Внутренние помещения музея в каире. Египетский музей в каире

Каирский египетский музей находится в Каире , столице Египта , на площади Тахрир, расположенной в центральной части города. Его коллекция исторических ценностей превышает 150 000 экспонатов и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира.

Каирский египетский музей – история создания.

Своим появлением знаменитая сокровищница древностей обязана людям, которые при жизни ни разу не встречались. В 1835 году по приказу Мохаммеда Али, правившего страной в то время, был издан указ, запрещающий самовольные раскопки и вывоз древних артефактов из Египта. До этого декрета многие захоронения подвергались разграблению, а бесценные экспонаты можно было приобрести на черном рынке.

Не зная о запрете, в 1850 году в Александрию на пароходе прибыл французский историк Огюст Мариетт. Целью его визита было приобретение древних рукописей. Поняв, что вывезти ценности из страны не удастся, он остался в Египте, навсегда влюбленный в эту страну. Свою первую коллекцию он выставил через 8 лет в музее, открытом им в Булаке. Однако после стихийного бедствия, произошедшего в 1878 году, многие экспонаты были сильно испорчены, а некоторые похищены. Ученый обратился к правительству с прошением построить для сохранения коллекции большой египетский музей. Исмаил-Паша, возглавлявший правительство, откликнулся на эту просьбу, и для сохранности на время возведения хранилища приказал перевезти всю коллекцию в свой дворец.

Французский архитектор Марсель Дюнон предоставил эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Все экспонаты были перевезены из Гизы и выставлены в новом Национальном музее в Каире.


Основатель сокровищницы Огюст Мариетт после смерти удостоился чести быть погребенным в мраморном саркофаге, расположенном слева от входа в нее. Над его усыпальницей возвышается отлитая из бронзы статуя ученого. В саду, разбитом у здания Каирского египетского национального музея, выставлены находки, обнаруженные знаменитым египтологом. Здесь посетители могут увидеть обелиск Рамсеса II и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса III.


Каирский египетский музей – экспонаты.

Хранящиеся в египетском музее артефакты настолько великолепны, что интересны не только ценителям прошлого, но и туристам, которые приехали в Египет на отдых. Чтобы ознакомиться с многочисленными экспонатами и проникнуться величием древней цивилизации, нужно не менее 4 дней.

В Каирском египетском музее, состоящем из огромного вестибюля и ста залов, расположенных на двух этажах, всегда шумно и многолюдно. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации. Величайшие творения человеческих рук собраны в тематические коллекции и расположены по хронологическому принципу. Самые старые экспонаты имеют возраст, превышающий пять тысяч лет, а самые молодые охватывают начало нашей эры.


Первый этаж Каирского музея.

Египетский музей Каира хранит на первом этаже гранитные, известняковые и базальтовые изваяния правителей Египта. На самом входе посетителей встречают огромные статуи фараона Аменхотепа III и его супруги Тии.


Далее можно увидеть фараона Микерина, восседающего в окружении древнеегипетских богинь Хатор и Бат. Особое внимание туристов привлекает тщательно выполненное из темно-зеленого диорита, пронизанного тонкими светлыми прожилками, изваяние фараона Хафра, принадлежащего к четвертой династии. Некоторые египтологи считают, что именно его лицо носит , сидящий возле пирамиды в долине Гиза.


Здесь же можно увидеть фигуру фараона III династии Джосера, считающегося первым строителем пирамид. Его ступенчатая усыпальница находится в Саккаре недалеко от плато Гиза. На первом этаже стоит изваяние Снофру – фараона IV династии, для которого в Дахшуре возвели две пирамиды: Ломанную и Розовую, не уступающих по своему величию пирамидам, построенным в долине Гиза.

Не меньший интерес у посетителей вызывают искусно раскрашенные известняковые статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет. Оба изваяния обнаружили еще во время экспедиций, возглавляемых самим Мариетом.


Здесь же есть отдельный зал, посвященный отцу Тутанхамона – фараону-еретику Эхнатону. В нем находятся колоссальные изваяния, изображающие его и Нефертити, которая была ему женой.



Кроме монументальных изваяний среди экспонатов много погребальных плит, всевозможных сосудов и статуэток меньшего размера.

Второй этаж Каирского музея.

Но более всего посетителей манит второй этаж, на котором собраны сокровища из гробницы Тутанхамона и других древних правителей. Обнаружение гробницы юного фараона и сокровищ, собранных в ней, произвело на жителей XX столетия неизгладимое впечатление. Поражает не столько количество драгоценных камней и золота, как высочайшее мастерство древних мастеров. Золотая погребальная маска Тутанхамона , декорированная драгоценными камнями и редкими породами дерева, вызывает у посетителей восторг, а у современных ювелиров чувство зависти. Вес этого шедевра более 11 кг.


С не меньшим мастерством изготовлены украшения фараона – ожерелья, выполненные из золота с инкрустацией из бирюзы и кораллов, массивные кольца и серьги, а также нагрудные украшения, декорированные сценками из древних мифов.




Невольное восхищение вызывает позолоченный трон Тутанхамона, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.


В зале правителя выставлены три саркофага. Примечательно, что один из них отлит из золота и весит около ста килограмм.


В отдельном зале можно ознакомиться с сокровищами царицы Хетепхерес, являвшейся матерью известного фараона Хеопса. Кроме шкатулки, инкрустированной драгоценными камнями, носилок, покрытых золотыми листами, и серебряных браслетов, в нем можно увидеть погребальные саркофаги, принадлежащие разным эпохам и изготовленные из различных материалов.


Осмотрев сокровища Тутанхамона, стоит заглянуть в соседний зал и ознакомиться с коллекцией драгоценностей, принадлежавших фараонам, правившим в XI-X столетиях до нашей эры. Эти экспонаты менее известны, но не менее ценны. Здесь хранятся золотые украшения и саркофаг фараона Псусеннеса I, инкрустированные драгоценными камнями.


Туристы с крепкими нервами могут посетить зал, в котором поддерживается специальный микроклимат. Здесь находятся мумии, принадлежащие известным правителям страны. Если турист планирует побывать в зале с мумиями не в составе экскурсионной группы, он должен внести дополнительную плату. Перед посещением нужно запомнить одно правило – вести фото и видеосъемку в этом зале Каирского египетского музея запрещено.

В самом центре Каира на площади Тахрир находится одно из крупнейших хранилищ исторических артефактов – Каирский музей. Коллекция музея размещена в более чем ста залах, в которых выставлено свыше ста тысяч археологических находок. Столь высокой концентрацией экспонатов не может похвастать ни один музей мира.

История создания музея

Основу богатейшего в мире собрания египетских древностей заложил французский учёный Огюст Мариет, основатель и первый руководитель Каирского музея. Увлёкшись египтологией под влиянием своего друга и родственника, знаменитого Шампольона, Мариет поступил на работу в Луврский музей, а в 1850 году был направлен в Египет для поисков древних рукописей.


Вместо поисков в библиотечных архивах молодой египтолог с энтузиазмом приступил к раскопкам мемфисского некрополя в Саккаре, а также в других местах. Свои находки учёный отсылал в Лувр. Ему принадлежит честь открытия Аллеи сфинксов и Серапеума, некрополя священных быков Аписов.












Вернувшись во Францию, Мариет продолжил работу в Лувре, но уже в 1858 году правитель Египта Саид-паша предложил ему возглавить египетскую Службу древностей. Приехав в Египет, Мариет повёл энергичную борьбу с расхищением древних артефактов, не забывая об археологических изысканиях. Под его руководством Большой сфинкс был окончательно расчищен от вековых песчаных наносов. В 1859 году в каирском пригороде Булаке по ходатайству учёного было построено специальное здание для археологических находок. Так было положено начало коллекции Каирского музея.


В 1878 году во время наводнения здание музея было частично затоплено, многие экспонаты пострадали. После этого было решено построить новое большое здание в более безопасном месте, а коллекция была перевезена на хранение во дворец правителя Египта Исмаила-паши.


За заслуги перед египтологией Мариет был избран членом ряда европейских академий, а египетские власти удостоили его титула паши. Умер Огюст Мариет в 1881 году. Прах учёного, согласно его завещанию, покоится в саркофаге во дворе Каирского музея.


Нынешнее здание было построено в 1900 году, а два года спустя музей принял первых посетителей.


С тех пор коллекция музея непрерывно пополняется. Однако были в его истории и чёрные моменты. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе народной демонстрации мародёры разгромили несколько витрин и похитили по меньшей мере 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.

Экспозиция музея

Чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея, потребуется несколько лет. Даже специалисты время от времени находят в его запасниках нечто совершенно новое для себя. Поэтому остановимся на самых интересных из хранящихся здесь артефактов.


Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. У входа посетителя встречают внушительные статуи Аменхотепа III и его супруги Тии. Изображение царицы не уступает по размерам скульптуре фараона, что противоречит египетской традиции.



На первом этаже хранятся статуи всех размеров, относящиеся к периоду от Додинастической эпохи до римского завоевания. Здесь же находятся фрагменты Большого сфинкса – части накладной бороды и урея, изображения кобры с короны фараона.


Особый интерес представляют скульптурные изображения фараонов древнейшей эпохи – статуя строителя первой пирамиды Джосера, единственное сохранившееся изображение Хеопса – статуэтка из слоновой кости, а также великолепный образец древнеегипетского искусства – диоритовое изваяние фараона Хафра. Своей величественностью выделяется 10-метровая статуя Рамзеса II из розового гранита.



К эпохе Древнего царства относится погребальный инвентарь из гробницы царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Найденная в 1925 году усыпальница оказалась нетронутой. Сделанные в ней находки, среди которых паланкин царицы, её ложе, драгоценные шкатулки и украшения, дают представление о роскоши, окружавшей семью фараона.


Незабываемое впечатление произведёт посещение «зала мумий», где посетитель оказывается лицом к лицу с владыками Египта, среди которых легендарные Сети I, Рамзес II, Тутмос III, Аменхотеп II, завоеватели и строители, оставившие после себя величественные архитектурные памятники. В зале поддерживается особый микроклимат, способствующий сохранности мумий.



Большую ценность представляют артефакты эпохи правления фараона-реформатора Эхнатона, который попытался заменить традиционную религию египтян культом единого солнечного бога Атона. Всего за несколько лет Эхнатон выстроил новую столицу, Ахетатона, которая была покинута после смерти фараона, а имя его было проклято жрецами. Всякая память о нём уничтожалась, однако в развалинах Ахетатона сохранилось множество произведений искусства эпохи Эхнатона.


Фараон был реформатором не только в сфере религии. Застывшие каноны искусства во время его царствования были нарушены, скульптурные и живописные изображения людей и животных отличаются выразительностью, естественностью, отсутствием идеализации. Это была настоящая революция в искусстве. К этому периоду относится знаменитое изображение царицы Нефертити.

Гробница Тутанхамона

Настоящей жемчужиной музея является собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, оставшейся нетронутой. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.


В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница. Шедевром мебельного искусства является вырезанный из дерева позолоченный трон, усыпанный драгоценными камнями. Здесь же выставлены статуя Тутанхамона, изображённого стоящим на спине пантеры, его охотничье оружие, даже рубашка и сандалии, в которых он был похоронен.


В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.


Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта.



Несколько часов путешествия сквозь время мимо витрин Каирского музея оставят неизгладимые воспоминания. Даже после поверхностного знакомства с невероятно богатой коллекцией становится понятным, почему Каирский музей часто называют главной достопримечательностью Египта.

Да сих пор, когда я кому-то рассказываю, что была в Каире на площади Тахрир (Midan al-Tahrir) , всем становится немного не по себе. Думаю, вы знаете, что площадь известна своими восстаниями, но не будем об этом. Самое главное, что меня заинтересовало – это Каирский музей, который здесь расположен. Он насчитывает множество интересных экспонатов, найденных в гробницах древних фараонов и цариц. А самое интересное в нем – это коллекция сокровищ из гробницы Тутанхамона, найденной в Долине Царей.

Важно! В скором времени коллекция Тутанхамона вместе с многими другими экспонатами будет перевезена из Каирского музея в новый Большой Египетский музей в Гизе (The Grand Egyptian Museum). Мои предположения зачем – чтобы снова привлечь туристов, которые опасаются ездить на Тахрир из-за постоянных беспорядков; плюс, новый музей расположен рядом с — можно совместить осмотр. К 2018 г. он планирует открыть новые Галереи Тутанхамона, где будут выставлены практически все экспонаты, найденные в гробнице фараона. Но Каирский музей останется действующим.

Сюда мы пришли рано, к открытию. С утра еще не так много туристов, и есть возможность аккуратно сфотографировать экспонаты. Музей расположен прямо напротив пл. Тахрир. С арабского ее название переводится как «площадь освобождения», весьма иронично.

А вот что мы увидели по дороге. Танков было несколько, везде стояла охрана. С одной стороны, чувствуешь себя в безопасности, с другой – становится не по себе… Мы поспешили ко входу.

Основанный в начале 20 в., музей является самым большим в мире хранилищем экспонатов на тему Древнего Египта, которых здесь более 150 тыс. Он охватывает 5000-летнюю древнеегипетскую историю от додинастического до греко-римского времени; в нем более 100 залов. Помимо коллекции Тутанхамона здесь есть отдельный Зал Мумий, где хранится мумия женщины-фараона Хатшепсут.

Информация:
Каирский музей (Национальный Египетский музей)
Адрес: пл. Тахрир, Каир (Midan al-Tahrir); метро «Sadat», выход в сторону знака «to Egyptian Museum»
Часы работы: ежедневно 09:00 — 19:00
Стоимость: музей – 60 LE, студенты — 30 LE, комната с мумиями — 100 LE, студенты — 50 LE
С 2016 г. введен фотопасс — разрешение на фотографирование внутри музея, кроме комнаты с мумиями и зала с маской Тутанхамона. Цена — 50 LE. Раньше это было запрещено, фотоаппарат нужно было сдавать в камеру хранения (но я не отдала Айфон).
Подпись к экспонатам — на английском и арабском.

Территория ограждена забором. Перед главным входом в музей – симпатичный дворик, где можно фотографироваться. Здесь же продаются билеты.





Внутри стоит рамка как в аэропорту, вас проверит охрана. На 1 этаже экспонаты расположены по хронологическому принципу. На 2 этаже – по тематическому; там находится коллекция Тутанхамона и комната с мумиями.

У нас было не много времени, поэтому музей мы обошли быстро. Огромные статуи, саркофаги, изделия из золота, статуэтки и украшения, найденные в гробницах и храмах – мы пришли не зря, ведь я большой любитель египетского искусства. Особое внимание мы уделили заветному 2 этажу.

Коллекция сокровищ гробницы Тутанхамона. Знаменитые экспонаты, о которых говорил весь мир, ну наконец-то! В гробнице Тутанхамона в я уже была, настала очередь посмотреть на то, чем она была наполнена. Напомню, что гробницу со всем ее содержимым – более 3500 артефактов — обнаружила команда археолога Говарда Картера и лорда Корнарвона в 1922 году.

Коллекция впечатляет, она расположена в нескольких залах. Здесь множество предметов из золота, а также украшений, статуэток, предметов быта, прямо глаза разбегаются.
В начале выставки один за другим стоят ящики, облицованные золотом, в которых располагались саркофаги. Вот как они были «запакованы» — вставлены один в другой: мумия в саркофагах, саркофаги – в ящиках (фото с сайта libma.ru) .

А вот как выглядят на самом деле. Ящики огромные, не удивительно, что самые большой их них занимал почти всю площадь погребальной камеры фараона.



В музее также можно увидеть носилки (6) , на которых лежал большой саркофаг, сами саркофаги – 2 деревянных и один золотой, и знаменитую погребальную маску Тутанхамона. Она великолепна, выполнена идеально до мельчайших деталей, действительно впечатляет.

Следующие наиболее известные экспонаты – колесница фараона и его трон , золотые сандалии . И множество других предметов, которые я когда-то видела только на черно-белых фотографиях Картера и по телевизору, а теперь смогла посмотреть на них вживую.



Коллекция много путешествовала по странам Европы и США, а некоторые экспонаты находятся постоянно в музеях этих стран. К открытию Большого египетского музея США даже добровольно отдала Египту часть своих экспонатов, хранившихся в музее в Нью-Йорке.

Комната мумий: это небольшая экспозиция, состоящая из 11 мумий. Цена, конечно, завышена, но я советую зайти, чтобы увидеть настоящие мумии прямо перед вами за стеклом. Вот подпольное фото одной из них – знаменитой женщины-фараона Хатшепсут.

Могу признаться, я испытываю гордость. Давно хотела побывать и в гробнице Тутанхамона, и в Каирском музее, не зря же я писала на эту тему школьные рефераты. Спасибо, Египет, мой план выполнен!


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

История Египта уходит в столь древнее прошлое, что множество артефактов были скрыты песками и времени и их обнаружение продолжается по сей день. Возникновение Каирского Египетского музея рассказывающего о тысячелетиях развития древнеегипетской цивилизации было неизбежным. Сегодня Каирский Египетского музей - крупнейший в мире музей египетских древностей коллекция которого насчитывает более 160 тысяч экспонатов охватывающих 5000 лет Египетской истории.

Музей египетской цивилизации - история создания

Многочисленные местные «черные копатели», веками варварски разграбляли известные гробницы. В 19 веке к ним присоединились охотники за сокровищами и откровенные авантюристы, ринувшиеся в Египет из всех уголков Европы. Вывозимые ими артефакты создали в Европе ажиотаж на предметы древнеегипетской культуры. Это способствовало организации многочисленных научных археологических экспедиций, приведших к открытию большого количества неизвестных ранее гробниц и захоронений. Многие из найденных сокровищ переправлялись в Европу, где пополняли как коллекции музеев, так и интерьеры дворцов. Однако большинство открытых артефактов все же оставалось правительству Египта.

Огюст Мариет (сидит слева) и император Бразилии Педро II (сидит справа) на фоне Сфинкса в Гизе 1871 год
Сфинкс у великих пирамид в Гизе. Начало раскопок основания Сфинкса 1900-е годы

Первая коллекция - музей Азбакейя

Одной из причин создания Египетского музея стало наблюдение, осуществленное французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном. Во время одного из своих визитов в страну он обнаружил описанный 30 лет назад памятник в разрушенном состоянии. Вице-король государства, Мухаммед Али, внял предостережениям француза и положил начало собранию уникальных экспонатов создав «Службу древностей Египта» которая должна была положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки.

В 1835 году египетское правительство построило здание предшественника Каирского музея - музея Азбакейя, расположенного в районе садов Азбакейя, главной достопримечательностью которых является Собор Святого Марка Коптской Православной Церкви. Позже музейные экспонаты переехали в знаменитую Крепость Саладина.

Однако первый Каирский музей просуществовал недолго - в 1855 году эрцгерцог Австрийский Максимилиан I получил в подарок от Аббас-паши все выставленные в то время экспонаты. С тех пор они хранятся в венском художественно-историческом музее. Сказалась неготовность египетского общества к созданию подобного рода учреждения, музей воспринимался как правительственная сокровищница, из которой можно было в любой момент брать драгоценности для подарков и оплаты государством оказываемых ему услуг.

Новая коллекция - музей Булак

В 1858 году на территории бывшего склада в гавани Булак (ныне - один из районов Каира) Франсуа Огюст Фердинан Мариет, знаменитый египтолог, осуществивший немалое количество раскопок, создал новый Департамент древностей правительства Египта и положил начало новой музейной коллекции. Здание Египетского музея располагалось на самом берегу Нила, и уже в 1878 году стало понятно, что это - большая ошибка. Во время наводнения река вышла из берегов, нанеся серьезный ущерб уже немалому к тому времени собранию.

К счастью, в то время значимость экспонатов оценивалась уже весьма трезво - их оперативно перевезли в бывший Королевский дворец в Гизе, где исторические сокровища и хранились вплоть до переезда в новое здание Каирского музея.


Строительство нового здания Каирского Египетского музея началось в 1900-м году и уже в 1902 году у древних сокровищ появился новый дом - двухэтажное здание в центре столицы, на площади Тахрир, в котором музей египетских древностей располагается и по сей день. Изначально в здании музея планировалось разместить около 12 тысяч экспонатов, но сегодня 107 залах представлены 160 тысяч экспонатов доисторического и Римского периодов, большая часть коллекции представляет эпоху фараонов.

Очередные испытания Египетский музей пережил относительно недавно - в 2011 году, когда нестабильная политическая обстановка в стране вылилась в настоящую революцию, в ходе которой пострадали и учреждения культуры. Здание Каирского Египетского музея осталось без охраны и было взломано, уничтожены две хранившиеся в нем мумии, повреждено несколько артефактов. Неравнодушные жители Каира организовали живую цепь для защиты музея от мародеров, позже к ним подключилась армия. Но около 50 экспонатов было украдено, примерно половина из них не найдена до сих пор. Среди поврежденных объектов Каирского музея - статуя Тутанхамона из кедрового дерева, покрытого золотом, статуя короля Аменхотепа IV, несколько фигурок ушебти, статуэток эпохи царей Нубии, а также детская мумия, которые были восстановлены к 2013 году.


Каирский Египетский музей - сфинкс у входа

Экспозиция Каирского Египетского музея

Экспонаты Каирского музея можно увидеть еще на подходе к зданию: в саду, совсем рядом, выставлены бюсты великих египтологов мира. Здесь гостей Египетского музея встречает знаменитый Огюст Мариэтт, основатель и первый руководитель музея. Среди его достижений - обнаружение храма Сфинкса. Вокруг памятника Мариэтту установлено еще 23 изваяния в честь других исследователей, оставивших свой след в изучении Древнего Египта. Среди них есть и установленный в 2006 году бюст известного русского египтолога В. С. Голенищева.

Доступная туристам часть Египетского музея разделена на два этажа: на первом этаже экспонаты представлены в хронологическом в хронологическом порядке, в то время как объекты на втором этаже сгруппированы по захоронениям или категории.Туристический портал сайт


Каирский Египетский музей - сфинкс Хатшепсут
Каирский Египетский музей - коллекция папирусов

Каирский музей - Коллекция первого этажа

На первом этаже можно познакомиться с обширными коллекциями папирусов и монет, имевших хождение в древнем мире. Большинство папирусов представлены в виде мелких фрагментов, в силу того, что за несколько тысяч лет они успели подвергнуться разложению. При этом увидеть в Каирском музее можно не только папирусы с древнеегипетскими иероглифами - здесь представлены документы на греческом, латинском, арабском языках. Монеты также относятся к разным временам и государствам. Среди них серебряные, медные и золотые экспонаты из Египта, а также стран, торговавших с ним или оккупировавших территорию древнего государства в разные эпохи.

Кроме того, на первом этаже Каирского музея собраны экспонаты так называемого Нового Царства. Этот период, в который цивилизация Древнего Египта достигла своих вершин, пришелся на период 1550 - 1069 годы до нашей эры. Эти артефакты, как правило, более крупные, чем элементы, созданные в древние века. Например, здесь можно увидеть статую фараона Хора, которая изготовлена достаточно необычно - изваяние расположено под наклоном, символизируя посмертные скитания.

Среди других оригинальных экспонатов - выполненная из аспидного сланца статуя Тутмоса III, статуя богини Хатхор, изображенной выходящей из зарослей папируса коровы. Необычна гранитная статуя бога Хонеу, лицо которого, как предполагается, было списано с юного Тутанхамона. В Каирском египетском национальном музее можно увидеть большое количество сфинксов (да, тот, что у , далеко не единственный) - львиноголовые Хатшепсут и представители ее семейства обширно представлены в одном из залов.Туристический портал сайт


Каирский Египетский музей - статуэтки Каирский Египетский музей - мумии

Коллекция второго этажа

На втором этаже Каирского музея представлено много необычного - Книга Мертвых, Сатирический папирус, множество мумий, и даже колесницы. Но наиболее интересно собрание предметов, относящихся к погребальной утвари Тутанхамона.

Набор погребальных предметов юного фараона (он скончался в 19 лет) насчитывает более 1700 экспонатов, выставленных более чем в десяти залах. Интересно, что этот фараон правил всего девять лет, его пирамида была далеко не самой большой… Но после знакомства с предметами, которые юный правитель взял с собой в загробное путешествие, все остальные экспонаты второго этажа Каирского национального музея кажутся тусклыми и незначительными.

Саркофаги, золотые ковчеги, украшения, золотые статуи Тутанхамона, изображающие юношу за охотой, позолоченный трон и даже набор для игры в сенет - эти и многие другие объекты потребуют у посетителя Египетского музея далеко не один час времени. Отдельно стоит упомянуть зал где представлена золотая маска Тутанхамона, состоящая из 11 килограмм чистого золота.Туристический портал сайт


Каирский Египетский музей - маска Тутанхамона
Выставка экспонатов Каирского музея в Германии

Хранилища Каирского музея регулярно пополняются - и это, как ни странно, одна из главных проблем. Дело в том, что основное здание уже слишком «насыщено». Чтобы не хранить драгоценные объекты там, где их вряд ли когда-то коснется взгляд посетителя, в Египте стараются развивать провинциальные музеи, передавая им часть экспонатов Каирского египетского национального музея. Кроме того, предметы отсюда можно регулярно увидеть на выставках в разных странах мира.

Но главным ожидаемым событием ближайшего будущего для египетского музейного сообщества станет открытие нового - Большого египетского музея, строительство которого ведется с 2013 года в 2-х километрах от Пирамид на плато Гиза. Новые музей разместится в огромном комплексе общей площадью 92.000 м2, вместе с торговым центром, большая часть строения будет находиться под землей. На крыше здания предполагается разместить смотровую площадку с видом на великие пирамиды. Внутри же будет установлена статуя Рамзеса II (возраст которой 3 тысяч 200 лет), высотой 11 метров и весом 83 тонны. Музей вместит более 100 тысяч экспонатов. Главную экспозицию планируется посвятить Тутанхамону. Строительство музея оценено в 500 миллионов долларов. Египетские власти рассчитывают, что ежедневно музей будут посещать 15 тысяч человек.Туристический портал сайт

Время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Открыт ежедневно, с 9:00 до 19:00 часов.
С 9:00 до 17:00 часов во время Рамадана

Стоимость:
Общий вход:
Египтяне: 4 LE
Иностранные гости: 60 LE

Зал королевских мумий:
Египтяне: 10 LE
Иностранные гости: 100 LE

Галлерея Centennial:
Египтяне: 2 LE
Иностранные гости: 10 LE

Аудиогид доступен на английском, французском и арабском языках, продается в киоске в фойе (20 LE).

Как добраться:
Адрес: Tahrir Square, Meret Basha, Ismailia, Qasr an Nile, Cairo Governorate 11516
На метро: станция Садат, следуйте указателям: Египетский Музей выйдите из метро и идите прямо вдоль улицы.
На машине или такси: просить "ал-мет-хаф аль-масри" ("al-met-haf al-masri")
На автобусе: спросить "абдель минем-рияд" ("abdel minem-ryad")