Творческая история создания романа что делать. Роман 'Что делать?': первое утопическое произведение в русской литературе

Роман «Что делать» стал резонансным событием в мире русской литературы. Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор. Но большинство читателей были настроены более консервативно и раскритиковали произведение, упрекая Н. Г. Чернышевского в аморальности и разрушении традиционных ценностей. Кто же был прав? Многомудрый Литрекон не судит, но предлагает подробный разбор книги.

Николай Гаврилович Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг. Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию.

Конечно, его произведение было проверено вдоль и поперек, но цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать. Он был опубликован в «Современнике». Только после распространения сотен экземпляров цензурный орган понял ошибку Бекетова (цензора Чернышевского) и отстранил его от службы. Все выпуски журнала с запретным чтивом были по возможности изъяты из оборота, но было уже поздно: книга быстро распространилась в рукописном варианте, а ее запрет стал лучшей пиар-акцией для продвижения писателя. Всем был любопытен «запретный плод». Замысел романа «Что делать» вдохновил многих других писателей на подражание или полемику. Книга стала знаковым событием, и некоторые литературоведы даже выдвигали теорию, что ее специально пропустили в печать, но не все чиновники разделяли положительное мнение о ней, поэтому произведение породило конфликт интересов.

Творческая история романа «Что делать» на этом не закончилась: книга была опубликована в 1867 году в Женеве, ее перевели на самые популярные мировые языки. В России запрет на ее публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным на всей территории СССР, его перевели даже на фарси.

Жанр, направление

Жанр романа «Что делать» можно определить как «роман-утопия». Автор пишет не о настоящем времени, а о счастливом и безмятежном будущем, где женщины будут свободны, мужчины — не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, — доступно для всех. Чернышевский явно идеализирует завтрашний день, основанный на коммунистических принципах. Именно поэтому роман утопичен, а не реалистичен, ведь вместо героев у писателя не люди, а идеи, живущие в образах.

Направление — социалистический реализм. Чернышевский был далек от социализма, как и Россия в те времена, но он усвоил зарубежные идеи и был пленен «свободой, равенством и братством». Каждая строчка его произведения говорит о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны и счастливы. Недаром Вера организует мастерскую, принадлежащую не ей, а всем работницам: это проект нового экономического устройства страны, где не будет частной собственности. Именно поэтому реализм Чернышевского «социалистический», то есть направленный на раскрытие новых идей.

Смысл названия

Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время). Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?

Чтобы быть понятым, он берет в качестве примера житейскую ситуацию: что делать Вере, чтобы выйти замуж по любви и не продавать себя? Что делать сотням девушек, попавшим в беду? Решение есть, и автор видит его в социализме, когда собственность, ради которой люди продают и неволят собственных детей, станет общей.

Суть: о чем?

Сперва мы узнаем о загадочном самоубийце, который застрелился на мосту. Потом повествование переходит к комнату Веры, которая готовится к свадьбе. Девушка винит себя в произошедшей трагедии. Затем автор раскрывает историю этой девушки. Она жила в небогатой семье со слабохарактерным отцом, деспотичной матерью и братом. Марья Алексеевна, мать Веры, очень расчетлива и корыстна, поэтому она хочет свести дочь и сына начальника ее мужа вопреки желанию Веры. Михаил, предполагаемый жених, хочет лишь позабавиться с красавицей, а вот Марья Алексеевна готова продать честь дочери, чтобы потом принудить молодого человека к браку.

Тем временем к брату Веры приходит репетитор — студент Лопухов. Однажды они разговорились, и герой понял, как несчастна девушка. Он решил помочь ей выбраться из дома, но не смог найти службу, где она могла бы заработать на жизнь. В итоге он украл ее из дома и женился на ней, договорившись с матерью обойтись без суда, но и без приданого. Их семейные узы были на новый лад: они спали в разных комнатах и не заходили без стука. Иногда к ним заходил друг Лопухова, Кирсанов, но потом он начал избегать встреч. Он и Вера стали понимать, что любят друг друга. Сны подсказали Вере, что она испытывает к Дмитрию лишь благодарность. Поняв это, герой уходит из жизни, а его друзья женятся.

Но не только любовь занимает Веру: она решает организовать мастерскую, чтобы помогать таким же девушкам, как и она сама. На это ее тоже вдохновляют сны, где объясняется, что многие люди по сути своей хорошие, но неправильные условия жизни искажают их натуру. Швейная мастерская принадлежит не Вере, а всем работницам, благодаря чему дело идет в гору и быстро растет. В свободное время героиня ездит с друзьями на пикники, ведет ученые беседы и учится медицине.

В финале она встречается с иностранцем, который женился на русской девушке из их круга. Он — тот самый Лопухов, который инсценировал самоубийство, чтобы дать друзьям свободу. Все счастливы.

Главные герои и их характеристика

«Что делать?» отличается новизной взглядов в отношении семейных норм, женского вопроса и устройства общества. Главные герои произведения свободны от общественных предрассудков, своим трудом добиваются успеха, они честны и благородны. Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, любовный треугольник которых создаёт главную интригу произведения, по мысли Чернышевского, — лучшие представители интеллигенции. Они стараются как можно больше вложиться в «общее дело».

герои романа «что делать» характеристика
вера розальская особенно интересен и нов жизненный пример веры павловны розальской. героиня не изменила своим принципам, даже когда деспотичная мать пыталась выдать её за недостойного человека. не боялась общественного мнения, она открыла общие швейные мастерские, готовилась стать медиком. стремление веры павловны к саморазвитию, общественному прогрессу, а не к созданию семьи, делают её исключительным женским персонажем русской литературы. в разговоре с кирсановым, она утверждает, что средства к развитию и мотивы стремиться к нему отнимало у женщины грубое насилие. её семейные отношения с лопуховым и кирсановым отличаются не только равноправием, но и уважением личного пространства. супруги имеют отдельные комнаты, не заходят без стука в комнату друг друга, не появляются раздетыми в присутствии друг друга. по их мнению, только так можно сохранить прочные и уважительные отношения в браке.
дмитрий лопухов и александр кирсанов дмитрий лопухов и александр кирсанов — идеальные интеллигенты, которые служат обществу. для главных героев, жизненными ценностями являются свобода личности и равноправие. даже некоторые естественные и привычные качества человека, такие как ревность, они считают фальшивыми, гнусными. ещё одной важной составляющей жизни героев является труд. кирсанов и лопухов — спасают людские жизни, работая медиками, пробиваются своими силами, честно зарабатывают свои деньги. в то же время автор не идеализирует их. его герои расчетливы и придерживаются основ разумного эгоизма — новой философской концепции того времени. она заключается в необходимости заботы о своих интересах, которая приведет к всеобщему преуспеянию, если все люди будут думать о себе и трудиться ради своей выгоды. так, лопухов делает карьеру врача, потому что им больше платят, чем обыкновенным чиновникам без связей. кирсанов говорит, что любит только самого себя. основа их поступков — стремление к пользе. заботясь о себе, они делают лучше общество, ведь они полезны для него.
рахметов (никита ломов) как человек радикальных взглядов, автор считает возможным возникновение такого общества только путем революции. роман чернышевского социально-политический, автору важно было выразить свою идеологию, а также её воплощение в реальной жизни. в связи с этим, центральным персонажем романа является рахметов – профессиональный революционер. и хотя ему отведено не так много сюжетного времени, роль этого героя важнее всех прочих. рахметов – «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов. после этого рахметов продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. окружал он себя только самым необходимым, питался просто, часто ограничиваясь куском говядины в день для поддержания физической силы. рахметов считал неправильным окружать себя роскошью и есть изысканную пищу, когда народ нищий и голодный. чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком. за выдающуюся физическую силу его прозвали никитушкой ломовым в честь богатыря-бурлака. в образе рахметова чернышевский показал появляющийся в россии тип революционера с железной волей, готовностью к борьбе за идею, преданного народу.
марья алексеевна мать веры. этот образ является отражением ужасов прежней жизни, той, которая была современна чернышевскому. она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.
жюли
михаил столешников жених веры. это собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам. он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя. во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить. пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место.
настенька крюкова

девушка с теми же жизненными проблемами, с которыми столкнулась вера. ее спасает александр кирсанов, и с этого момента героиня начинает новую свободную жизнь, основанную на свободе и равенстве.

Темы

Тематика романа «Что делать» интересна и занимательна даже сегодня:

  1. Основная тема романа — свобода . Она раскрывается с разных аспектов: личностная свобода Веры, глобальная свобода народа, за которую воюет Рахметов, свобода выбора, которой лишены многие девушки. Каждой свободе писатель говорит «да». Через преодоление личного и глобального рабства его герои обретают себя и свое счастье. Символом свободы является 4 сон Веры Павловны, где автор изображает все стадии развития женщины: она была объектом для лицемерного преклонения, сладострастной рабыней, закованной в свою чувственность богиней на одну ночь, но лишь равенство с мужчинами может дать ей иной образ — сильный, независимый и прекрасный.
  2. Еще одна тема — равенство . Люди должны быть равны, поэтому частная собственность упраздняется в мире Чернышевского. Его герои аскетичны, довольствуются лишь необходимым, поэтому среди них нет вражды и зависти. Начальница Вера дружит с работницами, потому что их зарплаты и вклады в общее дело равны. К всеобщему равенству стремится и Рахметов, ведь именно он отдал все земли крестьянам и роздал деньги одаренным студентам.
  3. Любовь тоже является важным вопросом. Это чувство тоже осквернено собственническим инстинктом, поэтому автор изымает из него ревность и формализм брака. Герои счастливы, потому что никто никому не принадлежит. Рахметов же и вовсе отказывается от любви во имя высших целей. Его чувство принадлежит народу.
  4. Дружба тоже становится предметом размышлений автора. Он показывает благородных и честных мужчин, каждый из которых жертвует своими интересами ради товарища. Сначала Кирсанов отказывается от Веры, а потом Лопухов оставляет друзей ради их же блага. Дружба, по мнению автора, возможно лишь при условиях равенства и свободы выбора.
  5. Тема семьи тоже занимает важное место в романе: устаревшая модель семьи порочна и безнравственна, в то время как новый тип взаимоотношений, основанный на уважении и соблюдении границ личного пространства, помогает людям реализовать свой потенциал и является надежным тылом.
  6. Труд тоже пересматривается автором: призвание женщины он видит в общественных занятиях, как и призвание мужчины. Быт он желал бы сократить до минимума, как и излишества в нем. Дети и домоводство не должны быть пределом возможностей девушки и ее единственным занятием. Но важен лишь тот труд, который несет пользу всему обществу, а не служит лишь эгоистической наживе.

Тематика произведения необъятна, и, чтобы не затягивать статью, Многомудрый Литрекон предлагает сделать так: если Вы нуждаетесь в дополнении этого раздела, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика романа «Что делать» столь же многогранна, поэтому если здесь перечислены не все интересующие Вас темы, напишите об этом в комментариях, и Литрекон дополнит разбор.

  • Социальная несправедливость — основная проблема произведения и мира Чернышевского. Женщина не равна мужчине, помощник не равен руководителю, народ — элите. Все эти противоречия рождают конфликты и проблемы. Только уничтожение частной собственности и ее культа может изменить ход событий. Примером для читателя становится Рахметов, который отказался от своих богатств и даже от личной жизни в пользу народа. Только такие люди могут изменить мир к лучшему.
  • Женский вопрос — еще одна важная проблема. В России того времени женщина не могла устроиться на работу и заняться саморазвитием, потому что ее принуждали к семейной жизни и материнству. Выбора не было: либо замужество, либо публичный дом. Автор настаивает, что девушки должны иметь те же права, что и мужчины: должны ходить на работу, жить самостоятельно и иметь право голоса в семье. Никто не имеет права принуждать их к роли матери и жены.
  • Жадность и стремление к наживе . Эти желания вынуждают людей к жестокости и грубости. Деньги становятся для них смыслом жизни, они же разрушают семьи и любовь, товарищество и даже страну. Пока народ голодает, элита пирует, и подобная несправедливость порождается лишь алчностью. Если не будет стремления к накопительству и обогащению, то не будет и социальных конфликтов.
  • Общественное мнение . Пока люди не избавятся от страха и зависимости от общества, они не смогут идти вперед и освободиться. Рахметов презрел мнение большинства и занялся делом, несмотря на протесты родственником и своего окружения. Если каждый будет делать то, что должно, то и мир изменится к лучшему.

Основная идея

Таким образом, «внутренний» сюжет романа «Что делать?», повествующий о жизни Рахметова, является центральным для всего произведения. Автору было важно показать новый тип людей, способных изменить жизнь общества, стать примером для многих. Они живут не для себя, а для народа, и в этом их нравственное величие. Рахметов — это следующая стадия развития человека после Кирсанова и Лопухова. Так автор дает понять, что главная роль в революции принадлежит рабочему классу — людям дела, а не слова. Чернышевский писал о Рахметове:

“Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.

Значит, главная мысль романа «Что делать» — это необходимость революции в своем сознании и в стране.

Чернышевский показывает будущее социалистическое общество в поступках и словах персонажей, в необычной организации швейной мастерской, в 4-ом сне Веры Павловны. Вера Павловна тоже трудится – организует работу швейной мастерской. Её предприятие – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна. Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну. В этом и заключается смысл романа «Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

Новаторство и особенности

Художественное своеобразие романа «Что делать» заключается в наличии интересных новых персонажей, которые не типичны для русской литературы. Автор, в отличие от большинства коллег, не осуждал рациональный эгоизм, а защищал его. Он же показал, что нигилизм — это не безнравственность, а пересмотр устаревших ценностей.

Также Чернышевский избрал незаурядную форму повествования. Он часто напрямую беседует с читателем, издеваясь над его возможными возражениями. Полемика с ним — едва ли не самая важная часть романа. Он поясняет каждое действие героя и посмеивается над самим сюжетом, ведь любовный треугольник — лишь ширма, за которой речь идет о революции и коренных переменах в обществе.

Критика

Далеко не всем критикам понравился роман «Что делать». Так, Н.С. Лесков даже написал роман, опровергающий главные постулаты произведения Чернышевского — «На ножах». Он высмеял его надежды и стремления, хотя не отрицал того, что книга — довольно смелый эксперимент. Он подчеркнул популярность «Что делать»:

О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны.

Цензор П.И. Капнист вскоре после выхода книги Чернышевского писал министру внутренних дел П.А. Валуеву о том, что роман «Что делать?» «имел большое влияние даже на внешнюю жизнь некоторых недалеких и нетвердых в понятиях о нравственности людей, как в столицах, так и в провинции. <…> Были примеры, что дочери покидали отцов и матерей, жены — мужей.»

Композитор и общественный деятель Ф.М. Толстой написал рецензию в правительственное издание «Северная пчела» и критиковал произведение довольно резко:

«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи»

Известный поэт А. Фет высказал не более позитивные мысли:

«Скудность изобретения, положительное отсутствие творчества, беспрестанные повторения, преднамеренное кривлянье самого дурного тону и ко всему этому беспомощная корявость языка превращают чтение романа в трудную, почти невыносимую работу»

Однако революционеры того времени были солидарны с автором «Что делать». О произведении высказался анархист князь Кропоткин:

Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.

Писарев (либерально настроенный критик и нигилист) считал, что роман Чернышевского -«произведение в высшей степени оригинальное и, с какой бы точки зрения вы ни взглянули на него, во всяком случае чрезвычайно замечательное. Достоинство и недостатки этого романа принадлежат ему одному».

В.С. Курочкин (публицист) тоже выступил в защиту книги Н.Г. Чернышевского и отметил, что особо яростные критики даже не дочитали роман до конца и не поняли его смысла.

Революционно настроенный поэт В. Маяковский, ставший одним из самых известных советских литераторов, очень ценил книгу:

Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью.

“Что делать?” – роман философа и критика Николая Гавриловича Чернышевского. Период работы над романом – с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Место написания – Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, где Чернышевский находился под заключением.

Чернышевский сидел в одиночной камере. Между допросами и попытками выйти на свободу он работал над романом. Всего работа над произведением заняла 112 дней.

С января 1863 года роман Чернышевского начинают по частям передавать в следственную комиссию. За счет того, что роман анализировали по частям, комиссия не усмотрела его скрытый смысл, обратив внимание лишь на любовную линию. Но самом же деле в романе присутствуют революционные идеи, новое видение социальной жизни, экономики и политики.

Так произведение избежало цензуры. Работа Чернышевского начала публиковаться в журнале “Современник”, которым на то время руководил поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Оплошность цензоров стала заметна только после попадания романа в печать. Цензора Бекетова, который был ответственный за допуск рукописи в печать, уволили с должности.

Все номера “Современника”, в которых публиковался роман, тут же оказались под запретом. Но все попытки властей запретить произведение оказались тщетными. Роман переписывали от руки, он обрел чрезвычайную популярность среди читателей.

Работа Чернышевского бурно обсуждалась в обществе. Реакция на роман была неоднозначной. Одним произведение пришлось по душе, другие же критиковали автора. Но все равно “Что делать?” зацепил читателей и заставил их задуматься о жизни.

До 1905 года в России роман был под запретом. Его нельзя было пускать в печать. Однако известно, что в Швейцарии роман опубликовали еще в 1867 году. Сделали это русские эмигранты.

До 1917 года в печати было уже четыре издания “Что делать?” Подготовил их сын Чернышевского, Михаил Николаевич.

Одним из показателей популярности произведения можно считать наличие множества переводов “Что делать?” Так, роман доступен на голландском, польском, венгерском, английском, итальянском, французском, шведском и сербском языке.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий. Главная героиня – Вера Павловна Розальская. Чернышевский не зря сделал центровым персонажем именно женщину. Женщинам было гораздо сложнее добиться значимого положения в обществе.

В основе романа – реальная история из жизни. Друг Чернышевского, доктор Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой. Девушка стремилась к независимости и получению знаний.

Потом Марья Александровна влюбилась в физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.

История создания романа. Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 4 декабря 1862 года по 14 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний. Н. С. Лесков:«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. - все на разные тоны».П. А. Кропоткин:«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем». В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки. Запрет на публикацию «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Картинка 12 из презентации «Чернышевский Что делать» к урокам литературы на тему «Ц-Ч»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Чернышевский Что делать.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 447 КБ.

Скачать презентацию

Ц-Ч

«Чарушин биография» - В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. Чарушин был прекрасным анималистом. Другое дело - рисунки. Творчество в годы войны. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея. Жизнь и творчество писателя. Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник. Иллюстрации Чарушина.

«Евгений Чарушин» - Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Составил учитель МБОУ Ягодинская СОШ Пакишева Алена Николаевна. Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству... Моя мать -- садовод-любитель. Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье одного из видных архитекторов Урала.

«Е.Чарушин» - Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! Изучая природу, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. Читая истории про Никитку, мы замечаем, что мир Никитки поразительно схож с миром самого автора. Рис. Е. И. Чарушина. Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии.

«Чарушин Теремок» - Лисичка? А ты человек-хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.». Мы изучаем. Словарная работа. Не-вы-со-ком. « Посмотрел картинки? С горы увёртыш. Действующие лица: Действующие лица: Слова рассыпались: 1. Б) 2. Г) 3. В) 4. Б). Лягушка? Е. И. Чарушин. Алгушяк. Семь, восемь – лень отбросим. Заяц?

«Саша Чёрный» - Даже сроки предсказали: Кто - лет двести, кто – пятьсот, В 1906-1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете. Ведь тянет, правда? ЖЕЛТЫЙ ДОМ. 1908 Семья - ералаш, а знакомые - нытики. Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Где наше - свое, бесконечно любовное?

«Творчество Чарушина» - Русский художник и писатель. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. Выставка книг. Творчество. Родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина. Е.И. Чарушин - художник. Е.И. Чарушина. Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965гг). В 1930 году, при помощи С.Я.Маршака, Е.И Чарушин начал писать сам.

Всего в теме 17 презентаций

Как известно, роман «Что делать?» был написан Николаем Чернышевским в стенах Петропавловской крепости. Писатель был арестован властями в июле 1862 года из-за опасений открытого восстания. Это произошло после письма Герцена, в котором он открыто заявлял, что планирует вместе с Чернышевским напечатать за границей «Колокол». В декабре того же года писатель начал работу над своим крупнейшим романом. Он был написан за 112 дней и опубликован в журнале «Современник». Политический подтекст произведения был замечен не сразу. Сначала просматривалась только любовная линия романа.

Оплошность цензуры была замечена немного позже. В результате, ответственный цензор Бекетов был даже отстранен от работы. Несмотря на запрет, наложенный на те номера журнала, где был напечатан роман «Что делать?», текст распространился уже по всей стране и вызвала резонанс в обществе. Молодежь считала произведение Чернышевского своего рода знаменем и программой на будущее. В 1867 году роман вышел отдельной книгой в Женеве и быстро распространился среди русских эмигрантов. Впоследствии его перевели на многие европейские языки, а в России запрет на его печать длился до 1905 года. Отдельным изданием на родине произведение появилось уже после смерти писателя, в 1906 году.

В процессе работы над своим романом Чернышевский поднимал многие волнующие общество проблемы, в частности, духовные проблемы русской интеллигенции, существовавшие на тот момент в стране.­ Он едва ли не первым из русских писателей затронул вопрос психологии в поведении отдельно взятой личности. На первый взгляд целостная структура произведения была по-своему разделена на несколько отдельных сюжетов, которые органично переплетались между собой. Автор понимал, что для женщины подняться из «низов» к общественно-значимой деятельности было гораздо сложнее. По этой причине центральным персонажем романа стала Вера Павловна Розальская - человек самостоятельный, здравомыслящий и зрелый духом.

Равно как и Вера Павловна, все остальные основные персонажи произведения озадачены мыслью о счастье «порядочного человека». Их всех объединяет добросовестность и честность. Это люди полны интересных идей и целей, знают, как достичь желаемого, и убеждены в силе правды. Они прекрасно понимают, что невозможно достичь счастья личного за счет другого человека и потому прокладывают свой путь самостоятельно. Это люди-рационалисты, убежденные в безграничных возможностях разума и силе самоанализа. По мнению Чернышевского настоящая любовь к человечеству могла развиться только через глубину личностных привязанностей. Такого рода психологические размышления, нравственные правила и вдумчивый анализ и вошли в сюжет романа «Что делать?».

Семейно-психологическую тему можно назвать сквозной и откровенно изложенной в произведении. Помимо этого, был в романе и потайной сюжет, который можно наблюдать в главе «Особенный человек». Рисуя образ молодого Рахметова , Чернышевский показывал, каким должен быть подающий надежды революционер и человек «нового поколения». Несмотря на все видоизменения, перепечатку и цензуру, наложенную на роман, решительно все эпизоды достигли до общества и затронули широкие круги читателей того времени.