Управление представлениями о себе.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

  • Отличается самостоятельностью в поступках;
  • Способна нести ответственность и решать проблемы;
  • Контролирует поведение, обладает силой воли;
  • Способна изменяться с течением времени.

В понятие “ личность ” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих

А.В. Петровский: *личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности*. К.К. Платонов: *личность – человек как носитель сознания.*

в структуру личности входят три подсистемы:

Индивидуальность личности; (- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.)

Ее представленность в системе межличностных отношений;

Запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них.

Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный .

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов» идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие -- им подчиняются.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

Четвертым компонентом , надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую означают понятием «я». «Я» -- образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности огромное значение имеют психологические процессы и состояния.

Концепции структура личности

1)Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина. Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности. Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности; статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие - психический настрой. Под статической структурой Парыгин понимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида»

2) детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:

отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;

особый для каждой из подструктур вид ее формирования;

объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

Представление личности о себе.

По мнению российского психолога Д. А. Леонтьева, Я – это форма переживаний человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных школ и направлений в психологии. На наш взгляд, эта точка зрения заслуживает особого внимания, поскольку всесторонне раскрывает категорию Я, одну из значимых в психологии личности.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. Особенно ярко проявление телесного Я можно проследить в подростковом возрасте, когда эта грань выходит на передний план, а другие отстают в своем развитии. Роль телесного Я можно также проиллюстрировать открытым в начале прошлого века А. Адлером эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов.

Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных ролей – достаточно важная характеристика личности. Примером может служить ролевая теория Д. Мида.

Третья грань Я – психологическое Я, которое включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?». Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое в него тоже входят. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного человеческого Я. Под Я-концепцией личности понимается комплекс всех представлений человека о себе. Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к следующим основным источникам.

Основополагающие подходы У. Джемса.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другие – содержание этого опыта (Я-как-объект). Личностное Я – это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. По мнению Джемса, Я-как-объект – это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. В обществе человек имеет возможность устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. По Джемсу, наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. В конечном счете мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте .

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Когда душа попадает в материальную оболочку и рождается в человеческом теле, забывая о своей истинной природе, главным источником представлений о себе для маленького человека становятся окружающие его люди – социум.

От своего окружения (и прежде всего от родителей) маленький человек начинает потихоньку усваивать ценности, установки и роли. Взаимодействуя с людьми, человек получает обратную связь (отклик и оценку) от них, из которого у него складывается представление о самом себе. И то, как человека оценивает окружение, значительно влияет на его собственную самооценку.

Из оценки других у человека складывается представление о своем характере, своих достоинствах и недостатках, своих возможностях и ограничениях. Потихоньку у человека формируются стереотипы о себе. Теперь он несвободен, он будет думать о себе в рамках своих стереотипов, жить и действовать в ограничении, которое наложил на себя.

Со временем такие представления становятся УСТОЙЧИВЫМИ. Они полностью ограничивают свободу и возможности развития человека в будущем. Они влияют на выбор профессии, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми и на общее состояние счастья и удовлетворенности, принятие себя и мира.

Помимо родителей на человека влияют представления о нем «значимых других» — учителей, авторитетов, друзей, коллег на работе. Но все те люди, которые повлияли на формирование представления о себе маленького, а потом уже и большого человека, – тоже были несовершенными. И свои оценки и рекомендации они давали, не обладая чистотой сознания, а имея такое же несовершенное представление о себе и мире.

Несовершенное, ограниченное представление о себе делает человека несчастным, особенно если оно не соответствует его «идеалу» или если он стремится соответствовать ожиданиям других. Информация, которую вложили в человека в детстве, не дает ему взрастить Дух, и человек не может полностью проявить в своей жизни, не может выполнить свое предназначение.

Представления о себе — оценки, долженствования, запреты, «предсказания — установки» – очень разнообразны и затрагивают все стороны личности и жизни человека. Вот некоторые из них:

  • я сильный / слабый
  • с моей фигурой на сцену мне нельзя
  • я должен хорошо учиться / учись- не учись — все равно Бог ума не дал
  • я логик, а не лирик (у нас мама логик, папа логик, деда, баба логик – даже не пытайся писать стихи)
  • я не должен плакать (мальчики не плачут)
  • меня (такую неряху / дуру / умную) никто замуж не возьмет
  • я должен завоевать уважение коллег
  • я должен много зарабатывать (ведь я мужчина)
  • я должен к цели идти до конца
  • мне уже поздно менять профессию
  • я не смогу заработать много денег честным путем / вообще не смогу нормально зарабатывать: у нас род проклят
  • я не способен работать самостоятельно / работать в команде
  • я недостоин любви
  • я неудачник / везунчик
  • я долго не проживу (у нас в роду никто долго не живет)
  • петь мне не дано

Освободиться от ложных и ограничивающих представлений о себе можно путем . По молитве Бог, как тонкий настройщик, помогает человеку освободиться именно от тех самоограничений, которые мешают его развитию и самореализации, даже если человек их не осознает.


Метки:

Знакомство – обязательный этап общения с окружающими людьми. Конечно, контактировать со старыми приятелями легче: эти люди в курсе вашего характера, привычек и других индивидуальных особенностей. А новым приходится все рассказывать заново. Хорошо еще, если речь идет о непринужденной беседе в компании друзей! Но ведь часто приходится рассказывать о себе в письменном виде, порой даже в официальных документах. Всевозможные анкеты, резюме, аккаунты и клубы по интересам ждут не дождутся, когда же вы сообщите им информацию о себе. Для одних это – сущая формальность, ограниченная парой-тройкой стандартных предложений. Но бывает, что от вашего описания многое зависит. В таком случае написать о себе нужно не просто честно и грамотно, но и как можно более интересно, чтобы ваш рассказ не затерялся среди других аналогичных автобиографий.

Рассказ о себе, устный или письменный, не всем дается легко. Есть люди, для которых самопрезентация – дело привычное и даже приятное, они охотно делятся фактами своей биографии и подают их увлекательно, как литературное произведение. Но для большинства необходимость написать о себе, да еще и в особенном, нестандартном стиле, - это серьезное испытание их природной стеснительности, творческой фантазии, да и просто писательского таланта. Для таких людей мы подготовили своеобразную «шпаргалку» с подсказками и небольшими советами о том, как начать, построить и оформить свое произведение, чтобы читателям было интересно читать о вас даже в том случае, если в вашей жизни не происходило выдающихся событий, описание которых может стать основой приключенческого романа. На самом деле все намного проще: даже биографию среднестатистического человека, ведущего самую спокойную и умиротворенную жизнь, можно читать взахлеб, если она написана интересно.

Рассказ о себе: правила, нюансы и советы
Интересной особенностью автобиографии как жанра является то, что у одного и того же человека может быть сколько угодно описаний его жизни. Причем жизнь тоже остается одной, и все события, которые в ней происходили, правдивы. Но, в зависимости от стиля, назначения, условий написания эти произведения получаются совершенно разными. Как и в любом тексте, при сохранении одной фабулы возможно почти бесконечное количество вариантов развития сюжета, где повествование будет хронологически последовательным или художественно искаженным, логически правильным или творчески адаптированным. Как говорится, всему свое место и время, и автобиография при приеме на работу имеет мало общего с самопрезентацией при поступлении в театральное училище. Единственный объединяющий их фактор – это вы, а точнее, фактические события вашей жизни. Поэтому давайте для начала определимся, почему и с какой целью вам понадобилось написать о себе. Самые распространенные варианты таковы:

  1. При приеме на работу, поступлении на учебу или службу. Это самый краткий, по сути формальный и потому наиболее простой вариант. Справиться с ним несложно и без специальных подсказок, тем более, что в таких случаях автобиография, как правило, пишется по , вплоть до заполнения граф анкеты. Но даже если перед вами чистый лист бумаги, от вас требуется лишь в хронологическом порядке изложить основную информацию о времени и месте своего появления на свет, полученном образовании, профессиональном опыте и вкратце – семейном положении. Большего формальные автобиографии не требуют. Исключение могут составлять биографии представителей творческих профессий: журналистов, копирайтеров, редакторов. К ним предъявляется больше требований в плане используемого словарного запаса и, возможно, примеров работ. Но портфолио – это отдельное задание и формируется оно тоже по своим, независимым от автобиографии, стандартам.
  2. При вступлении в тематическую организацию/кружок/секцию может потребоваться более развернутая информация о кандидате. В зависимости от направления заведения, включите в перечень данных соответствующие ему. Например, расскажите о завоеванных спортивных наградах, дипломах, медалях и грамотах за участие и победы в олимпиадах, интеллектуальных играх и состязаниях. Если речь идет о творческой мастерской, то не лишним будет рассказать о своих предпочтениях и вкусах, любимых жанрах и техниках, кумирах и образах для подражания. Задача вашего жизнеописания в данном случае – раскрыть собственный характер перед людьми, которые еще ничего о вас не знают, и влиться в их сформировавшийся коллектив. Поэтому, чем более дружелюбным и открытым будет ваш письменный рассказ, тем скорее он найдет отклик, и вы с большей вероятностью получите приглашение на личное устное собеседование.
  3. При регистрации в социальной сети/на сайте знакомств нет и не может быть никаких жестких правил. Но есть определенные приемы, с помощью которых можно сделать ваш рассказ о себе интересным и привлекательным для других пользователей. Например, многие представительницы прекрасного пола используют для этого стихи, тексты любимых песен или цитаты из литературных произведений, которые, на их взгляд, соответствуют их характеру и мировоззрению. Эту тактику следует признать достаточно остроумной, ведь, при отсутствии уверенности в собственном литературном таланте, можно воспользоваться беспроигрышным творением признанного гения. Так или иначе, ваша задача – создать в глазах незнакомых, и даже невидимых вам, людей нужный вам имидж. А для этого совсем не обязательно придерживаться документальной точности. Позвольте себе небольшую выдумку, дорисуйте в воображении собственный образ так, чтобы вам он нравился – тогда он понравится и остальным, чьи вкусы совпадают с вашими. Но не увлекайтесь фантазированием – вы же пишете все же о себе, а не создаете вымышленный образ идеального, но, увы, несуществующего человека.
  4. При создании собственного блога и/или литературного произведения интересно написать о себе легко и сложно одновременно. С одной стороны, для профессионального писателя рассказ о себе – это даже не работа, а приятный отдых, граничащий с тонким интеллектуальным удовольствием. И, раз уж вы дерзнули стать самостоятельным «родителем» целой книги или средства массовой информации (а блог вполне можно приравнять к информационному изданию), то написание оригинальной и увлекательной автобиографии не должно стать для вас проблемой. С другой стороны, именно повествование о себе и застает многих профессионалов врасплох. Потому что одно дело – анализировать и излагать информацию в рамках хорошо изученной и интересующей темы. И совсем другое – раскрыться перед читателями как личность, продемонстрировать им не только свои фундаментальные знания, эрудицию и талант, но и черты, свойственные простым смертным, порой далекие от качеств идеального творца. Плюс к этому, не все творческие личности одинаковы в своем стремлении выступить публично. И у литераторов, в отличие от актеров и музыкантов, это вызывает немало внутренних преград: стеснения, боязни излишней откровенности и т.п. В таком случае можно посоветовать призвать на помощь чувство юмора. Удачная шутка способна завуалировать собой неприглядные факты и даже превратить их в преимущества, а может просто заполнить паузу или наполнить содержание неожиданным смыслом.
Эти рекомендации придуманы не вчера и даже не на прошлой неделе, по подобным канонам создавались жизнеописания во все времена, начиная с древнейших событий в истории человечества. В зависимости от происшествий и культурных ценностей того времени, документировались не только и не столько факты личной жизни, сколько общественно значимые достижения. Так, восточные цари записывали повествования о своих военных победах, эстафету у них переняли античные военачальники, а Юлий Цезарь впоследствии создал «Записки о Галльской войне», которые одновременно являются пособием по ратному делу и захватывающим рассказом о событиях тех времен.

Средневековые философы, путешественники и даже искусные ремесленники описывали свои жизни для учеников и потомков. Жанр автобиографии тогда приобрел такую популярность, что даже стал самостоятельным литературным направлением, классическим и остроумным пародийным образцом которого и сейчас остаются, например, «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе. Трудно припомнить хотя бы одного писателя, который в своих книгах не опубликовал описание собственной жизни. Даже о самых таинственных личностях удалось узнать немало подробностей с помощью их личных дневников и переписки. Кстати, эпистолярный жанр – неиссякаемый источник вдохновения при написании рассказа о себе. Ведь в письмах люди стараются быть искренними, доверяют адресатам немало сокровенного. Для вас это может послужить хорошей школой и кладезем идей. Поэтому не ленитесь читать биографии известных людей, смело заимствуйте в них интересные приемы и речевые обороты.

Пример интересного рассказа о себе
Итак, с теоретическим аспектом написания рассказа о себе мы разобрались, пора переходить к практике. Потому что никто, кроме вас, о вас не напишет биографию так, чтобы раскрыть перед читателями все грани вашего характера и яркую индивидуальность. Не забывайте, что самое сложное – это начать, преодолеть сопротивление пустого листа бумаги. А дальше слово за слово, рассказа польется сам собой, если вы позволите себе отдаться творчеству. Обрести такое раскрепощение можно и постепенно, для этого начните с простого: напишите сначала формальную автобиографию, потом расширьте ее за счет вводных фраз и художественной лексики, а затем и вовсе расцветите красивыми образами и литературными приемами. Причем каждый следующий вариант сохраняйте отдельно, он пригодится вам при соответствующей ситуации. Таким образом, вы получите заготовки сразу нескольких рассказов о себе и сможете использовать и дорабатывать их по мере необходимости.

Пример формальной автобиографии:

«Я, Иванов Иван Иванович, родился 13 июня 1980 года в г. Киев. В 1987 году был принят в первый класс СШ №13, которую окончил в 1997 году с красным дипломом. В том же году поступил в Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко на философский факультет по специальности «Политология». За время обучения в вузе прошел полную подготовку по программе подготовки офицеров запаса, получил звание «младший лейтенант». Окончил университет в 2002 году, получил диплом специалиста по политологии. Сразу же после окончания обучения начал работу в информационном агентстве в качестве аналитика и консультанта главного редактора. В 2008 году занял должность редактора отдела политики, которую занимаю по сей день.

Женат, воспитываю сына 7 лет и дочь 2 лет. Жена, Иванова Анна Валентиновна, 1986 года рождения, по образованию журналист, работает в ежемесячном издании. Увлекаюсь фотоискусством и живописью, люблю путешествовать. Веду здоровый образ жизни, регулярно посещаю спортзал и совершаю поездки на велосипеде. Вредных привычек не имею, свободное от работы время предпочитаю проводить с семьей и на активном отдыхе».

А теперь давайте представим, что этот, уже немного знакомый нам, человек решил вступить в ряды клуба фотокорреспондентов-путешественников. Клуб виртуальный, основное общение между его участниками происходит на собственном форуме в интернете. И теперь нашему знакомому предстоит зарегистрироваться и поприветствовать старожилов клуба, заодно объяснив им, кто он, зачем и почему пришел на форум. Текст рассказа о себе в том случае будет значительно отличаться от приведенного выше. Он может быть, к примеру, таким:

Пример интересной автобиографии:

«Дорогие друзья, разрешите представиться! Имя мое может показаться вам на первый взгляд забавным, но поверьте: оно настоящее. Именно так, благодаря их чувству юмора, назвали меня родители, и так написано в моем паспорте – а это, между прочим, официальный документ! В общем, зовут меня Ваня, фамилия моя – Иванов. Можете начинать подшучивать. Зато так даже легче будет меня запомнить J

Фотографией я увлекаюсь достаточно давно, уже лет семь. Но о вашем содружестве узнал, к сожалению, недавно. Очень надеюсь, что дедовщины у вас нет, и новичкам вход в клуб не заказан. Потому что ваши работы и накопленный опыт меня крайне заинтересовали. Я имел смелость просмотреть фотогалерею, представленную на сайте, и готов снять шляпу перед авторами этих снимков. Очень впечатляет и точность репортажей, и качество снимков, и художественное чутье фотографов. Со своей стороны обещаю, что приложу все усилия для того, чтобы соответствовать этому высокому уровню и достойно представить свое творчество.

Что касается меня лично, то человек я самый обычный и практически ничем не выдающийся. На жизнь зарабатываю тем, что больше всего люблю и лучше всего умею: строить гипотезы и делать прогнозы о политической ситуации в нашей стране и за ее пределами. Дело хлопотное и неблагодарное, но кто-то же должен им заниматься J Зато дома меня ждет почти взрослый сын-первоклассник, лапочка-дочка и, конечно, любимая и единственная жена Аня. Они все трое, кстати, тоже знают толк в путешествиях и красивых снимках.

В общем, если я еще не слишком утомил вас своим жизнеописанием и могу быть хоть чем-то полезен уважаемому сообществу, то буду очень рад быть принятым в его ряды. Обещаю быть дисциплинированным, вежливым и послушно выполнять все правила клуба. Всем киевлянам – отдельный привет и приглашение на воскресные велопокатушки. Всем остальным – просто мое безмерное расположение и наилучшие пожелания J»

Чувствуете разницу между первым и вторым текстом? Она полностью обоснована и вызвана спецификой общения и назначением рассказа о себе. Анализ особенностей приведенных текстов поможет разобраться в нюансах подачи информации и в будущем может быть использован вами при написании собственной биографии:

  1. В обоих случаях автор не погрешил против истины и сообщил правдивую информацию о себе. Но во втором рассказе он сознательно опустил те факты, которые не имеют отношения к делу. Зато вынес в первые абзацы то, что может быть интересно непосредственно этому коллективу читателей. Очень правильная тактика с точки зрения самопрезентации – она учитывает интересы и особенности восприятия аудитории.
  2. То же самое касается стиля изложения и лексики. В первом случае она сухая и официальная, как того требуют документы. Во втором – изобилует просторечными выражениями, образными оборотами и прочими средствами языка, недопустимыми в деловой переписке. Зато для компании приятелей по интересам именно такой язык будет наиболее понятным и приятным.
  3. В отличие от первого, строго текста, во втором рассказе автор вовсю использует юмор и личное обаяние, выраженное средствами языка. Он вербально рисует перед читателями образ эдакого балагура и легкого человека, располагающего к себе. Это отличный способ сделать рассказ о себе интересным, потому что он скрадывает шероховатости письменной речи за счет непринужденности дружеской болтовни.
  4. Во втором рассказе автор постоянно поддерживает связь с читателями. Рассказывая о себе, он сумел не зациклиться на себе любимом, а все время обращаться к аудитории. Используйте этот прием, чтобы заинтересовать читателя, ведь каждому человеку приятно, когда ему уделяют особенное внимание.
  5. Автор учел даже то, что его рассказ о себе будет восприниматься не на слух, а визуально, причем на площадке, предназначенной для интерактивного общения. Именно поэтому он позволил себе использовать графические символы, недопустимые в печатной переписке или записке от руки. Вы можете сделать то же: если написать о себе нужно в интернете, то смело применяйте смайлики и символы юникода. Но используйте их дозировано, не перегружайте текст, потому что чрезмерное количество картинок раздражает читателя.
Как видите, при правильном настрое и предварительной теоретической подготовке написать о себе интересно и не сухо вовсе не сложно. Напоследок позвольте дать вам еще один, завершающий совет. Перед началом своего рассказа составьте для себя список, в котором перечислите несколько своих самых ярких и характерных черт. Это могут быть особенности характера, выдающиеся достижения или просто забавные факты прошлого. Описывая каждый из них, вы увлечетесь воспоминаниями и непроизвольно сделаете текст увлекательным и выразительным. Да и читателям будет куда интереснее узнать о нестандартных ситуациях, нежели о среднестатистических «родился/учился/работал». В общем, пишите так, чтобы вам самому интересно было прочесть о себе, как если бы перед вами была биография какого-то другого, незнакомого, но остроумного, веселого и приветливого человека.

Тот, кто убежден в своих способностях, и тот, кто уверен, что не способен на что–то, всегда получают подтверждения своих мнений на практике. Энергия следует за мыслями - независимо от стараний и знаний, все мы достигаем только установленных самим собой пределов и редко пробиваемся дальше. Большинство из нас живет под гнетом ложных и навязанных убеждений о собственных способностях, и рамки этой убежденности часто сдерживают нас всю жизнь.

Мы поднимаемся только до пределов своих ожиданий, основанных, в свою очередь, на том, чего ожидают от нас другие - это начинается с самого детства: дружественное окружение порождает сильное, уверенное в себе Базовое Я, а критическое, унижающее и отрицательно настроенное окружение наполняет Базовое Я неуверенностью в собственных способностях.

Чтобы стать чемпионом, нужно начать верить в себя еще до того, как в тебя поверили окружающие.

(Шугар Рэй Робинсон )

Создание представлений о самом себе на основе мнения окружающих оказывается не только неправильным, но и трагическим. Многих из тех, кто впечатал свое имя в страницы истории, в молодости не блистали особыми талантами или целеустремленностью. Альберт Эйнштейн провалился на экзамене по математике в школе и считался «бездарем» в точных науках. Учителя Эдгара Кейса, «спящего пророка», называли его «тупицей» - как оказалось, совершенно ошибочно. Но обычно, как только другие люди наклеивают на нас ярлык и помещают нас в определенные рамки, мы тут же сами устанавливаем для себя эти границы.

Наши представления о себе являются целым скоплением разнообразных убеждений, например: «У меня неплохие способности к языкам, но никакого таланта к математике», «У меня в руках все ломается», «У меня хорошая координация движений», «Я такой неловкий, словно у меня обе ноги - левые», «Я достаточно привлекателен», «Мне медведь на ухо наступил», «У меня хорошая (или плохая) память», «В постели я хорош» - подобные мнения могут не иметь никаких реальных оснований.

Как возникает убежденность в таких вещах? Как определить, верно ли мы оцениваем свои сильные и слабые стороны или всего лишь льстим и недооцениваем себя?

ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Большинство из нас легко согласится с тем, что наши «таланты» или их отсутствие влияют на выбор наших действий и ощущения при столкновении с соответствующими сферами жизни. Однако немногие захотят признать ту силу, с которой эти представления воздействуют на нас.

Разум, обитающий в сфере концепций, идей и мыслей, обладает амбициями, строит грандиозные планы и склонен к иллюзиям в отношении своей власти. С одной стороны, он может считать, что способен двигать горы одной лишь силой мысли, но в то же время будет уверять нас, что мы не в состоянии починить выключатель, приготовить обед, решить математическую задачу, найти общий язык с каким–либо человеком или справиться с видеокамерой.

Однако тело прекрасно понимает свои возможности и ограничения и наделено естественной скромностью, основанной на тех реальных опытах, которые проводит в отсутствие влияния честолюбивого Сознательного Я.

Когда наша осознанность расширяется до уровня просветления, или полного осознания того, что существует только Единое Сознание, но не отдельные «Я», «мы» постигаем все и способны на все, потому что «мы» и есть все, что существует.

Но в большинстве случаев - когда мы отождествляем себя с точкой осознанности в физическом теле - мы продолжаем подчиняться физическим законам природы. Мы можем летать на самолете, отправляться в морские глубины с аквалангом или на подводной лодке, однако не способны летать, как птицы, или дышать под водой, как рыбы.

Все мы слышали об экстрасенсах, святых и духовных учителях, способных левитировать, возникать одновременно в нескольких местах и совершать прочие поразительные вещи, однако если мы лично не видели и не сталкивались с этим, то обычно немедленно переправляем такие сведения в сферу «возможно, но неправдоподобно» и продолжаем выстраивать свою систему убеждение на основе менее экзотичных явлений - на собственном опыте.

Ограниченность опыта

Наши представления и уверенность в себе почти целиком сформированы из детских впечатлений и опыта, поскольку в детстве мы часто делаем заключения на основе ложных или неполных данных.

Случилось так, что, будучи ребенком, меня отдали в детский сад лишь в середине года. В первый день я увидел детей, стоявших у больших мольбертов и рисовавших деревья. Я взял кисточку и тоже попытался нарисовать дерево, но оно получилось совсем не таким, каким я его представлял - на моем рисунке возникло нечто, напоминающее зеленый леденец на палочке. Я посмотрел на рисунки других - их деревья были намного более реальными.

Я не понимал, что другие дети рисовали деревья и другие картинки ежедневно уже несколько месяцев. Я просто сравнил себя с ними и, основываясь на неполных данных, пришел к заключению, что рисование удается мне гораздо хуже, чем остальным. Практически, я решил, что не обладаю способностями художника, хотя у меня было просто меньше опыта.

Возможно, самым важной обязанностью учителя начальных классов является показать детям сам процесс обучения, помочь им понять ту простую, но глубокую истину, что все мы способны добиться всего, чего угодно, если будем достаточно долго упражняться, и что нам доступно гораздо больше, чем кажется.

С поры детского сада я начал понимать, что важен не столько талант, сколько прилагаемые усилия. Тем не менее, впечатления детства остаются в нас надолго и превращаются в скрытые барьеры, так что мы должны быть бдительны, ибо каждый из нас сталкивается с ними впоследствии. Первым шагом в разрушении ложных и ограниченных убеждений о собственных возможностях является поиск самой первой причины таких представлений и анализ того, как она развилась в устойчивое предубеждение.

Мне бы хотелось привести еще один пример и рассказать одну скорбную историю, свидетелем которой я стал, когда несколько лет назад приехал в одну школу. До назначенной встречи оставалось некоторое время, так что я остановился возле спортивного зала, заглянул внутрь и увидел молодого учителя физкультуры, который, как мне показалось, впервые проводил урок гимнастики и пытался научить группу ребят делать «колесо».

Внимание, - сказал он. - Смотрите на меня.

Он продемонстрировал достаточно неуклюжий кувырок «колесом», которому, вероятно, научился на начальных курсах гимнастики в колледже.

Понятно? Просто держите руки прямыми - вот так! - и отталкивайтесь ногами.

Некоторым ребятам явно было скучно; наверное, они занимались спортом в местном клубе, умели ходить на руках и так далее. Другие мальчишки не выглядели жаждущими попробовать; судя по всему, они никогда не делали колесо или стойку на руках, к тому же многие из них имели лишний вес.

Как и ожидалось, когда каждый мальчик начал выполнять упражнение, одни из них прекрасно с ним справлялись, а другие падали, смущенные и пристыженные.

Учитель, которому явно не хватало опыта преподавания, сказал тем, кто падал:

Нужно держать руки прямо, а голову поднимать в начало - вот так!

И он показал им еще одно «колесо», совершенно позабыв, сколько попыток и неудач испытал сам, прежде чем освоил это упражнение. Ребята пробовали и вновь падали.

Я просто видел, как формируется их предубежденность - все их мысли были написаны прямо на лицах: «У меня не получается колесо… я вообще не способен к гимнастике… и к спорту. Я тюфяк». Так возникают искаженные представления о самом себе.

Мне никогда не встречались бездарные ученики или учителя - только неопытные. Однако в описанном случае неопытность учителя серьезно повредила его ученикам. Он не смог объяснить этим ребятам, что обучение представляет собой пошаговый процесс, что те, кому легко удается «колесо», начали тренироваться в его выполнении задолго до этого дня, и что даже если сейчас у кого–то есть лишний вес, его можно сбросить и развить в руках большую силу. То, что происходило в тот день, не должно было захлопнуть дверь к успеху перед «неудачниками»; прошлое и настоящее совсем не обязательно должны ограничивать наше будущее. Но точно так же, как у этих мальчишек возникло предубеждение к своим способностям, основанное на ограниченном опыте и неверном толковании происходящего, все мы формируем искаженные представления о самих себе - настолько же ложные, ограниченные и произвольные.

Эти представления могут представлять собой отсутствие таланта к алгебре, спорту, искусству или любой другой области жизни, и возникли они только потому, что кто–то потребовал, чтобы мы овладели ими за несколько месяцев или даже недель, хотя нам нужно было для этого больше времени. Возможно, наши родители проявляли разочарованность в нас из–за их собственного неудовлетворенного честолюбия или нереалистичных ожиданий. Сейчас мы можем это понимать, но мы не можем вернуться назад, в то время, когда убеждение только формировалось. Поэтому нам нужно нечто большее, чем понимание Сознательного Я; если мы хотим преодолеть барьеры искаженных представлений о самих себе, нам необходимо перевоспитать свое Базовое Я.

УПР. Положительные образы

Вспомните случай или несколько событий, в которых подтвердилось ваша неуверенность в способностях сделать что–то.

Восстановите этот случай в памяти как можно полнее и представьте, что его исход противоположен. Вообразите и почувствуйте, что вы справились с задачей или испытанием очень хорошо. Вы можете вообразить определенную борьбу за успех, который, тем не менее, приближается с каждой новой попыткой. Постепенно создайте воображаемую память об удачном результате - это подействует на ваше Базовое Я и позволит сформировать новое представление о своих возможностях в этой области жизни.

Изобретательные позитивные воображаемые картины, создающие внутренний опыт силы, способностей и успеха, ободряют наше Базовое Я и помогают ему прорваться сквозь устаревшие барьеры. Но лучшим способом закрепления этих подготовительных представлений, перевоспитания и освобождения Базового Я от ограниченных взглядов является непосредственный реальный опыт - выполнение того, что раньше казалось нам невозможным. Каждый раз, когда мы делаем чуть больше того уровня, на который считали себя способными, мы испытываем прилив радости, энергии и восхищения собой. Однако перед тем, как мы сможем сделать это, необходимо применить здоровый скепсис и постараться оценить свои старые представления свежим взглядом.

Только продолжительный непосредственный опыт позволит нам выработать точную оценку своих текущих способностей в любой сфере жизни - не единичная попытка, но целый ряд попыток. Основывать мнение о самом себе на одной–двух попытках - все равно, что приехать в незнакомую страну и судить о ее климате по одному дождливому дню.

Пересмотр представлений

Пока мы не пересмотрим все свои устоявшиеся мнения о самих себе, пока мы заново не исследуем себя, свои сильные и слабые стороны и способности, мы останемся завязшими в паутине представлений, основанных на ложных данных. «Я пытаюсь научиться играть в гольф несколько лет! - могут заявить некоторые из нас. - Тем не менее, я все еще посредственный игрок». В этом и заключается коварство искаженных убеждений. Если мы неверно оцениваем себя в начале любой новой формы деятельности, будь это гольф или пение, и заранее решаем, что у нас «нет особых способностей», то вполне естественно, что мы будем действовать натянуто, слишком напрягаться или просто бросим это занятие. Мы сосредоточиваемся на самой проблеме, а не на ее решении, уделяем внимание только ошибкам, но не успехам, накапливаем воспоминания о ряде неудач и провалов - и в результате лишь подтверждаем свои первоначальные представления. Однако изменение этих представлений способно полностью изменить наше будущее.

Фокусируясь на том, чего мы не можем, мы перестаем замечать то, на что способны. Сместив объект внимания - сосредоточившись на решении проблемы, а не на ее сложности - мы начинаем дотягиваться до пряника, а кнут перестает нас беспокоить. Как сказал сварщик, работавший на высоте семьдесят шестого этажа: «Не смотри туда, где не хочешь оказаться».