Урок–презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь"

190 лет со дня рождения

Л.Н. Толстого

(09.09.1828 - 07 (20).11.1910)


в портретах

И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой. 1873



  • Предки принадлежали к старинному дворянскому роду.
  • Прапрадед – Пётр Андреевич Толстой – при Петре I был пожалован поместьями, при Петре II оказался в опале и закончил жизнь в Соловецком монастыре.
  • Дед – Илья Андреевич, служил офицером в Преображенском полку. После женитьбы на дочери военного министра вышел в отставку, затем переехал в Казань, где служил губернатором до самой смерти.

Николай Ильич Толстой –

военный, участник войны 1812 года.

Женился на Марии Николаевне Волконской,

которую воспитывал отец

Николай Сергеевич Волконский –

человек строгих правил.


  • Н.С. Волконский позаботился о том, чтобы его единственная дочь получила прекрасное образование. Учителя и гувернантки обучали её немецкому, английскому, итальянскому языкам и гуманитарным наукам, она с детства, как родным, владела французским. Точные науки преподавал ей отец. Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. Её дневники свидетельствуют о несомненном литературном таланте, что подтверждают и другие её сочинения: стихи, повести, литературные переводы.
  • В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в её облике были выразительные, лучистые глаза. Портреты её не сохранились, до нас дошло лишь одно её изображение - силуэт в детском возрасте.

«Период детства»

В семье было пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Маша.

Рождение дочери стоило Марии Николаевне жизни.

Лёве в то время было два года.

Воспитанием занималась тётя -Татьяна Александровна Ергольская.


  • После смерти отца, бабушки и тёти детей увезли в Казань под опеку Пелагеи Ильиничны Юшковой.
  • 1844 – поступление в университет (1 год учится на отделении восточных языков, два года на юридическом факультете).
  • 1847 - бросает университет. Но стал одним из самых образованных людей своего времени.

Казанский университет

П. И. Юшкова – тётя писателя

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда. Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию.

Но занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук.


4 года исканий

  • Занимается хозяйственной деятельностью в Ясной Поляне;
  • Наслаждается светской жизнью;
  • Сдавал экзамен на степень кандидата права в Петербурге;
  • Служил в канцелярии Тульского депутатского собрания.

Толстой Л.Н. 1849 год


  • 1851 – вместе с братом Николаем уехал на Кавказ в действующую армию.
  • Затем с началом русско-турецкой войны (1853-1856) переводится в Дунайскую армию. Защищал Севастополь. Домой вернулся в 1855 году с орденом Св. Анны «За храбрость» и медалью «За защиту Севастополя»

Литературная деятельность первой половины 50-х годов

  • На Кавказе написал повесть «Детство», которую отправил в «Современник».
  • 1855 год рассказы:
  • «Севастополь в декабре месяце»
  • Севастополь в мае»
  • Севастополь в августе 1855 года»

Толстой в «Современнике»


Особенности творчества (по Н.Г. Чернышевскому)

  • 1) диалектика души;
  • 2) красота нравственного чувства.
  • В военных рассказах Толстого главными становятся не батальные сцены, а изображение человека на войне.

Л.Н. Толстой. Фото 1855 года


  • Вернулся с войны.
  • Окунулся в литературную жизнь Петербурга.
  • 1857, 1860-1861 гг. – совершает заграничные путешествия.
  • Духовные искания.

  • 1859- открывает школу для крестьянских детей
  • 1872 – «Азбука».

  • В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина».

  • В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник».
  • В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение».

«Война и мир»

Лев Толстой пишет "Войну и мир"


Литературная деятельность 60-70-х годов

  • 1863-1869 – «Война и мир».
  • 1873-1877 – «Анна Каренина».
  • 1882 – «Исповедь»:

«Со мной случился переворот, который давно готовился во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, учёных- не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь».


  • Толстой излагает своё понимание христианского вероучения. В частности, он писал, что смысл истинного христианства восходит к Нагорной проповеди, и её главной заповеди «непротивление злу насилием».
  • Идею бессмертия следует понимать как вечную признательность живых за оказанные им благодеяния.
  • Царство Божие на земле заключается в «мире всех людей между собой».
  • «Опрощение».


Отлучение от церкви

За резкие высказывания против

официального православия Святейший синод в 1901 году отлучил Толстого от церкви.

Фото 1885 года


  • Пишет для «Игнатов и их детей»;
  • В повествовании появляется экспрессия вместо прежнего пространного повествования;
  • «Воскресение»
  • «Хаджи-Мурат»
  • «После бала»

  • 1862 году женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Переехали в Ясную Поляну.
  • Из 13 детей осталось 8. Две утраты - сына Ванечки (1895) и дочери Маши (1906)
  • Отношения сложные.


Семья Толстого: Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Александр,

Андрей, Татьяна, Софья Андреевна, Мария. Фото 1892 года.



  • В ночь с 27 на 28 октября 82-летний Толстой ушёл из дома.
  • Отправился на юг.
  • В пути он заболел.
  • Сошёл на станции Астапово.
  • 7 ноября умер от воспаления лёгких.

Мировое признание

Память

Музеи


  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Всё приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метёт перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.
  • Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Деятели науки, культуры,

  • Лицо его - лицо человечества. Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? - человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я.

Дмитрий Мережковский


Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

  • Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шёл на любые жертвы ради истины Он был самый честный человек своего времени. Вся его жизнь - постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её; не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную.

Махатма Ганди


Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

  • Толстой - величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни.

Александр Блок


Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

  • Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живёт стихия эпоса, её величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, её терпкая, могучая свежесть, её обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм.

Томас Манн


  • «Воскресение» (англ. Resurrection , 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
  • «Власть тьмы» (1909, Россия). Немой кинофильм.
  • (1910, Германия). Немой кинофильм.
  • (1911, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Морис Метр
  • «Живой труп» (1911, Россия). Немой кинофильм.
  • «Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм.
  • (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
  • (1915, США). Немой кинофильм.
  • «Власть тьмы» (1915, Россия). Немой кинофильм.
  • «Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов, В. Гардин
  • «Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков. В ролях - В. Полонский, И.Мозжухин

  • «Живой труп» (1916). Немой кинофильм.
  • (1918, Венгрия). Немой кинофильм.
  • «Власть тьмы» (1918, Россия). Немой кинофильм.
  • «Живой труп» (1918). Немой кинофильм.
  • «Отец Сергий» (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм Якова Протазанова, в главной роли Иван Мозжухин
  • (1919, Германия). Немой кинофильм.
  • «Поликушка» (1919, СССР). Немой кинофильм.
  • «Love» (1927, США. По роману «Анна Каренина»). Немой кинофильм. В роли Анны - Грета Гарбо
  • «Живой труп» (1929, СССР). В ролях - В. Пудовкин
  • (Anna Karenina, 1935, США). Звуковой фильм. В роли Анны - Грета Гарбо
  • « Анна Каренина» (Anna Karenina, 1948, Великобритания). В роли Анны - Вивьен Ли

  • «Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия). В роли Наташи Ростовой - Одри Хепбёрн
  • «Agi Murad il diavolo bianco» (1959, Италия, Югославия). В роли Хаджи Мурата - Стив Ривз
  • «Тоже люди» (1959, СССР, по фрагменту «Войны и мира»). Реж. Г. Данелия, в ролях - В. Санаев, Л. Дуров
  • «Воскресение» (1960, СССР). Реж. - М. Швейцер
  • (Anna Karenina, 1961, США). В роли Вронского - Шон Коннери
  • «Казаки» (1961, СССР). Реж. - В. Пронин
  • (1967, СССР). В роли Анны - Татьяна Самойлова
  • «Война и мир» (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук
  • «Живой труп» (1968, СССР). В гл. роли - А. Баталов
  • «Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания). Сериал. В роли Пьера - Энтони Хопкинс
  • «Отец Сергий» (1978, СССР). Художественный фильм Игоря Таланкина, в главной роли Сергей Бондарчук

  • «Кавказская повесть» (1978, СССР, по повести «Казаки»). В гл. роли - В. Конкин
  • «Деньги» (1983, Франция-Швейцария, по рассказу «Фальшивый купон»). Реж. - Робер Брессон
  • «Два гусара» (1984, СССР). Реж. - Вячеслав Криштофович
  • (Anna Karenina, 1985, США). В роли Анны - Жаклин Биссет
  • «Простая смерть» (1985, СССР, по повести «Смерть Ивана Ильича»). Реж. - А. Кайдановский
  • «Крейцерова соната» (1987, СССР). В ролях - Олег Янковский
  • «За что?» (Za co? , 1996, Польша / Россия). Реж. - Ежи Кавалерович
  • (Anna Karenina, 1997, США). В роли Анны - Софи Марсо, Вронский - Шон Бин
  • (2007, Россия). В роли Анны - Татьяна Друбич
  • «Война и мир» (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.

  • «Уход великого старца» (1912, Россия). Режиссер - Яков Протазанов
  • «Лев Толстой» (1984, СССР, Чехословакия). Режиссер - С. Герасимов
  • «Последняя станция» (2008). В роли Л. Толстого - Кристофер Пламмер, в роли Софьи Толстой - Хелен Миррен. Фильм о последних днях жизни писателя.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Художник, мыслитель, Человек. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. «Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. …Она была нехороша собой, но хорошо образована для своего времени. Она знала…четыре языка…, хорошо играла на фортепиано, и … была большая мастерица рассказывать сказки» «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и всегда грустными глазами. Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним» Мать – княжна Мария Николаевна Волконская () Отец – граф Николай Ильич Толстой ()


Род Толстых Первые летописные упоминания о роде Толстых относятся к XVI веку. Петр Андреевич, первый из рода Толстых получивший титул графа, был соратником Петра I Толстые были в родстве с семьями прославленных деятелей русской истории и культуры: Пушкиным А.С., П.Я. Чаадаевым, декабристами С.Г. Волконским, С.П. Трубецким, А.И. Одоевским


Детство После смерти отца (1837 г.) воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».


Отрочество и юность Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение.


В Казани Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам и поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года. Занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну


Из дневника Л.Н. Толстого Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение 2 лет? - 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в Университете. 2) Изучить практи- ческую медицину и часть теоретической. 3) Изу- чить языки: Французский, Русский, Немецкий, Английской, Итальянской, Латинской. 4) Изучить Сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить Историю, Географию и Статистику. 6) Изучить Математику, Гимнази- ческий курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достиг- нуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в Естественных науках. 11)Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. 1847г.


Кавказ В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).


Крымская кампания В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов». В это время Толстой напишет: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»


В кругу литераторов В ноябре 1855, после войны, Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» в который входили Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.А. Гончаров и другие. Л.Н.Тостого встретили как «великую надежду русской литературы» Однако в журнале Л.Н. Толстой работает недолго, и уже в 1856 году уезжает в Ясную поляну, а затем отправляется в поездку за границу.


Открытие школы В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В начале 1870-х гг. им были составлены «Азбука» и «Новая Азбука» для обучения детей грамоте.


Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей, с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа…, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,… Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. Л. Толстой- А. А. Толстой. Декабрь 1874 года Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось ребят.


О творчестве Л.Н.Толстого Много лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ… М. Горький


Подведем итоги урока Интерпретируйте слова Л.Н. Толстого и о Л.Н. Толстом в рамках тех открытий, которые сделали на уроке. Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней Л.Н.Толстой Толстой действительно огромный художник В. Короленко Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного М. Горький Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. К.Федин



Баца Яна, ученица 8-А класса МАОУ СОШ №11 г. Калининграда

Перезентация о жизни Л.Н.Толстого

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лев Николаевич Толстой Работу выполнила: ученица 8 класса «а» Баца Янина

Лев Николаевич Толстой (1829-1910) Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук.

Детство Толстого Родился 28 августа 1828 года в Крапивинском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком. Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская

Образование Толстого Его образование шло сначала под руководством гувернёра-француза Сен-Тома́ (M-r Жером «Отрочества»), заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого он изобразил в «Детстве» под именем Карла Ивановича. В 1841 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников. Из-за конфликта его домашних с преподавателем российской и всеобщей истории и истории философии, профессором Ивановым, по результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, - он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», - пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».

Начало литературной деятельности Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне. В своём дневнике Толстой ставит себе огромное количество целей и правил; удавалось следовать лишь небольшому числу их. Среди удавшихся - серьёзные занятия английским языком, музыкой, юриспруденцией. Зимой 1850-1851 гг. начал писать «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня». В глухой станице Толстой стал писать и в 1852 году отослал в редакцию «Современника» первую часть будущей трилогии: «Детство».

Расцвет творчества Толстого В течение первых 12 лет после женитьбы он создаёт «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в1852 г. и законченные в 1861-1862 гг. «Казаки», первое из произведений, в которых наиболее реализовался талант Толстого.

Военная карьера Толстого На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь опасностям военной кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевский крест, но не получил его. Когда в конце 1853 г. вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г. по конец августа 1855 г был в Севастополе.

Толстой долго жил на опасном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, Толстой написал в это время рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» - «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с интересом прочитан всей Россией и произвёл потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Александром 2; он велел беречь даровитого офицера. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св.Анны с надписью «За честь»

Последние годы жизни. В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л.Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении своего врача Д.П. Маковицкого. Своё последнее путешествие он начал на станции Щёкино. Определенной цели у путешествия не было. По дороге Толстой заболел воспалением легких и вынужден был в тот же день выйти из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией оказалось Астапово,где 7(20) ноября Л. Н. Толстой и умер в доме начальника станции И. И. Озолина. 10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зеленую палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. В январе 1913 было опубликовано письмо графини Софьи Толстой,в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником в её присутствии. Но перед смертью он не выразил желание быть отпетым, а завещал, чтобы его похоронили попроще и подешевле.

Могила Льва Николаевича Толстого

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой.
(1828-1910)

Слайд 2

Происхождение
Представитель графской ветви дворянского рода Толстых, происходящей от петровского сподвижника П. А. Толстого. Писатель имел обширные родственные связи в мире высшей аристократии.

Слайд 3

Детство
"Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как ни любить, ни лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений…
Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком в семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет

Слайд 4

Но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте(умер рано (1837)).

Слайд 5

Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Слайд 6

Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям.

Слайд 7

Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

Слайд 8

"Бурная жизнь юношеского периода"
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете.

Слайд 9

Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.

Слайд 10

В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Слайд 11

«Война и свобода»
Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912).
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Никоалаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).

Слайд 12

Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Слайд 13

Крымская кампания
В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями).

Слайд 14

Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II.
Первые произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).

Слайд 15

Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

Слайд 16

В кругу литераторов
После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Слайд 17

В ноябре 1855 Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Иван Александрович Гончаров и другие), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов).

Слайд 18

«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».
Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82):

Слайд 19

За границей
Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в 1857,объявив себя анархистом, уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию.

Слайд 20

Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Слайд 21

Народная школа
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Слайд 22

В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

Слайд 23

Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании.
В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».

Слайд 24

Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь.
Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).

Слайд 25

Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди». В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве: «Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё»,-писал Толстой.

Слайд 26

Лев Николаевич искал смысл жизни в изучении философии, в знакомстве с результатами точных наук. Он старался как можно больше всего упростить, жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту.

Слайд 27

Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни (опрощение), много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.

Слайд 28

На почве искреннего стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни.

Слайд 32

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.
Письмо Л.Н. Толстого жене, оставленное перед отъездом из Ясной Поляны. 1910 г. Октября 28. Ясная Поляна. Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства. Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я, и перешлет мне, что нужно; сказать же о том, где я, она не может, потому что я взял с нее обещание не говорить этого никому. Лев Толстой. 28 октября. Собрать вещи и рукописи мои и переслать мне я поручил Саше. Л. Т.

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. Лев Николаевич Толстой