Уникальное произведение. Уникальные произведения искусства – тоже товар, только менее ликвидный

В Екатерининском дворце в Пушкине есть небольшая комнатка, которую окружает множество легенд. Над разгадкой тайны Янтарной комнаты до сих пор безуспешно бьются историки и искатели сокровищ.

сайт рассказывает, как и когда было утеряно произведение искусства и где оно может находиться.

В дар Петру

История Янтарной комнаты начинается в 1701 году. Именно тогда прусский король Фридрих I дал задание зодчему Андреасу Шлютеру смастерить необычный кабинет. В течение 8 лет стены одного из дворцовых помещений декорировались янтарем. В 1709 году Янтарная комната была готова. Через некоторое время плохо закрепленные янтарные панно берлинской резиденции рухнули, что страшно разгневало Фридриха I. За это он даже выслал нерадивого мастера из страны. Через некоторое время Фридрих умер, и уникальная комната перешла в наследство его сыну. Но Фридрих Вильгельм не оценил произведение искусства и вскоре преподнес этот кабинет в дар российскому императору Петру I. Петр Алексеевич по достоинству оценил бесценный подарок, о чем с восторгом писал в письме своей супруге. В 1717 году Янтарная комната была доставлена в Санкт-Петербург.

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена из калининградского янтаря. Фото: Commons.wikimedia.org

В последующие столетия помещение несколько раз дополнялось, комната приобретала еще более совершенный вид. К изменениям приложил руку такой известный мастер, как Растрелли. Янтарная комната заметно увеличилась в размерах. Правда, панно быстро приходили в негодность из-за частых перепадов температуры, сквозняков и печного отопления, поэтому в XIX веке там не раз проводились реставрации. Очередная переделка была запланирована на 1941 год, но война не дала осуществиться этому.

Исчезновение реликвии

Осенью 1941 году немецкие войска подошли вплотную к Ленинграду. Сокровища Екатерининского дворца оказались в руках грабителей. Как выяснилось позже, Янтарную комнату даже не готовили к эвакуации. Вроде бы пробовали снимать панели, но из-за осыпания янтаря прекратили эти попытки. А вот немецкие солдаты всего за 6 часов разобрали и упаковали реликвию. Комнату жаждали заполучить в Берлине, но гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох опередил соперников. По его приказу ящики с янтарем были отправлены в Кенигсберг и смонтированы в местном королевском замке.

Бывший президент Франции Жак Ширак в восторге от увиденной красоты. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1944 года во время налета английской авиации комната могла сгореть. Но могла и сохраниться, ведь незадолго до этого панели были вновь разобраны и сложены в одном из залов дворца. В апреле 1945 года город и замок были заняты советскими войсками. Неожиданно на руинах вспыхнул пожар. Среди пепла были найдены несколько элементов мозаики. Одну часть сохранил офицер немецкой армии. В 2000 году этот элемент был возвращен в Царское Село. Дальше у историков есть только многочисленные версии местонахождения Янтарной комнаты, так как она бесследно исчезла. Дело в том, что в руинах Кенигсбергского замка не было обнаружено ни одного кусочка стекла, а массивные стеклянные панели были неотъемлемой частью кабинета. Следовательно, хотя бы часть комнаты могла быть сохранена.

Вывезли в Южную Америку?

Существуют сотни версий, где может быть спрятана Янтарная комната. Одна из самых распространенных - в подземельях Кенигсбергского замка. Выдвигались гипотезы, что она сгорела при пожаре, хранится в соляных шахтах в Восточной Германии, в других секретных хранилищах. Некоторые историки даже утверждают, что ее вывезли в Америку, и она находится в банковских сейфах или покоится на дне Балтийского моря.

Немецкие и советские власти даже инициировали масштабные раскопки на месте разрушенного Кенигсбергского замка в Калиниграде, которые проходили в течение десятилетий. Якобы даже были найдены очевидцы, которые утверждали, что видели ящики с янтарем за несколько дней до бомбардировки города. И в последний момент их спрятали в подвалах дворца. Проведенные раскопки не принесли результата, хотя археологи углубились на 30 метров в землю. Существуют совсем фантастические версии, которые утверждают, что нацисты смогли вывезти уникальные панно в Южную Америку и комната хранится там в руках потомков проигравших войну немцев.

Расследование о судьбе раритета продолжается много лет, и тайна по сей день окружает это произведение искусства.

Уникальная работа реставраторов

Восстанавливая Янтарную комнату, советским и российским реставраторам пришлось заново осваивать методы обработки янтаря. Они столкнулись с огромными трудностями, ведь практически не было цветных фотографий декора. А методы, которые применяли немецкие мастера для изменения цвета янтаря, пришлось открывать заново. Реставраторы успешно справились с этой тяжелейшей задачей, которую решали несколько десятилетий!

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена из калининградского янтаря. И сегодня она доступна для посещения в Екатерининском дворце.

А вот те, кто продолжает искать подлинную Янтарную комнату, по-прежнему далеки от успеха. Этот утерянный объект привлекает сотни и сотни искателей, а тысячи людей задаются вопросом, где же спрятано это уникальное сокровище? Ведь оно считается одним из самых романтических объектов в истории человечества.

Лишившись денег «нуворишей», сколотивших деньги на надувании финансовых пузырей, рынки антиквариата, произведений искусства и предметов коллекционирования могут серьезно «просесть». А те, кто покупал «вечные ценности» в надежде заработать, будут сильно разочарованы.

На этой неделе в Москве проводят предаукционные выставки крупнейшие аукционные дома Christie"s и Sotheby"s. Количество «сенсаций» поражает воображение. Аукционисты и многочисленные эксперты наперебой убеждают публику в том, что вложения в искусство и антиквариат – лучшая защита от кризиса. Этот тезис вызывает как минимум недоумение.

Christie"s привез в Москву предназначенные на продажу картины Амедео Модильяни, Эдварда Мунка и Эдгара Дега. Кристис, среди прочего выставляет импрессионистов – Анри Матисса, Клода Моне, Анри Тулуз-Лотрека, а также работу Василия Кандинского «Эскиз к импровизации №3», не выставлявшуюся в России с 1910 года. А еще этой осенью будут проданы работы Малевича, Пикассо, Уорхола – обещают аукционисты. Или не будут проданы – тут уж как повезет их нынешним обладателям.

Повезет, поскольку, если очистить рынки уникальных товаров от словесной шелухи и разглагольствований о «вечных ценностях» и «самых надежных инвестициях», получится, что рынок остается рынком, где цена определяется соотношением спроса и предложения. И в условиях сокращения спроса и роста предложения ценам ничего не остается, кроме как падать. Первый «звонок» прозвенел, когда на состоявшемся в начале октября в Гонконге аукционе Christie"s не удалось продать самый дорогой из выставленных лотов. Возможно «момент истины» наступит уже 3 ноября, когда состоятся торги Christie"s в Нью-Йорке.

Сомневаться в успехе предстоящих торгов заставляет несколько вещей. Во-первых, главными героями проводившихся в последние годы аукционов были миллионеры и миллиардеры из демонстрировавших бурный рост развивающихся стран – России, Индии, Китая, богатых нефтью арабских стран. «Русское искусство» – от яиц Фаберже до работ российских и советских авангардистов начала века – разлеталось как горячие пирожки с аукционов и оседало в коллекциях российских участников списка Forbes.

В условиях глобальной инфляции активов или, проще говоря, в условиях повсеместного надувания финансовых пузырей, подобные покупки действительно выглядели как неплохая защита от обесценения денег, поскольку спрос на уникальные товары рос даже быстрее, чем на нефть или акции «Газпрома». Проблема заключается в том, что миллиардеры по всему миру несут многомиллиардные потери, и для многих уже не стоит вопрос виртуальной оценки их личного состояния, а речь идет о спасении бизнеса.


Не стали исключением и российские завсегдатаи крупнейших аукционов. «Черный день», на случай которого вкладывались многие в уникальные товары, наступил для всех сразу. Или почти для всех. Есть немногие, успевшие избавится от пакетов акций вовремя. Но и они скорее предпочтут скупить за бесценок компании, способные приносить реальную прибыль, а не инвестировать в произведения искусства или антиквариат, цена на которые слишком субъективны и зависят от моды, чтобы давать какието гарантии. Отсюда и такое количество «уникальных» лотов, и ажиотаж, который пытаются подогреть аукционисты.

Миллиардерам сначала придется вернуть свои миллиарды (а миллионерам миллионы), прежде чем спрос на произведения искусства, предметы коллекционирования или антиквариат (а также стометровые яхты, замки в Шотландии, острова в Тихом океане и инкрустированные бриллиантами мобильные телефоны) восстановится. Процесс же этот может затянуться надолго.

Впрочем для истинных ценителей и страстных коллекционеров наоборот начинается праздник: то, о чем они мечтали годами будет продаваться в широком ассортименте за умеренные деньги. Только к инвестициям это никакого отношения не имеет.

Самые обычные предметы в руках творческих людей могут превратиться в уникальные произведения искусства. Источником вдохновения становятся рис, кофе, воздушные шары и даже старые пишущие машинки. В нашем обзоре 10 настоящих арт-шедевров, изготовленных из того, что у каждого есть под рукой.

1. Кофе


Саншайн Плата из Манилы (Филиппины) создает причудливые картины – вместо обычной масляной или акриловой краски она использует кофе. Вдохновленная выставкой художественных работ 19-го века, сделанных из кофе, Плата создала с помощью кофе восхитительные картины, изображающие фей и религиозных деятелей. Картины Саншайн оказались настолько уникальными и красивыми, что на ее первой же выставке продались 25 из 32 произведений.

2. Проволочная сетка


Иван Ловетт из австралийского Квинсленда создает удивительно реалистичные бюсты известных личностей, таких как Сальвадор Дали, Боб Дилан и Джон Леннон, из обычной проволочной сетки. Чтобы создать один такой высокодетализированный бюст, уходит около трех недель.

3. Рис

Ежегодно, начиная с 1994 года, в небольшой японской деревне Инакадате на рисовых полях создают удивительные изображения с целью привлечения туристов. Изображения на полях делают при помощи двух типов риса: сорта «kodaimai» с фиолетовыми и желтыми листьями, а также «tsugaru-roman» с зелеными листьями. Гигантские изображения видны на полях только в сентябре, по время сезона сбора урожая.

4. Пишущие машинки


Джереми Майер создает антропоморфные фигуры из частей от старых пишущих машинок. Металлические творения создаются без помощи сварки или клея. В некоторых из его самых больших работ содержатся детали примерно 40 пишущих машинок, а на их создание уходит около тысячи часов.

5. Листы писчей бумаги


Питер Кэллесен создает невероятное вырезанные скульптуры скелетов и зданий из листов бумаги формата А4. Тонкая белая бумага придает скульптурам особую хрупкость, которая подчеркивает трагическую и романтическую тематику его работ.

6. Воздушные шары


Художник из Нью-Йорка Джейсон Хакеверт использует тысячи разноцветных воздушных шаров, чтобы создать удивительные инсталляции, которые напоминают инопланетных существ. В каждой инсталляции используется 3000 шаров, а ее создание занимает до 25 часов.

7. Дым

С помощью специальной камеры с высокой скоростью съемки Грэм Джеффри делает удивительно красивые фотографии дыма. В качестве источника дыма художник использует ароматические палочки.

8. Рентгеновские лучи


Ник Виси из Кента (Англия) превращает обыденные вещи в великолепные произведения искусства путем просвечиваниях их рентгеновскими лучами. Используя заброшенную радиолокационную станцию в своей студии, Виси создает потрясающие рентгеновские изображения различных животных, ди-джея с микрофоном в руке, человека на велосипеде, трактора, и даже автобуса, забитого людьми. Но самым амбициозным проектом Виси является рентгеновский снимок ангара площадью 20 000 квадратных футов, в которых стоит самолет Боинг 777.

9. Электричество


Австралиец Питер Террен любит играть с электричеством. Он создал целую концепцию под названием «Святое искусство электрификации». Террен использует собственноручно построенную им катушку Тесла, которая выстреливает плазменные разряды. Как раз эти электрические разряды Террен и фотографирует.

10. Еда

Карл Уорнер занял первое место в этом списке за свои уникальные изображения пейзажей при помощи… продуктов питания. Лондонский фотограф в основном использует овощи, фрукты и хлеб, чтобы создать удивительно детализированные диорамы, после чего фотографирует их.

Бывают и весьма неожиданные решения. Вот так выглядит .

Сегодня - Международный день архитектуры. По мировой традиции он отмечается в первый понедельник октября. Что говорят специалисты о новом времени? Сохранит ли древний город свою архитектурную уникальность? Об этом Владимир Косыгин.

Древняя столица со своим обликом и характером. Сумма созидательных усилий десятков поколений. Так о Владимире говорил знаменитый академик, наш земляк - Игорь Столетов. Подчёркивая: исторический город - не просто "набор" старинных зданий и сооружений. Строго говоря, это уникальное произведение искусства. А потому любой резкий штрих может нарушить многовековую гармонию. На каком этапе Владимир сейчас? В новом тысячелетии?

По словам Владимира Пичугина, почётного председателя владимирского Союза архитекторов, областной центр разрастается, но все же его историческая часть сохраняет индивидуальность. Эта небольшая экскурсия неслучайна. Она проходит в Международный день архитектуры. Праздник, который отмечается в первый понедельник октября вот уже 20 лет. Владимир Пичугин уверен: это лучший повод, чтобы поздравить город и его мастеров.

"Хотелось бы поздравить всех архитекторов Владимирской области, пожелать хороших заказов. Ведь благополучие архитекторов - это хорошие заказы. Естественно - здоровья. Поскольку нужно их выполнять здоровым людям".

"Архитектурный Владимир" наращивает свои масштабы. Но главный плюс - отсутствие больших строек в центральной части. Есть чёткий свод правил относительно застройки исторического ядра. Так что существенных изменений нет, как и больших реконструкций.

ВЛАДИМИР ПИЧУГИН, ПОЧЁТНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЛАДИМИРСКОГО СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ: "Законодательство региональное относительно регламентов по историческому ядру и прилегающим территориям. Оно несколько остановило начинающийся разгул. При помощи этого законодательства приводим в чувство".

"Привести в чувство" и "воззвать к здравому смыслу" удалось и в 70-ые годы XX века. Сейчас в это сложно поверить, но весь исторический центр планировали застроить хрущёвками. Шутка ли, панельные дома - бок о бок с Золотыми воротами XII века? Во Владимир "сверху" - как прямое руководство к действию - спустили проект московского "Гипрогора". Оружием владимирцев стали профессиональный взгляд и мудрость. "Отстояли". И вот как об этом, в одном из своих последних интервью вспоминал Игорь Столетов.

ИГОРЬ СТОЛЕТОВ, ПОЧЁТНЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИИ, ДВАЖДЫ ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ РОССИИ, АКАДЕМИК АРХИТЕКТУРЫ : "Мы не спорили, мы понимали недопустимость этого. От Никитской церкви, где мы сейчас сидим, до Золотых ворот, по этому проекту должны были стоять 6 девятиэтажных башен панельных. Вот чтобы осталось от Владимира".

Специалисты нового времени подчеркивают: открытие пешеходной зоны на Георгиевской стало знаковым событием. По словам Владимира Пичугина, идея "владимирского Арбата" обсуждалась давно. И он лично также мечтал увидеть её воплощённой в реальность. Не менее важным Владимир Евгеньевич считает и открытие Лыбедской магистрали. С введением всех заявленных очередей большой дороги, Владимир сможет еще больше раскрыть своё внутреннее пространство. Свой мир. Города, наполненного историей.

Владимир Косыгин, Илья Хлудов