«Гадкий утенок»: главные герои сказки Ганса Андерсена. Контрольная работа анализ зарубежной литературной сказки

Литературно-методический анализ произведения

Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

1. Жанр данного произведения – литературная сказка. Социально направленное изображение мещанского мира даётся в образах представителей животного царства. Вряд ли кто-нибудь подумает, что это сказка о животных. Совершенно ясно: речь в ней идёт о людях. Сказочник изображает людей под видом животных и себя под видом гадкого утёнка?

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

2. Тема: счастливое спасение.

Проблема: борьба противоположностей: счастья и беды, добра и зла, самопожертвования и себялюбия, верности и предательства. Конфликт с обществом перерастает в личный: « А мать прибавляла: «Глаза бы мои на тебя не глядели!». Поэтому герой сказки уходит в неизвестность, потому что «Лучше погибнуть от их (прекрасных лебедей) ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой!» Не смирившись с жалкой участью отщепенца на птичьем дворе, Гадкий утёнок перемахнул через изгородь и был таков. Он скитался один; его преследовали опасности, голод и холод. Он чудом выжил в суровую зиму.

Место в ряду подобных. Современная тема: «Критика мещанства и аристократии» в первой половине 40-х годов – период создания таких сказок как «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Тень», в которых своеобразная новаторская художественная манера писателя приобретает более ярко выраженный характер. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Велико гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Название. Главный герой – Гадкий утенок, что показано автором в названии. В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.

3. Композиционно-языковые особенности. Новым для сказочного жанра явился живой и эмоциональный язык произведения, близкий к разговорному, и своеобразное построение сюжета. Важную роль в сказке играет автор-рассказчик с его симпатиями и антипатиями, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждения. Огромная лирическая волна авторского сочувствия как бы поднимает скромного героя, наполняет его образ светом и благородством. Человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения. И особую прелесть им придаёт забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями. Сказка понятна людям разных возрастов за превосходный литературный язык. Сказка состоит из трёх полных частей и девять микро- частей. В конце сказки сказана почти та же фраза, что и в начале: “Ах, как тут было хорошо!” Хорошо то, что увидено или может быть увидено сверху - широким взглядом. В начале сказки так мир и показан. С чьей точки зрения? С высоты птичьего полёта, с точки зрения летящего лебедя. Так и будет отныне смотреть на мир бывший гадкий утёнок. Приёмы, которые помогают донести до читателя сказочную мораль сказки?

  1. Иносказание
  2. Ирония
  3. Подтекст

4. Характеристика героев. Главный персонаж сказки . Гадкого утёнка оценивают по его наружности и манерам. “Больно велик”, “не удался”, “несносный урод” - судят о нём. И ещё: “совсем рехнулся”, всё делает не так. Прежде чем увидеть мир глазами прекрасного лебедя, Гадкому утёнку предстояло совершить три маленьких сказочных подвига - и так обрести веру в себя. Первый он совершил, когда перемахнул через изгородь и на свой страх и риск пустился по белу свету. Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути. По дороге испытывается не только его характер, но и его способность наблюдать и сопоставлять. На птичьем дворе, на болоте, в избушке ему внушают, в чём смысл жизни. На птичьем дворе говорят: в том, чтобы хорошо плавать, не упустить угриную головку и держать лапки врозь (заметили иронический намёк на мамаш, учащих своих чад держать ноги вместе?). На болоте говорят: в том, чтобы летать к барышням-гусыням. В избушке говорят: в том, чтобы нести яйца, мурлыкать, выгибать спинку и испускать искры. При этом все уверены, что их птичий двор, болото, избушка и есть центр мира: “Вот какие дела идут на белом свете!”; “Мы и весь свет”. И утёнок осознаёт: все говорят по-разному, потому что видят только своё. Тогда он начинает возражать: “Вы меня не понимаете!” Отказаться от корма и убежища на зиму, но всё же высказать свою точку зрения - это и есть второй подвиг Гадкого утёнка. А третий - это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утёнок готов умереть за счастье побыть с прекрасными птицами. И за это ему награда - прозрение. Андерсен указывает: внешнее неотделимо от внутреннего. Если смотрят на мир сквозь призму ограниченных представлений, то всё новое кажется уродливым. У тех, кто считает утёнка гадким, просто плохое зрение. Не утёнок безобразен -нелепы взгляды на мир.

Вот что важно: утёнок преобразится, как только будет увиден теми, кто по-настоящему красив. Только среди лебедей утёнок впервые увидит своё отражение. И посмотрит на себя по-другому: не глазами невзрачных уток, а глазами прекрасных лебедей . В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

5. Возможные виды работ с произведением .

Словарная работа

  1. Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  2. Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  3. Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  4. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  5. Озираться – оглядываться назад.
  6. Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  7. Канава – длинный, неширокий ров.
  8. Бултыхнуться – падать в воду.
  9. Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

Первичное восприятие текста сказки – чтение учителем (или хорошо читающие дети) для пробуждения чувств, сострадания к чужой боли.

Вторичное осмысленное чтение – чтение сказки по частям, чтобы показать, как автор относится к своим героям.

Выразительное чтение (домашнее чтение), для передачи тона (загадочный), темпа (неторопливый).

Вопросы по тексту.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

Куда отправилась утка со своей семьёй?

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Составление плана сказки и пересказ по плану.

1.Утка высиживает утят.

2.Утята появились на свет и стали познавать мир.

3.Самым последним вылупился огромный некрасивый птенец.

4.Утята знакомятся с обществом на птичьем дворе.

5.Бедный утёнок стал посмешищем двора.

6.Бедняжка убегает, сам не зная куда.

7.Встреча с красивыми птицами осенним вечером.

8.Гадкий утёнок переживает суровую зиму.

9.Счастливая встреча с прекрасными лебедями весной..

Подбор пословиц к сказке.

  1. Язык острее меча.
  2. Некрасив собой, но красив душой.
  3. Суди не по внешности, а суди по делам.
  4. Всему свое время.
  5. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  6. Не бросай друга в несчастье.
  7. Друзья познаются в беде.

7. Андерсен по-своему понимает закон сказочной справедливости . Он учит: судьба жестоко смеётся над себялюбцами. Пусть эгоисты считают, что на них сошёлся свет клином, - смерть-то об этом не знает. Они ещё любуются и гордятся собой, но смерть близко, и им от неё не спастись. В «Гадком утёнке» есть мораль явная и скрытая. Явная только лукаво обманывает читателя. Смысл сказки вовсе не в том, о чём сказано прямо: “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” В скрытой морали - настоящий смысл сказки: когда ты что-то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда уже смерть не имеет над тобой полной власти. Андерсен хотел показать своей сказкой, что заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, скрытые порой под бедными одеждами и неприглядной внешностью, в конце концов победят!


Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» — птенец из одной многочисленной утиной семьи. От своих братьев и сестер он отличался неприглядной внешностью и большими размерами. Обитатели птичьего двора сразу невзлюбили его и старались клюнуть побольнее. Даже девушка, приносящая птицам корм, отталкивала его от остальных птенцов.

Не вынеся такого отношения, птенец убежал с птичьего двора. Он добрался до болота, и там спрятался от всех. Но и на болоте ему не было покоя – пришли охотники и начали стрелять гусей. Бедный путешественник прятался весь день от охотничьих собак, а ближе к ночи убежал с болота.

Он наткнулся на ветхую избушку, в которой жила одна старушка. У старушки были кот и курица. Старушка плохо видела, и большого некрасивого птенца она приняла за жирную утку. Рассчитывая, что утка будет нести яйца, она оставила птенца жить в своем доме.

Но со временем птенцу стало скучно в избушке. Ему хотелось плавать и нырять, а кот и курица неодобрительно относились к его желанию. И утенок ушел от них.

До самой осени он плавал и нырял, вот только лесные жители не хотели с ним общаться, настолько он был некрасив.

Но однажды на озеро прилетели большие белые птицы, при виде которых птенца охватило странное волнение. Ему страстно захотелось походить на этих красавцев, имя которым было лебеди. Но лебеди покричали, пошумели и улетели в теплые края, а птенец остался зимовать на озере.

Зима была холодная, и горемыке-утенку приходилось трудно. Но время шло. Однажды он снова увидел красивых белых птиц и решил выплыть к ним. И тут он увидел свое отражение в воде. Он был как две капли воды похож на белоснежных красавцев-лебедей. Он тоже был лебедем!

Кто знает, по каким причинам лебединое яйцо оказалось в утином гнезде? Но из-за этого маленькому лебедю пришлось перенести немало трудностей и хлебнуть много горя. Но все закончилось хорошо, и теперь его все любили и восхищались его красотой.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Гадкий утенок» состоит в том, что нельзя угадать, каким будет ребенок, когда вырастет. Возможно, сейчас ребенок непригляден и некрасив, неумел и неловок, но, повзрослев, он будет совсем другим. Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Сказка учит нас не торопить события, делать выводы вовремя. А что касается детей, то не надо среди них выбирать красивого. Если ребенок с детства будет видеть любовь и доброе к нему отношение, он сможет вырасти и стать прекрасным и душой и телом.

В сказке мне понравился персонаж утенок, потому что трудности не сломили его, он оказался твёрд духом.

Какие пословицы подходят к сказке «Гадкий утенок»?

Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть.
Всякий считает своих гусей лебедями.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Даже у взрослого человека история превращения гадкого утенка в величественную и гордую птицу, рассказанная , вызывает слезы. Приключения несчастного птенца, заклеванного всем миром, писатель сумел описать чувственно и пронзительно. Главному герою повезло. В отличие от многих персонажей датского сказочника, его сказка – со счастливым концом.

История создания

В произведениях сказочного характера датский автор описывал неприглядную прозу жизни. «Гадкий утенок» не стал исключением, мало того, сказка считается автобиографичной. Ганс Христиан Андерсен не отличался внешней красотой, современники оценивали его наружность как нелепую и смешную:

«Фигура его всегда имела в себе что-то странное, что-то неловкое, неустойчивое, невольно вызывающее улыбку. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».

Но не только внешность становилась предметом насмешек. Будущему автору «Русалочки», «Дюймовочки» и «Снежной королевы» пришлось испытать в жизни немало унижений, как и его пернатому персонажу. Андерсен учился в школе для бедняков, где его обзывали дураком и пророчили бесславную судьбу. А в университете он подвергался изощренным издевательствам от ректора.

Роднит с гадким утенком писателя еще один момент. Птенец, не смирившись с нападками, отправился в одинокое путешествие по свету, во время которого голодал и мерз, но не изменял мечте о прекрасном будущем. Душа неказистой птицы тянулась к величественным гордым лебедям.

Так и Андерсен – в 14 лет оказался без родственников и знакомых в Копенгагене, столице Дании, чтобы достичь цели и примкнуть-таки к славной когорте артистов, поэтов и художников. Впрочем, и писателю, и его сказочному герою удалось заполучить то, к чему так долго они держали путь.

Прототипом старушки, жившей в компании с котом и курицей, стала семья, которая с удовольствием принимала Андерсена в гости. Только один недостаток смущал молодого литератора – в том доме его постоянно учили жить, наставляли на путь истинный, диктовали свои правила поведения. Эта особенность перенесена и в книгу.


Сказку опубликовали в 1843 году. Ректор Симон Мейслинг, издевавшийся когда-то над будущим сказочником, занял пост королевского цензора, и снова пути недругов пересеклись. Учитель по-прежнему был безжалостен к бывшему ученику и назвал произведение возмутительной вещью.

С его слов, «Гадкий утенок» представлял собой пасквиль на Родину, где птичий двор – Дания, а его злобные жители – все датчане. Мейслинг грозился не допустить опубликования сказки в журнале, но обещаниям не суждено было сбыться. Произведение полюбилось датским читателям, а затем и книгочеям всего мира. Добралось оно и до России – на русский язык сказку перевела Анна Ганзен.

Образ и сюжет

Летним солнечным днем под раскидистым лопухом во дворе старой усадьбы мама-утка высидела потомство. Только из одного, самого большого яйца детеныш никак не мог появиться на свет. И вот, наконец, яйцо проклюнулось, и родился необычный серый птенец. Даже матери он не понравился. Позже выяснилось, что «уродец» еще и не умеет плавать. Общество животных, обитавшее во дворе, строго осудило утенка за непохожесть на свое семейство, а родные братья и сестры во время игр то и дело норовили клюнуть, унизить, высмеять.


Юный изгой решил бежать с родного двора. Кое-как перелез через забор и отправился в неизвестном направлении. На пути ему встретились дикие утки, которых тоже позабавил неприглядный вид утенка. Героя не тронула охотничья собака – настолько он был некрасив. Однажды утенок увидел прекрасных лебедей, величаво плывущих по озеру, и даже ответил на их крик, но так и не решился подплыть ближе, боясь, что и эти птицы его отвергнут.

Наступившую зиму путешественнику пришлось коротать в голоде и холоде в озерных кустах, а с приходом весны он вновь увидел лебедей и, переборов страх, подплыл к ним. К удивлению, птицы не стали клевать гостя, наоборот – гладили его клювами и шеями. В зеркале воды гадкий утенок вдруг увидел свое отражение – на него смотрел такой же красавец-лебедь.


Необычность произведения кроется в том, что автор наделил его элементами психологии. Судьба персонажа показана сквозь его душевное состояние: в уста утенка вложена россыпь монологов, в которых тот пытается найти причину такой нелюбви к себе. Птенец то грустный, то усталый, то переполнен радостью, обнаружив свое преображение. Чувственная сказка заставляет переживать вместе с героем.

Через характеристики героев, населивших сказку, Андерсен обличает главный порок общества – неумение принимать другого со всеми его недостатками. Мораль содержит и путь, пройденный утенком: только испытав страдания от унижений и не растеряв при этом душевную доброту и любовь, можно по-настоящему радоваться счастью. Писатель наделил сказку мудрой мыслью:

«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»

Экранизации

В кинематограф датская сказка вошла с легкой руки . В 1931 году на студии знаменитого американца сняли черно-белый мультфильм с одноименным названием. Следующая картина Диснея по мотивам произведения о несчастном утенке вышла спустя восемь лет, но уже в цвете.


Советские кинематографисты тоже не обошли вниманием «Гадкого утенка». Режиссер Владимир Дегтярев в 1956 году подарил зрителю невероятно красивый, яркий фильм, вошедший в золотую коллекцию российской мультипликации. Пернатый изгой заговорил голосом актрисы Юлии Юльской. Персонажей озвучивали также и , а в роли рассказчика выступил Николай Литвинов. Блестящий состав и блестящая работа – неудивительно, что мультик отметили дипломом британского кинофестиваля уже через год после премьеры.


Еще один мультфильм – подарок взрослым зрителям от постановщика . Авторскую интерпретацию «Гадкого утенка» мэтр киноискусства представил в 2010 году, позаимствовав лишь эпизод превращения утенка в лебедя и обозвав работу «притчей о ксенофобии». В конце ленты главный герой мстит своим обидчикам. Над озвучкой работали Светлана Степченко, и другие актеры. Голоса двора звучат в исполнении «Хора Турецкого». Фильм украшает музыка .


Мультфильм Гарри Бардина попал в опалу на телевидении – «Первый канал» и «Россия» отказались от показа. Но главный провал ждал автора в кинотеатрах: фильм шел в полупустых залах. Между тем, газета «Труд» назвала мультик «событием года».


Интересной интерпретацией произведения Андерсена считается фильм «Удивительная история, похожая на сказку», созданный Борисом Долиным в 1966 году. События разворачиваются в годы съемок картины: мальчик нашел лебединое яйцо и подбросил его в курятник. За образец авторы взяли датскую сказку, однако основательно ее перекроили. На главные роли пригласили Олега Жакова, Валентина Маклашина, Татьяну Антипину.


Гадкий утенок давно стал нарицательным именем. В этом смысле его любят использовать режиссеры. Так, в 2015 году на японские экраны вышла одноименная дорама, состоящая из нескольких циклов. А в России поклонники сериалов наслаждались четырехсерийным фильмом Фуада Шабанова «Гадкий утенок» с , и в главных ролях.

Цитаты

«Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним».
«Я желаю тебе добра, потому и браню тебя - так всегда узнаются истинные друзья!»
«Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие».
«- Вы меня не понимаете, - сказал утенок.
- Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет? Ты, что ж, хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне?»
«И старые лебеди склонили перед ним голову».
«Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости».

Андерсен Г-Х. сказка "Гадкий утенок"

Главные герои сказки "Гадкий утенок" и их характеристики

  1. Гадкий утенок, которому не повезло родиться в утином гнезде, но который преодолел все трудности и стал прекрасным лебедем, но с добрым сердцем
  2. Мама утка, пыталась сперва заботиться о гадком утенке, но потом стала гнать его от себя
  3. Птицы - обитатели птичьего двора, испанская курица, индейский петух, утки.
  4. Дикие утки, гусаки, ставшие жертвами охотников
  5. Собака охотников, которая не тронула Гадкого утенка
  6. Старушка с котом и курицей, приютили утенка, но не понимали его желание плавать
  7. Крестьянин, крестьянка, дети, спасли утенка,когда тот замерзал, но прогнали, когда тот опрокинул крынку.
  8. Лебеди, прекрасные птицы, которые приняли Гадкого утенка в свою стаю.
План пересказа сказки "Гадкий утенок"
  1. Большое яйцо
  2. Уроки плаванья
  3. Птичий двор
  4. Бегство утенка
  5. Пруд, утки, гусаки и охотники
  6. Собака в камышах
  7. Домик старушки
  8. Кот и курица
  9. Осень пришла
  10. Крестьянин и его дети
  11. Весенний канал
  12. Утенок становится лебедем.
Кратчайшее содержание сказки "Гадкий утенок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Рождение Гадкого утенка, птичий двор.
  2. Гадкий утенок убегает и чуть не гибнет на охоте.
  3. Гадкий утенок находит приют у старушке и спорт с курицей и котом
  4. Гадкий утенок замерзает и оказывается в доме крестьянина
  5. Гадкий утенок в страхе убегает и переживает зиму в одиночестве.
  6. Гадкий утенок плывет к лебедям и видит, что и сам стал лебедем.
Главная мысль сказки "Гадкий утенок"
Для того чтобы чего-то достичь в жизни всегда приходится преодолевать трудности.

Чему учит сказка "Гадкий утенок"
Сказка учит нас меньше обращать внимание на внешний вид человека, а больше на его поступки. Учит не сдаваться перед трудностями. учит верить в себя и свои способности. Учит не зазнаваться чего-то добившись, а всегда сохранять добро в своем сердце.

Отзыв на сказку "Гадкий утенок"
Сказка "Гадкий утенок" очень красивая и трогательная. Мне было так жаль бедного утенка, которого унижали и били только за то, что он был не таким как другие. Мне было очень жаль одинокого утенка во время его скитаний. Но у этой сказки такой красивый конец и когда-то гадкий утенок становится красивым лебедем. Он заслуживает счастья и добивается его.

Пословицы к сказке "Гадкий утенок"
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Не отведав горя, не познаешь и счастья.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Гадкий утенок"
В лопухах утка высиживала яйца. Все птенцы уже вылупились, но самое большое яйцо все еще лежало.
Старая утка предполагает, что это индюшонок и советует бросить яйцо. Молодая утка отказывается.
Наконец большое яйцо проклюнулось и появился на свет гадкий утенок. Он был большой и страшный, но все-таки умел плавать и утка решила его оставить.
На следующий день утка повела утят представлять на птичий двор. Все обитатели двора сразу невзлюбили Гадкого утенка и стали его клевать и щипать. Утенок долго терпел, но потом убежал.
Гадкий утенок прибился к диким уткам на пруду. Там он познакомился с молодыми гусаками, которые согласились с ним дружить, потому что утенок был очень безобразным. Но тут появились охотники и убили гусаков. По камышам бегали собаки и одна из них нашла Гадкого утенка, но не тронула его. Утенок решил, что потому, что он страшный.
Утенок убежал и нашел приют в избушке, где жили кот, курица и старушка. Старушка думала, что утенок утка и будет нести яйца. Но утенок не мог нести яйца. Он спорил с котом и курицей о том, как хорошо плавать. И он ушел от старушки.
Утенок видит прекрасных лебедей и завидует им.
Наступила осень и стало холодно. Однажды утенок сильно обмерз, но его подобрал крестьянин. Он принес утенка домой и дети хотели поиграть с утенком, но утенок испугался и опрокинул крынку с молоком. Хозяйка бегала за ним по дому, дети смеялись, и испуганный утенок убежал.
Он с трудом пережил зиму, а весной на канале вновь увидел прекрасных лебедей. Утенок решил подплыть к ним, что прекрасные птицы убили его, но внезапно увидел свое отражение. Он сам превратился в лебедя.
Лебеди приняли его к себе, дети кидали им крошки и говорили, что молодой лебедь лучше всех. Но Гадкий утенок не загордился, ведь у него было доброе сердце и он пережил столько испытаний.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Гадкий утенок"

Для старшей группы

Характеристика героев сказки

Герой

Характер

Варианты оформления персонажа, атрибуты героя.

Гадкий утёнок

Добрый, слегка неуклюжий, застенчивый, несчастный.

В конце сказки - счастливый.

Серая шапочка с клювиком, серая жилетка.

2-ой костюм – белая шапочка с красным клювом, белая жилетка, крылья, красные тапочки.

Мама Утка

Заботливая, хлопотливая, любящая своих детей.

Коричневая шапочка с красным клювиком, передничек.

Утята

Весёлые, послушные, беззаботные, но считают себя лучше Гадкого Утенка.

Желтые шапочки с красными клювиками, желтые жилетки.

Петух

Гордый, задиристый, заносчивый.

Шапочка, яркие крылья, разноцветный хвост.

Курочка

Спокойная, равнодушная ко всему, кроме своих цыплят.

На голове пёстрая шапочка с маленьким гребешком, передничек.

Цыплята

Непоседы, шустрые, любопытные.

Желтые шапочки с маленькими гребешками, желтые жилетки.

Главная Утка

Самолюбивая, но не злая.

Шапочка с красным клювиком, крылья коричневые, красные тапочки.

Гуси

Своенравные, эгоистичные.

Серые шапочки с красными клювиками, серые крылья, на ногах красные тапочки.

Девочка-хозяйка

Заботливая, но пренебрежительно относится к Гадкому Утёнку.

На голове платочек, передник, в руках миска с кормом.

Деревья

Недоброжелательные.

Коричневые сарафаны или комбинезоны, на голове зелёные шапочки, с прикреплёнными к ним веточками (искусственными)

Лебеди

Грациозные, благородные.

Белые шапочки с красными клювиками, белые жилетки, крылья, красные тапочки.

Цели и задачи:

Воспитывать добрые отношения друг с другом, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, эмоционально откликаться на эмоциональное состояние: горе, радость, печаль, страх и т.д.

Воспитывать положительное отношение к своему телесному образу.

Формировать понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению друг к другу.

Помочь детям научиться видеть разные модели социально-нравственного поведения, выделять положительные и отрицательные стороны во взаимоотношениях между героями. Продолжить учить различать разные эмоциональные состояния и выражать их через жест, мимику, интонацию голоса.

Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

Коррекционные задачи:

Корректировать отношения детей друг к другу, умение принимать друг друга, оценивая не по внешним данным, а по внутренним качествам.

Корректировать отношения детей к себе, помочь высвободить те творческие возможности, которые сковываются ощущением своей некрасивости, невыразительности.

Психологические игры с коррекционным направлением:

1. Занятие – игра №8 – коррекция отношения к себе.

2.«Добрые слова» - коррекция внимания.

3. Давайте говорить друг другу комплименты»- умение видеть и говорить друг другу положительное.

4.«Море волнуется раз»- коррекция неуверенности \ведущему важно найти в каждой фигуре то, что можно похвалить и сказать это, если ребёнок затрудняется, остальные дети помогают.\

5.»Холодно - горячо»- воспитывать терпение и умение доводить начатое дело до конца.

Сценарий.

Действие 1

Картина 1.

На сцене декорация леса. На переднем плане озеро. В глубине в середине сцены стул, на нём (к спинке) нарисованное гнездо. Мама Утка сидит на стульчике, гнездо за её спиной. Утята спрятались за гнездо, только макушки торчат, на макушках белые шапочки (как яички). Звучит кассета « Звуки леса».

Утка: Кря-кря, ну когда же они вылупятся. Ах как долго.(Вдруг раздаётся треск скорлупы, по очереди появляются головки утят, Утка радостно восклицает, поворачивается к ним и взмахивает крыльями.)

Наконец-то!!! (Утята опять исчезают, снимают шапочки и неуклюже, попискивая, озираясь кругом, вылезают из гнезда.)

Утка: Кряк-кряк! (Одобрительно смотрит на утят). Какие хорошенькие! Только этот совсем не похож на остальных утят, какой-то неуклюжий! (Оглядывает одного утёнка)

Утята: (восхищенно) Как велик мир!

Утка: Глупышки, уж не думаете ли вы, что тут весь мир? Сейчас я введу вас в общество и представлю на птичьем дворе. Ну, живо за мной! (Утята выстраиваются за уткой, Гадкий утёнок пытается влезть в середину, его отталкивают, клюют, пока он не оказывается последним.)

Картина 2.

Под песню «Уточки» утята вышагивают за мамой Уткой по направлению озера.

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Идём себе вразвалочку

И крякаем считалочку.

Мама Утка гордо подняв голову, и слегка покачиваясь, вышагивает впереди, утята, пытаясь подражать ей, шагают следом. Гадкий утёнок бредёт сзади, всё время не в ногу. В это время один из утят спотыкается, оглядываясь по сторонам, и чуть не падает. Гадкий утёнок пытается поддержать его. Неловкий братец недовольно отряхивается и отталкивает его от себя. Растерянный Гадкий утёнок опять встаёт на своё место.

На начало припева утята подходят к озеру и выстраиваются полукругом.

Припев: Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Что нам реки и моря!

Раз, два, три, четыре, пять-

Нас водой не испугать.

Утята наклоняются друг к другу, вертят хвостиком, прыгают в озеро..

2 куплет.

В воде не страшно уточкам

Ни капельки, ни чуточки.

Ныряют наши носики,

Как славные матросики.

Утята плывут по кругу, гордо смотря по сторонам, руками делают движение, как будто загребают лапами воду. Мама Утка с любовью смотрит на утят и ходит по берегу. Выполняют имитацию ныряния: руки отставлены назад, наклоны туловища.

Припев: (Музыкальное сопровождение)

Утята продолжают плавать врассыпную, подплывают друг к другу. Гадкого утёнка как будто не замечают, проплывая рядом, демонстративно отворачиваются. Утка наблюдает за утятами.

Утка: Хоть этот последний и не красив, но от других не отстаёт, вон как славно лапками гребёт. И вовсе он не дурён, если к нему присмотреться. Кря-кря! (Утка машет крылом, зовёт утят.) Дети, за мной!

Утята выходят, строятся за мамой и под музыкальное сопровождение уходят.

Действие 2.

Птичий двор.

Картина 1.

Пруд убирается. На сцене забор, кадка с кормом. Звучит фонограмма «Птичий гомон» (Театральные шумы. Буренина.) С разных сторон выходят птицы. Курица с цыплятами. Курица начинает рыть землю, искать червячков. Цыплята копошатся рядом: клюют, машут крылышками. Курица следит за ними, озабоченно кудахчет. Рядом важно, высоко поднимая ноги, ходит петух. Иногда он останавливается и, наклонив голову, свысока оглядывает двор. С другой стороны выходят гуси, слегка покачиваясь, расставив крылья, вытянув шеи. Они подходят к кадке и начинают есть. Последней выходит главная Уточка. Она, высоко подняв голову, ни на кого не смотря, идёт медленно, и с достоинством. Останавливается посредине, начинает чистить пёрышки, достаёт зеркало, любуется собой, поправляя пёрышки.

Картина 2.

Звучит музыкальное сопровождение «Уточки». Входит Утка с утятами и останавливается у переднего края сцены с боку. Она поправляет пёрышки у утят, прихорашивает их.

Уточка: Видите вон ту старую Утку?! Она здесь знатнее всех. Крякните и поклонитесь ей.

Утка ведёт утят к знатной Утке, все остальные птицы провожают их взглядом и рассматривают. Утка и утята выстраиваются перед знатной Уткой в шеренгу. Утята, повторяя за мамой, наклоняют голову и говорят: «Кряк!»

Петух (возмущённо) Ну вот, ещё целая орава! Нас и так много! (Подходит к Гадкому утёнку и рассматривает его с пренебрежением)

Петух: А этот какой безобразный! Уж его мы не потерпим!

Выпятив грудь, угрожающе начинает наступать на него.

Цыплята: Урод, урод, фу какой большой!

Курица покачивает головой.

Гадкий утёнок сжавшись оглядывается. К нему подлетают два гуся, вытянув шеи начинают шипеть на него. Мама Утка встаёт между ними и Утёнком, защищая его.

Утка: Оставьте его! Ведь он вам ничего не сделал. Он не красив, но у него очень доброе сердце.

Главная Утка: Славные у тебя детки, только этот не удался. Ну, да ладно, будьте как дома.

Картина 3.

Под музыку входит хозяйка – девочка. Она начинает кормить птиц.

Танец импровизация

Бедного Утёнка все толкают, ему не удаётся подойти поближе к хозяйке. Наконец он пробивается, но девочка грубо его отталкивает.

Утёнок обиженно отходит, грустно смотрит как остальные суетятся. Клюют, копошатся. И медленно, опустив голову, покидает птичий двор.

Действие 3.

Картина 1.

Занавес закрыт. В углу стоит макет дерева с большим дуплом. Действие происходит на авансцене. Поют птички. Из-за кулис медленно выходит Гадкий утёнок. Щебет стихает, свет постепенно приглушается, из-за противоположной кулисы медленно выходят деревья. Звучит шелест листьев, ветер. Утёнок и деревья идут навстречу друг другу. Деревья качают ветками, обходят утёнка и встают врассыпную. Окружая его. Звучит вой ветра, напряженная музыка.

Этюд «В лесу»: утёнок идёт по лесу между деревьями, они его пугают. Утёнку страшно, он то приседает, то пытается спрятаться, прикрывая голову руками. Деревья качаются всё более и более угрожающе. Утёнок мечется. Наконец он в углу замечает дерево с дуплом и прячется там.

Ветер стихает, деревья уходят.

Прошёл год.

Ветер стихает, свет становится ярче, звучат голоса птиц, плавный переход к звукам дождя, вою ветра и завывания вьюги. В процессе звуковой композиции свет приглушается и в полной темноте на звуки завывания ветра луч направляется на стеклянный шар, чтобы возник эффект снегопада. Всё стихает. Постепенно зажигается свет. Слышны звуки леса.

Картина 2.

Занавес открывается. На сцене озеро, силуэты деревьев. Под музыку грациозно плавают лебеди. Утёнок в это время уже переодетый в костюм лебедя сидит в дупле.

Утёнок выглядывает из дупла и завороженно смотрит на лебедей.

Утёнок: Ах, какие удивительные птицы. Я полечу к ним! Они, наверное, заклюют меня, но лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы, да терпеть холод и голод зимой.

Утёнок вылетает из дупла, подбегает к озеру и зажмуривается. Лебеди подплывают к нему.

1-ый лебедь: Ты откуда, братец?

2-ой лебедь: Какой ты красивый!!!

3-ий лебедь ласково гладит утёнка.

Утёнок открывает глаза, видит своё отражение и удивляется.

Утёнок: Неужели это я?! (Рассматривает себя со всех сторон) Неужели это возможно?! Я так счастлив!!!

Звучит музыка, лебеди танцуют.

Лебедем стал утёнок – урод,