Задания для подготовки к конкурсу "чип" олимпиадные задания на тему. Индейцы равнин - символ индейцев северной америки Что изображено на картине джорджа кэтлина

Его мать и бабушка оказались заложниками во время восстания индейцев в штате Пенсильвания, известное как Резня в долине Вайоминга.

Несмотря на все пережитое семьей, детство Джорджа было наполнено историями про индейцев и поиском индейских артефактов.

Выучившись на юриста, он некоторое время занимался адвокатской практикой в ​​Уилкс-Барре. Но страсть к живописи взяла верх. И в 1821 году, в возрасте 25 лет, попытался продолжить свою карьеру в качестве художника-портретиста, проживая в Филадельфии. Конечно, он стал постоянным посетителем музея в ведении Чарльза Уилсона Пила, в котором содержались многочисленные предметы, связанные с индейцами, а также экспедицией Льюиса и Кларка.

Ход его карьеры изменила делегация западных индейцев посетивших Филадельфию. Кэтлин написал первые портреты индейцев и решил собрать, как можно больше информации об этом народе. Как утверждал он сам, именно эта встреча определила его судьбу.

В 1828 году Кэтлин женится на Кларе Грегори, которая был родом из зажиточной семьи купцов в Олбани, Нью-Йорк. Несмотря на свой счастливый брак, Кэтлин очень хотел изучать Запад.

И он отправился 1830 году в западную часть Соединенных Штатов. Сент-Луис был тогда краем американской границы. Ему удалось встретиться c Уильямом Кларком, который четверть века назад провел знаменитую экспедицию.

Кларк был впечатлен желанием художника и предоставил ему помощь, чтобы он смог посетить индейские селения. Карта Кларка, на тот момент, была самой подробной картой Северной Америки к западу от Миссисипи.

Кэтлин Джордж: Маленький Медведь, воин из племени Хункпапа, 1832

Холст, масло, 73,7 х 60,99

На протяжении 1830-х годов Кэтлин много путешествует, часто живя среди индейцев.

В 1832 году живет среди сиу, которые сначала очень подозрительно отнеслись к детальному изображению на бумаге. Тем не менее, ему было разрешено изображать жизнь племен.

Кэтлин Джордж: Последний круг церемониального танца Мандан О-Ки-Па, 1832

Холст, масло, 59 х 71

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин Джордж: Лоси у воды, 1854

Холст, масло, 48,26 х 67,31 Частное собрание США

Кэтлин часто рисовал портреты индейцев, их повседневную жизнь, записывая сцены ритуалов и даже спорта. На одной картине он изображает себя и индийских вождей в шкурах волков в траве прерии, внимательно наблюдающих за стадами буйволов.

В 1837 году Кэтлин открывает картинную галерею в Нью-Йорке.

Его считают первым, кто показал «Дикий Запад» и экзотическую жизнь индейцев для жителей города.

Кэтлин Джордж: Бизон, великий воин племени пауни, 1832

Холст, масло

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин ожидал, чтобы его выставку будут принимать всерьез как исторические документы о жизни индейцев. Он мечтал продать свои картины в конгресс США и надеялся, что проделанная им работа легла в основание национального музея, посвященного индейской жизни.

Кэтлин Джордж: Горб Бизона, верховный вождь, 1832

Холст, масло,73,7 х 60,99

Но конгресс не оказался заинтересован в покупке картин. И выставка работ в других города не была так популярна, как в Нью-Йорке.

Расстроенный Кэтлин уезжает в Англию, где его творчество вызывает интерес. Картины с успехом демонстрировались в Лондоне.

Кэтлин Джордж: Белое Облако, вождь племени айова, 1830-1870

Холст, масло70,5 x 58 см

Вашингтон Национальная галерея США

Книга более 800 страниц вышла в двух томах. Весь материал наблюдений, зарисовок, собранных во время путешествий, вошли в книгу. Она успешно прошла через ряд изданий.

Кэтлин Джордж: Гон у бизонов — Верховья Миссури, 1837-39

Холст, масло

Вашингтон Национальный музей американского искусства

В своих заметках художник подробно рассказывал, как огромные стада буйволов на западных равнинах были уничтожены, только потому, что одежда из меха была очень популярна в восточных городах.

Кэтлин Джордж: Военный совет сиу, около 1848

Холст, масло 64,45 х 81,28

Частное собрание США

Проницательно называя это явление экологической катастрофой, Кэтлин сделал потрясающее предложение. Он советовал оградить огромные массивы западных земель, чтобы сохранить их в естественном состоянии.

Таким образом, именно Джордж Кэтлин первым дал идею создания национальных парков.

Вскоре Кэтлин возвращается в Соединенные Штаты, и снова попытался предложить Конгрессу свои картины. Но его опять ждала неудача. Оказавшись в тяжелом финансовом положении все же решает вернуться в Европу.

Кэтлин Джордж: Фламинго в южной Америке, 1856

Акварель, гуашь 53,34 х 67,94

Частное собрание США

В Париже, Кэтлину удалось урегулировать свои долги, продавая большую часть своей коллекции картин американскому бизнесмену, который хранил их на паровозном заводе в Филадельфии. Жена Кэтлина умерла в Париже, и художник переезжает в Брюссель, где и жил до возвращения в Америку в 1870 году.

Кэтлин умер в Джерси-Сити, Нью-Джерси в конце 1872 года. Некролог в New York Times назвал значимой его работу документирования индейской жизни, и подверг критике Конгресс, который так и не приобрел коллекцию.

Какова же судьба его картин? Часть работ долгое время хранилась на фабрике в Филадельфии и была приобретена Смитсоновским институтом, в котором находятся и сегодня. Другие работы художника разшлиь по всему миру, и находятся в музеях США и Европы.

Можно добавить, что без самоотверженной любви Джорджа Кэтлина к индейскому народу, без его любви к свой земле, наши знания о индейских племенах и природе Америки, не были бы так полны и красочны. Он, как строгий очевидец, фиксировал уходящий мир.

Его творческое наследие обрело смысл и ценность спустя годы.

Материал подготовила скромный любитель всего индейского P.S. София

Спасибо, Алексей!!! Вдохновляет!

София, спасибо за интересный очерк.Благодаря таким увлечённым людям приоткрываются новые горизонты.

Спасибо за отзыв. У меня над столом висит копия его работы, вдохновляет...Возможно, это хорошо, идти своим путем.

Спасибо огромное за очень интересный материал. Как бы я хотел повторить судьбу этого человека и художника!

Кэтлин Джордж


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Стихия Огня , выраженая в натальной диаграмме, обеспечивает вас интуицией, энергией, храбростью, уверенностью в себе и энтузиазмом. Вы склонны быть страстным, утверждаете силу воли. Вы двигаетесь вперёд и, не смотря ни на что, достигаете ваших мечтаний и целей. Относительная слабость этого элемента - трудность отстраниться или своего рода смелость, приывающая вас делать глупости.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Фиксированное качество соответствует большинству элементов в вашей диаграмме и представляет желание защиты и долговечности: Вы способны конкретно оценить ситуацию и ее стабильность. Вы определенно предпочитаете роль лояльного, упрямого и трудолюбивого человека, вместо того, чтобы ставить новые и опасные опыты. Вы структурируете, цементируете и усиливаете все, что находите на своём пути, не очень интересуясь стремительностью.

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Лев Стрелец

Это зодиакальное сочетание формирует самую сильную волю. Вы амбициозны и темпераментны, сила и энергия позволяют вам осуществлять свои цели, какими бы они не были. Вы достаточно сдержанны и горды. Обычно не тратите усилий зря, безразлично, идет ли речь о любви или карьере.
- Вы экспрессивны, полны энтузиазма и вдохновляете других к действию. Но сами редко достигаете больших результатов. Если есть достаточно планет в стихии земли, то для установления равновесия можете проявить изобретательность и незаурядную предприимчивость. Вы независимы, но постоянно нуждаетесь в том, чтобы другие подбадривали вас, и вам нужны люди, на которых можно положиться.

Джордж Кэтлин. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Джордж Кэтлин

Солнце во Льве
По природе Вы лидер, у вас много друзей. Вы активны, всегда молоды душой и оптимистичны. Вопреки своей самоуверенности, Вы очень боитесь стать посмешищем в глазах других. Вы сердечный человек и любите выражать свои чувства. Терпение - это не самая сильная ваша сторона. Вас никто не может заставить делать что-либо силой, но лестью от вас можно добиться многого. Вы созидаельны и очень эмоциональны. Любите наслаждаться обеспеченной жизнью.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Джордж Кэтлин

Луна в Овене
Вы легко принимаете новые идеи, переживая опыт как способ самореализации. Вы часто меняете настроение, легко и быстро воспламеняетесь, а затем также быстро забываете причину злости. Порой выражаете тенденцию - я на первом месте. Вы также подвержены приступам раздражительности и головной боли. Людям кажется, что вы выдерживаете какую-то эмоциональную дистанцию, общаясь с ними. У вас хорошо развиты органы чувств, и вы часто пользуетесь этим сознательно, ради собственной выгоды. Если вы заинтересованы в чем-либо, можете быть очень добрым и отзывчивым, но, если не чувствуете внутреннего вдохновения, становитесь равнодушным и безликим. Вашими чувствами управляет эго. У вас быстрая реакция. Вы доверяете своим органам чувств и реагируете мгновенно, не размышляя. Это подчеркивает вашу импульсивность и склонность доверять чувствам, а не разуму. Вы презираете авторитеты и не любите, когда вам дают советы. Вы блистаете во всех ситуациях, когда требуется способность быстро принимать решения. Вы оригинальны, изобретательны, обладаете беспокойным умом, но не слишком выносливы. Во многих ситуациях берете инициативу на себя и демонстрируете самоуверенность. Пытаетесь доминировать над другими в эмоциональном плане и пользуетесь авторитетом, потому что как руководитель вы проявляете себя гораздо лучше, чем как подчиненный. Вы амбициозный и общительный человек, обладающий пионерским духом.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Джордж Кэтлин

Меркурий в Раке
Вы очень эмоциональны и легко подчиняетесь любым впечатлениям, идущим от органов чувств. Ссоры усугубляют ваше упрямство, так как вы не любите менять принятое решение. Вы впечатлительны, переменчивы и поддаётесь влиянию окружения. Добротой и уважением вас легко можно расположить к себе. У вас хорошая память и творческое мышление Вы внимательный слушатель, умеете сочувствовать чужим страданиям, но, если дело касается объективного мышления, то часто сталкиваетесь с проблемами, так как всегда примешиваете свои эмоции. Это может привести к склонности жалеть самого себя. Вы одарены дипломатичностью и трудолюбием, но в основном ориентированы на дом и семью.

Танец орла

Mystical Force - Музыка эквадорских индейцев

Джордж Кэтлин (George Catlin) родился 26 июля 1796 года в семье фермера в Вилксбэрре, штат Пенсильвания. В семье был 5-м из 14 детей. Его мать, Полли, в возрасте 8 лет была пленена индейцами, но впоследствии вернулась в цивилизованный мир. В детстве Джордж слышал много историй о приключениях среди диких индейцев. Изучал юриспруденцию в Литчфилде, штат Коннектикут, работал юристом в графстве Лузерн, штат Пенсильвания, но затем увлекся изобразительным искусством. В 21 год уже считался хорошим портретистом.


Подвиги команчей в верховой езде

Визит группы из 15 индейских вождей в Филадельфию в 1824 году вдохновил его рисовать индейцев. Он совершил поездки по восточным резервациям, а также писал портреты посещавших Вашингтон вождей. В 1826 году написал портрет знаменитого сенека Красной Куртки и других резервационных индейцев. В 1830 году отправился в Сент-Луис, где подружился со знаменитым исследователем Уильямом Кларком — суперинтендантом по делам индейцев территории Миссури.


Танец с факелами, Оджибва

В течение двух лет Кэтлин писал портреты посещавших Сент-Луис индейских делегатов. Сопровождал Кларка в форт Кроуфорд, где проходил договорной совет, и к канзасским племенам на р.Миссури. В марте 1832 г. при поддержке Кларка путешествовал вверх по Миссури на принадлежавшем Американской меховой компании пароходе «Йеллоустон». Встречался с сиу, кроу, черноногими, ассинибойнами, манданами и другими племенами. В Сент-Луис Кэтлин вернулся осенью на каноэ в сопровождении двух трапперов. Здесь ему удалось написать портреты пленников сауков и фоксов, захваченных в войне Черного Ястреба.


Погоня за бизонами, Оседжи

Весной 1833 г. отправился в новое путешествие, добрался до форта Ларами, штат Вайоминг, а затем до Великого Соленого озера, штат Юта. После возвращения в Сент-Луис Кэтлин провел зиму в Пенсаколе, штат Флорида, потом перебрался в Новый Орлеан. Весной 1834-го покинул Новый Орлеан и отправился в форт Гибсон на Индейской Территории, где написал портреты чероков, чокто, криков, осейджей и др. 19 июня отправился на Южные равнины с экспедицией драгун, возглавляемой Генри Ливенвортом и Генри Доджем. Побывал на землях команчей и вичитов.


Dance to the Berdash

Начавшаяся лихорадка вынудила его следующей осенью вернуться в Сент-Луис. В 1835-1836 гг. Кэтлин рисовал индейцев в Миннесоте и Висконсине. Это были его последние поездки в дикие края Запада. В 1837-1838 гг. художник организовал выставки в городах восточных штатов, представив коллекцию почти из 600 картин, на которых были изображены представители 48 племен, плюс коллекцию из тысяч предметов индейской материальной культуры. Он надеялся продать картины Национальному музею, но в результате своей открытой критики федеральной политики по отношению к индейцам не нашел поддержки.

В 1839 году Кэтлин увез коллекцию в Европу, где она пользовалась огромным успехом. Помимо прочих мест, в 1845 г. его коллекция выставлялась в Париже в Лувре. Тем не менее, к 1852 году он погряз в долгах и был вынужден в счет их погашения передать кредиторам всю коллекцию картин и предметов индейской культуры. В 1852-1857 гг. Кэтлин путешествовал по Южной и Центральной Америке, а также посещал Дальний Запад, добравшись до Аляски. Его воспоминания о поездках на Великие Равнины были опубликованы в 1841 году.


За бегущими бизонами, устье Йеллоустоун

Современники описывали Кэтлина человеком религиозным, высокоморальным и скромным. Черноволосый и голубоглазый, ростом он был 5 футов 8 дюймов, а весил около 135 фунтов. К 50 годам оглох. Умер в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, 23 декабря 1872 года.


Танец нищих, устье реки Титон


Битва между Сиу и Саук и Фокс


Танец скальпов, Сиу


Преследование бизонов индейцами по сугробам на снегоступах


Танец невольников, Саук и Фокс


Преследование бизона, неминуемая смерть


Танец бизонов, Мандан


Приручение дикой лошади


Танец излечения


Преследование бизона с луками и копьями


Танец обнаружения, Саук и Фокс


Танец быков, Мандан


Гонки на каное


Четыре танцора


Знакомство драгунов команчей


Танец трубок, Ассинибоайн


Поход команчей на войну с полным обмундированием


Танец храбрых, форт Снеллинг


Атакующие на полной скорости воины команчей, Оседжи


Охота на оленей на каное


Танец зеленой кукурузы, племя Хидатса


Знакомство оленей и бизонов, штат Техас


Танец войны, Сиу


Медведи гризли, атакующие индейских всадников


Соревнование по стрельбе из лука


Красивый вид охоты на уток на реке Висконси, Виннебаго


Танец медведей


Конная военная атака


Танец быков


Живописные обрывы на Прейри-дю-Чиен


Ловля лососей при свете факела, Оджибве


Бдительный Фокс, вождь племени, Kee-о-кук

Джордж Кэтлин (1796-1872) — художник из Америки. Он некоторое время жил среди индейцев и писал их, портреты, их жизнь (600 работ).

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей. Многочисленные племена, жившие на северо-западном побережье континента, занимались рыболовством и морской охотой. В Калифорнии индейцы также охотились и ловили рыбу, а кроме того, собирали желуди. В восточной части нынешней территории ‘США жили племена оседлых земледельцев. Это ирокезы и мускоги.

В прериях племена сиу, дакота, оседжи, арапахо, команчи, кэддо, уичита обеспечивали свою жизнь охотой на бизонов. Область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения располагалась на территории нынешних штатов Нью-Мексико, Аризона. Юта, Колорадо. Здесь обитали племена пуэбло и пима. На этих же землях после колонизации возникли скотоводческие хозяйства навахов.

В книжных магазинах на 18-й улице в Вашингтоне, на Бродвее в Нью-Йорке мои попытки обзавестись хотя бы одной-двумя книгами по истории, культуре или искусству индейских племен завершились полным разочарованием. Удивление вашингтонских продавцов перекликалось с вопросами не менее пораженных ньюйоркцев: «Какое искусство? Какая индейская культура?»

В одном из бродвейских магазинов пожилой американец, увидев мое разочарование, посоветовал побывать в Музее американских индейцев на 155-й улице или в лавке «Типи» на 42-й, против Публичной библиотеки, а также в Центре искусства американских индейцев на 3-й авеню Ист-Сайда.

Большинство оставшихся индейцев живут сейчас в резервациях, то есть на землях, закрепленных за ними законом, а кто не живет в резервациях, - говорил мне советчик, - тот полностью слился с общеамериканским образом жизни. Никакой современной индейской культуры не существует. Все, что осталось от нее, - это памятники. Стоит посмотреть.

Увы, ни 155-я, ни 42-я улицы меня не порадовали. Замечательные образцы творений народных мастеров племен навахо, сиу, чероки, пайют и других - из бирюзы, кожи, дерева, глины, стекла - радовали глаз, будоражили воображение, говорили о некогда развитой культуре коренного американского населения, но все-таки изделий было очень немного. Центр искусства американских индейцев на 3-й авеню и вовсе оказался закрытым - если не навсегда, то надолго.

Скромный парк на склоне холма, подступающий к самой воде, на северо-западной окраине Манхаттана, сам по себе оказался памятником. Когда-то здесь была стоянка индейцев. Последний житель покинул ее в 1626 году. Голландцы выменяли земли этой стоянки на европейские товары общей стоимостью в 24 доллара. И это, видимо, было еще хорошо. После сделки манхаттанским индейцам разрешили увезти с собой скарб, жен и детей, а не расстреляли их, как это обычно было в других местах.

В Соединенных Штатах каждый школьник, каждый студент знает знаменитые слова президента Линкольна: «Дом, расколотый надвое, не может стоять». Все знают о том, что в ходе гражданской войны он издал прокламацию об освобождении рабов, в том числе и многих индейцев, попавших в кабалу к белым. Но индейцам прокламация помогла мало. Их по-прежнему изгоняли с земель предков, разоряли, убивали, обманным путем за бесценок скупали плодородные земли. В середине XIX века за I акр (1 акр - приблизительно 0,4 гектара) индейцы получали по 5 центов. Президент Линкольн был одним из немногих государственных деятелей. которые вставали на сторону обездоленных и угнетенных. Но подавляющая масса прошлых и нынешних американских высокопоставленных лиц - люди совершенно иных позиций.

«Единственный способ иметь дело с движением индейцев - это перестрелять их лидеров» - таковы подлинные слова прокурора штата Южная Дакота, самого тревожного штата в смысле индейского вопроса. В капитолиях различных штатов, в кабинетах мэров крупных городов - например, Канзаса, Денвера, Лас-Вегаса, Сан-Франциско - обязательно увидишь широкоформатные, красочные картины истребления индейцев, разорения их стоянок и изгнания с насиженных мест с помощью регулярных кавалерийских полков, вооруженных уже тогда автоматическим огнестрельным оружием. Подобные картины - атрибут чуть ли не каждого солидного государственного учреждения. Помимо этого, нередко можно услышать жуткую, кровожадную фразу, брошенную когда-то генералом Шериданом: «Хороший индеец - это мертвый индеец».

Нью-йоркский музей «Метрополитен» - один из крупнейших художественных музеев западного полушария, в этом отношении ведет себя скромнее и большинство картин, которые изображают пролитую кровь краснокожих, хранит в запасниках.

Проведя часть дня среди многочисленных портретов индейцев кисти Джорджа Кэтлина, я так и не смог обнаружить в их лицах характерных черт воинственности, стремления к уничтожению белых - словом, всего того, о чем нередко пишут западные историки, утверждая, что белому населению в свое время приходилось поднимать винтовку на краснокожих только в порядке самозащиты.

Впервые Кэтлин отправился в индейские поселения в 1829 году. Совершив несколько коротких путешествий, художник впоследствии оставался жить среди индейцев по нескольку лет.

Из записок самого Д. Кэтлина можно узнать, что он думал о своей творческой миссии. «…Не от кого мне было ждать ни поддержки, ни совета, мне, находящемуся здесь в полном одиночестве и принявшему твердое решение с помощью лишь кисти и пера спасти от забвения истории их (индейцев) первобытные образы и обычаи, насколько на это хватит сил и способностей одной человеческой жизни».

Нашелся одиночка и в наши дни. Американский журналист Ди Браун выпустил свою книгу в 1971 году, а назвал ее так: «Схорони мое сердце у излучины реки (история американского Запада, рассказанная индейцами)»

Ставя под сомнение официальную историю освоения американского Запада, автор восстановил истинное положение по рассказам и документам, которые исходили от коренного индейского населения. Пользуясь записями почти забытых преданий прошлого, автор попытался (и попытка ему удалась) поведать о завоевании американского Запада «как бы от лица его жертв, приводя всюду, где это возможно, их подлинные слова». Например, слова послания, которое в 1867 году вождь чейеннов Танкагаска («Высокий Бизон») направил генералу Скотту Хенкоку.

«Мы никогда не причиняли белым вреда, - сообщал генералу Высокий Бизон, - и нет у нас таких намерений… Мы хотели бы жить с белыми в дружбе… Буйволов с каждым днем становится все меньше. Антилоп, которых еще несколько лет назад было сколько угодно, теперь редко встретишь. Когда все они перемрут, нам придется голодать, а если захотим поесть, мы волей-неволей будем вынуждены идти в форт. Вашим молодцам не надо в нас стрелять, а то стоит им нас увидеть, как они поднимают пальбу, ну тогда и мы начинаем стрелять в них».

«…Это невеселая книга, - пишет в заключение Ди Браун, - но история имеет обыкновение вторгаться в настоящее, и, может быть, мои читатели лучше поймут, что собой представляют американские индейцы, узнав, чем они когда-то были. Их, вероятно удивит, с какой мягкой рассудительностью выражаются те, кого американские мифы изображают свирепыми дикарями. Их, быть может, кое-чему научит народ, привыкший беречь и лелеять свою землю. Ведь индейцы знали, что земля и ее плоды - источник жизни, что Америка - это рай, поэтому они и не могли понять, зачем те, кто вторгся к ним с востока, так упорно истребляют не только все, что принадлежит им, индейцам, но и то, что является самой Америкой.


(портрет не с выставки - из wikipedia)

Джордж Кэтлин
Портрет работы William Fisk. 1849
(не с выставки - из wikipedia )

Лишь в первой экспедиции 1803 года Льюиса и Кларка не было художников. Во всех последующих исследовательских партиях они принимали участие. Тем самым было положено начало традиции в Америке. В дореволюционной России традиция существовала. К слову, сохранялась и в советские времена.

Примерно в те же 1820е годы, когда первые экспедиционные художники фиксировали события, Чарльз Бэрд Кинг ( Charles Bird King , 1785 - 1862) получил государственный заказ создать портреты членов делегаций индейцев, прибывающих с официальными визитами в Вашингтон. Почему выбран этот мастер? Кто он такой?

Профессиональный художник. Получил серьезное образование в Нью Йорке и в Королевской Академии Лондона. Писал портреты многих более чем известных персон, в частности, президента Джона Адамса и министра обороны Джона Кэлхауна.

В рамках госзаказа Кинг создал серию (так называемую «книгу») небольших портретов маслом на холсте. Погрудные портреты анфас на темном фоне. Всего за период с 1822 по 1842 года Кинг создал 143 портрета - огромная работа , согласитесь . Финансировало создание портретной галереи - федеральное правительство . Томас Маккени (Thomas McKenney), чиновник высокого ранга, впоследствии глава Bureau of Indian Affairs (Бюро по делам индейцев) был другом Кинга . Иногда блат благотворен: портреты Кинга вдохновили и самого МакКенни, - в 1829 году он взялся за колоссальный труд. Сейчас его трехтомник History of Indian Tribes of North America. - классика . Иллюстрации в трехтомнике - из портретной галереи Кинга (на нашей выставке, естественно, нет. Все равно выложила в самом конце рассказа о художнике)

Какой портрет представлен на нашей выставке?

"Джесси Лохматая Голова" ( 1820. х.м. 46х 36)

Привычно-анекдотическое имя? Погодите. Породистый интеллигентный человек, несуетливый и отлично знающий себе цену. Коротко стриженные волосы, стоячий воротник безукоризненной рубашки, черная лента шарфа. ИНДЕЕЦ???!!!
Лидер индейцев чероки, одного из самых крупных и могущественных племен Северной Америки. Лохматая Голова отличался незаурядными способностями. Получил сан баптистского священника, служил своему племени в качестве дипломата и переводчика. Был ЕДИНСТВЕННЫМ должностным лицом, который разъезжал в пределах племени без оружия и охраны - с одной Библией в руках.

Такой художник - такая модель.

Кинга в интернете много.
Три иллюстрации (из 143) с литографий (9" x 6") из того самого трехтомника (см. выше):

1. Chon-Mon-I-Case, An Otto Half Chief, 2. Chou-Ca-Pe, An Otto Second Chief, 3. Hayne Hudjihini

В 1824 году делегация индейцев побывала в Филадельфии. Здесь ее увидел Джордж Кэтлин ( George Catlin , 1796-1872) . Юрист, с юности увлекавшийся живописью.

Делегация произвела на Кэтлина ошеломляющее впечатление. Цитата из путевого дневника: «История этого народа - тема, заслуживающая всей жизни. И лишь закат этой жизни может помешать мне... быть их историком» (далее все цитаты по каталогу в-ки «Запад, Запад.Запад», Вашингтон, 1989, стр. 27 ).

Стремился зарисовать образ жизни индейцев до того, как их мир разрушит неизбежное вступление в силу новых правил игры. Оставил после себя не только живописные свидетельства, но и литературные публикации. Популярен при жизни. Вот вам и ценители прекрасного??? Помимо всего остального, организовал и провез по Европе «Шоу дикого запада». Дягилев индейского искусства.

К 1840 году Кэтлиным написано около 600 картин - летопись жизни 40 с лишним племен. В 1840х годах более 400 портретов, пейзажей и жанровых сцен выставлялись в Англии, Франции и Бельгии.

Американский посол Черчиль Кемберлинг привез альбомы с работами Кэтлина в Россию. В эти же 1840е Кэтлин подарил всучил несколько работ Николаю I во время визита российского императора в Лондон.

На выставке Кэтлин представлен пятью работами (1832, масляная живопись на холсте размером 58 или 61 х 71). Три из них:


В 1832 году во время путешествия вверх по Миссури писал индейцев племени мандан. Изображена церемония посвящения, которую вынуждены проходить все мальчики-подростки. В конце "ужастика" их подвешивают за ключицы и в бреду боли и страха (а, может, и какого одурманивающего?!) они "познают" свое истинное имя. На последней картинке ребят без сознания уносят "реанимироваться". Жуткая история.
Через пять лет (после Кэтлина) племя полностью исчезнет в результате эпидемии оспы.
Отморозками быть - вредно для здоровья! Не апачи, однако!
Работы Кэтлина - единственное свидетельство о целом народе.

Тот самый случай, когда неловко анализировать собственно живопись: полотна ценны не этим. Тем не менее, при всей эскизности и «юридических навыках», у Кэтлина живописное видение мира. Смотришь на работы 1820х годов, а кажется, что это примитивизм уже следующего века. Да и сейчас такого «наива» немало. Единственно, следует помнить: художник не самовыражался, а выполнял заказ по «записи реальных событий в режиме реального времени». Это - репортаж.

В инете Кэтлина полно.

Увы, пропустим несколько стен - целое созвездие художников.

Остановимся на пару минут у этого забавного полотна. Что за «гномы», будто вылезшие из пещер старо-немецких или шотландских легенд?

«Золотодобытчики», ( 1858. х.м. 74х91 ). Автор - Альбертиус дель Ориент Брауэр ( Albertius del Orient Browere , 1814-1887).

Сын скульптора, профессиональный художник. Мастер жанровой живописи и речных пейзажей. Большую часть жизни прожил в штате Нью Йорк в Кэтскиллских горах, которые и изображал, зарабатывая «на хлеб насущный» и попутно накапливая известность.

Однако, было в его жизни два эпизода. В 1852 и 1858 году «золотая лихорадка» позвала в Калифорнию. Земли на берегу Тихого океана включены в состав страны в конце сороковых: 1846 год - Орегон и 1848 - Калифорния. После того, как в 1848 году в Калифорниинашли золото, началось то, что сегодня хорошо известно по романам и повестям, а также по многочисленным фильмам, песням, балладам, легендам и преданиям.

Среди искателей приключений, естественно, оказались и художники. Однако, многие скоро поняли, что прибыль от основной специальности несравнимо надежнее, чем старательская деятельность.

Пестрая когорта так называемых «сорокадевятников». Кстати, в 1849 году на прииски Калифорнии прибыла группа русских старателей. Знаете ли вы, что именнорусская партия оказалась в числе самых успешных? А вы считаете, что выставку сделать - это картинки привезти, да по стенкам развешать? Вот что можно «наМыть» в процессе подготовки.

Как получилось, что наши «золотодобытчики» столь разительно отличаются от привычно-киношных? Художник - «хозяин-барин». Он их видел такими:чистенькими, с вьющимися аккуратными бородками, в колпачках, смеющимися во время отдыха у подножья гор-великанов. Фантазеры эти художники. Стиль даже получил название «неправдоподобный» или, по имени самого известного «сказочника», «хоггартовский».

А почему, собственно, все старатели должны остаться в мифологии авантюристами, трагиками и романтическими хулиганами? Джек Лондону - «джек лондонское», а Брауэру - «брауэрское».

Брауэр в интернете есть. Смотрите, торгуются сегодня работы на аукционах.
Вот, к примеру www.askart.com/AskART/B/albertus_del_ori ent_browere/albertus_del_orient_browere.a spx

The Attack On The Ewatkins Glenn.

С "обязательной программой" заканчиваем. Следующий пост начну с одного из любимых.