В чем заключается величие толстого как человека. Величие толстого как писателя в том, что будучи далеким от горской

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие "народ" не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России - Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние - борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны - зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ - одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века - тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд - это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов - они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг - защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» - так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому - богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

и Платон Каратаев

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев - благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый - умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться - с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Выводы

Таким образом, народ является основной действующей силой в «Войне и мире». Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

Большого внимания заслуживают занятия Л. Н. Толстого с крестьянскими детьми. Он считал, что одной из причин нищей жизни народа является его невежество, и поэтому взялся исправить это положение. Школа, которую устроил Толстой, не была похожа на обычную. Сначала крестьяне с подозрением отнеслись к идее господина бесплатно учить их детей, поэтому учеников было мало, но со временем их стало очень много, и все они с удовольствием читали, гуляли, слушали интересные рассказы, считали. Писатель даже за границу ездил, чтобы посмотреть, как там учат детей. С его помощью в окружающих селах начали открывать школы, учителями в них работали студенты. По воскресеньям они собирались в Ясной Поляне, рассказывали о школе и работе.

Толстой издавал журнал “Ясная Поляна”, в котором печатались его статьи и статьи других учителей о обучении и воспитании. Любовь к земле у Льва Николаевича была не эфемерной. Он любил не только прогуливаться, отдыхать, наслаждаться замечательными пейзажами, охотиться. Нет! Будучи графом, он не гнушался ходить в простой полотняной рубашке, засучив рукава, любил ходить в поле за плугом, косить сено до седьмого пота. В своем имении пробовал заниматься пчеловодством, выкапывал ставки, закладывал фруктовые сады, выращивал породистых свиней и коров.

Не все ему удавалось, во многом он разочаровывался, ощущал недовольство своими действиями, но все равно работал. Толстой был страстным защитником лесов и любил свой лес особой, нежной любовью. Настоящим другом, помощником и поддержкой в жизни Толстому стала его жена София Андреевна. Когда они поженились, ему было тридцать четыре года, ей - восемнадцать, но она была умной, жизненно мудрой, заботливой, с любовью устраивала быт, занималась хозяйством. Когда она приехала в Ясную Поляну, здесь было все заброшенно, не было цветников и дорожек. И молодая хозяйка быстро все привела в порядок.

Семья приумножалась. Постепенно в ней появилось десять детей. Лев Николаевич постоянно перестраивал и достраивал дом. Жили дружно и весело, вечерами играли на рояле, пели, хозяин читал свои произведения, играли в шахматы. Все чаще приезжали родные и друзья, и никому не мешало, что дом небольшой, что мебель в нем не новая, да и вообще все почти аскетическое. В этом доме так легко писалось… Но чем дальше шла жизнь, тем более она удручала Толстого. Еще с ранней юности он задавал себе вопрос: для чего живет человек? Почему люди неравные? Почему одни живут за счет других? И всю жизнь стыдился своей принадлежности к господствующему классу. В 1878 году начал трудиться над большой статьей “Исповедь”, где писал: “Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл… жизнь же всего трудящегося народа, всего человечества, творящего жизнь, представилась мне в ее настоящем.”

Позднее за эту статью, за крамольные взгляды церковь объявила ему анафему - отлучила от своего лона. Но это мало печалило великого мастера. Своей жизнью, своей писательской работой он давно завоевал любовь и уважение народа. Не успела весть о отлучении появиться в газетах, как со всех концов страны Толстому стали поступать телеграммы, письма, адреса, в которых простые люди выражали поддержку любимому писателю. Он был такой популярный, так откровенно в

    Литературно-подготовительный характер носили не только ранние дневники Толстого. Такой же характер и значение имел и первый пробный, незавершенный литературный опыт Толстого - отрывок, названный им «История вчерашнего дня». Замысел «Истории вчерашнего...

    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...

  1. Новое!

    Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, реалисты середины и второй половины XIX века Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков и др. шли к пониманию общественной сущности личности через преодоление антропологической концепции, поборники которой...

  2. С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни...

В чём величие человека? В добре и справедливости, в духе народном. Согласно "мысли народной" и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в "Войне и мире", одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, "лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе". Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, "изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой... " Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство. Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет "дух войска", и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов. Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: "Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал? " Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем - от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели - победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Важнейшая сторона облика русского полководца - живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс - мудрость и величие главнокомандующего. Наполеон и Кутузов - два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. "Кутузовское" начало как символ народного противостоит "наполеоновскому", антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от "наполеоновских" принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине "величия нет там, где нет простоты, добра и правды".

19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев-нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве-дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст-вует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».

Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относи-лось и к его поискам своего пути в литературе.

Каждый великий художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве худо-жественные открытия. Он обнаруживает в жизни то, что ни его предшественники, ни его современ-ники не заметили.

Так произошло и с Толстым. Не он первый напи-сал роман на историческую тему и обратился к изо-бражению народной жизни. И до него уже изобра-жался внутренний мир литературных героев. Но толь-ко Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко про-никнуть в психологию человека, как никто другой.

В литературе давно уже существовали темы: вой-на, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное произведение о войне, не обращаясь к писательскому опыту Толсто-го: именно он не побоялся описывать войну «в ее настоящем выражении, в крови, в страданиях, в смерти». К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникно-венно описывает Толстой во многих своих произве-дениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».

Благодаря Толстому художественное познание че-ловеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческо-го духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике (а он вел дневник на протяжении многих лет), во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, по-средством которого вырабатывается мысль и чувство».

Внимание, которое Толстой уделял психологии человека, далеко не случайно. Для него это не литературный прием, а мировоззренческий принцип. Он был твердо убежден, что главный смысл чело-веческой жизни заключается в нравственном само-усовершенствовании, в неустанной и трудной ра-боте, целью которой является стремление очистить себя, свой внутренний мир, свое «я» от всего злого, противного человеческой природе. Вот почему «ди-алектика души» занимает такое значительное место в творчестве великого писателя.

Влияние Толстого на русскую и мировую литера-туру огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповто-римая личность оказывались своеобразным ориенти-ром в отстаивании и защите великих общечелове-ческих идеалов.

Молодое поколение современников Толстого — Че-хов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художе-ственных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы не-возможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича». Материал с сайта

Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный ав-торитет гениального представителя русской литера-туры, открывшего новую страницу в истории миро-вой художественной культуры. Ограничимся выска-зыванием известного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его приро-ду, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его твор-чество; он учит нас безошибочному выбору поло-жений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».

Обращение к бесценному опыту Толстого во мно-гом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смыс-ле жизни, месте человека в обществе, о его мораль-ной ответственности за себя и за все, что совер-шается в мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • всемирная слава толстого
  • реферат по лит-ре мировая слава л.нтолстого
  • мировая слава лева николаевича толстого
  • з якого твору почалась літературна слава л.толстого
  • роман война и мир история создания

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек меняется, и в нем есть все возможности: был глупым, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека.

Л.Н. Толстой

15 декабря состоялось выразительное чтение отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В мероприятии приняли участие 12 первокурсников ИНПО: Микрюков Кирилл, гр.1392; Чагина Ксения, гр. 1412; Иванов Никита, гр.1411; Каманчаджян Валерия, гр.1221; Секерин Евгений, гр.1231; Матвеев Александр, гр.1032; Решетников Евгений, гр.1392; Черниенко Тарас, гр.1172; Шкляев Антон, гр.1031; Рудовская Дарья, гр.1171; Усанов Иван, гр.1391; Емшанова Диана, гр.1131.

Артистично прочитали отрывки все студенты, но нельзя не отметить особенную проникновенность в великое произведение Л. Н. Толстого Микрюкова Кирилла, гр.1392 , прочитавшего отрывок о дубине народной войны: "...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью" .

Запомнилось всем и лирическое чтение Решетникова Евгения, гр.1392 , артистично передавшего ночной разговор Сони и Наташи. Оба студента – воспитанники преподавателя русского языка и литературы Гашковой Галины Васильевны . Мероприятие сопровождалось иллюстрациями к роману, которые подобрал Глушков Григорий, гр.1032.

Чтение отрывков романа Л. Н. Толстого «Война и мир» показало, что великая литература объединяет народ. Роман-эпопея несет огромный патриотический заряд; охватывая жизнь всех социальных слоев России, показывает нацию в переломный момент истории.