Влияние цены на потребительский излишек. Излишек производителя и излишек потребителя

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК

(consumer surplus) Превышение пользы, полученной потребителем от покупки товаров, над уплаченной за них суммой. Индивидуальная кривая спроса показывает ценность каждой последующей единицы товара для потребителя. Товары, ценность (полезность) которых для потребителя выше их цены, покупаются; потребитель прекращает покупать товары, когда их предельная полезность становится равной их цене, помноженной на предельную полезность денег. Если предельную полезность денег принять за константу, потребительский избыток может быть показан на графике в виде фигуры, ограниченной сверху кривой спроса и снизу линией уровня цены. В действительности предельная полезность денег не является абсолютной константой, однако, если на данный товар приходится лишь незначительная доля дохода, ошибка настолько мала, что ею можно пренебречь. Более серьезная проблема возникает в связи с тем, что эластичность кривой спроса зависит от широты категории рассматриваемых товаров: спрос на продукты питания в целом гораздо менее эластичен, чем спрос на конкретные продовольственные товары, (например, яйца), при неизменных ценах на все прочие продукты питания. Таким образом, данная система измерения ведет к тому, что полученный в результате потребительский излишек по группе товаров в целом оказывается больше суммы излишков по отдельным входящим в эту группу товарам. Суммирование потребительских излишков для рынка в целом возможно лишь при условии, что предельная полезность денег одинакова для всех потребителей; если существуют большие различия в доходах, такое допущение неправдоподобно. На горизонтальной оси откладываются количества потребляемого товара X; на вертикальной оси откладываются предельные оценки товара и его цена. Линия EBD представляет кривую предельной оценки товара X потребителем. Для человека, неспособного влиять на цены, эта кривая является одновременно кривой спроса. Отрезок ОС обозначает цену единицы товара. Отрезок ОА показывает потребленное количество товара. Рис. 6: Потребительский излишек Прямоугольник ОСВА обозначает потраченную сумму денег (цена , умноженная на количество). Фигура ОЕВА обозначает совокупную ценность (полезность) товара для потребителя. Фигура СЕВ=ОЕВА ОСВА является потребительским излишком. Для удобства мы изобразили кривую спроса упирающейся в ось цен в некой точке, обозначающей конечную цену. Если кривая спроса асимптотична относительно оси цен, потребительский излишек по-прежнему может быть рассчитан при условии, что кривая спроса на отрезке между точками О и А имеет конечный интеграл.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК" в других словарях:

    Потребительский излишек - (дополнительная выгода) см. Излишек потребителя …

    Это разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за единицу некоего товара, и той реальной величиной цены, которую он заплатил фактически. Для улучшения этой статьи желательно … Википедия

    Разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его реальной стоимостью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    См. Излишек потребительский Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ИЗЛИШЕК, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ - разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за единицу некоего товара, и той реальной величиной цены, которую он заплатил фактически … Большой экономический словарь

    Капитал - (Capital) Капитал это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения дополнительных благ Определение понятия капитала, виды капитала, рынок капитала, кругооборот капитала, проблема оттока… … Энциклопедия инвестора

    Пааше индекс Пагамент (Payment in cash) Пай (share, stock, stake) Пакет акций (interest, stock) Пакетный множитель (blockage factor) … Экономико-математический словарь

    Чистая потеря - DEADWEIGHT LOSS Сокращениеизлишка потребителя и производителя в результате снижения производства продукта до уровня, который ниже оптимально эффективного уровня производства в условиях совершенной конкуренции. Рассмотрим график. В точке… … Словарь-справочник по экономике

    Общая выгода, которую приобретают потребитель и производитель при обмене. Потребитель приобретает при обмене потребительский излишек в виде разности между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо, и тем, что он действительно отдает в виде… … Экономический словарь

    Общая выгода, которую приобретают при обмене и потребитель, и производитель. Потребитель приобретает при обмене потребительский излишек в виде разности между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо, и тем, что он действительно отдает в… … Энциклопедический словарь экономики и права

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).

Иногда излишек потребителя называют «маршаллианским потребительским излишком» в честь английского экономиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в разработку данного понятия.

Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.

Излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму излишка потребителя (рис. 19.1).

Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции , когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потребителя (рис. 19.2).

На рис. 19.2 показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный излишек потребителя представлен заштрихованной площадью PEP 1 .

Рис. 19.1 . Излишек потребителя

На рис. 19.2 потеря излишка потребителя показана заштрихованной площадью РР М ХЕ. Если бы монополист назначил для каждой единицы блага отдельную цену, выражающую максимальную сумму, которую потребители готовы за нее уплатить, то он мог бы присвоить весь потребительский излишек в форме выручки от проданного блага.


Рис. 19.2. Потеря излишка потребителя в условиях монополии

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Из-за того что потребители приобретают все потребленные единицы по цене последней единицы, они получают избыток полезности сверх издержек.


Рис. 19.3. График излишка потребителя

На рис. 19.3 изображен условный пример. Предположим, что цена продуктов питания 40 р. за кг. Стоимость первого кг равна 40 р., но его «ценность» для потребителя – 100 р. Определение «ценности» возможно при использовании кривой спроса, которая позволяет установить максимальную цену, которую потребитель уплатит с целью покупки дополнительной единицы продуктов питания. Продовольствие можно приобрести, поскольку его цена на 60 р. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость. Второй кг также стоит покупать, ибо это дает избыточную стоимость в 50 р. (90 р. – 40 р.). Третий кг продовольствия дает излишек в 40 р. (80 р. – 40 р.). Четвертый кг дает излишек в 30 р., пятый – в 20 р., шестой – в 10 р. Седьмой кг продуктов питания дает нулевой излишек. Каждый последующий кг обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому потребитель предпочитает не приобретать больше продуктов питания.

Излишек потребителя получается сложением избыточной стоимости по всем приобретаемым единицам. Исходя из рис. 19.3, совокупный излишек потребителя составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р.

При сложении многих отдельных излишков совокупный излишек потребителя измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, покупая блага на рынке. Соединение излишка потребителя с совокупными прибылями, извлекаемыми производителями, позволяет оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур, определяющие поведение как потребителей, так и фирм на рынке. Таким образом, концепция излишка потребителя имеет существенное значение в экономике .

Использование концепции излишка потребителя весьма полезно при оценке результатов многих решений правительства , а также применяется при исследовании значительных преимуществ, получаемых гражданами .

Вместе с тем концепцию излишка потребителя можно толковать как потери потребителей от отсутствия того или иного блага на рынке или как процесс увеличения рыночной цены до точки, при которой объем спроса равен нулю.

Концепция излишка потребителя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективности производства.

Концепция излишка потребителя используется для оценки налогового бремени и для определения выгод от субсидий.

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – дополнительные доходы , извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Известно, что эффективность выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег , которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Иначе – это разница между действительным доходом производителя и альтернативной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

Излишек производителя схож с излишком потребителя (рис. 19.4).


Рис. 19.4. Излишек производителя

На рис. 19.4 ОР е – равновесная рыночная цена. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители стремятся предлагать определенный объем блага и реализовывать его по цене ОР е, т. е. выше той, по которой они были бы готовы реализовать свои блага. Так, один продавец намерен реализовывать объем OQ 1 своего блага по цене OP 1 при практической цене блага, равной OP 1 . В результате он получил бы излишек P 1 P e . Общий излишек равен АР е Е (на рис. 19.4 заштрихованная площадь).

Считается, что на рынке с совершенной конкуренцией выживут лишь наиболее эффективные предприниматели . В связи с тем, что равновесная рыночная цена в долгом периоде может лишь покрыть издержки производства производителя, включая нормальную прибыль, излишек производителя будет равен нулю.

На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция рыночных цен к превышению издержек производства.

Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях.

ДЮПЮИ Жюль (1804–1866) – французский экономист, предшественник маржинализма. Одна из главных идей в его статье «Об измерении полезности общественных работ» (1844) связана с так называемым денежным измерителем избытка полезности для потребителя – «ценовым излишком». Последний, по его мнению, является денежным измерителем максимально возможного дохода, возникающего с возможностью потребителя покупать каждую единицу товара по неизменной цене. Это показывает, что Дюпюи первым отчетливо сформулировал законы предельного анализа.

Исследование рыночного равновесия приводит к пониманию выгоды, которую получают участники рыночного обмена при установлении равновесия на совершенно конкурентном рынке.

Как уже говорилось выше, конкурентная фирма является це- нополучателем и имеет горизонтальную кривую спроса. Но все вместе фирмы в конкурентной отрасли влияют на цены. Если все фирмы увеличивают выпуск, то это приводит к повышению спроса на рынках факторов. В результате фирмы платят больше за ресурсы и их издержки растут при расширении производства. Кривая рыночного предложения имеет положительный наклон. Это объясняет появление излишка производителя. Цена, которую производитель получает за свой выпуск, превышает его затраты на факторы производства при меньших (чем равновесное) значениях выпуска. Линия цены проходит выше кривой предельных издержек фирмы, кроме предельных затрат на последнюю единицу выпуска. При значениях выпуска ниже равновесного предельные издержки ниже предельной выручки. Существует разница между рыночной ценой единицы продукции и стоимостью ресурсов, затраченных на ее выпуск. Сумма этой разницы по всем единицам выпуска (не превышающего равновесный) образует выигрыш производителя.

Иными словами, при более низкой цене фирма произвела бы меньший выпуск. Однако равенства этой более низкой цены предельным издержкам на данном уровне выпуска было бы достаточно, чтобы побудить производителя этот выпуск произвести. Излишек производителя есть разница между тем, что производитель действительно получил за свою продукцию, и тем минимальным доходом, который необходим для того, чтобы побудить его предлагать рынку продукцию.

Излишек производителя на графике (рис. 6.9) выглядит как площадь между кривой предложения фирмы и линией рыночной цены, по которой продается продукция фирмы (площадь а Ре).

Выигрыш производителя симметричен выигрышу потребителя. Выигрыш потребителя представляет собой разницу между тем, что потребитель действительно платит за покупаемую им продукцию на рынке по рыночной цене, и тем, что он готов был бы максимально заплатить за эти блага (кривая спроса). Это площадь между кривой спроса и линией цены, по которой покупатель приобретает весь необходимый ему объем продукции. На рис. 6.9 это заштрихованная площадь РЬе.

С точки зрения общества общий выигрыш при обмене по свободно устанавливающимся на рынке равновесным ценам представляет собой сумму выигрышей потребителя и производителя. На рис. 6.9 это суммарная площадь выигрыша производителя и потребителя abe.

На рис. 6.9 видно, что в любой другой точке (на любом другом уровне выпуска) общий выигрыш меньше. Общий выигрыш является показателем работы рыночного механизма. Если можно найти уровень выпуска, на котором общий выигрыш выше, значит, рынок функционирует неэффективно. В этом случае можно, изме-

Рис. 6.9. Выигрыш производителя и выигрыш потребителя Площадь между линией рыночной цены и кривой предложения аРе образует излишек производителя. Площадь РЬе - излишек потребителя. Общая площадь этих выигрышей характеризует эффективность «работы» рыночного механизма. Эта площадь - максимальная при выпуске Q* единиц продукции по равновесной цене.

няя уровень выпуска, увеличить совместный выигрыш всех участников рынка. Если лучшей альтернативы в этом смысле нет, рынок функционирует эффективно.

Вмешательство в работу конкурентного рынка, будь то со стороны государства или со стороны субъектов, обладающих рыночной властью, уменьшает общий выигрыш участников рыночного обмена. На конкурентном рынке общий выигрыш всех участников обмена максимален на равновесном уровне выпуска.

12. Излишки потребителя и производителя

Потребители покупают товары, потому что покупки делают их жизнь лучше. Потребительский излишек показывает, насколько лучше в среднем станут жить отдельные люди после совершения той или иной покупки. Так как различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается. Потребительский излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель товара готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара, точнее, потребительский излишек является разницей между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Потребительский излишек имеет важное значение в экономике. При сложении многих отдельных излишков совокупный потребительский излишек измеряет совокупную выгоду на рынке. Когда мы соединяем потребительский излишек с совокупными прибылями, получаемыми производителями, мы можем оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур и общественной политики, которые изменяют поведение потребителей и фирм на таких рынках.

Излишек производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя. Фирмы получают излишек для производителей по каждой продаваемой ими единице товара по цене, превышающей предельные издержки производства данной единицы.

Излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства.

Определение излишка для потребителей и производителей показывает, почему совершенно конкурентное равновесие является эффективным. Любое отклонение от него ухудшает положение и покупателей, и продавцов. Если объем выпуска ниже уровня конкурентного равновесия, то товара производится недостаточно, и имеет место чистый выигрыш для производителей и потребителей, если этот товар производится в большем количестве. Ьсли объем выпуска выше уровня равновесия, то сокращение выпуска увеличит сумму излишка для потребителей и для производителей, обусловливая, т.о., чистый выигрыш для общества в целом.

Только в условиях совершенной конкуренции максимизирующие прибыль фирмы и потребители взаимодействуют в целях установления равновесия, при котором предельная ценность равняется предельным издержкам, а сумма излишка для потребителей и производителей максимизируется. В условиях монополии и других форм несовершенной конкуренции величина предложения ограничена, так что определенная потребителями ценность благ превышает предельные издержки их производства. Поскольку сумма излишка для потребителей и производителей максимизируется только при конкурентном объеме выпуска, то величина роста прибыли в результате ограничения выпуска монополиями составляет меньшую величину по сравнению со снижением излишка для потребителей.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Экономика благосостояния занимается изучением воздействия распределения ресурсов на экономическое процветание. Анализ выгод покупателей и продавцов, получаемых на конкурентных рынках, показывает: равновесие спроса и предложения на рынке максимизирует общую выгоду и благосостояние покупателей и продавцов.
Потребительский излишек — разность между ценой, которую покупатель готов заплатить за товар, и суммой, полученной за него продавцом.
Готовность покупателей платить
Представьте, что в продаже появился DVD-диск с новым фильмом. Четверо ваших друзей захотели его купить. Но все они оценивают фильм по-разному и готовы заплатить за него суммы, указанные в табл. 2.9.
Таблица 2.9 Готовность ваших друзей заплатить за DVD-диск

Готовность платить — максимальная сумма денег, которую заплатит каждый покупатель за желаемый товар, — показатель восприятия ценности товара потребителем. Каждый покупатель жаждал бы купить диск, цена которого не выше его готовности заплатить, и отказался бы от приобретения диска по цене, превышающей его готовность заплатить.
Четверо ваших друзей пришли в магазин и обнаружили, что DVD-лиск с заинтересовавшим их фильмом стоит 310 руб. Ваш друг 1 купил диск, при этом он извлек из покупки определенные выгоды. Друг 1 готов был отдать за него 350 рублей, а пришлось заплатить только 310 руб. Он получил потребительский излишек в размере 350 - 310 = 40 руб.
Потребительский излишек — выгода, которую приносит покупателю функционирование рынка. В рассматриваемом примере друг 1 извлекает выгоду от покупки в размере 40 руб., потому что он платит только 310 руб. за товар, который оценивает в 350 руб. Трое других друзей не получают никаких выгод, так как они не получили желанного фильма.
Теперь предположим, что ваши друзья не очень торопились посетить магазин. Кода они пришли за покупкой, цена диска уже снизилась и составила 260 руб. Два первых ваших друга купили по диску, при этом они извлекли из покупки определенные выгоды. Друг 1 готов был отдать за диск 350 рублей, а пришлось заплатить только 260 руб. Он получил потребительский излишек в размере 350 — 260 = = 90 руб. Друг 2 получил потребительский излишек в размере 300 - 260 = 40 руб. Общий потребительский излишек на рынке составил 90+40= 130 руб.
Кривая спроса и потребительский излишек
Потребительский излишек связан с кривой спроса на товар. Построим кривую спроса на ДВД-диски с новым фильмом четверых ваших друзей. В табл. 2.10 представлены данные о спросе, соответствующие данным табл. 2.10. Если цена диска превышает 350 руб., объем рыночного спроса равен 0, так как желающие заплатить такую сумму отсутствуют. В интервале цены от 350 до 300 руб. объем спроса равен 1, так как требуемую сумму готов заплатить только друг 1. Когда цена между 250 и 300 руб., объем спроса равен 2, потому что желание приобрести диск изъявляют друзья 1 и 2.
Таблица 2.10
Спрос ваших друзей на DVD-диски с новым фильмом

Предельный — маржинальный покупатель. На рис. 2.18 изображена кривая спроса, построенная по данным табл. 2.10. При любом количестве цена на кривой спроса показывает готовность заплатить предельного — маржинального покупателя, который первым покинет рынок при повышении цены. Объему предложения, равному 4 дискам, соответствует цена 200 руб.— сумма, которую готов заплатить за диск друг 4 — предельный покупатель. Предложению, равному 3 дискам, соответствует цена 250 руб., сумма, которую готов заплатить друг 3, который занимает освободившееся место предельного покупателя.
Кривая спроса отражает готовность покупателей заплатить за товар и может использоваться для определения потребительского излишка. Для расчета потребительского излишка в рассматриваемом примере используем кривую спроса на рис. 2.19.
График на рис. 2.19 показывает потребительский излишек, когда цена составляет 250 руб. или несколько больше. В этом случае площадь фигуры, расположенной выше установленной цены и ниже кривой спроса, равна общей площади двух прямоугольников: потребительскому излишку друга 1 в 100 руб. при этой цене и потребительскому излишку друга 2 в 50 руб. Общая площадь равна 150 руб.
Площадь фигуры, расположенной под кривой спроса и над ценой, определяет размер потребительского излишка на рынке.


Рис. 2.18. Кривая спроса друзей на ДВД-диски, построенная по данным из табл. 2.10
Разница между готовностью заплатить и рыночной ценой составляет потребительский излишек для каждого покупателя. Общая площадь фигуры, расположенной под кривой спроса и над ценой, является суммой потребительского излишка всех покупателей на рынке товара или услуги.

Влияние цены на потребительский излишек

Благосостояние потребителей увеличивается при снижении цен. Рост благосостояния измеряется увеличением потребительского излишка.
На рис. 2.20 представлена простейшая, направленная вниз кривая спроса. По-прежнему потребительский излишек — это площадь фигуры, ограниченной уровнем иены, кривой спроса и осью ординат. При цене 250 руб. на рис. 2.20 потребительский излишек при цене — это площадь треугольника ABC. Пусть цена товара снижается с 250 до 150 руб. Потребительский излишек равен площади треугольника ADF. Увеличение потребительского излишка при снижении цены — это площадь трапеции BCFD.


Рис. 2.20. Влияние цены на потребительский излишек
Увеличение потребительского излишка состоит из двух частей.
Во-первых, повышается благосостояние покупателей, уже приобретавших товар в объеме 20 единиц, так как они платят за него меньшую цену. Увеличение потребительского излишка существующих покупателей состоит в уменьшении суммы, которую они платят за приобретение определенного объема товара; оно равно площади прямоугольника BCED.
Во-вторых, на рынке появляются новые покупатели, имеющие желание и возможность приобрести товар по более низкой иене. В результате объем спроса возрастает с 20 до 40 единиц. Потребительский излишек, который получают новички, выражается площадью треугольника СЕР.
Потребительский излишек — мера благосостояния
Потребительский излишек — сумма, которую потребители готовы заплатить за товар за вычетом суммы, которую они действительно платят. Его величина определяет выгоду, которую покупатели получают от товара. Поэтому потребительский излишек считается хорошим показателем экономического благосостояния.