Творческие работы по литературе. Антипод Тайна истинной любви

В широком смысле антиподы - это противоположные друг другу сущности. Термин заимствован из где обозначал противостоящие вещи, явления и величины. Понятие используется в физике, философии, литературе и других сферах науки и искусства.

Где обитают антиподы

Антиподами с точки зрения географии можно, например, назвать жителей Новой Зеландии и Испании, поскольку эти страны расположены в строго противоположных друг другу точках планеты.

Толковые словари русского языка среди других значений единодушно выделяют следующее: антиподы - это люди противоположных взглядов, убеждений, поступков и т. д. Именно с этим значением связан и литературный прием, при помощи которого автор создает картину жизни и высказывает свою концепцию.

Герой-антипод в интересен не только с точки зрения сюжетных коллизий. Его присутствие создает конфликт и помогает читателю пристальней вглядеться в главного героя, увидеть скрытые мотивы его поступков, досконально понять идею произведения.

Русская классика богата такими литературными парами, которые представляют антиподов. Причем эти персонажи могут быть не только врагами, но и что не мешает им быть антиподами. Онегин и Ленский, о которых Пушкин говорит, что они «как лед и пламень», Андрей Болконский и Пьер Безухов, Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Карамазовы - Иван и Алеша - это далеко не полный ряд имен.

Вечный поединок

В блестящей комедии А. Грибоедова «Горе от ума» у пылкого и остроумного Чацкого тоже есть антиподы. Это прежде всего «скромненький» Молчалин. Этих людей и вовсе не ставить бы рядом - настолько они далеки по образу мыслей друг от друга, да только их сближает один предмет любви - Софья Фамусова. Оба героя по-своему умны, но ум этот разный. Молчалин, убежденный в том, что «надобно зависеть от других» снискал признание за угодливость, обходительность, прагматичный профессионализм и осторожность. В противовес ему, искренний, талантливый, независимый Чацкий, который «вольность хочет проповедать», признан большинством как сумасшедший. Здравый смысл конформиста Молчалина, казалось бы, одерживает победу над «безумным» дерзким неприятием пошлости, лицемерия и глупости. Однако симпатии все же на стороне вольнолюбца Чацкого, который уезжает из Москвы с разбитым сердцем. Присутствие в пьесе героя-антипода делает конфликт особенно выразительным и подчеркивает, насколько типична судьба одиночки, вздумавшего противоречить большинству.

Тайна истинной любви

В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» распознать антиподов главного героя удается не сразу. На первый взгляд, совершенно противоположными Раскольникову видятся Свидригайлов и Лужин, от которых герою хочется оградить и спасти людей. Однако постепенно мы понимаем, что поглощенный своей идеей Раскольников является, скорее, их двойником - по бесчеловечному, циничному и преступному содержанию этой идеи. Тем не менее у Раскольникова есть антиподы - это и Порфирий Петрович. Последний был в молодости очарован подобными раскольниковским воззрениями, но совесть не позволила ему пойти по этому пути. А Соня тоже «преступила», но не отняв жизнь у других, а отдав себя в жертву ради других. Благодаря такому противопоставлению автор помогает нам понять, в чем состоит истинная суть христианского милосердия и любви.


Советы Чацкого были не по душе Наталье Дмитриевне и Платону Михайловичу по нескольким причинам. Первое, что мы видим, читая данный отрывок – подчинение Платона Михайловича жене. Советы Чацкого побуждали старого друга жить своей жизнью, но Наталья Дмитриевна не хотела терять свою власть – это становится первой причиной того, что слова Чацкого не пришлись по душе героям. Второй причиной можно выделить то, что Чацкий напоминает Платону Михайловиче о прошлой жизни, преисполненной «шума лагерного»; Горич горько сожалеет о том, что эту жизнь не вернуть. К третьей причине мы можем отнести то, что Платон Михайлович завидует Чацкому в его свободе и сожалеет о том, что поженился: «женишься, тогда меня вспомянь!».

Герои-антиподы изображены в множестве произведений русской литературы, одним из которых является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Героями-антиподами в произведении являются Печорин и Грушницкий. Как и Платон Михайлович, Грушницкий является старым другом для главного героя. Однако если дружба Чацкого и Горича остаётся неизменной, то Печорин и Грушницкий вступают в серьёзный конфликт, который заканчивается ссорой, взаимной ненавистью, дуэлью и убийством.

Такие герои также изображены в повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Пётр Гринёв и Швабрин, как грибоедовские герои-антиподы, являются людьми военными. Однако, в отличие от Чацкого и Горича, между пушкинскими героями нет и не было настоящей дружбы; Швабрин лишь делает вид, что уважает Гринёва, а затем их отношения превращаются во вражду и ненависть друг ко другу.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу? Мировоззрение Фамусова «Горе от ума»

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления.

Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.

Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе он чувствует себя одиноко. Чацкий – сын покойного друга Фамусова, рос и воспитывался с Софьей. Затем перестал посещать их дом. Софья скажет: Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом; Потом опять прикинулся влюбленным Взыскательным и огорченным!!.

Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? Сначала Чацкий уехал из Москвы в Петербург. Там он, видимо, занялся литературной деятельностью. Фамусов о нем говорит: « Он малый с головой, и славно пишет, переводит».

Затем поступил на службу, «с министрами имел связь, потом разрыв». За три года отсутствия в Москве Александр Андреевич успел и послужить, о чем вспоминал на балу с Платоном Михайловичем: В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя И носишься на борзом жеребце; Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.

После выхода в отставку ездил в свое имение и, вероятно, пытался облегчить участь крепостных крестьян. Не зря Фамусов делает ему внушение: «Именьем, брат. Не управляй оплошно».

Затем он лечился на кислых водах, то есть побывал на Кавказе, а затем уехал за границу.

Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.

Фамусов о Молчалине: Безродного пригрел и ввел в мое семейство Дал чин асессора и взял в секретари: В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить".

Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите нам отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Чацкий – гражданин и хочет своей службой приносить пользу Родине. Он видит в службе гражданскую обязанность. Целью же Молчалина является не служить, а прислуживаться.

Алексей Степаныч свято выполняет завет отца: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Вот и старается он выслужиться.

Чацкий резко выступает против праздной и пустой жизни, ничтожных интересов фамусовского Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Ну а Молчалин умудряется и награждения брать, и весело пожить. При этом больше всех приходится подличать, лицемерить, угодничать. Такой ценой он уже 3 награждения получил.

Александр Андреевич – сторонник просвещения, с пренебрежением отзывается о состоянии просвещения и образования в России: Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле.

Он протестует против поклонения московского барства всему иностранному: В той комнате незначущая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами; Приехал – и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в Отечестве, с друзьями; Своя провинция.

Поскольку Молчалин входит в круг Фамусова, его также характеризует презрительное отношение к родной русской культуре и языку. Но один руководствуется в своей жизни высокими принципами, он человек долга и чести, противник подхалимства.

Другой живет по принципам противоположным. Именно Молчалин советует Чацкому: Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом Чиновные и должностные – Все ей друзья и все родные; К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.

Особенно подкупает искренность Чацкого и благородство его чувств. О своей любви к Софье он говорит: Чуть свет- уж на ногах! И я у ваших ног.

Молчалин же бессловесность свою сочетает с настоящей подлостью, когда любит по должности дочь своего начальника: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить".

Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщим страхом покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит.

Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве.

Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. В первом действии (1-6-е явления) показаны отношения Со­фьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любов­ной игры, но уже сейчас автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь ирони­чески. Это видно из первой ремарки («Лизанька спит, свесив­шись со стула», тогда как из комнаты барышни «слышно фортепиано с флейтою»), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и ее едких замечаний («Ах! Амур проклятый!»). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому:

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех -

говорит она, не веря в его любовь. «Прикинулся влюблен­ным» - вот как определяет Софья его чувства.

И тут… появляется он! «Остер, умен, красноречив», он «на­брасывается» на Софью, а затем не очень лестно «перечисля­ет» ее родню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так - Чацкий «в иротивуречии с об­ществом, окружающим его». Но не зря автор использует про­стонародную форму «противуречие», ведь Чацкий в конфликте не только со «светом», но и с народом, и с про­шлым, и с самим собой.

Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: «Ах! к вос- питанью перейдем!» Он постоянно восклицает: «Ну, что вам батюшка?», «А этот, как его?..», «А трое из бульварных лиц?», «А тот чахоточный?..» - как будто это ужасно важно, после трех-то лет. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает «минутный» перерыв, задумываясь над словами собеседника, всего два раза - при первом своем появ­лении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет: «Ум с сердцем не в ладу», - то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а зна­чит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

«Все, что он говорит, - очень умно! Но кому он это гово­рит?» - писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ре­марка в третьем действии гласит: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к кар­точным столам». Он остается один. Кому же он говорит? Мо­жет быть, себе? Сам не зная тохю, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума». Составив в своем уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нару­шить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не за­бывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «…символическое, в ис­тинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому».

Монологи Чацкого близки по своей идейной направленно­сти к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость - вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их мето­ды, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов - обвине­ние Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабрист­ской теории, ведь одно из определений человека-гражданина есть «здравый ум» (Муравьев); в праве быть уважаемым и лю­бимым. Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели «низкими» способами Гри­боедов и называет всех героев комедии «глупцами».

Но вот внешне незаметный, «безродный» секретарь Фаму­сова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключитель­но выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных ». Вся ла­кейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаме­нитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И все же не Чацкий, а Молчалин - человек будущего, чело­век новой, николаевской эпохи. Мы встретимся с его прототи­пом во второй части повести Льва Толстого «Два гусара», мы увидим его «родственников» в булгаковской фантасмагории, где он примет фамилию Шариков, он просочится в совет на­родных депутатов и, прикрывшись партбилетом, будет жить и размножаться.

Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с перво­го взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он «враг дер­зости».

Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: «Карету мне, карету!» Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, и авторская ремарка мелкими буквами: «Те же, кроме Молчалина». Притаился наш герой, ждет сво­его часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Со­логуба, Андреева, Платонова, Булгакова… Он бессмертен.