Детские произведения и их авторы. Самые известные детские писатели

октября 24, 2013

Любой образованный человек начинал свое познание мира с детских книжек. В статье пойдет речь об удивительных людях, которые всегда думали о малышах и писали для них увлекательные истории и стихи, об известных детских писателях.

Детские книжки вспоминаются всю жизнь с большой любовью и ностальгией по счастливым годам. Вырастая, многие читают те же самые книжки уже своим детям. Кого же из писателей помнят люди всю жизнь, кто из них дает путевку маленьким вундеркиндам в большой мир приключений, фантастики и поучительных историй. Просто необходимо вспомнить, кто они, те самые известные детские писатели. Ведь если не было бы таких добрых и теплых стихов Агнии Барто, интересных историй Корнея Чуковского, как научились бы дети читать более серьезные произведения?

Агния Львовна Барто

Агния Львовна Барто - (1906-1981г. г.) Именно с нее начинается путешествие в детскую литературу. Это замечательная советская поэтесса, которая писала для детей младшего возраста. Все знают ее стихи, они просты и наивны, именно в этом их прелесть. При воспоминании об Агнии Барто сразу приходят на ум стихи о маленьком бычке, который боится упасть. Незабываемое стихотворение о Тане, которая уронила мячик и про бедного мишку, которого бросила хозяйка. Все ее творения просто невозможно перечислить, но они греют душу, и с ними вместе в памяти всплывают моменты из детства.

Она сочиняла и сценарии фильмов о детях. Многие не догадываются, что всеми любимый фильм «Подкидыш» снят по ее сценарию, а также несколько других, не менее известных кинолент тех лет. Ее книги любят по всему миру и читают на разных языках, они близки и понятны всем маленьким читателям, так как это язык детства.

Немногие знают, что Агния Львовна помогала в поиске родных, потерянных во время войны. Вела передачу «Найти человека» по радио.

Дети растут и развиваются, познают мир, читают новые книжки с другими героями и других авторов, которые также останутся в их памяти.

Самуил Яковлевич Маршак, Сергей Владимирович Михалков, Корней Иванович Чуковский

Корней Иванович Чуковский - 1882-1969 годы его жизни. Это замечательный и неординарный детский писатель и поэт. Если у А. Барто все просто и понятно, то Чуковский заставляет детский мозг работать, расставлять все по местам, определять плохое и хорошее. Его «Тараканище» помнится всем даже во взрослом возрасте и ассоциируется уже не с детскими событиями. А добрый доктор, который лечит всех и не способен отказать в помощи никому - это вера детей в добро, и надежды на него взрослых. Такие его стихи, как «Крокодил», «Мойдодыр», «Телефон» любимы всеми. Читая их малышам, родители для себя открывают что-то новое. Казалось бы, это детские стихи, но в них много того, что связано с взрослой жизнью. Дети могут найти в стихах поэта полезные советы, узнать как правильно вести себя в разных ситуациях.

Другой русский и советский писатель детства - это Сергей Владимирович Михалков (1913 - 2009) , которого знают во всем мире. Многие поколения выросли на его стихах. И взрослые, и дети знают его Дядю Степу, замечательного гражданина и человека. У его многих стихов нет названий, но они легко запоминаются детьми. Одно из них про мечты, которые обязательно сбываются, если загаданы под Новый год. Много мультфильмов сняты по его стихам и поэмам.

Из разряда известных и Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - писатель и поэт для разных поколений. Его глупый и умный мышонок знаком всем. Этот поэт, также как и вышеперечисленные является классиком детской литературы. Такие его произведения для детей, как «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое» и другие, до сих пор читаются. Он собрал и обработал много сказок и загадок, пословиц и поговорок.

Эдуард Николаевич Успенский

Эдуард Николаевич Успенский (дата рождения 2.2. 1937 г.) - этот писатель ныне живет и здравствует, радует маленьких читателей своими рассказами, работает над сценариями мультфильмов. Кто же не знает его Чебурашку, кота Матроскина и Дядю Федора. Дети зачитываются его книгами и просто обожают смотреть мультфильмы про Простоквашино.

Можно вспомнить Г. Остера с его «Вредными советами», английского писателя А. Милна и его Винни-Пуха, которого знает каждый ребенок, и много других писателей. Известные детские писатели стали таковыми благодаря тому, что их книгами зачитываются дети и учат их наизусть.

Родители должны знакомить своих малышей с самого раннего детства с их произведениями, тогда они будут развиваться правильно и станут, заинтересованы в открытии для себя все новых и новых книг.

Детская литература крайне важна в воспитании ребенка. Стоит уделить много внимания чтению, так как оно очень влияет на характер малыша. Книги позволяют ребенку обогатить свой словарный запас, познать мир и научиться решать возможные жизненные вопросы. предлагает вам список лучших детских авторов.

Источник: miravi.biz

Астрид Линдгрен

Сложно представить свое детство без Малыша с Карлсоном и Пеппи Длинный Чулок . Помимо уже известных вам сказок, есть и такие, как «Эмиль из Леннеберги» – о маленьком сорванце, который накормил пьяными вишнями поросенка и поджег все хлопушки в саду у бургомистра. Линдгрен отлично умела сочинять увлекательные истории. Когда ее спрашивали, как же ей удается настолько точно угадывать детские желания, она отвечала, что пишет так, чтобы было интересно читать ей самой.

Источник: fastcult.ru

Януш Корчак

Успешный врач, педагог и писатель, основал приют для еврейских детей-сирот в Польше, выработал основные принципы воспитания детей. Его книга «Король Матиуш Первый» в свое время поразила многих детей и родителей – в ней рассказывается о маленьком мальчике, который внезапно стал руководить целым государством. Из педагогических трудов наиболее известная книга – «Как любить ребенка».

Шарль Перро

Невозможно ознакомить ребенка с литературой и при этом не прочесть «Золушку», «Кота в сапогах», «Красавицу и чудовище» и «Красную шапочку» . Эти сказки будто вписаны в наш ДНК, мы помним их наизусть и пересказываем детям. Перро считают основателем жанра сказок для детей, хотя сам он стеснялся и вначале издал сборник «Сказки матушки гусыни» под псевдонимом, взяв имя сына.

Источник: hdclub.info

Льюис Кэрролл

Английский писатель Льюис Кэрролл очень любил детей. Его перу принадлежат знаменитые произведения для детей, в которых взрослые находят множество аллюзий и завуалированных смыслов. Это сказки « », «Алиса в Зазеркалье» , юмористическая поэма «Охота на Снарка».

Ганс Христиан Андерсен

Знаменитый сказочник писал детские рассказы, умело встраивая в них элементы комедии и сатиры, социальной критики и философии, адресованные, прежде всего, взрослым. Андерсен – автор многочисленных сказок, которые и по сей день продолжают экранизировать. В его сказках добро всегда побеждает зло, главные герои наделены умом, добротой, мужеством. Но есть и грустные сказки вроде «Девочки со спичками» и «Русалочки» , которые покажут ребенку, что окружающий мир не идеален.

Источник: blokbasteronline.ru

Алан Александр Милн

Алан Милн прославился своими книгами о плюшевом мишке Винни-Пухе и различными стихами для детей. Читателям во всем мире уже более 70 лет известен персонаж с опилками в голове, который обладает, тем не менее, житейской мудростью и искренней добротой. Для многих детей Винни-Пух, Пятачок, Сова, ослик Иа и остальные герои сказки Милна стали добрыми знакомыми. Как и персонажи Линдгрен, которая начинала сочинять истории для дочери, и Андерсена, забавляющего знакомых детей, Винни был создан для одного ребенка – сына писателя по имени Кристофер Робин.

Корней Чуковский

«Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Тараканище» – стихотворения, которые не теряют смысла по сей день и учат добрым поступкам. Эмоциональные, ритмичные, они так легко запоминаются, что многие взрослые помнят их и по сей день. Кроме того, Чуковский переводил сказки других стран и записывал свои наблюдения за детьми, которые получили отражение в книге «От двух до п’яти».

Мальчик, который умел превращаться в пылесос, рассказы из жизни Московского Зоопарка, смешные и дурацкие стихи про школу и прочие прекрасные сюжеты от современных детских писателей

Если не быть завсегдатаем книжных сайтов и фестивалей, то может показаться, что лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги, конкурсы и авторы. Журналист Лиза Биргер выбрала 10 современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку в детской.

СЕРГЕЙ СЕДОВ

Сергей Седов из тех писателей, что завораживают при личной встрече не меньше, чем при встрече с его текстами - такой настоящий современный сказочник, человек, не привязанный к пространству и времени, бывший учитель и московский дворник, сказками которого мы начали зачитываться еще в 80-х. Не сосчитать, сколько раз эти сказки - про мальчика Лёшу, про лягушку Пипу, про королей, про дураков - забывались и издавались за последние лет тридцать, и все равно они звучат ошеломительно ново. У Седова замечательная манера легкого письма, кажется, что все, к чему он прикасается, превращается в увлекательную игру, не присоединиться к которой невозможно. Но главное в Седове - бесконечная свобода его воображения, по духу своему совершенно детская, его фирменная странность, благодаря которой он может позволить своим героям удивительные превращения в пылесос и воздушный шарик, а в своих сказках про мам разрешает себе показать маму-пьяницу и равнодушную маму. Все это - проявления одной трогательной заботы, но на разный лад. Было время, когда Седова издавали чуть больше и лучше, но сейчас, к сожалению, непросто найти ни его страшилки, ни замечательно смешной пересказ древнегреческих мифов «Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца», ни даже его новогоднюю сказку «Как Дед Мороз на свет появился», написанную в сотрудничестве с Мариной Москвиной. Тем не менее, всегда в продаже «Сказки про Лёшу» - Седов классический во всех отношениях, вызывающий одинаковый восторг родителей и детей.

МАРИЯ БЕРШАДСКАЯ

Выпускница ВГИКа и сценарист Мария Бершадская, работавшая, в числе прочего, над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

СТАНИСЛАВ ВОСТОКОВ

Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла - мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда - проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всем этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова мы именно за жанр рассказа о животных (см. «Не кормить и не дразнить» о Московском зоопарке и книгу «Остров, одетый в Джерси»), о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновленных, скорее, Юрием Ковалем, чем мастерами деревенской прозы, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.

АРТУР ГИВАРГИЗОВ

Эстетическая родина Артура Гиваргизова - советская школьная проза, все вот это родное и любимое, от Носова до Драгунского. Только чувствует он себя и в сюжетах и в языке гораздо вольнее, так что некоторые нервные родители ругают его за непедагогичность (родители, которые не понимают шуток или же требуют, чтобы мораль была в детской книге на первом месте - главные враги детской прозы). На самом деле, в свете достижений мировой детской психологии, согласно которой важным для детей должна быть игра, а не учебник, свобода воображения, а не зубрежка, Гиваргизов - именно тот писатель, который нужен для создания атмосферы тотального смеха и веселья. Он никогда не подводит, и, хотя многие его стихи и рассказы кажутся шутками, играми, их важной темой неизменно становятся поиски свободы в любой отдельно взятой ситуации, будь то разговоры с взрослыми, школьные уроки или дальние путешествия. Если не знать, что Земля обладает притяжением, можно взять и полететь, а если не хотеть писать диктант, то можно сбежать в лес а вместо себя подсунуть учительнице медведя и волка, чтобы они, переругиваясь и списывая друг у друга как заправские хулиганы, старательно выводили «Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик».

Гиваргизова, к счастью, издают бесперебойно, и все его книги очень хорошие - из него одного можно составить отличную домашнюю библиотеку. Но родителям имеет смысл не упустить, пока есть, книгу «С дедского на детский», где рассказы и стихи Артура Гиваргизова обсуждает, читая со своими внуками, лингвист Максим Кронгауз.

ТАМАРА МИХЕЕВА

Тамара Михеева - профессиональный детский писатель. Это значит, что ей одинаково хорошо удаются и книжки-картинки о животных, и подростковые истории, вроде «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными созданиями. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе - никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.

МАРИНА АРОМШТАМ

Педагог, психолог и специалист по детскому чтению Мария Аромштам до середины нулевых занималась написанием познавательных книг о педагогике для взрослых и обучающих пособий для начинающих читать детей. Но с тех пор, как в 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» получила премию «Заветная мечта», Аромштам превратилась не только в одного из наших любимых писателей, но и в главного пропагандиста детской книги. Придуманный ею сайт «Папмамбук» существует ровно для того, чтобы помочь родителям читать книги вместе со своими детьми. За прошедшие десять лет Марина Аромштам нарастила солидную библиографию и сама уже превратилась в классика современной литературы. Причем, слово «классик» хочется тут применить за ту ненавязчивую поучительность ее текстов, за которую мы привыкли ценить книги нашего детства, а лучше сказать - за ту свободу мысли и чувства, которую эти книги неизменно обещают. Она одинаково уверенно чувствует себя в разных темах и жанрах, будь то реалистическая повесть о школьной жизни («Когда отдыхают ангелы»), историческая повесть из Англии XIV века («Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история»), сказки-мифы о рождении мира («Однажды в новом мире») или книжки-картинки для детей («Желуденок»). Что бы она ни писала, это всегда о терапевтическом эффекте чтения и рассказывания историй - ровно то, что многие и заказывали.

МАРИЯ БОТЕВА

Первая книга сказок Марии Ботевой «Световая азбука. Две сестры, два ветра» вышла в издательстве НЛО в 2005 году - тогда же она получила премию «Триумф» и вошла в шорт-листы «Дебюта» и «Заветной мечты». Мы довольно долго после этого о ней не слышали, пока ее не открыло заново издательство «КомпасГид», и тут стало ясно, что Ботева - это прежде всего точный, верный и внимательный писатель подростковой жизни. Две книги ее повестей, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2013) и «Ты идешь по ковру» (2016) - это прямо какое-то радостное приобретения для любой детской библиотеки. Потому что главной темой становятся здесь не какие-то исключительные горести подростковой жизни, а, наоборот, самое узнаваемое в ней, разговоры, чувства, ежедневные переживания. Так, в новой книге «Ты идешь по ковру» главные героини пьют чай, болтают скороговорки, болтаются без дела, но именно это «Лето скучное снова, просто тоски кусок» становится для нее неимоверно богатым сюжетом. Это такое ошеломительное, искреннее понимание подростковой жизни, что даже взрослому может помочь вспомнить, как оно все было. Чтобы представить, почему это так хорошо, достаточно почитать .

АСЯ ПЕТРОВА

Выпускница Сорбонны, замечательный переводчик с французского, жена одного из лучших современных детских поэтов Михаила Яснова и, прежде всего, замечательный детский автор. Доказано, если хотите, даже литературными премиями - их у Петровой целый букет, от первой премии «Книгуру» за сборник рассказов «Волки на парашютах» и премии Маршака до шорт-листов «Дебюта» и «Baby-НОСа». Главное в Асе Петровой, впрочем - это умение говорить с подростком на его языке, погрузиться в мир его переживаний, где буквально все становится вопросом экзистенциальным - от нежелания надевать рейтузы до страха, что бабушка умрет. Сборник рассказов «Волки на парашютах. Взрослые молчат», объединяющий истории для средних школьников и вдумчивую и сочувственную прозу о подростках, являет собой все то прекрасное, страшное, грустное, нелепое, из чего сделана обычная подростковая жизнь.

НИНА ДАШЕВСКАЯ

Писательница Нина Дашевская уже трижды получала литературную премию «Книгуру”, при том, что свою первую повесть опубликовала в 2011 году. Музыкант по образованию, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и сейчас играет в оркестре театра им. Натальи Сац. И первые ее книги, в том числе «Около музыки», были посвящены той огромной перемене, которую звучание музыки способно совершить в жизни маленького человека. Это вообще главная тема подростковой прозы Дашевской - выход из темноты к свету, волшебная перемена, которая гарантированно поможет избавиться от одиночества и несчастья. Грустный мальчик станет веселым, у одинокого подростка появятся друзья, ребенок с СДВГ найдет понимание, всех ждет хороший конец. Учитывая, как просто и радостно эти книги написаны, ничего удивительного, что они так нравятся детям - да и взрослым тоже.

НАТАЛЬЯ ЕВДОКИМОВА

В каком-нибудь другом мире, где фантастика, например, не считалась бы жанром в литературе второстепенным, Наталья Евдокимова стала бы большой литературной звездой - трудно найти автора, который чувствовал бы себя в этой теме настолько свободно. Ее антиутопия «Конец света» рассказывает о мире, который время от времени меняется целиком. Его законы странны, причудливы и иногда даже репрессивны, но остается вера, что однажды какой-то из миров окажется тем, что изобрел ты. Совсем новая книжка «Кимка&Компания» рассказывает о мальчике, который улетел от уставившихся в телевизор родителей в воображаемые миры, и путешествует по ним, прихватив с собой новорожденного брата. А есть еще совсем простая, пронзительная по интонации «Лето пахнет солью», подростковые герои которой вырываются на свободу к лету и морю от затянувшейся зимы и плена многоэтажек. В целом, это необходимая прививка фантазии от скучной и иногда тяжелой повседневности - и просто очень хорошая литература.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

31 марта 1882 года родился Корней Иванович Чуковский - русский поэт, литературный критик, детский писатель и журналист. Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком.
В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

Шарль Перро


Французский поэт и критик эпохи классицизма, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни». Шарль Перро был четвёртым по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1917-1987 годы: общий тираж его изданий составил 60,798 млн экземпляров.

Берестов Валентин Дмитриевич



Русский поэт и лирик, писавший для взрослых и детей. Он автор таких детских произведений, как «Змей-хвастунишка», «Мать-и -мачеха», «Аист и соловей» и др.

Маршак Самуил Яковлевич


Русский советский поэт, драматург, переводчик и литературный критик. Автор произведений «Теремок», «Кошкин дом», «Доктор Фауст» и др. Практически во всё время своей литературной деятельности Маршак писал и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. Кроме того, Маршак - автор ставших классическими переводов сонетов Уильяма Шекспира. Книги Маршака переведены на многие языки мира, а за переводы Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Михалков Сергей Владимирович



Помимо карьеры баснописца и военного корреспондента, Сергей Владимирович также является автором текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации. Среди его знаменитых детских произведений можно отметить «Дядя Степа», «Соловей и Ворона», «А что у вас», «Заяц и черепаха» и др.

Ханс Кристиан Андерсен



Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Агния Барто



Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения - «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву.

Носов Николай Николаевич


Лауреат Сталинской премии третьей степени 1952 года Николай Носов наиболее известен как детский писатель. Перед вами автор произведений о Незнайке.

Мошковская Эмма Эфраимовна


В начале своего творческого пути Эмма получила одобрение от самого Самуила Маршака. В 1962 году она выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Также стоит отметить, что на стихи Мошковской писали песни многие советские композиторы.

Лунин Виктор Владимирович



Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 70-х годов (сам писатель 1945 года рождения). У Виктора Владимировича вышло больше тридцати книг стихов и прозы. Его стихотворная «Аз-бу-ка» для детей стала эталонной по передаче буквенной звукописи, а его книга «Детский альбом» на 3-м Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом» в 1996 году была отмечена дипломом. За «Детский альбом» Виктору Лунину в том же году было присуждено звание лауреата литературной премии журнала «Мурзилка». В 1997 году его сказочная повесть «Приключения сдобной Лизы» была премирована, как лучшая сказка о кошках, библиотекой иностранной литературы.

Осеева Валентина Александровна


В 1937 году Валентина Александровна отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка», а в 1940 году вышла ее первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» и «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни.

Братья Гримм


Братья Гримм опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Среди их сказок: «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Красная шапочка» и многие другие.

Фёдор Иванович Тютчев


Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. Славу Тютчева подтвердили многие - Тургенев, Фет, Дружинин, Аксаков, Григорьев и др. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Алексей Николаевич Плещеев


В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Спустя три года был арестован и отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Эдуард Николаевич Успенский



Этого человека представлять не надо. Это сделают персонажи его произведений, среди которых Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и другие.

Отличный альтернативный список детской литературы, к которому не раз захочется вернуться.

Когда мы говорим о детских советских книгах, сразу вспоминаются Маршак, Чуковский, Олеша. Примерно один и тот же набор авторов, которых обычно читают детям. Но есть и другие отличные писатели, книги которых, правда, известны чуть меньше, но могут понравиться детям даже больше «Айболита» и «Трёх толстяков» (и вам вместе с ними).
Валентина Осеева, которая больше 16 лет работала с беспризорниками в детских исправительных учреждениях, как никто другой понимает психологию трудных детей. ёе дилогия про вихрастую упрямицу Динку («Динка» и «Динка прощается с детством») вышла почти 50 лет назад. В их основе во многом автобиографическая история взросления девочки-сорванца из семьи интеллигентов. Помимо этой хрестоматийной истории о детской дружбе, Осеева написала дюжину достойных коротких рассказов, которые вошли в сборник «Волшебное слово», и серию книг про школьника Васька Трубачёва. В текстах местами встречается елейная пропаганда (в третьей книге про Васька герои возводят школу, которая, очевидно, олицетворяет светлое будущее), но всё это в контексте серьёзных разговоров о добре и справедливости, умении слышать и принимать других. Школьные будни со всеми их мелкими дрязгами и бытийными конфликтами Осеева описывает легко и остроумно, без пионерского надрыва и назиданий. Кроме того, как и в случае с «Динкой», она честно рассказывает о семьях, которые у большинства героев неполные, многодетные или просто неустроенные. Но при этом всё равно по-своему крепкие и дружные.

Детские стихи Александра Введенского, одного из самых глубоких авторов первой половины XX века, сегодня читают ощутимо меньше, чем, например, произведения его близкого друга Даниила Хармса. К тому же с лёгкой руки историка авангарда Николая Харджиева закрепилось мнение, что Введенский «халтурил в детской литературе, ужасные книжки писал, хороших очень мало». Тем не менее при жизни в нём видели именно популярного детского автора. Введенский успел выпустить несколько десятков детских книжек, среди которых есть стихи, рассказы и переложения сказок братьев Гримм. Правда, переиздавать их начали лишь после реабилитации поэта в 1964 году. Введенский сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и «Ёж». Его стихи, которые были проникнуты наивно-идиллическим отношением к миру, высоко ценили Лидия Чуковская и Сергей Михалков. Недавно издательство Ad Marginem переиздало «Железную дорогу» - повесть, в которой устами пассажира паровоза рассказывается о том, что происходит за окошком. Сменяющие друг друга день и ночь, фабрики, леса и заводы складываются в панораму сначала небольшого городка, потом страны, а затем и целого мира. Стоит обратить внимание и на книгу «Путешествие в Крым», над которой Введенский работал вместе с Еленой Сафоновой. Это бодрая стихотворная история двух братьев из холодного Ленинграда, которые отправляются в путешествие на юг. Мотив знакомства человека с миром и неподдельное удивление всему, что происходит, - один из главных в творчестве Введенского, в этом ему не откажешь.

Борис Житков писал и меру нудные педагогические повести о разных профессиях («На воде», «Над водой», «Под водой»), и любопытные рассказы-почемучки, которые он называл «энциклопедиями для четырёхлетних граждан» («Что я видел» и «Что бывало»). Помимо этого, он написал удивительный роман о революции 1905 года «Виктор Вавич». Он долгое время не печатался и практически сгинул, но вернулся к читателям в конце 1990-х. Сам Житков успел побывать штурманом и капитаном на корабле, поработать ихтиологом и рабочим на машиностроительном заводе. Он плавал на кораблях и подводных лодках, летал на аэроплане, был в Индии, Японии и Африке. Во многом именно этот опыт помог ему ярко раскрыться в сборниках «Морские истории» и «Рассказы о животных» - коротких, но ёмких рассказах про отношения человека с животными и природой. В них Житков рассказывает, какими звери бывают умными, любопытными и отважными, как защищают людей и друг друга.

Илья Маршак, младший брат Самуила Маршака, который печатался под псевдонимом М.Ильин, был одним из пионеров советского научпопа для детей. Он регулярно вёл журнальные колонки «Химическая страничка» и «Лаборатория „Нового Робинзона“», печатался в «Чиже» и писал рассказы для детей, которые сложились в полноценную историю изобретений (сборник «Сто тысяч почему»). Книга «Как человек стал великаном» стала одним из первых пособий по истории философии для подростков, но его opus magnum - «Покорение природы». Это увлекательный научный рассказ о природе, в котором отразились главные принципы писателя-популяризатора. Он боролся как с бесполезными развлекательными подделками под научную книгу, так и с грубыми компиляциями, которые выдавались за познавательную литературу. Тексты М. Ильина до сих пор считаются образцом научной литературы для детей - разве что со скидкой на рассуждения о губительной природе капитализма.

У писателя-фантаста Яна Ларри воистину диккенсовская биография. Он осиротел в девять лет, долго бродяжничал, подрабатывал учеником часовщика и официантом в трактире. А во время Первой мировой был призван в царскую армию, но вскоре перешёл на сторону красных. В начале 1930-х он дебютировал с не самой удачной повестью «Окно в будущее», но уже через год реабилитировался, выпустив утопический роман «Страна счастливых». Это идиллическая картина мира, в котором победил коммунизм, люди освоили космос, но столкнулись с энергетическим кризисом, который и пошатнул каркас утопии. Самой известной его книгой стала повесть «Необыкновенные приключения Карика и Вали», которую Ларри написал по заказу Самуила Маршака. По сюжету, брат и сестра Карик и Валя уменьшаются и отправляются в путешествие в мир насекомых. Натуралистические описания мира природы Ларри соединяет с лихо закрученным сюжетом, который лёг в основу одноимённого фильма 1987 года.