективами, творческими группами по секрету, открыто. Она помогает вглядываться в окружающую жизнь, создает и развивает отношения товарищества и взаимопомощи , делает жизнь коллектива общественно значимой.

Ролевая игра – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники становятся героями той или иной ситуации по выбору, моделируют ее, вынося на суд коллектива.

«Совет дела»

«Совет дела» – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела, представляющий интерес всех микроклиматов через своих представителей. Его возглавляет староста кружка. Друзья – консультанты «советов дела» – взрослые. Успех дела определяется их содружеством, в котором главную роль играют увлеченность, заинтересованность, знания и опыт старшего.

Творческая группа работает по заданию «совета дела»(чаще всего – это микроколлектив кружка) над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы. Члены группы могут выполнять различные задания в зависимости от типа дела.

Традиции

Традиции имеют право на существование лишь тогда, когда их творчески используют. Творчество предполагает постоянное обновление. Жизнь только на традициях ведет к однообразию и автоматизму. Традиционность необходима, но в сочетании с новизной. Сложившийся коллектив существует прежде всего на традициях, но не только на них.

В целом традиции – это передаваемые обычаи, обладающие большой устойчивостью. Но и к сложившимся обычаям нельзя подходить без творчества. Традиции и творчество обогащают друг друга, когда они рядом.

Чередование традиционных поручений

Чередование традиционных поручений – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой серию постоянных дел (трудовых, организаторских, спортивных, познавательных), которые выполняются по очереди каждым первичным микроколлективом для всего коллектива, на основе взаимной заботы, обогащенной опытом, с участием каждого.

Общий сбор выносит решение о постоянных и чередующихся делах, устанавливает сроки выполнения дел, утверждает график – календарь для наглядности и повышения ответственности всех коллективов, членов коллектива.

Литература:

Азбука нравственного воспитания (под редакцией,

– М. Просвещение,1979г.)

Гордин инициативы и самодеятельности

Журнал «Воспитание школьников» №3-2003г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества. Технология создания и организации работы коллектива самодеятельного творчества. Стадии и законы движения (развития) коллектива, методы планирования и учета его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2010

    Самодеятельность как общественно-историческое явление, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Сущность, функции и виды самодеятельного творчества. Технология развития творческих способностей.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Возникновение и развитие художественной самодеятельности. Особенности самодеятельного художественного творчества. Связь художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным искусством. Художественное самодеятельное творчество Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу культуры и досуга населения в Российской Федерации. Анализ организации культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании город-курорт Анапа. Изучение формирований самодеятельного народного творчества.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения. Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей. Формы и особенности творчества менестрелей в публичной культуре.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2012

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

    Истоки испанского искусства. Особенности испанского барокко. Жизнь и творчество Хусепе Рибера: первые работы, увлечение графикой, период творческих достижений в живописи. Стиль и характер творчества Ф. Сурбарана. Жизнь и итоги творчества Диего Веласкеса.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Творчество как процесс создания нового. Основные механизмы творчества. Соотношение логического и интуитивного в творчестве. Роль фантазии и воображения. Три территориальные группы памятников культуры Древнего Рима. Колизей - символ римской античности.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009