Из чего состояла соседская община. Общественный строй восточных славян, роль общины и городов

При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего, дуализмом коллективного и индивидуального земледелия, но соотношение этих начал в них было разным.

Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами.

Античная стадия, представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование.

Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства.

Каждая из стадий соседской общины представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, в которой находились общинные организации, характер хозяйственной деятельности, а также этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, например, община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, деспота; отдельные общины выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли.

Своеобразную форму ранней соседской общины представляла община кастовая. Её специфика проистекала из особого вида общественного разделения труда, замкнутого в рамках сельской общины, движущегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивая автаркизм общины, создавались серьёзные преграды на пути развития городского ремесла и товарного обмена.

За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской общины фактически не выходит и община кочевая. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отдельного индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отдельной хозяйственной единицей, -- составная часть общей земельной собственность племени

К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли общинные организации германских племён ко времени завоевания ими Западной Римской империи (эту стадию эволюции общины часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов общины). К этой же стадии, по мнению многих исследователей, принадлежала восточно-славянская вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьей, либо с сельской общиной типа германской марки).

Последняя стадия соседской общины приходится на период господства феодальных отношений. С торжеством крупного земледелия община превратилась из свободной в зависимую от господствующего класса и его государства организацию непосредственных производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феодального владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. Даже собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания и др.

Община сыграла положительную роль в переходе к трёхполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины в качестве организации непосредственных производителей -- крестьян закреплялось в обычном (иногда в писаном) праве. Несмотря на прогрессировавшее развитие частнособственнических отношений и имущественного неравенства, соседская община сохраняла свою демократическую природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. Община сохранялась на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью.

Одним из вариантов соседской общины являлась русская средневековая община. Относительное многоземелье не требовало введения столь многочисленных сервитутов ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей. Этому способствовали и небольшие размеры поселений. По тем же причинам альменда (весьма обширная по территории) в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления община-волость имела намного большие права. Распределение земель и регулирование их использования, раскладка, избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административной ячейкой, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали одновременно и представителями государственной администрации в её низовом звене.

Скотоводов

На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины - первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:

В Египте и Месопотамии - в начале I - V ты с. до н.э. В Китае - в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии - во II тыс. до н.э. В Японии - в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев - приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.

Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально - соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община - организацию соседей, имеющих общую территорию.

Соседская община характеризуется следующими особенностями:

1. По-прежнему община основана на производящей экономике - земледелии и скотоводстве.

2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 - 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие - увеличивается плотность населения.

3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективная собственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название - верховная . Община - это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.

Соседская общинатеперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховныйколлективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владенияземлёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив - он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» - дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.

Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела - всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.

С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности - трудовая (личная ) собственность означала - собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе - это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.

Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогдакак верховныйколлективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле - земля и производимые на ней продукты - твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать - то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.

Появление соседской территориальной общины и начало разложения первобытного общества. Прочная оседлость земледельческих общин создает определенную ограниченность доступа к редким ресурсам (какие-то породы камня, растения, животные). Это объективно приводит к необходимости обмена между общинами. Регулярный избыточный продукт позволял часть его направить на выменивание необходимого для общины, но труднодоступного сырья. Но при наличии одинакового хозяйственно-культурного типа продукция также похожа, поэтому обменивать на редкое сырье продукт, который уже имеется, невыгодно. Это возможно лишь при необходимости пополнения недостающего запаса. В связи с этим зарождается престижная экономика. Она появляется на основе дарообменных отношений. Главная цель престижной экономики – создание важных социальных связей различного характера (межродовых, межплеменных, брачных, дружественных и т.д.). Для этого нуждающаяся в сырье община создает какой-нибудь новый продукт, которого нет у соседей (новый сорт ячменя, пшеницы, новая порода домашних животных, необычное изделие и др.). В этом случае возможен обмен редкими вещами. В итоге появляется престижный продукт-предмет, которым обладают немногие, что резко выделяет общину по сравнению с другими. После этого с производителем продукта или с его обладателем стремятся дружить, то есть создать или поддержать существующие связи, поскольку в экстренных ситуациях они могут пригодиться. При этом престижный продукт может обращаться в ограниченном (согласованном) круге общин.

Дальнейшее совершенствование навыков земледельческих работ и выращивания животных, последующее появление более производительных орудий труда позволяют создавать значительный по объему избыточный продукт. Он продолжает оставаться в общинной собственности. Но для нужд общины его эффективно используют, главным образом старейшины, формально, с общего согласия. Такая ситуация становится стимулом для индивидуальных накоплений. Проще всего это было осуществить в специализированных охотничьих и собирательских общинах. Лучших охотников и собирателей поощряли оставлением у них части добытого избыточного продукта. Тем самым рождается трудовой характер распределения. Так лучшие трудящиеся получали возможность стать богаче других.

В земледельческих общинах трудовой характер распределения возможен был при разделе общинного поля на индивидуальные участки и появлении дворохозяйства как хозяйственной ячейки.

В общинах, где развитие получает престижная экономика, эту сферу труда начинают монополизировать мужчины, так как она дает возможность начать делать индивидуальные накопления за счет участия в престижном обмене. В данных обществах даже начинают появляться патрилокальные поселения. Даже в материнских семьях большую роль играли мужчины-братья.

Поскольку племена объединяли большое количество родов, то при заключении брака всегда появлялся выбор. Женщинами дорожили как важной рабочей силой, поэтому уход ее в другой род приводил к ослаблению своего рода. В связи с этим за потерю рабочей силы требуется возмещение: отработки на общественном поле или в других сферах труда. Развитие престижной экономики создает форму брачного выкупа. Появляется традиция добрачных сговоров родственников (утробный сговор, колыбельный, или люлечный, сговор).

Стремление к престижу можно было удовлетворить за счет обогащения. Поэтому на стадии перехода от матрилокальности и матрилинейности к патрилокальности и патрилинейности происходит распределение земельных участков между семьями, которые превращаются в хозяйственную ячейку – дворохозяйство. Это, в свою очередь, формирует соседскую общину, так как меняются отношения внутри рода. Основными становятся трудовые усилия внутри дворохозяйства. Даже если представители данного дворохозяйства не принадлежат к главному роду и не могут в силу этого претендовать на высокий статус в племени, они, накопив значительные богатства, за счет дарообменных отношений могут создать значительную группу друзей и оказывать влияние на принятие решений. Имущественное положение человека в общине начало определять его социальный статус.

В условиях производящего хозяйства можно было «спланировать» запасы на сельскохозяйственный цикл. Каждая отдельная семья могла обеспечить себя из расчета урожайности и обработанной площади. Необходимость в обмене готовыми идентичными продуктами внутри коллектива исчезла, и произведенный продукт стал поступать не в собственность коллектива, а оставаться у производителя. Так возникла обособленная собственность . Это и есть главный отличительный признак соседской общины.

В литературе часто встречается указание, что формирование соседской общины создает частную собственность. Самое общее различие между обособленной и частной собственностью заключается в том, что с помощью первой продолжает создаваться регулярный избыточный продукт, используемый для потребления и накопления, в обмене он используется эпизодически; вторая (частная) форма собственности создает прибавочный продукт, используемый целенаправленно для обмена и накопления богатства за счет этого. Можно сказать, что предпосылки формирования частной собственности появились в сфере престижной экономики. Обособленная собственность представляет собой частное владение в рамках общинной собственности. Поскольку важная черта частной собственности – это право полного распоряжения земельным участком вплоть до его продажи, то частная собственность на землю в чистом виде отсутствовала даже на этапе древнейших цивилизаций. Главным распорядителем земли оставалась соседская община, которая должна была гарантировать своим членам стабильное существование.

Появление соседской общины привело к изменению отношений в ней. В условиях обособленной собственности сотрудничество из сферы обмена переносится в сферу производства. Хозяйственной ячейкой становится дворохозяйство (оно же ячейка потребления). Община выполняет функции хозяйственного организма, регулирует экономические отношения между дворохозяйствами. Социальным организмом, который регулирует отношения между общинами, становится племя.

Основные формы отношений в соседской общине:

а) помогообмен – взаимопомощь при разработке участка, при посевных и уборочных работах (помощь трудом); предусматривается, что получивший помощь согласно принципу дарообмена должен когда-то ответить помощью. Таким образом, отношения становятся круговыми, общинными;

б) помогозаем – помощь в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие) путем займа продукта (именно займа, а не подачки), иногда под проценты (или помого-возвратные отношения). В данном случае срок возврата помощи оговаривался;

в) услуго-обмен – формируется в условиях отделения ремесла от земледелия, когда за предоставление своей продукции ремесленники получают в обмен продукты земледелия и животноводства.

Стабильное функционирование данных отношений и всей общины возможно при сохранении примерного экономического равенства дворохозяйств. Но частное землевладение при совмещении с рядом других факторов (численность дворохозяйства; соотношение мужского и женского, взрослого и детского состава; разные природные способности; трудолюбие; случайные факторы (неурожай, пожар и т.д.) создает условия для формирования экономического неравенства (бедные – богатые).

В общине существуют некоторые механизмы, позволяющие временно сглаживать неравенство. При существовании резервного фонда земли нуждающимся предоставляют дополнительные участки. Богатые дворохозяйства принимают на себя часть общинных расходов (празднества) либо обязуются периодически делиться частью имущества согласно принципу первобытного равенства (общественные раздачи, трапезы). У индейских племен Северной Америки такой обычай носил название потлач. Подрастание нового поколения вызывает потребность в земельных наделах. Отсутствие резервного фонда требует внешней активности общины. Это либо захват земли у соседей, либо отселение части общины (молодого безземельного поколения) на свободные земли (колонизация).

Тем не менее в общине рано или поздно в результате имущественного неравенства (экономического неравенства дворохозяйств) начинают формироваться отношения внутриобщинной зависимости и эксплуатации. Помогообменные отношения при экономическом неравенстве перерастают в патронатные (покровительство), когдаболее сильный двор выступает в качестве патрона (покровителя), более слабый – в качестве клиента (находящегося под покровительством). Эта форма зависимости подразумевает сохранение экономической самостоятельности клиента, но в остальном он вынужден поддерживать интересы патрона.

Помогозаемные отношения, при экономическом неравенстве порождают кабальные (долговые) . Очевидно, при сохранении некоторых традиций первобытного равенства, кабала была менее распространена в первоначальный период. Вероятно, и в этом случае надел сохранялся за кабальником, но свои долги он отрабатывал в хозяйстве закабалителя.

Так как прибавочный продукт можно не только накопить, но и изъять, это породило эпоху порабощения и войн «всех против всех» (грабительские войны), то есть как только человек стал производить больше, чем ему необходимо для повседневного существования, появились те кто желает жить, не производя. Межплеменные войны нередко сопровождались уничтожением поселений, истреблением и захватом в плен жителей. Пленных убивали или усыновляли для пополнения убыли в собственных родах. Причем очищенную территорию сразу не заселяли, так как считалось, что она еще какое-то время находится под покровительством духов врага.

Таким образом, начинается период разложения первобытнообщинного строя и становления цивилизации (классов, сословий, государства).

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

  • Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
  • Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
  • Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
  • Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.

Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Чем отличается родовая община от соседской?

  • Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
  • Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
  • В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
  • В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) - это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.