Великие композиторы классической музыки. Рихард Вагнер — крупнейший немецкий композитор XIX столетия Самые известные композиторы мира

Который с 1847 года обосновывается в Германии; разносторонняя деятельность Листа отмечена большим размахом, идейной целеустремленностью.

Наблюдается оживление в театрально-концертной жизни. На оперных сценах, в борьбе с иностранным засильем, утверждаются произведения немецких авторов; далее разрабатываются принципы романтической оперы, выдвинутые Вебером. Концертная практика приобретает все более демократический характер; ряд городов славится оркестровыми или хоровыми коллективами, во главе которых стоят видные современные композиторы и дирижеры. Интенсивно проявляет себя музыкальная самодеятельность: певческие объединения охватывают десятки тысяч хористов. Общий подъем художественной культуры сказывается в оживлении музыкально-теоретической и критической мысли. В прессе, особенно в «Новом музыкальном журнале» (Общепринятое на русском языке наименование «Новая музыкальная газета» дает неточный перевод названия этого журнала.) , организованном в 1834 году Шуманом, поднимаются актуальные проблемы воплощения народно-национального начала и героико-эпической тематики, отражения действительности в музыке.

Возобновляются после длительного периода реакции лучшие традиции идей просвещения и гуманизма. Подобно Гейне, Шуман (в годы расцвета творческих сил), а вслед за ним Вагнер и Лист, основным в своей деятельности будут считать подготовку новой поры в искусстве, освобожденном от сковывающих его пут социального угнетения, моральных предрассудков. Это - главное направление их художественных исканий. И несмотря на нечеткость общественно-политической платформы и романтическую расплывчатость теоретических положений, их прогрессивная устремленность несомненна.

Такой подъем музыкальной культуры Германии 40-х годов обусловлен историческими процессами развития этой отсталой в социально-политическом отношении страны, еще сохранившей к середине XIX века следы феодальной раздробленности. Насущнейшей ее задачей являлось обнаружение путей национального объединения. К 40-м годам, как указывал К. Маркс, потребность в осуществлении этой задачи вызвала активный рост прогрессивных, демократических сил, и немецкие бюргеры «дошли теперь до той приблизительно ступени, на которой французская буржуазия находилась в 1789 году». Центр революционного движения в Европе перемещался в Германию. Она стала родиной научного социализма.

Однако предательство буржуазии, отказавшейся от демократического объединения Германии, вновь надолго задержало развитие прогрессивных сил. Поражение революции 1848-1849 годов привело к главенству реакционных течений в идеологической жизни страны. В ближайшие десятилетия их влияние все более усиливалось.

«…1848-1871 гг. в Германии,- писал В. И. Ленин,- были эпохой революционной и контрреволюционной борьбы двух путей объединения (=решения национальной проблемы буржуазного развития Германии), пути через великогерманскую республику и пути через прусскую монархию». Прогрессивный лагерь боролся за объединение страны революционным путем, за свержение монархии и создание в Германии единой демократической республики. Но капитуляция немецкой буржуазии перед феодальной реакцией способствовала объединению Германии «сверху», превращению ее в империалистическое, юнкерско-буржуазное государство. Знаменательными вехами на пути утверждения «прусского капитализма» явились войны с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870- 1871).

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах неустанно бичевали идейную слабость, моральную неустойчивость, ограниченность и трусливость немецкой буржуазии. Они указывали, что мелочные интересы бюргеров никогда не были способны развиться до понимания общих национальных интересов класса, что на протяжении всего XIX века немецкая буржуазия изменяла народу и шла на компромисс с дворянским абсолютизмом. Неудавшаяся революция, прерванное и задержанное реакцией развитие страны породили резко выраженный тип немецкого мещанства, который, как писал Ф. Энгельс, «вовсе не этап нормального исторического развития, а доведенная до крайности карикатура, своего рода пример вырождения...». Дух мещанства проникал во все поры немецкой культуры, накладывал на нее специфический отпечаток, сковывал творческие силы народа.

Это, в частности, сказалось на литературе, не давшей во второй половине XIX века после Генриха Гейне ни одного писателя мирового значения. В творчестве немецких авторов начинает преобладать изображение крестьянской или мещанской, обывательской жизни, покоящейся на консервативных устоях. Эта литература (ее представители - Бертольд Ауэрбах, отчасти Фридрих Шпильгаген и другие) получила название «областнической», так как она посвящена провинциальной тематике, не выходит за рамки местного быта, не дает изображения действительности с точки зрения общенациональных интересов (Лишь творчество Готфрида Келлера (1819-1890) - швейцарца, писавшего по-немецки, - продолжавшее традиции критического реализма, вышло за рамки национальной ограниченности, приобрело широкое признание.) .

При всей своей идейной ограниченности и эклектизме представители «областнических» тенденций все же обращались к демократическим темам и сюжетам, а некоторые из них, например Теодор Шторм (1817-1888), выдвинулись в качестве крупных писателей-новеллистов, мастеров реалистических зарисовок современной жизни. Вместе с тем оформились течения, связанные с салонным эпикуреизмом, эстетством, культом чистой формы. Реакционно- романтическая сущность этого направления с наибольшей отчетливостью выявлена в литературно-философских и эстетических работах Фридриха Ницше - родоначальника буржуазно-декадентской литературы, апологета воинствующего аморализма, с аристократическим презрением относившегося к народу и демократии.

Несмотря на общность исторических условий, немецкая музыка того же периода, в отличие от литературы, вписала важные страницы в историю мировой художественной культуры, выдвинула выдающихся композиторов и исполнителей, творческая деятельность которых приобрела международное значение.

Противоречия в развитии немецкой музыки. Их проявления во вражде веймарской и лейпцигской школ

К середине века произошли значительные изменения в расстановке творческих сил. Мендельсон умер в 1847 году. Душевная болезнь неумолимо подтачивала Шумана - после 1849 года он отошел от музыкально-общественной жизни (скончался в 1856 году). Вагнер бедствовал в эмиграции и вернулся в Германию только в 60-е годы, хотя неуклонно росло влияние его эстетических идей и творчества. На десятилетие после поражения революции 1848-1849 годов падает героическая пора деятельности Листа в Веймаре: она завершается организацией в 1859 году - в связи с двадцатипятилетием шумановского «Нового музыкального журнала» - объединения немецких музыкантов («Всегерманский музыкальный союз»). Наконец, с начала 50-х годов выдвигается звезда первой величины - Иоганнес Брамс, идейно-художественный авторитет которого укрепился в 60-70-е годы.

Однако нельзя забывать о том, что затхлая атмосфера филистерства не дала возможности полностью выявиться реформаторским замыслам Листа - он был вынужден бежать из Германии, потерпев поражение в борьбе с немецким мещанством. Немало тяжелого пришлось испытать в этой борьбе и Вагнеру, проявившему наперекор активному противодействию поразительную волю в пропаганде своих сочинений, и Брамсу , не обладавшему такой энергией и поэтому покинувшему родину - он уехал в 60-х годах в Вену, где прожил свыше тридцати лет. В то же время в Германии приобрели большое влияние представители умеренного, «приглаженного» романтизма, идейно-художественные устремления которых в известной мере совпадали с «областническими» тенденциями в литературе.

Сложность общественно-политической обстановки породила напряженность борьбы творческих направлений в немецкой музыке, идейный разброд среди ее деятелей. В 50-х годах эта борьба сосредоточилась вокруг двух музыкальных школ. Первую возглавил Лист, к ней примыкал Вагнер; по месту жительства Листа она называлась «веймарской» (или «новонемецкой»). Во главе второй школы - она именовалась «лейпцигской» - стояли деятели известной консерватории, созданной Мендельсоном при участии Шумана, по сути дела - представители «умеренного» романтизма.

Лист, изобличая обывательскую «приглаженность» и «умеренность» в искусстве, выдвигал принципы программности и идейности, философской глубины и содержательности музыкального творчества. Но вопросы эти нередко толковались приверженцами его школы (такими критиками, как Франц Брендель, Рихард Поль и другими) в отрыве от эстетических требований демократизма и национальной формы, что приводило к недооценке роли народного творчества и классического наследия, к ложно понятому новаторству. С другой стороны, выдвинутые представителями лейпцигской школы художественные критерии общедоступности и национальной определенности трактовались эпигонами Мендельсона (среди них композиторы Карл Рейнеке, Роберт Фолькман, Франц Абт, Корнелиус Гурлит и другие) обедненно, догматически, ибо игнорировались требования идейности и содержательности искусства.

Все же не следует преувеличивать значение названных двух школ в истории немецкой музыки. Это - один из частных эпизодов присущей ей борьбы группировок и направлений. Вскоре борьба приняла иные формы: враждующие лагери образовались вокруг творческих фигур двух крупнейших музыкантов Германии - Вагнера и Брамса.

Еще в годы существования веймарской школы (она распалась в начале 60-х годов в связи с отъездом Листа) ее представители считали своей главной задачей пропаганду творчества Вагнера («Поддержка Вагнера - наша основная цель»,- писал в 1852 году «Новый музыкальный журнал», перешедший в руки «веймарцев». В то же время о Листе как композиторе этот журнал почти ничего не писал.) .

В 70-х годах было организовано «Вагнеровское общество». Сторонники «музыки будущего» («музыкой будущего» Вагнер называл свои творения) резко нападали на всех тех композиторов, которые не причисляли себя к листо-вагнеровскому направлению. Сначала объектом нападок служили эпигоны Мендельсона, связанные с лейпцигской школой,- их, кстати, очень зло высмеивал Лист. Но затем, уже без участия Листа, огонь полемики был направлен против Брамса - ожесточенно, непримиримо вел эту полемику Вагнер. Все те, кто уверовал в его гений, разделяли с ним вражду к Брамсу.

Помимо своей воли Брамс, лично не участвовавший в возникшей полемике, стал знаменем для тех, кто спорил с Вагнером в области музыкальной драмы и с Листом - в области программного симфонизма. Вопросы ставились широко: о традициях народной музыки, национальной классики и достижениях музыкального романтизма, о выразительных средствах музыки, о возможностях сохранения и развития устоявшихся музыкальных форм и т. д. По всем этим вопросам у Вагнера и Брамса существовали принципиальные расхождения. Но «вагнерианцы», с одной стороны, и «брамсианцы» (их иронически окрестили прозвищем «брамины») - с другой, неумеренно преувеличивали эти расхождения и, поклоняясь одному из антиподов, низвергали все, что было связано с другим.

Окружение Вагнера и Брамса не только вносило в споры излишне острые субъективные тона, но и искажало сущность идейнотворческих исканий этих двух крупнейших художников Германии. Представители «Вагнеровского общества» пытались перенести реакционные черты мировоззрения Вагнера на его творчество - вагнерианцы в своей практической деятельности смыкались с махровыми национал-шовинистическими кругами прусского юнкерства, стали проводниками пангерманских идей немецкого империализма. В то же время брамсианцы, особенно из числа венских критиков (в первую очередь Эдуард Ганслик), обрушиваясь на Листа и Вагнера (а заодно на Антона Брукнера, Гуго Вольфа, которые преклонялись перед Вагнером), представляли Брамса в качестве якобы «чистого» музыканта, далекого от современной действительности, создавшего некую «абстрактную» музыку (Насколько Вагнер был активен в своих полемических выпадах, настолько Брамс замкнут и молчалив. Он не оказывал активной поддержки своим апологетам - венским критикам, но публично и не отмежевался от них. Тем не менее он не сочувствовал «гансликианцам», так как, борясь за реалистическую содержательность искусства, отрицал возможность существования «абстрактной» музыки.) .

Таким образом, оба эти окружения приносили бесспорный вред делу развития немецкой музыки: воинственный пыл враждующих лагерей обострил идейный разброд в рядах музыкантов, не дал возможности распознать общего врага. Для Вагнера и Брамса таким врагом являлось немецкое филистерство, затхлый провинциализм; каждый по-своему, они отстаивали принципы высокой идейности и гуманизма. В их творчестве получили отражение разные стороны немецкой действительности, они разработали различные методы ее отображения, писали в разных жанрах музыкального искусства. Но один композитор не исключал другого, а, наоборот, дополнял, своей индивидуальностью обогащал отечественную культуру. Эта стало ясным к концу века, после смерти Вагнера, когда остыл полемический пыл и произведения обоих мастеров получили всеобщее признание.

Расцвет музыкальной жизни в конце XIX века

К этому времени просветительская деятельность Мендельсона и Шумана, Листа, Вагнера и Брамса принесла свои плоды: выдвинулся ряд новых композиторских имен (Среди них наиболее видный - Рихард Штраус (1864-1949), выступивший со своими ярко красочными, блестящими по оркестровому мастерству симфоническими произведениями в 90-е годы (лучшие - «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан»). Но в целом творчество Р. Штрауса, позже частично отразившее эстетские влияния, принадлежит новому времени, равно как и творчество другого крупного немецкого композитора конца XIX - начала XX века Макса Регера (1873-1916).) ; театрально-концертная жизнь Германии достигла высокого уровня; еще шире стала практика самодеятельных хоровых объединений, а с 90-х годов большое значение приобрел рабочий «Певческий союз». В. И. Ленин в статье «Развитие рабочих хоров в Германии», написанной в 1913 году, дал высокую оценку социально-политической роли этих хоров в немецком революционно-пролетарском движении.

Ряд городов Германии соревнуется в пропаганде музыкального искусства. Наряду с Берлином, Лейпцигом, Дрезденом, Кёльном приобретают значение крупных музыкальных центров Веймар (в то время, когда там работал Лист), Мюнхен, где ставятся оперы Вагнера, и другие. Известностью пользуются оркестр «Гевандхауз» (существует с 1781 года) в Лейпциге и там же - «Томанерхор», то есть хор кантората при церкви св. Фомы, которым некогда руководил И. С. Бах; в Берлине - Певческая академия (с 1790), Филармонический оркестр (с 1881).

Активно проявляет себя славная плеяда листовских учеников, и первый среди них - выдающийся дирижер и пианист, пропагандист Вагнера и Брамса, поклонник русской музыки, и прежде всего оперного творчества Глинки, Ганс Бюлов (1830-1894). Вообще немецкая дирижерская школа, возглавленная Рихардом Вагнером, вырастает в явление международного масштаба. Среди ее лучших представителей Артур Никиш (венгр по происхождению, 1855-1922), Феликс Вейнгартнер (1863-1942), Рихард Штраус (1864-1949).

Выдвигается ряд крупных вокалистов, в частности исполнители вагнеровского репертуара Йозеф Алоис Тихачек (по происхождению чех, 1807-1886), Альберт Ниман (1831-1917). Среди певиц - Вильгельмина Шредер-Девриент (1804-1860; прославилась как исполнительница Леоноры в бетховенской опере «Фиделио»), Генриетта Зонтаг (1806-1854), Лили Леман (1848-1929). В Германии работают также замечательные скрипачи Фердинанд Давид (1810-1873), Йозеф Иоахим (родом из Венгрии, 1831-1907), пианисты (преимущественно ученики Листа) Эуген д"Альбер (1864- 1932), София Ментер (1846-1918), Фредерик Ламонд (1868-1948) и другие.

Все это - показатели большого, разностороннего расцвета немецкой музыкальной культуры, которого она достигла усилиями нескольких поколений своих лучших, прогрессивных деятелей XIX века.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Германия – родина великих композиторов

Творчество немецких композиторов-классиков уже много столетий является неотъемлемой частью мирового музыкального наследия. Знаменитые симфонические и хоровые коллективы исполняют их произведения на высочайшем уровне. Неотъемлемая составляющая музыкальной Германии ‒ ее концертные залы и оперные театры, такие как Вагнеровский оперный театр в Байройте или подземный зал Кельнской филармонии.
Поклонники более современных музыкальных течений без труда могут попасть на концерты рок- и поп-групп, собирающих многотысячные аудитории, а также различные мюзиклы, шоу и ревю. Немецкие джаз-клубы, еще одна ипостась музыкальной Германии, бережно создают атмосферу, где музыканты и слушатели настроены друг на друга, словно камертоны. Такт в три четверти, вальс или техно-бит: музыка в Германии слышна повсюду!
В 1943-47 годах, содавая роман «Доктор Фаустус» о немецком духе, Томас Манн не случайно сделал главным героем романа композитора. Начиная с эпохи барокко, Германия по праву считается «страной композиторов». Ее уроженцами были великие Бах, Бетховен и Брамс, – а также многие другие выдающиеся сочинители и музыканты.
Борец и труженик от музыки Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) родился 3 февраля в Гамбурге.

Он происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона (немецкого просветителя, философа-идеалиста; популяризатора школы Лейбница - Христиана Вольфа, защитника веротерпимости). В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Всю жизнь Мендельсон страдал от нападок антисемитов. Во времена Третьего рейха исполнение его сочинений было запрещено – однако достойной замены скрипичному концерту композитора и его увертюре «Сон в летнюю ночь» национал-социалистам найти так и не удалось.
Мендельсон вырос в Берлине, где прошло детство и юность его матери, которая также была музыкально одарена. Музыкальные способности юного Феликса проявились рано, еще в детстве он прославился как вундеркинд. В этом качестве Мендельсон даже был представлен великому Гете. В возрасте семнадцати лет композитор создал свой первый шедевр ‒ увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Семья Мендельсон в то время занимала огромный особняк по адресу Лейпцигер-штрассе 3, где позднее заседала верхняя палата прусского парламента, а сегодня размещается федеральный совет ФРГ ‒ бундесрат.
Пианист, композитор и дирижер, Мендельсон давал многочисленные гастроли в странах Европы, в том числе в Лондоне, Париже и в Италии. Он занимал должность главного капельмейстера в Берлине и Дюссельдорфе, дирижировал в лейпцигском «Гевандхаусе» и в музыкальном обществе «Цецилиенферайн» во Франкфурте. Заданное Мендельсоном направление развития оказалось ключевым для немецкой музыки XIX века: в 1829 году под руководством композитора в Берлине после почти 90-летнего перерыва были впервые исполнены «Страсти по Матфею» Баха. В 1843 году при содействии Мендельсона в Лейпциге была основана первая в Германии консерватория.
Места, рассказывающие о жизни и творчестве композитора и его музыкально одаренной сестры Фанни, находятся прежде всего в Берлине и Лейпциге, а также в родном городе Мендельсона Гамбурге. В Лейпциге, в доме, где Мендельсон жил в последние годы и скончался, сегодня открыт музей композитора. Феликс и Фанни Мендельсон, умершие в один год, похоронены в Берлине.
Мастер барочной оперы: Георг Фридрих Гендель
Сочинитель 42 опер и 25 ораторий, в том числе оратории «Мессия», хор «Аллилуйя» из которой знает каждый: Георг Фридрих Гендель (1685-1759). В число известнейших произведений композитора также входят «Музыка на воде» и «Музыка фейерверка», написанные Генделем для британских монархов Георга I и Георга II.
Гендель родился том же году, что и Иоганн Себастьян Бах, причем лишь в 150 км от Айзенаха, в городе Галле. Хотя в возрасте 18 лет композитор навсегда покинул свой родной город, сегодня в Галле напоминания о Генделе встречаются на каждом шагу.

Каждый год в июне в Галле проходит фестиваль Генделя. Концерты проводятся на различных сценах, в том числе в концертном зале имени Генделя, открытом в 1998 году. В доме, где будущий композитор в свое время появился на свет, в 1948 году распахнул свои двери музей музыки. Конечно же, в самом центре Галле, на рыночной площади Марктплатц, возвышается памятник Генделю: композитор смотрит на запад, в сторону Лондона, где он достиг вершин славы.
Возможностью стать музыкантом Гендель обязан повелению герцога Саксонского-Вайсенфельсского, которому семилетний музыкант сыграл несколько пьес на органе. Об этом знаменательном концерте напоминает мемориальная доска во дворце Аугустусбург в городке Вайсенфельс.
Первые лавры на композиторском поприще Гендель пожинал в Гамбурге. Когда в ганзейской столице была поставлена «Альмира», первая опера композитора, Генделю не исполнилось и двадцати лет. Однако наибольшей популярностью его оперы, а также сочинения других жанров пользовались в Англии, где Гендель провел почти 50 лет. Наряду с Германией Англия по праву гордится «своим» Джорджем Фридериком Генделем.
В России Гендель ставился редко. Так, например, лишь в 1979 состоялась русская премьера одного из лучших сочинений композитора - оперы «Юлий Цезарь» (Большой театр).
Карл Орф, или великий баварский экспериментатор
Мировую известность композитору Карлу Орфу (1895-1982) принесла кантата «Кармина Бурана».
Выразительное произведение для хора, созданное как реминисценция средневековой музыки, нередко используется в кино и нашло отклик даже в рок- и поп-музыке.

Жизнь Орфа неразрывно связана с Мюнхеном. Здесь он учился в гимназии, затем в Королевской Академии музыкального искусства и позднее занял пост капельмейстера театра «Каммершпиле». На фасаде дома по улице Майлингерштрасе, где родился и до 1939 г. жил композитор, в его честь установлена мемориальная доска, а в Культурно-музыкальном центре «Гаштайг» его именем назван концертный зал.
Знаменитая сценическая кантата Орфа «Кармина Бурана» была впервые исполнена в 1937 г. во Франкфурте-на-Майне. В основу этого сочинения были положены стихи из стихотворного сборника эпохи средневековья, впервые обнаруженного и отредактированного в XIX веке. Сборник был найден в монастыре Бенедиктбойерн, поэтому название кантаты в переводе звучит как «Бойернские песни». Помимо композиции Орф активно занимался музыкально-педагогической деятельностью.
В 1955 г. композитор переехал в местечко Диссен на березу озера Аммерзее, где он еще ребенком проводил летние каникулы. В 1991 году в Диссене открылся музей Орфа. Композитор похоронен на территории монастыря Андекс, где сегодня расположена Музыкальная академия им. Орфа и ежегодно в его честь устраивается музыкальный фестиваль.
Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию «Карл Орф» (изд. Музыка, 1984). В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. О.Т. Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.

Симфонии Макса Бруха не столь популярны, как его скрипичные концерты или "Шотландская фантазия" и исполняются довольно редко. Однако, в них безраздельно царствует Гармония, пробуждающая в душе слушателя устремление к мудрости и силе, укрепляющая дух и помогающая справляться со всеми трудностями. Среди примечательных записей произведений Бруха, помимо основных концертных произведений, — комплект трёх его редко исполняемых симфоний; проект, осуществлённый дирижёром Куртом Мазуром. Одна из этих записей сейчас и прозвучит - Очень красивое Адажио из Третьей симфонии Ми мажор

Gewandhausorchester Leipzig

Kurt Masur, conductor


()

Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…

Имя Макса Бруха (1838-1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.

Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных анамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха - представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.

Макс Брух / Max Bruch


()

Иоганн Филипп Кирнбергер (нем. Johann Philipp Kirnberger; крещён 24 апреля 1721, Заальфельд — 27 июля 1783, Берлин) — немецкий теоретик музыки, композитор, скрипач, педагог.

По утверждению Ф. В. Марпурга, Кирнбергер в 1739—41 годах учился в Лейпциге у И. С. Баха, которого считал крупнейшим немецким композитором. В 1741 - 50 годах служил учителем музыки и капельмейстером в польских аристократических семьях, был капельмейстером женского монастыря во Львове. С 1754 года Кирнбергер - скрипач и капельмейстер придворной капеллы в Берлине, обучал композиции Анну Амалию Прусскую, младшую сестру короля Пруссии Фридриха Великого.
Кирнбергер добивался публикации хоральных обработок Баха, о которых в письме лейпцигскому издателю Брейткопфу писал так:

По поводу хоралов Баха числом более 400, которые собрал К. Ф. Э. Бах и многие из которых переписаны его собственной рукой, мне исключительно важно, чтобы эти хоралы, которые ныне находятся в моем распоряжении, сохранились для будущих музыкантов, композиторов и ценителей музыки.

Кирнбергер выкупил рукописи хоралов у К. Ф. Э. Баха. Для продвижения публикации Кирнбергер бесплатно передал эти рукописи издательству Брейткопфа (который остался их владельцем после смерти Кирнбергера).

()

Самым видным представителем скрипичной игры в Германии в первой половине 19-го века являлся знаменитый Людвиг Шпор.

Сын доктора, жившего в Брауншвейге, Шпор с самого раннего возраста был поставлен в условия, чрезвычайно благоприятные для развития его музыкального таланта. Отец Шпора играл на флейте (!), а мать была певица и довльно хорошая пианистка. Мальчик с особенным удовольствием слушал домашнюю музыку и был очень рад, когда ему купили маленькую скрипку: он мог играть по слуху исполняемые матерью песни и романсы. Дарования мальчика были подмечены одним французским эмигрантом Дюфуром, который жил в том городке, куда переехали из Брауншвейга и родители Шпора. Дюфур, сам игравший довольно хорошо на скрипке и виолончели, руководил занятиями Шпора и тот стал уже писать собственные композиции (говорят, что скрипичные дуэты Шпора относятся именно к этому времени).

Далее последовали годы учёбы, работа в качестве солиста в капелле герцога брауншвейгского, гастрольные поездки по городам Европы. Например, в Дании случилось Шпору беседовать с одной дамой, большой почитательницей его таланта. Она просила рассказать ей некотрые подробности из его прошлой жизни и, между прочим спросила, не лучше ли бы сделал Шпор, принявшись за ремесло своего отца. Шпор на это ответил так:

()

Кристиан Каннабих (нем. Christian Cannabich; 28 декабря 1731 — 20 января 1798, Франкфурт-на-Майне) — немецкий капельмейстер, скрипач и композитор, представитель мангеймской школы.

Ученик Я. Стамица, Н. Йоммелли (композиция). Работал в оркестрах Мангейма и Мюнхена. Скрипач Мангеймской придворной капеллы (с 1774 года её директор). С 1778 года жил в Мюнхене. После смерти Я. Стамица признан главой Мангеймской школы. Друг В.А. Моцарта. Каннабих применил новые принципы оркестровки, основанные на равномерном распределении тематического материала между всеми оркестровыми группами, одним из первых ввёл в состав симфонического оркестра кларнеты. Ведущий жанр творчества - симфония. Автор около 90 симфоний, 40 опер и балетов, концертов для скрипки с оркестром, камерно-инструментальных ансамблей. Моцарт в своих письмах отзывается с похвалой о таланте Каннабиха. Как-бы там ни было, Моцарт описывает его как лучшего мюзикдиректора из тех, которых он когда-либо видел.

()

Карл Орф (Carl Orff; Карл Генрих Мария Орф, 10 июля 1895, Мюнхен — 29 марта 1982, Мюнхен) —немецкий композитор и педагог, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.


Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением.


Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.


В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» (нем. Günther-Schule) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

()

Карл (Генрих Карстен) Райнеке (нем. Carl (Heinrich Carsten) Reinecke ; 23 июня 1824, Альтона, ныне в составе Гамбурга — 10 марта 1910, Лейпциг) — немецкий композитор, дирижёр и пианист.

С шести лет занимался музыкой со своим отцом — Иоганном Рудольфом Райнеке. В 1835 году дебютировал в родном городе как пианист, затем гастролировал по Европе, где приобрёл славу «грациозного исполнителя произведений Моцарта ». Музыкальными кумирами юноши были Клара Вик и Франц Лист ; по причине робости характера Райнеке мало подходил на роль гастролирующего пианиста-виртуоза.

С 1 843 по 1846 гг. благодаря стипендии короля Дании Христиана VIII учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано и композиции. Феликс Мендельсон, являвшийся в тот момент капельмейстером Гевандхауза, организовывал для него выступления на публике. В тот же период Райнеке познакомился с Робертом Шуманом. Райнеке был под большим впечатлением от произведений Мендельсона и Шумана, которые оказали большое влияние на его собственные сочинения.


(

Ганс Лео Хасслер (Hans Leo Hassler) (крещен 26.10.1564 - 08.06.1612) - немецкий композитор и органист эпохи позднего Ренессанса и раннего Барокко. Один из самых значительных композиторов, который развивал итальянский стиль в Германии в начале семнадцатого века.

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.

Генрих Шютц (Heinrich Schutz) (08.10.1585 - 06.11.1672) - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Объединил венецианскую антифонную и монодийную технику с протестантской музыкой, а также создал первую немецкую оперу.

Иероним Преториус (Hieronymus Praetorius) (10.08.1560 - 27.01.1629) - северогерманский композитор и органист позднего Возрождения и раннего Барокко. Однофамилец более известного композитора Михаэля Преториуса, хотя в семье Иеронима Преториуса было много выдающихся музыкантов 16-17 вв.

Иоганн Адам Рейнкен (Johann Adam Reincken) (крещен 10 декабря 1643 — 24 ноября 1722) - голландско-немецкий композитор и органист периода Барокко. Один из видных представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде, оказал большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых развивал инновационный итальянский стиль в немецкой музыке. Считался изысканным и элегантным композитором своего времени.

Иоганн Нуций (Johannes Nucius (Nux, Nucis)) (ок. 1556 - 25.03.1620) - немецкий композитор и музыкальный теоретик позднего Возрождения и раннего Барокко. Находясь в далеке от крупных центров музыкальной деятельности, он был изысканным композитором в стиле франко-фламандского композитора Орландо ди Лассо. Составил очень влиятельный научный труд о риторическом применении композиционных приемов.

Иоганн Ульрих Штайгледер (Johann Ulrich Steigleder) (22 марта 1593 - 10 октября 1635) - южногерманский композитор и органист эпохи Барокко. Наиболее известный член музыкальной семьи Штайгледер из Штутгарда, которая включает его отца Адама (1561-1633) и деда Утца (ум. 1581), бывшего придворным музыкантом и дипломатом.

Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jakob Froberger) (крещен 19 мая 1616 - 7 мая 1667.) - немецкий композитор эпохи Барокко, виртуозный клавесинист и органист. Один из самых известных композиторов эпохи, внес большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. Благодаря многочисленным путешествиям внес большой вклад в обмен музыкальными традициями Германии, Италии и Франции. Его работы изучали музыканты в 18 веке, в том числе такие композиторы, как Гендель и Бах, и даже Моцарт и Бетховен.