Как научиться рисовать с натуры. Курсовая работа методика обучения школьников начальных классов рисованию с натуры отдельных предметов

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РИСОВАНИИ С НАТУРЫ

Рисунок - это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проекции.

В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая пере дает и действительную его форму. В перспективном рисунке крупного по раз мерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и действительная величина объекта.

Между действительной и видимой формой предмета имеется различие. Действительная форма предмета неизменна, видимая же его форма многообразна, она постоянно меняется в зависимости от ракурса или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при которой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемого предмета. Например, если рассматривать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боковая поверхность цилиндра не видна. Достаточно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовок устанавливают в таком повороте, чтобы его форма лучше выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего, необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.

Окружающие нас предметы, строительные детали и конструкции обладают различными внешними признаками: физическими (материал, цвет, фактура, освещенность) и геометрическими (форма, соотношение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

https://pandia.ru/text/78/061/images/image002_233.jpg" align="left" width="396" height="440">

От положения точки зрения наблюдателя зависит характер перспектив­ного изображения предмета. Видимая форма предмета заметно изменяется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма предмета зависит также от дистанции наблюдения (рис.2). Сходимость прямых линий, или перспективный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюда­тель находится близко к объекту (точка 1 - горизонтальный угол зрения 45°) сходимость горизонтальных прямых в перспективе становится значительной, при этом точки схода F 1 и F 2 прямых приближены к изображению предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 - углы зрения 30 и 15°) перспек­тивный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изображение пред­мета в этих случаях выглядит по-разному.

При близкой точке зрения (изображение /) перспектива предмета приобре­тает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид, при даль­ней точке и небольшом угле зрения (изображение ///) перспектива изобра­жаемого объекта становится «вялой» и невыразительной. Наиболее вырази­тельное и естественное - перспективное изображение // (угол зрения 30°). Таким образом, на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т. е. положение рису­ющего относительно предмета. Поэтому правильный выбор точки зрения (наи­лучшие 20...40°) и расстояния до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.

При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фраг­ментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспектив­ные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта h - h и точки схода F 1 и F 2 параллельных прямых, если они помеща­ются на листе, или проводят в пределах листа вспомогательные прямые, идущие в точки схода.

Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость. Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе или пользуясь так называемым визи­рованием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.

Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необходимо иметь две прямоугольные проекции предмета - план и фасад (рис.3). На плане здания определим положение центра проецирования или точки зрения S (положение наблюдателя) и положение плоскости проекций или картинной плоскости К. На фасаде наметим высоту линии горизонта h - h .

Из точки зрения S проведем через характерные точки плана здания //, /// проецирующие прямые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых продольного F 1 и поперечного F 2 направлений, проведя из точки зрения S прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоскостью К. Полученные точки затем перенесем на перспективу (рис3). Перспектива здания построена с увеличением исходных данных в два раза.

На плане в точке 1, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проецируется в натуральную величину. Размер ребра 1 также перенесем на перспективу, увеличив его, как и все измерения, в два раза. Остальные вертикальные ребра проецируются сокращенными. Из концевых точек ребра 1 проведем прямые в точки схода F 1 и F 2- которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 1 и 3, поскольку гори­зонтальные прямые в перспективе изображаются сходящимися в точках схода. При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (по­следняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построе­ния аналогично описанным ранее.

Светотехника и источники света" href="/text/category/svetotehnika_i_istochniki_sveta/" rel="bookmark">источника света , но и от того, на каком расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.

Воздушная перспектива - часть наблюдательной перспективы; ее законо­мерности выявлены в результате натурных наблюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на вос­принимаемую яркость освещенных мест и силу светотени. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем различие между освещенной и затененной час­тями предмета, так называемый светотеневой контраст, погашается и стано­вится менее резким (рис.4). И наоборот, чем ближе расположен предмет к наблюдателю, тем освещенные поверхности становятся светлее и ярче, а за­тененные – темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 4). В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздуш­ную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространственность изображаемой композиции.

Рисование экстерьера.

При рисовании внешнего вида, или экстерьера, здания необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания. Внешний вид здания в общем виде представляет собой объем прямоугольных в плане очер­таний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объемов.

Антураж" href="/text/category/anturazh/" rel="bookmark">антураж - часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и легкие облака.

ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

Архитектурно-строительная графика включает в себя графические сред­ства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изобра­жаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений - ортогонально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эски­зах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).

В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы рабо­ты. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную,

или полихромную графику.

Линейная графика - основной графический прием выполнения архитектурно-строительных чертежей. Линейную графику, с помощью которой передают лишь контурное изображение объекта, применяют на всех стадиях

проектирования.

Демонстрационный материал проекта включает в себя также чертежи, при выполнении которых линейная графика дополняется передачей светотени, фактуры и материала здания, а также изображением предметов, окружающих проектируемое здание: людей, растительности, окружающей застройки и т. д.

На рис.6 показано два изображения фасада здания, выполненных различными графическими приемами. Первое изображение выполнено в ли­нейной графике рабочего чертежа, второе - в черно-белой штриховой гра­фике демонстрационного материала к проекту с нанесением теней и передачей окружающих здание предметов. Волнистыми штриховыми линиями выделены цветовые вставки на фасаде здания.

Отмывку тушью применяют в тех случаях, когда на чертеже (обыч­но на фасаде или перспективе) требуется более наглядно выявить пространст­венное построение здания, материал и его фактуру, окружающую здание

Рисование с натуры

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Рисование с натуры
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определœенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целœенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всœех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, огра­ничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В свя­зи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) пред­мета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка ʼʼвидетьʼʼ натуру, сформировать у него умение наблю­дать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих воз­растных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь об­щих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первоначальная задача состоит по сути в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целœе­направленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и гра­фически воспроизводить изображаемый предмет.

Недостаточная активность и слабая целœенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому крайне важно приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует под­готовить соответствующее оборудование.

Большое значение имеет правильный отбор моделœей. При этом крайне важно руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали чересчур сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интерес­ным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бес­цветные.

Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всœех учащихся. Модели не­больших размеров (к примеру, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.

В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину пред­меты, которые устанавливаются в наиболее простом для рисо­вания положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.

Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и име­ют несложное строение (к примеру, воздушный шар, мяч, яб­локо, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для ри­сования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).

По причине того, что учащиеся школы восьмого вида испы­тывают известные трудности в восприятии предметов, нахо­дящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целœесообразно некоторые модели располагать на­клонно. К примеру, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость (ʼʼподнимается в горуʼʼ или ʼʼспускается с горыʼʼ).

На занятиях по рисованию с натуры очень важно вырабо­тать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рису­нок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого крайне важно развивать у детей умения применять среднюю осœевую линию, а также пользоваться простейшими вспомога­тельными линиями для проверки правильности. Особое внима­ние этому следует уделять в третьем-четвертом классах.

Для выработки изобразительных навыков следует на каж­дом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколь­ко (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков базовых гео­метрических форм и отдельных простейших предметов. Много­кратное их рисование постепенно обеспечивает более правиль­ИД воспроизведение графических образов.

В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными ка­рандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в.рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.

Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, крайне важно развивать у них уме­ния целœенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу ри­сования. Развивая у детей умение ʼʼвидетьʼʼ, учитель должен задать ряд вопросов: ʼʼКак принято называть предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длин­нее?ʼʼ

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета͵ отыскивают такую же форму среди геометри­ческих фигур, принœесенных учителœем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всœегда были на уроке рисования.

Для закрепления понятия о какой-либо форме или освое­ния знакомой формы в определœенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой фор­мы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение пред­метов с геометрической формой активизируют умственную дея­тельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше харак­терных признаков изображаемого предмета͵ следует привле­ИДы их внимание к другим сходным объектам. К примеру, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним нужно расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точ­нее передать пропорции предметов прямоугольной формы (на­пример, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (к примеру, чертежную линœейку).

Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изобра­жаемого предмета͵ можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопостав­ляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них со­ответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для срав­нения несколько рисунков изображаемого предмета͵ один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один ри­сунок ʼʼправильныйʼʼ, ʼʼпохожʼʼ, ʼʼкак настоящийʼʼ, другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвер­гаются (рис. 10).

Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги (ʼʼПравильное расположение предметаʼʼ, ʼʼНеправильное расположение предметаʼʼ), должным образом передавать вели­чину рисунка (ʼʼРисунок чересчур великʼʼ, ʼʼРисунок чересчур малʼʼ, ʼʼВеличина рисунка передана правильноʼʼ) (рис. 11).

Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен по­могать детям не только определить его форму, но и вычле­нить контур этого предмета͵ который затем будет изображен на бумаге. Для этого целœесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Οʜᴎ обводят указательным пальцем предмет по контуру, благодаря чему у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о пред­мете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зритель­ном восприятии.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целœесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в данном отношении должна быть дет­ский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты постро­ек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выпол­нения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же по­рядке, в каком составляется модель. Вместе с тем, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целœесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета͵ выполненного на листе бумаги. В этом случае уча­щимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельно­сти учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они ока­зываются беспомощными, в случае если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. По этой причине готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.

Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объясни­тельный рисунок учителя на классной доске – очень эффек­тивное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы на­глядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.

Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые крайне важно при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наи­более важные моменты своего объяснения нужно повторить два-три раза. После этого целœесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.

Соблюдение учащимися определœенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирова­ния работы. При этом способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю крайне важно на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, всœе этапы его выполнения. В первом – третьем классах нужно проводить полный показ всœего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, сти­рается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную по­следовательность.

Во всœех случаях обязательно должен осуществляться прин­цип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на ли­сте, - ϶ᴛᴏ отношение высоты предмета к его ширинœе, после чего переходить к построению составных частей, принимая во вни­мание общую форму модели.

Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: ʼʼЧто нужно нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще нужно нарисовать?ʼʼ Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности поло­жительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.

Одна из задач, которая стоит перед учителœем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся уме­ние рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными тре­бованиями дидактики специальной школы.

Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в ча­стности между рисованием и ручным трудом в младших клас­сах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисова­ние вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объ­емного предмета к плоскостному его изображению (к примеру, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта͵ а затем рисование снего­вика и т.п.).

В общей системе фронтального руководства уроками рисо­вания с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:

Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый пред­мет.

Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.

Располагай рисунок посœерединœе листа.

Изображение не должно быть чересчур большим или, напротив - чересчур маленьким.

Симметричные предметы рисуй с помощью осœевой линии.

Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каран­аш.

Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.

Эти правила в виде таблиц бывают вывешены в классе. Οʜᴎ помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.

Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.

Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета͵ состоящего из нескольких частей, соблюдать определœенную последовательность работы.

Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учи­теля и у детей на партах имеются разборные модели этой иг­рушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта͵ парус, флажок). Далее строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается ло­дочка), посœерединœе ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последо­вательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Οʜᴎ рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).

Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся графические пред­ставления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.

Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят ква­драты среди различных геометрических фигур, которые пока­зывает им учитель.)

Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисо­ванию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадра­та равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включа­ется зрительно-моторный анализатор).

Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.

Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и пере­давать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Содержание урока. Урок начинается с рассматрива­ния натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямо­угольной формы они рисовали на предыдущих уроках (напри­мер, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Далее учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Уча­щиеся с помощью мерки проводят измерения.

После этого учитель показывает на доске последователь­ность выполнения рисунка (рис. 14). Далее рисунок стирается.

Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выхо­дя за контуры.

Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Далее учитель показывает на доске, в какой последовательности нуж­но рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся присту­пают к работе.

Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия - ϶ᴛᴏ ʼʼземляʼʼ, затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На ʼʼземлеʼʼ учащие­ся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посœерединœе изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.

Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию ʼʼпостройкиʼʼ.

Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет слож­ной формы, части которого повторяют известные ученикам гра­фические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), на­зывая формы этих частей (на что похоже).

Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.

Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.

Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

После этого дети рассматривают натуру, определяют основ­ную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.

Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно по­серединœе листа нарисовать круг, а затем всœе необходимые де­тали. Особое внимание следует уделить цифрам (располага­ются они на осœевых линиях).

Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).

Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета͵ пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких базовых частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов со­единœены между собой. Расположены они на раме (телœежке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреп­лены передние и задние колеса.

Рисуют грузовик по частям: сначала телœежку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.

Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой ча­сти машины и взаимному расположению этих частей.

Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).

Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осœевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Приступая к выполнению рисунка, нужно, прежде всœего, нари­совать осœевую линию (ось), затем определить высоту пира­ИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вер­шиной пирамиды; после этого нужно сосчитать количество колец и отметить на осœевой линии место для каждого кольца (прово­дятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, крайне важно следить за изгибами линий их ос­нования и верха (рис. 16).

Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?

2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?

3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?

4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?

5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?

6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?

Рисование с натуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рисование с натуры" 2017, 2018.

На рисование с натуры отводится наибольшее количе­ство часов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности чело­века анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возмож­ностями для развития этой способности.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о пред­мете становятся все более конкретными и ясными, ибо находя­щаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измере­нию и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпук­лой форме предмета темное пятно,- ему кажется, что там впа­дина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в на­чальных классах целесообразно занятия изобразительным искус­ством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка).

Другие примеры: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная; дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в шко­ле ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме пред­метов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рас­сматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким дета­лям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисо­вывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспек­тивное рисование, имеет для развития пространственного мышле­ния и воображения. Уже при знакомстве с элементарными пра­вилами перспективы происходит сложнейший процесс простран­ственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемно­го предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывает­ся на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию пред­мета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным пред­ставлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность разви­вать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способст­вует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами свето­теневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элемен­там живописи. В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пей­зажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, аква­рельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а так­же знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшест­вующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры аква­релью основной упор делается на правильную передачу соотно­шений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело под­вести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зри­тельных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), переда­вать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстети­ческого воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет инте­рес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и це­лого, улавливает ритм и Гармонию форм природы, цветовых от­тенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 минут).

Предметы для рисования с натуры в 1-3 классах ставят­ся во фронтальном (или профильном) положении. Основ­ное внимание учащихся направляется на определение и пе­редачу пространственного положения, пропорций, конст­рукций, а также цвета изображаемых объектов.В 4 классе дети усва­ивают навыки изображения объемных предметов, находя­щихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет рас­положен углом к рисующему и имеет две точки схода для со­кращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Первая младшая группа. Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

В работах В. Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа.

Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает им задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению. Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятии после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.

Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы. Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е.А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально.

В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке. Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Когда ребенок мускульно ощутит это движение, он сможет произвести его самостоятельно. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы. Так как, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, то учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму. Хотя эти предметы остаются перед глазами детей и в процессе занятия, они еще не служат натурой.

В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок. Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного. Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета.

Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.

Средняя группа. Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.

У детей, пришедших в среднюю группу, уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Эти программные требования основываются на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия. Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части). При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковы). При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д. Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где? Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок. При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.

В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он знакомит детей с принципом построения узора, с элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Если это был новый композиционный прием или новое красочное сочетание, дети повторяют рисунок образца без изменения, иначе поставленная задача может заслониться другими целями, самостоятельно поставленными ребенком.

Использование художественного слова в средней группе занимает большее место. С одной стороны, художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни. В этих случаях словесный образ должен главным образом воздействовать на чувства детей и в то же время ясно передавать внешние черты предмета, указывая на какой-либо один зримый признак.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию.

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбираются предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис, плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка). Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).

Рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, как, например, неваляшка и др. Сложное построение растения, у которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно. Еще сложнее натура - игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное, следует брать плюшевые игрушки с простыми формами - удлиненные лапы, овальное туловище, круглая голова, например мишку.

В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов. Основная структура предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д. Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок.

Расположение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы ясно были видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детям дается задание передать движение. Натура способствует усвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натура помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка, как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа, по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка у себя на листе.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые. После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.

Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.

Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч - у нее нарисованы руки, поднятые вверх. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Восприятие картины должно основываться на наблюдениях в жизни, помогать ребенку осознать виденное.

В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем «примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра. Все внимание должно быть сосредоточено на выполнении этой задачи, поэтому здесь вполне оправданно копирование детьми образца воспитателя, подкрепленного наглядным показом последовательности рисования лепестков - вверху-внизу, слева-справа, между ними. Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т.д., не нарушая поставленной задачи.

Часто использование натуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали. Такой же показ основного построения предмета и при рисовании других предметов, когда их изображение дается вновь. Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т.п. Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение. Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.

Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению. У детей пяти лет повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натурой или образцом. Ребенок может заметить несоответствие, ошибку; хотя дать полную, объективную оценку собственного рисунка - правильно или нет он выполнен - еще не может. И этого добиваться от него не надо, так как важнее, чтобы ребенок сохранил чувство удовлетворения от своей работы.

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя. Детей можно научить рисовать натуру с определенной точки зрения, если положение ее не очень сложно.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей. Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно. На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера (Приложение 1). Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям. Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

Художественные задачи, которые следует ставить перед детьми при рисовании с натуры:

Пространственные - больше, меньше, ближе, дальше, выше, ниже, сравнение формы предметов, перекрывание одного предмета другим, передача цветом пространственных отношений;

Цветовые - контрастные или сближенные цвета, различные оттенки одного и того же цвета, получение одного цвета путем смешения разных красок (например: получить зеленый цвет путем смешения желтой и синей, черной и желтой красок); выделение цветового центра, теплые и холодные цвета;

Тональные - светлое на темном, темное на светлом.

Количество поставленных художественных задач должно быть одна-две, в подготовительной группе, при условии уже имеющегося опыта рисования с натуры, можно ставить и три задачи, но не более. Когда перед рисующими поставлены конкретные задачи, то по окончанию работы легко оценить их выполнение. В результате ребенок научается правильно видеть, сравнивать, оценивать свои работы. А подсказать, как исправить ошибки должен воспитатель.

Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины. Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии. Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его.

Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Иногда образец может быть использован при предметном или сюжетном рисовании, но не с целью копирования, а для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы. Например, при рисовании улицы даются образцы различных узоров чугунных решеток, форм окон и оконных переплетов и т.д., т.е. не полное изображение предметов, а различные варианты каких-либо деталей.

Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения. Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т.е. сам процесс работы над ним. Легче это организовать в летнее время, когда воспитатель на участке рисует что-либо с натуры - пейзаж, дом или отдельные предметы. Дети наблюдают за процессом работы, а воспитатель привлекает их к обсуждению: что теперь надо рисовать? Где? Какого цвета? и т.п.

В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов. Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения. Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.