Внешний вид митрофана из комедии недоросль. Образ и характеристика Митрофанушки в “Недоросле” Фонвизина: описание Митрофана Простакова

Митрофан Простаков является одним из главных героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Из списка действующих лиц мы узнаем, что именно к нему относится заглавие пьесы. Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем, слово «недоросль» обозначало любого несовершеннолетнего дворянина.
Митрофан - почти достигший шестнадцатилетия сын провинциальных дворян. Один из героев комедии - чиновник Правдин - характеризует его родителей таким образом: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Фонвизин использовал в пьесе говорящие имена и фамилии: имя Митрофан имеет в греческом значение «похожий на мать». И действительно, по мере развития сюжета читатель убеждается, что сын унаследовал от Простаковой все отвратительные черты характера, и именно она является его главным воспитателем и примером.
Митрофан туп и невежественен: четвертый год сидит над часословом, третий год не мо-жет научиться считать. К тому же его нельзя назвать радивым учеником, он считает, что своими «занятиями» делает всем большое одолжение, да и сама Простакова, которая видит в просве-щении лишь вред, просит его: «Ты хоть для виду поучись». Она постоянно втолковывает сыну свои жизненные принципы, в числе которых не последнее место занимают жадность и скупость. Поэтому арифметику помещица называет «дурацкой наукой», так как по условию задачи надо разделить найденные деньги на троих или посчитать прибавку к жалованию учителю.
В отношении учителей и не чающей в нем души Еремеевны Митрофанушка проявляет грубость и жестокость, называя их «гарнизонная крыса», «старая хрычовка», угрожая нажало-ваться скорой на расправу матери. Но стоило его дяде Скотинину наброситься на него, как он трусливо просит защиты у обиженной им старой кормилицы.
Недоросль ленив и избалован, использует любую возможность, чтобы отвязаться от учи-телей и отправиться гонять голубей. Все его низменные устремления состоят лишь в том, чтобы вкусно и много поесть, не учиться, а жениться. Его отец замечает в нем фамильную любовь Скотининых к свиньям.
Митрофан привык добиваться своего как угрозами («Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали»), так и неуклюжей лестью. Его выдумка про сон комична: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».
Для достижения своих целей Простаковы не гнушаются никакими средствами. Вместе с родителями Митрофан сначала раболепствует перед Стародумом в надежде получить наследст-во, а затем готов жениться на его племяннице Софье силой. Когда же похищение не удается, он, как и его мать, собирается выместить злобу на крепостных.
Воспитанный в обстановке злонравия и жестокости Митрофан вырастает эгоистичным, не любящим кроме себя никого, даже потакающую ему во всем мать. Потерявшую власть и по-этому ставшую ненужной Простакову, обратившуюся к сыну за утешением, он отталкивает словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».
Его глупость и необразованность вызывают у положительных героев комедии иронию, а его жестокосердность они воспринимают как логичное следствие дурного воспитания. Такого же мнения придерживается и сам автор. В комедии «Недоросль» Фонвизин словами Правдина и Стародума выразил свои просветительские идеалы: «Прямое достоинство в человеке есть ду-ша... Без нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь… Невежда без души - зверь». Образ Митрофана стал поучительным примером того, к чему приводит злое невежество, а его имя стало нарицательным. Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожим на него.

Митрофанушка – сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных героев комедии «Недоросль». Будучи несовершеннолетним подростком, он является ярким представителем дворянской молодежи и одним из многочисленных «недорослей», населявших Россию в 18 веке. По натуре он груб и жесток, не желает учиться или служить, ни во что не ставит отца и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею как пожелает. Его отличают тупость, невежество и лень, что указывает на его схожесть с матерью. Он открыто издевается над крепостными и учителями. С одной стороны он кажется тираном, с другой стороны автор показывает и его рабское поведение, привитое ему всем семейством Простаковых-Скотининых и крепостной нянькой Еремеевной .

Когда все планы Простаковой женить его на богатой воспитаннице Софье рушатся и ему приходится готовиться к службе в армии, он безропотно просит прощения и принимает свой приговор. На примере этого персонажа автор пьесы пытается показать невежество дворян того времени, а также социальную деградацию в стране. Благодаря образу Митрофанушки слово «недоросль» стало нарицательным. Впоследствии так стали называть людей глупых и невежественных.

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.



Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» и хочу дать характеристику Митрофана Простакова.

Простаков Митрофан Терентьевич является одним из главных героев комедии. Живёт он в семье дворянских помещиков. Митрофану в произведении Фонвизина 16 лет. Он не любит что-либо делать, учиться, а только любит бегать на голубятне. Госпожа Простакова – мать Митрофана – одобряет всё, что хочет её «дитятко».

Я вижу Митрофана толстым, грязным и лохматым – одним словом неопрятным, так как он ест на ночь и не ухаживает за собой. «Солонины ломтика три, да подовых, не помню пять, не помню шесть» – сказал слуга о Митрофане, который поел на ночь. Имя «Митрофан» с древнегреческого переводится как «похожий на мать», что как раз является одним из главных характеристик героя, а также его жадность, хитрость и жестокость по отношению к слугам. Ещё его можно назвать маменькиным сынком.

Герой «Недоросля» привык, что всё делают за него. Он во всём подражает матери, а как родители воспитали, такое и будет образование. Да, образования никакого, а ещё Митрофанушка говорит известную фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться», что ещё раз доказывает, что он ленивый. Семья Простаковых не похожа на любящую друг друга семью. Сын пользуется любовью матери для удовлетворения своих прихотей, а об отце и совсем забыл, он его не замечает.

Герой Фонвизина – жестокий и грубый. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть и деньги. Благодаря такому герою слово «Недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя. Фонвизин показывает негативное отношение этого персонажа к образованию, потребительское отношение к родителям, Митрофан не считается с чувствами, действует из корыстных интересов (женитьба на Софье). Всё это видит читатель в Митрофане Простакове. Автор комедии хотел сказать, что не надо быть такими, как этот лентяй.

Плохое отношение мальчика к няне и слугам, к матери и учителям, к учёбе и образованию вызывают чувство отвращения. Я считаю, что этот персонаж может вызывать у читателя лишь антипатию.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» читают:

Поделиться:

    Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос...

    В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер. Гораздо реже встречаются комедии,...

    Комедия Фонвизина \"Недоросль\" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные...

    Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин - представитель передовых, стоящих на...

    «Недоросль» Д.Фонвизина и реформы Петра I. Реальный исторический контекст слов Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться». «Недоросль» - первая русская реалистическая комедия. До неё русские пьесы представляли собой переводы/переделки иностранных...

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений,...