Урок на тему: «Человек в тоталитарном государстве" по творчеству А.И.Солженицына (11 класс). Судьба человека в тоталитарном государстве

средств и материальных ресурсов. В декабре 1931 г. строительство было законсервировано. ОГПУ стало вывозить оборудование и рабочую силу, снимать уже уложенные на части трассы рельсы. Руководство республики обращалось в ГПУ ГУлага с просьбой вернуть заключенных поскольку без них завершить строительство невозможно.

Хотя стройка неоднократно возобновлялась (последние попытки относятся к 1937 - 1938 гг. силами области, завершить ее так и не удалось. Была выполнено 50 % земельных работ, построено 65 процент. мостов и искусственных сооружений, прорублена и расчищена вся трасса, истрачено свыше 10 млн. руб. При этом были загублены сотни человеческих жизней. Плановый отдел треста подготовил и обосновал Генеральную схему работ на вторую пятилетку (1933 - 1937 гг.). Предполагалось построить Северную железную дорогу Архангельск - Кожва - Воркута-побережье Северного Ледовитого океана, научно-исследовательский институт в новом социалистическом городе Краснопечорск, нефтепровод Кожва - Чибью - Усть-Вымь, четыре нефтеперегонных завода, две судоверфи, завод по производству брома, радиевый и гелиевый заводы, брикетную фабрику, три электростанции и другие объекты

Слайд 2

  • «Архипелаг ГУЛА́Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора.
  • ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей.
  • «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.
  • Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).
  • Слайд 3

    “Архипелаг ГУЛАГ" был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии" к этому произведению автор признался:

    “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен".

    Слайд 4

    Сам автор “Архипелага" определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования". Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный", чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.

    Слайд 5

    "Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

    Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)

    Слайд 6

    Критика

    Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой.

    Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных.

    С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве.

    За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.

    Посмотреть все слайды

    Разделы: Литература

    Цели урока:

    1. Познакомить обучающихся со страницами романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
    2. 2.Развивать навыки анализа текста, подготовки развернутого ответа на вопрос.

    Задачи урока:

    1. Формирование у обучающихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР.
    2. Развитие информационной культуры обучающихся и объективного отношения к историческому прошлому страны.
    3. Привлечение внимания учащихся к проблеме памяти.
    4. Воспитание чувства гражданственности и ответственности за судьбу страны.
    5. Формирование самосознания обучающихся на основе исторических ценностей.

    Тип урока: урок-семинар (2 урока по 40 минут).

    Форма работы: групповая.

    Оборудование:

    1. Роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
    2. Портрет писателя.
    3. Мультимедийная презентация .
    4. Физическая карта.
    5. Свеча.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    На доске портрет А.И.Солженицына, эпиграф к уроку.

    (Слайд №1)

    II. Введение в тему

    На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной") в исполнении учащегося звучит стихотворение А.Андреевского "От Москвы и до самых окраин". (Мелькают слайды № 2,3,4).

    Какая проблема поднята в данном стихотворении?

    Какие поэты и писатели XX века затрагивали эту проблему в своих произведениях?

    Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    III. Слово учителя

    Да, сегодня на уроке речь пойдёт о тоталитаризме, о преступлениях правящего режима против своего народа, о массовых репрессиях, о карательных учреждениях, а, главное, о выживании человека, не убившего в себе человеческого начала в "диких" условиях ссылки. А поможет нам в этом разобраться роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".

    Целеполагание;

    Каковы, на ваш взгляд, цели урока?

    (Слайд №5)

    IV. Анализ глав романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

    1. Звучат слова А.И.Солженицына (Эпиграф к уроку).

    Посвящаю
    всем, кому не хватило жизни
    об этом рассказать.
    И да простят они мне,
    что я не всё увидел,
    не всё вспомни,
    не обо всём догадался.

    Как вы думаете, к кому обращается А.И.Солженицын?

    Что же хотел до нас донести писатель?

    (Слайд №6), (Слайд №7.План урока).

    2. Работа в группах.

    (Каждой группе выданы карточки с заданиями).

    (Слайд №8)

    Ч.1 гл.2 "История нашей канализации".

    • Что такое тоталитарный режим?
    • Когда начались репрессии?
    • Как создавалась "История нашей канализации"?
    • С какой целью проводились репрессии в нашей стране?

    По мнению А.И.Солженицына, репрессии в нашей стране развернулись не в1937 году, а значительно раньше.В романе "Архипелаг ГУЛАГ" он предложил свою периодизацию террора, развернувшегося в нашей стране после революции.

    На протяжении 3-х томов один за другим нескончаемой чередой идут рассказы о несправедливых арестах, застеночных зверствах искалеченных судьбах.

    (Слайд №9)

    ч.6 гл.2 "Мужичья чума", ч.2 гл.4 "С острова на остров", ч.3 гл.2 "Архипелаг возникает из моря", ч.3 гл.7 "Туземный быт".

    ГУЛАГ - ВИКИПЕДИЯ "Статистика ГУЛАГа",

    • Какова статистика ГУЛАГа?
    • Каков национальный состав заключённых?
    • Какое впечатление оказала на вас глава "Мужская чума"?

    До конца 1980-х годов официальная статистика по ГУЛАГу была засекречена, поэтому оценки были основаны либо на словах бывших заключенных или членов их семей.

    Анализируя главы, Солженицын также не даёт общего количества осуждённых, но приводимые цифры ужасают.

    (Слайд № 10)

    ч.2. гл.1 "Корабли Архипелага".

    ч.2 гл.2 "Порты Архипелага"

    ч.2 гл.3 "Караваны невольников".

    • Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
    • Как и в каких условиях осуществлялись перевозки людей?
    • Где располагались порты Архипелага? (Показать на физической карте).

    (Слайд №11 "Карта Архипелага")

    "Закройте глаза, читатель. Вы слышите грохот колес? Это идут столыпины. Во всякую минуту суток... Во всякий день года. А вот хлюпает вода - это плывут арестантские баржи. А вот рычат моторы воронков. Всё время кого-то ссаживают, втискивают, пересаживают. А этот гул? - переполненные камеры пересылок. А этот вой? - жалобы обокраденных, изнасилованных, избытых.

    В лагере будет - хуже.

    Разверните на большом столе просторную карту нашей Родины. Поставьте жирные точки на всех областных городах, на всех железнодорожных пунктах, где кончаются рельсы и начинается река, или поворачивает река и начинается пешая тропа. Что это?

    Вся карта усижена заразными мухами. Вот это и получилась у вас величественная карта портов Архипелага. Его порты - пересыльные тюрьмы, его корабли - вагон - заки"

    (Ч. 2 гл.2 А.И Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ").

    Слово учителя.

    Человек - это звучит гордо!
    Человек - вот, правда!
    Надо уважать человека!
    (М.Горький)

    Так ли это было в годы сталинских репрессий?

    (Слайд №12)

    • Какие пытки применялись к заключенным?
    • ч.1, гл.3 "Следствие".
    • ч.1.гл.11 "К высшей мере".
    • Опишите быт заключенных.
    • ч.3, гл.7 "Туземный быт"
    • Как люди старались выжить?

    ч.4, гл.1 "Восхождение"

    ч.11, гл.4 "Менять судьбу"

    ч.4, гл.6-7 "Убежденный беглец"

    ч.4, гл.10 "Когда в зоне пылает земля"

    Конечно, подчеркивает писать, в лагере важно было выжить "любой ценой", но всё, же не ценой утраты души или духовного омертвления.

    Вот это и был "русский характер": лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке.

    Слово учителя.

    "Много оскалов у Архипелага, много харь. Ни с какой стороны, подъезжая к нему, не заблудишься. Но, может быть, мерзее всего он с той пасти, с которой заглатывает малолеток" (ч.2, гл.14 "Архипелаг ГУЛАГ").

    (Слайд №13)

    Ч.2 гл.17 "Малолетки".

    • Кто такие малолетки?
    • За что судили детей?
    • Лагерное воспитание.
    • Детский туземный труд.

    "Сталинские бессмертные законы о малолетках просуществовали 20 лет

    (до Указа от 24.4.54):.

    Двадцать жатв они собрали. Двадцать возрастов они свихнули в преступление и разврат",- пишет А.И.Солженицын.

    Только в 1930-е годы беспризорных детей было около семи миллионов.

    Тогда причина беспризорности была решена просто - помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями странного Архипелага оказались дети. . .

    Знать о том, что происходило с детьми, оказавшимися на улице или лишившимися родителей, (чаще всего по вине государства), конечно же, необходимо. Нужно говорить о детских судьбах, исковерканных сталинским режимом.

    В наше время изменилось отношение государства к детям, но проблемы остались, хотя предпринимаются попытки как-то их решать.

    Президент России признал, что почти пять миллионов бездомных или беспризорных детей - угроза национальной безопасности страны.

    Слово учителя.

    Одна из самых трагичных и циничных страниц в летописи ГУЛАГа, несомненно, та, что повествует о судьбе женщины за колючей проволокой. Женщина в лагерях - это особая трагедия, особая тема. Не только потому, что лагерь колючка, лесоповал или тачка не сочетаются с представлением о предназначении прекрасного пола.

    Но и потому, что женщина - мать. Либо мать детей, оставленных на воле, либо - рожающая в лагере.

    6 группа. Ч.2. гл.8 "Женщины ГУЛАГА".

    (Слайд №14)

    • Как женщины попадали в лагерь?
    • Лагерный быт женщин.
    • Каторжный труд.
    • " Мамки".

    (Слайд № 15)

    Я видел женщину на площади суровой:
    Пред Соловецким камнем плакала она:
    "Не попусти, господь, что это было снова,
    Благословенна будь, несчастная страна!"
    (Анатолий Александров)

    V. Обобщение материала

    Слово учителя

    Уроки ГУЛАГа, как одной из самых трагических страниц в истории человечества, все ещё требуют своего беспристрастного осмысления и изучения.

    Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но ещё страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, всё может произойти снова в ещё более жёсткой форме.

    "Если бы, ГУЛАГ" был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве, - я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги: "жизнь" не может продолжаться так же", - так утверждал А.И.Солженицын.

    На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной) в исполнении учащегося звучит стихотворение В.Докунина "Помянем всех невинно убиенных".

    (Загорается свеча).

    VI. Рефлексия

    (Слайд № 16)

    • Что взволновало вас на уроке?
    • Я хочу уйти с урока (с чем?):
    • Мне запомнилось на уроке:
    • Нужно ли это знать потомкам?

    VII. Домашнее задание

    • Сочинение-рассуждение " О чём заставили задуматься главы романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"?
    • Сочинение-отзыв "Мои размышления о романе".

    Литература.

    1. Новая газета "Женское лицо ГУЛАГА". http://www.novagazeta.ru/gulag/44070.htme
    2. "Новая газета". Грищенко В., Калинин В., "Женщины ГУЛАГа".
    3. Овчинникова Л."Дети в Сталинских лагерях".
    4. Рихтер Т.В. "Характеристика произведения А.И..Солженицына "Архипилаг ГУЛАГ". http://www.allbest.ru

    Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть выкрасть наше будущее снова.

    Изучение прошлого – спасение будущего, это его гарант.

    Евгений Евтушенко .


    Это надо не мёртвым, Это надо живым…


    Зарождение ГУЛАГа

    Будущая система ГУЛАГа начала складываться сразу после прихода к власти большевиков. Во время Гражданской войны Советская власть начала изолировать своих классовых и идеологических врагов в специальных концентрационных лагерях.


    Сначала лагеря были в ведении Льва Троцкого и Владимира Ленина. Массовый террор против «контрреволюции» включал в себя поголовные аресты богатой буржуазии, фабрикантов, помещиков, торговцев, деятелей церкви и т. д. Скоро лагеря были отданы ВЧК, председателем которой был Феликс Дзержинский. В них организовывались принудительные работы. Это было необходимо еще и для того, чтобы поднимать разрушенную экономику. Если в 1919 году на территории РСФСР был только 21 лагерь, то к концу Гражданской войны их было уже 122. В одной только Москве таких заведений существовало семь, куда свозились заключенные со всей страны. В 1919 году их в столице было более трех тысяч человек. Это была еще не система ГУЛАГа, а только ее прообраз.


    В 1919 году ВЧК создала несколько трудовых лагерей на севере России, а точнее, в Архангельской губернии. Скоро эта сеть получила название СЛОН. Аббревиатура расшифровывалась как "Северные лагеря особого назначения". Система ГУЛАГ в СССР появилась даже в самых отдаленных регионах большой страны.


    "...заключённым – гнилая треска, солёная или сушёная; худая баланда с перловой или пшенной крупой без картошки, никогда ни щей, ни борщей. И вот – цинга, и даже «канцелярские роты» в нарывах, а уж общие... С дальних командировок возвращаются "этапы на карачках" (так и ползут от пристани на четырёх ногах).

    (А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ".)


    Сталинский ГУЛАГ

    В 1930 году окончательно сформировалась система ГУЛАГ при Сталине. Она была подчинена НКВД и являлась одним из пяти главных управлений в этом народном комиссариате. Также в 1934 году в ГУЛАГ перешли все исправительные учреждения, которые до этого принадлежали Наркомату юстиции. Труд в лагерях был законодательно утвержден в Исправительно-Трудовом кодексе РСФСР. Теперь многочисленные заключенные должны были реализовывать самые опасные и грандиозные экономические и инфраструктурные проекты: стройки, рытье каналов и т. д.



    Заключенные должны были реализовывать самые опасные и грандиозные экономические и инфраструктурные проекты: стройки, рытье каналов и т. д. Власть делала все, чтобы система ГУЛАГ в СССР казалась свободным гражданам нормой. Для этого запускались регулярные идеологические кампании. В 1931 году началось строительство знаменитого Беломорканала. Это был один из самых значительных проектов первой сталинской пятилетки. Система ГУЛАГа - это еще и один из экономических механизмов советского государства. Для того чтобы обыватель мог подробно узнать о строительстве Беломорканала в положительных тонах, Коммунистическая партия дала задание известным писателям подготовить хвалебную книгу. Так появилось произведение «Канал имени Сталина». Над ним работала целая группа авторов: Толстой, Горький, Погодин и Шкловский.



    Еще до войны, для того чтобы не подрывать экономическую эффективность лагерей, Сталин отменил условно-досрочные освобождения в лагерях.

    Но эффективность труда заключенных становилась всё ниже: у многих из них были проблемы со здоровьем. Этому способствовал плохой рацион, тяжелые условия жизни, издевательства администрации и многие другие невзгоды. В 1934 году 16 % заключенных были неработающими, а 10 % - больными.



    Система лагерей ГУЛАГ делилась на две части. Это был мир политических и уголовников . Последние из них признавались государством «социально близкими». Некоторые уголовники старались сотрудничать с администрацией лагеря, для того чтобы облегчить свое существование. При этом от них власть требовала лояльности и слежки за политическими. Многочисленные "враги народа", а также осужденные за мнимый шпионаж и антисоветскую пропаганду не имели никаких возможностей, чтобы защищать свои права.



    Шарашки ГУЛАГа

    Больше везло тем специалистам и ученым, которые попадали в так называемые шарашки. Это были научные заведения закрытого типа, где работали над секретными проектами. Многие знаменитые ученые попадали в лагеря за свое вольнодумство. Например, таким был Сергей Королев – человек, ставший символом советского покорения космоса. В шарашки попадали конструкторы, инженеры, люди, связанные с военной промышленностью. Подобные заведения нашли свое отражение в культуре. Писатель Александр Солженицын, побывавший в шарашке, через много лет написал роман «В круге первом», где подробно описал быт таких заключенных. Этот автор больше всего известен другой своей книгой - «Архипелаг ГУЛАГ».



    Колыма

    Одним из самых суровых лагерей Советского периода была Колыма.

    В 1928 году на Колыме нашли богатейшие месторождения золота. К 1931 году власти приняли решение осваивать эти месторождения силами заключенных.

    Будь проклята ты, Колыма,

    Что прозвана чудной планетой!

    Сойдёшь поневоле с ума,

    Отсюда возврата уж нету…


    Соловки - один из ключевых символов ГУЛАГа. Это был Соловецкий лагерь особого назначения. Его проект был предложен Иосифом Уншлихтом – одним из тогдашних руководителей ВЧК-ГПУ. Его судьба показательна. Этот человек способствовал развитию репрессивной системы, жертвой которой он в конце концов стал. В 1938 году он был расстрелян на знаменитом полигоне «Коммунарка». Это место было дачей Генриха Ягоды – наркома НКВД в 30-е годы.

    • Соловки стали одним из главных лагерей в ГУЛАГе 20-х годов. Согласно предписанию ОГПУ в нем должны были содержаться уголовные и политические заключенные .
    • Система ГУЛАГа постоянно расширялась за счет новых заключенных.




    В 1930-е гг. беспризорных детей было около семи миллионов. Тогда проблема беспризорности была решена просто - помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями страшного архипелага оказались дети.



    Из воспоминаний Ефросинии Керсновской

    «На нижних полках рядками лежали маленькие старички с ввалившимися глазами, заостренными носиками и запекшимися губами. Я смотрела на ряды умирающих детей, на лужи коричневой жижи, плещущейся на полу. Дизентерия. Дети умрут, не доехав до низовьев Оби, остальные умрут там. Там же, где Томь впадает в Обь на правом берегу, мы их похоронили. Мы, - потому что я вызвалась рыть могилу. Странные это были похороны... Я впервые видела, как хоронят без гроба, не на кладбище и даже не на берегу, а у самой кромки воды. Подняться выше конвоир не разрешил. Обе матери опустились на колени, опустили и положили рядышком сперва девочку, затем мальчика. Одним платком прикрыли лица, сверху - слой осоки. Матери стояли, прижимая к груди свертки с застывшими скелетиками детей, и застывшими от отчаяния глазами смотрели в эту яму, в которую сразу же стала набираться вода…»


    ГУЛАГ объединял 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 «домов младенца». Но это официальные данные. Истинные цифры нам неизвестны. О ГУЛАГе тогда не писали и не говорили. Да и сейчас часть информации считается закрытой.


    Нашивки с номерами на головном уборе и на спине должны были

    носить политические заключенные Особых лагерей № 1

    («Минеральный») и № 6 («Речной»), созданных в 1948 году

    на базе Интинского и Воркутинского лагерей.


    ТОТАЛИТАРНЫЙ - основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство. ДИКТАТУРА 1. Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Фашистская д. Д. пролетариата (в России: провозглашённая большевистской партией власть рабочего класса). 2. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.Военная д. ТЕРРОР 1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств). 2. Жесткое запугивание, насилие. Т. самодура. ГУЛАГ - сокращение: главное управление лагерей, а также разветвлённая сеть концлагерей во время массовых репрессий. Узники гулага. ЗЕК - то же, что заключённый.

    ДИССИДЕНТ - это название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950 х - середине 80 х гг. В разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники)


    Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын

    Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970)

    Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е -против политического строя СССР и политики его властей.





    Варлаа́м Ти́хонович Шала́мов

    Русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях.

    18 лет провёл в заключении.





    Олег Васильевич Волков

    Русский прозаик, публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимом Осугин, который в ряде источников (в том числе у Вольфганга Казака) назван в качестве настоящей фамилии.

    28 лет провёл в заключении.


    Анато́лий Влади́мирович Жигу́лин

    Был осуждён на 10 лет.

    А я лишь смертный. За своё в ответе Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.


    А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

    В рассказе А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” описываются сутки из жизни заключённого Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, крестьянина-колхозника.


    В.Шаламов «Колымские рассказы»

    В этой книге Шаламов описал тот ужас, что пережил, видел и перенес за годы заключения. Множество людей погибло, сгинуло на Колыме. Объективные свидетельства этому несложно найти: описанные кладбища людей в вечной мерзлоте дальнего востока до сих пор существуют…


    О. Волков «Погружение во тьму»

    В «Погружении во тьму» О.Волкова главным героем является СТРАХ.


    А.Жигу́лин «Чёрные камни»

    «Чёрные камни» -подробный и спокойно-искренний рассказ об истории «вины» юного Жигулина перед социалистическим государством, наказании за нее и долгом пути обретения истины…

    Я поеду один

    К тем заснеженным скалам,

    Где когда-то давно

    Под конвоем ходил.

    Я поеду один,

    Чтоб ты снова меня не искала,

    На реку Колыму

    Я поеду один...


    Уроки прошлого

    Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключённый, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи – ни начальники, ни подчинённые” (Шаламов)


    Особенности лагерной прозы :

    • автобиографичность, мемуарный характер
    • документальность, установка на правдивость;
    • временнóй интервал как авторского опыта, так и отражаемого явления – сталинская эпоха;
    • убеждение автора в ненормальности такого явления, как лагерь;
    • разоблачительный пафос;
    • серьёзность интонации, отсутствие иронии.



    Новый костюм Новый, очень теплый свитер Старый потертый, но годный к носке свитер Теплые носки Теплые портянки Валенки Полкило сала Килограмм колбасы Полкило чеснока Полкило сухарей Килограмм яблок Банка варенья Килограмм картофеля Буханка хлеба Пачка чая Серебряный портсигар Две пачки папирос (но Ваш отец не курит) Расставьте в порядке приоритетности вещи, перечисленные ниже, которые могли бы положить в посылку заключенному (эти вещи есть дома).


    Численность заключенных в лагерях и колониях ГУЛАГа в гг. (на 1 января) годВ колонияхВ лагеряхВсего (с тюрьмами) Год Число умерших % ,35 Смертность заключенных в ИТЛ, ИТК и тюрьмах (гг.)




    В узком смысле - ГУЛАГ: 1) ГУЛАГ ОГПУ СССР, существовавший с 1930 г. в связи с переименованием "концентрационных лагерей ОГПУ СССР" в "Исправительно- трудовые". Независимо от ГУЛАГа ОГПУ продолжали существовать ИТЛ НКВД и НКЮ РСФСР и других союзных республик; 2) созданный в 1934 г. ГУЛАГ НКВД СССР, объединивший под одним началом все лагеря и тюрьмы СССР (с 1946 г. в ведении МВД СССР). В октябре 1956 г. ГУЛАГ был ликвидирован, лагеря получили название "Исправительно-трудовые учреждения".


    В широком смысле - ГУЛАГ: вся советская пенитенциарная система. Но, прежде всего, имеются ввиду то, что связано с массовыми репрессиями политического характера. ГУЛАГ решал две основные задачи: 1)изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества; 2)использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.


    В е годы ХХ века заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д. Использование труда больших масс заключенных, сконцентрированных в лагерях, позволяло оперативно решать задачи обеспечения рабочей силой важнейших строек и объектов в условиях директивного планирования и централизованного снабжения производства. В этих условиях приоритетом экономического поведения являлось не достижение рентабельности, а выполнение плановых заданий. На 1 мая 1930 г. в ведении НКВД РСФСР – 279 ИТУ с заключенными; в лагерях ОГПУ – около 100 тыс. заключенных. В 1940 г. в ГУЛАГе 53 ИТЛ, 425 ИТК, 50 колоний несовершеннолетних; на 1 января 1940 г. в лагерях НКВД – заключенных.




    С середины 1937 г. система мест заключения оказалась в новых условиях. Власть развязала массовый террор. Число расстрелянных увеличилось с 1118 в 1936 г. до в 1937 г. В места заключения хлынул невиданный поток. За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на, превысив 2 миллиона. Во второй половине 1937 г. и в 1938 г. для руководства страны важнейшей функцией мест заключения стала карательная.


    В августе 1937 г. поспешно организовано сразу семь лесозаготовительных лагерей. В начале 1938 г. к ним добавляются еще шесть лесных лагерей. Кроме лесных в 1937–1938 гг. «на голом месте» организовано еще девять лагерей. Кроме того, резко увеличилась численность заключенных в действовавших лагерях.


    Драматический рост потока осужденных стал в 1937–1938 гг. первоисточником кризиса лагерной системы. ГУЛАГ не был готов к ни к приему большого числа заключенных, ни к обеспечению их работой. Падает производительность труда, возрастает смертность заключенных. Увеличение количества заключенных не приводит к росту экономики НКВД. Стоимость валовой продукции НКВД в 1935 г. – 744 млн. руб., в 1936 г. – 1100, а в 1937 г. – только 945 и в 1938 г. – 995 млн. руб.


    Увеличение числа лагерей, отраслей и объектов, пользовавшихся трудом заключенных, толкали к разукрупнению и специализации лагерей, к усилению инженерно-технического обеспечения, увеличению управленческого аппарата и т.д. Следствие кризиса – реформирование НКВД и ГУЛАГа в феврале 1941 г. Но главный принцип организации слияние производственного и лагерного комплексов в единую лагерно-производственную иерархическую структуру до 1953 г. оставался неизменным.