Все двойники раскольникова и их деяния. Теория Раскольникова о праве сильной личности

Сочинения по литературе: «Двойники» раскольникова, их роль в романе Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип «новой» нравственности. Однако Достоевский сохранил веру в человечность, в победу вековых принципов нравственности. Переломный характер своей эпохи писатель ярко отразил через тончайший анализ психического склада личности, глубоко проникнув в противоречия мысли, сознания, всей духовной жизни современного ему человека. В центре романа - Родион Раскольников и его теория о вседозволенности избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность этой теории, возродить зерно человечности в душе героя. Главной целью своего произведения Ф. М.

Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство несостоятельности, ложности теории Раскольникова. Автор стремился привести своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит и вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча здесь играют важную роль в душевной эволюции героя. Очень важное значение в этом смысле приобретают образы двойников Раскольникова - Свидригайлова и Лужина. Свидригайлов, имеющий богатый жизненный опыт, догадывается о смысле преступления Родиона и о причинах, толкнувших его на убийство. Но «высокие побуждения» героя чужды ему, он открыто смеется над ними. Развратник и циник, он и без всяких теорий постоянно преступает все человеческие законы, нормы, обычаи.

И, в отличие от Раскольникова, совершенно не мучается угрызениями совести. Однако при всей своей развращенности, мы видим, что он находится в состоянии какой-то душевной неустойчивости и тревоги, от Свидригайлова веет растерянностью, опустошенностью и бесперспективностью. Видимо, он сам осознает свою обреченность, что и приводит его к самоубийству. Столкнувшись со Свидригайловым, Раскольников ужасается, так как видит в нем реальное осуществление собственных идей. Он хочет лучше понять этого человека, так как это может помочь ему разобраться в самом себе, найти различия, увидеть истоки его страданий и сомнений.

Но если к Свидригайлову Раскольников чувствует какую-то странную тягу, то его отношение к Лужину совершенно иное. Этот делец, чьи жизненные принципы основаны лишь на эгоистическом расчете, вызывает у Раскольникова брезгливость и презрение. Еще из письма матери он безошибочно угадывает подлую натуру Лужина. Однако при всем этом, во время встречи с ним, Родион, к собственному ужасу, замечает очевидное сходство. Между ними, без сомнения, существует что-то общее, какие-то точки соприкосновения.

Это общее заключается во взглядах, в исповедовании некоторых принципов «новейшей экономической науки». Раскольников видит отражение собственных мыслей в утверждении Лужина, что необходимо отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми. «...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...», - говорит Лужин, - и это будет, в его понимании, гарантией «всеобщего преуспеяния...» Родион понимает, что эти слова ни что иное, как сниженный, опошленный вариант его собственной теории. Осознав это, герой начинает испытывать к самому себе такое же отвращение, какое испытывает к этому низкому дельцу. Таким образом, столкнувшись с этими двумя персонажами, образ мыслей которых, как в кривом зеркале, отражает его собственные мысли и идеи, герой убеждается, к каким ужасным последствиям на практике может привести его теория о праве «избранных» на «вседозволенность», какие действия могут быть оправданы этой теорией о делении всего человечества на два разряда. Проповедь разумного «расчета выгод», представленная в романе на руку Лужину и Свидригайлову, она оправдывает буржуазное своеволие, «произвол индивидуальной рассудочной способности каждого, независимо от уровня его интеллектуальной, эмоциональной и нравственной культуры».

Такие как Лужин и Свидригайлов легко опошляют и приспосабливают к своим мелким эгоистическим интересам эту этическую теорию. А это и является первым признаком ее несовершенства, нежизнеспособности. Теперь герой Достоевского видит, что реально, а не фантастически стать «властелином» - значит, идти по дороге таких как Лужин и Свидригайлов: от одного преступления к другому. И единственный выход и возможность избежать полного нравственного падения заключается для Родиона в том, чтобы обрести мужество, преодолеть себя.

Прийти к пониманию этого, помочь герою принять верное решение и свернуть с гибельного пути и призваны образы его «двойников».

Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221

Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства. То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.

Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников. Это те, кто в той или иной мере разделяют мысль о вседозволенности, о возможности позволить своей совести обойти христианские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.

Лужин и Свидригайлов – а это именно они являются двойниками героя – отличаются от него даже по происхождению, но, тем не менее, присутствует удивительное сходство их мировоззрений.

Свидригайлов родом из дворян, служил в кавалерии и сейчас ему около пятидесяти лет. Это, собственно, все, что мы знаем о его, так сказать, биографических данных. Свидригайлов – очень загадочный персонаж, и делать о нем выводы приходится только по впечатлению, которое он производит на других героев романа. Его взгляд «как-то слишком тяжел и неподвижен», его действия нестандартны и непредсказуемы, автор специально не приводит в романе его мыслей дословно, подчеркивая, что было бы неправильно видеть в нем типичного подлеца.

На примере Свидригайлова, думается, Раскольников увидел самого себя в одном из вариантов дальнейшего развития и прогрессирования своей теории. Свидригайлов – нравственный циник, для него не существуют понятия морали, он не терзается муками совести (заметим, что у Раскольникова они присутствуют). Он также считает, что для достижения своей цели можно использовать любые способы. Вот только цели его «помельче» в общежизненном понимании, нежели цели Раскольникова. Свидригайлов живет, чтобы получать удовольствие – как уже говорилось, любой ценой. Интересно отметить, что все слухи о нем, которые встречаются на страницах романа, фактически не подтверждены, они так и остаются на уровне слухов. Так, например, говорили о причастности Свидригайлова к ряду преступлений: покончила с собой «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Потому-то Раскольников столь яростно отрицает схожесть их натур, на которую тот указывает. А ведь она действительно есть, они «одного поля ягоды». Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

Достоевский очень тонко разрешает обе ситуации, развенчивая теории обоих. Раскольников к концу романа раскаивается и отказывается от подобного мировоззрения. Сразу было заметно, что Свидригайлов ему крайне неприятен и даже страшен. И, очевидно, позже он все же понял то сходство между ними, он как бы увидел себя со стороны. Сам же Аркадий Аркадьевич лишает себя жизни. Четкого объяснения этого в романе нет, нам остается лишь догадываться, что он, скорее всего, также ужаснулся себе и посчитал ненужным и невозможным дальнейшее существование.

Другая сторона Раскольникова в увеличенном виде показана на образе Петра Петровича Лужина. Этот персонаж обладает таким же тщеславием, болезненной гордостью и самовлюбленностью, как и Раскольников. Его теория «целого кафтана» весьма заметно перекликается с некоторыми высказываниями и размышлениями Родиона Романовича. Например, когда тот уговаривал блюстителя порядка проводить до дома пьяную девушку, на которую покушался «жирный франт»; был момент, когда, задумавшись, он пытался крикнуть: «А зачем вам это все надо?!». То есть его теория предполагала равнодушие к окружающим.

А что же такое – теория «целого кафтана»? Она сводится к следующему: христианская мораль предполагает выполнение заповеди любви к ближнему, то есть нужно порвать свой кафтан, отдать половину ближнему, и в результате оба окажутся «наполовину голы». По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, «ибо все на свете на лично м интересе основано» (так говорил он сам). Раскольников, поняв стиль мышления Петра Петровича, решает, что по лужинской теории и «людей можно резать» ради личной выгоды – интересно то, что данный факт самого Раскольникова возмущает. Напрашивается вопрос: а что же сам Раскольников? Разве он не мыслит так же? Нет, разница все же существует. Он видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Опять же, Петр Петрович Лужин – наглядный пример вероятного будущего для Раскольникова, если бы его теория получила дальнейшее развитие.

Естественно, наличие этих героев обусловлено тем, что на схожести их мировоззрений глубже раскрывается личность Раскольникова, более понятными становятся причины краха его теории для него самого (видно, что она еще не настолько прочно засела в его душе, не так бесповоротно извратила его сознание, как у Свидригайлова и Лужина). Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемый УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва, “Просвещение” , 2005.

Учебник “Русская литература XIX века” (Москва “Просвещение”)

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.

Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;

  • выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие;
  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Задачи:

  1. Проанализировать теории, представленные в романе.
  2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
  3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

В чем я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают.
Родион Раскольников.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (Слайды 1–4):

– Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж – носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою. Своеобразие построения художественного образа у Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой – не объект авторского сознания, а субъект с независимым кругозором, и, следовательно, система персонажей есть система раскрывающихся в контакте сознаний.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

– Кого же можно отнести к первой группе?
– Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.
– Докажите это.

2. Исследование “двойников”:

– Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Слайд 5)
– Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)
– Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?
– Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

– Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, "желание рассудить беспристрастно: “ ... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано “великое обещание”, гордость и чувство собственного достоинства).

– Что превыше всего ценил Лужин в жизни?И почему его раздражал разрыв с Дуней?

(“Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать”....)

– Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов “преступить все препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.)

– В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

– Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических” построений Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

– В чем совпадают Раскольников и Лужин?
– Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
– Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Слайд 6)

Следующий двойник, “прогрессист” Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, желающему “взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством – эти тайные устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жалких “наследников” его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятельности (“вошь”, “тварь дрожащая”).

– Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

– Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозволенности (“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников).

– Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7, 8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою" последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

– В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

– Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”.

– Кто является антиподом Раскольникова? (Слайд 10)

– Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом – более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата – признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат – антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

– Так в космосе романа возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу. Однако феномен личности Раскольникова много избыточней системы его двойников и отнюдь не исчерпывается только ею. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. (Слайд 11–16)

Этих героев принято называть антиподами Раскольникова, однако такоe определение требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе “мессианские” начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двойникам. Приведу несколько доказательств.

Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бедствующим студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями альтруиста Разумихина?… “Наполеонам” Раскольников отказывает в праве роптать против существующего мироустройства – против бунта выступает и Порфирий Петрович. Совершив преступление, герой не может перешагнуть через совесть, и в этом он сближается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И если Свидригайлов претендует на “родство” С Раскольниковым (“Мы одного поля ягоды”), то с Соней Раскольников собирается идти “по одной дороге” (“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”). Так выстраивается галерея осветленных отражений главного героя. Интересно, что количество двойников и их “перевертышей” (антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала. (Слайд 11)

– Какое значение имеет система образов? (Слайд 17–19)

– В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при "том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Например, идеи о “проценте”, якобы неизбежных для общества жертв (лужинское начало) борются в Раскольникове со стремлением остановить падение только что обманутой девушки, сделать конкретное, пусть “единичное”, а не “всечеловеческое”, благодеяние (разумихинское начало). В то же время противоборство “разумного эгоизма” с “единичным добром”, происходящее в душе центрального героя, Достоевский проецирует и вовне – на систему образов, сталкивая в непосредственном общении носителей этих начал: лужинским выкладкам о “целых кафтанах” эмоционально (в споре) и практически (в жизни) противостоит Разумихин.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

Вывод:

– Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание.

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),
ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),
ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),
ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

3. Ответить на вопросы:
– Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?
– Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства.

(ч.2, гл.I-2);
блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6);
разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

5. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Презентация.

Приложение 2. Карточки для самостоятельной работы.

Урок литературы в 10 классе

Теория Раскольникова о праве сильной личности

Идейные «двойники» героя

Учитель русского языка и литературы

Ильина Екатерина Ивановна

Цели урока:

    начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;

    определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;

    показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Задачи урока

Развивающие:

    формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

    развивать речь учащихся;

    развивать творческое мышление.

Образовательные:

    универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

    специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами).

Воспитательные:

    расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;

    формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы

Д.С. Мережковский

1. Организационный момент :

Зачем человек рождается на свет? Какова цена человеческой жизни? В чем заключается истина, где ее следует искать? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти в романе «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать в конце занятия. А пока обратимся к эпиграфу урока.

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?

Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя?

Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

    Актуализация знаний учащихся.

Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация )

Перед тем, как решится на подобный шаг, главный герой испытал на себе колоссальное давление, которое происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег»)

- Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

4. Работа по теме урока. Работа с текстом художественного произведения.

Итак, ребята, прояснив для себя эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. ( Преступление - преступить, переступить через что-то. А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание - 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников с точки зрения нравственности, философии и социологии? (Он преступил нравственную черту – убил человека, он преступил философскую черту –создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальную черту – он нарушил закон)

Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум

    Не убий

    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

    Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.

Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1

О сути наказания героя мы будем говорить позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова .

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

В чем же смысл этой теории? (делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

- Нет, нет, не совсем потому,- ответил Порфирий. - Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и сделайте закладки в тексте, указывающие на суть теории.

Закладки 1 группы:

    Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

    Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

    Первый разряд всегда - господин настоящего,

    Первые сохраняют мир и приумножают его численно

Закладки 2 группы:

    и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

    Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь,- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее,- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Молодцы, ребята. Приступаем к работе в тетрадях. Вам предстоит изложить суть теории Раскольникова. (см. вторую колонку Приложения 1)

Приложение 1

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина

Не убий!

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть… через кровь»

«Необыкновенные» люди – господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её

Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

Чем более в обществе устроенных частных дел и… целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

Приобретая единственно и исключительно себе, я … приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля

Итак, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

Кого же можно отнести к первой группе?

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов. Докажите это.

Кто такой Лужин ? Что мы знаем о нем?

Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)

Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви, уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни? Почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать»)

Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе «арифметических» построений Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

В чем совпадают Раскольников и Лужин?

Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Заполняем третью колонку таблицы (см. Приложение 1)

В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

К какому выводу мы пришли в ходе урока?

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание (раздаю на листочках)

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),

ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),

ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),

ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2. Ответить на вопросы:

Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?

Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

3. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства (ч.2, гл.I-2); блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6); разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

4. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Заключение учителя

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её»

В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра II .

Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех.

Следовательно, роман Достоевского не теряет актуальности, а потому нам следует научиться извлекать из него нравственные уроки!

Саморефлексия на уроке.

Ребята, вам понравился урок?

Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

Есть ли моменты, которые вы не смогли понять, осмыслить?

Оценки за работу над таблицей будут выставлены мной после проверки тетрадей.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать одним из наиболее психологически глубоких и противоречивых романов русской классической литературы. Именно в данном произведении затрагиваются такие фундаментальные вопросы как процесс становления личности, поиск своего места в обществе, формирование собственного мировоззрения путём множества проб и ошибок.

Родион Раскольников, главный герой романа Достоевского, являет собой противоречивый собирательный образ, в котором переплетаются и сострадание, и жестокость, и решительность, и слабость. Раскольникова невозможно однозначно определить в «положительные» или «отрицательные» персонажи, ведь во время чтения романа возникает ощущение, что он буквально соткан из противоречий. И именно для того, чтобы подчеркнуть доминирующие черты характера главного героя, Достоевский и прибегает к введению двойников персонажа.

Лужин

Самым выразительным двойником Родиона Раскольникова в романе, на мой взгляд, является Пётр Петрович Лужин – жених сестры главного героя, Дуни, человек, наглядно демонстрирующий, к чему именно приводит жизнь по теории Достоевского о «тварях дрожащих и право имеющих». Являясь деловым и преуспевающим человеком средних лет, он не признаёт ни бескорыстности, ни благородства, полагая, что каждый в этом мире стремится только к одному – к поиску собственной материальной выгоды. Лужин, сосредоточенный на себе и только на себе, абсолютно пренебрегает заботой об окружающих его людях, пребывая в ошибочной уверенности в том, что весь мир вращается вокруг его персоны. Эгоизм в крайней степени, отсутствие даже небольшой склонности к альтруизму и человечности – вот, что являет собой этот двойник Раскольникова, вот, чем бы стал Родион Раскольников, если бы продолжил следовать принципам своей теории.

Свидригайлов

Вторым двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов, мужчина пятидесяти лет, дворянин, некогда служивший в кавалерии. Любопытно то, что его фамилия является говорящей – созвучная с немецким «geil» (сладострастный), она чётко дополняет портрет героя. В данном персонаже словно уживаются два человека – спокойный и здравомыслящий и злой и циничный. Будучи насильником, в отличие от Раскольникова не склонным к мукам совести, он жертвует деньги и Сонечке Мармеладовой, и Катерине Михайловне. Этот факт дополняет противоречивый и неоднозначный образ Аркадия Ивановича. В свою очередь, деталь в виде суеверности Свидригайлова поселяет в душу сомнение о том, действительно ли он так сух и циничен, каким хочет казаться многим людям.

Порфирий Петрович

Третьим и самым нетипичным двойником Родиона Раскольникова является Порфирий Петрович, следователь, который и вывел главного героя на чистую воду. Склоняя персонажа к покаянию и признанию, Порфирий Петрович вспоминает и собственные теории, подобные теории Раскольникова, которыми тот увлекался в молодости, однако с течением времени убедился в их ложности.

Таким образом, в романе Достоевского «Преступление и наказание» читатели могут обнаружить довольно много двойников Родиона Раскольникова. Практически в каждом персонаже произведения возможно разглядеть некие характерные черты, оттеняющие образ главного героя, подчёркивающие все его самые яркие личностные особенности. Фёдор Михайлович, являясь великолепным знатоком человеческой души, с помощью своего романа производит настоящую переоценку ценностей у читателей, заставляя задуматься о самих себе и обратить внимание на собственное окружение.

Сочинение Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание 10 класс

Уникальность знаменитого нетленного романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, что всякий герой в нём владеет своим четким взглядом на жизнь, своим голосом, своими мыслями.

Родион Раскольников представлен в качестве центрального персонажа – в прошлом студент, скоропостижно оставивший учебу ввиду финансовых затруднений. Он разрабатывает свою личную концепцию, основанную на разделении всего общества на два разряда – простые и непростые. Согласно его теории, люди непростые, необыкновенные имели полнейшее право на распоряжение жизнями простолюдин.

Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.

В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.

Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.

Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника - негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью. Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают. Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах. Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.

Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.

Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.

Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

Наиболее острая проблема современности - защита того, что нас окружает. Угроза экологической катастрофы нависла над планетой. И многое зависит от того, сможет ли молодое поколение защитить природу от бездумного топора