Значение иона (сысоевич) в православной энциклопедии древо. Биография Строительство и колокольные звоны

ИОНА (ок.1607 — 20.12.1690, Ростов, похоронен в ростовском Успенском соборе) — митрополит Ростовский и Ярославский(1652 — 1690).

Родился в семье священника Сысоя, служившего на погосте на противоположном от Ростова берегу оз. Неро близ д. Ангелово(прежде Бесово, Чертово). Был иноком угличского Воскресенского, настоятелем ростовского Белогостицкого, в 1646—1652 архимандритом ростовского Богоявленского Авраамиева монастырей. В августе 1652 поставлен патриархом Никоном в ростовские митрополиты после кончины митрополита Варлаама. Не позднее 05.07.1690 ушел на покой.

Принимал активное участие в церковно-политической жизни, присутствовал на церковных соборах, в августе-декабре 1664 был местоблюстителем патриаршего престола, выступал заказчиком каменного строительства в епархии. Известен своей борьбой со старообрядчеством. Известно несколько эпизодов, в которых проявился характер Ионы, его место, роль и позиции в событиях своего времени.

В 1652 вскоре после вступления в сан им было написано Окружное послание пастве. Задолго до раскола здесь употреблено выражение« раскольники» в смысле« душевные разбойники». Основной пафос сочинения — в призыве к населению строго следовать религиозным установлениям. За отступление от них Иона угрожал в первую очередь церковным, а не светским наказанием.

Идеи величия церкви, истинности действий высшего духовенства, проводившего церковную реформу, нашли отражение в грандиозном каменном строительстве, осуществлявшимся в течение всего периода пребывания Ионы на ростовской митрополии. Им были построены знаменитый ансамбль ростовского архиерейского дома, обычно называемый Ростовским кремлем, Введенская трапезная(1650) церковь Авраамиева монастыря, Благовещенский собор(1657) и Михаило-Архангельская церковь(1658) Белогостицкого монастыря, собор Петровского монастыря(1682−1684), Троицкий собор Зачатьевского(позднее Спасо-Яковлевского) монастыря(1686−1691), ансамбль угличского Воскресенского монастыря(1674), митрополичьи палаты(соборный дом) с церковью Леонтия в Ярославле(1690) и др. Отличительная особенность ионинских храмов — фресковые росписи интерьеров, одной из ведущих тем которых была история церкви в ее борьбе с ересями. По преданию Иона также построил в своем родном селе деревянный храм по подобию Воскресенского Ново-Иерусалимского собора с 365 окнами по числу дней года, сгоревший еще при его жизни.

На соборную звонницу Ростова были отлиты колокола, составившие знаменитый ансамбль ростовских звонов. Тема борьбы с расколом нашла выражение в сюжетном шитье созданного по заказу Ионы архиерейского облачения: саккос(ЯМЗ-5432), стихарь(ЯМЗ-5431), епитрахиль(ЯМЗ-5279), омофор(ЯМЗ-5275), клобук(РЯАХМЗ-15 974/Т-3234). Изготовление этого роскошного шитья в период местоблюстительства Ионы подкрепляет высказанную в литературе версию о надеждах местоблюстителя стать патриархом. Однако допущенный промах не только лишил Иону этих надежд, но и привел к краткосрочной опале митрополита.

В ночь на 18 декабря 1664, когда Иона вел службу в Успенском соборе Московского Кремля, туда неожиданно прибыл патриарх Никон. Иона подошел под благословение патриарха, чем подал пример остальным и за что был осужден созванным вскоре архиерейским собором. Эпизод с Ионой вошел в официальный свод документов, известный как« Дело о патриархе Никоне». В этом деле Иона занял общую с епископатом позицию по осуждению Никона за самовольное оставление патриаршего престола, разделяя при этом содержание, направленность и характер церковных преобразований и отношение высшего клира к светской власти, но не вступая, подобно Никону, в прямой конфликт с нею.

При Ионе в 1652 в Переславле были обретены мощи св. Даниила, в освидетельствовании которых он принимал участие. Фигура Ионы, благодаря довольно значительному корпусу сохранившихся документов по истории ростовской епархии, являет типичный пример жизни и деятельности крупного церковного иерарха XVII в.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Литература

Материалы для истории раскола за первое время его существования. - М., 1875. Т. 1. Ч. 1, С. 44-45 (Свидетельство Ионы о бранных словах патриарха Никона в адрес царя);

Дело о ярославских раскольниках Силке Богданове с его учениками 1661 г. // ЧОИДР. - М., 1882. Кн. 3. С.3-4;

Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядства XVII-XVIII веков. - М., 1890. С. 3-13;

Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVIII веке. - М., 1986. С. 223-224;

((Опись имущества ростовского архиерейского дома 1691 г.)) Дело о патриархе Никоне / Ид. Археологической комиссии. - М., 1897. С. 176.

Баниге В.С. Кремль Ростова Великого. - М., 1976;

Безсонов С.В. Ростов Великий. - М., 1945;

Буланин Д.М. Иона Сысоевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч.2. И-О. С.93-98;

Соч.:

Окружное послание ростовского митрополита Ионы при вступлении его в паству. 1652, после 15 августа // Акты исторические. - СПб., 1842. № 62. С. 172-177;

Благословенная грамота ростовского митрополита Ионы черному священнику Иеву 1653 года // ОПИ ГИМ. Ф. 450. Д. 77. Л.9;

Барсов Е.В. Богомольная грамота 1654 г. Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в Кириллов монастырь к архимандриту Митрофану о соединении церквей и о победе на супостатов и еретиков // Чтения в обществе истории и древностей российских (делее ЧО-ИДР- Д.П.). - М., 1882. Кн.2. Отд. 5. С. 12-13;

Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г. // ААЭ. - СПб., 1836. Т.4. № 98. С. 138-139;

Барсов Е.В. Челобитная царю Алексею Михайловичу 1659 г. Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского о том, чтобы воеводы в духовные дела не ступались // ЧОИДР. М., 1882. Кн. 2. Отд. 5. С. 15;

Отписка противо клятвы Никоновы, бывшего патриарха Московского, преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского // Проблемы истории и культуры / Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. - Ростов, 1993. С. 69-73;

Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии “на ковре с рипидами и со осенением свещным”, данная в 1666 г. (не издана, читается в рукописи XIX в. ГИМ, собр. Вахрамеева, № 1087, л. 217, содержащей царские грамоты в Спасо-Ярославский монастырь; описание см.: Титов А.А. Рукописи славянские и русские... - М., 1906. Вып. 5. С. 211);

Отпись ростовского митрополита Ионы к вологодскому архиепископу Симону, в которой уведомляется о получении им вышепрописанной патриаршей грамоты (речь идет об опубликовании тут же патриаршей грамоте вологодскому архиепископу Симону об отчислении к ростовской епархии Пошехонской десятины 17 декабря 1676 г. - Д.П.) и просит о присылке к нему росписи церквей и монастырей Пошехонского уезда, 1676 // ЯЕВ за 1864 год. Ч.н. № 47. С. 463-464;

Память архимандриту Сольвычегодского Введенского монастыря Иосифу о наблюдении за монастырским благочинием, от февраля 1682 г. // ААЭ. - СПб., Т. 4. № 253. С.355-356;

Благословенная грамота преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, на обновление церкви обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская церковь, в которой почивают мощи преподобного Сильвестра // ЯЕВ за 1860 год. Ч.н. № 33. С.309-310;

Благословенная грамота ростовского митрополита Ионы Сысоевича 1688 г. на постройку теперешней каменной церкви Сошествия св. Духа // ЯЕВ за 1873 год. № 48. Ч.н. С. 388-389.

Епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. Сподвижник патриарха Никона.

Происхождение. Начало пути

Из семьи крестьян Кобановской вотчины, принадлежавшей Воскресенскому Угличскому монастырю. Сохранившиеся синодики содержат информацию о ряде родственников Ионы, одним из них был схимник Кирилл. Также в синодиках отмечается Сысой - отец Ионы. Предположительно, последний в раннем возрасте осиротел и ушел в Авраамиев Богоявленский монастырь, после чего продолжил свой духовный путь в качестве инока Воскресенской обители в Угличе.

С 1639 по 1646 гг. был архимандритом Белогостицкого Георгиевского, в 1646 г. - Авраамиевского Богоявленского монастырей. В последнем начал политику возведения новых церквей и храмовых комплексов, благодаря чему в XVII в. Ростовская митрополия стала одной из наиболее прогрессивных в плане зодчества. В 1650 г. и 1655 г. в Авраамиевской обители были возведены Введенская трапезная и Никольская церкви.

Митрополит

В 1652 г. патриархом Московским и Всея Руси становится Никон. Сразу после интронизации он рукополагает Иону Сысоевича в епископы и возводит в митрополичий сан.

В новом качестве Иона продолжает каменное строительство в Ростове. В 1657 и 1658 гг. строятся Благовещенский собор и Михало-Архангельская церковь Белогостицкого монастыря.

В 1670 г. начинается создание Ростовского кремля - Митрополичьего двора. Именование его кремлем происходило в силу того, что Иона III решил оформить свою резиденцию, используя приемы русского оборонного зодчества. Она также должна была своей архитектурой и композицией олицетворять идею земного рая: она представляла собой защищенный стенами с башнями сад с прудом в центре.

Идея земного рая волновала и патриарха Никона, который, создавая Новоиерусалимский, Валдайский и Кийский монастыри, стремился перенести на русскую землю основные православные святынию В 1670-1675 гг. были выстроены стены и башни Митрополичьего двора, в 1670 г. - церкви Воскресения и Григорьевского затвора, с 1672 по 1680 гг. - Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, в 1675 г. - церковь Спаса на Сенях, в 1683 г. - церковь Иоанна Богослова, в 1682-1687 гг. была возведена звонница с церковью Входа в Иерусалим. Кроме того, в кремле был разбит висячий сад.

Помимо этого, митрополит занимался обустройством, ремонтом и возведением храмов в Борисоглебском, Петровском, Зачатьевском, Спасо-Яковлевском монастырях, в Воскресенском обители в Угличе. Он же выстроил митрополичий двор в Ярославле. Его усилиями был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий монастырь.

При возведении церковных зданий использовались нетипичные архитектурные приёмы: надвратные церкви с симметричными башнями, малые звонницы, кроме того, интерьер украшался фресками.

Иона III также создал знаменитые ростовские звоны. Он руководил отливкой колоколов, самый крупный из которых получил имя его отца — «Сысой».

Как архипастыря митрополита характеризует «Окружное послание», созданное им во время принятия митрополичьей кафедры, которое историки признали одним из лучших образчиков данного жанра. Митрополит говорит о необходимости чтения, анализа и толкования текста Священного Писания, о том, что батюшки и игумены должны учить этому прихожан и монахов.

Иоана и Никон

В 1654 г. Иона проводил в жизнь богослужебную реформу патриарха Никона, был на Соборах 1654, 1656 гг., где обсуждалась проблема исправления церковных книг и обрядов. В 1657 г. принимал меры против староверов.

В 1663 г. разбирал дело Никона, после низвержения которого был назначен местоблюстителем Патриаршего престола.

В ночь с 17 на 18 декабря 1664 г. в Успенском соборе Московского кремля на заутрене принял благословение от пришедшего опального патриарха, то же сделали и остальные люди в храме. За это был удален с занимаемого места и отослан назад в Ростовскую митрополию.

Был на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., который осудил Никона, в 1667 г. принимал участие в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II.

В 1690 г. отошел на покой, через несколько месяцев умер и был захоронен в кафедральном соборе Ростова.

Ростовский и Ярославский в -1690 годах , сподвижник патриарха Никона . Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский кремль , перестройка близлежащих монастырей (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора , Толгский монастырь в Ярославле , Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге .

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского , затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад .

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Иона Сысоевич - митрополит Ростовский и Ярославский в 1652-90 гг., сподвижник патриарха Никона.

Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский Кремль, перестройка близлежащих монастырей (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора, Толгский монастырь в Ярославле, Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге.

Жизнеописание

Иона Сысоевич родился около 1607 г. в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от Ростова.

Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича.

Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646–52 гг. - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

15 августа 1652 г. Иона был хиротонисан (рукоположен) во епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведён в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.

Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1663 г. митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона.

В ночь с 17 на 18 декабря 1664 г. в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона.

В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал, его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ.

По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 г., была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем патр. Никона.

С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 г. удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе. Преемником митр. Ионы стал митр. Иоасаф (Лазаревич), продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митр. Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви.

Были построены Введенская трапезная (1650 г.) и Никольская (1655 г.) церкви в , Благовещенский собор (1657 г.) и Михаило-Архангельская церковь (1658 г.) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора в (1670-75 гг.), его церкви Воскресенская (1670 г.) и Григорьевского затвора (1670 г.), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-80 гг.), церковь Спаса на Сенях (1675 г.), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной (1680 г.), (1680-82 гг.), собор (1682-84 гг.), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683 г.), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-91 гг.), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.

Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звонницы).

В построенном митр. Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад.

Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов.

О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича. Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.15 августа 1652 года Иона был хиротонисан (рукоположен) во епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведён в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 года он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.Черные дыры. Белые пятна (эфир 20.10.2011) В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская. В 1666 году присутствовал на соборе, осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе. Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич), продолжившей его деятельность по строительству храмов.Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад.Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».