В чем булгаков отступил от библейского сюжета. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М

«Библия принадлежит всем, атеистам и ве-рующим, равно. Это книга человечества».

«Основная тайна человечества — это «неус-троенность человеческого духа», «непонима-ние своей души». Из-за этого «тёмные дви-жения души».

Ф. М. Достоевский

Идеями христианства пронизано творчество многих писателей: Ф. М. Досто-евского, Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, Ч. Айтматова, Л. Андреева, М. А. Булгакова. Нельзя понять философию жизни, нельзя разгадать «тайну че-ловеческой души» без знания Библии. Ибо это книга о Добре и Зле, правде и лжи, о том, как жить и как умирать. Каждому человеку необходимо приобщение к Бо-жественному смыслу бытия.

Высокий мир евангельской легенды об Иисусе Христе обрёл под булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становится современностью, по-тусторонний мир — действительностью. Булгаков окунает нас в сотворённый мир фантастического представления, которое оказывается самой высокой действитель-ностью. Мастер пишет роман о ершалаимском мире, об Иешуа и Пилате, и дей-ствие созданного им романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и будет нуждаться в его романе, в его мыслях. Уходит — чтобы обрести бессмертие и долгожданный покой.

Булгаков упорно преодолевает евангельские легенды от Марка, от Матфея, от Иоанна, от Луки. Он делает Библию ощутимо достоверной и несёт в теплых ладонях проникновенно человеческое в ней.

Библейские мотивы — это извечные общечеловеческие истины. Каждый герой романа, как и каждый человек, находится в поиске истины. Что есть добро и зло? ложь и правда? трусость и отвага? пространство и время? Что есть человек?

Особый интерес представляет роман Мастера — ершалаимский мир. «Шар-кающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат». При первом знакомстве с этим грозным чело-веком мы узнаём, что у него болит голова, что он ненавидит запах розового мас-ла, что он любит свою собаку. Ему свойственны обыкновенные человеческие чув-ства и переживания. Невольно отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат затосковал: ему показалось, что он чего-то не договорил или чего-то не дослушал. Иешуа считал, что все люди добрые, но некоторых испортили обстоятельства жизни. И Понтий Пилат и Крысобой, и Левий Матвей, и даже Иуда из Кириафа. Люди должны любить и верить, без этого всё теряет смысл. «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей... нельзя же поместить всю свою привязанность в собаку...» (Иешуа Понтию Пилату). Диалог Иешуа и Пилата об Иуде гипнотизирует значительностью, каким-то тайным «вторым» смыс-лом. Прокуратор знает, что Иуда не «очень добрый и любознательный человек», Иуда предает Иешуа. Иешуа предчувствует беду, которая случится с Иудой, но ничего не знает о своей судьбе. У него нет божественного всеведения, он человек беззащитный и хрупкий. Но до последней минуты Иешуа оставался добрым по- настоящему. Он никого не поучал. Он просит у палача не о смерти для товарища, а о простом человеческом: «Дай попить ему». Что говорит Иешуа, умирая на кресте? «Иешуа, у которого бежала по боку узкой струей кровь, вдруг обвис, изме-нился в лице и произнес слово по-гречески: «Игемон». Почему «игемон»? Кто по-слал Иешуа на смерть как избавление от страданий? Понтий Пилат. И его обрекли на бессмертие. Смерть-избавление, которая происходит во время грозы, послана Воландом, в ответ на богохульство и проклятия Левия Матфея. Материал с сайта

Не менее интересны и поучительны события, происходящие в московском мире. Воланд со своей свитой являются из потустороннего мира в московский не случайно. На сеансе чёрной магии Воланд называет причину визита: «Меня инте-ресует, изменились ли горожане внутренне?» Однако он убеждается, что люди ос-тались прежними: злобными и завистливыми, безответственными и ленивыми, жаждущими денег и не верящими ни во что. Поэт Александр Рюхин признаётся: «Ни во что я не верю, о чём пишу».

И, конечно же, в таком мерзком мире нет места Мастеру. Поэтому Воланд набрал Мастера и его возлюбленную Маргариту к себе, в потусторонний мир. Только здесь он обрёл бессмертие и покой. Но не свет.

Человек должен изменить себя, и тогда появится смысл жизни. Живёт тот, кто любит. Ещё одна библейская тема. Люби отца и мать, ближнего своего, врага своего. А в романе Булгаков показал, что может совершать любовь. Маргарита спасла Мастера.

Много вопросов задал писатель в своей книге. И каждый из нас должен найти свои ответы, свою истину. Размышляя о романе «Мастер и Маргарита», невольно задаёшь себе булгаковский вопрос: «Если Бога нет, то кто управляет жизнью?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мастер и маргарита - библейские мотивы анализ
  • цели задачи проекта библейские мотивы в романе булгакова мастер и маргарита
  • тема библии в романе мастер и маргарита
  • библейские мотивы в романе мастер и маргарита сочинение
  • Шаркающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел...

Презентация на тему: Библейские главы в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова










1 из 9

Презентация на тему: Библейские главы в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов.В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

№ слайда 3

Описание слайда:

Самый спорный с библейской точки зрения образ – это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции.Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит: « Я Сын Божий», "Я и Отец – одно"

№ слайда 4

Описание слайда:

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии. Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.»Исцеление Понтия Пилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа.Следовательно, булгаковский Иешуа – не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Понтий Пилат - центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит, что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают, и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест. Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации, у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного, наполняющих душу Пилата. С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь - чистое недоразумение, и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы муки Пилата.

№ слайда 9

Описание слайда:

Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение. И хотя о романе уже много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах.

Библейские» страницы романа М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-семинар с использованием ИКТ.

Цели урока:

    Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.

    Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.

    Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с отдельными главами романа М.А.Булгакова.

    Выявить стержневую идею, проблематику романа через анализ текста.

    Научить учащихся размышлять, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.

    Проанализировать образ писателя, проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, слайдов.

Оборудование урока:

« Он гений»

«Мастера и Маргариты»

Ход урока.

Слово учителя:

На предыдущем уроке мы начали знакомство с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита» и познакомились с первой главой этого произведения.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».

Тема нашего сегодняшнего урока - «Библейские страницы» в романе М.А. Булгакова.

(Начинаем просмотр слайдов)

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Ведь во времена сталинских репрессий, господства социологической критики нельзя было ждать чуда. Поэтому Булгаков, как и его герой – Мастер - не верил в возможность увидеть свой роман напечатанным. Но в наше время это один из самых читаемых и любимых произведений.

Как мы уже отмечали, это многоплановый по жанру роман: сатирический, философский, фантастический, любовно - лирический, бытовой, РОМАН - МИФ - так определяют жанр этого произведения критики.

Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках. 1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2) «Библейский мир». И 3) Вечность (потусторонний мир).

Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны. Знакомимся с страницами романа, где раскрывается философская сторона произведения и главная идея романа. Именно философские вопросы, поднятые Булгаковым в этом произведении, стягивают все сюжетные линии книги. И первый вопрос:

    « Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»- спрашивает Воланд. Как отвечает на этот вопрос Иван Бездомный?

    Какие доводы, опровергающие это, приводит Воланд?

А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? - Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах романа – своеобразном идейном центре романа.

3. Итак, что за человек Понтий Пилат? (читаем по слайду энциклопедическую справку, рассказываем гл. 2)

4. Кого имеет в виду Булгаков под именем Иешуа Га-Ноцри?

(слайд: энциклопедическая справка об Иисусе, рассказ об Иешуа из 2 гл. романа)

    Попытаемся сравнить истинные библейские страницы и «евангельские» у Булгакова по схеме:

Имя, - кто предал его,

Возраст, - какую казнь принял,

Ученики Христа (Иешуа), - после казни?

Происхождение,

    В чём сходство и различие? Что достигает автор, меняя историю Иисуса?

5. Философия Иешуа? (просмотр отрывка из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита» Сцена допроса Иешуа римским прокуратором.)

6. Поведение Понтия Пилата на допросе.

7. Какой философский вопрос задаёт он Иешуа? (Что есть ИСТИНА?) Как на него отвечает бродячий философ?

8. Почему Понтий Пилат всё-таки утверждает смертный приговор?

Гл. 25 - 26

    Что беспокоит Понтия Пилата в часы казни?

10. Зачем введён в повествование сон Пилата?

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мёртв душою. Лишь во сне он может и готов погубить свою карьеру прокуратора Иудеи, готов спасти от казни ни в чём не виновного «безумного мечтателя и врача». А наяву прокуратор непреклонен, и для него «нет более великой власти, чем власть императора Тиверия.»

11. Как свою трусость оправдывает прокуратор Иудеи?

12. Почему Булгаков именно трусость считает главным пороком человечества?

13. История Иуды из Кириафа?

14. Каким образом хочет загладить свою вину перед Иешуа Понтий Пилат?

Гл. 32

15. В конце романа мы узнаём об участи римского прокуратора. Какова она? (Как заканчивает Мастер свой роман? Почему?)

16. Так кто всё-таки главный герой в романе Мастера ? Почему?

17. Попытаемся найти своеобразных двойников героям ершалаимских страниц среди героев, живущих в Москве 30 - х годов, и героев потустороннего мира. (Иешуа – Мастер, Иуда – Алоизий, Понтий Пилат – Воланд). Объяснить эти соответствия.

Итак, «библейские» страницы романа М. Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа : человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. И роман Булгакова именно об ответственности человека за всё добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или рабству, предательству и бесчеловечности. Вот за эти философские выводы М.Булгаков получил высокую оценку А. Ахматовой: «Он Гений»

А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Попробуйте ответить на вопросы небольшого теста по «ершалаимским» страницам романа. И позже отгадать кроссворд. (работа с ИКТ)

Домашнее задание : «Сатирическое изображение Москвы

30 -ых годов» (гл. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28)

Воссоздание евангельских событий - одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. Обращается к событиям распятия и воскрешения Иисуса Христа Дж. Мильтон в поэме «Возвращенный рай», О. де Бальзак в повести «Иисус Христос во Фландрии», в русской литературе - Н. С. Лесков («Христос в гостях у мужиков»), И. С. Тургенев (стихотворение в прозе «Христос»), Л. Андреев («Иуда Искариот»), А. Белый (поэма «Христос воскрес»). В чем же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства. Возвращая все эти события и говоря о них как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Но библейские главы романа жизненно необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке - неузнавании Истины и Добра, следствием которой становится фантасмагория московской жизни 30-х годов.

Библейские главы можно отнести к жанру романа-притчи. Так же, как в притче, объективно и бесстрастно излагаются события. Совершенно отсутствуют прямые обращения автора к читателю, также как и выражение авторской оценки поведения героев. Правда, отсутствует мораль, но она, по-видимому, и не нужна, потому что моральные акценты в этих главах расставлены очень четко.

В романе мастера три главных героя: Иешуа, Понтий Пилат, Иуда. Иешуа, безусловно, не евангельский Иисус, нет никаких проявлений его божественности, даже от сцены воскресения М. Булгаков отказывается. Иешуа - это воплощение, прежде всего, нравственности. Он - философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «...злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». И он действительно относится ко всем людям так, как будто они на самом деле являются воплощением добра, - даже к центуриону Крысобою, который его избивает. Иешуа является носителем нравственной истины, недоступной людям.

Иуда у романе тоже нетождественен евангельскому Иуде. Из Евангелия мы знаем, что Иуда своим лобзанием в Гефсиманском саду предает Спасителя. Предательство - это величайшая вина перед человеком, неизмерима вина того, кто предал Иисуса. У М. Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, - не ученик и не последователь Иешуа. Отсутствует и сцена «предательского лобзания». По сути, Иуда был орудием в руках первосвященника и воистину «не ведал, что творил». Он оказался между Каи-фой и Пилатом, игрушкой в руках людей, наделенных властью и ненавидящих друг друга. М. Булгаков снимает с Иуды вину, возлагая ее на Понтия Пилата.

Понтий Пилат - центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит, что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают, и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест. Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации, у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного, наполняющих душу Пилата («За сегодняшний день уже второй раз на него пала тоска...»). С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь - чистое недоразумение, и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы муки Пилата.

Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение. И хотя о романе уже много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах.

Библейские сюжеты в романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов.

В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ - это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции.

Иешуа буквально означает Спаситель; Га-Ноцри означает "из Назарета", Назарет - город в Галилее, в котором жил святой Иосиф и где произошло Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении у нее Сына Божия. Сюда же возвратились после своего пребывания в Египте Иисус, Мария и Иосиф. Здесь прошло все детство и отрочество Иисуса. Таким образом, Булгаков глубоко забирается в библейские толкования.

Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит, например в беседе с фарисеями, что он не просто Мессия, а еще и Сын Божий: "Я и Отец - одно". Но некоторые строки романа, связанные с образом Иешуа, имеют прямую соотнесенность с Библией, например: "…возле того столбом загорелась пыль". Возможно, это описание рассчитано на ассоциацию с тринадцатой главой Библейской книги под названием "Исход", где рассказывается о выходе евреев из египетского плена, когда Бог двигался перед ними в виде облачного либо огненного столпа: "Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа". Тогда это место в романе служит единственным указанием на божественную сущность Иешуа.

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии от Иоанна: "Пилат сказал ему: "Итак, Ты царь?" Иисус отвечал: "Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего". В булгаковском же романе Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…". Исцеление Понтия Пилата - единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. 5

У Иисуса были ученики. За Иешуа же следовал лишь один Левий Матвей. Некоторые исследователи считают, что прообразом Левия Матвея стал библейский апостол Матфей, написавший первое Евангелие. До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он был мытарем, то есть сборщиком податей, как и Левий Матвей. Известно, что Иисус в сопровождении своих учеников въехал на осле в Иерусалим. А когда в романе Пилат спрашивает Иешуа верно ли то, что он "через Сузские ворота верхом на осле" въехал в город, тот отвечает, что у него "и осла-то никакого нет". Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал.

Иешуа лишь немного был знаком с Иудой из Кириафа, предавшим его, а Иуда из Кариота являлся учеником Иисуса. Очевидно. Что Булгакова не так сильно волновали эти отношения, гораздо больше его занимал вопрос отношений Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

Во время суда над Иисусом лжесвидетели признавались перед Синедрионом: "…мы слышали, как он говорил: "Я разрушу храм сейрукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный". Булгаков делает попытку сделать своего героя пророком. Иешуа произносит такую фразу: "Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…"

Серьезным отличием булгаковского героя от библейского Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. "Суть и тон его речей, - считает С.С.Аверинцев, - исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца". А слова и поступки Иешуа Га-Ноцри совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: "Правду говорить легко и приятно". Правда для Иешуа состоит в том, что все люди добрые, но есть среди них несчастные. Он проповедует Любовь, а Иисус предстает Мессией, утверждающим Истину.

Следовательно, булгаковский Иешуа - не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Библия существенно повлияла на развитие всей литературы. Христианская вера уже до конца І столетия получила много приверженцев в мире. Во многих европейских странах были основаны христианские общины. Позднее, они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а со временем Христово учение распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и существенно повлияла на развитие мировой литературы. Она переводилась многими языками, а сюжеты из Святого Писания стали основанием многих произведений. Из ветхозаветных героев большой популярностью пользовался царь Соломон. Его мудрость воспета во многих произведениях, а мифическое богатство стало темой произведений многих художников, в том числе и писателя Хагардта, произведения которого в наше время стали особенно популярными. В оригинальных произведениях русских авторов на переднем плане выступает мудрость Библии. Уже первейшие произведения свидетельствуют об осведомленности русичей о Святом Письме. Летописец Нестор, который написал «Повесть временных лет», рядом с целостной картиной исторических событий включил богословские трактаты, жития святых, рассказы, легенды, исторические пересказы, поучения, речи, которые стали не только иллюстрациями к летописи, а и добавили его произведению большей значимости, говорили, что человеческая история священна.