Тест: какая песня отражает ваш характер? Какая бывает музыка по характеру? Изучение нового материала.

    Это предусмотренные законом или договором специальные меры, направленные на понуждение должника к исполнению обязательства под угрозой имущественных потерь. Указанные меры (или способы) формируют особое обязательственное правоотношение, главной… … Большой юридический словарь

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - система гражданско правовых средств, предоставляющих кредитору дополнительные гарантии получения им либо надлежащего исполнения обязательства, либо возмещения убытков путем стимулирования должника установлением невыгодных для него имущественных… … Энциклопедия юриста

    Обеспечение исполнения обязательств - в гражданском праве установление дополнительных имущественных мер, побуждающих стороны к точному и реальному исполнению обязательств. В советском гражданском праве такими мерами являются: Неустойка (Штраф, пеня), Залог, Задаток,… …

    Нрав, характер, ум - Нрав, характер, ум. В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш см. Душа или руах Дух (см. Дух, Святой Дух) (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ греч. словами нус (см. Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа (мысли, сознание, взгляды см.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - ▲ характер (чего) выполнить стиль характер исполнения (# работы. выдержано в к л. стиле). стильный. стилизация. стилизатор. стилизовать. стилизованный. архаистика. архаизация. ▼ стиль речи, стиль в искусстве см … Идеографический словарь русского языка

    Народное творчество - художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

    Экспектации - [от англ. expectation ожидание] системный комплекс социальных ожиданий, представлений о том, каким образом другой личностью должны исполняться статусно ролевые предписания. Характер, насыщенность социальных ожиданий во многом определяют оценку… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ФЬЮЧЕРСНЫЕ СДЕЛКИ - стандартный договор, прекращение прав и обязанностей по которому происходит зачетом встречных однородных требований в течение определенного периода или исполнением в будущий срок (срок исполнения) по цене, которая устанавливается исходя из… … Энциклопедия юриста

    ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… … Православная энциклопедия

    Рага - (санскр. рага, хинди и бенгальский paг, тамильский ирагам) один из видов инд. музыки, характерные особенности и манера исполнения к рого формировались в течение мн. веков. Термин paг употребляется в разл. значениях, в основном сводящихся… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Жизнь на ладони. Тетрадь исполнения желаний. Сам себе медиум (количество томов: 3) , Ангеловская Ольга. Жизнь на ладони. Хиромантия как инструмент самопознания. Индивидуальный рисунок на ладони - это отражение сущности, внутреннего мира человека, в которой сочетаетсявсе: его наследственность,… Купить за 886 руб
  • Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики , Ядрихинский С.А.. В монографии особое внимание уделено пробельным сторонам в правовом регулировании данного института и возможностям их улучшения. Книга имеет научно-прикладной характер. Для широкою круга…

Тесты

Вы романтическая душа, предпочитающая мягкую и деликатную музыку? Или загадочный человек, которому нравится такая же музыка? Давайте выясним, какая песня подходит вам больше всего!

А после теста можете прочесть несколько интересных фактов о музыке.


1. Музыка умеет оживлять поникшие растения. Если вы возле увядающего цветка поставите колонки и включите лёгкую музыку, то растение начнёт оживать на глазах и может даже наклониться к источнику звука. Благодаря музыке растения также быстрее растут.

2. Музыка защищает от потери слуха. Как показал эксперимент, люди, которые никогда не увлекались и не занимались музыкой, слышат хуже музыкантов.


3. Музыка умеет лечить сердце, помогая людям, восстанавливающимся после операции на сердце или после сердечного приступа. Доказано, что сосудистая система начинает работать лучше на фоне приятной музыки.

4. Музыка + спортивные тренировки = эффективность выше на 20%. Эффект сравним с применением доппинга.


5. Музыка делает человека добрее и отзывчивее. Эксперимент показал, что те, кто регулярно слушает свои любимые песни, совершают добрые поступки и оказывают помощь в 5 раз чаще.

6. Музыка активизирует сенсорные пути, приглушающие боль. Благодаря музыке человек может отвлечься от неприятностей и снизить уровень тревоги.


7. Специалисты утверждают, что если во время еды слушать приятную музыку, то вкусовые качества продуктов усиливаются на 60 процентов.

8. Любимая музыка помогает справиться с безответной любовью и настроить себя на новые отношения.


9. Сердце человека бьётся в такт музыке, которую он в данный момент слушает.

10. Никто из группы "Битлз" не владел нотной грамотой.


11. Во время прослушивания громкой музыки, человек выпивает больше алкоголя, чем без нее.

12. Музыка включает в работу часть мозга, ответственную за удовольствие.


13. Музыка во время занятий спортом добавляет человеку выносливости.

14. Группа “Metallica” после концерта в Антарктиде была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как первый и единственный коллектив, который в течение одного года выступил на всех семи континентах.


15. Известный изобретатель электрогитар "Стратокастер" и "Телекастер" не умел играть на гитаре вообще.

16. Любимая песня, как правило, ассоциируется у человека с каким-то важным жизненным моментом.


17. Самый длинный органный концерт в мире продлится 639 лет. Начавшись в 2001 году, концерт закончится в 2640.

Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец .

В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.

Возьмём, к примеру, всем известный Траурный из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.

Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:

Выбирать надо быстро, подсознательно

1. Это выбор позитивного человека, который легко находит общий язык со всеми. Вы замечаете только хорошее в людях, что помогает вам и самому прекрасно себя чувствовать. Вы любите животных, фильмы и приятные беседы. Вероятнее всего вы не стремитесь к романтическим отношениям, а предпочитаете проводить время с друзьями и в кругу семьи.

2. Для вас качество намного важнее количества. В большинстве вопросов вы придерживаетесь классических взглядов. Вы - чувствительная личность, которая не любит, когда в привычный порядок жизни грубо вмешиваются. Человек с таким предпочтением довольно уверен в своей внешности, но, несмотря на это, имеет низкую самооценку. У вас все должно быть под контролем. Являясь мудрым, интеллектуальным человеком, осторожность вам все же не помешает, ведь иногда вы действительно доверяете не тем людям. Вы наслаждаетесь общением, которое вдохновляет людей на перемены к лучшему.

3. Все равно как, но вам важно помогать другим. Полностью организовать мероприятие, спланировать деловой обед или отпуск для вас раз плюнуть. Такие, как вы, просто незаменимы в офисе. Но как только вы оказываетесь на своей территории, это совсем другая история. Ваша личная жизнь скорее всего будет балансировать между желанием контролировать абсолютно все и нервозностью из-за невозможности воплощения этого. Вам важно держать все под контролем. Потребуется немало времени, чтобы научиться быть в гармонии между желаемым и действительным. Конечно, наверное, неплохо жить по законам комедийного фильма или развлекательного шоу. Но вы - человек, и вам свойственно созерцать и мыслить.

4. Ваша жизнь - вечная спешка. Для вас в сутках слишком мало часов для всех забот. Вы не любите оставаться наедине со своими мыслями, поэтому сильно загружаете себя. Дисциплина - сильная черта. Тем не менее, вам нужно разобраться, что вам действительно хочется от жизни. Проводите как можно больше времени с людьми, которые способны вдохновить и осчастливить вас. Сейчас самый подходящий момент посмотреть на мир вокруг, как на настоящее чудо. Нужно замедлиться и оглянуться.

5. В вашей жизни слишком мало места чувствам. Вам свойственны внимательность и доброта, но когда дело доходит до собственной мечты и планов на будущее, вы теряетесь. Поймите наконец, что действительно для вас счастье. Вы тепло относитесь к людям и животным, любите жизнь и умеете ею наслаждаться. Но все-таки любить свою работу тоже немаловажно, ведь вы хотите, чтобы вас понимали и ценили.

6. Трудолюбивая, динамичная личность, которая чувствует себя уверенно и комфортно только скрывая свои чувства. Перемены мировых масштабов не для вас. От вас так и веет печалью и тоской, а течение жизни определяется ее темными полосами. Депрессии и несчастья не добавляют красок и насыщенности жизни, постарайтесь от них избавиться.

7. Вы всегда обо всем волнуетесь, поэтому будто целиком и полностью состоите из графиков и таблиц. Вам комфортнее жить на поверхности, ни во что не вникая глубоко. Вы предпочитаете плыть по течению, а серьезные отношения тебя пугают. Сконцентрируйтесь на собственных мечтах и желаниях. Найдите то, что по-настоящему вас осчастливит и окрылит. Вы ведь любите людей и можете быть крайне чувствительным человеком. Наслаждаясь гармонией повседневности и тщательно продумывайте любые свои решения.

8. Загадочная находчивая личность, полная различных идей. Настоящий врожденный творческий потенциал помогает вам в развитии фантастических задумок. Слегка замкнутый мыслитель, но до конца преданный своей работе. Доверьтесь интуиции и вдохновению, полагаясь на свой удивительный разум.

9. Вам нравится чувствовать любовь и обожание окружающих. Приятная беседа, хорошая книга, изучение чего-то нового или любимая песня могут сделать ваш день прекрасным. Осознанная вежливость и обходительность будто наполняет вас силой. Вам хотелось бы стать известной личностью, преуспевшей и добившейся многого, но самовлюбленность не дает сбываться вашим мечтам. Ставить себя превыше остальных - это нормально, но только до тех пор, пока это не ущемляет окружающих. Вам стоит наконец покинуть свой мыльный пузырь и оценить жизнь по-новому с недвусмысленной точки зрения.

10. Вы любите творить. Вы - достаточно широко развитая личность. Вы не теряете времени даром: легко воплощаете новые идеи в жизнь, не боитесь пользоваться открывающимися возможностями и прибегать к нестандартным способам мышления. Вы стремитесь оставаться целостной, творческой личностью. Скорее всего, вы - великий писатель, достойный студент или повар от Бога. Однако вы невероятно пугаетесь, нанося свой первый мазок на чистый холст. Эта неизвестность заставляет вас чувствовать неуверенность и дискомфорт. Ваша главная задача заключается исключительно в том, чтобы все таки решиться купить этот чистый холст и нанести на него свои первые штрихи. Добавьте спонтанности в жизнь и получайте от этого удовольствие!

11. Вы любите хорошо повеселиться, но, кажется, совершенно не собираетесь развиваться и двигаться вперед. Как правило, вы с охотой беретесь за крупные проекты, но очень скоро вам становится скучно, вы разочаровываетесь и начинаете чувствовать, что это совершенно не ваше. Вам присуще многое осуждать в людях, имея при этом убежденность в том, как все должно быть на самом деле. Это, вероятнее всего, вытекает из подсознательной уверенности, что у вас по вашим меркам не все достаточно хорошо. Вы не любите действовать без указаний и рекомендаций. Постарайтесь все-таки расширять свои горизонты.

12. Забавная, неординарная личность, смотрящая на мир сквозь розовые очки. Некоторые люди уверенно могут сказать, что вы больше, чем сама жизнь, имея в виду положительную энергетику, исходящую от вас. Светские вечеринки и романтические встречи - это ваше. Вас по-настоящему радует счастье других людей. Но не забывайте, что ваша жизнь целиком принадлежит исключительно вам и никому больше. Конечно, вы наверняка можете с легкостью помочь другим людям в достижении их целей, но нужно ли вам это? Сейчас самое время задуматься и поработать над собой. Ведь иногда, находясь длительное время наедине со своими мыслями, вы чувствуете подавленность и опустошение. Для вас немаловажно подпитываться энергетикой окружающих.

13. Вы слишком сильно переживаешь обо всем происходящем в мире. Тем не менее, находясь в стенах собственного дома, очень сложно кому-то чем-либо помочь. Вы понимаете, что всего, что творится в этом мире, слишком много для вас, поэтому и делаете выбор в пользу чего-то хорошо знакомого. Вам свойственно оглядываться на прошедшие годы и желать, чтобы все было как раньше. Перемены, конечно, происходят в вашей жизни, но вам важно свыкнуться с новым положением дел, подстраиваясь и привыкая абсолютно ко всему. Из-за привычки винить других в том, что происходит, вы забываете, что каждый человек сам является творцом своей собственной жизни. На вас периодически может нападать грусть или депрессия, но важно преодолевать эти чувства, не забывая благодарить за все то многое, что вам дано.

14. Вы не имеете ничего против того, чтобы после долгого трудового дня поваляться на солнце, наслаждаясь при этом холодным напитком в руках. Вам не хватает амбиций, но только лишь потому, что вы считаете это абсолютно бессмысленным. Вы умеете получать удовольствие от всех благ жизни, но при этом одновременно понимаете, что уже завтра все может измениться не в вашу пользу. Вы чувствуете ограничения, поэтому стремитесь взять от жизни все по полной. Самые простые вещи в жизни для вас достаточно важны, поэтому вы испытываете любовь и привязанность к семье и друзьям. Вам нравится быть участником чего-либо, и своего вы точно не упустите. Иногда вами овладевает безумное желание быть источником мировых перемен.

15. Такая личность полна энергии и любит по-своему удивлять окружающих. Вам достаточно комфортно быть собой, поэтому вы всегда стараетесь быть центром внимания. Конечно, ведь вы - душа компании с отменным чувством юмора. Для вас важно, чтобы каждому было весело и интересно проводить с вами время. Вы никогда не позволите себе пропустить какую-либо авантюру и очередные приключения. И, как правило, вы из тех, кто последним уходит с вечеринок. Ведь если уйти рано, то можно пропустить все самое интересное, а, значит, и лишиться новой истории для своей копилки. Вы - добрый человек, но на удивление невероятно трудно принимаете доброту от других. На самом деле, личность вы очень простая, которой не чужды глубокие переживания и эмоции. Не прикрывайте шутками свои тревоги и волнения. Иногда вам просто необходимо выпустить пар.

КАК ВЫ ДЕРЖИТЕ ЧАШКУ?

ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноцен­ной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Важность диагностики определяется и тем, что, провозглашая ори­ентированность учебно-воспитательного процесса на развитие лич­ности ребенка, мы не можем отказаться от вопросов: каков со­временный ребенок, что его волнует, что он слышит вокруг себя? Т. е. необходимо попытаться разобраться в проблеме «что такое ре­бенок в музыке и живет ли музыка в ребенке», попробовать нарисо­вать музыкально-педагогический портрет современного ребенка.

Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей ду­ховной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духов­ной культуры) невозможно без развития фундаментальных способ­ностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувст­вовать, искусства думать (вне гармонии - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую).

Многолетнее исследование убедило нас в том, что музыкаль­ная культура как часть духовной культуры понимается педагогами в основном с акцентом на первую часть формулировки - воспи­тание музыкальной культуры. Вторая же ее часть - как часть духов­ной - рассматривается скорее как красивое окончание формули­ровки цели, ставшее своего рода «крылатой фразой». Именно не­дооценка духовной основы музыкального образования и не позво­ляет качественно развивать музыкальную культуру детей (пожа­луй, и педагогов в том числе). Нередко после концерта мы можем услышать, например, такую оценку: «Как безграмотно играл ис­полнитель Моцарта...», - менее всего подразумевающую то, что исполнитель не знает музыкальной грамоты, - ведь он окончил консерваторию, - а «предъявляющую претензии» к душевному следу, который оставила его игра. По аналогии с этим у любого учителя-музыканта уровень музыкальной культуры также не на­ходится в прямо пропорциональной зависимости от полученного музыкального образования. Дело не в профессионализме, а в ду­ховном слое музыкальной культуры. Этот слой - не знаниевый, а внутренний, личностный, одухотворяющий опыт общения с ис­кусством.

Поясним на примере. На конкурсах «Учитель года России» 1996 и 1997 гг. из 15 учителей искусства, хорошо владеющих профессио­нальными приемами хорового пения, игрой на музыкальных ин­струментах, умело находящих взаимосвязи с литературой, изобра­зительным искусством только один (!) учитель вплотную подошел к сущности урока музыки как урока искусства. Ему удалось остано­вить прекрасное мгновение общения с музыкой, заставившее и детей, и взрослых ощутить сопричастность содержанию музыки и такое духовное родство с ней, что возникла пауза, которую хоте­лось держать, чтобы не разрушить это мгновение.

А что же, другие уроки выглядели хуже, не было результата? А что считать результатом? Добытая информация, полученный хо­ровой навык, узнанная мелодия, хорошо спетая песня? А может быть, как раз это мгновение, когда от душевного потрясения за­хотелось молчать?..

Здесь нужно говорить о душевности как основе урока музыки и вообще любой формы приобщения к ней. Тогда учителю музыки мало иметь определенный уровень музыкальной выученности, он должен обладать именно музыкальной культурой, исходящей из его духовного мира. И он должен уметь вскрыть воспитательный потен­циал мировой музыкальной культуры, который заключается, преж­де всего, в духовности. Без этого школьные уроки музыки превра­щаются в «профессиональную суету» по поводу музыки. Вероятно, эта последняя фраза может в большой мере отразить тенденцию современного преподавания музыки в школе на волне «обновле­ния содержания музыкального образования».

В связи с этим отдельный вопрос: что требуется от учителя му­зыки в рамках «интегративных курсов искусства», уроков на осно­ве межпредметных связей (как они назывались в недалеком про­шлом)? От него требуется, чтобы он и стихи читал, и показывал слайды, картины, и иллюстрировал музыку хореографическими движениями, и проводил параллели с литературой, архитектурой и пр., - и все это еще и в русле определенной воспитательной задачи. Но подумаем: если учитель музыки все же на уроке музыки не покажет картинку, не прочитает стихов, не сравнит музыку с архитектурой - «застывшей музыкой», - то за него это могут сделать другие учителя.

Но если учитель не заострит собственно музыкальную пробле­му, не дойдет с детьми до сущности музыкального явления как ху­дожественного отражения, «художественной модели» жизненного явления в его нравственно-эстетической человеческой оценке, не успеет прочувствовать музыку и вслушаться со школьниками в ее ткань, то этого за него в школе не сделает никто! Общеобразова­тельная школа настоятельно требует учителя-музыканта, способ­ного проложить детям путь в суть музыки, дать им то, что не могут восполнить никакие «интегративные курсы» преподавания искусств, - проникновение собственно в музыку.

По всему этому, и как следствие применения в массовом музы­кальном образовании новых педагогических технологий, пробле­ма наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музы­кой и окружающим миром по своему значению является равно­ценной проблеме обучения музыке.

По своей сути она двуедина: что такое «ребенок в музыке и живет ли музыка в ребенке» и каков музыкально-педагогический портрет современного ребенка. Понятно, что в ней на первый план выступает не «слежение» за приобретаемыми на музыкальных за­нятиях знаниями, умениями и навыками (важность которых не отрицается), а выявление тех изменений, которые происходят в духовном мире ребенка под воздействием музыки.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообраз­на, в ней можно выделить множество компонентов, которые име­ют различные по степени значимости содержательные наполне­ния. Задача не в том, чтобы выделить как можно больше компо­нентов, а в том, чтобы найти такие стержни, такие составляю­щие, которые отражали бы самое существенное в музыкальной культуре, в динамике ее развития. В исследовательской практике накоплено достаточное количество различных методик, замеров по различным параметрам музыкального развития: уровень пев­ческого развития, навыки восприятия современной, народной, классической музыки; уровень творческой активности детей в раз­личных видах музыкальной деятельности и пр. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки все же в сумме не составляют музыкальной культуры (тем более, как части духовной). Поэтому подчеркнем: компоненты музыкальной куль­туры должны быть обобщенными, они должны содержательно вы­ражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному - специальным знаниям - и определять как стратегию работы по формированию музыкальной культуры, так и страте­гию исследовательского поиска по выявлению уровня ее сформи­рованное™. Компоненты музыкальной культуры не могут быть независимыми, а только взаимосвязанными, т. е. исходить из об­щего основания, выражать некоторое генетическое отношение музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и са­мого процесса ее формирования.

Таким основанием, по нашему убеждению, могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребенка, которые раз­виваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и позволяют выявить степень причастности личности к духовной культуре человечества. Что касается компонентов, то их три: музыкальный опыт, музыкаль­ная грамотность, музыкально-творческое развитие школьников. Рассмотрим каждый из них.

Музыкальный опыт школьников . Это наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры, дающий общее представ­ление о музыкальных интересах ребенка, его пристрастиях, широ­те музыкального (и жизненного) кругозора. Он свидетельствует об определенной ориентировке (или об отсутствии ее) как в сово­купности ценностей музыкального наследия прошлого - класси­ки, музыкального фольклора, - так и в современной окружаю­щей музыкальной жизни. Он отражает также и определенные на­выки музицирования. Основными критериями наличия опыта в нашем исследовании выступают:

Уровень общей осведомленности о музыке,

Наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений,

Мотивация обращения ребенка к той или иной музыке - что ребенок ищет в ней, чего ждет от нее.

Одна часть методик, позволяющих определить музыкальный опыт ребенка, направлена на выяснение понимания им места му­зыки в жизни людей, в его собственной жизни: какое место он отводит в своем опыте серьезной музыке, народной музыке, фольк­лору, современным образцам музыкального искусства всех форм и жанров; есть ли в его опыте определенные навыки музицирования (в самом широком смысле слова), какая музыкальная среда его окружает, каков его музыкальный быт. Конечно, самое главное - выяснить, что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений (если они у него есть). Направленная на выявление духовных образований мето­дика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке, 2) музыка для домашней фонотеки, 3) музыка для друзей.

В методике «Встреча с музыкой на уроке» учащимся предлагается составить программу заключительных уроков четверти, года по собственному выбору и при этом объяснить, почему они отдают предпочтение той или иной музыке. Это задание может быть пред­ложено школьникам и во внеурочное время в воображаемой ситу­ации: «Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок четверти, года, что бы ты хотел ею рассказать детям?»

При обработке полученных данных наивысшую оценку получа­ют ответы детей, которые в программу урока включили музыку разных форм и жанров, ту, что они слышали не только в классе, но и вне его. Главное в этой методике - значимый мотив обраще­ния к тем или иным произведениям. Во внимание принимается и обширность детской информации - сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомство с историей создания произ­ведения, с его жизненным содержанием, наличие вариантов соб­ственной интерпретации, способность напеть или наиграть мело­дии произведений и т. д.

Методика «Музыка для домашней фонотеки» связана с вообра­жаемой ситуацией, например: «Тебе представилась возможность побывать на фирме «Мелодия», которая производит запись музы­ки. Какую музыку ты выберешь, чтобы слушать в кругу семьи?». Критерии оценки те же, что и в предыдущей методике.

Методика «Музыкальная программа для друзей» также связана с выявлением у ребят предпочитаемой музыки, но в такой ситуа­ции, когда надо составить программу музыкального вечера-кон­церта для сверстников, одноклассников. Обработка результатов проводится так же.

Дополнит изучение музыкального опыта школьников неболь­шая беседа с каждым ребенком, в процессе которой появляется возможность уточнить некоторые детали, получить дополнитель­ные сведения о волнующих ребенка направлениях современной музыкальной жизни. Вот какими могут быть вопросы для детей:

1.Как ты относишься к музыке?

2.Для чего музыка нужна в жизни?

3.Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

4.Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

5.Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

6.Встречаешься ли ты с музыкой в школе кроме урока? Где?

7.Любишь ли ты петь дома? Что поешь?

8.Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

9.Какую музыку ты слушал последний раз с родителями? Где?

10.Какие музыкальные передачи за последнее время тебе по­нравились? Почему?

Большую роль в исследовании музыкального опыта ребенка играет выяснение понимания родителями роли музыкальной куль­туры в его жизни. Для анкетирования родителей предлагаются сле­дующие вопросы, на которые они могут ответить в письменной форме:

1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его мож­но было бы считать культурным в области музыки?

2. Что необходимо для достижения Вашим ребенком опреде­ленного уровня музыкальной культуры?

3. В чем Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

В результате такого исследования мы рассчитываем получить представления о следующем:

а) делят ли дети музыку на музыку «для урока», «для дома», «для проведения досуга с товарищами»;

б) какой музыке - классической, народной, развлекательной - дети отдают предпочтение вообще и в различных ситуациях;

в) какова широта общего кругозора ребенка (как музыкально­го, так и жизненного), связанного с пониманием роли музыки, искусства в обществе;

г) каковы мотивы обращения детей к той или иной музыке.

Не последнюю роль в исследовании музыкального опыта ре­бенка сыграют данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства: поет ли он в хоре, играет ли на музыкальных инструментах, получая образование в специальной школе или занимаясь самостоятельно дома, в кружке, в студии; танцует ли, занимаясь этим видом искусства где-либо, и т. д. По­лучить эти сведения не представляет особой трудности. Главное, повторяем, выявить мотив - вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственно­му желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в хор потому, что любит петь, или потому, что получает удовлетворе­ние от коллективной деятельности с другими ребятами, и т. д.

Второй компонент музыкальной культуры - музыкальная гра­мотность , которую Д. Б. Кабалевский назвал «по сути музыкаль­ной культурой» и которая действительно является ее стержнем, ее содержательным выражением. Характерно, что все параметры это­го компонента, какими их сформулировал сам автор концепции общего музыкального образования, связаны только с духовным постижением музыкального искусства, с воспитанием особенных качеств его восприятия. Это:

Способность воспринимать музыку как живое, образное ис­кусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

Особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;

Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутрен­нюю связь между характером музыки и характером ее исполнения;

Разработанные методики, позволяющие получить известное представление об уровне формирующейся у детей музыкальной грамотности, как раз и ориентированы на выявление приведен­ных выше параметров путем получения характеристик, опосредо­ванных выражением в словесных, пластических и живописных образах. Безусловно, что к этому особому «чувству музыки» добав­ляются определенные умения и навыки. В целом критериями оцен­ки здесь выступают:

Степень внутренней открытости школьников для постиже­ния незнакомой музыки;

Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку;

Степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к сто­ящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;

Степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их орга­низации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыкального искусства.

Безусловно, это критерии общего порядка - обобщенные кри­терии. Они, выявляясь в методиках исследования через более час­тные, «технологические» критерии, дадут возможность судить о сформированности того или иного параметра (компонента, эле­мента) музыкальной грамотности и музыкальной культуры в це­лом. Рассмотрим подробно такие методики, как «Музыкально-жиз­ненные ассоциации», «Выбери музыку», «Открой себя через му­зыку», «Определи композитора незнакомой музыки».

Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизнен­ные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально- жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, эмоциональной отзывчивости на услышан­ную музыку, опоры восприятия на музыкальные закономерности. Выбранная для этой цели музыка содержит несколько образов, степень контраста которых может быть различной, но контраст обязательно должен «прочитываться» рельефно. При этом соблю­дается условие: музыка должна быть незнакома детям. Можно реко­мендовать, например, Фантазию Моцарта d - moll , но без вступле­ния - три первых фрагмента.

Звучание музыки предваряется доверительным разговором экс­периментатора с детьми (их количество обычно не превышает 2- 3 человек) с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напом­нить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситу­ации - успокоить, поддержать, ободрить. Далее предлагается по­слушать музыку и ответить на такие вопросы:

1.Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

2.При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка и как она могла бы повлиять на людей?

3.Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеет­ся в виду то, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, како­вы ее выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Для того чтобы исследование было плодотворным, нужно пред­лагать детям разных возрастов одну и ту же музыку. Это дополни­тельно позволит выявить, что дети определенного возраста ищут в музыке, на что опираются в своих ассоциациях. В зависимости от постановки преподавания музыки в школе (программа, система­тичность и пр.) третий вопрос может иметь различную степень сложности, профессиональной содержательности, например: сколь­ко образов ты услышал в музыке? к какому жанру относится му­зыка? в какой форме написана музыка? как в музыке осуществля­ется принцип единства изобразительных и выразительных средств и т. д. После прослушивания музыки с каждым ребенком прово­дится индивидуальная беседа. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, то можно напомнить ему музыкальные фрагменты. От­веты фиксируются в письменной форме (для «истории» - инте­ресно через несколько лет сравнить ответы детей, чтобы просле­дить динамику музыкального развития).

Обработка результатов ведется по следующим параметрам: точ­ность музыкальной характеристики, развернутость и художествен­ность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Особое вни­мание уделяется направлению мышления детей: от общего к част­ному - от образного содержания музыки к выразительным средст­вам, элементам языка, жанру, стилю и пр. Если ответы детей пока­зывают, что они понимают форму произведения как явление вто­ричное, определяемое содержанием, то можно говорить о развива­ющемся у них целостном восприятии музыкального образа, а зна­чит и о формирующихся «алгоритмах» постигающего мышления.

Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению род­ственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвуч­ные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструмен­тов и пр. Трудность методики состоит в том, что предлагаются про­изведения с неконтрастной музыкой. Например:

7 вариант А. Лядов. «Прелюдия» d-moll ,

П. И. Чайковский. «Баркарола»,

Д. Б. Кабалевский. «Печальная история».

2 вариант Э. Григ. «Одинокий странник»,

П. И. Чайковский. «Утреннее размышление», Э. Григ. «Смерть Озе».

После прослушивания школьники должны определить, какие из этих произведений родственны по «духу» музыки, по музы­кально-образному строю, и рассказать, по каким признакам они определили эту общность.

Методика позволяет выявлять особое «чувство музыки». Главное в ней - что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жиз­ненного содержания. Если они опираются только на средства, это свидетельствует о низком уровне восприятия; только на свои эмо­ции - средний уровень. Высоким уровнем надо считать установле­ние зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции.

нормальная способность, целостного общей интонации.

Третья методика «Открой себя через музыку» самим себе

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3. себя ребенок, его духовный мир

Теперь обратимся к последнему параметру музыкальной гра­мотности: способности на слух определять автора незнакомой му­зыки, если она характерна именно для него. Наличие такой спо­собности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития свидетельствует о низком уровне восприятия; только на свои эмо­ции - средний уровень. Высоким уровнем надо считать установле­ние зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции.

Это не какая-то особая способность, свойственная только про­фессионалам или избранным, а нормальная способность, данная человеку от природы. В чем она заключается? Наверное, в каком- то особом «схватывании» целостного характера звучащей музыки, в интуитивном ощущении общей интонации. И, заметим, чем млад­ше ребенок, тем у него эта способность ярче выражена.

Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия деть­ми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное: насколько школьники «открывают себя» самим себе через музыку, насколько осознают свои чувства и переживания, ощущают свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям.

Для этого детям предлагается одно произведение или его часть, например, фрагмент из «Думки» П.И.Чайковского, «Ноктюрна» Ф. Шопена, «Прелюдия» Д. Б. Кабалевского и др., и даются три задания.

Задание 1. Дети ставятся в позицию «собеседника музыки». Она им о чем-то «повествует», а они должны затем рассказать о своих чувствах.

Задание 2. Дети должны раскрыть музыкальное содержание в пластике, в движении (это может быть пластическая миниатюрная пантомима-импровизация или, в крайнем случае, можно просто «подышать» руками).

Задание 3. Детям предлагается воплотить «самих себя» в рисунке. Особо подчеркнем: школьник рисует не музыку, которую слы­шит, а именно себя во время звучания данной музыки. Это условие распространяется на все три задания методики, так как в ней нас интересует не музыка, а ребенок, его духовный мир в его собствен­ной оценке. Музыка же выступает как источник, содержательный повод для самооценки.

Первое и третье задания могут дать очень интересный материал для «психологических фантазий» учителя: практика свидетельствует (и ниже мы это покажем), что так или иначе, но у детей прорыва­ется то «потаенное», что отражает их общее душевное состояние, общий психологический тонус, особенно если музыка звучит в унисон с их настроением.

Теперь обратимся к последнему параметру музыкальной гра­мотности: способности на слух определять автора незнакомой му­зыки, если она характерна именно для него. Наличие такой спо­собности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития

музыкальной культуры, ибо такая способность возможна только при остром «музыкальном чутье», при ощущении стилистических особенностей музыки. Конечно, она развивается только тогда, когда уроки музыки ведутся систематично и полноценно на протяжении многих лет. Кстати, некоторые учителя музыки до сих пор исполь­зуют на уроках эту методику, применявшуюся еще Д. Б. Кабалевс­ким. Поэтому она вошла в нашу диагностическую систему как чет­вертая методика «Определи композитора незнакомой музыки». Ее отличие от простого урочного задания в том, что она проводится как исследовательская методика во внеурочное время, с неболь­шим количеством детей, и педагог-экспериментатор, беседуя с каждым ребенком в отдельности, тщательно выясняет аргументи­рованность выбора школьником того или иного автора.

В целом в музыкальной грамотности детей нас интересует, с од­ной стороны, то, насколько ребенок открыт незнакомой музыке, умеет ли находить в ней существенное после однократного прослу­шивания; с другой стороны, есть ли у него любимая высокохудоже­ственная музыка и формируется ли потребность постоянного воз­вращения к любимым произведениям, чтобы все глубже вникать в их содержание. Если первую сторону мы проверяем с помощью спе­циальных методик, то вторую можно выяснить в процессе регуляр­ных музыкальных занятий известным всем способом: на протяже­нии учебного года учитель фиксирует музыку, которая становится у детей наиболее любимой и предпочитаемой, замечает, насколько обращение школьников к одной и той же музыке постоянно. С этой целью всегда можно на уроке спросить детей, какую музыку они хотели бы послушать в конце урока. Но делать это надо не просто для констатации детских музыкальных предпочтений, а важно вы­яснить, как со временем меняется отношение детей к этой музыке: открывают ли они в ней все новые грани и качества. Поэтому не лишним будет каждый раз снова проанализировать ее вместе с деть­ми, тщательно фиксируя появление нового отношения в их ответах. В более старшем возрасте, с накоплением музыкального опыта, дети могут традиционно изложить свои мысли в сочинении, где расска­жут, как часто слушают свою любимую музыку и за что ее так лю­бят. Сравнивая сочинения одного ученика на протяжении ряда лет, можно в динамике проследить, как развивается один из основных показателей формирования музыкальной культуры школьников.

Музыкально-творческое развитие школьников - Третий компо­нент музыкальной культуры. Способность к творчеству (креатив­ность) следует рассматривать как особое качество личности, ха­рактеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смыс­ле слова творчество - это сознательная целенаправленная дея­тельность человека в области познания и преобразования действи­тельности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспро­изводить, интерпретировать, переживать музыку. Творчество - показатель развитости человека, оно необходимо в любом виде деятельности. В музыке - это высший показатель овладения чело­веком музыкальным искусством.

Музыкальное творчество проявляется как самопознание, са­мовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творче­ство - это не внешне активное выражение «деятельности» (даже посредственный урок внешне может протекать как «творческая де­ятельность», когда дети все время «заняты»), а глубинное стрем­ление личности к духовному самоопределению - через искусство. Отсюда проистекает потребность в самовыражении, когда ребенок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; в самопознании, - когда «исследует» свой духовный мир через музыку; в самоутверждении, - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Уровень музыкально- творческого развития проверяется, прежде всего, путем наблюде­ния за детьми в процессе их общения с музыкой. Наиболее благо­приятными для этого представляются внеурочные формы обще­ния в условиях свободного выбора деятельности. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации;

Как он действует сообразно выбранной роли: сам придумы­вает содержание и развитие образа, старательно ищет его харак­терные особенности, тщательно отбирает формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.;

Насколько он оригинален и выразителен в своем замысле и формах его воплощения;

Насколько у него выражена потребность проявить свое пони­мание музыкально-художественной задачи в различных видах дея­тельности;

Самостоятелен ли его творческий поиск.

После занятий проводятся индивидуальные беседы, во время которых можно вскрыть глубинные причины именно этих, а не других действий ребенка, выяснить отношение детей к своей дея­тельности - удачна она или нет, как поступил бы в следующий раз и пр. Вопросы могут быть такими:

Удовлетворен ли ты ролью, которую исполнял в этот раз, если нет, то почему?

Каковы твои впечатления от занятия: было интересно, весе­ло, скучно, безразлично, почему?

Каким ты сам себя чувствовал: добрым, веселым, большим, смелым, забытым и пр.?

Какую роль ты выберешь в следующий раз и почему?

Эта методика наблюдения в структуре программы изучения музыкальной культуры может быть названа «Выбери роль». Речь, понятно, идет не о театре, не о сюжетно-ролевых играх как тако­вых, не о драматизации (правда, элементы всего этого не исклю­чаются), а о фундаментальных ролях в музыкально-творческой дея­тельности - композитора, исполнителя, слушателя.

Вторая методика - «Сочиняю музыку» - проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методики напоминает творческий процесс. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятель­ности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых уча­щиеся выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к при­меру, такие ситуации: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города», «Зимняя дорога», «Сказочные события» и пр.

После выбора ситуации школьник вместе с педагогом (его уча­стие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного со­держания будущего произведения искусства. Например, как про­буждается жизнь весной: тает снег, припекает солнышко, звенит капель, тают сосульки, журчат ручьи. Как услышать и выразить все это, и свое отношение к этому?.. Или - «Зимняя дорога»: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, «прозрачный лес один чер­неет»... Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских и народных), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепен­но появляющиеся персонажи (как правило, дети выбирают ска­зочных персонажей и животных) разыгрывают последующие при­думанные действия. Исследователь же традиционно следит за тем, какой характер у персонажей, каковы их взаимоотношения, как они появляются, какие у них повадки и т. д. Организуя творческую деятельность как максимально самостоятельную, учитель наблю­дает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструменты, исполь­зуют голос, пластику. За всеми этими действиями легко «расшиф­ровывается» мышление ребенка при создании художественных об­разов, о содержании которых он рассказывает сам (или с помо­щью осторожных наводящих вопросов учителя).

Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низкого уровня, да и само творчество часто остается лишь на уровне за­мысла и эскизов к нему. Тем не менее, в качестве параметров оценки можно выделить:

Степень осознанности замысла. Здесь выявляется самостоя­тельность замысла, его логичность, ощущение в нем времени и пространства (о чем судим по содержательной стороне творчества);

Изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандарт­ность, нетрадиционность, но желательно, чтобы она была аргу­ментирована;

Художественность воплощения замысла, прежде всего, с точки зрения концентрированное™ выражения основной мысли (сим­волика, гиперболизация, метафоричность и пр.);

То, насколько ребенок привлекает уже имеющийся у него музыкальный опыт: поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на знания и представления о музыкаль­ных явлениях и фактах.

Основное внимание при анализе детского творчества должно быть направлено на изучение того, как ребенок планирует свою деятельность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощением замысла. Основным критерием здесь выступает, как уже отмечалось, степень гармонии атрибутов музыкально-творчес­кой деятельности - гармонии между «слышу - вижу - думаю - чувствую - действую».

Итак, каждому выделенному компоненту музыкальной культу­ры соответствуют определенные методики. Некоторые из них - анкеты, вопросы, наблюдения - носят традиционный характер, другие созданы специально для программы изучения музыкаль­ной культуры и являются авторскими (но и они близки к традици­онным). Поэтому, естественно, встает вопрос: в чем же, собствен­но, их новизна?

Новизна подхода к исследованию процесса формирования му­зыкальной культуры заключается, в основном, в интерпретации полученных данных. На первый план выступают не отдельные по­казатели соответствующих методик (хотя они и дают известное представление о состоянии и уровне развития музыкальной куль­туры по линии этих компонентов), а понимание того или иного частного результата как формы выражения тех или иных сторон духовного развития ребенка, как формы духовно-эмоционального отклика на высокие духовные ценности искусства. Идея такой ин­терпретации данных становится «ключом» ко всем методикам, где духовное обязательно присутствует и должно «прочитываться» учителем-исследователем (а учитель музыки, исследуя процесс разви­тия музыкальной культуры детей, как бы автоматически обретает этот статус) во всех единичных компонентах формирования музы­кальной культуры. Поэтому в исследование входит специальная методика, призванная образно выразить оценку ребенком своих взаимоотношений с духовной сущностью музыки.

Методика «Ребенок и музыка ». Экспериментатор просит детей представить, что музыка - живое существо. И дает задание: это существо, эту личность нарисовать так, как они ее чувствуют, по­нимают, когда ее слушают или исполняют. Кроме того, просит каждого изобразить самого себя в своем рисунке.

Особенность этой методики в том, что дети не рисуют конкрет­ную музыку (впечатления от произведения) - их рисунок вообще не связан с живым звучанием. Цель методики - выяснить, на­сколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким перед ней или ее частичкой, отождествляет ли себя с ней; насколько целостно он воспринимает образ Музыки (например, выражает его в чем-то едином - в цвете, движении и пр. или представляет его излишне детализированным). На эту процедуру отводится не более 15 ми­нут, после чего в индивидуальной беседе с каждым ребенком можно уточнить, почему он изобразил себя и Музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность символики и попытку художественного выражения образа Музыки у детей проявляется подлинное (подчас неосознанное) к ней отношение. Эта методика становится заключительным аккордом программы диагностики музыкальной культуры школьников.

В целом программа исследования позволяет получить разверну­тое и достаточно детализированное представление об уровне сфор­мированное™ музыкальной культуры и о динамике ее развития.

Задания

1.Выберите наименее трудоемкие методики и включите их в план кон­кретных уроков.

2.Проведите мини-исследование развития музыкальной культуры де­тей по вышеизложенной программе и занесите данные в диагностичес­кий дневник.

Литература

1.Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. до­кументов: 1917-1973 гг. - М., 1974.

2.Единая Трудовая Школа и примерные планы занятий в ней. - Вят­ка, 1918.

3.Материалы по общеобразовательной работе в школе: Эстетическое развитие детей. - Вып. 4. - М., 1919.

4.Программы для 1, 2 ступени семилетней Единой Трудовой Школы. - М., 1921.

5.Адищев В.И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1919-1920 гг.). - Пермь, 1991.

6.Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в школе / Под общ. ред. Музыкальной секции Отдела Единой Трудовой Школы. - М., 1921.

7.Комплексные программы ГУСа (Государственного Ученого Сове­та). - М., 1923.

8.Антология гуманной педагогики: Выготский / Сост. и авт. вступит, ст. А.А.Леонтьев. - М., 1996.

9.Музыка и пение. - М., 1938.

10.Музыка в начальной школе. - М., 1935.

11.Программы начальной школы: Музыка и пение. - М., 1941.

12.Проект программы средней школы // Институт методов обучения АПН РСФСР. Пение. 1-6 кл. / Сост. И. П. Пономарев и др. - М., 1947.

13.Программы начальной школы. - М., 1943.

14.Программа восьмилетней школы: Пение. - М., 1960.

15.Программа средней школы на 1957-58 учебный год: Пение: 7-10 классы: Факультативное преподавание. - М., 1956.

16.Программа средней школы: Проект для обсуждения: Музыкальное искусство: (На правах рукописи). - М., 1965.

17.Программа средней школы: Перераб. проект (АПН РСФСР): Музы­ка. - М., 1965.

18.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. - М., 1983.

19.Кабалевский Д. Б. О перестройке - с оптимизмом, но без прикрас // Коммунист. - 1986. - № 14.

20Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы: 1-3 классы трех­летней начальной школы (с краткими методическими пояснениями) / Под науч. рук. Д. Б. Кабалевского; 5-8 классы (с краткими методически­ми пояснениями) / Под науч. рук. Д. Б. Кабалевского. - М., 1994.

21.Музыка. 1-8 классы /Под общ. ред. Ю. Б.Алиева. - М., 1993.

22.Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании (Материалы конф. 7-11 декабря 1999 г.). - М., 1999.

23.Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы/Авт.- сост. Н. А. Терентьева. - М., 1994.