Все школьные сочинения по литературе. Ещё одно удачное сочинение прошлого года Вывод что такое взросление

Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.

  1. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.
  2. Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза» . К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому - Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся. Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.

Процесс взросления

  1. Процесс взросления хорошо описан в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Главный герой, Пётр Гринёв, в начале произведения был неопытным мальчишкой. Начал играть в карты, сильно обидел наставника Савельича, который относился к нему, как к родному. Однако позднее Пётр вырос и превратился в благородного и сильного мужчину. Больше всего этому поспособствовали чувства к Марье Мироновой и крестьянская война, в которой необходимо было принимать взрослые и ответственные решения. Из отрока, который только гонял голубей по двору, он вынужден был вырасти, ведь прямо перед ним вершилась судьба России, а также нуждалась в помощи любимая женщина. Под влиянием этих обстоятельств герой вспоминает завет отца: «Береги честь смолоду». Руководствуясь ими, он доблестно служит императрице и спасает свою любовь.
  2. Процесс взросления описывается в серии эпических фэнтези-романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» . Одна из героинь, Санса Старк, в детстве была наивной и легкомысленной. Мечтала уехать из родного северного Винтерфелла на юг, выйдя замуж за знатного лорда, принца или короля. Однако позднее девушка оказалась в окружении врагов и поняла, что самое главное - это семья. Поэтому им, северянам, необходимо держаться вместе. После того, как Сансу дважды выдали замуж против воли, она стала сильной и смелой. Даже смогла отомстить мужу, который над ней издевался и убил её брата. Это значит, что несчастья заставляют людей взрослеть.
  3. Раннее взросление

    1. Проблема раннего взросления затронута в произведении А. П. Платонова «Возвращение» . Алексей Иванов возвращается домой после войны и видит, что место главы семьи занял его одиннадцатилетний сын Пётр. Автор отмечает, что мальчик казался старше своего возраста. Он был похож на маленького, небогатого, но исправного мужичка. Жизнь без отца научила его самому быть опорой для матери и сестры. Из этого примера следует, что на раннее взросление влияют условия жизни и воспитание. Если бы герой изначально не заложил нравственные основы в семье, то и сын его под давлением обстоятельств не выдержал бы испытаний.
    2. Проблему раннего взросления описывает Джоан Роулинг в произведении «Гарри Поттер и философский камень». Главный герой, мальчик одиннадцати лет, вырос без родителей в доме тёти, дяди и двоюродного брата. К нему относились, как к прислуге, и не считали нужным радовать подарками. Однажды Гарри подарили на день рождения зубочистку, а про одиннадцатилетие и вовсе не вспомнили. Мальчик с малых лет понимал, что может рассчитывать только на себя. Таким образом, он рано повзрослел из-за того, что остался без родной семьи в окружении равнодушных к нему людей. Однако необходимо учитывать, что Гарри был изначально воспитан правильно, поэтому такие обстоятельства не сломили его, а закалили дух.
    3. Последствия плохого воспитания

      1. Проблему плохого воспитания раскрыл Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль» . Помещица-крепостница Простакова совершенно не занимается воспитанием сына. Учителя наняты лишь для престижа. Мать ни во что не ставит подчинённых и грубо с ними обращается, пытается выгодно женить сына. Итог: Митрофанушка в свои 15 лет не умеет ни читать, ни писать, ни считать, ни вежливо разговаривать. Он глуп, как и Простакова. Мальчик плохо воспитан, дерзит даже матери. Отсюда известная фраза: «Вот злонравия достойные плоды». Сама героиня вела себя отвратительно и невежественно, поэтому ее сын впитал только пороки, присущие ей, а добродетели ему неоткуда было взять.
      2. Проблему плохого воспитания затронул Оскар Уаильд в произведении «Портрет Дориана Грея» . Дориан познакомился с Генри Уоттоном, который начал постепенно развращать юношеский разум. Встать на кривую дорожку молодому человеку также помогло неожиданно исполнившееся желание — чтобы портрет старел с годами вместо него. Дориан поддавался искушениям, творил ужасные вещи и поплатился за это. А всему виной необдуманные советы Генри Уоттона. Из этого можно сделать вывод, что воспитание играет важную роль в жизни человека.
      3. Желание детей стать старше

        1. В детском произведении «Коты-воители. Знак трёх» Эрин Хантер пишет о котёнке Львёнке, который мечтал повзрослеть и стать оруженосцем. Позднее это произошло, и ему дали новое имя - Львинолап. Он упорно тренировался, чтобы стать лучшим во всём. Бегал, прыгал, дрался, отрабатывал боевые приёмы, старался отличиться перед старшими, стремился к тому, чтобы родители им гордились. Маленькие дети тоже мечтают вырасти и получить престижную профессию. Это нормальное желание, которое не стоит критиковать или пресекать. Главное, чтобы ребенок не поступал опрометчиво, подражая не тому примеру.
Как люди становятся взрослыми? Такой вопрос задает Л. Леонов.
Проблема, рассматриваемая автором актуальна, потому что касается каждого из нас. Действительно, каждая сформировавшаяся личность проходит стадию взросления. У всех она проходит по-разному. Кто-то осознает премудрости и законы жизни самопроизвольно, без непосредственного воздействия извне. Другие попадают в военные условия и становятся взрослыми, осознав ценность человеческой жизни, товарищества, любви. А кто-то попадает в ситуации, испытывающие силы духа и требующие ответственных решений. Взросление главного героя произошло именно по последнему сценарию.
Автора волнует проблема взросления людей. Он считает, что взросление человека – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.
Я согласен с позицией автора. Я также считаю, что взрослый человек – это индивид, независимый в своих действиях и отвечающий за свои поступки.
Вспомним произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная героиня произведения, Маргарита, способная на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, ради своего избранника проходит все испытания, которые устраивает для нее сам черт, Воланд. На такой поступок способен только самоотверженный, взрослый человек.
Одним из критериев зрелости является ответственность за свои поступки. И они не обязательно являются нравственными. Например, сын Тараса Бульбы, Андрий, влюбленный в польскую красавицу, отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Это его самостоятельный выбор, выбор взрослого человека, пусть и аморальный, за что он и поплатился жизнью от пули, выстреленной из пищали собственного отца.
Таким образом, для того, чтобы стать взрослым необходимо пройти школу жизни, в которой придется принимать ответственные решения и совершать обдуманные поступки.

Текст, по которому написано сочинение:

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

Все права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Полное или частичное копирование разрешается только с согласия администратора.

Сочинение по тексту: “Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмыслен­ная речь - всё подска­зывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.” Леонов Л. М.

Л. Леонов поднимает проблему нравственного взросления человека под влиянием экстремальных обстоятельств.

В тексте рассказывается необычная история о том, как во время отступления молодой солдат встречает маленькую девочку с «пытливыми и вопросительными глазами». Видя в нем доблестного воина Красной армии, она вручает герою букетик цветов, и это вызывает в душе героя смятение чувств. Писатель объясняет тревожно-болезненное состояние («хуже любой контузии») Родиона тем, что он впервые осознал всю полноту ответственности за этого ребенка и за родную землю.

Я разделяю точку зрения Л. Леонова. Действительно, мужественность и взрослость – это прежде всего нравственные категории.

Вспоминается роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором глав­ный герой проходит путь духовного становления. Из недоросля Петруши он вырастает в Петра Андреевича Гринева, не мальчика, но мужа, сумевшего дать достойный отпор Емельяну Пугачёву, заслужившего любовь прекрасной Ма­рии Мироновой и благословение самой императрицы. Ускорили этот процесс, безусловно, исторические катаклизмы, в водоворот которых попадает еще совсем молодой человек.

Проблема нравственного взросления поднимается также в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца». Настя и Митраша, двенадцати и десяти лет, остались без родителей. Сначала общим любимцам помогали всем селом, а по­том дети сами научились управлять хозяйством и стали очень самостоятельны­ми. Об этом говорят их ласковые прозвища: «мужичок в мешочке» и «золотая курочка»…

Таким образом, тяжелые обстоятельства жизни (война, сиротство, болезнь и т. п.) являются катализатором нравственного становления личности подрост­ка, вынуждают его раньше времени распрощаться с беззаботным детством и повзрослеть.

(251 слово)

Здесь искали:

  • сочинение на тему взросление по тексту пастернака

Взросление - это естественные изменения, которые рано или поздно происходят со всеми людьми. Сейчас этот вопрос для нас, старших школьников, особенно актуален. Поэтому часто приходится слышать от родителей или учителей такие фразы: «Теперь вы уже стали совсем взрослыми»; «Реши этот вопрос самостоятельно, ты уже взрослый» или «Пора тебе уже повзрослеть, а то ведешь себя совсем как ребенок». Но что кроется за этими словами?

Думаю, что взрослость человека определяется не столько его возрастом, сколько умением брать на себя ответственность за совершенные поступки. Поэтому очень важно перестать надеяться на то, что другие будут решать твои проблемы и заняться этим самому.

Период вступления во взрослую жизнь происходит у всех в различное время. У кого-то он начинается с поступления в институт и переезда в другой город или на съемную квартиру. Кто-то может повзрослеть и еще раньше, если, например, он растет в многодетной семье и ему приходится выполнять часть обязанностей матери и присматривать за своими младшими братьями или сестрами. Ну а кто-то может долго пребывать в состоянии ребенка, особенно если окружающие поощряют такое поведение.

Мне кажется, важными периодами взросления также являются поступление на работу и появление детей. В первом случае человек получает возможность самостоятельно удовлетворять свои потребности, что очень важно. А во втором - учится отвечать не только за себя, но и за кого-то другого.

Конечно, что бы там ни говорили родители и учителя, пока нас еще очень сложно назвать настоящими взрослыми, поскольку сложности самостоятельной жизни только ждут нас впереди. Но чтобы с честью встретить все эти испытания, не убегать от проблем и не опускать руки при возникновении любых трудностей, надо начинать подготовку уже сейчас. И в этом наши старшие наставники, конечно, правы.


счастье - жить для других
Л. Н. Толстой

Когда, в какой момент жизненного пути начинается взросление? Я думаю, у каждого свои сроки и временные рамки, но есть нечто общее, что происходит со всеми: мы начинаем задумываться о будущем, пытаемся найти своё место в мире, осознать, чего мы хотим добиться, и понять, какие для этого нужно ставить цели. Мы начинаем относиться к жизни осознанно. Наверное, этот момент и есть отправная точка взросления. Мы ещё не обрели целостного мировоззрения взрослого человека, не состоялись как самостоятельные личности. Всё то, что мы знаем, мы получили извне: огромное влияние на нас оказали наши родители, школа, общество. Многое воздействует на детское восприятие жизни: интересные люди, яркие события, дальние путешествия, любимые книги. Всё, что заставляет нас задуматься. И вот наступает время ребёнку самому делать выбор. И оказывается, что в жизни далеко не всегда получается поступать, руководствуясь лишь своим желанием или своими интересами. В какой-то момент жизнь требует от человека быть готовым к взаимодействию с окружающими. Ты должен не бояться взя ть на себя ответственность за свои мысли, чувства, поступки, а иногда — и за жизнь другого человека.

Когда я задумываюсь о том, что помогло моему взрослению, я не могу не сказать о книгах. Слово имеет власть над людьми. Даже слово, невзначай брошенное незнакомым человеком, может оставить неизгладимый след в душе. А художественное слово обладает свойством глубоко воздействовать на ум и душу, слово мастера вызвает в читателе эмоциональный отклик, сопереживание. Книги оказывают сильнейшее влияние на наше восприятие мира, незаметно для нас самих они воспитывают нас. По хорошим книгам мы учимся познавать себя и природу человека. И многие наши убеждения складываются под воздействием читаемых нами книг.

К счастью, в моей жизни было много книг, встреча с которыми не прошла для меня бесследно. Две из них я хотела бы выделить особо.

Первая книга - это «Война и мир» Л. Н. Толстого. Марья Болконская, одна из главных героинь романа-эпопеи, стала моей любимой героиней, моим идеалом. Княжна Марья - добрая, искренняя, чистая девушка, обладающая редким даром видеть положительные стороны внутреннего мира людей. В жизни ей часто приходилось терпеть нападки отца, его неудовольствие: воспитание девушки было очень строгим. Но княжна Марья глубоко любит и уважает отца и уверена в его любви к ней. Все её поступки и мысли говорят о ней как о духовно развитом человеке. Когда Анатоль Курагин приезжает в дом Болконских свататься, девушка на миг задумывается о том, что может быть любима, что может стать хорошей женой и матерью. Но её надежды быстро рушатся: она узнает, что Курагин проявляет интерес к её компаньонке. Княжна Марья принимает решение не выходить замуж за Анатоля. Она осознала, что её предназначение — жить для других. Княжна поняла: «Мое призвание другое. Быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». Ее самоотречение восхищает меня, а ее способность видеть во многих поступках добро помогает мне делать то же самое.

Вторая книга, изменившая мое мировоззрение, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Соня Мармеладова, главная героиня романа, — еще один идеал женщины в классической русской литературе. Она, как и княжна Марья, достигла наивысшего духовного развития. Соня посвятила свою жизнь тому, чтобы помогать своей семье. Зная, что родные нуждаются в ней, она отдавала им свои деньги, снова и снова забывая о себе, принося себя в жертву. Когда в ее жизни появился Родион Раскольников, она и его не могла оставить в беде. Выслушав его исповедь, его признание в убийстве, Соня не испугалась и не оттолкнула его: она помогла ему обрести себя, заставив покаяться в совершенном преступлении перед Богом и людьми. Сострадание и жертвенная любовь Сони спасли Раскольникова от неминуемой нравственной деградации личности и краха моральных принципов. Соня возродила душу Раскольникова. Бросив свою жизнь в Петербурге, она отправилась за ним на каторгу, чтобы всегда быть рядом и поддерживать его в трудную минуту. Она спасла его: «Он воскрес, и чувствовал это вполне всем обновившимся существом своим». Я полюбила Соню за ее огромную духовную силу и искреннее желание помогать людям.

Княжна Марья и Сонечка Мармеладова - это два литературных образа, которые, можно с уверенностью сказать, перевернули мой внутренний мир. Это мои самые любимые героини в классической литературе. Моё взросление сопровождалось раздумьями о них. Можно сказать, что я выросла, стремясь стать такой, как они. Обе героини учили меня жить для других и находить в этом смысл и счастье собственной жизни. Моё представление о счастье созвучно толстовскому: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других». А образы княжны Марьи и Сонечки Мармеладовой учат: человек может забыть о себе, чтобы помочь тем, кто нуждается в поддержке, и при этом быть счастлив. «Война и мир» и «Преступление и наказание» — это книги, которые заставили меня повзрослеть и осознать, что самое главное в жизни - это помощь другим. Стать по-настоящему счастливой, можно только даря счастье другим.