Жанр преступление и наказание достоевского. Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

Какова композиция пьесы "Гроза"? и получил лучший ответ

Ответ от Июта[эксперт]
Экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка.) А теперь вспоминайте сюжет)) Композиция. Первое действие - развернутая экспозиция. Она понадобилась Островскому для тoгo, чтобы дать начальное представление о действующих лицах, о тех взаимоотношениях, которые господствуют в городе Калинове.
Обитатели города постоянно ощущают на себе жестокую и безграничную власть хозяев. Отсюда так часто повторяемое героями пьесы слово неволя. О ней говорят Катерина, Борис, Тихон, Варвара.
Для драматурга было очень важно выбрать такoгo гeроя, устами котopoгo он мог дать общую картину быта и нравов города Калинова. Таким человеком в пьесе является механик-самоучка Кулигин: именно ему принадлежат слова о красоте окружающей природы, именно он способен оценить то, что свершается вокpyг. Он paсскaзывает Борису о «жестоких нравах» города. Почти рядом с монологом Кулигина в пьесе дан монолог странницы Феклуши («И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»). Иную оценку дает Кулигин Кабановой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. .
Пятое явление раскрывает семейные отношения, которые царят в доме Кабановой. .
Резкое столкновение характеров начинает ощущаться в этом явлении. Чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и главное - Катерины. Но Тихон свое недовольство скрывает за лживыми фразами, полными унижения, Варвара говорит «про себя» , а Катерина, «что при людях, что без людей... все одна» , говорит с Кабанихой как равная и, в отличие от Тихона, даже обращается к ней на «ты». Именно в Катерине видит Кабанова свою противницу.
В седьмом явлении Катерина рассказывает о себе, о своей жизни в родительском доме, и чувствуется глубина и поэтичность ее внутреннeгo мира. Впечатления прошлых лет составляют резкий контраст с обстановкой кабановского дома («Я у вас завяла совсем») .
Катерина страдает и от тяжелой атмосферы в доме Кабанихи, и от сознания своей тайной любви к Борису, отсюда предчувствие беды. Трагедийный мотив («Быть гpexy какому-нибудь!.. Быть беде!») пронизывает первое и второе действия, звучит на протяжении всей пьесы.
В первом действии Островский ведет зрителя от общей картины нравов и характеров к семье Кабановой и далее к душевной драме Катерины
^ Главным событием втopoгo действия являются проводы Тихона в Москву, что позволяет драматургу более полно раскрыть домостроевские порядки, царящие в Kaбановском доме, психологию и характеры гepoeв. В cцeне проводов происходит новое столкновение Кабанихи и Катерины. Мы видим неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину, у которой рушатся последние надежды найти опору в муже, отсюда и ее возглас, полный душевной боли: «Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За Koгo мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» .
^ Второе действие и, в частности, сцены проводов Тихона и последующий за ними монолог Катерины с ключом (явление десятое) - завязка драмы, поворотный момент, за которым следует развитие действия.
«Ах, кабы ночь поскорее!.. » - этими словами Kaтeрины заканчивается второе действие драмы, но третье начинается не со сцены ночного свидания, котopoгo так ждет героиня, а с беседы Кабанихи и Феклуши у ворот кабановского дома. Это действие поделено драматургом на две картины (сцены) , резко противопоставленные друг другу.
Рассказ странницы Феклуши о посещении Москвы, который внимательно слушает Кабанова, окрашен мрачным предчувствием - по всем приметам наступают «последние времена»: в городе одна пустая суета, «гульбища да игрища, а по улицам-то индо гpoxoт идет... oгненнoгo змия стали запрягать» .
^ Вторая картина - ночь свиданий
Обратимся к диалогу Катерины и Бориса. Кажется, что они говорят на разных языках, по-разному чувствуют. Сознание своей греховности не покидает Катерину, она стоит, «не поднимая глаз» , почти не видит, не слушает Бориса. Ее страстное «Tы- противопоставлено в диалоге осторожному «вы». С которым обращается Борис к ней. В

Драма Островского "Гроза" самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Основная тема грозы – это столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей, господствовавшими в Росии – общественными и семейно-бытовыми порядками.

Если рассматривать “Грозу” как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается.

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно - авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант - авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.
Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в “Грозе”, - это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.
Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.
Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.
Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным - механиком-самоучкой. С другой - “кулига” - это болото.

Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл - это народная трагедия.

Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название - “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, - говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по “Домострою”, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза. Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.Авторская позиция выражена в композиции. Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, - возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве - это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания - Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.


Жанр и композиция. По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия - один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает мо­ральную победу, что вызывает скорбь зрителей и душевное очище­ние их через страдание - катарсис. Все это в полной мере можно отнести к пьесе Островского. Действительно, гибель Катерины неминуема. Катерина, сильная, гордая натура, способная на действенный протест, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановой. Но и победа ее невозможна, поскольку против Ка­терины выступает не злая свекровь, а весь современный ей мир - мир жестокости, лжи, покорности и самодурства. Победить значило бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по словам Добролюбова, «Гроза» производит впечат­ление освежающее, что служит ярким свидетельством присутствия эффекта катарсиса у зрителей («луч света в темном царстве»). Но «Гроза» - это не классическая трагедия, а новаторское про­изведение: социально-бытовая трагедия. Определение «социаль­ная» дано пьесе потому, что конфликт, лежащий в ее основе, носит не частный, а общественный характер. Драматург изображает не столкновение невестки со свекровью, а серьезные разногласия ме­жду противоположными лагерями, на которые разделилось обще­ство. Но главное художественное открытие Островского состоит в том, что он, показав в пьесе реальную жизнь волжского города, по­грузил трагедию в быт, хотя высокая трагедия по существовавшим канонам не должна была соприкасаться с бытовыми явлениями. Новаторству жанра соответствует и своеобразие сюжета и компо­зиции пьесы. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с развернутостью экспозиции: драматургу важно основательно позна­комить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, нравами, в условиях которых предстоит действовать героям, ввести ряд второ­степенных персонажей, мотивировать созревание конфликта. Дейст­вие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги - главную (Катерина - Бо­рис) и побочную (Варвара - Кудряш). Пьеса имеет ряд внефабульных эпизодов, которые в сюжете играют существенную роль, дорисо­вывая картину «темного царства». Напряженность драматического действия растет от акта к акту, предваряя будущую катастрофу, го­товя к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена покаяния), а значит, высший момент развития действия находится не в послед­нем акте, как обычно, а в середине пьесы. Развязка происходит в V акте, здесь две интриги получают завершение, а две линии борь­бы, сплетаясь в тугой узел, оказываются развязанными. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую гибель. Кольцевое построение пьесы (события I и V актов происходят на волжском обрыве, в них участвуют те же персонажи) служит компо­зиционной завершенности и выражает авторский замысел.

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г ., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Наз вание «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те на­ строения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Пьеса «Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к дра­ матургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатири­ ческую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе I860 г.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно опре­ делить как столкновение между новыми веяниями и старыми тра дици я м и. между утесняемыми и утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной России общественными и семейными порядками, бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми уже, из жившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опирав­ шимися на всю систему феодаоьно-крепостнического деспотизма иновыми прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой лич ности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой жизни, представляет собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом - Катерины и Бориса с окружающей их средой, к нему присоединяются кон­ фликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отра­ жением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечёт за собой и ряд частных тем:

а) рассказа­ ми Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положе­ ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо­ хи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Кате­рины - с другой;

в) рисуя жизнь, интересы, влечения и переживания дейст­ вующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний обще­ ственный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ост ровский, детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой среде;

г) отвечая на актуальные вопросы своего време­ ни, Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

д) наряду с социально-экономическими и быто­ выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Гро­зе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предрефор менная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и куль­ турно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Какова же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы пра­ вящих классов и положение трудового люда, превратила пьесу в зеркало сво­ей эпохи. Природа, в которой живут люди, чудесна, её богатства беспредель­ны, её красота изумительна. Но общественные порядки, властвующие в жиз­ ни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой Островский, боль­ шинство населения находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ ва. «А у кого деньги, - рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, - тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег - наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое меньшинство не довольствуется грабе­ жом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль и между со­бой. «А между собой-то, - рассказывает Кулигин, - как живут! Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I , явл. 3). В условиях пред реформенного слоя большинство населения угнеталось не только экономиче­ ски, но и духовно. Купечество, уверенное, как и дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, - чванится Дикой пе­ред Кулигиным, - помилую, захочу - раздавлю» (Д. IV , явл. 2). В грозном ок­рике и постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеуст­ ройства видит и Кабаниха.

Одна из замечательных особенностей этой пьесы - в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих лиц на две основ­ ные группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утесните- ли, «тёмное царство», по словам Добролюбова, - это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха - Марфа Игнатьевна Кабанова). К утес­ няемым относятся все остальные герои.

Композиция пьесы

а) Экспозиция - картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I , явл. 1-4).

б) Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкнове­ ние (Д. I , явл. 5).

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира­ ется гроза (Д. I , явл. 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома; конец Д. IV . Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже­ ние.

д) Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д. V , явл. 4).

е) Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-то
зачем остался жить да мучиться!..» (Д. \, явл.7).

Жанровое своеобразие пьесы «Гроза».

По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как кон­ фликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человече­ ское достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калинов цев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и кото­рую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кули гин.

Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Особую роль в композиции «Грозы» играет прием антитезы. Сюжетная линия «Катерина - Борис» противопоставлена сюжетной линии «Варвара - Ванька Кудряш». Это хорошо видно на примере двух сцен свидания: у Катерины и Бориса отношения романтические, у Варвары и Ваньки Кудряша - обыденные. Система персонажей пьесы также построена на принципе контраста: Катерина -Кабаниха, Катерина - Варвара, Борис - Ванька Кудряш.

Конфликт.

Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.

Пейзаж.

Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.

Пейзаж - описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Символы.

Большую роль в пьесе играют символы. Символично уже само название: гроза - это 1) природное явление; 2) для Катерины - это символ божьего наказания; 3) для жителей Калинова - символ грядущих перемен.

Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).

Символ - художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.

Жанр.

Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).

Драма - один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;

один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.



Трагедия - драматическое произведение, в котором изображаются трагические явления действительности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, поэтому произведение обычно заканчивается гибелью главного героя. Неприменное условие трагедии - катарсис - очищение и просвещение зрителя в результате переживания страха и сострадания.

Заключение.

Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - оригинальное и новаторское по форме произведение. На примере бытового материала (а не легенды), взяв в качестве героя частное лицо (а не историческую личность), используя художественные приемы, характерные для других жанров (пейзаж, символ) драматург сумел показать трагизм человеческого существования на сломе исторических эпох.

Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».

1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?

А) завязка

Б) кульминация

В) развязка

2. Как можно охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?

А) внешний

Б) внутренний В) двуплановый

3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?

4. Как определил жанр «Грозы» А.Н. Островский?

A) комедия в пяти действиях

Б) трагедия в пяти действиях

B) драма в пяти действиях

5. Что является символом грядущих перемен в г. Калинове?

Б) солнечные часы


Способы отслеживания развития общих компетенций

По окончании изучения темы «А.Н. Островский «Гроза» у студентов должен быть сформирован ряд элементов общих компетенций. Студент:



1. Удовлетворительно прошел все поурочные тесты – 1 балл;

2. Способен выделить ключевую информацию (конспект уроков 2,6) – 1 балл;

3. Владеет навыками структурировать и анализировать первичную информацию (цитатная характеристика «темного царства» урок 3,4) – 1 балл;

4. Умеет делать выводы на основе полученной инфрмации (уроки 2-6) – 1 балл.

В итоге после изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.


Сформированность элементов общих компетенций

ФИО студента Элементы общих компетенций Всего баллов
Тесты Способность выделять ключевую информацию Структурирование и анализ первичной информации Коммуникативная компетентность Умение делать выводы

Список литературы