Темы творчества астафьева. О творчестве В

Цель урока : познакомить с основными этапами жизни и творчества Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы взаимоотношения человека и природы: развивать навыки анализа прозаического текста.

Ход урока. За что судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?
В. Астафьев (из статьи «Сопричастный всему живому»)

I. Вступительное слово.

Писатель и время... Как вы думаете, в чем связь этих понятий?

Эти два понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

II. Жизненный и творческий путь Астафьева .

Учитель. Детство Виктора Астафьева - труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

Ученик. «Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать...»

Учитель. Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» - воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

Ученик. «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский... Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро... Игнатий Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный журнал.

Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель. Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом...

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, - нет, для него не чужой - ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети - любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.

Ученик. «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе - учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?..

Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату - ответную любовь».

Звучит фрагмент песни «Священная война».

Учитель. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

1-й ученик. «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река...»
«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».

2-й ученик. «О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон... боится мое сердце... трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Учитель. Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить...».

В более позднем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений прошлых лет - человек и война.

Ученик. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна... Там люди убивали людей - это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

Звучит фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».

Учитель. Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них - взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, - писал Сергей Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего».

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

1-й ученик.
Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.
Н. Новиков

2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь. Все те чет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы... Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».

Учитель. Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь - это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь - это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно...» «Затеси», собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.

Художественное чтение учениками миниатюр из книги «Затеси», «Тоска», «Хвостик».

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Н. Заболоцкий


III. Тематика творчества Виктора Астафьева.

Работа с учебником.

Прочитайте статью в учебнике «Виктор Петрович Астафьев», с. 351-354, запишите в форме плана основные темы творчества этого писателя.

IV. Работа с текстом романа «Царь-рыба».

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1. Природа и человек.

2. Мифологические мотивы и их роль в романе.

3. Повествование в рассказах - жанр этой книги.

4. Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.

Данные вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в группах.

V. Итог урока.

«Свобода слова – то, в чем больше всего нуждается арабский мир», так озаглавлена последняя статья Джамаля Хашогги в Washington Post. Редактор его колонки обозначила, что получила текст от переводчика на следующий день после исчезновения Хашогги. Около двух недель Карен Аттия полагала, что журналист выйдет на связь, тогда они бы совместно отредактировали колонку. Однако, по словам редактора, этого уже не произойдет.

В тексте Хашогги, ссылаясь на доклад Фридом Хаус, утверждает, что только одна арабская страна может называться действительно свободной, и это – Тунис. На втором месте Иордания, Марокко и Кувейт. А все остальные государства арабского мира «несвободные». «И людей, живущих в этих странах, не информируют вовсе или дезинформируют». По мнению Хашогги в большинстве арабских стран существует только официальная повестка. Также автор упоминает, что на Арабскую весну 2011 года возлагали большие надежды, но сохранился статус-кво. «Есть несколько «оазисов», где продолжают поддерживать дух Арабской Весны. Правительство Катара поддерживает освещение мировых новостей, в отличие от своего соседа, который предпринимает усилия для контроля над информацией, чтобы сохранить «старый арабский порядок». Под соседом автор, скорее всего, подразумевает Саудовскую Аравию, учитывая что сухопутная граница у Катара есть только с саудитами.

Главное проблемой Хашогги обозначил отсутствие свободы слова в СМИ и жесткую цензуру в арабских медиа.

«Даже в Тунисе или Кувейте СМИ в основном освещают внутренние вопросы, а не те проблемы, с которыми сталкивается Арабский мир в целом. Они опасаются предоставлять платформу журналистам из Саудовской Аравии, Египта, Йемена. Даже Ливан, жемчужина арабского мира, в вопросах свободы прессы стала жертвой влияния Хезболлы»

По мнению Джамаля Хашогги, своего рода «железные занавес» опустился над Арабским миром. Но сделали это не внешние игроки, а внутренние силы..

Если обратиться к предыдущим колонкам журналиста на сайте Washington Post, то можно заметить, что последний текст был в меньшей степени посвящен критике только Эр-Рияда, а затрагивает несколько стран и общие, на взгляд автора, для региона проблемы.

Между тем, генеральный консул Саудовской Аравии в Турции был освобожден от своей должности. Ранее он покинул Стамбул и вылетел на родину.

Президент США Дональд Трамп в четверг, 18 октября, собрался встретиться с госсекретарем Майком Помпео, после того как последний посетил Турцию и Саудовскую Аравию. Помпео встретился с властями двух стран и обсудил ситуацию с предполагаемым убийством журналиста в саудовском консульстве в Стамбуле.

В адрес Вашингтона все чаще звучат упреки о том, что Белый дом недостаточно решителен и жесток по отношению к Эр-Рияду. Однако Трамп настаивает, что не пытается «прикрыть» саудитов, а намерен «узнать, что действительно происходит».

Лидия Фоменко

Пятидесятые годы. В литературу входят новые, молодые силы. Из уральского города Чусового идут в разные журналы рассказы, отмеченные печатью истинного таланта. Идут своеобычные миниатюры. И повествуется в них, как правило, о деревенской жизни, даже с чертами старины, но нет в этих затесях тоски по патриархальному социальному укладу. Дорого автору крестьянское трудолюбие, привязанность к земле, нравственные устои совестливого быта.

Так появилось в литературе имя - Виктор Астафьев. Человек бывалый, успевший, несмотря на молодость, заявил о себе как лирик.

Человек бывалый - что это значит? В данном случае - нелегкое детство в деревне Овсянке Красноярского края, работа в порту на Игарке, на железнодорожной станции Базаиха, а там - фронт, позднее - послевоенная жизнь на Урале, в городе Чусовом. Перебрав много разных жизненных дорог, ступил Астафьев на журналистскую, а потом - и писательскую. Вспоминая прошлое в недавней статье по поводу своего приближающегося пятидесятилетия, Астафьев неодобрительно пишет о критиках, которые подчеркивают его «сиротство». Задачу свою писатель определил так: «Стать профессионально читающим, думающим, работающим...» Автор несправедлив к своим критикам. Помню, одной из первых написала о нем рано ушедшая от нас Ленина Иванова, у которой и в мыслях не было поминать о сиротстве, да и впоследствии, кто бы ни писал об Астафьеве, прежде всего был восхищен его силой, а вовсе не «сиротством». Вот уж слово, которое ему не идет!

С первых же астафьевских шагов перед читателем явился зрелый талант, возмужавший и окрепший как-то сразу, хотя и не прошел литературной школы, и ничто, казалось бы, не готовило Астафьева к главному труду его жизни. Кроме - самой жизни. Такой талант не мог затеряться и не затерялся, а заявил о себе крупно, надежно. Изображая деревню, он находит в этом мире романтическое и новое. И уживается в его творчестве обнаженная жизненная правда с поэтически прекрасным в деревенской, порой даже в стародеревенской среде.

С конца пятидесятых годов и все следующее десятилетие читатель знакомится с деревенским детством астафьевского героя, оставившим в душе мальчика добрый след. И все - из-за бабушки, Катерины Петровны. Не знаю, горьковское ли тут влияние, как писала критика, или нет, - вижу только, что из самых недр жизни берет Астафьев своих персонажей, в том числе и печальницу, заступницу мальчика - бабушку. И «Конь с розовой гривой», и «Далекая и близкая сказка», и «Монах в новых штанах» - все эти зарисовки, пленительные своей поэтичностью, сразу же сделали имя Астафьева далеко слышным. Мы узнали поэта, хотя стихов его не читали. Мы ощутили плотность и насыщенность его прозы, полюбили его образную речь.

Через несколько лет после появления первых затесей Астафьев соединил рассказы о «поистине босоногом» деревенском детстве в одну книгу и назвал ее «Последний поклон». Сильная, мудрая и в высокой степени нравственная книга. И раньше, читая рассказы в разрозненном виде, можно было угадывать будущее мальчика-героя. Брошенные в его впечатлительную душу зерна должны были дать добрые всходы. Это было не что иное, как воспитание личности. И его воспитали добрым, отзывчивым, восприимчивым к красоте. «Раз у него к цветку душа лежит... значит, ему в этом смысл свой есть, значение свое, нам не понятное», - говорит о внуке дед.

Однако жизнь - не сказка. Она бывает и горька. Грянула война, и мальчик, тот самый «монах в новых штанах», тот маленький знаток лесного разнообразия, пробирается сквозь непогоду, полуголодный, плохо одетый... конечно же, к бабушке. В деревне бабушки не оказалось, она уехала, и мир для него стал тусклым, а себя он почувствовал незащищенным. Многое теперь он делает машинально. Даже охота на яманов не разнообразит его существование. Тем более, что приходится убивать прекрасное животное. Окружающая жизнь кажется юноше огромной, мир - неохватным. Впервые он с удивительной отчетливостью понял, что повзрослел.

В завершающем рассказе книги - это уже взрослый человек, совершающий «последний поклон». Это - окончательное прощание с детством и расставание с бабушкой навеки. Демобилизовавшись из армии, тот самый, знакомый нам мальчик, что радовался коню с розовой гривой, что любил музыку, сказки, стихи, чувствовал себя в родной стихии наедине с природой, тот самый юноша, в последний раз увидал самого дорогого человека, свою бабушку, и поклонился ей до земли.

«Жизнь-то какая была. Не приведи господь! - жаловалась бабушка. - Вся устала. Восемьдесят шестой год... Работы сделала - иной артели впору. Тебя все ждала. А жданье-то крепит». Человек живет надеждой и любовью. Этой мыслью Астафьев заканчивает свою книгу рассказов о детстве.

Вячеслав Шугаев настаивает на том, что Астафьев написал исповедь, что у него хватило мужества, «не щадя сердца», рассказать о давних годах детства. Да, конечно, исповедальность есть в этой книге. И автор имел на нее право. За этим «я» исповедующегося человека стоят народная жизнь и народные характеры. Вот почему «спазмы в горле» у читателя, как признается Шугаев. Они, эти «спазмы в горле», от узнавания настоящих людей с их высокой душой. Сильный эмоциональный заряд книги «Последний поклон» испытывает на себе каждый, в ком живет ощущение народной жизни.

Другая тональность тоже подвластна Астафьеву. Он бывает остро драматичен (рассказ «Восьмой побег» или повесть «Кража»). Когда писатель изображает даже представителей преступного мира, его не покидает вера в человека и помогает ему разглядеть в малолетних преступниках из «Кражи» людей, которых еще можно вернуть обществу. Проблема воспитания личности глубоко волнует Астафьева. О повести «Кража» много писали, в том числе и автор этих строк, и возвращаться к ней, быть может, не следовало бы, если бы она не была весьма заметной вехой в творчестве писателя. Поступки пятнадцатилетнего подростка Толи Мазова вводят нас в глубины человеческой души, показывают его стремление к справедливости и, наконец, понимание, что в одиночку бороться нельзя. Слова, сказанные о руководителе города на Крайнем Севере, в районе вечной мерзлоты, мне кажется, применимы к автору «Кражи»: «Он не принимал жизнь и мир в готовом виде, а видел его в работе, в борьбе и, сам поработав, приценивался к миру этому, как хозяин к дому, в котором ему жить, самому же и обихаживать его».

Люди, «обихаживающие» землю, все от одного корня - от корня высокой русской человечности.

Астафьева я с полным правом могу назвать мастером слова. Он много думает о своем «ремесле». Однажды он признался, что в рассказе ему милее всего интонация (то, что Бунин называл звуком), что любит он рассказ-раздумье. В этом смысле Астафьев стоит рядом с теми своими собратьями по перу, кто пишет «малую прозу», как правило, с думами о жизни: с добротой к человеку, к красоте его. Кто дорожит образным языком, сыновним трепетным отношением к родной природе, всегдашней и неизменной вдохновительнице и героине русских новеллистов.

Движет им любовь. Она у Астафьева - действенная. Она требует не эгоистического поклонения, а самоотдачи. Любовь к женщине - высочайшее проявление любви как гуманистического чувства. Вот крепкая сюжетная канва одного из рассказов Астафьева.

«Ранбольной» Сергей Митрофаньгч ездит в город каждый год на обследование для продления пенсии. Его раздражают эти поездки и осмотры, будто может отрасти за год его култышка, будто раны войны можно избыть до конца и он, не дай бог, станет «обворовывать» государство, незаконно получая пенсию. Сергей Митрофаныч, человек совестливый, поэтому, сурово поговорив с врачами, быстро отходит и только самому себе поверяет слова угрюмые, злые: «Закон такой! Ты, да другой, да третий, да все бы вместе сказали, где надо, - и переменили бы закон. Он что, из камня что ли, закон-то? Гора он, что ли? Так ведь и горы сносят...» Подумав так, он все же спокойно едет домой, хотя и ощущает ноющую боль во всем теле. Часто это с ним бывает. Жена повторяет каждый раз: «Война это, война по тебе, Митрофаныч, ходит». Да уж годы и годы прошли, а война все «ходит и ходит» по нему.

Но выношенное в войну и сейчас составляет нравственное его богатство, которое Митрофаныч стремится передать людям. Вот они, эти люди, городские современные мальчишки, отправляющиеся в армию, и девчонки, провожающие их. Песни у них новые, одежда - не придумать вычурнее, а слезы - те же, и прощанье то же. И Митрофаныча проняло до самого сердца, он, явственно видевший все их недостатки, стал им родным. Вернее, они стали ему родными. И пошел разговор, правдивый, душевный, и как бы ни далек был ребятам старый солдат, а слушали они его, задумавшись. И прежде всего покорили их его слова о русской женщине: «Баба, наша русская баба не может бросить мужа в увечье. Здорового может, сгульнуть... а калеку спокинуть - нет! Потому как баба наша во веки веков человек!» Сказавши такие слова, Митрофаныч как бы «дал ребятам всего себя рассмотреть оттого, что не было в нем хлама, темени, потайных закоулков». И запел он свою любимую - «Ясным ли днем». А сам все думает: «Честишь молодняк таким манером, ровно не твои они дети, а подкидыши?» Те же думы, те же заботы, что и в «Краже», хотя вся обстановка и сама атмосфера рассказа иная. В «Краже» мысли о молодежи, о воспитании приходят ежедневно, даже еженощно к директору детдома Репнину, бывшему царскому офицеру, волею случая ставшему воспитателем, а оказалось, что это и есть его истинное призвание. «Жизнь начинается с той поры, когда человек задумывается над поступками и отвечает за них», - так говорил своему любимцу, отличному парню Толе Мазову Репнин. Эти мальчишки в поезде еще ни за что не отвечают, но и к ним придет тот час, когда они почувствуют себя ответственными, и не только за свои поступки, но и за других людей, за нечто большее, чем их личная жизнь. И часто такие мысли приходят от соприкосновения с каким-то хорошим человеком.

У Астафьева много встретим примеров того, как человек подхватывает от другого добрые намерения и думы. О взаимовлиянии людей и написан рассказ «Ясным ли днем». Для «молодняка» не станет одним из полузабытых эпизодов встреча с фронтовиком. И для Пани тем более она не стала эпизодом. Она-то знала: «Все, что есть в ней и в нем хорошего, они переняли друг от друга, а худое постарались изжить». Вот и сентенция, но введенная в ткань повествования, в думы героини, она становится истиной, которую уже не забудешь.

И вот они - Паня и Митрофаныч - поют на два голоса все ту же, давешнюю песню «Ясным ли днем» и думают об одном и том же, только разными словами: «Так, видно, не избыть тебе войну до гробовой доски? Где твоя память бродит сейчас? По каким краям и окопам? Запахали окопы, заростили, а ты все тама, все тама...»

Один из основных мотивов творчества Астафьева - неизбытая война. Запахали окопы, поросли они травой, следа, вроде, не осталось, а шрамы ее так глубоки, что не запахать, не заростить. И снится Митрофанычу его орудийный расчет. И идет несобственно прямая речь, столь частая в рассказах писателя: «Покой был на земле и в поселке, а где-то там, в чужой стороне, вечным сном спал орудийный расчет... Отяжеленная металлом и кровью многих войн, земля безропотно принимала новые осколки, глушила в себе отзвуки битв».

Еще раньше в рассказе «Поросли окопы травой» Астафьев писал: «Земля умела хранить, земля умела молчать, земля умела печалиться». Это было как рефрен, как кредо человека, знавшего, что такое «отяжеленная металлом и кровью земля». Для того и нужен мир, для того и страстное обращение к заморскому мальчишечке, поющему о солнце, старого солдата, чтобы не вставали из-под земли эти отзвуки, чтобы не превращались в новые смертельные звуки: поймите, люди, солнце одно для всех! Преградите путь войне!

На одном из совещаний молодых писателей Астафьев заметил: многие молодые владеют законами ремесла, но это «еще не дает возможности говорить о мастерстве молодых. За изящной словесностью зачастую нет ни судьбы, ни откровения. Помню, как начинали писать мои сверстники, грубее, корявее, но зато сколько жизни было в их первых книгах».

«Откровение и судьба» воплотились в союзе Митрофаныча и Пани. Нет в бывшем солдате ни ухарства, ни удали, может, до войны и были, а теперь осталась одна неторопливость и основательность. Мягок он, мудр и глубок. Астафьева, однако, влекут к себе и другие характеры, колючие, ершистые. В рассказе «Дикий лук» - озорной, бесшабашный парень Генка, работавший в заполярном порту Игарка. Впрочем, присмотримся к Генке: может, это будущий Митрофаныч? Есть немного, да не совсем.

Генка, «мамино горе», «с-самого дня рождения как открыл рот, так вроде и не закрывал». И такой уродился, «все навыворот делает», электричество и то ногой выключает. Да просто силушка в нем бродит, силушка и азартное любопытство к жизни.

Приглядеться, однако, надо к Генке, не судить его с маху, как отъявленного балаболку. Есть у него и горе, да не высказывает он его. Разве он не болен своей бедой, тем, что отец и два брата убиты на фронте, а третий сгорел в печи в Маутхаузене? «Если война случится, - говорит он матери, - мне надо точно за тебя, за отца, за братьев и за себя отомстить».

Есть у Генки и радость - родной город. Со счастливой улыбкой показывает он Игарку приехавшей к нему в гости девушке Кате. И все-то здесь, оказывается, хорошо.

Читаю я у Астафьева об Енисее и Игарке, и встают в памяти летние эти места. Вижу вместе с Генкой величие их и красоту. Могучий Енисей с чуть пепельными широкими водами, полудеревянный город на высоком берегу, деревянные, поначалу удивившие, обшивки труб, протянутых поверх земли (ведь вечная же мерзлота!). И цветы, множество цветов, трудами и любовью людей выращенные на тяжких этих землях. И «наволочный» берег помню, так восторженно обрисованный Астафьевым. Он ступенчатый, а по ступеням этим «бушует разнотравье. Худосочна растительность Заполярья. Зато не нарадуется глаз, когда глянешь на наволочную. От самых песков, до такого блеска промытых, что на них и смотреть больно, начинается трава, сначала мелкая, редкая, а потом - выше и гуще, а дальше кустарник... По наволочному берегу растет дикий лук». И лук этот, густой и сочный, спасал жителей, когда еще не завозили сюда овощи. Такой вот и Генка, неуемный парень. Правда, бывает, Генка из озорства такое сделает, что и сам потом долго мучается. Оттолкнула его Катя, а он возьми и подстрели чайку. Для чего? Зачем?.. И находится добрая душа, которая берется научить его жизни, развить в нем все лучшее. Только... только к концу рассказ ломается, так органично расцветшая образность, поэтичность тускнеет. Живая, деятельная натура парня попадает в руки рассудочному человеку. Все-то Катя за него обмозговала и выводы все тоже сама сделала. Вот она уже представляет себе, как пойдет в ту бригаду, что «выбросила» из своей среды Генку, мешавшего ей сделаться бригадой коммунистического труда. Вот она уже произносит про себя нравоучительную речь, полную громовых обличений. Правильную речь, но мало естественную, и уж совсем не астафьевскую.

По-астафьевски другое... Лодка спешит к берегу. Поднимается ветер. Все в природе склоняется под его силой. Не склоняется только дикий лук. Он «все так же упорно целится набухающими стрелками в небо... У дикого лука цепкий корень, живучий корень».

Конечно же, это о Генке.

Мать Генки, давшая ему нравственную основу для жизни, бабушка из «Последнего поклона». Или мать, которая может не только дать жизнь, а и отнять ее, если понудят к тому обстоятельства («Солдат и мать»).

Женщина часто встает в рассказах Астафьева как самоотверженная, любящая, навеки преданная. Такова Паня. Такова Надежда из рассказа «Руки жены». Она когда-то сумела сломить гордыню любимого, солдата, потерявшего на фронте обе руки. «Это был случай, когда женщина ломала сопротивление мужчины и, пораженная тем, что сделала, лежала отвернувшись и молча кусала траву, чтобы задавить припасенные слезы, которыми прощаются с девичеством и встречают неотвратимую бабью долю».

Написана эта сцена с преклонением перед решимостью и самоотверженностью женщины, ее горячим стремлением отдать жизнь любимому, вначале не принимавшему ее как жертву. Нет здесь ни тени натурализма, все целомудренно и, я бы сказала, мудро.

В этой новелле Астафьев устами своего героя признается, что не умеет он говорить о любви достойными этой женщины словами. Чувства распирают грудь, а сказать о них не может. И журналисту, приехавшему написать о нем, о Степане Творогове, работнике подсобного хозяйства и охотнике, он говорит: «Надо было, дорогой человек, к Надежде присмотреться. Руки ее, вот что, брат, главное. И всего-то их две, как у всякого человека. Но зато уж руки!.. Да, хитрое это дело - высказать все, что на сердце».

В малом этом рассказе - «откровение и судьба». Откровение большого чувства в человеке, который силою любви не поддался своему несчастью, приспособил всевозможные крючки и железки, посредством которых делал крестьянскую работу: «Сам избу срубил, сам сено поставил, сам пушнину добывал, сам лыжи сынишке смастерил, сам и флюгер-самолет на крышу дома сладил...» Такова воля к жизни, такова сила любви.

Творогову оторвало руки во время взрыва в шахте. А чаще у Астафьева - инвалиды войны. Да и вообще о войне, которая еще «ходит» по человеку, хотя и давно отгремела, написано им немало. В талантливой и основательной статье А. Макарова «Во глубине России» справедливо сказано, что Астафьева волнуют не сами батальные сцены и картины, а «те редкие промежутки между боями, когда человек как бы возвращается к самому себе. Астафьева интересует не гром боев, а последствия, оставленные войной, след войны в душе человека».

Есть какое-то свечение, луч какой-то у человека, прошедшего через войну. И отблески его прежде всего в красивейшем человеческом чувстве - любви.

О любви Астафьев стал писать не так давно. Теперь же, в последние годы, часто встречаем у него счастливых в любви мужчин и женщин, как в рассказах «Ясным ли днем», «Руки жены». А то, бывает, остановится рассказчик на мгновение и задумается как бы мимоходом: что же это за чувство такое, любовь? Так было во время передышки между боями, когда солдаты узнают, что шофер Андрюха Колупаев, как будто грубиян, невзрачный мужичишка, вдруг влюбился. Да так, что заставил следить за своей любовью весь полк («Передышка»). И случилась тут неувязка, стоившая больших мучений Колупаеву. Узнала обо всем жена. Вызвал командир, и Колупаев, смирный, работящий тихоня, взбунтовался. Это любовь в нем заговорила, не та, силой ему навязанная в молодости, а новое чувство к украинке Гале, что повстречалась солдату во время «передышки» в маленьком сельце. «Большого достоинства боец», - констатирует рассказчик, телефонист Костя Самопряхин, который и поведал нам эту забавную историю. А история вовсе не забавная, и это понимает даже сорвиголова Костя. Шутливо-горький рассказ этот кончается тем, что не дождался своего часа шофер Колупаев, убили его на войне. И вот фраза, за которой, как часто у Астафьева, стоит многое: «Зауважали мы Андрюху, который вроде бы всех нас обнадежил на будущее своей любовью». Снова в любви - достоинство и надежда.

Иная, лирико-эпическая тональность, впрочем, превалирующая у Астафьева, в «современной пасторали» «Пастух и пастушка».

«Искусство должно быть очаровательным, - писал Куприну Репин, - без этого оно ничто». Астафьев - все больше набирающий силу художник, умеющий писать жесточайшую правду - видит «очарование искусства» в светлых и прекрасных проявлениях души человека. Он шел к своей «пасторали» рассказами о любви.

Элегическая картина сразу же пленяет читателя, сжимает его сердце, когда он открывает «пастораль». Серое осеннее поле. Ни зеленого колоска, ни цветка. По полю бредет женщина. Лицо ее прочертили морщины. Седые волосы выбиваются из-под серого старенького платка. Далеко видно ее согбенную фигуру. Она ищет что-то. Находит холмик, почти сровнявшийся с полем, и припадает к нему, шепча: «Почему ты лежишь один, посреди России?» И в финале рассказа: она ушла, а он «остался в безмолвной земле, опутанной корнями трав и цветов, утихших до весны, остался один, посреди России». Значит «пастораль» эта не только об одной личной драме. Лежит солдат посреди России, за которую отдал комбат свою молодую жизнь, а рожден он был для большой любви. Пронзительно горькие слова. Их поймет тот, кто знал невозвратные потери, кто искал такие вот заброшенные холмики, кто и потом, после смерти любимых, оставался верен их памяти, сохраненной на всю последующую жизнь.

Трагедия двух жизней... Вот вам и «пастораль». С этим идиллическим словом ассоциируется безмятежное существование. Но у Астафьева пастораль современная. Идиллии в ней нет.

Раз уж пастораль - значит, пастух и пастушка, по классическим канонам жанра, тоже должны быть.

Правда, я не все могу принять у Астафьева в этом его произведении. Мне показался нарочитым эпизод, в котором бойцы обнаруживают трупы старика и старухи, пастуха и пастушки. Достаточно было и одной пары, одной трагедии Бориса и Люси.

Ставши мастером прозы, Астафьев в «пасторали» как бы соединил две стихии своего творчества: поэтично-музыкальное восприятие мира и драму жизни, суровость и даже жестокость ее. При этом никакой декларативности. И если в критике раздавались голоса об «учительстве» Астафьева, то есть об открытости его мысли, то это так называемое учительство происходит оттого, что автору есть что сказать. Он не навязывает свои суждения. Ему важно, чтобы его мысль, его зов был услышан. Он соединяет поэтичное и драматичное часто в одном сюжете, а то и в одном человеке. Это - грани характера, грани личности - человек владеет всеми оттенками чувств.

Художественное мастерство Астафьева легко проследить по его «малой прозе», в его миниатюрах - затесях. Как уже много раз писали, это стихотворения в прозе. Настроение, коротенькое событие, какой-то яркий штрих жизни и раздумье, всегда раздумье надо всем, что встретилось писателю. Герой затесей - все тот же человек, из коренного астафьевского мира, если не герой, то рассказчик, в ком тоже нетрудно узнать автора. Характеры у этих людей могут быть разными, но настроение, миросозерцание, отношение к людям и к жизни - одинаковое.

Упоение прекрасным миром, жадное познавание нового в нем, сострадательная любовь ко всему живому, в том числе и к зверям. И всего сильнее выражена эта любовь в новелле «Яшка-лось». С болью написан этот поэтический рассказ-аллегория, рассказ-притча. Жеребенок Яшка, своенравный, вольнолюбивый, отстал от матери-кобылы. Отбился и скрылся в лесу, пригретый лосихой. И так полюбился ему лес и вольная жизнь здешняя, что сгинул он от людей. Все излазили люди, все переворошили, а найти Яшку не могли. Но вот изменил Яшке лес. Лосиха, ожидая своего детеныша, охладела, к Яшке, и остался жеребенок один. «Снова прибегал он к селу, снова звало его что-то далекое, полузабытое, вспоминался даже пьяный хромой бригадир. Яшка втянет воздух с прихрапом, вслушается в тайгу, заржет длинно, переливчато, - и голос его летит по горам, повторяясь в распадках, закатится в таежную даль, замрет где-то высоко-высоко». «Кого, Яшка, зовешь, кого кличешь?» - это уже спрашивает рассказчик, сочувствующий жеребенку человек.

Притчеобразность рассказа очевидна. Загубил Яшку бригадир, по пьяному делу погнал его на лед... Яшка вынес человека на прочный лед, а сам оборвался. Человеку ли, зверю ли - от плохого обращения, от несправедливости недолго и погибнуть. Приходилось читать, что у Астафьева есть этакие нравоучения в конце затесей, непреложные выводы. Как правило, это всегда мысли героев, а не выводы автора.

Стихотворения в прозе Астафьева всегда действенны, они написаны не для того, чтобы увидеть цветущий черемуховый куст, или полюбоваться статью чистокровного жеребца, или подслушать красивую песню девушки, - нет, у автора другие задачи.

Драматизм затесей сменяется легкой светлой печалью, мечтой, как у девушки Гали, дочки овдовевшего бакенщика («Песнопевица»). Поэтичный ее мир на реке был не таким уж безмятежным, как могло показаться. Прежде всего отец, как и все замкнутые герои Астафьева, не сумевший сказать дочке, что она значила для него, как скрашивала она его одиночество, как любит он ее. А она, «песнопевица», как прозвал ее отец, все тянула и тянула своим тоненьким голоском песни взрослых, потому что не было у нее детства, и детских песен она не знала вовсе. Уже и отец умер, и в городе она живет, а все что-то из далекого детства вдруг всплывает в ней, и девушка «выходит на набережную... смотрит на реку, на мигалки-бакены... провожает глазами многооконные светлые пароходы с веселой музыкой и чего-то ждет. Она ждет, когда один из этих пароходов подойдет к ней, возьмет ее с собой, увезет туда, где ей пристать захочется. Может быть, там, в темноте, светится, горит тот единственный огонек, живой и теплый, о котором она мечтает так давно и терпеливо».

Душевные переживания всегда в рассказах Астафьева конкретны. И если заговорит писатель о красоте, то сделает это непременно в бытовых, либо в военных, либо в каких-либо еще конкретных условиях. В рассказе «Как лечили богиню» советский солдат и пожилой поляк без устали, не евши, не обращая внимания на обстрелы, «лечили богиню Венеру». «Вылечили» поврежденную статую богини, и вдруг снова обстрел. И «стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. А у ее ног, в луже крови, обнявшись лежали два человека - советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся в одиночку исцелить побитую красоту». Опять о красоте, которая сродни любви, опять - против зла, против фашизма. И снова замечу: все это не декларативно, а в самой художественной основе произведений, не тронутых излишней назидательностью. Все выводится из характеров и поступков человека, которого так мастерски лепит автор.

Ключевые слова: Виктор Астафьев,критика на творчество Виктора Астафьева,критика на произведения Виктора Астафьева,анализ рассказов Виктора Астафьева,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Сочинение

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны». Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В последующих рассказах Астафьев писал о людях села, про­изведения писателя критика стала причислять к деревенской прозе. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа ста­новится любимым для писателя.

Большое место в творчестве писателя заняла работа над прозаи­ческими циклами «Последний поклон» и «Царь-рыба». Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Мальчик Витька эмоцио­нально открыт к пониманию красоты, через его восприятие писа­тель передает песенную разноголосицу. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. Страницы книги проникнуты исповедальностью и лиризмом.

Новеллистический цикл «Царь-рыба» (1976) рассказывает о взаи­моотношении человека и природы. Сюжет книги связан с путешест­вием автора по родным местам Сибири. Действие каждого из расска­зов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерст­ва. Это, по мнению писателя, не только браконьеры из поселка Чуш, безжалостно уничтожающие речные богатства, не только государст­венные чиновники, так спроектировавшие плотину, что река за­гноилась и все живое в ней погибло, но и Гога Герцев, который раз­бивают сердца одиноких женщин. «Царь-рыба» - это книга- предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, раз­мышления писателя о бездуховности современного общества.«Криком изболевшей души» назвал Василь Быков роман Астафь­ева «Печальный детектив» (1986). Сам автор считал его необычным романом, соединившим художественность с публицистикой. Героем романа является сотрудник милиции, оперуполномоченный Леонид Сошнин. Действие происходит в провинциальном русском городке Вейске в течение нескольких дней. В романе девять глав, рассказы­вающих об отдельных эпизодах из жизни героя. Воспоминания героя переплетаются с реальными эпизодами его профессиональной дея­тельности. Предстает страшная картина насилия, грабежей, убийст­ва. Конфликт произведения заложен в столкновении главного героя с миром безнравственности, беззакония.

Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя - повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пасто­раль», 1867-1971). В центре повести история взаимоотношений Бо­риса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне. Свой миф о Великой Отечественной войне Астафьев создал в романе «Прокляты и убиты» (1992, 1994). Произведение резко от­личается от всего созданного о Великой Отечественной войне: писа­тель разрушает сложившиеся стереотипы изображения народа на войне.

О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве все­гда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».

Медякова Ольга Владимировна

Тема урока : Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Класс : 5

Цель: Систематизировать и обобщить знания по изученному произведению.

Задачи:

1. Создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком.

2. Активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

3. Развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты:

Предметные – давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы; выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях.

Метапредметные УУД:

познавательные – умение извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

регулятивные – умение соотносить свои знания с целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

коммуникативные – умение планировать учебное сотрудничество в коллективе, оценивать действия одноклассников;

личностные – формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, географическая карта.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация, фонозапись «Пение птиц», музыка Э. Грига «Утреннее настроение».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия для учащихся 5 класса. ООО «Дрофа», 2012г.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе для 5 класса. – М.: ВАКО, 2014г.

3. «И открой в себе память». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. Красноярск, 2006г.

4. Заболоцкий Н.А. Стихотворения. М: Советская Россия, 1985г.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990г.

6. https :// xmuzic . me / q / ls 68 wrTQ 5 cmR _3 qE 2 ZKCs 8 eD 66 HpR 6 jSpeSnzbbe /

7. https :// my - hit . fm /григ-утреннее-настроение

8. http :// www . youtube . com / watch ? v = rGvaKqk -4 ss

9. testedu.ru/test/literature/5-klass/astafev-vasyutkino-ozero.html

Портал «Образовательные тесты»

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока.

4. Физразминка.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1 – заставка)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Я хочу, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Надеюсь, что вам будет интересно на уроке.

II. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. Для этого вам предстоит разгадать ребус, который состоит из двух частей.

Первая часть ребуса: (Слайд 2)

Действительно, это тайга. (Слайд 3)

Вторая часть ребуса: (Слайд 4)

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” – Васютка. (Слайд 5)

Маленькой песчинке легко затеряться в океане. Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется ”. Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 6)

Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 7)

Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?» Давайте проверим по словарю, что означает слово «поединок».

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. (Васютка и тайга, человек и природа.)

О чём можно порассуждать на этом уроке? (Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю?)

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Слайд 8)

Ребята, откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

Эпиграфом урока служат слова В. П. Астафьева: «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». (Слайд 9)

Итак, мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П. Астафьевым и с главным героем рассказа Васюткой.

III . Работа по теме урока

В.П. Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Вы уже знакомы с рассказом этого писателя, сегодня заключительный урок по произведению. И мы вновь обращаемся к страницам автобиографического произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, определить взаимосвязь между человеком и природой.

Первый привал

Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»? Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным? (Сообщение учащегося)

Виктор Петрович Астафьев говорил: «Я твёрдо знаю – заставили писать меня книги и жизнь». Думал он, думал, и вышло, что ему надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и о прочей родне. Они были интересны ему и любимы им такими, какие они есть на самом деле. В основе рассказа «Васюткино озеро» лежит история его собственной жизни, т. е автор поставил героя в ситуацию, в которой оказался он сам.

Второй привал

Вопросы по содержанию рассказа в форме разгадывания кроссворда. (Раздаточный материал)

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя)

Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи.

Итак, знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Итак, природа – это открытая книга!

Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь, все интересные и важные мысли по ходу урока мы будем записывать в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы.)

А как вы думаете, можно назвать природу величественным храмом? Что такое храм?

(Работа со словарём: храм - святое место, куда приходят люди очищать душу.)

Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее. Действительно, красота природы подобна великолепию храма. Так писал об этом французский поэт Шарль Бодлер: (читает учитель)

Природа – некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Итак, запишем ещё одну важную мысль: Природа – это величественный храм.

В.П. Астафьев называет тайгу ласково - «кормилица». Как вы думаете, почему? (Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива, нужно её изучать, уважать и следовать её законам). Давайте запишем наш следующий вывод: Природа – это мать, кормилица.

Музыкальная физразминка.

Третий привал

Расскажите о тайге как о природной зоне России. Покажите на географической карте.

- На с. 158 найдите и зачитайте описание тайги со слов «Тайга… Тайга» (чтение под фонозапись «Пение птиц» ). Как рисует тайгу автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? (Передает состояние главного героя, находим описание тайги в тексте) (Слайд 10)

- Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море?

Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? (Картины природы - описание тайги) Итак, природа в произведении - это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Древний китайский философ Сюнь-цзы сказал: «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» (Слайд 11) Подумайте над этими мудрыми словами! Какой можно сделать вывод? Что такое природа по отношению к человеку? Совершенно верно, природа – это не враг, природа - учитель и друг . Это ещё один важный вывод.

Покажите на карте реку Енисей. Расскажите, что вы о ней знаете. (Сообщение учащегося)

Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем и зачитаем этот эпизод. (Сначала мальчик радуется, прыгает от счастья, хватает жадными глотками воду, но потом берёт себя в руки) (Слайд 12)

Как обращается мальчик к Енисею? («Енисеюшко, славный, хороший…» (олицетворение) - для мальчика он словно добрый старый друг). Выход к Енисею означает спасение.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Выход к Енисею Васютке подсказало озеро, которое он нашёл в лесу. А как вы считаете, можно ли сказать, что Васюткино озеро – «озеро надежды»?

У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

( Чтение стихотворения на фоне музыки Э. Грига «Утреннее настроение»)

В асюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Значит, можно сделать ещё один вывод. Природа – это зеркало души человека . (Слайд 13)

Четвертый привал

- Предлагаю вам познакомиться с памятками «Советы идущему в лес» (Слайд 14) и «Если ты заблудился в лесу» (Слайд 15)

VI. Итоги урока

- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

- В чем проявляется умение выжить? (Быть смелым, сильным духом, знать законы природы, не забывать заветы и традиции отцов и дедов)

1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти».

2. В.П. Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались. Помните, чтобы не заблудиться, мальчик оставлял затеси – зарубки на деревьях, указывающие путь людям? Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Послушайте стихотворение «Зарубки на сердце».

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

V . Рефлексия

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки? (слайд 16)

Опорные конструкции для рефлексивного анализа:

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Сумел ли Васютка добраться до своего берега Успеха? А мы? Оцените работу. (Приём светофора: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный - 3)

VI . Домашнее задание (слайд 17)

Написать Васютке письмо о том, чему вы у него научились.