Выставка тони крэга в эрмитаже. Тони крэгг сам отобрал работы для своей ретроспективы в эрмитаже

В Петербурге, в залах Главного штаба Государственного Эрмитажа, открылась выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки».

В трех залах выставлено 55 работ знаменитого британского скульптора, выполненных в разные годы с начала 80-х годов прошлого века и до последних лет в разных материалах – дерево, камень, стекло, металл, пластик. Среди представленных в Эрмитаже – садовая и уличная скульптура, мелкая пластика, эскизы и предпроектные рисунки. Вся экспозиция придумана и разработана самим скульптором специально для Эрмитажа, и это не повторение какой бы то ни было из его состоявшихся выставок, а оригинальная идея для залов Главного штаба.

Тони Крэгг уже давно признан классиком модернизма, он один из самых известных современных скульпторов. Крэгг родился в Ливерпуле, в семье инженера авиационного производства, его первое образование – химик, специалист в области резинового производства. Но, не проработав на химическом производстве и двух лет, увлекся художественным творчеством и начал изучать искусство на курсах в Глостерширском колледже искусства и дизайна в городе Челтенхем, затем, в начале 70-х, в Уимблдонской школе искусств, образование завершил в Королевском колледже искусств. Его первым и главным учителем был Роджер Эклинг: он познакомил Крэгга со скульпторами Ричардом Лонгом и Биллом Вудроу. После Королевского колледжа Крэгг покинул Англию, и с тех пор живет и работает в Германии. Под Вупперталем с 2008 года открыт парк его скульптур. С 2009 года он выбран ректором Дюссельдорфской академии художеств.

С середины 80-х годов Крэгг увлекается экспериментами с разными материалами и формами: он использовал пластмассы и поделочные материалы, создавал конструкции из готовых элементов мебели, ткани, позже, с конца 90-х, он обратился к более традиционным материалам – бронза, стекло, мрамор дерево. Для выставки в Петербурге Тони Крэгг представил работы всех периодов своей творческой жизни.

Как рассказали Арт-узлу кураторы выставки Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа, и Надежда Синютина, Крэгг специально приезжал в Петербург для изучения интерьеров Главного штаба, а затем рассказал о своем видении будущей экспозиции. Они сначала выслушали предложения мастера, поняли, что он хочет сказать своей композицией, потом уточняли детали. В частности, Крэгг очень хотел установил в залах еще две скульптуры, очень массивные и тяжеловесные, но кураторам удалось отговорить мастера от этой идеи – чтобы не пострадали исторические перекрытия здания.

Он сам расставлял эти скульптуры, - говорит Дмитрий Озерков. – И вся композиция работает как оркестр – высота, расстояния, повороты – возникает полифония звуков и образов, это как тотальная инсталляция у Кабакова. Сначала он хотел поставить в центре самого большого зала крупную фигуру, напоминающую гигантский гриб, потом остановился на металлической, спиралевидной скульптуре, которая удивительно держит всю композицию. Мы бы сами не расставили так никогда, это сравнимо с настройкой инструментов в оркестре, которую целиком слышит только один человек – дирижер.

В экспозиции, по мнению кураторов, заложена не только идея полной ретроспекции, хотя здесь представлены работы от ранних до самых последних. Но ими двигало и желание показать творческий путь Тони Крэгга во всей полноте: весь набор материалов и форм (от ставшего классикой «Монастыря», выполненного из металлических деталей каких-то крупных машин до хрупкого стекла), которые скульптор использовал в своих работах, и представить российскому зрителю полный обзор творчества одного из ведущих мастеров современной европейской скульптуры.

Для нас эта выставка важна еще и тем, что мы не просто представляем работы признанного классика модернизма, - говорит Дмитрий Озерков. – Тони Крэгг – реальный живой скульптор, он и теоретик, и практик, и преподаватель, он уникальная фигура в современном европейском искусстве.

Значительную часть выставки занимают работы Крэгга, выполненные из стекла: это и композиции из уже готовых предметов – бокалов, ваз, бутылок, изготовленных из тонкого прозрачно-зеленоватого стекла. Это необычные фигуры, напоминающие фантастическую химическую посуду, и созданный из темно-коричневого стекла объемный автопортрет самого скульптора. Рядом с законченными изделиями представлена большая серия карандашных рисунков Тони Крэгга – его предпроектные зарисовки, эскизы будущих объектов, графические изображения внутренней структуры стекла, прошедшего термическую обработку. Кстати, говоря о своей работе, Крэгг всегда повторяет, как важно для скульптора и любого творца в области современного изобразительного искусства умение рисовать.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» продлится в залах Главного штаба Эрмитажа до 7 мая.

Британца Тони Крэгга, одного из самых известных современных скульпторов. В Эрмитаж привезли 55 работ, включая несколько знаковых произведений и рисунки, которые выставляют крайне редко. Всё вместе, в случае Крэгга с его многокилограммовыми скульптурами, - уже показательная ретроспектива, которую нельзя пропустить. The Village изучил несколько ключевых экспонатов и на их основе проследил путь превращения художника из новатора и борца с традициями в любимца культурного истеблишмента.

«Культурный миф Африки», 1984

В 1977 году, едва окончив королевский колледж искусств в Лондоне, Крэгг бежит из Великобритании и переселяется в Вупперталь - провинциальный промышленный город на западе Германии, где живёт до сих пор. Здесь он создаёт свои первые успешные произведения - экспериментальную скульптуру и настенные ассамбляжи. В начале карьеры в работу идёт, кажется, всё, что попадает под руку: найденное в мусоре старьё, сломанные игрушки, зажигалки, крышки от бутылок. Из этого разномастного хлама Крэгг выкладывает свои мозаики, часто имеющие вполне прозрачный политический подтекст.

Важно, что, несмотря на переезд в Германию, Крэгг сохранил очевидную связь именно с британской новой волной в искусстве. Его демонстративный отказ от традиционных и дорогих камня и металла в пользу грошовых резины и пластика, сопротивление традиционным формам, работа с мусором хорошо укладываются в контекст протестной британской панк-революции конца 70-х.

«Монастырь», 1988

Одна из самых известных работ, хоть и сохраняет следы реди-мейда, символизирует постепенный отход Крэгга от конкретики «мусорного» протеста в сторону абстрактной работы с цветом и формой. Гигантские устремлённые вверх конусы, собранные из каких-то отработавших своё промышленных механизмов, - по сути художник повторяет в них тот же фокус, что и раньше, но только теперь он делает это в разы чище и тоньше. Избегая прямых отсылок, свою идею он передаёт лишь с помощью мягкого, словно патина на бронзе, цвета, ловко преломляя восприятие зрителя - заставляя видеть то, чего нет.

«Абсолютно всеядный», 1995

Скульптуры Тони Крэгга часто сравнивают с произведениями первобытного искусства за их примитивную форму и очевидное подражание природе. Крэгг вообще интересуется историей и питает слабость к естественнонаучным музеям, впрочем, ровно в той мере, в которой они могут удовлетворить его интерес скульптора. Его «археологические» работы, подобные этой громадной челюсти, подкупают как раз тем, что, с одной стороны, кажутся хорошо знакомыми, а с другой - взятыми словно бы из какой-то параллельной реальности - той, что существует в музеях палеонтологии или учебниках. Так, расставленные на столе и под столом гигантские зубы, скреплённые толстой проволокой, всё ещё остаются метафорой древнего страха, но как бы искусно реконструированного и выставленного напоказ, а значит укрощённого.


«Сосредоточение», 1999

Подобно «Абсолютно всеядному», эта работа тяготеет скорее к жанру инсталляции, чем скульптуры. Тем не менее набитая хламом и покрытая металлическими крючками лодка хорошо иллюстрирует один из основных принципов работы Крэгга - свою скульптуру он старается лишить любой функциональности. Он отказывается объяснять свои работы, а названия, которые он им даёт, хоть и направляют мысль зрителя в некое русло, в действительности только всё больше запутывают. Они лишь приманка, на которую Крэгг к обоюдному удовольствию ловит доверчивых, притом вовсе не стараясь скрыть обман - нет, он нарочно заостряет на нём внимание. Он не жалея вбивает свои крючки, ещё и ещё - так, чтобы рябило в глазах и старая, очевидно, забытая где-то в сарае, лодка словно бы плыла в этой созданной им дымке, как и задумано, без цели и смысла.


«Застуканный спящим», 2006

Огромная окаменелость, раковина или до блеска вылизанная морем каменная порода, в действительности эта скульптура сделана из джемсонита - дешёвого композитного материала, который используют, чтобы строить фальшивые колонны в домах нуворишей. Крэгг, который уже давно перестал презирать благородные материи вроде мрамора или бронзы, по-прежнему радуется возможности превратить грязь в золото. Собственно, это касается и сюжетов, которые он выбирает. Мимолётные человеческие эмоции - частый его мотив. Из какой-то нелепицы, секундного смущения, невнятного спросонок бормотания Крэгг городит монументальное изваяние, наполненное совершенно неожиданной значительностью, словно муха, случайно попавшая под увеличительное стекло.

Тони Крэгг Фотография Mart Engelenа

"Эллиптическая колонна", Германия, 2012

Тони Крэгг – британский скульптор, один из признанных классиков современного искусства. Он начинал как художник в 1970-х годах, успешно влившись в популярное тогда течение минимализма и концептуального искусства. «Первоначальным интересом, вдохновившим меня на создание образов и объектов, было – и по-прежнему остаётся – создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования", – подчеркивал Крэгг в 1985 году на заре своей карьеры.

Основная тема исследования художника – бытие скульптуры вне дизайна, вне перипетий музейно-галерейного мира, вне арт-рынка. Он пытается разобраться, насколько самостоятельно может быть произведение искусства и может ли оно нести полезность.

"Ложные кумиры", Гремания, 2011 Фотография © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

"Монастырь", Германия, 1988 Фотография © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

За свою карьеру Тони Крэгг провел более 250 персональных выставок в ведущих музеях и галереях Европы, Америки, Азии и Австралии, включая Лувр, Париж; галерею Тэйт, Ливерпуль; Национальный музей современного искусства, Сеул; Музей современного искусства MACRO, Рим, и другие. Теперь же он добрался и до России. Наконец-то работы мастера в таком объеме можно будет увидеть и в нашей стране.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» организована при участии Фонда Беренго и при поддержке бренда Falconeri, Италия. На экспозиции будет представлено 55 работ, включающих в себя скульптуру и рисунки разных лет. Вам удастся увидеть как классические композиции мастера («Монастырь» и «Абсолютно всеядный»), так и новые работы из стекла и графические работы последних двух десятилетий. Стоит отметить, что проект выставки был подготовлен художником специально для Государственного Эрмитажа.

Впервые в России масштабная выставка Тони Крэгга прошла десять лет назад, дело было в московском ЦДХ. "Тяжесть и нежность" - так называлась ретроспектива, и эта строчка, взятая из стихотворения Осипа Мандельштама, как нельзя лучше описывает то, что ждет гостей теперь и в Главном штабе Эрмитажа. Экспозиция насчитывает более 50 произведений некогда представителя знаменитой британской "новой волны" 1980-х, а сейчас одного из признанных классиков современного мирового искусства.

Изваяния (это слово, пожалуй, лучшее всего подходит для монументальных работ мастера, каждая из которых весит никак не меньше сотни килограмм, а то и целую тонну) созданы из самых разных материалов. Часть из них традиционна - дерево, металл, камень. Но часто ли встречались вам скульптуры из резины, пластика или, к примеру, келавра - пуленепробиваемого материала, который используют при строительстве аэробусов?

Вообще я не сижу и не думаю, что именно создам. Находясь в своей мастерской, я сначала ловлю ощущение определенной работы, и уже от этого ощущения зависит выбор материала. Хотя, конечно, мне нравится использовать тот материал, который поддается контролю, - рассказывает скульптор.

На выставке можно увидеть, ставшие уже легендарными, композиции "Монастырь" и "Абсолютно всеядный". Первая была создана в 1988 году и представляет собой удивительное сочетание материального и духовного миров: шпили монастырского здания сделаны словно из огромных деталей разобранного самолета. Вторая работа - челюсть ископаемого. Идея пришла в голову Крэгга, когда он работал в Лондоне, рядом с Палеонтологическим музеем - скульптор часто захаживал туда и подолгу изучал скелеты древних людей и животных. Особенно его поразило то, что всего одного маленького зуба достаточно, чтобы ученые могли получить в процессе исследований массу информации о его "владельце". На абсолютную точность челюсть, созданная Крэггом, не претендует, но выглядит не менее впечатляюще, чем настоящие музейные экспонаты.

Есть на выставке и произведения последнего времени. Например, скульптуры "Измерение пары" или "Ложные кумиры". Сказать, на что это похоже, довольно сложно. Если очень приблизительно: не то струящаяся карамель из рекламы шоколадных батончиков, не то пещерные сталагмиты. Хотя сравнения здесь бессмысленны - еще на первых этапах своего творчества Крэгг заявлял, что ему интересно создание объектов, не существующих в мире. Хотя от сходства с природными явлениями мастер не отказывается, скорее, наоборот.

Я стараюсь делать так, чтобы скульптура содержала в себе энергетическую сложность, подобно той, что свойственна природе. Ведь то, что создает человек, очень и очень просто: мы делаем нечто гладкое или объемное, круглое или квадратное… Но самый лучший создатель - природа, и когда скульптура начинает отражать всю сложность мира, это удивительно! - говорит Крэгг.

На выставке в Эрмитаже представлены и его рисунки. В большинстве это графические наброски будущих произведений, их примерное видение. Сам скульптор слишком серьезно к ним не относится: "я делаю их постоянно, это уже автоматическая вещь". Тем не менее, проследить, как развивалась идея и менялся вид той или иной скульптуры, весьма занимательно. В рамках выставки, которая продлится до 7 мая, подготовлена образовательная программа с лекциями Тони Крэгга, мастер-классами и круглыми столами.

Сайт ,

1 марта 2016 года в Главном штабе открывается выставка« Тони Крэгг. Скульптура и рисунки», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта« Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI вв. еков. Выставка организована при участии Фонда Беренго и при поддержке бренда Falconeri, Италия.

На экспозиции представлено 55 работ, включающих в себя скульптуру и рисунки разных лет: ставшие уже классическими композиции« Монастырь» и «Абсолютно всеядный», новые работы из стекла и графические работы последних двух десятилетий. Проект выставки был подготовлен художником специально для Государственного Эрмитажа.

Тони Крэгг(р. 1949) - британский скульптор, один из признанных классиков современного искусства. В 1977 году переехал в город Вупперталь(Германия), где живет и работает в настоящее время. В 2008 году под Вупперталем был открыт Парк скульптур Тони Крэгга.

Тони Крэгг начинал как художник в 1970-х годах - на волне минимализма и концептуального искусства. Его первые работы представляют собой монументальные композиции, скомпанованные из бытовых отходов. Впоследствии художник обратился к исследованию свойств формы и поверхности, экспериментируя с самыми различными материалами - от традиционных дерева, камня и металла, до мало ожидаемых в скульптуре кевлара(нового пуленепробиваемого материала, из которого изготавливают аэробусы), резины и пластика. «Первоначальным интересом, вдохновившим меня на создание образов и объектов, было - и по-прежнему остаётся - создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования», - подчеркивал Крэгг в 1985 году.

В своих работах скульптор обращается к сложнейшему исследованию бытия скульптуры - вне дизайна, вне перипетий музейно-галерейного мира, вне арт-рынка. Его интересует скульптура за рамками ее пригодности, применимости, полезности и служебности. Бесконечность логической вариативности ее форм - одна из основных тем его исследований. Художник не перестает восхищаться человеческой способностью осознавать свое земное бытие, размышлять над ним. Скульптура является в его понимании своеобразным ответом на подобное размышление.

Иной, скорее, служебный статус у рисунков Крэгга. Они подготавливают рождение скульптуры, ищут для нее опоры и очерчивают бытийственное оправдание на формальном уровне. Рисунки неотрывны от скульптур и странным образом живут их пластическими законами. Нарисованные здесь абстрактные формы чреваты реальными, а, значит, материализуемыми объектами.

С 1979 по 2016 год Тони Крэгг провел более 250 персональных выставок в ведущих музеях и галереях Европы, Америки, Азии и Австралии, включая Лувр, Париж; галерею Тэйт, Ливерпуль; Национальный музей современного искусства, Сеул; Музей современного искусства MACRO, Рим, и другие.

Тони Крэгг - лауреат самой престижной в мире художественной премии Тернера, множества других премий и наград, он лауреат ордена Британской империи II степени(последнее звание перед званием сэра), почетный Кавалер Искусств и Литературы(Франция), член Королевской Академии художеств(Лондон), лауреат Шекспировской премии, член Академии художеств(Берлин), профессор Университета искусств в Берлине.

Художник прибудет в Санкт-Петербург со своей бригадой для монтажа и открытия выставки в Эрмитаже .

Летом 2012 года в рамках программы« Скульптура во дворе» в Большом дворе Зимнего дворца была показана работа Тони Крэгга« Люк».

Куратор выставки« Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» - Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, автор текста - Д. Ю. Озерков.

К выставке подготовлена большая образовательная программа, включающая в себя лекцию Тони Крэгга, мастер-классы и круглые столы.

Falconeri - итальянский бренд с огромным опытом производства трикотажной одежды из натуральных материалов для мужчин и женщин, обладающих изысканным вкусом. В коллекциях используется пряжа самого высокого качества; из нее создают универсальные и чрезвычайно удобные предметы гардероба, совершенство которых видно в каждой детали - сочетание утонченной красоты и элегантности. От набросков к контролю качества, от вязания до упаковки - каждый этап производства осуществляется на итальянской фабрике в Авио. Сочетание доступной цены и высокого качества продукции сочетается с большим вниманием к деталям и непрерывным совершенствованием технологий в лучших традициях« Made in Italy». Falconeri, имеющий свыше 80 магазинов по всему миру, пришел на российский рынок в 2011 году. Сегодня одежда этой марки продается в 11 магазинах, находящихся в трех крупных российских городах - Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Falconeri всегда был близок по духу мир искусства. Не так давно этот итальянский бренд выступил спонсором Кинематографического фестиваля в Таормине и крупной выставки работ Паоло Веронезе во дворце Гран Гуардия в Вероне.

La Fondazione Berengo. Fondazione Berengo - это независимая культурная организация, созданная Адриано Беренго(Adriano Berengo). Ее целью является продвижение стекла как материала в современном искусстве, дизайне и архитектуре, а также сохранение вековых традиций Венеции и Мурано. Также Fondazione Berengo вносит вклад в образование, совместно со школами искусств и другими заведениями, предлагая курсы для художников по стеклу, а также стажировку для студентов, чтобы они могли воплотить свои творческие замыслы при помощи традиционной стеклоплавильной печи. Fondazione Berengo стала одним из спонсоров Glasstress 2015 Gotika - 56-ой Венецианской биеннале, а также совместного проекта Berengo Studio и Государственного Эрмитажа.

24 февраля в Петербурге выступят калифорнийцы The Neighbourhood

Американцы The Neighbourhood возвращаются в Петербург с новым монохромным альбомом Wiped Out! 24 февраля черно-белые истории ждут тебя на сцене клуба A2 Green Concert.

В Петербурге открылась выставка мексиканской художницы Фриды Кало

В музее Фаберже открылась уникальная ретроспектива Фриды Кало. Несмотря на мировое признание, которое получила художница, в России до настоящего момента не было ни одной масштабной ретроспективы.Выставка продлится до 30 апреля.

20 февраля в Петербурге даст концерт австралийская группа Parkway Drive

Эти брутальные серферы-экстремалы успешно покоряют не только воды Индийского океана, но и сотни тысяч сердец преданных фанатов по всему миру! Они дадут концерт 20 февраля в Клуб Зал Ожидания!

21 февраля в Петербурге будет показано шоу «Лучшие иллюзионисты России»

Лучшие волшебники страны соберутся в ДК Ленсовета. Новая программа на целых 2 часа погрузит в загадочные манипуляции, исчезновения, ментальные фокусы, а также трюки с телепатией и левитацией.21 февраля шоу будет показано дважды - в 15:00 и в 19:00.

"Кармен": премьера в Москве

«Кармен» в классическом исполнении с применением световых и лазерных декораций 3D – невероятно впечатляющее и захватывающее действие!

13 февраля в Петербурге состоится вручение IX Премии "Чартова Дюжина"

13 февраля тебя ждут в СК «Юбилейном»! Грандиозное шоу с участием лучших отечественных музыкантов состоится одновременно сразу в двух российских столицах. В прошлом году впервые за историю существования Премии она стала доступна и для Санкт-Петербурга, ранее в городе проводился лишь одноименный фестиваль.

12 февраля в ресторане "Мансарда" концерт Димы Билана ко Дню Влюбленных

Цитатами из его песен можно сделать предложение руки и сердца. Концерт самого романтичного певца российской поп-сцены ко Дню всех влюбленных состоится в романтическом ресторане "Мансарда" с видом на Исаакиевсикй собор.

Comedy Woman поздравят всех женщин c 8 Марта большим концертом в Москве

9 марта в Crocus City Hall состоится большой праздничный концерт «Comedy Woman. 10 лет на шпильках». Участницы главного женского юмористического шоу страны поздравят всех женщин с Международным женским днем самым лучшим способом: они дружно посмеются над мужчинами, над собой и просто посплетничают с каждым гостем со сцены! Так как каждый мужчина знает, что лучший подарок любимой женщине - это продолжительный и качественный смех!