В чем смысл жизни по мнению мцыри. В чём видит Мцыри смысл жизни

В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о с абсолютной уверенностью - он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм - в его кубофутуристической разновидности.

Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе ( , Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», - так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.

Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» - знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и .

Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу - «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал. Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем - «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой» . Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.

Тест по теме: «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»

составлен Ивановой Е.В., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» города Новомосоквска Тульской области

Литература, 11 класс.

I вариант

    Как вы понимаете выделенную строку данного отрывка?
Я дедом – казак, другим – сочевик, А по рожденью грузин. а) один из родителей Маяковского был грузиномб) воспитателем Маяковского был грузинв) Маяковский родился в Грузииг) Маяковский был воспитан на грузинской культуре 2. В какую партию вступил Маяковский в 1906 году? а) РСДРП б) анархистов в) монархистов г) эсеров
    Укажите, в каком учебном заведении учился Маяковский
а) в Московском университете б) в Петербургском университетев) в Московском училище живописиг) в Петербургском инженерном училище
    Какое литературное течение возглавил Маяковский?
а) имажинизм б) символизм в) футуризм г) акмеизм
    Основной темой ранней лирики Маяковского является:
а) тема одиночестваб) тема конца света, мира, цивилизациив) тема любвиг) тема современного города
    Назовите стихотворение Маяковского дореволюционного периода, где звучит антибуржуазная тема, и поэт так обращается к сытой толпе:
А если сегодня мне, грубому гунну Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам, Я – бесценных слов транжир и мот! а) «Адище города» б) «Скрипка и немножко нервно» в) «Шумики, шумы, шумищи» г) «Нате!»
    Укажите, каким настроением пронизаны послереволюционные произведения Маяковского
а) их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе, культуре б) их отличает пафос радостной перестройки мира и созидания нового общества в) их отличает настроение разочарования, обманутых надежд г) их отличает трагический пафос
    В послереволюционные годы Маяковский работал в РОСТА, выпускал плакаты («окна РОСТА»). Расшифруйте эту аббревиатуру.
а) Российская телеграфная ассоциация б) Российское телеграфное агентство в) Российская телерадиовещательная ассоциация г) Российское телевизионное агентство9.Укажите, в каком произведении Маяковский выступает как тонко чувствующий лирик, а не как «агитатор, горлан, главарь». а) «Левый марш» б) «Комсомольская» в) «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» г) «Лилечка! Вместо письма…» 10. Назовите традиционную для русской литературы тему, которая затрагивается поэтом в следующих произведениях: «Поэт – рабочий», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос». а) тема любви б) антибуржуазная тема в) тема поэта и поэзии г) сатира на мещанство и бюрократизм 11. В выделенных строках укажите художественный прием Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош, Толпа озвереет, будет тереться. Ощетинит ножки стоглавая вошь. а) метафора б) аллегория в) олицетворение г) образный параллелизм 12. Определите, из каких стихотворений Маяковского взяты следующие отрывки а) Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. б) Со всех необъятных российских нив, С первого дня советского рождения Стеклись они, Наскоро оперенья переменив. И засели во все учреждения. в) Взъяренный На заседание Врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая, И вижу: сидят людей половины. О, дьявольщина! Где же половина другая? г) Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно, Сделать жизнь значительно трудней. А) «Сергею Есенину» Б) «Ночь» В) «Прозаседавшиеся» Г) «О дряни» 13. Укажите жанр пьес Маяковского «Баня» и «Клоп» а) мистерия в) фарс б) комедия г) буффонада 14. Укажите имя героя пьесы Маяковского, которого называют «обывателиус вульгарис» а) Победоносиков б) Присыпкин в) Чудаков г) Велосипедкин 15. В какой пьесе Маяковского герой оказался замороженным, а затем перенесенным в будущее? а) «Баня» б) «Клоп» в) «Мистерия-буфф» 16. Пьеса «Клоп» - сатирические произведения, направленные против таких пороков, как: а) подлость и трусость б) мещанство и бюрократизм в) бессердечие и жестокость г) раболепие и чинопочитание 17. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это: а) Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным б) Один из тропов, художественное преувеличение в) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка Ответы:

    В в а г б б г в а а – Б, б – Г, в – В, г – А б б б б а

II вариант

    Укажите годы жизни Маяковского

а) 1895-1925 б) 1893-1930 в) 1890-1939 г) 1892- 1937

    За что был арестован в 1909 году Маяковский и 11 месяцев провел в Бутырской тюрьме?
а) за совершение уголовного преступленияб) за участие в демонстрациив) за создание антиправительственных стиховг) за антиправительственную политическую деятельность
    Как называли Маяковского товарищи по партии?
а) товарищ Владимир б) товарищ Маяковский в) товарищ Константин г) товарищ Артем
    О какой профессии мечтал Маяковский в молодости?
а) врача б) ученого в) художника г) дипломата
    В какой системе стихосложения Маяковский выступил как новатор?
а) силлабическая б) силлабо-тоническая в) тоническая
    Назовите подзаголовок поэмы Маяковского «Облако в штанах»
а) «Я» б) «Владимир Маяковский» в) «Тринадцатый апостол» г) «Человек»
    Какая тема составляет сюжетную основу поэмы «Облако в штанах»?
а) неразделенная любовь б) ненависть поэта к буржуазному миру в) ненависть поэта к империалистической войне г) отрицание бога
    Кому была посвящена поэма Маяковского «Люблю»?
а) Татьяне Яковлевой б) Веронике Полонской в) Лиле Брик г) Марии Денисовой
    Как Маяковский воспринял революцию 1917 года?
а) сомневался, чью сторону принять б) с негодованием отвергал революцию в) восторженно принял, назвав революцию своей г) был в растерянности
    Какое из перечисленных произведений Маяковского не является сатирическим?
а) «О дряни» б) «Прозаседавшиеся»б) «Гимн взятке» г) «Юбилейное»
    Укажите, какой художественный прием использовал Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»
а) гиперболаб) аллегорияв) гротескг) метафора
    Продолжите строки первого столбика, найдя им соответствия во втором
а) О, хотя бы еще одно заседание…б) Послушайте! Ведь, если звезды зажигают –в) В наших жилах кровь, а не водица Мы идем сквозь револьверный лай…г) Ненавижу всяческую мертвечину! А) Значит, это кому-нибудь нужно Б) Чтобы умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела В) Обожаю всяческую жизнь! Г) Относительно искоренения всех заседаний
    В каком театре были поставлены пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня»?
а) во МХАТеб) в театре Мейерхольдав) в Малом театрег) в театре им. Вахтангова
    В какой пьесе Маяковского ученый создает машину времени?
а) «Мистерия-буфф» б) «Баня» в) «Клоп»
    К какому литературному течению принадлежит Маяковский?
а) футуризм б) акмеизм в) символизм г) эгофутуризм
    Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб./ Грабь./ Гроб./ Груб.?
А) метафора б) звукопись в) сравнение г) эпитет
    Стихотворение, громко заявившее о рождении поэзии революции, явилось стих.
а) «Левый марш»б) «Юбилейное»в) «Прозаседавшиеся»
Ответы:
    б г в в в в а в в г в а – Г, б – А, в – Б, г – В б б а б а

Список используемой литературы

    Учебник «Литература 11 класс (ч.1,2) для общеобразоват. учреждений под редакцией В.П. Журавлева, М.: Просвещение, 2013.

    Собрание сочинений В.В. Маяковского в 13 томах. Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1955.

    Тесты по литературе. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» послушник, готовившийся стать монахом. Мцыри – романтический герой, который большую часть своей жизни провёл вдали от родины в монастыре. Всю свою жизнь ему хотелось вернуться домой, и однажды он решился на это.

«Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нём

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.»

Умирая, герой захотел исповедаться, но вместо этого он рассказал, как провёл эти три дня. Мцыри рассказал - чего он хотел больше всего в жизни.

« Хотя на миг когда–нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.»

Мцыри хотел вернуться на родину – Кавказ. И ради этого он ушёл из монастыря. В первый день Мцыри ощутил на себе всю красоту природы – того, чего он никогда не видел. Он видел всё в первый раз и наслаждался этим. Во второй день героя захватила красота женщины – молодой грузинки. Ведь в монастыре он не мог видеть женской красоты. Мцыри хотелось остаться с ней – это было одно из его желаний, но он понимал, что если он останется с грузинкой, то путь домой будет закрыт для него навсегда. Любовь к родине была сильнее, и наш герой продолжает свой путь. Вскоре Мцыри заблудился в лесной чаще, потеряв из виду Кавказ. Дорогу обратно он не мог найти, потому что его никто не учил ориентироваться в лесу.

«И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.»

На пути Мцыри становиться ещё одно препятствие – барс, и в этой схватке он показывает природную силу, храбрость, мужество и отвагу. Он вырвал победу, но это досталось ему большой ценой – ценой смертельной раны.

« Ты видишь на груди моей

Следы глубокие когтей;

Ещё они не заросли

И не закрылись, но земли

Сырой покров их освежит

И смерть навеки заживит.»

«Прощай отец… дай руку мне

Ты чувствуешь, моя в огне…

Знай, этот пламень с юных дней,

Таился, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему…»

Чувствуя конец, он хотел одного, чтобы его похоронили в саду, где виден Кавказ.

Очень жаль, что он так и не дошёл до своей родины. Можно подумать, что весь трудный опасный путь Мцыри был зря. Но это не так, благодаря этим трём дням он открыл для себя новые чувства и ощущения. Его сердце с первого дня заточения рвалось на свободу, на подвиги, на родину. И Мцыри совершил подвиг, почувствовал вкус свободы. Умирает тело, но не сломлен дух.

Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал.
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
М. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я ату страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.

Таков герой поэмы “Мцыри”. Он мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри - это борьба, а не спокойное сытое существование вдали от тягот и тревог. Размеренный и спокойный быт монастыря не убил в герое мечту вырваться на свободу, попасть в привычную с детства обстановку полубивуачной жизни. Мцыри - дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты.

Кругом меня цвел божий сад;
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Но сильнее любви к природе, к женщине звучит в Мцыри жажда обрести потерянную родину. Он готов терпеть Любые лишения ради заветной цели:

В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
Хотелось мне... но я туда
Взойти не смел. Я цель одну -
Пройти в родимую страну-
Имел в душе и превозмог Страданье голода как мог.

Не вина, а беда героя, что не суждено ему вырваться на родину, осуществить свою заветную мечту, взлелеянную “слезами и тоской”. Герой понимает, что на нем “печать свою тюрьма оставила...” Так и незачем жить, если не вырваться на волю. В монастыре-тюрьме Мцыри больше не может и не хочет находиться, предпочитая смерть прозябанию. Но умирая, герой хочет видеть свою далекую, недосягаемую родину. Умирает тело, но не сломлен дух.

Там положить вели меня.”
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
стану думать я, что друг
брат, склонившись надо мной что
вполголоса поет мне про милую страну...

    “Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе...

    Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью...

    Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэма «Мцыри». Она отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и людей, свободных и непреклонных, - в гордый Кавказ....

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

    Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов -прекрасный художник, видевший и умевший показать красоту окружающего...