Выставка испанских художников в эрмитаже. В тот ли контекст поставил Эрмитаж Сальвадора Дали

Выставка с картинами Дали вызвала ажиотаж в первый же день


КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

- У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников , - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда. Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.


С. Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения»Фото: Александр ГЛУЗ

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

С. Дали "Ретроспективный бюст женщины" Фото: Александр ГЛУЗ


С. Дали "Ретроспективный бюст женщины"

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев. - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы.

Сальвадор Дали Фото.

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе.

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет!
Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех .

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых).

КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии . Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников, - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда . Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев . - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы .

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе .

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет! Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех.

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых)

В Зимнем дворце открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»


«Отрубленная рука» на фоне «Ретроспективного бюста женщины». «Изысканный труп» и «Мягкие черепа…». А еще летающий в синем небе палец, и «Женщина с рыбой», больше похожая на даму с собачкой… Не картины, а клиника! Или, как минимум, дневник криминалиста.

Многие именно так и относятся к произведениям сюрреалистов, главным идеологом которых считается Сальвадор Дали. Ужасный и прекрасный, как его знаменитые усы.

Но сам ли он дошел до жизни такой? Одинок ли был в своем пристрастии к аллюзиям? А это странное сочетание форм на его полотнах, граничащее с паранойей? И только ли на полотнах? Скульптура «Ретроспективного бюста женщины», выставленная в эти дни в Государственном Эрмитаже буквально вопиет: воля ваша, а что-то неладное творилось с автором при работе!

Россию произведения Сальвадора Дали посещают не часто. Полтора года назад Петербургский музей театрального и музыкального искусства, расположившийся в Шереметьевском дворце, в рамках проекта «Другое измерение» представил графику, скульптуру и фарфор несравненного испанца из собрания галереи современного искусства Татьяны Никитиной. Было на что посмотреть! Но порожденные тем вернисажем вопросы остались без ответа. Может, найти их удастся на этот раз? Тем более что помимо Дали выставлены на третьем этаже Зимнего Дворца картины и скульптуры (общим числом 70) его земляков, каталонцев.

«Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» - так называется эта выставка. Представлены творения мастеров, родившихся и выросших в первой четверти ХХ века в небольшом городке Фигерас. При этом чуть ли не каждый третий - художник, у которых, что ни полотно, то «нечто со сдвигом». То есть, с такой метафорой, что голову сломаешь, пока поймешь.

А. Планельс. «Тоскующий моряк»

А можно и не ломать, просто смотреть. Вот, скажем, «Луна на берегу моря» Анжела Планельса. Буквально - лежит на берегу. Очень большая луна. Девочка рядом с ней кажется куколкой, игрушкой. Что тут к чему? Но смотришь, глаз не оторвать. Потому что яркие краски, сказочные облака. И портрет мужчины на скале с усами как у Дали.

Многие каталонские художники носили усы такой же формы, и так же любили эпатировать, как наш несравненный Сальвадор, - рассказала корреспонденту «Труда» Алисия Виньяс Паломер, известный в Испании искусствовед, инициатор и организатор выставки в Эрмитаже с испанской стороны. - Все это не случайно. В том регионе фантастическая природа! Сказывается близость к Средиземному морю, переменчивость климата. Особое влияние оказывает на живущих там людей северный ветер - трамонтан. Близ Фигераса, родного для Дали города, есть большая равнина Ампурдан, где много кипарисов, эвкалиптовых деревьев. Когда налетает - обычно внезапно, порывами - трамонтан, и так же внезапно утихнет, не узнать равнину. Ничего вокруг не узнать! И так - до следующего урагана. Как тут не разгуляться фантазии? Особенно если ты там родился и вырос. В Фигерасе у людей особая ментальность.

Значит, всё дело в климате, в котором рожден? Судя по творениям Хуана Нуньеса, Жозепа Бонатерра, Анжела Планелье, Эвариста Вальеса, Жоан Массанет, и ещё двух десятков авторов, получается, что так. Но Дали…

С. Дали. «Ретроспективный женский бюст»

Никто из вышеназванных художников все-таки не унаследовал экстравагантности, свойственной автору «Атомной Леды», «Постоянства памяти», «Великого мастурбатора» и многих других картин. Видимо, дело все-таки не в ампурданском трамонтане, а в некой прирожденной склонности к преувеличениям. Своих причуд, в первую очередь. За которые в ХХ веке неплохо платили.

На открытии сюрреалистического вернисажа народ первым делом хлынул к картинам Сальвадора Дали. На берега Невы их прибыло восемь. Прежде всего, к знаменитому полотну «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната за секунду перед пробуждением» (1944 г.). Но не меньшего внимания заслуживают, безусловно, и его земляки, вызвавшие некогда своими творениями скандалы в Париже.

Впрочем, у парижан всегда так: сначала ужасаются, критикуют, а потом готовы платить миллионы за только что отвергнутые полотна. Не так ли было с импрессионистами? Потом с Пикассо и опять же с Дали...

Большая часть работ, представленных в Петербурге, из частных испанских коллекций. Некоторые до берегов Невы не доехали - пока утрясались детали выставки (семь лет!), пара коллекционеров скончалась, а их родственники отказались предоставлять полотна. В остальном же все удалось. Не заставил себя ждать ожидаемый ажиотаж российской публики, у которой нынче в моде вернисажи.

На третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». Ее экспонатами стали 70 произведений разных авторов, в том числе восемь работ великого эксцентрика. Как показывает практика, они и есть главный предмет интереса большинства посетителей. Однако в Эрмитаже хотят добиться обратного, доказав, что Дали - лишь один из представителей течения, и многие его современники и земляки (Ампурдан - область Каталонии) ничуть не хуже, а может, даже более интересны.

Выставку эту ждали долго: она переносилась из одного музейного плана в другой, год за годом; за это время умерли два коллекционера, изначально планировавших предоставить свои картины для демонстрации в России, а их наследники от этой идеи отказались. Таким образом, содержание планируемой экспозиции менялось. Но и то, что получилось в итоге, для Эрмитажа значимо. Потому что своего каталонского сюрреализма и конкретно Сальвадора Дали у нас нет, да и вообще большинство художников, которые привезли сейчас кураторы, в России еще не видели.

«Здесь показаны главные представители этого направления, прежде всего - Анжел Планельс-и-Круаньяс, один из самых интересных художников-современников Дали, и Жоан Масанет-и-Жули, которому отвели отдельный зал. Другие авторы представлены одной-двумя работами. При этом очень важно, что показан Хуан Нуньес Фернандес - профессор, учитель Дали», - рассказывает один из кураторов с испанской стороны, доктор искусствоведения Юрий Савельев.

Немногочисленное наследие Нуньеса представлено черно-белой графикой (бумага, уголь), в которой он считался подлинным мастером. Его работы, помимо того, что вводят в контекст эпохи, демонстрируют посетителям выставки, какую высококлассную школу прошли его ученики - ампурданские художники того времени (Дали был далеко не единственным, кто у него занимался).

Работ Масанета - почти вдвое больше, чем Дали, и это не только картины, но и «найденные объекты», и скульптура. Притом интересно, насколько сильно различаются по манере его картины - от плоскостного изображения «Пантократор» (1929) до объемного мистического полотна «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935-1936), которое и вправду созвучно творчеству Сальвадора Дали, с которым он встретился в 1927 году.

Планельс - протеже Дали, с которым они дружили с 1920 года - представлен в Эрмитаже девятью работами, часть которых по стилю родственна творчеству Рене Магритта, с которым он познакомился в 1929 году. Этим же годом датировано самое ранее из представленных на выставке его произведений - «Идеальное преступление». Использованная в нем игра с пространством (девичье лицо, порезанное ножом, оказывается водной гладью) проходит сквозь все его творчество. Так, спустя почти полвека, в «Пейзаже выходного дня» (1974) зритель видит разрезанные и наскоро сколоченные гвоздями облака, зацепившееся за ветку (как мог бы зацепиться кусок ткани) небо и близкое к фотографическому черно-белое изображение девушки в темных очках.

Куратор выставки со стороны Эрмитажа Святослав Савватеев признается, что Планельс и Масанет и ему кажутся интереснее, чем Дали.

С большой вероятностью, посетители выставки тоже будут выходить с нее с подобными выводами. Но если уважаемых кураторов нельзя заподозрить в том, что они недостаточно хорошо знают творчество Сальвадора Дали, то формирование такого мнения у горожан полностью ляжет на совесть организаторов экспозиции. Ведь, строго говоря, они привезли в Петербург не самые интересные работы великого художника, и судить по ним о его творчестве некорректно. Тем более что на выставке даже не сделаны полноценные искусствоведческие описания к работам, которые могли бы стать ключом к его пониманию.

Зато уверенно будет себя чувствовать тот, кто хорошо знаком с творчеством Дали, а еще лучше - ранее побывал в знаменитом Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе и понял характер этого человека, посетив его дом-музей в Порт-Льигате (кстати, ни одной работы на выставке нет ни оттуда, ни оттуда).

Практически все произведения, которые кураторам удалось собрать для этой экспозиции - из частных коллекций. За исключением трех работ, предоставленных Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде (среди них - знаменитый «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» Сальвадора Дали) и 14 работ из музеев Каталонии. Организаторы говорят, что многие музеи отказались давать им на выставку работы из своих собраний.

Что касается Дали, помимо уже названной картины, петербуржцы могут увидеть его рисунок «Отрубленная рука», пастель на черной бумаге «Изысканный труп», скульптуру «Ретроспективный женский бюст» (копия 1970 года), «Сюрреалистический объект с символическим назначением» (копия 1970 года), гравюру «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис» и скульптуру «Венера с выдвижными ящиками».

Понимание работ Дали зависит от понимания его символов - багета и муравьев на «Ретроспективном женском бюсте» как символов сексуального влечения, выдвижных ящиков на теле Венеры Милосской, как тайных мыслей и скрытого желания.

Кстати, и та, и другая работы художником тиражировались (в ограниченных количествах). Хорошо известно, что копий и подделок произведений, которые создавал Дали, - великое множество. Причем первым в ряду инициаторов пиратства был он сам, подписывая пустые листы и выпуская в разные годы множество версий прежних работ, зачастую с небольшими изменениями. Или наоборот - не подписывая какие-то свои работы из принципа. Все эти мистификации и полная свобода от общепринятых правил, - часть образа художника, который сам стал своим знаменитейшим произведением. И подходить к этой фигуре нужно совсем с другим мерилом, осмысляя его работы в контексте его собственной «жизни в искусстве».

«Дали стал узнаваемой частью массовой культуры, а сюрреализм в его исполнении - чуть ли не развлечением, - написал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в предисловии к каталогу выставки. - Это естественно - Дали был мастером саморекламы и привлекательного эпатажа. Вот только эта популярность и «доступность» отодвинули в сторону его значительность и глубину смыслов. Самое время вернуть серьезное отношение к этому художнику и напомнить, что сюрреализм - это не фокусы».

Алина Циопа, Фонтанка

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга