Урока: «Малые жанры фольклора. Детский фольклор Технологическая карта занятия малые жанры фольклора пословицы

I . Мотивация и актуализация.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Как календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование отдельных пословиц).

Что вы узнали о Масленице? Расскажите.

II. Построение проекта.

(слайд 1) - Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)

Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.

Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) - (слайд 3 )

Что такое "фольклор”? Понятие это для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)

Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное - передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное - сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество - от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)

Ребята, фольклор - это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.

А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? (для опоры - толкование ключевых понятий фольклора на экране).

(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).

А какие жанры фольклора вы знаете? (…)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, сегодня мы будем говорить о жанрах фольклора, но только о малых жанрах детского фольклора.

Исходя из темы урока, какие цели для себя поставим? (формулируют цели).

III. Реализация построенного проекта.

Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)

Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)

1. - Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

Может быть, кто из вас хочет спеть колыбельную песню? («Баю-баюшки-баю…», например).

Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)

2. Пестушки. - От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).

Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
- А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)

Чем потешки отличаются от пестушек? (…)

Потешки (прибаутки) - это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям.

Физминутка (слайд 6).

Давайте вспомним, как вас забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».

3. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).

4. Загадки - веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

А какие загадки вы знаете? (…)

5. Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил - на все случаи жизни ответит пословица . Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).

Какие пословицы услышали? (…)

6. Считалки. Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?

Какие вы знаете считалки? (…)

7. Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?

Какие вы знаете скороговорки? (…)

8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Андрей, Ленка)

9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)

IV. Первичное закрепление с самопроверкой. Работа в группах (5 групп).

Литературное лото.

Каждой группе раздаются одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится с заданием? (Проверка)

2. - Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

Д/З: Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи у родителей).

Использованные источники:

1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва.

2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина.

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;
  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • Воспитывающие :

    • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
    • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

    Задачи урока:

    • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
    • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
    • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

    Оборудование:

    Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

    Практическая значимость и актуальность:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Введение в тему.
    3. Основная часть (представление жанров).
    4. Итог. Выставление оценок.
    5. Домашнее задание.
    6. Рефлексия.

    Ход урока

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

    Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

    Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

    Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

    Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

    Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

    Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

    Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

    Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4 .

    (Ученик читает вслух).

    Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

    Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

    Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

    Большинство загадок построено на метафоре . Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

    Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

    (Ученик читает вслух).

    А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

    Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

    Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

    Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

    Ребята, предлагаю вам творческое задание.

    1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

    2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

    3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

    Физкультпауза

    “Что за золото пословицы русские!..”

    А.С.Пушкин

    Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

    Пословица

    • Краткое мудрое суждение о жизни
    • Содержит поучительный смысл
    • Законченное суждение
    • Характеризует поступки человека, образ жизни
    • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).

    В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

    - Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

    Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

    Береги платье снову, а честь –смолоду.

    Ученье- красота, неученье – простота.

    Чему учился, тому и пригодился.

    Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)

    Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

    А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

    Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

    Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

    (Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

    “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”

    А.С.Пушкин.

    Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

    Поговорка

    • Меткое суждение
    • Часть суждения, незаконченное предложение
    • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
    • Выражает чувства Слайд №14. (Читает ученик вслух).

    Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

    Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.

    Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

    • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
    • Комар носа не подточит.
    • Больше дела – меньше слов.
    • Муравей не велик, а горы копает.
    • Всему своё время
    • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)

    Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17. (Ответы учащихся).

    Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18 .

    • Висит сито не руками свито.
    • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
    • Красна птица перьем, а человек ученьем.
    • Седьмая вода на киселе.

    Итог урока. Оценки за работу.

    Домашнее задание на выбор:

    • Сочинить загадки.
    • Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
    • Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

    Анна Дронина
    Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

    Схема конспекта занятия .

    Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

    Возраст детей : 10-11 лет

    Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

    Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

    Задачи :

    обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

    развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

    воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

    Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

    ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

    Этапы работы Содержание этапа

    (заполняется педагогом)

    1. Организационный момент

    Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

    Игра «Подари тепло другу»

    Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

    Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

    Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

    2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

    Цель : выявление знаний детей по данной теме

    Методы и приемы : проблемный, информативный

    Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

    В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

    Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

    Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

    В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

    (колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

    Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

    Презентация «Малые жанры фольклора »

    1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

    2) Зимою греет,

    Весною тлеет,

    Летом умирает,

    Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

    3) Киса, кисонька, коток,

    Киса - серенький хвосток,

    Приходи, киса, ночевать,

    Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

    4) Матушка – репка,

    Уродись крепка,

    Капуста - виласта.

    Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

    5) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

    6) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

    Бух, и провалились. (потешка)

    7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

    8) Потягунчики, порастунчики!

    Роток – говорунюшка,

    Руки – хватунюшки,

    Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

    9) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

    10) Раз, два – упала гора,

    Три, четыре – прицепило,

    Пять, шесть – бьют шерсть,

    Семь, восемь – сено косим,

    Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

    11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

    12) Обманули дурака

    На четыре кулака,

    На пятое – стуло,

    Чтоб тебя раздуло!

    На шестое - колесо,

    Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

    13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

    4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

    Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

    Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

    Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

    1. Вводная беседа

    Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

    Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

    А когда так говорят?

    О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

    (Примерные ответы :

    1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

    2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

    3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

    3. Сравнительный анализ :

    Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

    «Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

    Пословица Поговорка

    Сходство

    Краткость

    Ритмичность

    Рифмованность

    Отражение народной мудрости

    Различие

    Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

    Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

    Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

    Игра : «Хлопни-топни»

    Закрепление учебного материала.

    4. Игровая пауза.

    Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

    1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

    2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

    3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

    Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

    Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

    А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

    И так сойдёт.

    У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

    Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

    Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

    Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

    Чтение нескольких работ

    5. Рефлексивно-оценочный этап

    Цель : формулирование вывода

    Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

    Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

    Было ли занятие для вас интересным ?

    Что нового вы для себя узнали?

    Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

    Какая информация сегодня на занятии была новая ?

    6. Задание на дом

    Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

    Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

    Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством(потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)

    Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов

    первой категогии

    Серикова Елена Владимировна

    МОУ СОШ с. Б. Екатериновка

    Саратовской области

    Аткарского района.

    Тема урока: Малые жанры фольклора

    (потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

    Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством, для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

    Планируемые результаты УУД:

    личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

    Метапредметные : регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

    познавательные : знакомятся с малыми жанрами фольклора, выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

    коммуникативные : используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

    Предметные : научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

    Сценарий урока

    1. Организационный момент. Введение в тему.

    На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.

    Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?

    Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

    С какими предметами вы встречались в сказках? (котомка, кузовок)

    Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».

    Отгадайте загадки.

    Возле леса на опушке

    Трое их живет в избушке

    Там три стула и три кружки,

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки:

    Кто герои этой сказки?

    Нет ни речки, ни пруда_

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца.

    Тут зубами щелк да щелк,

    Появился серый волк.

    Шкуру белую надел,

    Как много в мире добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

    Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

    Вот почему все эти сказки, былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.

    2. Постановка темы и целей урока.

    В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

    За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают.

    Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества.Скоморохи,ваш выход!

    Пожалуйста, гости дорогие!

    Вас ждут песни и считалки!

    Интересные загадки!

    Пословицы

    3 . Работа по теме урока.

    Игра « Потешки»

    Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

    Петушок, петушок

    Золотой гребешок.

    Маслена головушка,

    Шёлкова бородушка.

    Что ты рано встаёшь,

    Деткам спать не даёшь?

    Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Лиса по лесу ходила,

    Лиса лычки драла,

    Лиса лапотки плела:

    Мужу двое, себе трое,

    И детишкам по лаптишкам.

    Учитель читает потешки, которые даны в хрестоматии.

    Какие потешки вы знаите? Расскажите.

    А теперь «угоститесь» мудрым словом.

    Игра « Пословицы» .

    Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов

    время-потеха(Делу время потехи час)

    труда -пруда(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

    дело-мастера (Дело мастера боится)

    пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)

    друга- береги (Нет друга -ищи, нашел -береги)

    Работа по группам.

    Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

    Дифференцированное задание.

    а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии

    б)Выполнение заданий в рабочей тетради.

    в)Иллюстрирование пословиц, потешек.

    Физкультминутка.

    (Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».

    Игра « Скоморохи»

    Учитель читает скороговорки в хрестоматии, дети соотносят тексты с иллюстрациями.

    Заучивание скороговорок.

    В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

    Скороговорка - это старинная забава, которая помогает развивать речь.

    Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:

    Игра « Загадки»

    Ой -люли, та-ра-ра-ра!

    Заходи-ка, детвора!

    Да подумай, посмекай,

    Все загадки отгадай,

    Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.

    Чтоб пыл веселья не угас,

    Чтоб время шло быстрее,

    Друзья, я приглашаю вас

    К загадкам поскорее!

    Что такое загадка? Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.

    (Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)

    Кафтан на нём зеленый,

    А сердце как кумач.

    На вкус, как сахар, сладок,

    А сам похож на мяч. (арбуз)

    Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке. (цвет, вкус, форма)

    (Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)

    Голубая протыня весь свет одевает.(небо)

    (Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)

    Летит, а не птица, воет, а не зверь.(Ветер)

    (Загадки, в описании которых используются метафоры)

    Под одной крышей четыре братца живут. (стол)

    Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.

    Откуда взялись загадки?

    Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные- все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

    4. РЕФЛЕКСИЯ.

    С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? (песни, считалки.)

    Конкурс знатоков (работа по группам)

    При помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».

    Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

    5. Итог урока.

    Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная.Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

    Тем больше прошлым дорожим

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

    КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

    Конспект урока « Малые жанры фольклора »

    Учителя: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

    Предмет, класс

    Литература, 5 класс

    Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: «Дрофа», 2011

    Программа

    Программа по литературе для образовательных учреждений - V-IX классы – под редакцией

    Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

    Тема урока

    Малые жанры фольклора

    Урок по счёту

    В КТП №11, в теме «Устное народное творчество (фольклор)» - №8

    Тип урока

    Урок – усвоение новых знаний учащимися

    Технология

    Личностно – ориентированного обучения.

    Оборудование

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

    Методы, используемые на уроке

      объяснительно-иллюстративный (анализ произведений; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

      частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

    Цель урока

    Расширить и углубить сведения об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора, познакомить с жанрами малого фольклора, их особенностями.

    Задачи урока:

    1) Обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.

    2) Произвести краткий анализ произведений малых жанров фольклора, выявить их особенности.

    3 ) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида.

    4 ) Формировать умение работать с материалом учебника, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

    5 ) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

    6) Ориентировать учащихся на формирование чувства любви к родному языку и русской литературе, их особенностям, создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.

    Характеристика учебной группы 5 а класса

    Открытый урок по теме «Малые жанры фольклора» был дан в 5 а классе для учителей вечерних школ закрытого типа.

    В 5 а классе 13 обучающихся, класс набран первый год. По результатам стартовой проверки выявлено, что только трое из них владеют навыками осознанного чтения. Они работают на занятиях более активно и плодотворно, могут давать относительно полные ответы на поставленный вопрос, умеют определять с помощью учителя проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно.

    Остальные обучающиеся обладают средними или ниже средних способностями. Эти учащиеся могут односложно отвечать на вопросы, не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания содержания произведений.

    В целом же, состояние учебной деятельности в процессе урока удовлетворительное. Каждый из обучающихся старается выполнять требования учителя, учится анализировать и пересказывать текст. Особую трудность вызывает то, что в классе для 80% обучающихся русский язык не является родным.

    Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. На уроке учитель неоднократно обращается к основной проблеме, в течение всего урока направляет учащихся, разъясняет не только задания, но и значение многих слов, которые в других классах не требуют разъяснения; урок построен так, что обучающиеся выполняют небольшие по объёму, но значимые для изучения темы задания. Кроме того, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отводится 1,5 часа, что также обязывает строить уроки чётко, логично, использовать как можно больше учебного материала.

    Структурные элементы урока, цели

    Деятельность учителя

    Работа учащихся

    Приложение№1 (30 слайдов)

    Организационный этап

    Приветствие

    Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

    Подготавливаются к занятию.

    Мотивация учебной деятельности

    Подготовленный учащийся:

    Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины» , итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут» , вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно» , шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов» .

    Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество.

    Каким другим словом называют устное народное творчество?

    Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя

    Устное народное творчество – это фольклор.

    Слайд №1

    Актуализация знаний

    1. Экспресс-опрос:

    Литература - это...

    Есть такие виды литературы …

    Фольклор - это...

    Примеры произведений устного народного творчества

    Выполняют мини – тест (в тетрадях)

    Множество любых письменных текстов.

    Проза, лирика, драма.

    Устное народное творчество

    Сказки, былины, народная драма.

    Слайд №2

    Создание проблемной ситуации

    Целеполагание

    Послушайте:

    В кузовочке лежали грибочки:

    Кому –гриб,

    Кому – два,

    Кому – три –

    Приходилось ли вам слышать подобные тексты?

    Как они называются?

    Чем они отличаются от сказок, былин?

    Какие короткие выражения вы знаете?

    Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности.

    Итак, какова тема урока?

    Запишите её в тетради.

    Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу.

    А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:

    А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр?

    1. Под крышей - четыре ножки,
    Под крышей - суп да ложки.
    2.Бьют его рукой и палкой -
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут.
    3. Наклонилась над рекой -
    Уговор у них такой:
    Обменяет ей река
    Окунька на червяка.

    Почему вы так решили?

    Учащиеся: - Да, приходилось.

    Это считалки. (Записывают в тетради)

    Они очень короткие.

    Пословицы, поговорки, частушки.

    Малые жанры фольклора.

    Записывают в тетрадях тему урока.

    Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися)

    Обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве,

    Узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.

    Это загадки, это тоже жанр фольклора.

    Мы их отгадали.

    Слайд №3

    Слайд №4

    Слайд №5

    Слайд №6

    Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

    А как строятся загадки? По каким принципам?

    Что такое иносказание?

    Что называется метафорой? Так что, какие художественно-изобразительные средства используются в загадках?

    Иносказание – это выражение, заключающее в себе скрытый смысл

    Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

    При образовании загадок используются иносказания и метафоры.

    Слайд № 7

    Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

    Учитель: -Прочитайте загадку. Отгадайте её.

    Придумайте свою загадку о тех предметах, которые вы видите в классе или за окном.

    Учитель выслушивает различные загадки, совместно с учащимися оценивает работу.

    Отгадывают загадку.

    Придумывают свои загадки, зачитывают их, принимают участие в оценке ответов.

    Слайд №8

    Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

    Развитие навыков самостоятельного познания

    Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний

    Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их .

    Развитие умения выразительного и беглого чтения текста

    Вопросы и задания:

    Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях).

    Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка?

    - Антитеза используется в пословицах или поговорках? (+)

    Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)

    Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках?

    Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ

    Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59.

    Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья».

    Назовите пословицы каждой группы.

    Определите значение пословиц:

    Написано пером, не вырубишь топором.

    Вешний день год кормит.

    Терпение и труд всё перетрут.

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    Век живи – век учись.

    Любовь да совет, так и нуждочки нет.

    Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения.

    1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему?

    Какие виды сказок существуют?

    Отгадайте название сказки, данной на слайде.

    К какому виду она относится?

    2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора?

    3. Блиц – турнир по сказкам.

      1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

    2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

    3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

    4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

    5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

    6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

    7.Назовите магическое число в русских сказках.

    8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

    9.Какие реки текут в сказках?

    10.Где живёт сказочный царь?

    Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).

    Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.

    Что общего вы могли заметить у них?

    Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку.

    Решают вопросы и задания

    Заполняют таблицу.

    Пословицы:1,2

    Поговорки: 3,4

    Пословица: 2

    Поговорка: 1 (в таблицу)

    Ставят + (в пословицах)

    Поговорка (+)

    Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради.

    Критерии оценки:

    «5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

    «2» - один-два правильных ответов.

    У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью.

    Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология

    Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради)

    Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц.

    Называют пословицы.

    Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы.

    Они интересные, поучительные, разные по содержанию.

    Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных.

    «Колобок». Бытовая. О животных.

    В сказке отразилась жизнь народа.

    Сивка- Бурка.

    Утро вечера мудренее.

    Русским духом пахнет.

    Молочные.

    В тридевятом царстве.

    Просматривают слайды, производят записи.

    Делают вывод:

    Есть ещё такие жанры фольклора, как:

    пестушки,

    скороговорки,

    прибаутки,

    Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества.

    Устная природа бытования.

    Народность содержания.

    Множество вариантов.

    Коллективность творчества.

    Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух.

    Слайды № 11,12

    Слайды № 13,14

    Слайды № 15

    Слайды № 16

    Слайды № 17-28

    Слайды № 29

    Этап получения дополнительной информации

    Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.

    Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

    Контроль.

    Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись).

    В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки.

    Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

    Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа.

    Ответьте на вопрос:

      О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

      Что нового и интересного вы узнали?

      Нужны ли эти знания нам сегодня?

      Достигли ли мы поставленных целей?